Скачать epub pdf Ответы на вопросы 166 Вопрос. Святые отцы пишут, что чем ближе человек ко Христу и спасению, тем сильнее у него духовная брань. Мне казалось, что брань, наоборот, удаляет человека от Бога. Правильно ли я понимаю? Объясните, пожалуйста. Ответ. Брань может быть разной. Иоанн Лествичник пишет, что брань бывает по трем причинам: первая – это нерадение, вторая – гордость, третья – зависть бесовская. Когда человек приближается к Богу, у него, как говорят святые отцы, усиливается брань. Это происходит от зависти бесовской. Демоны нападают на человека больше, но при этом усиливается и действие благодати; человек терпит невероятные искушения, однако получает от Бога благодатную помощь, вразумляющую и укрепляющую его в этой борьбе. Такая борьба бывает ему на пользу. А когда у человека брань от нерадения (много ест, спит, молится рассеянно или пренебрегает молитвой), тогда никакой пользы быть не может, потому что брань является следствием его неправильного поведения, другими словами – лени. Это очень частое явление. Наверное, нет такого человека, который совсем не поддавался бы нерадению. К сожалению, часто нерадение становится нормой, и человеку кажется, что если он не блудит, не ворует (в наше-то время!), значит, как-нибудь спасается. Что еще с него требовать? Даже если и произойдет что-нибудь страшное, то человек думает, что покается, а Господь простит, Он – милостив. Таким образом человек оправдывает свое нерадение. Брань, связанная с нерадением, преодолевается сравнительно легко. Достаточно устранить причину, и, может быть, не мгновенно, но довольно быстро все становится на свои места. Например, чревоугодие за несколько месяцев или полгода исправляется постом. Однако, если человек поддался гордости, это гораздо страшнее. Во-первых, гордость преодолевается с бльшим трудом. Во-вторых, гордость лишает человека благодати, он становится безоружным. Ничтожное искушение оказывается для него невыносимо тяжелым. Когда случается брань от зависти бесовской, наоборот, могут быть немыслимые искушения, которые в уме не укладываются, однако же Господь укрепляет человека. Конечно, нельзя механически разделить причины браней на три вида: нерадение, гордость и зависть бесовская. Если демоны нападают, значит, они находят к тому какой-то повод в нас самих, может быть гордость или нерадение. В противном случае они не смогли бы к нам приблизиться. Возможно, тогда они стали бы нападать на нас через людей, как, например, они возбуждали ненависть гонителей к мученикам Христовым, отчего те их преследовали. Если демон не может воздействовать на ум человека, он начинает воздвигать брань через людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Ныне гордость, потом сребролюбие, то гнев, то ярость, то пьянство, то блуд и прелюбодеяние, то леность и уныние, то злоба и отмщение и прочие душевныя враги подымаются. Против сих врагов надобно христианину непрестанно бороться, даже до кончины жизни своея. А как бороться, не имея оружия? Но как враги сии суть духовныи, то есть, противу духа воюющии: так и оружию, которым побеждаются, должно быть духовному. А сие духовное оружие СЛОВО Божие показует. Оно наставляет нас, как стоять противу духов злобы поднебесных, как противу плоти страстной подвизаться, как уклоняться от прелестей мира и соблазнов (1:101–102). Всякому христианину следует всегдашняя брань с диаволом (4:243, см. ИСКУШЕНИЕ , 403) (3:230, см. БОДРСТВОВАНИЕ , 111). На христиан восстают сатана и ангелы его Видим в мире сем, что когда возстает царство на царство, то между ими бывает брань: тако и ХРИСТИАНЕ имеют своих врагов, возстающих на них, и бывает с ними брань. На брани мира сего люди на людей возстают: таков брани христианской САТАНА и злые его ангелы противу христиан возстают. Люди, на людей возстающии, видимы суть: но сатана и ангелы его, враги наши, невидимы нам суть. На брани мира сего противная противную сторону видит, и так друг друга опасаются: но в христианской брани христиане видимы от врагов своих демонов, но сами их не видят (4:48). Враг в брани с христианами стремится пленить душу (4:50, см. ВРАГ , 197). Враг всегда преследует, поэтому постоянная борьба (3:440, см. ВРАГ, 208). Борьба с духами злобы тяжела, так как диавол стремится отнять СПАСЕНИЕ Сия брань отправляется благополучно недремлющим оком. Тяжка брань людям с людьми, но далеко тяжчайшая людям с духами злобными. Они нас видят и, что делаем и говорим, примечают: но мы их не видим. Они тщатся у нас отнять не города, не рубежи, не тленное сокровище, но спасение вечное, которое Христос Сын Божий честною Кровию и смертию Своею нам приобрел. Сие неоцененное сокровище восхитить у нас они подвизаются и подвизаются день и нощь. Борют они нас бодрствующих, борют и спящих; наветуют во дни, наветуют и в нощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Сея победы желаем, поищем и иметь с помощью Божией потщимся (3:259–260). Искоренять СТРАСТИ пока малы и не укоренились Малое деревцо, когда исторгается из земли, удобно исторгается: тако всякая злая страсть, пока еще не вкоренилась в сердце и не застарела, без труда от человека изъимается. Великое дерево неудобно и с великою трудностию исторгается из земли; понеже глубоко корень свой в земли утвердило: тако застарелая страсть, в сердце человеческом глубоко вкоренившаяся, с великою неудобностию и трудностию исторгается (4:202–203). Брань духовная непрестанная Брань сия «непрестанно» настоит нам, на всякое время и на всяком месте. Ибо везде и всегда, во граде и пустыне, во дни и нощи страсти наши с нами суть, яко домашние враги; плоть всегда похотствует на духа; и сатана с своими злыми слугами, яко лев рыкая, везде и всегда ходит, иский кого поглотити (3:230) (также 4:51, см. ЖИЗНЬ БЛАГОЧЕСТИВАЯ , 367). Брань предстоит всем христианам Брань сия и подвиг «всем» христианам и всякаго чина и звания людям, имя свое записавшим Христу, належит. Ибо Апостоли святии ко всем христианам без разбора о ней пишут, и поощряют к подвигу. Сего ради всякому, кто хощет СПАСТИСЯ, надобно подвизаться. Следственно худо некоторые от похотолюбивых думают и баснословят, аки бы до единых монахов и прочиих безбрачных надлежало умерщвление плоти. Апостоли бо святии о сем писали ко всем, брачным и безбрачным: и умерщвление плоти разумеется не токмо умерщвление похоти блудныя, что наипаче до безбрачных надлежит, но и прочиих стремлений страстных, как-то: гнева, злобы, зависти, сребролюбия, гордости, мщения, злоречия и проч. Все бо сие зло плоти нашея плод есть, якоже из 5-й главы к Галатом видно, где плотския дела от Апостола исчисляются (3:229) (также 1:47, см. ИДЕАЛ , 398). Борьба с грехами приводит к богообщению (3:328, см. ИСКУШЕНИЯ , 408). Так как борьба духовная, то и оружие духовное Брань бо и подвиг без оружия не отправляется, якоже от брани мира сего, где плоть с плотию и человек с человеком сражается, видети всякому можно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Не чувствовать брани невозможно, но надобно иметь различие в согласии помыслов и преклонении воли. Победу приписывай помощи Божией; а побеждению причина бывает гордость, которой часто и не заметишь за собою (III, 109, 228). …Попускается борьба и сражение за возношение, как сама знаешь (III, 289, 517). Всякому из нас предлежит брань с невидимыми врагами, запинающими нас нашими страстьми. А паче они имеют силу поборать гордых и самолюбивых, а от смиренных сами побораются (III, 25, 82). Усилившуюся брань предварила гордость Случающаяся с тобою брань… может быть, и многие имеет вины, и от высокоумия и мнения о своих исправлениях, которые ты привыкла видеть в себе еще дома, и тут от того не отстаешь (III, 116, 233). Не иметь брани невозможно, но побеждать или побеждаться, от нас зависит. При сильных порывах надобно иметь воздержание как от пищи, так и от зрения, слышания и глаголания, и иметь умеренный сон, а притом сердце сокрушенно и смиренно. Без сего же последнего первые мало помогают. Когда побеждаешься, то знай, что наказываешься за возношение и за осуждение других. Смирись, и спасет тебя Господь! (III, 133,256). Старайся во всех случаях иметь смирение, то не подвижешися во век; а когда увидишь какую-либо брань, преодолевающую тебя, то знай, что ее предварила гордость, и скорей прибегай к сердечному самоукорению и слову: прости (III, 35,102). Ты должен знать, как отцы нас научают, что сильная борьба страстей попущается за возношение наше и за мнение о себе и о своем разуме, также и за уничижение других; врачевство оным есть – смирение, всегдашнее самоукорение; все это доставляет нам мир и успокоение, ибо Господь на смиренных призирает и дает им благодать (I, 393, 683). …Во всяком деле, слове и помышлении имей в виду смирение, то не окрадена будешь вражиими подсадами; ибо оные враги ведут с нами непрестанную брань и без смирения могут низлагать нас (III, 32, 95–96). В духовной брани будьте мужественны и не отступайте от Бога Вижу ваше жительство и нимало не удивляюсь о С м смущении: она находится в борьбе страстей и еще не имеет понятия и сил, как должно им противустоять. Однако, слава Богу, что они есть, со временем будет искусна – падая и восстая, и познавая, какая тягость и вред дружества со страстьми. Велико бы дело было, когда бы тотчас отсекать и без труда; но это не нашей меры, ибо мы еще носим печати гордости и тщеславия, то и надобно их стереть попущением падений и сознанием своих немощей (V, 43, 83).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

БРАНЬ Наша жизнь – духовная война Нест наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным ( Еф. 6, 12 ); равно и оружия воинства нашего не плотския, но духовные, способные на разорение твердем вражиим ( 2Кор. 10, 4 ), о коих также пишет св. Апостол: сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют ( Еф. 6, 13 )… Он велит препоясаться истиною, облечься в броню правды, обуть нозе в утотование благовествования мира, восприять шит веры, в немже возможно все стрелы разжженные лукаваго угасити, и шлем спасения восприять, и меч духовный, иже есть глагол Божий ( Еф. 6, 14–17 ). Вооружась сими оружиями, надобно приступать к брани со многим смирением, а не с самонадеянием; а что брань сия необходима для хотящих спастися, то и премудрый Сирах возбуждает: чадо! аще приступавши работами Господеви Богу, уготови душу твою во искушение ( Сир. 2, 1 )… Видишь, что хотящим спастися неминуемо предлежит брань духовная со врагами душ наших, которые нас борют и побеждают чрез наши же страсти, что вижу и в твоем устроении, описанном тобою (III, 119, 237–238). Всем нам предлежит борьба с невидимыми духами злобы. О чем святые апостолы Петр и Павел довольно ясно в своих Посланиях пишут. Первый: бодрствуйте, стойте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити; ему же противитеся твердо верою ( 1Пет. 5,8–9 ). А второй: несть наша брань к крови и плоти… ( Еф. 6, 12 ). И оба они учат нас вооружаться против него верою в Господа нашего Иисуса Христа… К сим оружиям потребно и смирение. Ибо оному Сам Спаситель научил нас, говоря: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим ( Мф. 11, 29 )… (I, 269, 518). Упомянули вы в своем писании, что Бог не требует более от человека, как исполнения обязанностей звания, в котором он рожден, которые, по разумению вашему, стараетесь исполнить без укору совести. Как сей пункт немаловажен, то и о нем надобно получше рассудить. Обязанность сия состоит в исполнении заповедей Божиих, по обету, данному нами в крещении, в каком бы кто звании ни был; но нам в исполнении оных предлежит сопротивление от врага рода человеческого – диавола, о чем пишут святые Апостолы… Видите, какую мы имеем невидимую войну: он всегда старается бороть род христианский противными действиями заповедям Божиим, чрез наши страсти; к сему служат главные его оружия – страсти: славолюбие, сластолюбие и сребролюбие. Побеждены быв сими, или одною из них, и прочим страстям даем свободный вход действовать в сердцах наших. Из вашего же разумения видно, что вы о сей брани или сопротивлении имеете несовершенное понятие и не столько осторожности, а только старание ваше, без укора совести, исполнять свою обязанность; но и в сию не проникли, как должно, в чем оная состоит. Ежели бы вы исполнили и весь долг свой без укору совести, а лучше сказать, без смирения, то никакой нет пользы (V, 1,12–13).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Брань (борьба) душевная Надо не только бдительно наблюдать за помыслами, но по возможности удаляться от близкого общения с тем, что всего более, приближаясь к нам, приводит нам на память страсти, тревожит и смущает рассудок и производит в душе брани и борения. Ибо ту брань, которая невольно постигает нас, принимать на себя необходимо, но весьма безрассудно воздвигать самим против себя брань произвольную. В первой и поражение (чего да не будет с Христовыми подвижниками!), может быть, получит извинение, а в последней побежденный сверх того, что бывает осмеян, лишается и извинения (5). Бывает у некоторых и другой недуг от невежественных суждений об удалившихся от мира: они думают, что в переменивших образ жизни не расположение одно переменено, но перестроена сама человеческая природа; не рассуждают, что подвижники подвержены тем же страстям и преодолевают их душевной силой и удалением себя от удовольствий, но полагают, что страсти от телесного естества их совершенно устранены. А потому, если человек духовный хоть несколько уклонился от совершенства, тотчас все, даже прежние самые горячие хвалители и почитатели, делаются жестокими обвинителями и сами себя обличают в том, что и прежде расточали похвалы неискренние. Как на поприще, если какой-то борец поскользнется, противник наступает на него немедленно, наносит ему удары и доводит его до совершенного падения, так и они, как скоро увидят, что живущий в подвиге добродетели уклонился несколько от совершенства, нападают на него, как стрелами поражая его укоризнами и клеветами, а не рассудят в себе, что их самих ежедневно уязвляют страсти тысячами стрел; подвижники же благочестия, если и воюют против них подобные страсти, или терпят от них малый какойнибудь вред, или часто и вовсе никакого, и притом имея сильнейшего, нежели они, противника. Поскольку подвижники вызвались на борьбу с противником, то для лукавого весьма важно одержать над ними победу, а напротив, остаться побежденным – значит получить смертную рану, как потерпевшему совершенное поражение во всех частях добродетели. А брань с теми, которые предали себя миру, враг презирает частью потому, что весьма многие из них произвольно стремятся к поражению, будучи уловляемы в грех различными удовольствиями и вожделениями и доставляя противнику нетрудную над собой победу, частью же потому, что с виду и противящиеся несколько греху разными развлечениями легко бывают уклонены от борьбы, обращают хребет и, неослабно поражаемые, несут на себе позорные знаки одержанной над ними победы (5). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Василия Великого. - М. : ДАРЪ, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-485-00227-5 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

3. Посему, когда, услышав кто Божие слово, вступит в подвиг, отринет от себя дела житейские и мирские связи, отречется от всех плотских удовольствий и отрешится от них; тогда, с постоянством устремляя мысль ко Господу, может он дознать, что в сердце есть иная борьба, иное тайное противление, иная брань помыслов от лукавых духов, и что предлежит ему иной подвиг. И таким образом, с несомненною верою и великим терпением непрестанно призывая Господа, ожидая от Него помощи, можно здесь еще получить внутреннее освобождение от уз, тенет, преград и тьмы лукавых духов, то есть, от действия тайных страстей. 4. Сия же брань может быть прекращена благодатью и силою Божией; потому что человек сам собою не в состоянии избавить себя от противления, от скитания помыслов, от невидимых страстей и козней лукавого. Если же кто привязан к видимым вещам в мире сем, опутывает себя многоразличными земными узами и увлекается зловредными страстями, то не познает он, что внутри у него есть иная борьба, и битва, и брань. И о если бы человеку, когда с усилием исхитит и освободит себя от сих видимых мирских уз и вещественных забот и плотских удовольствий, и начнет постоянно прилепляться ко Господу, устраняя себя от мира сего, хотя после сего прийти в состояние познать внутри водворяющуюся борьбу страстей, и внутреннюю брань, и лукавые помыслы! А если, как сказали мы прежде, не отречется с усилием от мира, не отрешится всем сердцем от земных пожеланий, и не пожелает всецело прилепиться ко Господу; то не познает обмана сокровенных духов злобы и тайных зловредных страстей, но остается чуждым себе самому, потому что неизвестны ему язвы его, и, имея в себе тайные страсти, не сознает их; но еще добровольно привязывается к видимому и прилепляется к мирским попечениям. 5. А кто истинно отрекся от мира, подвизается, сверг с себя земное бремя, освободил себя от суетных пожеланий, от плотских удовольствий, от славы, начальствования и человеческих почестей, и всем сердцем удаляется от сего; тот, – когда Господь в сем явном подвиге помогает ему тайно, по мере отречения воли от мира, и когда сам он всецело, т.е. телом и душею утвердился и постоянно пребывает в служении Господу, – находит в себе противление, тайные страсти, невидимые узы, сокровенную брань, тайное борение и тайный подвиг. И таким образом, испросив у Господа, прияв с неба духовные оружия, какие исчислил блаженный Апостол: броню правды, шлем спасения, щит веры и меч духовный ( Еф.6:14–17 ), и вооружившись ими, возможет противостать тайным козням диавола в составляемых им лукавствах; приобретши себе сии оружия молитвою, терпением, прошением, постом, а паче верою, в состоянии будет подвизаться во брани с началами, властями и миродержителями; а таким образом, победив сопротивные силы при содействии Духа и при собственной рачительности во всех добродетелях, соделается достойным вечной жизни, прославляя Отца и Сына и Святого Духа. Ему слава и держава во веки! Аминь. Беседа 22. О двояком состоянии отходящих от жизни сей

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

2,3 II, 21, 3 Итак, как только кто, услышав слово Божие, начнет подвизаться, и отвергнет мірские вещи и мірские оковы, и отречется от всех плотских радостей, отрешившись от них, тогда, крепко держась Господа и всего себя посвящая Ему, он возможет познать, что внутри сердца ведется иная борьба, иное тайное противоречение и иная брань помыслов и злых духов и предлежит иной подвиг. И тогда, стойко борясь, и с крепкой верой и великим терпением призывая Господа, и получая от Него помощь, он может достичь оного внутреннего освобождения от внутренних оков, , ограждений и мрака духов зла, то есть от действия скрытых страстей. 2,4 II, 21, 4 Но эта брань может быть прекращена благодатию и силою Божиею, потому что своими силами человек бессилен освободить себя от противления, обольстительных помыслов и невидимых страстей; в его силах только противоречить им, сопротивляться и не соуслаждаться с ними. Если же кто находится во власти внешних вещей міра сего, связал себя всевозможными земными узами и увлечен дурными страстями, то он даже и не знает того, что есть иное сражение, и борьба, и внутренняя брань. 2,5 Ведь если человек, как мы уже сказали, взяв на себя подвиг, не отречется от міра и от всего сердца не освободит себя от земных желаний и всецело, во всей полноте, не пожелает держаться Господа, то он и не познает скрытую брань от духов зла и тайные дурные страсти, но является врагом самому себе, потому что, имея тайные раны и страсти, он и не ведает, и не знает о них, поскольку он привязался к видимому и по своей воле запутался в мірских вещах. 2,6 II, 21, 5 Ибо поистине отрекшемуся міра, и взявшему на себя подвиг, и сбросившему с себя бремя земных и пустых забот, желаний, плотских наслаждений, славы, и начальствования, и почестей людских, – отрекшемуся самого себя и от всего сердца удалившемуся от всего этого Господь тайно помогает в сем подвиге, по мере его желания отречься от міра, – и утвердившись в служении Господу и преданности Ему весь целиком (я хочу сказать: и телом и душою), он обнаруживает противление, и скрытые страсти, и невидимые узы, и незримую брань, и скрытую борьбу и состязание, – и вот тогда, с верою помолившись Господу и прияв с небес оружие Духа, перечисляемое блаженным апостолом, а именно: «броню праведности», «шлем спасения», «щит веры» и «меч духовный» 5843 , – будучи вооруженным, он возможет «стать против скрытых козней диавольских» 5844 , когда наступят «лукавые дни» 5845 ; снабженный этим оружием, с помощью всякой молитвы, постоянства и моления 5846 , а прежде всего – веры, он будет силен вступить в борьбу против «начальств и властей и міроправителей» 5847 , и таким образом победив противные силы действом Святого Духа и благодаря собственному усердию во всякой добродетели, он удостоится вечной жизни в нескончаемые веки веков. Аминь. Слово 60 5848 . необходимости не отчаиваться и всему предпочитать грядущее 5849

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

В церковнославянском переводе это звучит так: «Радуйтесь и веселитесь, ибо мзда ваша многа на небесех». Что такое «мзда»? Это слово нас несколько смущает, так как имеет отрицательный оттенок, например, в слове «мздоимство». А между тем это слово Олимпийских, Истмийских, Немейских и прочих спортивных игр. Оно означает награду, которую получает спортсмен. Иными словами, здесь содержится потрясающее сравнение христианина со спортсменом. Такое, которое с трудом укладывается в нашу концепцию христианства, воспринимающую спорт как нечто языческое, безбожное. Но ведь спорт – это борьба, притом борьба не с кем-то, а за что-то. Спорт – это борьба упорная, и мы знаем по вазописи и по текстам античных писателей, какую роль в жизни древних людей играли спортивные игры. Но, повторяю, это борьба не «против», а «за», борьба, которая не приносит никому смерти, никого не разрушает – если это спорт нормальный, многоборье, как было в древности, а не нынешний профессиональный спорт, когда человек развивает в себе какое-то одно качество, а остальные гибнут. Так вот, оказывается, что «мзда… на небесех» – награда победителю, нетленные венцы, подобные венкам, которые получает спортсмен. Вы, конечно, помните, что говорил апостол Павел о брани невидимой. (Позже Лоренцо Скуполи напишет на эту тему книгу «Духовная брань», на рубеже XVIII-XIX веков Никодим Святогорец переведёт её на греческий язык, а святитель Феофан Затворник – с греческого на русский.) Апостол Павел говорит: «…Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:12). В греческом языке есть множество слов, обозначающих войну, брань, сражение. А здесь Павел употребляет слово pale , от которого образовано существительное палестра . А что такое палестра ? Место, на котором спортсмены состязаются друг с другом. Если бы это было сражение, когда бойцы поражают друг друга копьями, то было бы употреблено слово mache ‘. А здесь pale – схватка между борцами-спортсменами, которая кончается не убиением одного другим, а рукопожатием.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

д) Нудить себя на добро есть одна сторона трудничества. Другая есть – противиться себе в худом. Эта последняя есть брань духовная. О ней так учит святой Макарий. 24. Кто хочет истинно благоугождать Богу и поистине возненавидеть противную сторону злобы, тому должно нести брань в подвигах и борениях двоякого рода, именно: в видимых делах мира сего удаляться от земных развлечений, от любви к мирским связям и от греховных навыков, а в делах сокровенных бороться с самими духами злобы, о которых сказал Апостол: «несть наша брань к крови и плоти, но к началом, к властем, к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным» ( Ефес. 6, 12 ). (21, 1). 25. Человек, преступив заповедь и будучи изгнан из рая, связан двояким образом и двоякого рода узами: в мире – делами житейскими, любовью к миру, т. е. к плотским удовольствиям и страстям, к богатству и славе, к имению, к жене, к детям, к родным, к отечеству, к месту и одеждам, одним словом, к всему видимому, от чего слово Божье повелевает отрешиться по собственному произволенью (потому что каждый к всему видимому и привязывается по доброй воле), чтобы, отрешась и освободив себя от всего этого, мог он стать совершенным исполнителем заповеди, втайне же опутывают, окапывают, остеняют и оковами тьмы связывают душу духи злобы (21, 2). 26. Посему, когда, услышав кто Божье слово, вступит в подвиг, отринет от себя дела житейские и мирские связи, отречется от всех плотских удовольствий и отрешится от них, тогда с постоянством устремляя мысль к Господу, может он дознать, что в сердце есть иная борьба, иное тайное противление, иная брань помыслов от лукавых духов, и что предлежит ему иной подвиг. И таким образом, с несомненной верой и великим терпением непрестанно призывая Господа, ожидая от Него помощи, можно здесь еще получить внутреннее освобождение от уз, тенет, преград и тьмы лукавых духов, то есть от действия тайных страстей (21, 3). 27. Сия же брань может быть прекращена благодатью и силой Божьей, потому что человек сам собой не в состоянии избавить себя от противления, от скитания помыслов, от невидимых страстей и козней лукавого.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010