Действие враждебной силы и опыты греха в обществе верующих Апостол видел еще в свое время. Он видел, что некоторые совратились в след сатаны ( 1Тим. 5:15 ; ср. Еф. 5:5–7 ), что уловляются диаволом в его сети ( 2Тим. 2:26 ), который чрез ложное учение старается склонить верующих к отпадению от веры ( 1Тим. 4:1 ), – говорит о «согрешающих», которых следует обличить ( 1Тим. 5:20 ); не смотря однако на эти отступления от идеи святости, Апостол Павел так твердо и убедительно говорит о святости церкви. Церковь для того и учреждена, чтобы она, постепенно ослабляя силу зла и греха, всё более и более приводила своих членов к святости. В этом состоит ее жизнь и историческое назначение. Апостол смотрит на христианина, как на ратоборца, который, чтобы укрепиться Господом и могуществом силы Его, должен вести брань против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего ( Еф. 6:10–12 ). Для сего он вооружает христианина во всеоружие Божие: «и так станьте», говорит он, «препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать миру: а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленныя стрелы лукаваго, и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» ( Еф. 6:14–17 ). Все эти наставления были бы излишни, если бы Апостол проявление в церкви зла и греха считал не совместимым с характером ее святости. Если Апостол облекает христианина во всеоружие Божие с целию противостоять козням диавольским, – значит зло и грех , существуют и действуют в церкви. Борьба, сокращая одно (грех), возвышает другое (святость). Проявление зла с одной стороны предохраняет членов церкви от погружения в бездеятельность, безпечность и нравственное усыпление, с другой – вызывает силы их на борьбу и путем этой борьбы укрепляет их; а следовательно, совершенствует и возвышает характер святости. Что касается самых грешников, то церковь в отношении к ним поступает по внушению христианской любви. В силу этой любви она не сразу отсекает их от своего общества; но ждет от них покаяния, употребляя для сего все средства, внушаемые любовию, не исключая и мер строгости обличения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Но так как блаженному соединению с Богом препятствуют всем нам грехи наши и блаженному покою нашему в Господе полагают сильную преграду наши земные пристрастия, то надежда христианина, как добродетель, требует, чтобы мы в надежде на будущее блаженство всю жизнь боролись со грехом и побеждали его, призывая в помощь Господа Иисуса Христа, и упражняли себя во всякой добродетели, по слову Господа: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный [ Мф. 5, 48 ]. Таково свойство христианской надежды: надеяться на Господа, но и самому трудиться в духовном делании, в очищении себя. И вот свойства христианской надежды: терпение в борьбе со грехом, [понуждение] себя в продолжение жизни ко всякому добру и усилие отстать от всякого греха. Царство Небесное силою берется, говорит Спаситель, и употребляющие усилие восхищают его [ Мф. 11, 12 ]. До крови стоять противу греха. Но как грех, в нас живущий, проник всё наше существо, и от ног даже до главы нашей нет в нас целости [рус.: здорового места] [ Ис. 1, 6 ], а всё в нас – один цельный, злокачественный труп, так как грехом крайне заражено наше сердце, от коего постоянно исходят помышления злая... прелюбодеяния... [ Мф. 15, 19 ], то нам предстоит трудная борьба с собою и с виновником всякого зла диаволом на всю жизнь; в нас самих [...] должна совершаться упорная война. В чем состоит, возлюбленная братия, внутренняя, или сердечная, брань наша противу греха? Объясним. Вот вы, с Божиею помощию, решились исправиться в жизни и вести себя по заповедям Божиим. До сих пор вы жили без страха Божия и не давали себе отчета в своей жизни, не поверяли своих дел и зол (и всякий грех для вас был по вашему понятию), творяще волю плоти и помышлений своих [ Еф. 2, 3 ]. Вы давали себе простор во всем: думали, что хотели, желали, положим, чего хотели, говорили и делали без строгого разбора, что хотели; знали, что есть Закон Божий писанный, или Божии заповеди, но до них вам было мало дела, как до чего-то стороннего, – многие из вас их не знали и не знают; знали, что в вас есть совесть и что совесть есть глас Божий: что она одобряет, то хорошо, что осуждает – худо, но вы думали, этот глас в нас (у нас есть воля: можно и не послушать своего гласа, вопиющего в пустыне души нашей, и не слушались часто; знали, что и люди в свете одобряют добро и осуждают зло, но до суда человеческого опять дела вам было мало; вы думали: люди все во грехах, и грешнику грешника судить – пользы и успеха мало, потому что кто, говаривали вы, другого осуждает, тот сам то же делает: буду делать, что хочу, несмотря на пересуды подобных мне грешников).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря О старообрядческом расколе к настоящему времени составилась целая библиотека книг и статей. Приведу некоторые: В.В.Андреев. Раскол и его значение в народной русской истории, СПб., 1870; А.К.Бороздин. Протопоп Аввакум: Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке, 2-е изд., СПб., 1900; Макарий (Булгаков) , митрополит. История русского раскола, известного под именем старообрядчества, 3-е изд. СПб., 1889;; М.В.Зазыкин. Патриарх Никон и его государственные и канонические идеи, тт.1–3, Варшава, 1931–38 (репринт – М.,1997); С.А.Зеньковский . Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века, М., 1995. Острожская Библия (1581 г.) – первое печатное издание Священного Писания на славянском языке. Князь Константин Константинович Острожский хотел дать православным людям доступный славянский библейский текст. Она ближе к греческому переводу (Септуагинте), чем Геннадиевская Библия. Содержавшиеся в Острожской Библии недостатки были устранены в Елизаветинском издании. Как понимать слова, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей тьмы века сего»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Уже в самом начале бытия мира, когда древний искуситель нашел вход в сердца наших прародителей, и произошло грехопадение, Господь сказал соблазнителю: «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» ( Быт. 3:15 . Это самое раннее обетование о Спасителе исследователи называют Первоевангелием. С того времени не прекращается борьба. Диавол и все демоны никакой духовной силой не обладают. Их мнимая сила проявляется только тогда, когда мы бессильны, когда придаем им значимость. Поэтому св. апостол Павел призывает «стать против козней диавольских» ( Еф. 6:11 . Главный способ врагов нашего спасения – в мыслях боримого представлять истинным то, что является ложью, предлагать под видом добра то, что оказывается худым, внушать обманчивые надежды, побуждать делать то, что превосходит наши силы в одних случаях и расслаблять нашу волю неуверенностью в себе – в других. «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин. 8:44 . Именно против хитростей демонов, их козней советует святой Павел нам как воинам Христовым стоять бодро: «станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» ( Еф.6:14–18 ). Почему царица Александра Федоровна канонизирована наравне с великой княгиней Елисаветой Федоровной?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В состоянии ли мы с Библией в руках отражать ложные учения и практику? Книга Неемии предлагает нам внушительную картину того, как может и должна выглядеть сегодня духовная брань. Мужи Неемии строили стены Иерусалима, одной рукою производя работу, а другой держа копье ( Неем. 4:17 ). Нам необходимо научиться у этих мужей, чтобы ничто не могло отвлечь нас от труда в Царстве Божьем и чтобы мы всегда были готовы защищать Церковь Божью и дело Божье от любой тактики врага. «Молитвенная борьба» Прочитав о том, что в рамках «ведения духовной брани» будто бы целыми днями совершались молитвы, мы должны были спросить себя: как обстоит дело с нашей личной молитвенной жизнью и молитвенными часами в церкви? Есть ли в нашей церкви такое время, когда мы совместно и с постоянством молимся об определенных нуждах? Проводили ли мы когда-нибудь дни или ночи в совместной молитве? Во многих местах церковный «молитвенный час» состоит из примерно четверти или половины часа в конце богослужения или библейского часа. Немногие и часто одни и те же братья произносят общие молитвы, содержание которых после окончания молитвенного собрания едва ли кто из членов церкви может вспомнить. Как нуждаемся мы в таких молитвенных собраниях, какие происходили в дни апостолов: «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением» ( Деян.4:31 ). «Пророчество» В главе о пророчестве уже подчеркивалось, как настоятельно необходимо, чтобы народ Божий имел сегодня мужей, которые, пребывая в присутствии Божьем, в силе Духа Святого проповедовали бы написанное Слово Божье, применяя его к жизни слушателей. Но как много церквей, называющих себя верными Библии, соответствуют описанию Иеремии: «Рабы господствуют над нами, и некому избавить от руки их. С опасностью жизни от меча, в пустыне достаем хлеб себе... Прекратилась радость сердца нашего...» ( Плач.5:8–9:15 ). Сколько членов церкви страдает от бессильных, сухих проповедей в их церквах, где предлагается не свежая, содержательная пища Слова Божьего, а, к огорчению слушателей, «ослиные головы» и «голубиный помет», как во время голода в Самарии ( 4Цар.6:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ostorozh...

10:13). И как ни много позволял Господь диаволу искушать раба своего Иова, но при всем том полагал предел действиям злобного искусителя: И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей (Иов. 1:12). При таком устроении дела диавол отнюдь не насильно влечет нас ко грехам: «он не мог, говорит святой Иоанн Златоуст, убедить Иова, несмотря на бесчисленные искушения, произнести даже одно богохульное слово; отсюда ясно, что в нашей власти следовать или не следовать его советам, и что мы не терпим от него никакого насилия, никакого тиранства ( τυραννδα ).” «Он вредит нам, по словам блаж. Августина, не принуждением ко злу, а лишь советом, не исторгает у нас согласия, а испрашивает его.» Посему одним твердым сопротивлением его советам мы можем прогонять его от себя: противостаньте диаволу, и убежит от вас (Иак. 4:7). И если трудна борьба с ним, то только для слабых в вере: «для любящих Бога всей душой брань с ним (диаволом) тоже, что и ничто, а для любящих мир она трудна и невыносима,» свидетельствует святой Ефрем Сирин. 2) Цель же, для которой попускает Господь все ухищрения исконного обольстителя, ищущего погибели нашей, есть наша нравственная польза, наше спасение. Ибо искушения диавола, как и все искушения, попускаемые на нас Богом: 2.1. Служат часто врачевством для исцеления нас от духовных болезней, или бывают наказаниями за наши прежние грехи, чтобы вразумить нас, удержать от новых грехов и спасти от больших, вечных наказаний: сего ради , писал святой Апостол к Коринфянам, многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1 Кор. 11:30—32). К числу такого рода искушений относятся, в частности, те, когда демоны, по допущению Божию, вселяются в человека, и мучат его. «Человеколюбец Бог, говорит святой Василий Великий, употребляет жестокость их (демонов) к нашему уврачеванию, как мудрый врач употребляет яд ехидны к излечению больных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

О, много у нас врагов. Каждый из нас имеет недруга в самом себе. Ветхий наш человек есть уже? враг нам. Мы во Христа облеклись, да семя ветхого, порочного человека осталось в нас. Вот оно-то и способно произрасти плод по роду своему. Только бодрствующий над собою может примечать внутреннюю брань со грехом и, с помощью Божиею, побеждать его. В самом, деле остановитесь вниманием над внутренним, душевным своим состоянием. Часто ли Христос посещает ваше сердце? Есть ли в нем непрестанное памятование о Боге? Имеет ли сердце усладу только в Божественном? Не обуревается ли оно греховными помыслами и злыми желаниями? К прискорбию, при внимании легко можно приметить холодность в сердце к Господу Богу, А любовь к земным благам, часто до привязанности к ним, наполняет его. Но и грех ведь у дверей сердца. То нападает на него духовное дремание, сон, какое-то бесчувствие. То вдруг протеснится греховная мысль. За нею по следам идет уже и греховное пожелание. Если человек христианин не бодрствует над собою, то и мысль, и желание найдут в сердце его себе приют. Это будет семя греховного дела. При небрежении оно скоро принесет худой плод. Так «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью. Похоть же, зачавши, рождает грех» ( Иак.1:14–15 ). Видите, как нужно стоять на страже, собственного сердца. Из него «исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека», сказал Господь Иисус Христос ( Мф.15:19–20 ). Как спящий может победить сих врагов своего спасения? И бодрствующий над собою, препоясанный, если Господь не даст помощи, не устоит. Не даром ведь говорят, что борьба с самим собою есть самое трудное дело. Все мы как-то любим пожалеть себя, полениться, сложить руки и задремать. Востани, брате, препояшься и бодрствуй на страже своего сердца. Призови Господа. Он близ тебя. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною», говорит Господь ( Откр.3:20 ). Конечно, спящий крепким сном духовного растления не услышит гласа Господня. Кто же бодрствует над сердцем своим, тот услышит и отворит дверь. Приидет Господь, обитель сотворит, и не будет уже места греховным помыслам и желаниям. Если же их не будет, то и греховным делам не откуда будет получить начало. И будет христианин победителем себя. Сила, видимо, не в нем была, да он не препятствовал Господу явить Свою мощь. Он трезвился, бодрствовал. За это и Бог был ему на помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Апостол свидетельствует, что он одержал победу и в другом роде борьбы, говоря: бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое ( 1Кор. 9:26–27 ). Это относится к скорбям воздержания, телесному посту и сокрушению плоти; этим апостол представляет себя мужественным борцом со своей плотью, показывает, что не напрасно давал ей удары воздержания, но умерщвлением своего тела достиг трофея борьбы. Усмирив плоть бичами воздержания и сокрушив ударами поста, духу-победителю он принес венец бессмертия и пальму нетления. Видишь законный порядок ратоборства и усматриваешь исход духовного сражения: как воин Христов, одержав победу над соперницею плотью, повергнув ее к ногам своим, он восседает на колеснице, как великий победитель. (Этим указывается на обычай римлян воздавать почести победителям. Триумфом называлось высшее торжество всех почестей, которое устраивалось только в честь знаменитых вождей или императоров, которые, одержав славную победу над врагами, с торжеством всего народа возвращались в свой город на колеснице позолоченной, которую везли четыре белых коня; на голову им надевали венец золотой; сенат и народ сопровождали их в храм Юпитера Капитолийского для принесения жертвы и отсюда отвозили в дом с пышными церемониями). И потому он бежит не на неверное, потому что надеется скоро войти в небесный Иерусалим. Он бьется (т.е. постом и усмирением плоти) не так, чтобы только воздух бить (т.е. напрасно раздавая удары воздержания), но духов, находящихся в нем (т.е. страсти и похоти). И поскольку эти виды противоборства он совершил и прошел, будучи пожалован многими венцами, то он достойно вступает в сражение с более сильными врагами и, восторжествовав над первыми соперниками, с надеждою взывает: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Еф. 6:12 ). Глава 19. У подвижника Христова не прекращается борьба, пока он находится в теле У подвижника Христова не бывает недостатка в сражениях; но чем больше он возрастает в успехах победы, тем более сильное противоборство наступает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

В последние дни, перед Его славным явлением восстанет народ на народ и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам (Мф.24:7). Но это только будет начало болезней ( Мф.24:8 ), начало дней скорби, когда народы будут преданы во власть пагубного обольщения ( 2Сол.2:9,12 ; Мф.14:11–24), когда сатана будет «обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли – Гога и Магога, число коих как песок морской, собирать их на брань против Потомка Давида» ( Откр.22:16 ; Деян.13:35–38 ; Лк.1:32 ). В этой борьбе в точном смысле исполнится предсказание Валаама ( Чис.24:7 ) о победе идеального Царя Израильтян над Гогом, могущественным властелином народов тьмы ( Иез.28–29 гл.), в лице которого Мессия «упразднит всякое начальство и всякую власть, и силу» ( 1Кор.15:24 ). Согласно предсказанному в древние дни чрез рабов своих пророков Израилевых ( Иез.38:17 ) народы Гога и Магога под водительством князя полночи (тьмы) выйдут на широту земли и окружат стан святых, город возлюбленный ( Откр.20:8 , ср. Иез.38:8–16 ). Однако борьба их с Седящим на престоле славы (Мф.19:28; Откр.4:5; 6:16 ) не будет продолжительна. Ниспадет на них огонь с неба от Бога и попалить их, а диавол этот первообраз Гога, прельщавший народы, ввержен будет в озеро огненное и серное ( Откр.20:9–10 ; ср. Иез.38:22 ; Иез.39:17–22 и Откр.19:11–21 ). В этом факте найдет истинное исполнение пророчество Валаама, что «восставший от Иакова погубит оставшееся от города» ( Чис.24:19 ), т. е. последние поколения «великого города, царствующего над земными царями и вином блудодеяния (поклонения мамоне) своего опьянявшего живущих на земле» ( Откр.18:8–20 ). Затем наступит неприступное и невозмутимое, подобно отдохновению грозного льва ( Чис.24:9 ), блаженное упокоение с Богом духовных потомков Иакова среди нового неба, на новой земле, в небесном Иерусалиме, украшенном как невеста для мужа своего ( Откр.21:1–3 ). И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло ( Откр.21:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

В делах житейских люди, достигающие высокой власти, никогда не захотят видеть других участниками одной с ними чести, потому что там зависть и ненависть нарушают любовь; а в делах духовных не так, но совершенно напротив: мученики тогда особенно и чувствуют свою честь, когда видят подобных себе рабов достигшими участия в их благах, так что кто хочет хвалить мучеников, пусть подражает мученикам, кто хочет превозносить похвалами подвижников благочестия, пусть подражает трудам их, — это принесет мученикам удовольствие не меньше собственных их доблестей. А чтобы убедиться тебе, что действительно они тогда особенно чувствуют собственные блага, когда видят нас в безопасности, и считают это величайшей для себя честью, послушай Павла, который говорит: « теперь мы живы, когда вы стоите в Господе » (1 Фес. 3:8). И Моисей прежде него говорил Богу: « прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал » (Исх. 32:32); я не чувствую, говорит, вышней почести по причине их несчастья. Общество верных есть связное тело: какая же польза голове быть увенчанной, когда ноги подвергаются мучению? А как можно, скажешь, подражать теперь мученикам? Теперь не время гонения. Знаю это и я; не время гонения, но время мученичества; не время таких подвигов, но время венцов; не преследуют люди, но преследуют бесы; не гонит мучитель, но гонит диавол, который тяжелее всех мучителей; ты не видишь перед собой угольев, но видишь разженный пламень похоти. Они попирали уголья, а ты попирай огонь естества; они боролись с зверями, а ты обуздывай гнев, этого дикого и неукротимого зверя; они устояли против невыносимых мук, а ты преодолевай непристойные и порочные помыслы, изобилующие в твоем сердце, — так подражай мученикам. Ныне бо « наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы » (Еф. 6:12). Похоть естества есть огонь, огонь неугасимый и постоянный, есть пес бешеный и неистовый; хотя бы тысячи раз ты отгонял его, он тысячи раз нападает и не отстает; жесток пламень угольев, но этот пламень похоти еще хуже; мы никогда не имеем перемирия в этой войне, никогда не имеем отдыха в настоящей жизни, но борьба постоянная, чтобы и венец был светел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Награду получают одинаково как больной, так и ухаживающий за ним (Там же, с.32). Христианин не должен роптать при постигающей его болезни, а принимать ее как от руки Всевышнего (7, с. 307). Вера помогает в болезнях Нет таких жизненных обстоятельств, в которых бы не проявлялось благотворное влияние веры. Вера утешает в скорбях, помогает в болезнях, дает терпение в страданиях (7, с. 224–225) Борьба духовная, брань Когда страсти молоды, не пустили корней в уме и в сердце, легко побеждаются, а после без посторонней помощи их не одолеешь (13, с.42). Страшливый да не исходит на брань, ибо воины царя земного, ратуя против врагов, за стыд себе вменяют не только бегство с поля битвы, но даже и раны, получаемые ими не лицом к лицу. Так и воины Христовы, приемля и терпя раны от супостата лицом к лицу, чрез искушения наносимые им, этим дока­зывают свое мужество (13, с.43). Жизнь есть брань непрестанная. Каждый христианин или со Христом, или с Его противником. Третьего не дано. В христианине плоть воюет на дух. ПЛОТЬ восстает на дух. Христианин воюет против плоти. Брань плоти и духа в склонностях. Вся жизнь есть брань. На пути ко СПАСЕНИЮ множество препятствий и врагов. На христиан восстают сатана и ангелы его. Борьба с духами злобы тяжела, так как диавол стремится отнять СПАСЕНИЕ. Брань с диаволом в ПОМЫСЛАХ. В борьбе с ПОМЫСЛАМИ человек подобен защищающему дом от разбойников или от пожара. Если не противимся врагам – ПОМЫСЛАМ, то они нас погубляют. Брань христиан с врагом беспрерывная, а если и отступает враг, то с хитростью и коварством. Если христианин не чувствует борьбы, значит, враг завладел им. Находящийся в плену не испытывает этой борьбы. Победа самого себя есть выше всех браней. Искоренять СТРАСТИ, пока малы и не укоренились. Брань духовная непрестанная. Брань предстоит всем христианам. Так как борьба духовная, то и оружие духовное. В духовной борьбе козни врага побеждаются противоположными добродетелями, что и составляет оружие христианина. Победа христианская состоит не в победе над ВРАГАМИ, но в ЛЮБВИ к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010