Некоторые девушки признаются, что боятся сказать своему партнеру, что надо оформить отношения. Они говорят: «А вдруг он уйдет от меня?». Человек боится себя защитить, но, тем не менее, вступает в двусмысленные отношения, заведомо обрекая себя на переживания, намеренное подавление своих эмоций, самоуничижение, боязнь высказаться. В результате может дойти и до серьёзных проблем со здоровьем. «Гражданский брак», сожительство это неестественное явление с точки зрения семейной психологии, семейной системы. У семьи должны быть четкие границы, в прямом и переносном смыслах слова. Граница, в том числе, это и общая фамилия. Вступая в брак, женщина вступает в целый род, род мужа и должна носить его фамилию. Они оба становятся частью общей семейной системы, включающей оба рода, но со своей «ограниченной территорией», становятся близкими родственниками, и дети у них будут общие. Если границы семьи, границы отношений размыты, то ни о какой стабильности и прочности говорить не приходится. Любовь это глагол Какие меры, на Ваш взгляд, необходимы, чтобы изменить отношение в обществе к «гражданскому браку» и предотвратить разводы?  Надо начать называть вещи своими именами, это тоже терапевтично для общественного мнения. Гражданский брак это не сожительство, а сожительство это не брак. Профилактика, предотвращение разводов это вопрос в первую очередь воспитания. С детства необходимо давать представление о том, что такое семья, что это основа жизни, основа государства. Детям нужно прививать любовь к Родине, а крепкая семья это безопасность Родины и государства. Всё взаимосвязано. Члены семьи связаны между собой любовью, взаимной помощью, общностью быта, соблюдением прав и обязанностей. Семьи связаны друг с другом и с обществом. Нужно со школы формировать правильное представление о семье, о традиционных семейных ценностях, обязательно давать знания о психологии мужчины и женщины, психологии семьи и семейных отношений. Будут полезны консультации семейного психолога для вступающих в брак, подготовка к семейной жизни, знание нравственных основ семейной жизни. В России всегда были сильны семейные традиции, вот и надо к ним возвращаться, их восстанавливать.

http://azbyka.ru/semya/grazhdanskij-brak...

«Выставляя законное совокупление, как оплот, и таким образом удерживая волны похоти, он поставляет и сохраняет нас в великом спокойствии» 22 ; « есть пристань целомудрия для желающих хорошо пользоваться им, не позволяя неистовствовать природе» 23 ; «…Брак есть врачевство, истребляющее блуд...» 24 ; «Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени. Свидетель этому Павел, который говорит: Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену ( 1Кор. 7:2 ). Не сказал: для деторождения. И затем собираться вкупе (ст. 5) повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для чего? Да не искушает, говорит, вас сатана. И продолжая речь, не сказал: если желают иметь детей, а что? Аще ли не удержатся, да посягают (ст. 9). В начале брак имел, как я сказал, две вышеупомянутые цели, но впоследствии, когда наполнились и земля, и море, и вся вселенная, осталось одно только его назначение – искоренение невоздержания и распутства; ибо для людей, которые и теперь еще предаются этим страстям, хотят вести жизнь свиней и растлеваться в непотребных убежищах, брак не мало полезен, освобождая их от нечистоты и такой потребности и сохраняя их в святости и честности» (13, ч. 2, п. 19); «“Пусть не говорят мне: я не могу спастись, если не откажусь от жены. Не зазорен брак, а блуд – зло. Я своей собственной погибелью ручаюсь тебе в твоем спасении. Не помеха брак для целомудрия, а ограждение для него. Девство столь великое дело, что Христос не решился возвести его на степень закона, несмотря на то, что дал закон умирать за Него и благотворить врагам – девства тем не менее не узаконил, но предоставил на произволение слушателей… Нигде безбрачия не узаконил Бог“ (Слово о посте и целомудрии//Творения. Т. 12 ч. 2, Спб., 1906, сс. 509–510)» (цит. по (68). По мысли архиеп. Черниговского Филарета (Гумилевского) : «Бытописание, описывая происхождение брака, указывает на цель его установления. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему ( Быт. 2:18 ). И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю… ( Быт. 1:28 ). По этим словам назначение брачного союза мужа и жены состоит: а) в рождении и воспитании детей, как членов царства Божия; во взаимном вспомоществовании при нуждах земной жизни; б) в восполнении недостатков в мужской и женской организации; так как дух мужа может сообщать свою твердость и силу слабой женской природе, а нежность и кротость женской природы может умягчать твердый дух мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

Самые близкие люди Что говорит Священное Писание, Библия о создании семьи? Мы уже вспоминали заповедь: «Нехорошо быть человеку одному». Так что семья – это творение Божие. Как говорил блаженный Августин, «это осколок, остаток рая на земле». Мы знаем, что рай на земле создать невозможно. То, что нам предлагали коммунисты, – это утопия. И такие попытки заканчиваются обычно концлагерем: обязательно появляются люди, которые хотят жить лучше, что-то себе урвать, и они начинают других угнетать. Почему возможно иное в семье? Потому что строится семейная жизнь не на принципах какого-то совместного дела, бизнеса или на угнетении одного человека другим, а на принципах любви. При любви как раз и возможно найти рай и мир в душе, найти рай в отдельно взятом семейном сообществе. Священное Писание нам также говорит: «Да будут двое в плоть едину… Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (ср.: Мф. 19: 5–6). Человечество было сразу создано как совокупность семей, таких ячеек общества, в которых жизнь людей строится на принципах любви, и в браке они должны стать единой душой и единым телом. Почему апостол Павел в Послании к Ефесянам, которое читается в Таинстве венчания, называет брак тайной: «Тайна сия велика есть» (Еф. 5: 32)? Потому что брак, даже если он не венчанный, но заключающийся по закону, – это всегда тайна. Представьте себе: два человека разного воспитания, из разных совершенно семей (то есть они не должны быть кровными родственниками по определению), мужчина и женщина – изначально два очень разных существа – встречаются и становятся самыми близкими, ближайшими родственниками – такими, что ближе и не бывает! Даже ближе, чем дети и родители, потому что дети и родители – это первая степень родства, а мужчина и женщина в браке, муж и жена – это нулевая степень родства. Ближе и не придумаешь. Даже наши светские, совершенно не церковные законы содержат некие моменты, говорящие о том, что муж и жена – это самые близкие родственники. Это касается, например, наследственных и иных каких-то имущественных моментов. И тайны этой близости современные люди, к сожалению, часто не понимают. Они считают, что если парень с девушкой любят друг друга, этого достаточно, и не нужно каких-то формальностей, начинаем жить вместе, и этой «огромной любви хватит нам двоим с головой», так что вот это и есть брак. Нет, это никакой не брак, и это никакая не семья. Потому что семья – это когда два человека становятся единым целым, ближайшими, самыми близкими, родными друг другу людьми. И друг перед другом, и перед Богом, и перед законом.

http://pravoslavie.ru/93086.html

И нельзя игнорировать психологические последствия для самих сожителей. Спокойствие и душевное равновесие паре дает только законный брак. Основной причиной выбора незарегистрированной формы отношений является нежелание официально нести ответственность за обеспечение семьи и воспитание детей. Незарегистрированный брак, таким образом, фоном предполагает постоянную неуверенность в партнере. Количество измен в незарегистрированных отношениях гораздо больше, чем в браке, из-за внутренней убежденности в своей свободе (вспомним статистику – 85% мужчин  и 8% женщин в «гражданском браке» считают себя холостыми). Однако уверенность в отношениях складывается не только из ожидания верности: это уверенность в целом – в  своей нужности партнеру (не только сейчас, а в будущем), в своей правовой защищенности, в финансовой поддержке, в желании иметь общих детей и т.д. Дисбаланс ответственности и страхи приводят к постоянным переживаниям того партнера, который вынужденно подчиняется решению не регистрировать брак – а обычно именно так и происходит, один из партнеров не хочет регистрировать брак, а другой соглашается с его решением из страха потерять отношения. К сожалению, и тут подчиняющейся стороной чаще  выступают женщины. Женщины в два раза чаще мужчин считают регистрацию брака обязательной. Однако и тот партнер, чье активное решение не регистрировать брак является определяющим, нередко не удовлетворен в этих отношениях. Он не обладает нужной для внутреннего покоя уверенностью в том, что имеющиеся отношения для него настолько важны, что он готов посвятить им жизнь. Главным фактором, определяющим выбор формы собственной семьи, является семья родительская. Травмы, нанесенные личности человека полуразрушенным институтом семьи, неблагоприятный опыт родительских партнерских отношений, отсутствие счастья в родительской семье приводят к разочарованию традиционным типом семьи и желанием избежать ответственности и страданий, приписываемых браку. Происходит обесценивание семьи на фоне внутренней потребности реализовать все то, что можно реализовать только в семье.

http://azbyka.ru/semya/psiholog-spokojst...

Социологический анализ показал, что  все традиционные ценности, которые  я назвала, оказывается, действительно  значимы. Институт семьи очень консервативен. Даже социальные эксперименты прошлого века это не изменили. Первый эксперимент — большевистский, когда декреты практически полностью отменили семью. Считалось, что семья в советском государстве не нужна и постепенно отомрет. Было отменено венчание как акт юридического признания брака, была объявлена свобода разводов, фактический брак был уравнен с зарегистрированным. В кодексе о браке и семье 1922 года был впервые введен институт отобрания детей, потому что родители не могут воспитывать в духе социалистического сознания — с этим могли справиться приюты. В 1944 году, когда стало очевидно, что рождаемость падает, советская власть стала вновь делать ставку на традиционные семейные ценности. Указом Верховного совета от 1944 года были отменены фактические браки, введены пособия по беременности и родам и введен ряд других мер. Основы законодательства о браке и семье 1968 года еще более закрепили это положение. Стало формироваться общественное мнение, осуждавшее разводы и фактические брачные отношения. Все это привело к тому, что  рождаемость, начиная с 1968 года, начала расти. К периоду распада Советского союза у нас было больше двух детей на одну женщину. Это достаточно неплохой показатель, позволявший обеспечивать воспроизводство населения. Даже в наше время сравнение  переписи населения 2002 и 2010 годов подтвердило, что 89% наших граждан живут семьей. Семья остается основной формой организации жизни. Почти 70% граждан состоят в браке. 70% семей регистрируют первый брак сразу. Суммарный коэффициент рождаемости у замужних женщин на 20% выше. Период времени между вступлением в первый брак и рождением первого ребенка у замужних женщин в два раза короче. Все показатели, позволяющие России выйти из демографической ямы, однозначно свидетельствуют в пользу сохранения семейных ценностей. Семья и семейное благополучие по традиции строится не только на рождении детей, но и на совместном воспитании, на том, чтобы семья была единым целом. Поэтому естественны такие семейные ценности, как несколько детей, воспитание в рамках такой психологии, которая позволяет старшим детям в раннем возрасте получить навыки родительства, воспитание двумя родителями, когда дети видят гармоничные отношения и понимают, зачем мама и папа, какова роль мужчины и женщины в семье…

http://pravmir.ru/rozhdenie-rebenka-ne-d...

Давайте обратимся к прошлому, попробуем ответить на вопрос: почему семьи были крепкими, многодетными, хоть и нелегкой тогда была жизнь, как семья сохранялась, каков был ее уклад? Желающие вступить в брак подходили к этой проблеме серьезно и осмотрительно, ведь это был союз на всю жизнь. Когда выбирали супругу или супруга, непременно обращали внимание на родителей, ведь «яблочко от яблоньки недалеко падает». Родительское слово при согласии на брак было решающим, молодые, в свою очередь, должны были заручиться родительским благословением. Считалось, что для жены важна не внешняя привлекательность, хотя это тоже играло свою роль, но ее добродетели: доброта, трудолюбие, умение хозяйствовать, кротость. Если жена богатая – это, конечно, хорошо, когда богатое приданое, но большой минус – она более госпожа, чем жена. Кто хотел взять себе жену – помощницу во всем, и чтоб в доме лад и согласие были, женились на равных или беднее себя. Жизненные трудности, нужда располагали ее слушаться во всем мужа, беречь его, и семья жила в единодушии, любви и мире. Будущий муж должен был быть добрым, честным и благоразумным. Таким образом, в супружество старались вступать не по страсти, но по разуму и благоразумию. Будущие молодожены молились Богу, чтобы жизнь в браке была мирной и счастливой, ведь тогда люди были верующими – православными христианами. Семья всегда строилась с благословения Божия, с венчания в церкви, и на всю жизнь. В православном понимании в брак вступают, чтобы жить во взаимной любви, это жизнь «единой личности в двух лицах». Рождение детей – его составная часть. Дети являются не только продолжателями рода, но и всего духовного, внутреннего состояния, духа семьи, нравственных начал, присущих семье. В центре христианской семьи должна быть любовь, радость. Христианская – это означает такое отношение друг к другу, где один человек почитает, любит другого, считается с ним, жертвует чем-то ради другого. Детям тоже стараются внушить, что добро приносит радость, воспитывают их в правде и любви. Задача православной христианской семьи – стараться «жить всей правдой, чистотой души, жить всей истиной, которые в нас есть». Бог есть Свет, и христиане должны быть светом в этом мире, поэтому совершенно недопустимо унижать, оскорблять, раздражать окружающих. Труд каждого супруга по возделыванию семейной нивы весьма нелегок, но только так семья станет надежной пристанью для всех домочадцев, особенно детей. Мужчина и женщина созданы для их единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» ( Быт. 2, 24 ). Благословенный Богом союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода.

http://azbyka.ru/deti/traditsii-pravosla...

Этот момент воспитания, воздержания, приуготовления себя к браку очень важен. Люди учатся встречаться, люди учатся расставаться, люди учатся расставаться на какое-то время, ждать, терпеть для того, чтобы однажды благословленная Богом и Церковью встреча стала реальным исполнением любви. Подлинное выражение любви — отношения между мужчиной и женщиной — конечно же, возможно только в подлинном христианском браке. Конечно, то, что незаконно, не может быть счастьем, быть радостью. Священник Димитрий Агеев Я не вижу такой жесткой статистики о том, что православные семьи в большинстве своем несчастны, а нерелигиозные семьи, позволявшие себе какое-то общение до брака, обречены на какую-то радость, счастье и долгое существование. Знаменитый русский писатель сказал о том, что «все счастливые семьи счастливы одинаково, а все несчастные несчастны каждая по-своему». Я думаю, что вот эти все примеры, многочисленные примеры счастливого брака есть как в светской среде, так и в среде воцерковленных людей, и там их ничуть не меньше. То же самое — бой расставаний и разводов может быть как у воцерковленных людей, так и в светской среде. Само по себе венчание — это не есть какой-то магический обряд, способный раз и навсегда защитить вашу семью и сохранить от разладов, от расставаний, от невзгод, от бед, от каких-то скорбей. Для меня есть две формы брака, есть две формы семьи . Есть, прежде всего, семья как таинство, и брак как таинство, а есть семья как сожительство. Та и другая форма могут быть одинаковыми, как в церковной среде, так и в среде светской. Как в воцерковленной семье семья может быть таинством, точно так же и в светской среде встречаются семьи, где брак действительно является таинством. Как в церковной среде есть брак как обычное сожительство, точно так же и в светской семье есть брак как сожительство. Что такое семья как таинство? Это, прежде всего, желание жить жизнью другого человека, разделять все его радости и горе, чтобы была одна общая жизнь, одна жизнь на двоих. В этом общении, в непрестанных уступках, непрестанном самопожертвовании нужно совершенствоваться и обретать радость брака.

http://pravmir.ru/svyashhennik-dmitrij-a...

А ложь эта происходит оттого, что мы молчаливо допускаем: человек есть всё и всё для человека. Логические жизненные абсурды, вытекающие из этого допущения, неумолимо толкают нас к выводу: и человек и человечество не имеют в себе цели; они – средство для высшего. Но в чём кроется это высшее; где абсолютная истина, обязательная для пролетария и для буржуа, для христианина и для «единственного»? Такую истину можно найти лишь в Боге, в Его законах, непреложных и обязательных для всех... Додуматься до Бога современному человеку нетрудно; гораздо труднее поверить в Него. XIX век как бы утратил талант веры, а XX лишь несёт бедствия, связанные с этим. Целые тома можно было бы употребить на описание этих бедствий, и всё-таки не исчерпать их. Мы укажем лишь на одно из них, всем понятное и близкое, столь же поразительное, сколь и обыденное: семья. Она разлагается в наше время. Почти нет дома, где бы не происходило драмы на этой почве, нет человека, который бы в великом недоумении не задавал себе вопроса: да в чём же суть семейного разлада? Мы поставим вопрос иначе: что такое семья в наше время? Достаточно поставить такой вопрос, чтобы убедиться сколь неопределённо это понятие. Семья теперь не экономический союз, как это было у дикаря и не духовно-нравственный союз в христианском смысле. Экономическая функции семьи взяли на себя иные союзы, а духовно-нравственный облик её видоизменился соответственно изменению взгляда на брак. Раньше брак был прежде всего таинством, освящающим семейный союз в целях воспитания детей, и цели эти давались также религией. Современный культурный человек, даже считающий себя христианином, не соглашается с таким определением брака. Кроме церковного брака, современное общество знает гражданский брак и просто сожительство, дающие основание семьи! Практика судов христианских государств окончательно подчёркивает, что основание брака не есть таинство. Что же в таком случае? Любовь, – отвечают на это современные воззрения. Брак без любви – освящённый или не освящённый таинством – современному сознанию кажется уродливостью, почти преступлением. Совместное сожительство без любви с трудом оправдывается даже ради детей. Но если один из супругов не хочет жить ради них и уходит, мы не осуждаем его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

И очень существенная проблема – отягощение повторного брака проблемами, неразрешенными в предыдущем браке . Это могут быть зависимости, конфликтность, взаимные упреки. Очень важно помнить, что нужно иметь уважение и смирение с той ситуацией, которая складывается. Вступая в повторный брак, необходимо учитывать, что у партнера есть предыдущие отношения. И к ним нужно сохранять всяческое уважение, что станет залогом менее рискованных отношений в дальнейшем. Мифы о повторных браках Эти мифы имеют определенную подоплеку. Например, некоторые психологи считают, что первый брак забирает до 80% человеческих ресурсов, на второй брак остается только 20%. Каждый последующий брак не хуже предыдущего, но ресурсов у человека на последующие браки меньше . Хотя личности и чувства могут быть более зрелыми. Часто женщины думают, что если детям будет хорошо с новым мужем, то можно говорить о браке. Таким образом, они делают детей заложниками своего счастья и обуславливают отношения к своему партнеру детьми. Это заведомо обрекает брак на очень зыбкое основание, потому что опираться в браке можно только на любовь партнеров друг к другу, но никак не на детей. Любить чужих детей как собственных новый супруг не будет, это невозможно. Это может быть любовь сильная, жертвенная, но другая. Так же, как и ребенок любит своих родных родителей особой детской любовью, но может искренне полюбить и мачеху или отчима. Насколько часто это бывает, сказать трудно. Чужой мужчина (или женщина) в семье совсем необязательно принесет страдание детям. Возможно, что это даст новый опыт для возмужания детей. А если дети старше – то из-за снижения материнского контроля возможны хорошие условия для развития у детей-подростков. А вот не вмешиваться в воспитание неродного ребенка невозможно. Семья живет едиными интересами, единой жизнью. Но конфликтные ситуации возникнуть могут. Психологические условия успешности во втором браке Вступая во второй брак, необходимо признать, что у партнера был опыт – как радостный, так и горький. Это факт, это то, чего нельзя отрицать. Перед фактами, перед жизнью нужно иметь смирение, чтобы принимать их. Необходимо уважать предыдущие отношения партнера – не потому что это был хороший или особенный человек, а потому что это избранник, первый избранник твоего партнера.

http://pravmir.ru/povtornyie-braki-nikto...

Но «цивилизация потребления» никогда не сможет стать движущей силой человеческого развития. Заповедь Божия «плодитесь и размножайтесь» не может осуществляться по законам рынка, использующего самые низменные человеческие инстинкты. Народы размножаются до тех пор, пока в них сохраняются крепкие нравственные устои, пока сохраняются такие основополагающие институты, как брак, семья, рождение и воспитание детей. В наши дни эти институты подвергаются массированной атаке секулярной идеологии, базирующейся на рыночном принципе: «Бери от жизни все». Известный русский религиозный и политический мыслитель ХХ века Иван Ильин писал: «История показала… великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-нравственных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи». На наших глазах традиционная семья упраздняется как отживший общественный институт. Идеалы семьи, брака, супружеской верности, чадородия осмеиваются и оплевываются. В публичном пространстве культивируются идеи половой распущенности, разврата, допустимости супружеской измены, абортов, гомосексуальных связей. Более того, последние уравниваются с традиционным браком. Все чаще и чаще поднимается вопрос: если человек свободен, то почему нужно ограничивать законом возраст вступления в сексуальные отношения? Разрушение семьи это мина замедленного действия, способная подорвать нравственный базис целых поколений. Созданная на основе брака семья есть твердый фундамент любого государства. Ведь именно семья позволяет передать от родителей к детям веру, уважение и почитание старших. Только основанная на браке семья есть та среда, в которой человек может быть достойно зачат, достойно рожден, воспитан и всесторонне развит. Однако сегодня эта важнейшая миссия семьи в значительной мере затруднена из-за ложного понятия свободы. Особенно сильно устои семьи расшатывают попытки уравнять институт семьи, основанный на браке, с иными «союзами» и формами сожительства. Под влиянием современной популярной культуры отношения детей и родителей перерастают в торговый контракт, активно инициируется практика абортов, создание избыточных эмбрионов, использование «донорских» половых клеток, эвтаназия и т.д.

http://patriarchia.ru/db/text/1818311.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010