Преимущества сохранивших благодать святого крещения Плодом доброго воспитания является сохранение благодати святого крещения. Кто сохранил благодать крещения, кто посвятил себя Богу с первых лет жизни, тот имеет перед другими следующие преимущества: Православная семья Духовные основы православной семьи Священное Писание о таинстве брака Рождение православной семьи происходит в таинстве брака. Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: “Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…” ( Быт. 1, 28 ). В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на брак, как на дело, благословляемое Самим Богом. По пришествии Своем на землю Господь Иисус Христос не только подтвердил неприкосновенность брака, отмеченную в Законе ( Лев. 20, 10 ), но и возвел его в степень таинства: “И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает” ( Мф. 19, 3-6 ). Выйдя в мир на Свое открытое служение роду человеческому, Он явился с Матерью Своею и учениками на брачный пир в Кане Галилейской и сотворил там первое чудо, претворив воду в вино, и присутствием Своим освятил этот и все брачные союзы, заключаемые верными и любящими Бога и друг друга супругами. “Сам Бог соединяет освящаемых таинством и посреде их присутствует”, — говорит о святости брака Климент Александрийский . “От Тебе бо сочетавается мужу жена”, — сказано в молитве чина обручения. И там же: “Сам, Господи, ниспосли руку Свою и сочетай”. Господь освящает сочетание супругов в таинстве брака и сохраняет нетленным союз их душ и телес во взаимной любви по образу Христа и Церкви.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-peda...

Развод осуждается Церковью как грех, т. к. он приносит душевные страдания супругам (или одному из них), и особенно детям. Вместе с тем развод запрещен Господом не безусловно. Если супруги соблюдают верность друг другу, то Церковь старается сберечь целостность всеми присущими ей средствами – назиданием, молитвой, участием в таинствах. Допустимое основание для развода – прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. Жена в христианском браке должна повиноваться своему мужу, потому что «муж есть глава жены, как Христос глава Церкви.», «как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем». «Мужья, любите своих жен, – обращается апостол Павел к супругам, – как и Христос возлюбил Церковь. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» ( Еф. 5, 22–33 ). В христианском браке муж – глава семьи, и всю заботу о материальном устроении берет на себя, жена же во всем его помощница и друг. Супруги едины во всех своих устремлениях. «Муж делами и словами насаждает в доме благочестие; жена. наблюдает за домом, но кроме этого занятия у нее имеется более настоятельная забота о том, чтобы семья трудилась для Царствия Божия». (Протоиерей Нефедов Г. Таинства и обряды Православной Церкви. С. 143) Обращаясь к Господу за помощью, они не позволяют приблизиться к семейному очагу раздорам, вражде, ненависти. Таковы условия, при которых брак бывает счастливым для обоих супругов. В энциклопедии семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования – «Домострое», книге, написанной известным церковным и государственным деятелем священником Сильвестром во времена Иоанна Грозного, в середине XVI века, помещено «Послание и наставление отца сыну». В нем, в частности, говорится о том, какие взаимоотношения должны быть между мужем и женой. И домочадцев своих одевай и содержи в достатке, люби и жену свою и в законе живи с ней по заповеди Господней: в воскресенье, и в среду, и в пятницу, и по праздникам Господним, и в Великий пост близости избегайте, живи добродетельно, в посте и в молитве, и в покаянии; жизнь по закону – во славу Бога и ради вечного царства, а любодеев и прелюбодеев осудит Бог.

http://azbyka.ru/deti/traditsii-pravosla...

Бытует весьма распространенная ошибка – подменять домашнее церковное воспитание внешним участием в церковных чинах. Многие родители считают, что они просто обязаны как можно чаще носить или приводить ребенка в храм, причащать, во всей строгости и непреложности соблюдать посты и проч. Все это так. Но если в семье нет поистине церковной атмосферы, предполагающей совместные молитвы, совместное возрастание в вере, в любви к Богу и к ближним, любви к Церкви и всему церковному, если нравственно-религиозные усилия членов семьи ограничиваются формалистичным «так надо» и «не имеют дел», все попытки так и останутся тщетными потугами и могут, если к тому же не соблюдается мера, даже привести к обратному результату. Что пользы, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? ( Иак.2:14 ). К участию детей в церковных чинах нужно относиться с большой осторожностью, проявляя при этом и незаурядную мудрость. Дети не могут в полной мере понять и воспринять все то, что происходит в церкви, – и взрослым далеко не всем это по силам, а у детей силенок гораздо меньше, чем у их родителей. Вот тут и не надо забывать, что все надо делать по силе, какую дает Бог ( 1Пет.4:11 ). Иначе детей можно «перекормить» церковностью, и тогда все церковное станет для них обузой, обыденностью; тогда дети, придя в возраст, с облегчением «сбросят» с себя это бремя и иго и пустятся во вся тяжкая. И тогда уж точно останутся без душевного ответа с их стороны слова Господа нашего Иисуса Христа: иго Мое благо, и бремя Мое легко ( Мф.11:30 ). Тогда окажется, что время упущено, тщетны родительские труды, равно как и напрасны их сетования: как же так? был маленький – и в церковь ходил, и молитвы читал, а сейчас не затащишь в храм, ничего слушать не хочет… Потому и не хочет, что все это осталось для него чем-то внешним, хотя и не лишенным, несомненно, некой авторитетности. Но наступает возраст, когда все авторитеты начинают подвергаться сомнению, – «церковные» не составляют исключение. Так бывает всегда, когда в церковь «ходят», а не живут ею, когда «вычитывают» молитвенные тексты, а не молятся, если так и не проникли внутрь человека слова Иисуса Христа возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя ( Лк.10:27 ), когда живой Христос так и остается сокрыт за пышными одеждами церковной византийской обрядности.

http://azbyka.ru/semya/brak-semja-deti-i...

В качестве иллюстрации того, какими средствами достигается эта цель, можно привести фрагмент из приписываемой американскому политику А. Даллесу идеологической доктрины США: «Мы бросим всё, что имеем, всё золото, всю материальную мощь и ресурсы на оболванивание и одурачивание людей. Литература, театр, кино – всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в сознание людей культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности. Мы будем драться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её». Очевидное воплощение этих идей в жизни современных обществ, в том числе и нашего, является самым убедительным доказательством реальности этой дьявольской доктрины, кто бы ни был её автором. А вот не менее откровенное выступление известного миллиардера Дж. Рокфеллера в воскресной школе: «Рост деловой активности – это просто выживание сильнейших… Американскую розу можно вырастить во всём великолепии её красоты и благоухания, которое вызовет восторг у созерцающих её, лишь беспощадно обрезая слабые ростки вокруг неё. Это всего лишь претворение в жизнь закона природы и Божьего закона» 4 . Вот, оказывается, какого бога, какую веру и какие моральные нормы насаждают в мире господа даллесы, рокфеллеры и им подобные. Неужели не ясно, каким будет человек, воспитанный на подобной идеологии, какие плоды принесёт такое древо?! Но есть и другой принцип жизни, о котором читаем у древних мудрецов – апостолов Христовых: Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Не мстите за себя. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром ( Рим. 12:16–17, 19, 21 ). Станем любить не словом или языком, но делом и истиною ( 1Ин. 3:18 ). Вот два пути, перед которыми оказывается каждый человек, вступающий в сознательную жизнь. Первый путь есть не что иное, как откровенное попрание достоинства человеческой личности, нравственных норм жизни, пропаганда дьявольской «свободы от совести», уродующей человека и превращающей его в инфернальное существо. Один из крупнейших психоаналитиков XX века К. Юнг предупреждал поэтому: «Сознание не может безнаказанно мириться с торжеством аморального, и возникают самые тёмные, подлые, низменные инстинкты, не только уродующие человека, но и приводящие к психическим патологиям» 5 .

http://azbyka.ru/semya/ljubov-brak-i-sem...

Вот еще один случай. Однажды ко мне на исповедь пришел простой, бакалейщик из бедной деревни. Отец пятнадцати детей! «Отче, надо мной всегда посмеиваются окружающие. «Эх ты! Что ты будешь делать со всеми этими несчастными?» и т.п. Но я возлагаю надежду на Бога, и Он никогда не оставляет меня. Интересно то, что с рождением очередного ребенка у меня появляется и денежная прибыль.» Мы преклоняемся перед таким мужеством! Но вот вопрос. Например, семья действительно находится в безвыходном материальном положении. Может ли в таком случае исповедающий священник прибегать к совету отказаться от деторождения? Обратимся за примером к медицинской практике. К врачу приходит пациент с язвой желудка. Врач, кроме лекарств, прописывает ему строгую диету, включающую употребление натуральных продуктов. «Но, доктор, — чуть не плачет больной, — это требует денег. А я неимущий человек. Как же быть?» Вопрос к священнику: Что сделает врач? Скажет: «Если не позволяют средства, дорогой, ешь, что придётся?» И этот врач останется достойным звания терапевта и своего почетного труда? Единственно верной позицией будет такая. «Вы пришли ко мне для того, чтобы получить руководство к лечению. То, что я вам советую, — единственный путь. Что же касается денег — я вам в этом не помощник». Конечно, если врач окажется альтруистом, он может и не брать денег с больных из соображений милосердия и даже сам, за свой счет, может дать лекарства. Может быть, и пожертвует больному какую-то сумму. Но, даже если ничего этого врач не сделает, он никогда не посоветует больному нарушить диету. Не должен ли занимать такую же позицию и священник, имеющий послушание врачевать души людей? Если он будет поступать по-другому, он может покалечить и душу верующего, и свою собственную. Давайте задумаемся над тем, что для исполнения заповедей Божиих не подходят ни половинчатость, ни компромиссы, ни соглашательство, даже в сочетании с добродетелью. Так и вы, — говорит Христос, — когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие; потому что сделали, что должны были сделать . И в другом месте говорит Господь: Кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня .

http://azbyka.ru/deti/brak-i-detorozhden...

Вот, прибыли, наконец, девицы в столицу, были доставлены в царский дворец и было доложено о приезде их. По царскому повелению прежде всех представлена была приближенному царя и заведующему его дворцом Ставрикию дочь Геронтия. Увидав и испытав ее, он заметил, что в ней много гордости и сказал ей: «Ты хороша и красива, девица, но супругою царя ты на можешь быть». – И щедро одарив её, отпустил домой. – Таким-то образом «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысится» ( Лк.18:14 ). После всех представлена была Ставрикию и Мария, внучка почтенного Филарета – с матерью ее и дедом, и со всеми близкими её. Увидев их, поражены были и душевным, и телесным благообразием их и царь, и мать его, и Ставрикий. Особенно поразила их красотою Мария, на лице которой ясно были выражены кротость, смирение и страх Божий. Девственно-скромная она стояла перед царем, опустив глаза и ярко зарумянившись. И сильно понравилась она царю, и он обручил ее себе в невесты. Вторую же сестру ее избрал себе в невесты один из приближенных к царю вельмож, знатный патриций Константикий, а третья сестра была препровождена в невесты правителю Лонгобардов, так как союз этот мог содействовать умиротворению его. Таким образом состоялся брак царя с внучкою блаженного Филарета. И сопровождался он большими увеселениями, в которых принимали участие и вельможи царские, и народ, и вся семья блаженного Филарета, которого царь посадил возле себя с правой стороны и приветливо обнимал его и целовал его почтенную голову. Похвалив же его за благочестие его и жены его и за хорошее воспитание их прекрасных детей, царь окружил их большим почётом и одарил серебром и золотом, и драгоценными каменьями, и роскошною одеждою, и большими и красивыми домами, и другим имуществом. И таким образом почтив и целовав блаженного, царь отпустил его и семейство его, предоставив им поселиться в дарованных им домах. Тогда-то жена Филарета и дети его, и все домашние его, получившие такие богатые дары, вспомнили слова Филарета, не раз говорившего им, что у него сохраняются в тайном месте сокровища, которые он приготовил для них… И припав к ногам святого, они сказали ему: «Прости ты нам, господин и владыко наш, в чём так безумно мы все согрешили перед тобою! Прости, что мы осуждали тебя и упрекали за твою щедрую милостыню нищим и убогим. Теперь только мы уразумели, что истинно «блажен, кто помышляет о бедном и нищем»! ( Пс.40:2 ) Так как все, что он даёт нищему, то даёт Самому Богу, Который сторицею воздаст ему и в земной жизни и дарует ему и блаженную жизнь в вечности. Вот и ради твоей милостыни бедным, человек Божий, послал тебе Господь богатую милость Свою, а ради тебя и всем нам».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Второе – родители должны отдавать себе полный отчет в том, что между ними и детьми неизменно должно присутствовать взаимное уважение и доверие и что эти два чувства, конечно же, должна навершать любовь. Детям, особенно когда они становятся подростками, важно знать, что они всегда смогут прийти к родителям за советом – и всегда найдут у них любовь, понимание и поддержку, они должны быть уверены, что с родителями можно, не боясь, говорить на равных на любые темы. У детей не должно быть ощущения брошенности, они нуждаются в родительском внимании, с ними нужно заниматься, уделять им время, проявлять интерес к их жизни и проблемам, с которыми они сталкиваются, вместе искать пути их разрешения. Нельзя, чтобы было так, как у многих сейчас: папа на работе, мама на работе, ребенок в яслях, детском саду или на продленке. Папа приходит с работы, плюхается на диван, пьет пиво и смотрит телевизор; мама в раздражении одновременно суетится на кухне, стирает белье, говорит по телефону и ругает мужа; вспыхивает скандал; маме с папой не до ребенка. Вот он и находит «замещение» – улицу, и она воспитает его соответственно. Потом мама с папой будут удивляться: как же так? Откуда у них такой ребенок? Ведь они работали денно и нощно, чтобы прокормить, чтобы дать образование, а сын или дочь – чужие, на родителей плюют, живут сами по себе, компании у них какие-то сомнительные, наркотики… Обычная ситуация, когда у родителей нет авторитета, а в семье нет любви и уважения. Как тут не напомнить родителям, что слава детей – родители их ( Притч.17:6 ), а детям: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость . ( Еф.6:1 ). Все это стало уже общим местом. Но для христианской семьи особое значение имеет вопрос церковного воспитания детей, по образу Божию, дети в христианском браке – не собственность родителей, дети принадлежат Христу. Вы куплены дорогою ценою , – напоминает нам апостол. – Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ). И обращает свое слово к родителям: Вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем ( Еф.6:4 ). Как же решать эту задачу?

http://azbyka.ru/semya/brak-semja-deti-i...

Митрополит Владимир (Иким) Союз супружеский, а отсюда и семейная жизнь, установлены и освящены Самим Господом Богом еще в раю. И сотворил Бог человека, сказано в Священном Писании, по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ( Быт.1:27-28 ). Когда пришел на землю Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, то и Он подтвердил закон супружества, повторив слова, которые сказал Бог в раю, когда создал жену первому человеку и установил закон супружества: Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть ( Быт.2:24 ). Чтобы дать людям понять, как достоин почтения союз брачный, Он сам благоволил быть с Пречистой Матерью Своей и учениками на браке в Кане Галилейской. Но, будучи установлен Богом еще в раю, подтвержденный Христом Спасителем, брачный союз получил в Христовой Церкви еще особенное, высшее освящение, как то объяснили святые апостолы. Так, святой Павел, повторив слова Спасителя о брачном союзе, что в нем двое муж и жена будут одна плоть, прибавляет: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:32 ). Заметьте, тайна сия велика! учит Слово Божие. Вот почему брак и почитается Таинством в ряду семи Святых Таинств, установленных в Церкви. Священник Александр Рождественский В законоположениях и действиях Церкви новозаветная семья составляет предмет особого попечения: на жениха и невесту при первом изъявлении взаимного их согласия особым молитвословием призывается Божие благословение. Совершение брака составляет Таинство, в котором запечатлевается обет вечной верности и освящается супружеский союз; дети с самой минуты появления на свет на все время воспитания поставляются под покровительство и руководство Церкви. Архиепископ Амвросий (Ключарев) Таинство Брака, совершающееся в обществе христиан не религиозная форма «регистрации», а глубокий, поучительный способ, которым Церковь хочет нам открыть, что такое любовь и как глубоки человеческие отношения. В этом смысле всякое христианское богослужение, с одной стороны, является лирическим, личным выражением человеческих чувств, но, с другой стороны, имеет и символическое значение.

http://azbyka.ru/semya/kak-sozdat-pravos...

б) Обязанности в области семейной жизни. Семья есть первая социальная клеточка социального организма человечества. Семья есть школа основ нравственной жизни человека. В семье впервые человек ознакомляется с нравственными обязанностями. Нравственное благосостояние семьи – определяет основу благосостояния общества и государства. Разрушение семьи – начало разрушения: государства. Семья основывается браком. Брак есть Таинство, совершаемое и действующее при условии нелицемерной любви супругов, вступающих в союз, целью которого является духовно-душевно-телесное вспомоществование, и имеющий следствием или плодом своим рождение и воспитание детей. Истинный брак возможен только при единоженстве (моногамии). Брак по идее своей должен быть нерасторжимым. В исключительных случаях может быть расторгнуть только Церковью . Брак вводит человека в безчисленное множество нравственных задач и обязанностей и представляет собою школу воспитания нравственной личности человека. Истинное и непорочное безбрачие – есть дар Божий. Особый глубокий смысл безбрачие приобретает при монашестве, когда человек решается на безбрачие ради безраздельного служения Богу. Ап. Павел называет брак «великой тайной»; унижающих его достоинство называет «лжецами» и «духами обольстителями». Но в то же время безбрачие, ради Господа и Царства Небесного, он ставит выше брака. Нормальный брак должен сочетать мотивы влечения чувства и разума. Одно влечение или один разум – не могут дать правильного основания брака. Брак ненормален, если имеется слишком большая разница в возрасте (напр., если глубокий старик женится на молодой девушке). Почти никогда не может быть гармонии и духовного единства в браке, если между брачущимися существует слишком большая разница по воспитанию (или образованию). Браки различных христианских вероисповеданий допускаются с канонической точки зрения, но чрезвычайно желательно, чтобы неправославные – принимали бы Православие. Запрещаются браки близких родственников. Нормальный брак возможен только при условии благословения родителей, так как «благословение отча утверждает дамы чад» ( Сир. 3:9 ). Но родители имеют право только соизволяющее (т.е. согласия или запрещения), но не избирающее: выбор должен быть сделан брачущимися. Вступать в брак по приказанию – безнравственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Старец Илий о семье: «Семья — это избрание двух» Мало семей, где можно точно сказать, что семья сохранится на всю их супружескую жизнь. Это одно из нынешних печальных явлений, если не сказать трагедий нашей жизни. 17 февраля, 2011 Мало семей, где можно точно сказать, что семья сохранится на всю их супружескую жизнь. Это одно из нынешних печальных явлений, если не сказать трагедий нашей жизни. Совместный проект телеканала « Союз » и портала « Правмир ». Новая беседа со схиархимандритом Илием (Ноздриным), вышедшая на телеканале «Союз», посвящена семье. Скачать — Добрый день. Мы продолжаем беседы со схиархимандритом Илием о жизни, о вечности, о душе. Тема сегодняшнего разговора – семья, воспитание в семье. Можно ли назвать современную российскую семью вполне христианской? — Она есть, конечно, но она чрезвычайно умалена. Мало семей, где можно точно сказать, что семья сохранится на всю их супружескую жизнь . Это одно из нынешних печальных явлений, если не сказать трагедий нашей жизни. Должно быть понятно, что семья – это маленькая ячейка нашего Отечества, жизни нашего государства. Корни этой трагедии упираются в безбожие, породившее такое разорение семьи, в последние события нашего ХХ века, когда было провозглашено: долой семью, долой стыд, долой веру и все настоящее. Это было сделано, чтобы подорвать наше государство, разорить наше Российское Отечество. Его недруги просто сделали подкоп под те принципы, те устои, которыми жила наша Русь. Семья — это крепость, откуда выходили люди с твердым нравственно устойчивым характером и религиозной душой. Можно сказать, что  ее просто разрушили. Разрушили тем, что понимание ее как крепости, существовавшее в недалеком прошлом в нашем Отечестве, разорили. Ныне дошло до крайности: гражданский брак , когда живут без росписи, без венца, родительских благословений. Да и сами родители прожили безбожную, безалаберную жизнь. Ясно, как они могли поставить на ноги своих детей, чтобы они ушли в жизнь. Только милость Божья позволила сейчас более серьезно посмотреть на брак . Большинство людей сейчас уже приходит к венчанию, к росписи в ЗАГСе. Все это более или менее способствует нынешнему укреплению семьи.

http://pravmir.ru/starec-ilij-o-seme-sem...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010