Самое бы ужасное – от глубокой веры до самого отвратительного богохульства – всё было бы записано. И ничего сделать невозможно. И не ставьте перед собой задачу: общество обратить в Церковь . Не получается. Потому что параллельно строится также царство. Вот историософия такого дана у блаженного Августина в его книге «О граде Божием». Где граду Божию – Церкви – противопоставляется град, который строится сатаной, злыми силами. И борьба этих двух градов за души – а ведь речь-то идёт о вечности, не просто о чём-то, а о вечности – вот эта борьба безпощадная и не знает никакой жалости. Апостол так и сказал, что наша брань не с плотью и с кровью, а с тьмы века сего, с духами злобы поднебесными (см. Еф. 6:12 ). Поэтому если хотите противостать им, то приобретите оружие. Какое? Откройте послание к Ефесянам и найдите 6-ю главу. Давайте это оружие и иметь. Господи, помилуй. И иметь это оружие. Вот он переосмыслил вооружение римского воина. Смотрите, 11-й стих 6-й главы: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, – не с людьми, не с начальством, не с кем-то, а,] против тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною [пояс], и облекшись в броню праведности [вот кольчуга, которая надевалась на тело], и обув ноги в готовность благовествовать мир; паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие [Вот это оружие]. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне [вот как он хотел, чтобы и о нём], дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования ». Вот щит веры, он и изображён у Казанского собора, такая его маститая фигура; и тут, конечно, да, античная фигура, эти одежды и в руках меч.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

По окончании брани победители с торжеством и радостью возвращаются в отечество и от царя своего приемлют почести; так и христиане, благополучно окончив брань свою и блаженно окончив временное житие, с торжеством и веселием идут в отечество небесное и приемлют венец правды от Царя Небесного, Иисуса Христа. «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» ( 2Тим. 4, 7–8 ). Святитель Тихон Задонский ( 104, 250 ). В невидимой брани не всегда и не скоро становимся победителями: победа – дар Божий, даруемый подвижнику Богом в свое время, известное одному Богу... ( 108, 161 ). Борьба с живущей в сердце смертью, совершаемая при посредстве молитвы, под водительством слова Божия, есть распятие, есть гибель души для спасения души ( 108, 163 ). Исполнение... заповедей, или, правильнее, усилие к исполнению заповедей, по необходимости обличает живущий в нас грех, и возбуждает жестокую внутреннюю борьбу, в которой принимают сильнейшее участие духи злобы ( 109, 370 ). Неполезен для человека быстрый переход от состояния борьбы к состоянию духовной свободы ( 109, 374 ). Чтобы бороться с врагом, надо непременно видеть его. Без видения духов борьба с ними не имеет места: может быть увлечение ими и рабское повиновение им ( 110, 7 ). Чувственное видение духов есть принадлежность отшельнической жизни; с общежительными иноками бесы сражаются наиболее невидимо, принося греховные помыслы, мечтания, ощущения и очень редко являясь чувственно ( 110, 25 ). Заповедь дана не только для дел и слов, но преимущественно для их начал, для помышлений, и брань врага направлена преимущественно против ума ( 110, 160 ). Человек должен сражаться против воздушных властей в стране мысленной ( 110, 160 ). Только творящему все без исключения заповеди можно устоять против врага ( 110, 162 ). Тогда только осеняет человека надежда спасения, когда он увидит себя постоянным победителем в невидимой брани ( 110, 166 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Но разве все это не доказывает каждому из нас ту очевидную истину, что духовная борьба – удел каждого человека. Духовная брань – это реальность нашей жизни. Апостол говорит: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной ( Еф.6:12 ). Часть 2 И мы снова читаем 15-й стих: …похоть же, зачав, рождает грех , а сделанный грех рождает смерть ( Иак.1:15 ). Я думаю, никто из нас не хочет смерти. Но похоть влечет человека ко греху. Похоть тянет наркомана к шприцу, хотя он не хочет умереть от наркотиков! Ни один наркоман не хочет умереть от наркотиков, ни один пьяница не хочет умереть от алкоголя, ни один блудник не хочет умереть от блуда! Но диавол – хитрый обманщик, он внушает наркоману: «Ничего, у этого наркотика правильная доза, у тебя не будет передозировки». Пьянице он нашептывает: «Ничего, ты и раньше выпивал столько же и даже больше! Все будет нормально: пей, веселись, радуйся». «Ничего, – говорит диавол блуднику, – ты и раньше грешил с этой женщиной, чего ты опасаешься? Все нормально, все будет в порядке, ничем ты не заболеешь!» Но мы постоянно слышим о том, как люди умирают от наркомании, умирают от алкоголизма, умирают от блуда. Поистине, как сказано у святого апостола Павла, любой грех, который мы творим, приносит разрушение именно нам 23 . Разрушая других, мы разрушаем себя. А про грех блуда в Писании сказано особо: блуд прямо разрушает тело человека, это грех против собственного тела 24 . Сейчас, кстати, появилось очень много грехов против собственного тела. И мы должны понять, что эта сладость греха, то, к чему стремится похоть, это только порожек, за которым – смерть. Страшная смерть! Так как нам в Центре реабилитации приходится работать и с наркоманами, мне очень часто приходится слышать о том, что от передозировки наркотика погибают совсем молодые люди-наркоманы, умирают несовершеннолетние дети-наркоманы. Не так давно, всего два-три месяца назад я встретил женщину. Вся в слезах она пришла ко мне и рассказала: «Один человек (сам он не был наркоманом) посадил «на иглу» моего мужа и его брата. И муж мой умер от передозировки наркотика. Когда он умер, тот человек, который за деньги доставал им наркотики, позвонил мне и сказал: «Если в милицию сообщишь – всю семью вырежу!»».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И, конечно, нужно желание самого человека. Без него ничего не получится. Можно больного поместить в клинику, прокапать, пролечить, но он снова сорвется, потому что так хочет. Желание вылечиться – это уже полдела. Важно также осознать болезнь. Грубо говоря, встать с кровати, посмотреть в зеркало и сказать самому себе, искренне признаться: «Да, я алкоголик. Я болен. Мне нужна помощь». Самое же действенное средство в борьбе с алко- и наркострастями – это вера в Бога. Если человек увидит красоту Православия, начнет участвовать в богослужениях, в жизни прихода по своим силам, поисповедуется в своем этом грехе и других, причастится Святых Христовых Таин, то Господь обязательно его исцелит. Да, это будет трудная и упорная борьба. Быть может, длительная и исцеление произойдет не сразу. Возможно, будут и падения. Но ничего: упал, поисповедовался и без оглядки дальше иди по пути спасения. Вспомним, дорогие братья и сестры, слова святого первоверховного апостола Павла: «…дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» (2 Кор. 12:7). Примерно об этом же пишет и преподобный Никодим Святогорец в книге «Невидимая брань». Святой говорит о том, что у каждого человека есть главная страсть, победив с Божьей помощью которую, можно победить и остальные. Потому, уважаемые читатели, нужно сказать, что у каждого из нас есть своя тяжелая укорененная страсть, к которой прилагается бес. У кого-то – это алкголизм, у кого-то блуд, у кого-то сребролюбие, у кого-то чревоугодие и т. д. И война с этой страстью может продолжаться десятилетия, до конца жизни, до самой смерти. Но главное не попустительствовать ей, не ужиться с нею, не тонуть в ней. Это гибельный путь. Мы же должны, как советует нам божественный Павел, стать, приняв всеоружие Божие: «…препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:14–17). Возьмем же всеоружие Божие и выступим на брань с врагами – грехами да диаволом, на главную битву нашей жизни.

http://pravoslavie.ru/97309.html

После всенощной. Согрешил пред Богом: от множества горьких искушений диавольских возроптал на Господа, сказав, что Он пустил бесов, как волков голодных, на терзание нас и погибель нашу и не останавливает их, когда они пакостят нам, особенно в великие или на великие праздники. Да, тяжка была борьба с ними во время всенощной, после всенощной у Филиппа Степанова на домашней службе и на панихиде у Яцкевича; задавил и задушил меня сатана окаянный. Думаю, что из-за чревоугодия и пресыщения: щей много ел за обедом, мяса всласть, чаю пил вдоволь. Доколе человек-христианин не выходит на духовную брань с врагами невидимыми, дотоле он не чувствует нужды в воздержании и посте и ест-пьет сколько хочет, не терпя наказания, не встречая в своих действиях препятствий, преткновений, искушений, озлоблений, язв со стороны злых духов, но когда выходит на борьбу с ними, не укрепив души и сердца своего постом, тогда как он бывает слаб, бессилен, легко уязвим, жалок, беден, малодушен, боязлив, быв от них уничижен, низложен, посрамлен! Потому Святая Церковь , выводя нас на подвиг духовный, на борьбу с грехом и виновником его диаволом, облекает нас во всеоружие духовное, укрепляет душу постом, молитвой, богомыслием, верою, упованием, любовью. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начольств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных [ Еф.6:11–12 ]. Многообразная тля земная в виде яств и питий, в виде тканей различных, приятных на вид и осязание, в виде злата и сребра и камней драгоценных, самоцветных, в виде различной красивой и удобной утвари домашней, в виде книг всякого рода, исключая, конечно, доброго содержания, в виде газет и журналов мирских – эта разновидная тля земная ежедневно пленяет меня и порабощает и не допускает меня нередко войти в себя как должно, чтобы видеть, кто я и для чего я стал и живу на свете? Какое мое назначение? Осуществляю ли его? Не удаляюсь ли от цели? Не живу ли в мире мечтаний и призраков? Не стремлюсь ли в область мрака и смерти вечной? И, к несчастью, это так. О душа моя, не медли возникнуть из глубины греховной тли и стать на путь истинный, Божий, ведущий к нетлению и бессмертию. Земное всё обманчиво и оставит тебя, и ты оставишь его; стяжи то, что вечно будет с тобою, – чистую и крепкую любовь к Богу и ближнему, милостыню усердную, кротость, незлобие, терпение, бесстрастие. Не убегай от милостыни, от просящих, хотя их и много, – рука Господня не оскудевала и не оскудеет. Она подаст тебе всё нужное без недостатка, не будь только маловерен и безнадежен, малодушен и ропотлив, не имей пристрастия к этому тлению, не заключай его в сокровищах, не заключай сердца своего, утробы своей от неимущих, как это делаешь нередко. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. [ Иак.5:3 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

напрасно раздавая удары воздержания), но духов, находящихся в нем (т. е. страсти и похоти). И поскольку эти виды противоборства он совершил и прошел, будучи пожалован многими венцами, то он достойно вступает в сражение с более сильными врагами и, восторжествовав над первыми соперниками, с надеждою взывает: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф 6, 12). глава 19 У подвижника Христова не прекращается борьба, пока он находится в теле У подвижника Христова не бывает недостатка в сражениях; но чем больше он возрастает в успехах победы, тем более сильное противоборство наступает. Ибо после покорения плоти какое множество противников, какое полчище врагов, раздражаемых его триумфом, восстает против победителя — воина Христова! Это для того, чтобы воин Христов, разленившись от праздности мирного состояния, не забывал о славных подвигах своего противоборства и, расслабев от бездействия беспечного, не лишился бы на-// 76//грады. Итак, если с возрастанием добродетели хотим взойти к высшим степеням триумфа, то в том же порядке должны вступить в сражения и вновь с апостолом говорить: бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое (1 Кор 9, 26, 27), чтобы, преодолев это сражение, опять с ним (апостолом) мы могли говорить: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф 6, 12). Ибо иначе мы никаким образом не сможем сразиться с ними и не заслужим того, чтобы вступить в духовную борьбу, если будем побеждены в сражении с плотью и разбиты в борьбе с чревом. Тогда справедливо будет нам сказано апостолом с укоризною: вас постигло искушение не иное, как человеческое (1 Кор 10, 13). глава 20 Монах не должен изменять время принятия пищи, если хочет вступить в подвиг борьбы Итак, монах, желая вступить в подвиг борьбы, во–первых, должен быть осторожен, чтобы, побеждаясь сластью какого–нибудь питья и пищи, не позволять себе принимать пищу до законно установленного и общего часа обеда, да и по окончании обеда не позволять себе брать хоть сколько–нибудь пищи и питья; также должен соблюдать установленное время и меру сна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

5) Видим в святом Евангелии, что о тех, которые искали младенствующего Иисуса, чтобы убить, написано: Умерли искавшие души Младенца (Мф. 2:20). Так суд Божий постигает всех тех, кто благочестивых озлобляет и гонит. Души благочестивые, как овцы, смиренны, кротки и безоружны, но Бог за них стоит и защищает их и своевольных и нечестивых смиряет. Отсюда видим, что дивные Божии суды их постигают, и там падают в ров, где не чают, и ту яму, которую для благочестивых выкапывают, приготавливают самим себе. Так Авессалом, сын Давидов, искал, как бы святого своего отца убить и царством Израилевым завладеть, но вместо этого погибель себе нашел (см. 2 Цар. 15:1–18). Аман приготовил было виселицу неповинному Мардохею, но на той виселице сам был повешен (см. Есф. 3:1– 7; 10). Фараон, царь египетский, гнался следом за Израилем и хотел опять мучительством своим озлобить его, но узнал на себе праведный суд Божий и в море со всем воинством своим потонул (см. Исх. 14:5–30). Подобный суд Божий и ныне постигает всех своевольных, которые озлобляют и гонят благочестивых. Видим в святом Евангелии, что Иисус Сын Божий плотию, которую ради нашего спасения воспринял от Пречистой Девы Богородицы, возрастал (Лк. 1:80), как и прочие люди, и, придя в совершенный возраст, крестился (Мк. 1:9) в струях иорданских, освящая воды Своим прикосновением, и установляя Таинство спасительного крещения нашего и таинственную баню возрождения (Тит. 3:5) нашего, которой мы, оскверненные, омываемся, и умершие, оживляемся, и погибшие, спасаемся, и обветшавшие и истлевшие, обновляемся, и отлучившиеся от Бога, к Богу опять возвращаемся и неотступно за Ним следуем, и с Ним примиряемся, делаемся наследниками вечного Его царствия. Видим в святом Евангелии, что Иисус Христос после Своего Крещения возведен был Духом в пустыню (Мф. 4:1), и искушаем был сатаною (Мк. 1:3), и победил искусителя. Отсюда видишь, христианин, что всякого, кто родится водою и Духом, то есть всякого христианина ожидает искушение от дьявола и с ним постоянная борьба. Если Христа Сына Божия дерзнул искушать злохитрый дух, неужели оставит христиан? Христос Господь во всем образ нам Собою подал. Он искушаем был сатаною – надо и нам искушенными быть. Он победил искусителя силою Своею – надо и нам Его силой врага победить. Не на оперы и роскошные банкеты позваны христиане, но на брань и подвиг духовный, и подвиг не против плоти и крови, а против дьявола и злых его духов. Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6:12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Диавол не перестанет гнать Церковь , но Церковь, имеющая два орлиных крыла – Ветхий и Новый Завет – скроется от диавола в пустыню, под которой можно понимать и духовную и чувственную пустыню, в которую скрывались и скрываются истинные христиане–подвижники. Святой Андрей Кесарийский говорит: «И так всегда, особенно же в пришествие антихриста, который будет, как многократно говорилось, владычествовать назначенное время – три с половиною года. В то, быть может, время избегнут от него и укрывающиеся в пустыне чувственной – горах, пропастях и пещерах» (гл. 35)., Откр. 12:15–16. И испусти за женою изъ устъ своихъ воду яко рку, да ю въ рц потопитъ. И поможе земля жен, и отверзе земля уста своя, и пожре рку, юже изведе от устъ своихъ. И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей. Под этой «водой» св. Андрей понимает «множество или злых демонов, или различных искушений», а под землей, поглотившей эту воду, – «смиренномудрие святых, которые, говоря от сердца, „аз есть земля и пепел“ ( Быт. 18:27 ), тем самым расторгают все диавольския сети, ибо, как открыто Ангелом Божественному Антонию, ничто так не пресекает и не сокрушает силы диавола, как смирение» (35). Некоторые понимают под этим страшные гонения на Церковь от языческих императоров, и реки лившейся тогда христианской крови. Подобно реке, разливающейся по земле и поглощаемой ею, все злобные усилия сатаны рушились и исчезли без следа, когда христианство восторжествовало над язычеством при императоре Константине Великом . Откр. 12:17. И разгнвася на жену и иде сотворити брань со оставшимъ сменемъ ея, иже соблюдаютъ заповди Бoжiя и имютъ свидтелство Иисусъ Христово. И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа. Это та непрерывная и многовековая борьба, которую повел диавол против всех истинных сынов Церкви по утверждении христианства на земле и которую он будет вести все в возрастающей степени до скончания мира, пока его усилия не истощатся и не окончатся в лице антихриста. Параллельные места к двенадцатой главе

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Иоанн Богослов. «Апостол языков» при этом исходит из того, что для христианина Господь есть «живая норма деятельности, его постоянный принцип, неизменное начало его жизни. Каждое душевное явление, каждое движение сердца, каждое решение воли, каждый поступок его определяется исключительно только этим началом». Различая в человеке «плоть» и «дух», «внешнего» и «внутреннего» человека, он полагает, что «в крещении умирает ветхий человек или плоть, но продолжает жить дух, обновленный и преображенный, его лучшее “я”», а поэтому «определяющим началом человека становится дух его, обновленный Духом Святым и посвящающий жизнь свою служению Богу» 37 . Отсюда проистекает, что христианин должен искать «горнего», о нем помышлять, «а не о земном», вследствие чего умертвить земные члены свои: блуд, нечистоту и т.д. (см. Кол. 3:1–5 ) 38 . Однако в подобном устремлении к горнему христианин встречает мощное сопротивление «ветхого человека» в себе: не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу делаю, то есть делает живущий во мне грех , ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих ( Рим. 7:15–23 ) 39 . «Ветхий» или «душевный» человек сопротивляется «новому по Христу» человеку, поскольку, хотя «душевное в порядке бытия должно было вырасти в духовное», но «рост душевного задержан богоборством. Человеком создана отрицательная душевная культура; поэтому он поставлен в необходимость подходить к христианской культуре отрицательным путем: самоотречение, борьба с духом мира сего на арене собственной плотяности. Для прозревшего сознания плоть противостоит как объективная внешняя сила рядом с духом мира сего, находиться в подобных условиях и очищать себя от скверны плоти означает силою благодати противиться принудительным влечениям расстроенной плоти и участвующих в ее разрушении демонов» 40 . Иначе говоря, противление «ветхому» человеку предполагает духовную брань, значение которой апостол особенно подчеркивает: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной ( Еф. 6:12 ) 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Как говорит священномученик Игнатий Богоносец, " все последуйте епископу, как Иисус Христос — Отцу… Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви... Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь " (Св. Игнатий Антиохийский, Смирн. 8)». В этой связи важно обратить внимание на другую характерную особенность внутрицерковного радикализма — пафос борьбы с оппонентами, которая неправомерно отождествляется с «духовной бранью». Это не что иное, как подмена понятий, ибо забывается истинный смысл духовного противостояния христианина богопротивным силам. Стояние в истине — это прежде всего аскетическая добродетель, требующая постоянного трезвения, непрестанного молитвенного усилия и истинного смирения. В то же время стояние в вере невозможно без благодатного вспомоществования Божия. Об этом ясно говорит Апостол: «Наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять. Всякою молитвой и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф 6:12-18). Духовная брань не имеет ничего общего с мирской борьбой, с противостоянием различных «идеологических» и прочих «партий». Но приходится с сожалением признать, что нередко ревность православных христиан обращается не на совершение духовного подвига, а на разного рода противостояния по образу мира сего. Внимание переносится с внутренней духовной жизни и усилий по устроению церковной жизни на идеологические, политические и прочие мирские заботы. Психологически это можно понять. Ибо углубление в Церковное Предание, обращение к богатствам православной аскетической традиции, ревностное и благоговейное участие в богослужебной жизни Церкви, — это гораздо более трудное дело, чем публичная «борьба» с представителями иных мнений и поиск новых «врагов».

http://patriarchia.ru/db/text/428740.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010