Постепенно именно в русской литературе, действительно уделяющей внимание женщине, - чем дальше тем больше возникает искусительное и опасное противопоставление подлинности любви вне брака, вне семьи профанности любви в браке, в том самом христианском браке, который был обязателен для всех лиц христианского вероисповедания в России. Действительно, создавая подчас яркие образы женщин, русская художественная литература по сути дела не предлагает нам идеала христианской семьи. В этом отношении даже Достоевский весьма показателен: как в его собственной жизни (при всем самоотвержении Анны Григорьевны), так и в его художественных произведениях мы видим удивительную скудость. Неудавшееся воцерковление Семья постепенно начинает развиваться в России именно как семья христианская (я имею в виду прежде всего наши народные массы) именно в XIX веке. С одной стороны, начинается, хотя и запоздалое, воспитание народа Церковью в плане выработки у него наряду с бытовым благочестием религиозного мировоззрения. А с другой - христианский брак приобретает вполне определенный правовой статус, который стимулирует людей к осознанию этого брака как единственного, на веки данного Богом. И должен сказать, что, несмотря на разного рода негативные тенденции, например «отходничество» (временный уход крестьян из мест жительства на заработки в города. - Прим. ред.) в XIX - начале XX в. семья все-таки существует в русском народе как безусловная реальность. Семья, может быть, не очень воцерковленная, но все-таки семья. Именно эта проблема недостаточной воцерковленности русской семьи, как и в целом недостаточной воцерковленности русского народа, заставляет нас задуматься об очень многих проблемах, которые, видимо, на протяжении веков так и не были решены нашим духовенством. Одной из причин слабости семьи в России является общинное сознание. У хуторян семьи были прочнее. Сельская община - это великое искушение русской истории. Именно сельская община, вопреки многим мифам, способствовала недоразвитию народа до такой степени, что он не только достаточно легко примирился с потерей Государя и Церкви, но и даже после коллективизации не нашел в себе сил свергнуть режим, превративший его в раба. К сожалению, на фоне этого факта у нас продолжают создавать и культивировать мифы не только о домостроевской патриархальной семье как об идеале, который у нас был, а потом куда-то неожиданно выветрился, но и об общине. Пора признать, что община во многом действительно способствовала недоразвитию у нас семьи, так же как способствовала недоразвитию у нас понятий государственности и церковности.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/38...

Мужчина и женщина всё меньше зависят друг от друга: семья – это уже не социальный договор, необходимый для соответствия общественным ожиданиям или для выживания. Тем не менее, «не хорошо быть человеку одному» ( Быт.2:18 ), потребность в семье остаётся базовой потребностью большинства людей. И то, как распределяется власть в семьях сегодня, – во многом ответ на вопрос о поиске новых смыслов. Власть – это чаще «про права и обязанности», а сегодняшнее ожидание большинства вступающих в брак – это «про любовь и принятие». Взять, к примеру, скандал в английской королевской семье, связанный с отказом от королевских привилегий принца Гарри и его супруги. Эта история хорошо показывает, как устроены семьи, которые психологи называют «ранговыми», то есть семьи с чётко выстроенной неизменной иерархией и мировоззрением. Это очень стабильная система, но никакое инакомыслие в ней не приживается: если ты не с семьёй, ты против семьи. Собственно, у такой формы построения семейной власти есть все шансы стать редчайшей, потому что данной стабильной конструкции достаточно трудно приходится в изменчивом мире. Власть требует осмысления, так и семейные уклады требуют рефлексии. Поэтому общество стало гораздо больше обдумывать различные семейные сценарии и перестало смущаться говорить о нездоровых вариантах семейного взаимодействия. Взять хотя бы острую общественную дискуссию о семьях с абьюзивными отношениями (в буквальном переводе «уничтожающими отношениями») или трудные переговоры о принятии или не принятии закона о домашнем насилии.  Тут важен не ход дискуссии, а тот факт, что она есть и показывает не только остроту проблемы, но и потребность общества в семье как пространстве абсолютной безопасности, которое очень созвучно христианскому пониманию, когда «семья – это осколок рая на земле». А вот форма правления, при которой семья чувствует себя стабильной, может иметь разные варианты: семья с авторитарным стилем правления, где есть безусловный лидер, который имеет главное слово в принятии решений; или партнёрская семья, в которой каждый имеет равное право голоса.

http://azbyka.ru/deti/vlast-v-seme-model...

Сайт «Православие.ру» начинает новый проект – цикл бесед «Грамматика семейной жизни», в которых протоиерей Павел Гумеров будет говорить о том, как понимается брак Православной Церковью, на каких основаниях он должен строиться, с какими проблемами сталкиваются люди в семейной жизни, как их можно избежать или преодолеть. Первая беседа цикла посвящена вопросам, которые задают себе юноши и девушки, задумывающиеся о браке: какова цель брака с точки зрения христианской, как выбрать спутника жизни, следует ли безоглядно поддаваться чувству влюбленности, обязательно ли венчаться, возможен ли для православного человека брак с инославным или иноверным и другие. Главное правило брака: «Блаженнее давать, нежели принимать» Здравствуйте, дорогие друзья. Тема, которой посвящена наша сегодняшняя встреча, – решение вступить в брак. Ко мне, как к любому священнику, довольно часто приходят люди, которые хотят создать семью. И это замечательно. Семья – одно из самых прекрасных творений Божиих. «Нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2: 18), – говорит Господь. И мы выполняем заповедь Божию, когда хотим создать семью, вступить в брак. Думаю, каждому человеку, который не хочет принять монашество, то есть сугубо послужить Богу в монашеском чине, нужно, конечно, задумываться над созданием семьи. Но довольно часто получается, что люди не могут создать семью, и не всегда это женщины. Известно, что женщины более ориентированы на семью, желание создать семью у них, как правило, сильнее, чем у мужчин, особенно в современном мире, – но женщин у нас в России больше. И как ни странно, не только женщины остаются одинокими, не могут годами найти свое семейное счастье, но и мужчины: ко мне приходили мужчины 30–40 лет, у которых не было видимых каких-то препятствий к созданию семьи. Это были люди, состоявшиеся в жизни, хорошо воспитанные, с очень приятными внешними данными, работающие, получившие хорошее образование… Но они говорили, что не могут никак определиться – не могут найти ту единственную девушку, с которой они бы прошли по жизни. Или как-то у них не получается общение с противоположным полом.

http://pravoslavie.ru/93086.html

Вот как рассматривает этот вопрос Священное Писание: Жена… спасется (спасет свою душу) через чадородие (если она не бесплодна), но при определенных условиях: в семейной жизни если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием. Значит, и слова во избежание блуда… и т.д. означают то же самое, что семья — это поприще, на котором супругам следует укреплять христианские добродетели и не допускать, чтобы оно стало местом удовлетворения инстинктов. Древний мудрец, глава Александрийской богословской школы, церковный писатель Климент, отвечая возражающим против сказанного о браке, отмечает, между прочим, очень важную вещь. «Поскольку брак был освящен, как таинство, то святым становится и семя. Значит, и в благопристойном совокуплении освящаются и муж, и жена, как свидетельствует и апостол Павел». Эту благопристойность он называет райской. И блаженный Августин замечает: «Желание, которое сопровождает теперь детородный инстинкт, стало в людях беспорядочным и недобрым. И это последствие падения. Если Адам и Ева пребывали в состоянии невинности, их супружеские отношения должны были выражаться в соответствии с чистой логикой. И их желания — основываться на высших чувствах и не учитывать чего-то низкого». И ведь именно для этого Господь установил брак — чтобы вернуть людям первоначальную невинность жителей Эдемского сада. И пусть не обманываются утверждающие, что употреблять супружеское ложе лишь в целях наслаждений, гедонизма, — не блуд, если даже это оскверняет Таинство. Ведь блудников же и прелюбодеев (в том числе и тех, кто использует для разврата супружеское ложе) судит Бог . Уместно привести здесь и свидетельство св. Климента Александрийского , которое выражает мнение Церкви. «Поскольку люди, несомненно, — участники Божественного Промышления, они не имеют права выбрасывать и оскорблять свое семя. Если даже в браке целью становится наслаждение без его естественного последствия — рожать детей, — то эта цель, и, значит, брак, — беззаконный, несправедливый и не имеющий логики. Брак установлен и предназначен для других вещей, законных. Господь хочет, чтобы род человеческий размножался. Но Он нигде не говорит, чтобы люди предавались неистовым страстям с целью избежать появления детей. Ведь даже у бессловесных животных есть определенные периоды размножениями они «воздерживаются» какое-то время. Но когда в законном браке супружеские отношения не служат рождению детей, такая пара ведет себя нагло и самовольно перед тем, чего требует природа.

http://azbyka.ru/deti/brak-i-detorozhden...

Пётр. Но об этом в настоящее время мало заботятся. Ныне женятся и выходят замуж, не рассуждая о том, есть ли всё необходимое для содержания семьи. Теперь вступают в брак такие люди, которые сегодня имеют заработок, а завтра, если они лишаются заработка или делаются неспособными к труду, становятся нищими. Священник. Это, к сожалению, сущая правда. Девица, которая только что окончила школу или фабричную работу, следовательно, совсем неопытная в домашнем хозяйстве, воображает себя способной быть хозяйкой дома. Молодые люди, которые часто не имеют ни одной добродетели, но опытно знакомы со всеми пороками, которые семью могут сделать только несчастной, теперь свободно вступают в брак. Когда дело идёт о том, чтобы избрать род службы или занятия, изучить какое-нибудь ремесло, то наперёд спрашивают обыкновенно, есть для этого необходимые способности и средства. Но при составлении семьи таких размышлений и соображений не бывает, так как дело делается быстро, по одному только легкомысленному решению: я вступаю в брак, и ни один человек не может мне препятствовать, – как будто дело идёт здесь о таком предмете, который не требует никаких соображений. Фома. Я желал бы знать при этом, для чего нужны здесь какие-нибудь соображения и размышления. Ведь по морали социал-демократов родителям дозволяется снова бросать друг друга, коль скоро обнаруживается разладица, разочарование, отвращение. Дети же, коль скоро они отнимутся от груди матери, должны быть отбираемы от матерей и передаваемы на воспитание в государственные воспитательные дома, ибо в социалистическом государстве будущего будут господствовать всеобщее и одинаковое воспитание за государственный счёт, образовательное даровое обучение во всех учебных заведениях. Священник. Если бы эта уродливая идея была бы действительно осуществима, конечно, не было бы надобности ни в каком рассуждении: вступать в брак или нет. В таком случае семья совсем перестала бы существовать, ибо тогда жена стала бы чужой для мужа, дитя чужим для своих родителей. Отец, мать и дети, которые самой природой так тесно связаны между собой, как память, разум и воля в человеческой душе, отлучаются друг от друга. Как противоестественно отрывать дитя от материнских объятий и передавать государству! Мать и дитя так же неразрывно связаны между собой, как душа и тело. И когда один супруг умирает при жизни другого, то от последнего можно часто слышать такого рода вопль: мог ли я думать, что так тяжела и болезненна будет наша разлука? Ведь это всё равно, что отрубили бы у меня часть моего тела! Так тесна, так крепка, так натуральна та связь, которая соединяет супругов. А социал-демократия осмеливается восставать против закона природы и расторгать союз между отцом, матерью и детьми! То не может быть правильным и законным, что против законов природы. Вот почему социал-демократия произносит сама суд над собой, если она нападает и разрушает семью – это произведение природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

(Продолжение следует). Струженцов М. Православно-христианское учение о браке по поводу воззрений на брак гр. Л. Н. Толстого и некоторых современных публицистов: (Публичное богословское чтение 1246 )//Богословский вестник 1902. Т. 2. 7/8. С. 385–432 (3-я пагин.). —385— «Создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку... И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и обладайте ею» ( Быт.2:22; 1:28 ср. Мф.19:16 ). «Если греховен брак, заключаемый по закону, то не знаю, каким образом может выдавать себя знающим Бога тот, который утверждает, что повеление Божие есть грех» (Св. Климент Александрийский 1247 ). Семья принадлежит к числу учреждений, имеющих величайшую важность в жизни людей. Древняя, как и сам человеческий род, она сохранила человеческую жизнь на пространстве длинного ряда веков. Вместе с жизнью и физическим здоровьем, новые поколения людей получали и получают в ней первоначальное духовное воспитание, направление и характер которого кладут неизгладимый отпечаток на их последующую жизнь и всегда в значительной степени заранее определяют ее. И оттого, на какой степени нравственной высоты стоит семейная —386— жизнь целого ли народа, отдельного ли лица, ближайшим образом зависит и будущее его потомства. Здесь, можно сказать, кроется первоначальный источник или счастья, или зла и бедствий для нарождающихся вновь поколений. В виду этого, богооткровенная христианская религия, имеющая своим назначением обнять, возвысить и освятить все стороны человеческой жизни, не могла не указать идеала семейной жизни, соответственного существу принесенного ею в мир благовестия. И такой идеал начертан ею в христианском учении о браке, чрез который составляется семья. Как ни высоко это учение, как ни убедительно подтверждается истинность его примерами здоровой и счастливой жизни истинно-христианских семей, тем не менее в христианских обществах всегда появлялись и появляются различные ложные учения о браке и брачной жизни. Эти лжеучения возникали и возникают или в разного рода религиозных сектах, под влиянием неправильно понятых мест Св. Писания, или были провозглашаемы разного рода философами и учеными, из философских оснований, или они развивались под влиянием духа и склада самой практической жизни, преобладающего в ней в данное время направления. Как ни разнообразны эти ложные воззрения на брак, их можно свести, кратко, к следующим четырем видам:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Полигамия сама по себе свидетельствует о глубоком диссонансе в правах: женщина, в отличие от мужчины, не может позволить себе иметь несколько мужей. Женщина обязана хранить верность мужу, в то время как муж вправе законно нарушать верность жене (с другой женой, с временной женой, с наложницей). Так что все прокламации о равенстве являются не более чем недоброкачественным рекламным трюком» 279 . Если ислам утверждает, что женщина – мусульманка может участвовать в социальной жизни, учиться, занимать высокие посты и, что самое главное, иметь автономный источник заработка, почему же до сих пор у них так и не поднят вопрос о полиандрии? Ведь business – women в исламе вполне была бы в состоянии содержать четырех мужей. Естественно, такая постановка вопроса лишь шокирует исламских ученых, потому что никакого «равноправия» полов в исламе нет, оно в корне противоречит самой природе ислама. «Вопрос: Если женщина отрицает многоженство, как относится Ислам к такой женщине? Ответ: Это – богохульство, так как это является божественным Законом, а не выдумкой человека» 280 . Проблема ислама в контексте разбираемого вопроса всегда будет упираться в то, что брак для мусульман не является таинством. По этой – то причине в мусульманской бракоразводной практике присутствует столько нелепых мутаций, начиная с многоженства и других извращенных видов брака и кончая совершенно чудовищными формами развода. «Брак это не таинство, как думают некоторые из христиан, и не бюрократическая формальность, как принято в неисламских странах. Брак – это готовность заботиться друг о друге, а также готовность на рождение и совместное воспитание будущих детей» 281 . Во – первых, заботу друг о друге и воспитание детей не обязательно жестко ассоциировать с семейнобрачными отношениями. Часто совсем незнакомые люди заботятся друг о друге и воспитывают чужих детей (воспитатели, няни). А во – вторых, если уж говорить о заботе и воспитании, то для полноценного (законного) единства супругов и благочестивого воспитания подрастающего поколения одной человеческой готовности недостаточно.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

«Семья – это место, где любовь и жизнь взаимосвязаны» Беседа с профессором Рене Экошаром, основателем Европейского института семейного образования Рене Экошар, основатель Европейского института семейного образования, был одним из активных организаторов массового митинга в защиту традиционной семьи, который прошел в начале 2013 года в Париже. В эксклюзивном интервью порталу Православие.Ru Рене рассказывает о своем отношении к просемейным российским законам и о Европейском конгрессе по семейному образованию, а также делится советами по воспитанию детей, коих у Рене пятеро. Рене Экошар      – Рене, скажите, пожалуйста, из тех проблем, что стоят сегодня перед семьей во Франции и шире – в Европе, какие наиболее животрепещущие? – Я думаю, что основные проблемы в том, чтобы не просто жить вместе под одной крышей, но действительно суметь построить семью. Ведь чтобы стать хорошим человеком и дожить до старости, необходимо быть окруженным хорошей средой. И самой лучшей «экологической», в моральном плане, средой является семья . Очень важно, чтобы молодые люди имели силы и надежду для вступления в брак. Потому что только брак дает возможность начать новое древо жизни. Брак позволяет всем поколениям жить в наилучших условиях вне зависимости от того, богаты мы или бедны. Ведь мы счастливы, когда любимы и когда любим других. Это большая радость для ребенка – любить своих пожилых родственников и других пожилых людей. И я в моем пожилом возрасте радуюсь своим детям и внукам, я счастлив, когда смотрю на них. – В октябре этого года в Париже состоялось важное событие – Европейский конгресс по семейному образованию. Не могли бы вы, как главный организатор этого мероприятия, сказать несколько слов о нем и о том, почему одним из трех официальных языков конгресса стал русский? Какова предыстория такого решения? И как давно проводятся подобные конгрессы? – Европейский институт семейного образования возник в 1991 году, и сначала у нас было совсем мало друзей из Восточной Европы. Сегодня же для нас очень важно реальное присутствие представителей восточноевропейских стран. Важно, чтобы они могли выступить перед всеми. У нас были доклады на русском языке, и мы постарались перевести на русский другие доклады и распечатать как можно больше своей информации. Так что русскоязычные участники могли прочитать какие-то материалы и прослушать перевод того, что происходит. В этой работе принципиально важно уважать язык, не просто обмениваться общими фразами, а иметь возможность полноценно общаться и делиться опытом.

http://pravoslavie.ru/65694.html

Можно было бы рассмотреть еще много разных аспектов жизни в браке, но так устроено, что один человек не в состоянии слушать другого человека слишком долго, так что нам надо закругляться. Итак, завершая нашу беседу, я хочу сказать, что благодать Божия, преподаваемая в таинстве венчания, а потом изливаемая на человека на протяжении всей его жизни в Церкви Христовой, позволяет христианской семье действительно достигать тех высоких идеалов брака, о которых мы с вами говорили. И человек в браке получает истинную радость и такую любовь, которая с возрастом не только крепнет и растет, но и становится чище и возвышеннее, которая озаряет всю жизнь человека. Семья становится светом и утешением в нашей многоскорбной жизни. И все это реально достижимо. Об этом говорит опыт многих семей, когда человек заранее имеет в виду высокую цель христианского брака, стремится к ней, желает ее и с этой целью, опираясь на благодать Божию, создает семью. Когда же люди не едины в вере, когда один человек – церковный, а другой вообще неверующий или теплохладно верующий (Бога не отрицает или даже в Бога верит, но духовную жизнь не ведет), то рассчитывать на высокие идеалы человеческой радости не приходится. Конечно, бывают счастливые концы, когда семья приходит к единению. Но не надо с самого начала строить на плохом основании, всегда лучше запастись терпением. Надо уповать на волю Божию, надеяться, что Господь пошлет нужного человека, а не начинать строить на плохом основании и потом мучиться с этим строительством, возможно, до конца своих дней 29 . Как всякий путь в Царство Небесное является путем крестным, так и брачная жизнь – это крест Христов. Об этом говорят молитвы таинства венчания, об этом молодой паре всегда говорят священники, об этом свидетельствует чаша вина, как символ общей чаши жизни, которую брачующиеся будут испивать до дна и которая несет в себе и сладость, и горечь. В том случае, когда брак создается на правильных основаниях, с правильным устремлением, то это благой крест. И священник в таинстве венчания молится, чтобы муж и жена, понимая, что они несут благой крест, ведущий их в Царство Небесное, испытывали бы ту же радость, которую испытала блаженная царица Елена, когда нашла Крест Христов. Если же брак построен на неправильных основаниях, или долгое время брачная жизнь была неправильной, и в нашем семейном доме появились различные уродливые и даже греховные явления, то в этом случае часто момент страданий превалирует над той радостью, которую дарует нам семейная жизнь. Хотя, я повторяю, любая семья должна молиться и бороться за эту радость и, возможно, обретет ее еще здесь, на земле. В такой семье момент терпения креста становится главным, и мы должны со смирением этот крест нести, сознавая это как наказание за нашу прошлую безбожную жизнь и как средство очищения. При этом через брачный крест мы очищаем не только наш неправильный брак, но и избавляемся от многого другого, что осталось в нас от прежней грешной жизни. О воспитании

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Что же касается выбора мужа, то, по Халиду, он должен быть религиозен (исключительно исламского вероисповедания), иметь порядочный нрав, схожесть характера и равное социальное положение. Отвечая девушке Рашидат из Марокко, у которой образовательный ценз гораздо выше ее избранника, Амр Халид замечает, что их полное совпадение вовсе не обязательно «Пусть недостаток не будет причиной, препятствующей браку» (К.24:32). При этом, конечно, учитывается и разница в возрасте, которая должна быть минимальной, а также равенство в уровне культурного развития. Естественно, не остаются без внимания и физические данные потенциального мужа. Шариат содержит особое правило, согласно которому совершеннолетняя девственница должна получить разрешение на вступление в брак от отца или деда по линии отца. При этом разрешение матери или брата не требуется. Если отсутствует отец или дед и если невеста не является девственницей, она может вступить в брак без их согласия. За дедом и отцом также стоит право женить своих несовершеннолетних и умалишенных детей и внуков. При достижении ими совершеннолетия или наступлении выздоровления, последние имеют право расторгнуть свой брак, если обнаружат связанный с ним злой или корыстный умысел. Все расходы, связанные с заключением брака несовершеннолетних, обычно берут на себя отец или дед по отцу. Впоследствии выросшие дети обязаны возместить эти расходы родителям. Однако если несовершеннолетний имеет некоторое состояние (например, на счету), то трата на брачные расходы осуществляется из этого источника. Отец также имеет право женить своего сына на дочери своей жены от первого брака. Отец и сын могут одновременно жениться на матери и дочери. Кроме этого отцы и деды могут заочно женить или выдать замуж своих несовершеннолетних детей, проживающих в разных городах. О категориях лиц, с которыми запрещено вступать в брачные отношения, Коран говорит достаточно подробно: «Не женитесь на тех женщинах, на которых были женаты ваши отцы... Запрещены вам также ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки по отцу и матери, дочери брата и дочери сестры, ваши матери, которые вскормили вас грудью (кормилицы), ваши сестры по кормлению, матери ваших жен, ваши воспитанницы (приемные дочери), которые под вашим покровителъством от ваших жен, с которыми вы уже вошли в супружескую связь. Если же вы еще не вошли к этим женам, то нет греха на вас, если женитесь на воспитаннице. Запрещены вам также жены ваших сыновей, которые от ваших чресел, а также запрещается иметь женами двух сестер одновременно» (К.4:22,23).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010