...Мы должны знать, что не все они имеют одинаковую свирепость и желание, даже не одинаковую силу и злость, именно начинающим и слабым попускаются для борьбы только более слабые духи, а по побеждении этих злых духов всегда постепенно следует более сильная брань против подвижника Христова. А с приобретением сил и успехов для человека увеличивается и трудность борьбы. Ибо никак никто из святых не в состоянии был бы выдержать злость таких врагов, не мог бы противиться их наветам, даже не мог бы снести их жестокости и свирепости, если бы Всемилостивый Заступник и Подвигоположник Христос, присутствующий при нашей борьбе, не уравнивал силы борющихся, не отражал и не обуздывал сильные нападения их, и при искушении не подавал облегчения, чтобы мы могли перенести ( 1Кор. 10, 13 ) (прп. авва Серен, 56, 293). Мы верим, что демоны ведут брань не без труда. Ибо и сами они в этой брани имеют некоторое беспокойство и скорбь, особенно когда сразятся с более сильными соперниками, т. е. святыми и совершенными мужами. А иначе им приписывались бы не сражение, не борьба, а только простое и, так сказать, спокойное обольщение людей. И как бы сталось сказанное Апостолом: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Еф. 6, 12 ). Я подвизаюсь не так, чтобы только бить воздух (ср.: 1Кор. 9, 26 ). ...Где есть подвиг, сражение, битва или борьба, там необходимо бывает усилие, труд, беспокойство, равно бывает у них или скорбь и стыд от поражения, или радость о победе. А когда один состязается с усилием, а другой на сражении остается в праздности и беспечности, и для низложения соперника довольствуется одною волею вместо употребления сил, то это надобно назвать не битвою, не борьбою, не сражением, а каким-то злочестивым и насильственным поражением. Но ясно, что и сами нападающие на род человеческий не меньше употребляют труда, усиливаются, чтобы возмогли одержать над всяким ту победу, какой желают, чтобы не пало на них то посрамление, которое осталось бы на нас, если бы мы были поражены ими, по следующему изречению: да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их (ср.: Пс. 139, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Следует знать и то, что не все бесы свирепы и сильны, они различаются между собой и (сверхестественной) силой, и способностями и страстностью. Воины Христовы в начале своего пути к добродетелям еще немощны, и против них воюют духи послабее. Как только подвижники разобьют слабых, против них в борьбу вступают демоны рангом повыше. Ведь если бы духовная брань была выше человеческих сил, то ни один воин не выстоял бы в столь частых битвах с таким многочисленным и свирепыми врагом. Человеку вообще не хватило бы никаких его сил, чтобы противостоять козням (врагов), если бы в этой схватке не было с ним Христа, человеколюбивого Посредника, Организатора и Судьи, Который следит за тем, чтобы силы противников были равны. Если враг наносит слишком яростные удары, Он их отводит и не дает ему перейти в наступление. Ибо, как сказано в Писании, Он не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы мы могли перенести ( 1Кор. 10:13 ). Разумеется, что и для самих бесов борьба не обходится без напряжения и боли. Ведь им тоже хватает забот и скорбей, особенно когда в борьбе им противостоят крепкие, стойкие и мужественные воины. Это подтверждает и апостол, который сказал: Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей... ( Еф. 6:12 ) и так далее. И еще: Бьюсь не так, чтобы только бить воздух ( 1Кор. 9:26 ). И в другом месте: Подвигом добрым я подвизался ( 2Тим. 4:7 ). А где подвиг, битва и схватки, там неизбежны и страдания, и напряжение, и боль для обеих сторон. Как нас радуют победы и огорчают поражения, такие же чувства испытывают и они. Духи ликуют, когда одержат победу над нами. А если, несмотря на все усилия, им не удастся сломить нас, и они отступают, то на них падет весь позор наших прошлых поражений. Об этом в Писании сказано: Злоба его обратится на его голову ( Пс. 7:17 ). И еще: сеть его, которую он скрыл для меня, да впадет в нее на погибель ( Пс. 34:8 ). Через все это прошел пророк Давид. Своим внутренним взором он глубоко постиг эту невидимую брань и хорошо знал, как враги радуются нашему падению и потому обращался к Богу с такими словами: Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: «я одолел его».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Смотрю, к вечеру уже и приплыли денежки мне и еще что-то приплыло, во славу Божию». 293 Духовная борьба «Воинами будьте, но не рабами греха и страстей. Как страшно попасть в рабство диавольское!» 294 – так призывает схиархимандрит Зосима к борьбе своих чад в евангельском духе, как и апостол Павел, сравнивая христиан с воинами, ведущими духовную брань: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. 295 «И вас зовет Господь: будьте избранным стадом Божиим, отходите от греха, стремитесь исполнить заповеди. Будьте смиренные, кроткие, мирные. К чистоте жизни стремитесь». 296 «Бог любит чистоту», – написал в своей предсмертной записке отец Зосима, и это подтверждается словом Спасителя, заповедавшим явиться тому, кто чист сердцем: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. 297 Борьба в жизни христианина, ставшего на путь духовной жизни, неизбежна, иначе не было бы и награды за победу, не было бы святых. К совершенству и святости призваны все без исключения люди, но для этого необходимо мужественно, с Божией помощью готовиться к духовной брани: «Конечно, похоти будут брать нас. К чистой жизни нужно стремиться. Время сейчас спасать душу от тяжких времен и тяжких испытаний». 298 Как опытный монах, батюшка Зосима советует вооружиться терпением: «Учиться терпеть в наше время, крепко терпеть учиться. Научимся терпеть – легче будет нам нести наш жизненный крест».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Патриаршее приветствие участникам XVII Международного симпозиума по православной духовности 9 сентября 2009 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам XVII Международного симпозиума по православной духовности «Духовная борьба в Православной традиции», который проходит в итальянском городе Бозе с 9 по 12 сентября. Участникам и гостям XVII Международного симпозиума по православной духовности «Духовная борьба в Православной традиции» 9-12 сентября 2009 года, Бозе (Италия) Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Энцо Бьянки! Уважаемые организаторы и участники симпозиума! Сердечно приветствую всех участников XVII Международного симпозиума по православной духовности, организованного монашеской общиной Бозе и посвященного теме: «Духовная борьба в Православной традиции». Эта тема затрагивает самую суть жизни каждого, кто хочет до конца следовать за Христом. В словах, обращенных к ученикам, Спаситель указывает на то, что подлинно христианский путь сопряжен с борьбой, от исхода которой зависит вечная жизнь человека: « Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее » (Мк. 8:34-35). Образ христианской жизни как брани, военного подвига, восходит к словам святого апостола Павла: « Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных » (Еф. 6:11-12). Своей крестной смертью и воскресением из мертвых Господь наш Иисус Христос уже победил силы зла и воссел одесную Бога Отца « превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства » (Еф. 1:21). Но окончательное торжество добра над злом в этом мире еще не достигнуто: хотя замысел Бога о спасении во Христе уже явлен, силы зла еще пытаются помешать конечному преображению мира. И сегодня мы наблюдаем постоянную и непрекращающуюся борьбу между силами добра и зла. Когда мы видим, как в современном мире черное выдается за белое, ложь рядится в одежды правды, а то, что на протяжении всей истории человечества считалось грехом, теперь таковым не признается, мы понимаем, что под угрозу поставлены самые основы духовного и нравственного здоровья общества. Церковь Христова в полном сознании своей спасительной миссии никогда не переставала силою Духа Святого, пребывающего в ней, обличать мир « о грехе и о правде и о суде » (Ин. 16:8), призывая к покаянию и деятельно противостоя силам зла в самых разных сферах общественной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/735067.htm...

По окончании брани победители с торжеством и радостью возвращаются в отечество и от царя своего приемлют почести; так и христиане, благополучно окончив брань свою и блаженно окончив временное житие, с торжеством и веселием идут в отечество небесное и приемлют венец правды от Царя Небесного, Иисуса Христа. «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» ( 2Тим. 4, 7–8 ). Святитель Тихон Задонский ( 104, 250 ). В невидимой брани не всегда и не скоро становимся победителями: победа – дар Божий, даруемый подвижнику Богом в свое время, известное одному Богу... ( 108, 161 ). Борьба с живущей в сердце смертью, совершаемая при посредстве молитвы, под водительством слова Божия, есть распятие, есть гибель души для спасения души ( 108, 163 ). Исполнение... заповедей, или, правильнее, усилие к исполнению заповедей, по необходимости обличает живущий в нас грех, и возбуждает жестокую внутреннюю борьбу, в которой принимают сильнейшее участие духи злобы ( 109, 370 ). Неполезен для человека быстрый переход от состояния борьбы к состоянию духовной свободы ( 109, 374 ). Чтобы бороться с врагом, надо непременно видеть его. Без видения духов борьба с ними не имеет места: может быть увлечение ими и рабское повиновение им ( 110, 7 ). Чувственное видение духов есть принадлежность отшельнической жизни; с общежительными иноками бесы сражаются наиболее невидимо, принося греховные помыслы, мечтания, ощущения и очень редко являясь чувственно ( 110, 25 ). Заповедь дана не только для дел и слов, но преимущественно для их начал, для помышлений, и брань врага направлена преимущественно против ума ( 110, 160 ). Человек должен сражаться против воздушных властей в стране мысленной ( 110, 160 ). Только творящему все без исключения заповеди можно устоять против врага ( 110, 162 ). Тогда только осеняет человека надежда спасения, когда он увидит себя постоянным победителем в невидимой брани ( 110, 166 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Самое бы ужасное – от глубокой веры до самого отвратительного богохульства – всё было бы записано. И ничего сделать невозможно. И не ставьте перед собой задачу: общество обратить в Церковь . Не получается. Потому что параллельно строится также царство. Вот историософия такого дана у блаженного Августина в его книге «О граде Божием». Где граду Божию – Церкви – противопоставляется град, который строится сатаной, злыми силами. И борьба этих двух градов за души – а ведь речь-то идёт о вечности, не просто о чём-то, а о вечности – вот эта борьба безпощадная и не знает никакой жалости. Апостол так и сказал, что наша брань не с плотью и с кровью, а с тьмы века сего, с духами злобы поднебесными (см. Еф. 6:12 ). Поэтому если хотите противостать им, то приобретите оружие. Какое? Откройте послание к Ефесянам и найдите 6-ю главу. Давайте это оружие и иметь. Господи, помилуй. И иметь это оружие. Вот он переосмыслил вооружение римского воина. Смотрите, 11-й стих 6-й главы: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, – не с людьми, не с начальством, не с кем-то, а,] против тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною [пояс], и облекшись в броню праведности [вот кольчуга, которая надевалась на тело], и обув ноги в готовность благовествовать мир; паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие [Вот это оружие]. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне [вот как он хотел, чтобы и о нём], дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования ». Вот щит веры, он и изображён у Казанского собора, такая его маститая фигура; и тут, конечно, да, античная фигура, эти одежды и в руках меч.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Ни один человек не может избежать искушения. Адам был искушаем и не выдержал испытания. Христос был искушаем и выстоял. Величайшие подвижники духа десятилетиями вели тяжелейшую борьбу с испытаниями. «Величайшее искушение для человека — это отсутствие искушений, ибо оно означает, что такой человек оставлен Богом и предан своим страстям» ( Аврелий Августин) . В послании апостола Иакова сказано: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» ( Иак.1:2-3 ). Апостол Павел писал христианам Коринфа: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор.10:13 ). Задача христианина — немедленно вступить в борьбу с греховным помыслом на этой ступени, изгнать его из своей души, мыслей и чувств. Главная опасность в искушении состоит в откладывании начала борьбы с ним. Это может привести к новому этапу — прикреплению . Человек как бы вступает в общение с греховным образом, привязывается, к нему. На этой стадии успешная борьба с грехом уже намного труднее, чем ранее. Вспомним Еву, которая вместо того, чтобы сказать искусителю «отойди от меня» (как это сделал во время искушения в пустыне Христос), продолжала с вожделением смотреть на древо познания добра и зла. Результат — греховный поступок , нарушение заповеди. Для хранения чистоты сердца необходимо постоянное, непрерывное подавление греховных мыслей, желаний, привычек. Эта внутренняя борьба, духовная брань , продолжается всю жизнь. Тому, как правильно вести её, учит аскетика . Аскетика — раздел богословия, изучающий приёмы внутренней духовной брани со злом. Борьба за чистоту сердца немыслима без покаяния. Покаяние (гр. метанойя — «изменение сознания», «перемена ума») — изменение жизни человека, заключающееся в отвержении им греха и стремлении проводить жизнь в согласии с волей Бога. В покаянии нуждается каждый человек, ибо нет людей без греха. Апостол Иоанн пишет: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» ( Ин.1:8-10 ).

http://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-kov...

Но разве все это не доказывает каждому из нас ту очевидную истину, что духовная борьба — удел каждого человека. Духовная брань — это реальность нашей жизни. Апостол говорит: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6, 12). Часть 2 И мы снова читаем 15-й стих: ...похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак. 1, 15). Я думаю, никто из нас не хочет смерти. Но похоть влечет человека ко греху. Похоть тянет наркомана к шприцу, хотя он не хочет умереть от наркотиков! Ни один наркоман не хочет умереть от наркотиков, ни один пьяница не хочет умереть от алкоголя, ни один блудник не хочет умереть от блуда! Но диавол — хитрый обманщик, он внушает наркоману: " Ничего, у этого наркотика правильная доза, у тебя не будет передозировки " . Пьянице он нашептывает: " Ничего, ты и раньше выпивал столько же и даже больше! Все будет нормально: пей, веселись, радуйся " . " Ничего, — говорит диавол блуднику, — ты и раньше грешил с этой женщиной, чего ты опасаешься? Все нормально, все будет в порядке, ничем ты не заболеешь! " Но мы постоянно слышим о том, как люди умирают от наркомании, умирают от алкоголизма, умирают от блуда. Поистине, как сказано у святого апостола Павла, любой грех, который мы творим, приносит разрушение именно нам [ 1 ]. Разрушая других, мы разрушаем себя. А про грех блуда в Писании сказано особо: блуд прямо разрушает тело человека, это грех против собственного тела [ 2 ]. Сейчас, кстати, появилось очень много грехов против собственного тела. И мы должны понять, что эта сладость греха, то, к чему стремится похоть, это только порожек, за которым — смерть. Страшная смерть! Так как нам в Центре реабилитации приходится работать и с наркоманами, мне очень часто приходится слышать о том, что от передозировки наркотика погибают совсем молодые люди-наркоманы, умирают несовершеннолетние дети-наркоманы. Не так давно, всего два-три месяца назад я встретил женщину. Вся в слезах она пришла ко мне и рассказала: " Один человек (сам он не был наркоманом) посадил " на иглу " моего мужа и его брата. И муж мой умер от передозировки наркотика. Когда он умер, тот человек, который за деньги доставал им наркотики, позвонил мне и сказал: " Если в милицию сообщишь — всю семью вырежу! " " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   Авва Серен сказал:    «Не может один и тот же бес внушать человеку любую страсть. Для каждой страсти есть определенные духи, которые внушают только ее. Одни услаждаются нечистотой, скверной похотей и их смрадом, другие богохульствами, кто-то радуется гневу и исступлению, а кто-то — унынию, кто — тщеславию, а кто — гордости. И каждому из духов нравится внушать именно ту страсть, которую, как ему заметно, душа принимает с охотой.    Они сеют зло и досаждают людям не одним и тем же способом, а в зависимости от времени, места и лиц. Они то помогают друг другу, то сменяют один другого, но не хранят при этом ни строгой последовательности, ни порядка. Ибо сказано: «Распутный ищет мудрости и не находит» ( Притч 14. 6 ), и еще: «Врази же наши неразумливи» ( Втор 32. 31 ). Впрочем, они приходят к какому-то согласию, когда воюют против нас, и потому, как я сказал, в зависимости от времени и места уступают друг другу. Ведь никто не может одновременно рабствовать тщеславию и разжигаться страстью блуда, надмеваться гордостью и вместе с тем унижать себя чревоугодием, разражаться глупым смехом и в то же время терзаться страстью гнева. Каждый из духов должен соблюдать свой черед, чтобы воевать с человеком. А если он будет поражен и отступит, то уступает брань духу, который сильней его.    Следует знать еще и то, что не все бесы в равной мере свирепы и сильны, но у каждого свое действие, своя сила и свои намерения. Тем из подвижников Христовых, кто лишь вступает на путь добродетели и еще слаб, противостоят более слабые духи. Когда эти духи будут побеждены, то вместо них вступают в борьбу духи, более высокие чином. Если бы духовная брань была не по человеческим силам, то никто из подвизающихся не устоял бы перед таким количеством сильных и беспощадных врагов. Человек вообще бы не смог отражать их нападения, если бы на этом состязании не был посредником, не устанавливал правила и не судил человеколюбивый Христос. Это Он следит, чтобы борьба проходила на равных, по нашим силам. Он отводит противников запрещает им те приемы, которые слишком сложны для нас, и, по слову Писания, не попускает нам «быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы мы могли перенести» ( 1 Кор 10. 13 ).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=214...

Диавол не перестанет гнать Церковь , но Церковь, имеющая два орлиных крыла – Ветхий и Новый Завет – скроется от диавола в пустыню, под которой можно понимать и духовную и чувственную пустыню, в которую скрывались и скрываются истинные христиане–подвижники. Святой Андрей Кесарийский говорит: «И так всегда, особенно же в пришествие антихриста, который будет, как многократно говорилось, владычествовать назначенное время – три с половиною года. В то, быть может, время избегнут от него и укрывающиеся в пустыне чувственной – горах, пропастях и пещерах» (гл. 35)., Откр. 12:15–16. И испусти за женою изъ устъ своихъ воду яко рку, да ю въ рц потопитъ. И поможе земля жен, и отверзе земля уста своя, и пожре рку, юже изведе от устъ своихъ. И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей. Под этой «водой» св. Андрей понимает «множество или злых демонов, или различных искушений», а под землей, поглотившей эту воду, – «смиренномудрие святых, которые, говоря от сердца, „аз есть земля и пепел“ ( Быт. 18:27 ), тем самым расторгают все диавольския сети, ибо, как открыто Ангелом Божественному Антонию, ничто так не пресекает и не сокрушает силы диавола, как смирение» (35). Некоторые понимают под этим страшные гонения на Церковь от языческих императоров, и реки лившейся тогда христианской крови. Подобно реке, разливающейся по земле и поглощаемой ею, все злобные усилия сатаны рушились и исчезли без следа, когда христианство восторжествовало над язычеством при императоре Константине Великом . Откр. 12:17. И разгнвася на жену и иде сотворити брань со оставшимъ сменемъ ея, иже соблюдаютъ заповди Бoжiя и имютъ свидтелство Иисусъ Христово. И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа. Это та непрерывная и многовековая борьба, которую повел диавол против всех истинных сынов Церкви по утверждении христианства на земле и которую он будет вести все в возрастающей степени до скончания мира, пока его усилия не истощатся и не окончатся в лице антихриста. Параллельные места к двенадцатой главе

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010