Содержание От издательства Предисловие Введение I. Семья как школа любви II. Семья освящается благодатию Святого Духа III. Брак и евхаристия IV. О молитве супругов Религиозное воспитание Часть 1 Часть 2 Воспитание любви и милосердия Трудовое воспитание VI. Образование, наука, искусство Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 VII. Христианский быт Ритм дома Отец и мать Молитва Телевизор Праздники Пост VIII. О домашнем богослужении Место богослужения Богослужебные круги Схемы богослужения и пособия IX. Брак честен, ложе нескверно X. Блуд и прелюбодеяние XI. Брак и современное общество (для родителей взрослеющих детей и для духовников) Часть 1 Часть 2 XII. Семья и дом священника Заключение Воспоминания об отце Часть 1 Часть 2     От издательства Автор этой книги, протоиерей Глеб Каледа , профессор, доктор геолого-минералогических наук, прожил долгую и счастливую жизнь, исполненную трудов, опасностей и лишений. Трудился он всегда, с полной ответственностью, не стараясь избежать перенапряжения. К опасностям привык с отроческих лет, когда, будучи вполне сознательным членом гонимой церкви, разыскивал в Подмосковье преследуемых священников или семьи арестованных за веру, чтобы наладить им помощь, и передавал им пусть скромное, но спасительное для их жизни воспомоществование. Всю войну проведя на фронте рядовым, он по-христиански, без трепета смотрел в лицо смерти, ибо видел жизнь вечную. Уже в зрелом возрасте он решил взять на себя нелегкий крест тайного священничества. И всегда с легкостью и твердостью отказывался от всего, что считал лишним для жизни православной семьи – от поисков путей к легкой и успешной карьере и к материальному изобилию. Он был счастлив в семейной жизни. Вступил в брак с дочерью своего расстрелянного духовника, с которой его связывали долгие годы духовной дружбы и общие дела на благо гонимого церковного народа, – и этот брак, основанный на незыблемом фундаменте, стал благословением его жизни. Шестеро детей вошли в домашнюю церковь и через нее – в Церковь , где и поныне пребывают, трудясь для нее по мере своих сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/do...

Семья, утвержденная Самим Богом, брачный союз – это Божие благословение. Если в семейной жизни муж и жена придерживаются заповедей Божиих и отдают Богу первое место, то в семье будет мир и согласие. Если же Господу не остается места в семье, то союз распадается. Критерием жизни для православной семьи является Слово Божие, оно помогает преодолевать многие трудности и указывает правильный путь созидания и укрепления семейного единства. Семья в православном понимании – малая Церковь. В ней начинается воспитание будущего поколения. То, что дети получат в семье, он пронесут через всю жизнь. Семья – это целый организм, в котором одно поколение наследует другому. Семья, как малая Церковь, представляет собой ячейку Церкви Вселенской, поэтому важно, чтобы она жила церковной жизнью, участвовала в жизни прихода и была с ним непосредственно связана. Перед вступлением в брак супруги получают церковное благословение на совместную жизнь в таинстве Венчания. Весьма важно, чтобы семья имела духовника, к которому необходимо регулярно приходить на исповедь. Однако, церковная жизнь не должна ограничиваться только участием в воскресной Литургии и совместным причащением, хотя это имеет первостепенное значение. Большое значение для воцерковления семьи и воспитания христианских отношений между супругами, а также почтительного отношения детей к своим родителям, имеет организация жизни прихода. В настоящее время очень важно, чтобы приход смог, сумел наладить работу с семьями. Для этого может быть использован весь арсенал средств организации семейных мероприятий: паломнические поездки по святым местам, совместные праздники, спортивные игры, организация семейных лагерей, и многое, многое другое. Но для этого, прежде всего, необходимо, чтобы на приходе был соответствующий христианский дух. По словам владыки, нам необходимо на приходах создавать общинный дух, поддерживать общение, чтобы прихожане не были безликой толпой, которая наполняет храмы в воскресный и праздничные дни и потом расходится, и люди не знают друг друга, не знают проблем друг друга, не знают, какие сложности и трудности есть у прихожан, не знают, кому помочь, не знают, кто болен. Примером служат зарубежные приходы, где после воскресной литургии проводят совместные чаепития и праздничные мероприятия, и это замечательная практика. Это будет новый импульс церковной жизни для православной общины. Для наших приходов это очень важно на фоне непростой демографической ситуации в нашей стране. Владыка констатировал печальный, трагический, страшный факт, что наша страна и народ наш вымирают. К примеру, в одной только Курской области население каждый год сокращается на 30 тыс. человек. Центральные области чернозема запустеют, прежде чем коренным образом изменится политика государства по отношению к селу и своему народу. Для этого нужно также, чтобы приход знал семьи, где много детей, поддерживал их, оказывал помощь.

http://pravoslavie.ru/462.html

Святые отцы о семейных обязанностях христианина Идеальная православная семья, представляя собой малую Церковь, помогает каждому своему члену достигать Царства Небесного. Об этом говорил святитель Иоанн Златоуст: «Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос» . Уместно привести здесь и слова святителя Феофана Затворника: «Кто в семье живет, тому и спасение от семейных добродетелей»; «Совершенства можно достигнуть и среди семейной жизни. Надо только страсти погашать и искоренять» . Однако семейная жизнь приносит не только радости, с ней связаны и неизбежные трудности как внутреннего (отношения между членами семьи), так и внешнего (материальное обеспечение существования семьи) характера. Об этой стороне так отзывались святые Русской Православной Церкви: «Семья – это житейский крест для главы! – Терпи, покорствуя Господу, и все с своей стороны делая, все предай в волю Божию»  «Семейные тяготы должно переносить как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой» .. Один из соблазнов семейного человека – за хлопотами о сродниках позабыть про Бога, охладеть к вере. Об этом предупреждает святитель Николай Сербский: «Если человек посвящает все свои мысли и все свое усердие своей семье и ничего не хочет знать, кроме своей семьи, тогда его семья для него божество. И тогда это болезнь души» и нарушение заповеди «не сотвори себе кумира» . Брак Семья вырастает из брака. По православному пониманию, «брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью, обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей» . Таинство брака существует в Церкви с апостольских времен, о чем, в частности, свидетельствуют слова ученика апостолов священномученика Игнатия Богоносца, писавшего христианам в самом начале II века: «Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти» .

http://pravoslavie.ru/28265.html

Социальный педагог на приходе Беседа с зав. кафедрой социальной педагогики ПСТГУ Татьяной Скляровой Сегодня Церковь достаточно много говорит о том, что для работы на приходах необходимы профессиональные кадры. В основном речь идет о социальных работниках и социальных педагогах. И если с первыми все понятно, то вторые – достаточно новое для нашей страны явление. О том, кто такие социальные педагоги, чем они занимаются и зачем нужны, рассказывает заместитель декана педагогического факультета ПСТГУ по научной работе, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики ПСТГУ, Почетный работник высшего профессионального образования Татьяна Владимировна Склярова .   – Татьяна Владимировна, «Википедия» дает семь определений понятию «социальная педагогика». Какое будет ваше? – Научно-педагогическое. Социальная педагогика – это отрасль педагогики, которая изучает социальное воспитание человека на протяжении всей его жизни. В зависимости от того, как трактовать социальное воспитание – как воспитание обществ а или воспитание обществ ом , получаем различные социально-педагогические теории. В свою очередь эти теории рождают различие взглядов на практику социального воспитания. Поэтому в одном учебнике по социальной педагогике мы читаем о таких типах социальных девиаций, как алкоголизм, проституция, наркомания, бродяжничество у детей в современной России, а в другом – о том, как исследовать социализацию человека и как организовывать методику социального воспитания. Этой дискуссии уже больше 100 лет. На рубеже XIX–XX веков педагоги теоретизировали о том, на чт о должны быть нацелены воспитательные усилия общества. Немецкий ученый Пауль Наторп в книге «Социальная педагогика» писал об интеграции воспитательной деятельности общественных институтов, таких как школа, семья, Церковь, исправительные учреждения, с тем, чтобы минимизировать «брак» в процессе воспитания. Подобные идеи были и у К.Д. Ушинского, С.А. Рачинского. А Герман Ноль уже после публикаций Наторпа заявил, что в любом обществе в любое время всегда будут находиться те, с кем не справляется семья, школа, Церковь. И этот «брак» в процессе воспитания и есть объект попечения социальной педагогики.

http://pravoslavie.ru/35989.html

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Феодор Бородин " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Протоиерей Феодор Бородин: Христианская семьясемья, где каждый служит каждому, чтобы все были счастливы Протоиерей Феодор Бородин В Избранное ( 13  голосов:  4.5 из  5) Протоиерей Феодор Бородин для «Азбуки супружества» Протоиерей Феодор Бородин родился в 1968 году в Москве, был крещен в 9 лет. В 1986–1988 гг. служил в армии, после армии поступил в Московскую духовную семинарию, окончил ее в 1992 году. Рукоположен в диаконы, а затем в священники в 1992 году. Служил в храме святителя Николая в Кленниках, с осени 1993 года настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке. Женат, отец восьмерых детей. Отец Федор, недавно вы писали, что вас попросили выступить в кадетском корпусе, и вы в глазах большинства воспитанников увидели боль, которую узнаёте с тех пор, как развелись ваши родители. Да, уже сорок один год. Мне было двенадцать лет, когда папа с мамой развелись. К счастью, не было того, что часто бывает после развода, когда мать настраивает детей против отца, не дает ему видеться с ними. Сохранить брак родители не смогли, но оба понимали, что детям необходимо общение с матерью и отцом, и мама не препятствовала нашему общению с папой. Обычно он приезжал к нам вечером, после работы. Конечно, это было уже совсем не то, что раньше, когда мы все жили вместе, и развод родителей я переживал очень тяжело. Опираясь не только на свой детский опыт, но и на опыт общения с детьми, пережившими развод родителей, растущими с какого-то возраста в неполных семьях, попробую объяснить, что испытывает ребенок, когда его родители расходятся. Прежде всего, он видит раскол своей вселенной. Папа и мама – фундамент его мира, мира, в котором он растет. Этот мир должен быть единым, а становится не единым. Неразрешимая дилемма, когда ты любишь папу и маму, и они любят тебя, но они больше не вместе. Это то, чего не должно быть, но что есть. Ребенок живет в такой расколотой вселенной.

http://azbyka.ru/semya/protoierej-feodor...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 4  голоса:  5.0 из  5) В традиционной системе ценностей православного человека семья всегда занимала видное место; православный взгляд на семью как на малую церковь подразумевает не только богоустановленность брачных отношений, но и их спасительность. Но необходимо добавить, что для этого малая семейная ладья в бурном море житейском должна следовать тем же курсом, что и великий корабль Церкви Христовой. Этот образ встречается в святоотеческих творениях: «Брак не только не препятствует богоугодной жизни, но и очень способствует укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно направляя ладью в пристань», — говорит святитель Иоанн Златоуст Главная ценность семейной жизни — это, конечно, дети. Дети, которых Сам Господь дает ( Ис. 8:18 ). Но, говорит святитель Иоанн Златоуст , не одно лишь рождение чада делает мужчину отцом: он должен позаботиться и о том, чтобы дать своему чаду хорошее образование; равным образом и матерью делает женщину не только ношение чада во чреве, но и его доброе воспитание. Без этого невозможно и личное спасение родителей: «Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание». И грозное предупреждение: «Те отцы, которые не заботятся о достоинстве и скромности детей, хуже детоубийц, поскольку губят их души». Церковь более двух тысячелетий говорит об огромной ответственности родителей за воспитание своих чад. Опыт Церкви, утверждающий, что неполная семья пагубно влияет на духовное и душевное развитие детей, искажает личность, подтверждается многочисленными и многолетними исследованиями психологов, рассматривающих проблемы неполной семьи на психологическом уровне. С самого рождения человек попадает в общество. Он растет и развивается в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Это объясняется тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность.

http://azbyka.ru/deti/bezotcovshhina-i-e...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Димитрий Рощин " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 2  голоса:  5.0 из  5) Вопрос: «Как создать семью?» менее актуален, чем вопрос: «Как создать семью и не раскаяться в содеянном?» О том, что поможет избежать наиболее распространенных ошибок при вступлении в брак, рассказал протоиерей Димитрий Рощин, настоятель храма сщмч. Антипы на Колымажном дворе. Что нужно принимать во внимание, собираясь создать семью, чтобы не совершить ошибку? Самое главное понимать, зачем создается семья. Так как никто этому не учит, это сознание должно быть воспитываемо Церковью. Люди, которые хотят создать семью, должны четко понимать свои цели и задачи. Семью создают не для того, чтобы было с кем встретить старость или чтобы решить какието бытовые или личностные проблемы. У семьи должен быть определенный приоритет. Брачный союз строится не только на желании одного человека или на личных желаниях двух человек каждый из них должен принимать в расчет другого, учитывать его интересы, поэтому над ними должен быть некий фактор, который выше, чем просто их собственное желание. Мужчина и женщина должны понимать, что, вступая в эти отношения, они будут жертвовать собой, поскольку семья это жертва. Как можно воспитать в себе эту способность к жертвенности? Для того чтобы семья была полноценной и правильной, человек должен быть воспитан определенным образом. Ведь раньше воспитывали людей, готовили к браку и девиц, и мужчин. И самой главной подготовкой были те семьи, в которых они сами жили. Такие патриархальные семьи, где все правильно расставлено, сейчас редкость, поэтому в наши дни воспитанием будущих мужей и жен может заниматься только Церковь. Хотя бы потому, что Церковь показывает пример. Она вся состоит из примеров. Это, вопервых, примеры святых, а вовторых, примеры семей, которые живут праведно и строят свой брак согласно заповедям Божиим, по благословению. То есть их цель в этом браке научиться любить другого человека, воспитать детей в Боге, в вере, дать им возможность святости и так далее. Человек, приходящий в Церковь, видит эти примеры перед собой нигде больше в миру ему их увидеть не удастся. Тут и теория, и практика вместе.

http://azbyka.ru/semya/kak-sozdat-semju-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Домашняя Церковь «Домашняя Церковь» отца Глеба Каледы  — практическая книга о православной семье и воспитании детей. Написана из практического опыта автора. В начале 80-х гг., будучи окруженным взрослыми и взрослеющими детьми и другой молодежью, о. Глеб Каледа решил создать для нее напутствие в семейную жизнь. Так возник первый вариант книги «Домашняя церковь». Она долго ходила в самиздате (под псевдонимом Г. А. Покоев), причем в разных вариантах, потому что автор непрестанно дополнял и перерабатывал текст. Этим отец Глеб Каледа занимался и буквально до последних дней жизни: в 1994 г. им был начат цикл лекций для молодых христиан о семейной жизни, в котором он, с одной стороны, использовал материалы книги, с другой — вносил ряд дополнений в ее текст. Каледа в своей книге «Домашняя Церковь» разбирает вопросы: семья как школа любви, семья и благодать Духа святого, Брак и Евхаристия, молитва супругов, религиозное воспитание, воспитание любви и милосердия, трудовое воспитание, образование, наука и искусство, христианский быт (от церковных праздников до телевизора), домашнее богослужение, секс, брак и современное общество. Домашняя церковь По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II  От издательства Автор этой книги, протоиерей Глеб Каледа, профессор, доктор геолого–минералогических наук, прожил долгую и счастливую жизнь, исполненную трудов, опасностей и лишений. Трудился он всегда, с полной ответственностью, не стараясь избежать перенапряжения. К опасностям привык с отроческих лет, когда, будучи вполне сознательным членом гонимой церкви, разыскивал в Подмосковье преследуемых священников или семьи арестованных за веру, чтобы наладить им помощь, и передавал им пусть скромное, но спасительное для их жизни воспомоществование. Всю войну проведя на фронте рядовым, он по–христиански, без трепета смотрел в лицо смерти, ибо видел жизнь вечную. Уже в зрелом возрасте он решил взять на себя нелегкий крест тайного священничества. И всегда с легкостью и твердостью отказывался от всего, что считал лишним для жизни православной семьи — от поисков путей к легкой и успешной карьере и к материальному изобилию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Как создать православную семью. Наставления святителя Филарета Митрополита Московского христианам, живущим в миру. ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ КАК СОЗДАТЬ ПРАВОСЛАВНУЮ СЕМЬЮ Наставления святителя Филарета Митрополита Московского христианам, живущим в миру Московский Сретенский монастырь, 1996 год О Г Л А В Л Е Н И Е Как возникла первая семья " Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и церковию обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образе духовного союза Христа с церковию и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей " . Брак установлен Самим Богом в раю. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника подобного ему (Быт. 2, 18). И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (ст. 22). " Закон брака " заключается в следующих словах: сего ради оставит человек отца своего и свою мать и прилепится к жене своей; и будут два плоть одна (Быт. 2, 24). " Важен супружеский союз: ему вверено Богом продолжение бытия рода человеческого " . Муж и жена " приемлют от Творца благословение умножения рода своего, по Его намерениям, в чистоте побуждений и радости чадолюбия " (Быт. 1, 28). " Зачатие и рождение совершаются не без Промысла Божия; то и другое есть Божие дело, Божий дар " . Для супругов " благословением и счастием признается видеть своих детей " . Обязанности супругов От супругов требуется, чтобы они хранили " брак честен и непорочен " , жили целомудренно. " Девство и брак не для всех, но целомудрие для всех. Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке (Тит. 2, 11-12).

http://zavet.ru/deti/filaret.htm

Правда ли, что для святых отцов и ранних христиан природа была одним из средств приобщения к Богу или это искаженное толкование писаний? Ответы священников на вопросы Проекты «Правмира» Ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Навигация Учение Церкви Священное Писание Ветхий Завет Новый Завет Вопросы о Церкви Календарь Праздники Вопросы о Боге Таинства Церкви Крещение Имена Крещен ли я? Крещение детей Крестные родители Соборование Венчание Исповедь Духовный отец Епитимия Причастие Таинство священства О священниках Пост Праздник в пост Постная пища Детский пост Смысл поста Послабления поста Супружеские отношения в пост Святыни Икона Нательный крест Святая вода Святые Символика Церковный этикет Церковные каноны Храмы и монастыри Монашество История Церкви Церковная свеча Священное Предание и церковная традиция Толковый словарь Человек Брак и семья Знакомство. Поиск супруга Взаимоотношения до брака Отношения в семье Измена Рождение и воспитание детей Церковная жизнь детей Дети и современный мир Вопросы воспитания Неверующие близкие Внебрачная связь Второй брак беременность Аборт, прерывание беременности и нерожденные дети Беременность и Церковь Вдовство Усыновление Брак с иноверным Развод Бесплодие Супружеская близость Брак с инославным Одиночество Отношения с окружающими Духовная жизнь На пути к Церкви Добродетели Беснование Помыслы Грехи и греховные зависимости Уныние Блуд Что считать грехом? Курение Алкоголизм Наркомания Гомосексуализм Обида Наказание или испытание? Духовный рост Черты характера Молитва Молитва об усопших Богослужение. Церковная молитва. Иисусова молитва Молитва об инославных и иноверных Домашняя молитва Кому молиться? Молитва о некрещеных Молитва о самоубийцах Здоровье Психология Творчество Смерть Погребение Самоубийство Поминовение усопших Общество Работа Литература СМИ Телевидение Интернет Братья наши меньшие Спорт Наука Музыка Благотворительность. Милосердие Кино и театр Образование Политика История Паломничества и путешествия Религии Секты Инославие Католицизм Протестантизм Старообрядчество Армянская Апостольская Церковь Иноверие Ислам Буддизм Индуизм Иудаизм Язычество Православие Смена вероисповедания Оккультизм и суеверия Оккультизм Астрология, нумерология Суеверия Магия, колдовство Сновидения Ясновидение Знахарство, целительство, экстрасенсорика Гадания Задать вопрос священнику Наши священники протоиерей Александр Ильяшенко протоиерей Михаил Самохин священник Александр Петров священник Антоний Лынов священник Антоний Скрынников священник Дионисий Свечников священник Игорь Дудко священник Филипп Парфенов Правда ли, что для святых отцов и ранних христиан природа была одним из средств приобщения к Богу или это искаженное толкование писаний? Доброго времени суток! Недавно я прочла в Интернете статью о взаимосвязи христианства и экологии.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/pravda-li...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010