Из этого открывается, что хотя брак должен рассматриваться, как совершенно свободная, полагаемая человеческой волей, цель, как состояние, добровольно избираемое ею, но так как он, рассматриваемый объективно, по содержанию своему не зависит от определения индивидуальной воли, – то акт заключения его в каждом отдельном случае должен быть делом не частных лиц, – тех именно, которые соединяются в этот союз, а такой власти, которая стоит выше индивидуальной воли, – и тем более, что брак затрагивает интересы не частных только лиц, но интересы целого человеческого общества, для которого он есть один из самых основных институтов. Брак, в истинном своем состоянии, неоспоримо есть коренная основа и краеугольный камень всего общественного здания и всякого общественного благосостояния. «Если внутри этой единицы общественной искажены основные начала жизни, если испорчено это зерно общественного развития и порядка, то никакие искусственные формы не приведут с собою здоровой жизни для общества». 371 Основные законы истинной брачной жизни – верность, любовь, самопожертвование, повиновение – суть такие законы, которые служат самыми сильными опорами всякого человеческого быта и самыми прочными основами всякого человеческого блага. На этих семейных добродетелях основываются все гражданские доблести, – неподкупность, бескорыстное служение отечеству, – эти лучшие основы государственного величия. В школе истинной супружеской жизни все чисто личные интересы необходимо и естественным образом ослабляются, человек научается ценить не собственное только благо, но прямо ставить себе целью благо других. Оттого-то с развитием прочности супружеских союзов всегда рука об руку идет развитие в обществе гражданского духа и долга, способности подчиняться задачам целого, что прямо и всегда ведет к возвышению благосостояния и процветания общественной жизни. Но в особенности супружеский союз глубоко касается благоденствия и процветания общества своим значением, как основа семьи, потому что семья есть лучшее место для доброго и честного воспитания детей, лучшее побуждение к труду, умеренности и бережливости.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bra...

Для начала я хочу задать традиционный вопрос, расскажите о своей семье, дайте ее портрет, кто входит в состав вашей семьи и как давно ваша семья существует? Протоиерей Георгий Митрофанов: В нашей семье кроме нас – два наших ребенка: сын Андрей, он является студентом исторического факультета СПбГУ и дочь Мария, которая учится в медицинской гимназии и мечтает стать врачом. В брак мы вступили по окончании СПбГУ, тогда еще ЛГУ, который закончили в один год в 1982. Я закончил исторический факультет, Марина Александровна закончила филологический факультет. Уже тогда мысль о том, что мое служение будет служением церковным, а не научным, не гуманитарным, во многом определяла нашу жизнь. Мы познакомились в конце 1979г. и даже первое наше объяснение, которое произошло через полгода после нашего знакомства, предполагало с моей стороны возвышенную тираду о том, что мы должны, сохраняя верность друг другу, два года ждать принятия мною решения о том, вступлю ли я в брак с Мариной Александровной или приму монашество. Объяснение было столь искренним, наивным, что Марина Александровна даже плохо поняла, как можно, объясняясь в любви, не упоминать об этом чувстве, а говорить о возвышенных идеях. Это было действительно по-детски и наивно, хотя у меня к тому времени уже была служба на флоте, я был не таким уж “юношей бледным со взором горящим”. Но тема того, что в семейной жизни помимо нас двоих должен быть еще кто-то, не дети, а именно кто-то больший, чем мы – Господь Бог, что семья на самом деле предполагает служение не только и не столько друг другу, не потакание друг другу, а исполнение воли Божьей – вот эта мысль в наивной и детской форме присутствовала уже тогда. Во многом, я считаю, это была правильная ориентация, потому что, не получив с детства последовательного церковного воспитания, мы оба приходили к мысли о вере, о Церкви сложными путями. Мысль о том, что семья должна быть частью чего-то большего, чем просто человеческое общество, иным обществом – христианским обществом – эта мысль присутствовала как переживание, как ощущение. С этого и началась наша жизнь, которая изначально предполагалась как жизнь церковная.

http://azbyka.ru/deti/podlinnye-braki-ne...

По Корану, женщины, дети, золото, серебро, породистые кони, верблюды, овцы, коровы, посевы – все это создано «для пользования и удовольствия в ближайшей, а не в вечной жизни» (К.3:14). Как можно заметить, взгляд на женщин, которые поставлены здесь в одном ряду со скотом и другими благами этого мира, вполне потребительский и лишен элементарного человеческого уважения. Таким образом, по Корану, женщины созданы «для пользования» и обеспечения мужчинам «удовольствия». Такой циничный взгляд на прекрасную половину человечества вполне соответствует всему семейно – брачному духу ислама. Видя подобные коранические цитаты, становится понятна причина такой легкой практики мусульманского развода, – это отсутствие правильных представлений о семейном счастье и истинной любви, которые зиждутся не на потребительских, а на жертвенных началах. Поэтому обходя стороной очевидное мусульманское лукавство и нелепые доводы, можно с определенностью сказать, что свобода женщины – христианки не идет ни в какое сравнение с бесправием женщины в исламе, которая может только мечтать о свободе, но реально не имеет ее. 219 Мухтасар Ильмихал. Абу Тимур Мухаммад Юсуфогьлу Кок – Козлю. БРАК ПО ШАРИАТУ (НИКЯАХ; ЗАВАДЖ) 225 Фетвы Амр Халида по вопросам исламской семьи. httр://www.islamcivil.ru/Источник httр://www.amrkhaled.net/Перевод с французского Асад аль – Кудали. 226 Женщины в Исламе. Считается ли запрещение брака мусульманки с иноверцем расизмом? http://www.islam.ru/ 227 Мухтасар Ильмихал. Абу Тимур Мухаммад Юсуфогьлу Кок – Козлю. БРАК ПО ШАРИАТУ (НИКЯАХ; ЗАВАДЖ) 230 Г.М.Керимов. Шариат. Закон жизни мусульман. Глава 2. Мусульманские обряды и праздники. http://www.Рогtаl – Сгеdо.ru 232 Сид Янышев. Кровавое право первой ночи. В Узбекистане сняли документальный фильм «Бремя девственности». httр://www.ferghana.ru/ 235 Мухаметов. Мусульмане говорят о сексуальной этике и семейных отношениях. httр://аl – hаyаt.ru/index/0 – 5 238 Реальное отношение мужа к жене в Исламе и Рабство «Свободы». 241 Православные богословы об исламе. Ф. А.Смирнов . Зависимость мнимобожественных откровений Корана от обстоятельств жизни Мухаммеда. Гл.7. Нестроения в семейной жизни Мухаммеда как причины и поводы к стихам Корана. М.2006г. «Имперская традиция». С.410 242 Алексей Иваненко. Философия шариата. Россия. Отдел сотрудничества и СМИ. httр://www.zamanaonline.соm 245 Г.М.Керимов. Шариат. Закон жизни мусульман. Глава 2. Мусульманские обряды и праздники. http://www.Рогtаl – Сгеdо.ru 249 Исламское ханжество, или временные браки в исламе. 251 Доктор Абду – ль – Фаттах Идрис, устаз сравнительного фикха при факультете «Шариат» университета Аль – Азхар. Тайный брак – порицается или считается недействительным. httр://www.islamcivil.ru/ 252 Фетвы Амр Халида по вопросам исламской семьи. httр://www.islamcivil.ru/Источник httр://www.amrkhaled.net/Перевод с французского Асад аль – Кудали. 254 Мухаммад Исма " ыль Аль – Макдим. Воспитание ребенка в исламе. file://localhost/I:/ps/wd_ 1_5.html

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В католицизме считается, что «периодическое воздержание, методы регулирования рождаемости, основанные на самонаблюдении и использовании периодов неплодности 65 , соответствуют объективным критериям морали. Применение этих методов основано на уважении к телу супругов, поощряет нежность между супругами и способствует воспитанию подлинной свободы. И, наоборот, по сути своей порочно “всякое действие, которое в предвидении супружеского акта или во время него, или во время развития его естественных последствий ставит себе целью сделать невозможным зачатие, или служит для этого средством” 66 » (135:541). «Естественному  “языку”, выражающему обоюдный и полный дар супругов, применение противозачаточных средств навязывает “язык”, объективно противоречащий или такой, который не выражает полной отдачи себя другому. Отсюда происходит не только активный отказ открыться для жизни, но фальсификация внутренней правды супружеской любви, призванной быть даром всего человека в его целостности… Антропологическое и моральное различие между искусственным предупреждением беременности и соблюдение периодических ритмов… отображает две концепции человека и его сексуальности, непримиримые между собой» 67 (135:541, 542). «Регулирование рождаемости представляет собой один из аспектов ответственного отцовства и материнства. Законность намерений супругов не оправдывает использования нравственно неприемлемых методов (таких, например, как прямая стерилизация или противозачаточные средства 68 )» (135:547).              Вообще, в энциклике 69 запрещено использование искусственных способов против зачатия. При этом разрешена супружеская близость в периоды женского бесплодия 70 . Однако целью супружеской близости в период бесплодия, также как и при использовании противозачаточных средств, как очевидно, является удовлетворение природного инстинкта без цели зачатия. В связи с этим, здесь становится непонятным: почему при одинаковой цели (предохранение от нежелательной беременности или нежелательного зачатия ребенка), имеется такое принципиально разное мнение о различных средствах (противозачаточных средствах и использовании периодов бесплодия) для достижение этой цели?! митр. Сурожский Антоний об энцикликах говорит: «Относительно энциклики, мне кажется, уместно поставить ряд вопросов. Прежде всего, отправная точка ее, а именно утверждение, будто целью брака является деторождение, не только спорна, но для православного богословия просто неприемлема. Цель брака есть брак. Рождение детей – его составная часть, но в брак не вступают для того, чтобы иметь детей, в брак вступают для того, чтобы осуществить жизнь взаимной любви, то есть преодоление индивидуальной изолированности, расширение личности, которое один немецкий автор называет “жизнью единой личности в двух лицах”.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

Тезис «Ева помощница Адама» надолго стал оправданием неравенства полов. Сомнений, что может быть иначе, не возникало еще многие сотни лет, пока технологический прогресс и ход истории не освободил женщину от оков быта. Однако в том, что между мужчиной и женщиной есть различия, не сомневается никто. Но в чем духовный смысл этих различий? Возвращаясь к проблеме, поднятой в предыдущей статье данного цикла, мы поговорим о том, действительно ли неравенство сводится к тому, что женщина слуга мужа? Зачем мужчине и женщине быть вместе? Почему, будучи в физиологической своей природе такими разными, мужчина и женщина неизбежно тянутся друг к другу? Казалось бы, ответ на вопрос лежит где-то на поверхности. Но если он так очевиден и ясен, то почему, заключив брак, многие вскоре расстаются? Может, наша различность ошибка Бога? Впрочем, ответы действительно ближе, чем кажется. Неожиданные и порой неизвестные современному человеку ответы мы встречаем на страницах Библии. Что такое неравный брак? Какие браки в настоящее время можно считать таковыми? Почему сегодня это явление широко распространено? Есть ли будущее у такого брака? На вопросы журнала «Виноград» отвечает психолог центра «Православная семья» Ирина Анатольевна Рахимова. - Что такое, с точки зрения психолога, мезальянс, или неравный брак? - Я думаю, неравным стоит считать брак, в котором между людьми есть явные эмоционально-психологические различия. Все внешние проявления неравенства, такие как возрастная или социальная дистанция, следует отнести к следствию, а не к причине проблемы. Как сделать так, чтобы естественные разногласия между родителями по вопросам воспитания и по другим семейным проблемам не искалечили личность ребенка? Как научиться вместе находить правильные решения, соответствующие возрасту взрослеющего чада? В этом поможет опытный психолог. Истоки разногласий Причин возникновения разногласий в воспитании может быть множество. Но самым общим образом можно сказать так: истоки разногласий между родителями в отношении воспитания их детей лежат, прежде всего, в различии их собственного опыта, вынесенного из детства!

http://zavet.ru/deti/

В последние годы государство в лице Президента и Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, региональных и местных властей обратило внимание на эту проблему и делает многое для исправления ситуации. Это и федеральные и региональные программы материальной и законодательной поддержки семьи, финансового и морального стимулирования деторождения, программы здравоохранения, образования, оказания содействия молодым семьям в обеспечении жильем, увеличения числа детских дошкольных и молодежных учреждений и многое другое. Эти начинания имеют солидное государственное финансовое обеспечение, организационную, моральную, общественную и информационную поддержку. Но необходимо время, чтобы эти государственные инициативы и программы заработали в полную силу и привели к ожидаемым результатам. К тому же государство не всесильно, оно не может справиться с тем, что ему не подвластно, что не входит в его функции и превышает его возможности. Ведь кризис брака и семьи это прежде всего кризис духовно-нравственный, который и преодолевать нужно духовно-нравственными воспитательными средствами. Прежде всего мы должны осознать свою долю вины и ответственности за сложившуюся ситуацию, ведь распадаются браки и страдают дети не только в религиозно индифферентных семьях, но и среди верующих людей. И самое главное, следуя голосу своей христианской совести и пастырской ответственности, мы должны взять на себя труд воспитания, заботы и попечения о семьях наших прихожан, о том, чтобы в их семьях была атмосфера дружбы, единства, взаимопонимания, сострадания и бескорыстной, жертвенной, чистой любви. К сожалению, ценность семьи в современном обществе девальвируется, она размывается и трансформируется в нечто совершенно иное. Брак и основанная на нем семья есть первый естественный и вместе с тем установленный и благословенный Богом союз между мужчиной и женщиной в их свободном совместном избрании и взаимной любви. Брак, с одной стороны, есть таинство нахождения общего счастья в жертвенной любви между супругами. С другой стороны, брак есть договор, при котором возникают взаимные моральные и юридические права и обязанности каждой из договаривающихся сторон. На расширении и умножении брачного союза основываются такие общественные реалии, как род, общество, родина и государство, которые без семьи становятся невозможными. В идеале брак должен носить нерасторжимый, «вечный» характер [ «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6)]. История знает немало таких целомудренных браков, которые имели своим первообразом безграничную Божественную любовь Бога Сына к «Невесте» — Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/173887.htm...

Православное чтение ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотека] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] < автор название > А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я ТЕМЫ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Библия, толкования Апологетика Богословие, догматика Основы православия Наставления, советы, проповеди Жития и жизнеописания Семья, брак, воспитание детей Православие и медицина Религии, ереси и секты Жизнь и смерть Конец света Наука и религия Чудеса и знамения Культура кино и СМИ Интервью О России Козни лукавого Острые проблемы Православие и интернет Художественная литература Документы, справочники Разное ХРОНОЛОГИЯ СЕМЬЯ, БРАК, ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, ПЕДАГОГИКА Беременность, воспитание, игра и игрушки [статья] В статье рассматриваются актуальные вопросы воспитания младенцев и отроков. Советы беременным. Как быть с детьми в Храме. О выборе игр и игрушек для детей. О современных игрушках, компьютерных играх, о требованиях к игрушкам и о многом другом. Гармаев Анатолий, священник Воспитание младенца от рождения до семи лет [статья] Ермаков Артемий Воспитание детей как коммерческий проект [статья] Отношение к ребенку как к пространству для экономической деятельности может сформироваться только в обществах, окончательно утративших веру в иной мир. Нынешняя потребность в людях, продиктованная исключительно рынком труда, бракует невостребованных индивидов жестче всякого " естественного отбора " . Остается единственный шанс спасти ребенка от " ненужности " - как можно раньше обеспечить ему профессиональную нишу. Вся эта гонка создает вокруг воспитательного процесса какой-то биржевой азарт. Филин Игорь, священник Воцерковление наших семей [статья] Иногда «излишнее усердие» в духовной жизни - это просто очередная попытка эгоистичной, леностной души уклониться от исполнения своих прямых обязанностей - но теперь уже под религиозным предлогом. Соколова Александра Две моих свечи.

http://zavet.ru/t07deti.htm

Епископ Марк призвал молодежь вдумчиво подходить к бракам с представителями других религий Москва, 25 сентября 2006 г. Епископ Русской Православной Церкви призвал молодежь вдумчиво подходить к бракам с представителями других религий. Этот призыв прозвучал из уст заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Егорьевского Марка в ходе встречи с православной молодежью в минувшее воскресенье в столичном отеле " Метрополь " . На беседу с епископом, посвященную теме " Православная семья как путь ко спасению " , пришло около полутора сотен юношей и девушек, в основном члены православных молодежных организаций. Как отметил епископ Марк, викарий Святейшего Патриарха Алексия, нередко семьи создают " люди, у которых разные подходы к принципиальным, основополагающим мировоззренческим вопросам " . Одним из таких принципиальных вопросов, по его мнению, является вопрос веры, " а люди соединяются, порой не спрашивая, не думая, какой веры избранник " . Счастливая семья, на взгляд епископа Марка, должна строиться на трех базовых принципах: иерархичности, то есть соблюдении традиционного главенства мужчины, жертвенности, подразумевающей готовность подчинять свои интересы интересам спутника жизни, и единстве взглядов. На этом аспекте владыка остановился особо, подчеркнув, что вопрос единства является ключевым, а отсутствие близости этических и нравственных воззрений способно породить множество серьезных проблем. В этом отношении, по словам владыки, в наиболее уязвимом положении оказываются женщины, вступающие в брак с мусульманами: " девушки с нашими представлениями, с нашими взглядами на брак и семью приезжают на восток и попадают в патриархат, в средневековье " . Брак с мусульманами накладывает на женщин, которые, " может быть, и не задумываются о вопросах религии, но воспитаны в православной среде " , накладывает ряд ограничений, заметил владыка. " Например, в Марокко, где я был недавно, для того, чтобы иметь паспорт гражданина страны, человек должен принять мусульманство. Если девушки выходят замуж за представителя ислама и приезжают в другую страну, то, как правило, дети там воспитываются уже в совершенно другой культуре - культуре ислама " , - сказал владыка Марк. Признав, что есть много примеров проявлений религиозной толерантности в семьях, состоящих из представителей разных религий, он в то же время отметил, что " обычно муж стремится обратить жену в свою веру " . " В браке, по учению Церкви, соединяются не только тела, но и души, а когда одна ходит в храм, а другой - в мечеть, то, конечно же, трудно говорить о духовном единстве " , - резюмировал епископ Марк. ИНТЕРФАКС-Религия/Седмица.Ru 25 сентября 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/18591.html

Епископ Егорьевский Марк призвал молодежь учитывать вероисповедание будущего супруга 25 сентября 2006 г. 16:18 Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк призвал молодежь вдумчиво подходить к бракам с представителями других религий, передает «Интерфакс». Этот призыв прозвучал из уст епископа Марка в ходе встречи с православной молодежью в минувшее воскресенье в столичном отеле «Метрополь». На беседу с владыкой, посвященную теме «Православная семья как путь ко спасению», пришло около полутора сотен юношей и девушек, в основном члены православных молодежных организаций. Как отметил епископ Марк, нередко семьи создают «люди, у которых разные подходы к принципиальным, основополагающим мировоззренческим вопросам». Одним из таких принципиальных вопросов, по его мнению, является вопрос веры, «а люди соединяются, порой не спрашивая, не думая, какой веры избранник». Счастливая семья, на взгляд епископа Марка, должна строиться на трех базовых принципах: иерархичности, то есть соблюдении традиционного главенства мужчины, жертвенности, подразумевающей готовность подчинять свои интересы интересам спутника жизни, и единстве взглядов. На этом аспекте владыка остановился особо, подчеркнув, что вопрос единства является ключевым, а отсутствие близости этических и нравственных воззрений способно породить множество серьезных проблем. В этом отношении, по словам владыки, в наиболее уязвимом положении оказываются женщины, вступающие в брак с мусульманами: «девушки с нашими представлениями, с нашими взглядами на брак и семью приезжают на восток и попадают в патриархат, в средневековье». Брак с мусульманами накладывает на женщин, которые, «может быть, и не задумываются о вопросах религии, но воспитаны в православной среде», накладывает ряд ограничений, заметил епископ. «Например, в Марокко, где я был недавно, для того, чтобы иметь паспорт гражданина страны, человек должен принять мусульманство. Если девушки выходят замуж за представителя ислама и приезжают в другую страну, то как правило дети там воспитываются уже в совершенно другой культуре — культуре ислама», — сказал владыка Марк. Признав, что есть много примеров проявлений религиозной толерантности в семьях, состоящих из представителей разных религий, он в то же время отметил, что «обычно муж стремится обратить жену в свою веру». «В браке, по учению Церкви, соединяются не только тела, но и души, а когда одна ходит в храм , а другой — в мечеть, то, конечно же, трудно говорить о духовном единстве», — резюмировал епископ. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/145234.htm...

Русь, Россия всегда была сильна своими большими многодетными, крепкими семьями. Этот уклад не удалось разрушить полностью даже в советское время. Советский Союз хоть и был государством безбожным, атеистическим, но худо-бедно о гражданах и об укреплении страны заботился. Семья, дети, брак – эти слова для советского человека были родными и близкими, такими как мать, Родина, патриотизм. Существовало немало крепких счастливых семей. Потом советская империя рухнула. Ничего нового построено не было, зато с падением железного занавеса с Запада хлынуло всё то, что могло разрушить или ослабить семью: мода на гражданский брак, сексуальная распущенность, порнография. Всё то, что в советской России запрещалось или сильно ограничивалось. Выросло поколение людей, воспитанное на культе потребления, греха, вседозволенности. Эти молодые люди не видели положительного, доброго примера, по образцу которого они могли бы построить свою собственную семью. В семьях своих родителей они наблюдали в основном, как папа и мама ругаются друг с другом, а потом разводятся. Многие вообще не знали, что такое полная семья, были воспитаны матерью-одиночкой. Это особенно плохо влияет на юношей, ведь молодой человек обязательно должен видеть перед собой мужчину, с которого можно брать пример. Произошёл разрыв семейной традиции. А традиции это то, что связывает прошлое настоящее и будущее. Как создавать и строить семью целая наука. В школе, в других учебных заведениях мы изучаем массу предметов, получаем знания, которые большинство из нас редко применяют в полном объёме. Например, знания тригонометрии или умение решать логарифмические уравнения – нужны только специалистам. А где учат, как правильно вступить в брак, как общаться с супругом, чтобы в доме были мир и любовь, как избежать конфликтов, каковы обязанности мужа и жены? Нигде. Даже родители считают, что дети и сами всё это поймут и освоят, когда будет нужно. Маловероятно. О том, что родители сами не дают детям хорошего примера семейной жизни мы уже говорили.

http://azbyka.ru/semya/on-i-ona-svjashh-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010