Люди стараются заполнить пустоту в своем сердце всем, что здесь находят - утешениями, науками, деньгами, властью, сребролюбием, и все равно не находят удовлетворенности, все равно им плохо, все равно они несчастны. А апостол Павел говорит: «Мы теперь дети Божьи, значит наследники...» А это значит, что все, что Господь имеет, Он предоставляет в распоряжение Своему наследнику - мы можем стать причастниками всего, что имеет Бог - этого блаженства, этой любви безбрежной, этого богатства, этого могущества. Современные грехи? Раньше не было компьютеров, теперь они есть. Появились и грехи, связанные с их использованием, компьютерная зависимость. Потом, извращения. Они в древности, у язычников, были распространены. Потом они продолжали существовать, но не имели широкого распространения. А сейчас умножились. Грех предотвращения зачатия, аборты, недобросовестность в воспитании детей. В перечне грехов, содержащемся в последовании исповеди, есть недобросовестность к служебным обязанностям. А недобросовестность в воспитании детей в этом перечне отсутствует. Эти последования исповеди - факсимиле дореволюционных изданий; тогда была семья, которой теперь нет. Поэтому весьма распространился «брак воспитания», неполноценность новых поколений - это ущерб гораздо более серьезный, нежели брак производственной продукции, как следствие недобросовестного отношения к работе... «Венчанный блуд» Чтобы понять и узнать друг друга, для этого не требуется долгий срок, все-таки. Спешить с этими отношениями не надо. Потом брак - это важно понять, прежде всего, - деторождение, неотделимое от супружеской любви. У некоторых языческих племен были такие праздники - они ели от зари до зари, сотни перемен блюд. И время от времени они принимали специальную траву, чтобы очистить желудок для новых порций пищи. То есть, они ели не для того, чтобы поддержать жизнь тела, а для того, чтобы наслаждаться. Это извращение. Вот такое же извращение - брачная жизнь без детей. И когда молодые люди стремятся соединиться друг с другом, это естественно, они должны с самого начала осознавать, что это для рождения детей. Брачное сожительство, в котором предотвращается чадородие, - это блуд, даже если брак венчанный. Любовь неразрывно связана с деторождением, а в сердце должен быть Господь, а не порнография.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

В общих чертах этот дефективный строй рисуется Гегелю так. В пределах одной и той же государственной общины нравственность одновременно пребывает в трех различных состояниях: семьи, гражданского общества и политического единения (собственно государства). Эти три состояния присущи каждому гражданину, создавая вокруг него как бы концентрические социальные круги людей и необходимых отношений-обязанностей, 3882 так, что участие в большем по объему и высшем по спекулятивному развитию круге предполагает участие в меньшем и низшем: только родившись и став членом семьи, человек может оказаться членом сословия и корпорации; только в качестве члена сословия и корпорации человек становится гражданином и участвует в государственной жизни. 3883 Сами же по себе эти круги относятся друг к другу как единичное (семья) к особенному (гражданское общество) и ко Всеобщему (государство), так что дух Всеобщего составляет живую сущность особенного и единичного; дух Всеобщего и особенного составляет живую сущность единичного; а единичное и особенное входят во Всеобщее как его живые части. Так семья есть живое видоизменение сословно-корпоративного и государственного духа, и в то же время – живая ячейка государственной ткани. Семья есть «естественная» и наименьшая форма «нравственной субстанции». 3884 Участники семьи осуществляют «конкретную» жизнь силою «ощущения» 3885 и «чувства» – любви (дефект мысли), и каждый из них, испытывая свою индивидуальность только через эту связь, является органическим «сочленом» семейного союза. 3886 Силою любви члены ведут не изолированную жизнь, но каждый находит себя и свое значение в духе каждого другого члена: 3887 семья есть сращенное единство, «всеобщее и длящееся лицо». 3888 Сущность семьи утверждается в браке; её внешнее существование – в семейном имуществе; 3889 её завершение – в рождении и воспитании детей. 3890 Брак есть непосредственное нравственное отношение 3891 мужчины и женщины, объединившихся силою интимного, любовного настроения в «тотальность» жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

Румынский Патриархат: Семья — это исключительно союз мужчины и женщины Бухарест, 4 марта 2017 г.      Румынское священноначалие выразило протест в связи с попытками властей легализовать так называемые «гражданские партнерства», сообщает информационное агенство Русская Линия . Членство в составе Европейского Союза заставляет всё большее число христианских государств отказываться от своей нравственности и принимать антихристианские законы, которые диктуются чиновниками из Брюсселя. Совсем недавно православная общественность Греции возмущалась планами властей легализовать в стране так называемые «гражданские партнёрства», которые являются первым шагом на пути к легализации «однополых барков». И вот эту тему уже обсуждают в Румынии. На днях в румынский парламент поступил законопроект, который как под копирку списан с закона, предложенного Греции. Данный факт вызвал серьёзную озабоченность священноначалия Румынской Православной Церкви. Собравшись на Синод румынские архиереи выразили своё недоумение продвижением в румынском парламенте дел, связанных с потенциальным оформлением так называемого «гражданского партнерства». Синод Румынской Православной Церкви считает, что идея подмены традиционного понятия семьи противоречит христианской вере и традициям румынского народа, и может иметь серьезные последствия для нравственной жизни в семьях и обществе. С христианской и конституционной точки зрения, семья — это исключительно брак между мужчиной и женщиной. «Гражданское же партнёрство» будет только поощрять блудное сожительство и снизит уровень ответственности в обществе. Выражаясь более конкретно, семья — это правовая база, которая оптимально обеспечивает «воспитание, образование и обучение детей» (статья 48, пункт 1, Конституция Румынии). В связи с этим в Румынской Православной Церкви подчеркнули, что священноначалие приложит все силы, чтобы защитить фундаментальные ценности традиционной семьи. 4 марта 2017 г. Рейтинг: 9.8 Голосов: 478 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/101571.html

В русской литературе нам предлагается очень расхожий стереотип: в монахи (и в монахини в особенности) идут люди с несложившейся личной жизнью. Это, конечно же, действительности не соответствовало, тем более в XIX веке, когда, например, монашество, и мужское, и женское, в значительной степени разрасталось количественно и развивалось качественно. И трудно предположить, что большинство монахов и монахинь были лишь неудачниками и неудачницами. Постепенно именно в русской литературе возникает искусительное и опасное противопоставление подлинности любви вне брака, вне семьи профанности любви в браке, в том самом христианском браке, который был обязателен для всех лиц христианского вероисповедания в России. Действительно, создавая подчас яркие образы женщин, русская художественная литература по сути дела не предлагает нам идеала христианской семьи. Семья постепенно начинает развиваться в России именно как семья христианская в большей степени (я имею в виду прежде всего народные массы) именно в XIX веке. С одной стороны, начинается, хотя и запоздалое, воспитание народа Церковью ради выработки религиозного мировоззрения наряду с бытовым благочестием. А с другой стороны, христианский брак приобретает вполне определённый правовой статус, который стимулирует людей к осознанию этого брака как единственного, на веки данного Богом. Несмотря на разного рода негативные тенденции, в XIX — начале XX в. семья всё-таки существует в русском народе как безусловная реальность, как, может быть, не очень воцерковлённая, но всё-таки семья. Именно эта недостаточная воцерковлённость русской семьи, как и недостаточная воцерковлённость русского народа в целом, заставляет нас задуматься об очень многих проблемах, которые на протяжении веков так и не были решены нашим приходским духовенством. Следует сказать ещё, что одной из причин слабости семьи в России является общинное сознание. У хуторян семьи были прочнее. Сельская община — это великое искушение русской истории. Именно сельская община, вопреки многим мифам, способствовала недоразвитию народа до такой степени, что он не только достаточно легко примирился с потерей Государя и Церкви, но и даже после коллективизации не нашёл в себе сил свергнуть режим, превративший его в раба. К сожалению, на фоне этого факта у нас продолжают создавать и культивировать мифы не только о домостроевской патриархальной семье как об идеале, который у нас был, а потом куда-то неожиданно выветрился, но и об общине. Через общину проходила значительная часть нашего крестьянства. Пора признать, что община во многом действительно способствовала недоразвитию у нас семьи, так же как способствовала недоразвитию у нас понятий государственности и церковности.

http://pravmir.ru/kruglyiy-stol-semya-v-...

То, что мы сегодня знаем в качестве " семьи " , существует недавно. Она была лишь моментом в европейском проекте индивидуализации, ключевым продуктом которого сегодня выступают Индивид (Женщина) и Ребенок. Причем развитие индивидуализации шло рука об руку с развитием системы наказания (тюрьма), системой всеобщего обязательного образования (школа, университет) и клинической нормативности (клиника). Семья нигде и никогда не противопоставлялась социальному целому и государству, нигде не рассматривалась в качестве особого " специфического случая " . Более того, она не ассоциировалась с личным, " интимным " , " приватным " , так как и сами эти понятия имеют весьма позднее происхождение. Норберт Элиас приводит свидетельства, что еще в конце 16-го - нач. 17-го столетий в Европе брак был сугубо публичным действием, включавшим присутствие приглашенных на свадьбу во время первой брачной ночи супругов. Детство и вовсе не имело статуса " особого мира, непохожего на мир взрослых " . Как только ребенок пересекал условную границу ранней смертности, он вступал в мир взрослый, точнее, мир как таковой. Не было представления и о специфическом пространстве и времени воспитания; школа довольно долго оставалась частью постоянного и вездесущего обучения. Улица, соседи, рынок и широкий круг родных - были равно вовлечены в жизнь ребенка, которая не была схвачена границами " семьи " . Представление о семье как частном пространстве возникло вместе с рождением " приватье " - частного лица. Одновременно средневековое жилище, в котором кровать располагалась в той же зале, где принимались гости и совершалась трапеза, уступает место " специализированному " пространству из множества помещений, каждое из которых несет определенную функцию. Антрополог детства, Ф. Арьес, замечает, что тогда же осознается необходимость отделения семьи от службы; семья священника, настоятеля учебного заведения, торговца до этого располагалась непосредственно при храме, школе, лавке. Интерьеры наполняются перегородками и ширмами. Вместе с тем происходит " открытие " внутреннего мира, сферы интимного, скрытого, сферы индивидуальных, " уникальных " переживаний. Формируется тот эротический миф, связывающий воедино Женщину, Прекрасное и приватное тело. Возникает представление о личности, противопоставленной миру, обществу, государству. Здесь-то и берет начало миф о семье как о результате индивидуального выбора, как о закрытом мире - пространстве морали и воспитания, но не политии. Если до этого семья была способом осуществления социального, то теперь она становится пространством его проектирования. Как ни странно, именно семья осуществила выработку " индивида " , который, в свою очередь, положил конец Семье, вытеснив ее за границы нормативного - в сферу социальных рудиментов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Основной постулат «Планирования семьи» — снятие всяческих запретов, ограничений, норм; ведь все это мешает раскрытию внутреннего потенциала ребенка. «Каждый должен вырабатывать свои собственные законы, которые бы действовали на определенном этапе его жизни…», «Устраните моральное табу, связывающее человечество и телесно и духовно, освободите индивидуума от рабства традиции» — такие призывы буквально пропитывают подобные школьные программы. Слава Богу, в 2000 году эксперты МВД отнесли Российскую ассоциацию «Планирование семьи» к оккультным центрам. Однако экспансия Запада еще не окончена. Еще одна причина кризиса семьи — разрыв родственных традиций и связей. Как отмечал Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, с корнем оказался вырванным традиционный семейный уклад. Молодые люди стремятся к самостоятельности и пренебрегают родительскими советами, считая, что они-то уж лучше знают, что им нужно. Утрачена традиция родительского благословения, родителей перестали почитать. Юношей и девушек убедили в том, что можно иметь не одного мужа или жену на всю жизнь, а несколько «партнеров». Можно и изменять, можно, если разлюбил, полюбить вновь и разойтись с надоевшей супругой или супругом. Семьи распадаются, потому что ими не дорожат, они перестали быть ценностью. Так есть ли выход из кризисной ситуации, сложившейся в настоящее время в сфере семьи и семейного воспитания? Каким бы кризис ни был глубоким, тем не менее выход из него существует. Помочь в преодолении кризисной ситуации в первую очередь может восстановление в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства, что неразрывно связано с православной традицией. По словам Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, наше спасение, спасение семьи состоит в возврате к духовным корням, традиционным ценностям. То есть, к духовной личности, семье, патриотизму, ответственности перед Богом, опыту благочестия. Возрождение отечественной культурно-исторической и духовной православной традиции возможно через систему образования, преподавание курсов «Православная культура», «Православная семья» в вузах и школах. Вернем православие в образование — спасем будущее наших детей. Очень важно с детства, юности формировать правильную иерархию ценностей, среди которых на первом месте должна быть семья, уходящая своими корнями в духовные православные традиции, так как только через возрождение традиционного семейного уклада возможно сохранение и укрепление современной семьи. Другого пути нет, ибо «дом беззаконных разорится, а жилище праведных процветет» ( Притч. 14:11 ). Часть I. Семья и брак: основы Глава 1. Существующие подходы к браку и семье

http://azbyka.ru/semya/garmonija-v-seme-...

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства выступил на XIII Всемирном конгрессе семей 1 апреля 2019 г. 15:14 29-31 марта в итальянской Вероне состоялся XIII Всемирный конгресс семей. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в работе форума приняли участие руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Венский и Будапештский Антоний и председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов . На открытии форума приветствие Святейшего Патриарха Кирилла огласил архиепископ Антоний. В ходе пленарного заседания выступил протоиерей Димитрий Смирнов. В своем слове председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи отметил: «Если дом лишить фундамента, он разрушится. У человечества, у любого общества в истории, тоже есть фундамент. Это те естественные нравственные нормы, которые Творец вложил в природу человека. И у этих норм есть вполне конкретное живое воплощение — это семья. И каждый народ на нашей земле, да и все большое здание человечества опирается на семью. Уберите и разрушьте семью — и человечество быстро рухнет, как карточный домик. Но именно это пытаются сегодня сделать многие безответственные люди. Они пытаются разрушить здание человечества, нападая на его самые главные, фундаментальные опоры. Иногда эти опоры атакуются по-отдельности, иногда одновременно, но цель этих атак одна — уничтожение семьи, а значит — убийство человечества. Эти опоры: брак между мужчиной и женщиной и основанная на нем естественная семья (и это единственные настоящие брак и семья); это уважение к человеческой жизни с момента зачатия и до естественной смерти; это естественные права родителей, связанные с воспитанием и обучением детей, и свобода исповедания религии. Все они неразрывно связаны. Уничтожение любой из них обрушит все здание». Глава Патриаршей комиссии подчеркнул, что сообща защищать семью и нравственные основания общества — долг всех здравых общественных и государственных сил во всем мире. Он сказал: «Каждое государство, если оно действительно заботится о благе своего народа, призвано защищать и охранять эти основы, в том числе и на законодательном уровне. Их важность признают все традиционные религиозные общины. Их должны защищать религиозные, общественные деятели, ученые и политики».

http://patriarchia.ru/db/text/5403026.ht...

Брак – это помощь друг другу во временном и вечном, в материальном и духовном. Брак налагает на человека определенные обязательства. Если есть любовь, то несение этих обязанностей доставляет удовлетворение и радость, а если ее нет, то воспринимается как обуза, как тяжесть, которую надо нести на своих плечах, и вызывает только раздражение и взаимные упреки. Основа брака – это честность супругов друг перед другом, а ложь стала универсальным явлением современной жизни, и семья не представляет исключения. Поэтому фальшь разъедает взаимоотношения, казалось бы, самых близких людей, как ржа разъедает железо. Семья должна быть оазисом, где человек находит отдых от знойной пустыни мира, а она превращается в место непрерывных сражений. Человеку не хочется приходить в свой дом, где нет душевного тепла, и он ищет счастья на стороне – иллюзорного счастья в вине, наркотиках и разврате. Даже в семьях, которые можно считать благополучными, наблюдается следующее: супруги по вечерам сидят у телевизора рядом друг с другом, но как бы разделенные стеной, с взорами, устремленными на голубой экран. Они живут в нем. Они забыли о существовании своей семьи, – она им не нужна. Они живут чужой жизнью, которая проходит перед их глазами. Часто рядом с родителями сидят их дети. Теперь редко какая передача обходится без порнографии, и дети постепенно перестают уважать родителей, которые перестают быть для них нравственными авторитетами. Самое могучее средство для воспитания ребенка это пример родителей, а родители не могут быть примером своих детей. Это чувствуют дети, и в них возникает протест против собственных родителей. Семья распадается на враждебные группы, родители перестают любить своих детей. Раньше рождение ребенка, его воспитание было источником радости; в ребенке родители как бы заново переживали свою жизнь. Теперь рождение ребенка воспринимается как новая тяжесть, которую нужно нести неизвестно для чего. В современном мире убийство плода принимает форму эпидемий, которая уносит десятки миллионов жизней на пяти материках. Совместное преступление не соединяет, а разделяет супругов. Убийство младенцев это тот грех , который делает семью владением темных сил. Люди чувствуют, что в их домах происходит что-то неладное: это вспышки ненависти друг к другу, уныние, часто беспричинная раздражительность, переходящая в ярость. Кровь детей мстит за себя, поэтому семьи разваливаются с легкостью карточных домиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

В настоящее время развод стал определенной нормой. Часто можно услышать выражение, что «половина заключаемых браков распадается». Однако это даже некоторое преуменьшение статистических данных. Количество разводов, по данным государственной статистики, выросло с 4% в 50-е годы прошлого века до 84% в 2002 году. С тех пор это пугающее число несколько уменьшилось и более 10 лет держится на уровне примерно 60%. На 2019 год этот показатель составлял 58%. То есть вероятность успешности брака – около 40%. На фоне этих цифр даже понятие свадебной клятвы смотрится как-то странно. Достаточно только представить, что существует большое количество семей, которые так и не пришли к разводу, хотя семейная жизнь давным-давно превратилась в пытку. Поэтому если бы разводились все, чей брак оказался в безвыходном положении, ситуация с процентным соотношением была бы еще хуже. Является ли такой процент разводов чем-то негативным? И да, и нет. В каком-то смысле хорошо, что люди прерывают мучительное сожительство, поскольку и для них, и для ребенка постоянные семейные скандалы вряд ли будут лучше, чем особый режим общения после развода. Однако сугубо негативным явлением можно назвать тот факт, что какая-то часть этих людей вступила в брак, не уделив достаточного внимания анализу своих будущих отношений. Чтобы исправить эту статистику, надо понять ее причины. Разумеется, здесь играет большую роль совокупность внешних факторов, в том числе низкий уровень финансового благополучия населения. Кто-то скажет, что это основной фактор. Однако семьи для того и создаются, чтобы вместе идти по жизни и преодолевать трудности, и если семья человеку скорее мешает, чем помогает в трудную минуту, то что-то в этой системе работает не правильно. Я вижу здесь две основные причины, на которые общество в состоянии повлиять. Во-первых, существует невероятное социальное давление на молодых людей, выражающееся в постоянных призывах вступить в брак как можно раньше. Свой вклад вносят родственники, пропаганда в образовательных учреждениях и в отдельных сообществах. Там, где это давление не оказывается, мысль о раннем вступлении в брак, скорее всего, уже находится в сознании молодого человека, будучи переданной в процессе воспитания. И это как раз тот случай, когда традиции неумело применяются в новых условиях, когда развод перестал быть чем-то ненормальным. Государство, призывающее активно рожать детей, об этом не думает, но оно и не должно контролировать личную жизнь каждого человека. Оно ставит задачу и предлагает сделать свой вклад в рост населения, однако принуждения в этом, слава Богу, никакого нет. Каждый человек, как и те, кто воспитывает его, сам влияет на будущее количество разводов.

http://bogoslov.ru/article/6024560

В «гражданском браке» у женщины растет состояние тревоги, а у мужчины – состояние этакой молодецкой безответственности. В течение всего срока «гражданского брака», он – «жених на выданье», а не муж. В то же время «гражданский брак» часто кажется более гармоничным именно из-за того, что женщины в нем все-таки не разворачивают свои негативные эмоции в полную силу, а вынужденно притормаживают себя. Современные мужчины предпочитают «гражданский брак», потому что женщины в нем ведут себя более сдержанно. В гражданском браке женщина редко бывает «генералом». – Есть люди, которые не стремятся к браку. А есть другая крайность – идеализировать брак и представлять его как некое безоблачное счастье. Не случайно многие фильмы заканчиваются свадьбой. Поженились, значит, все будет хорошо. Понятно, что это не так. Что же представляет собой брак на самом деле с точки зрения достижения счастья? – У меня консультируются молодые пары, у которых есть все для счастья – молодость, здоровье, квартира, машина, дача, деньги. Но как они проводят свою жизнь? Работают или учатся, потом приходят домой, ложатся на диван, смотрят телевизор, заказывают пиццу. Так проходит месяц, полгода, год. В конце концов, они уже и на пиццу смотреть не могут, и друг на друга, и телевизор надоедает, все надоедает. Им хочется перемен. И все рушится. Они приходят к психологу: «Что делать?» Здесь уместно вспомнить формулу Суворова: «Тяжело в учении, легко в бою». На самом деле, семья – это очень много физической работы для женщины. Сейчас наших девочек воспитывают так: английская или французская школа, балет, музыкальная школа и т.д. Идет интеллектуализация женщины, а вспомните воспитание наших дворянок или великих княжон. Они умели делать всё. Жили очень скромно, шили, вязали, кружева плели. В институтах благородных девиц, где воспитывали наших дворяночек, уделяли очень много внимания бытовой стороне семейной жизни – умению вести домашнее хозяйство, планировать семейный бюджет, готовить, шить, вязать и т.д. Сейчас же происходит то, что недавно наблюдалось только у приютских детей, детей из интернатов и детских домов – выпустили ребенка из детского дома, а он не умеет ни чай заварить, ни макароны сварить, ни пельмени. Теперь мы это видим уже у хороших домашних детей.

http://azbyka.ru/semya/chto-takoe-semja/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010