Отказ от признания иерархической природы семьи открывает поле действия для сил индивидуализма и себялюбия. Брак несчастен там, где каждый считает себя собственником того, кого любит и стремится установить над другим абсолютную власть. Такая семья не создает почвы для духовно-нравственного становления детей. Православная семья – наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. Невозможно создать подлинный христианский жизненный уклад, пренебрегая традициями. Об этом нам постоянно напоминают рассказы Библии о ветхозаветных патриархах. Семья, являясь наследницей и хранительницей духовно-нравственных традиций, больше всего воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но и умножать то, что досталось нам от предыдущих поколений. С духовной точки зрения точнее будет сказать: не умножать, а поднимать на новый уровень, и это возможно только в воцерковленной семье. Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию. Из семейной традиции и благодаря ей на основе особого почитания предков и отеческих могил, семейного очага и национальных обычаев создавалась культура национального чувства и патриотической верности. Семья есть для ребенка первое родное место на земле – источник не только тепла и питания, но еще и осознанной любви и духовного понимания. Семья в сохранении и умножении именно духовных традиций тесно переплетается с жизнью церковной. Православное воспитание в семье направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию в человеке и осуществляется в синергии Божественной благодати и родительской деятельности христианских супругов. Благодать на воспитание детей дается родителям в таинстве брака. Дети с помощью родителей и благодати Божией побеждают в себе зачатки грехов и греховных наклонностей, которые достались им по наследству. Переход наших детей на новый уровень духовной жизни сравнительно с нашей есть основная цель христианского воспитания в семье.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Качеством общественного слова проверяется благоустройство человеческого сообщества. Качеством словесного общения проверяется и каждая семья. Слово есть Дух, поэтому и человек призван, прежде всего, к осуществлению своей личности в высоко духовном. Качеством духовных стремлений просветляется и проверяется всякая человеческая жизнь. Качеством духовных интересов и стремлений проверяется и каждая семья. Если Бог есть любовь, то и Слово есть любовь, поэтому человек по природе, сотворённой Богом, устремляется к любви, а любовь «словесна», т.е. выразима человеческими поступками, среди которых главные и осмысленные – поступки словесные, речевые. Все добродетели и пороки, достоинства и грехи имеют словесное выражение и обычно описываются через словесные примеры. Поэтому и любовь словесна, взаимообщительна. Что есть семья применительно к Слову? Иерархия ценностей православного человека выстраивается следующим образом: Бог – семья – общественное служение – личные интересы. Бог в совершенстве Его Слова стоит на первом месте, семья, где православный человек прежде всего ищет спасения в отражении Его Слова в собственной словесной жизни, – на втором. Первые люди Адам и Ева образовали семью, которая явилась первоначальным человеческим коллективом. Именно в семье человек начинает свою жизнь. Семейственность свойственна и животному миру, но только человек придал семье глубокий смысл духовно-словесного единения, которое прибрело особую значимость в православном понимании Таинства Брака как получения особой благодати. Сущность православного брака (семьи) применительно к слову можно увидеть уже в самом определении семьи. «Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается и подаётся благодать Божия для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и христианского воспитания детей» [Закон Божий, 2000]. «Брак есть теснейшее соединение двух личностей в одну плоть, оно включает достижение единства двух и сохранение его в целости, внутреннее срастание, духовное единодушие.

http://azbyka.ru/semya/edinyj-jazyk-semi...

В действительности человеческая семья, в отличие от " семьи " у животных, есть целый остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются прежде всего в разложении семьи.... Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Там, где заключается брак без любви, семья возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он не выполняет своего первого назначения. Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости. В просторе народной жизни она подобна прекрасно распустившемуся цветку. Семья, лишенная этой здоровой центростремительности, растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и " семейных сцен " , есть настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненного неудачничества. Она подобна тем больным растениям, которым ни один хороший садовник не даст места в своем саду. Если ребенок не научится любви в семье своих родителей, то где же он научится ей? Если он с детства не привыкнет искать счастья именно во взаимной любви, то в каких же злых и дурных влечениях он будет искать счастья в зрелом возрасте? Дети все перенимают и всему подражают, незаметно, но глубоко вчувствуясь в жизнь своих родителей, тонко подмечая, угадывая, иногда бессознательно следя за старшими наподобие " неутомимых следопытов " . И тот, кому приходилось слышать и регистрировать детские высказывания, точки зрения и игры в несчастных и разлагающихся семьях, где жизнь есть сплошное мучительство, лицемерие и надрыв, тот знает, какое больное и гибельное наследство получает от родителей такая несчастная детвора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1999...

Кстати, православные молодые люди, которые восприняли позицию «брак только для чадородия», зачастую очень горячо этим увлекаются: один ребенок, другой, третий… Сейчас еще и льготы есть, и выплачиваются разные пособия. Но увлекаясь рождением детей, супруги нередко теряют качество отношений. Потому что в период беременности и родов, когда женщина занята младенцем, ее отношения с мужем уходят на второй план. И потом оказывается, что детей трое-четверо, шестеро, а он семью бросает… Нужно помнить, что не только количеством детей семья не созидается, а качеством отношений, в которых есть любовь. — Ирина Николаевна, что же не так в тех семьях, которым не удается родить ребенка? — Прежде всего, брак — это любовь супружеская. Брак создается на основе любви и во имя любви к тому человеку, с которым ты соединяешься. Именно с этим человеком предстоит создать счастливую семейную жизнь. Этому человеку ты доверяешь, ради него живешь, дышишь, существуешь. А продолжение рода и рождение детей — это уже следствие отношений между супругами, основанных на любви. Часто при ближайшем знакомстве с ситуацией видно, что в тех бездетных семьях, у которых нет возможности зачать и родить ребенка, муж и жена не полностью понимают и принимают друг друга. Между ними существуют какие-то барьеры в общении: бывают, что люди вступают в брак по каким-то меркантильным соображениям, по рекомендации родственников или из соображений, что «возраст уже подпирает», есть усталость от одиночества и иные подобные причины, — в общем, без особого чувства любви. Но чтобы брак был полноценным, очень важно, чтобы люди испытывали и чувство любви, и сексуальное влечение, и имели готовность понимать, уважать и принимать другого человека. Ведь в браке люди становятся родными: между мужем и женой такая степень близости, что ближе уже некуда. Люди должны принять друг друга и психологически, и духовно, и телесно, должны понять, что этот человек — это твоя судьба, он послан тебе на всю жизнь, а не только на ближайшие пять-десять лет.

http://azbyka.ru/deti/rozhdenie-rebenka-...

Примирение — необходимое условие семейной жизни. Более того, без конфликтов невозможен духовный рост. Как ребенок учится ходить? Шаг — упал, шаг — опять упал. Отрицательный результат — это тоже результат. Падение должно учить твердо стоять на ногах. На ранней стадии брака конфликты всегда есть. Мы все люди гордые, со своими проблемами, и конфликты, конечно, неизбежно возникают. Но любовь должна все побеждать, поэтому нужно всегда мириться и помнить, что ничего страшного в самом факте наличия конфликтов нет. Вы наверняка замечали, что известные люди в интервью часто говорят о том, что их родители жили душа в душу, без единого скандала. Но заметьте, что так говорят только дети. И я из своего опыта знаю, что погашенный в семье конфликт в сознании ребенка не запечатлевается. Если родители поссорились, но потом они при детях помирились, то дети не фиксируют в своем сознании эту ссору и даже не запоминают ее. Вспомним снова народную мудрость: «Милые бранятся — только тешатся». Дети страдают от нерешенных родителями конфликтов. Часто на исповеди родители говорят: «Мы ссоримся при детях». И я отвечаю: «Ну, тогда при детях же и миритесь, чтобы они видели, что конфликт исчерпан». Радости брака — Вот мы говорим с Вами о необходимости послушания в семье, о том, что брак — это труд, и за любовь надо бороться, о неизбежности конфликтов… Может сложиться впечатление, что в христианском браке нет места радости. А как на самом деле? — Ветхий завет представляет брак примером высшей радости для человека в мирской жизни. Потому что, действительно, брачная любовь человека окрыляет, дарит ему ощущение полноты бытия. И если человек лишен ее, он часто места себе не находит, пребывает в состоянии, когда весь мир ему предстает в серых тонах, потому что способность к брачной любви вложена в саму природу человека. Кстати, на примере брака построено одно из доказательств бытия Божия. С точки зрения биологии брак в принципе невозможен, ведь либидо должно толкать мужчину на гораздо большее количество связей. Но когда человек любит, он мыслит свой союз как единственный, вечный и нерасторжимый. Брачная любовь действительно дарит человеку блаженство здесь на земле, и этому масса примеров. Не случайно молодые люди интуитивно ощущают на уровне своих юношеских и девичьих переживаний, что брачная любовь может дать человеку блаженство, подлинный мир, радость, возможность совершенно по-новому осмыслить жизнь. И сколько потом горя и трагедий, если мечты и предощущения рушатся… Это о чем говорит? Богом вложено в человека понимание того, какой должна быть любовь между супругами, и к этому идеалу надо стремиться. Более того, брачная любовь должна быть основанием для воспитания детей. Сегодня даже современные христиане вступают в брак, а тот факт, что они станут отцом и матерью для них — некая далекая перспектива. Хотя на самом деле это должна быть первейшая перспектива, они собственно для этого и должны и вступать в брак, но понимания такого у молодых супругов часто нет.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

А в качестве такой профилактики – запрет на половые отношения до создания условий, которые уже будут подготовлены для рождения ребенка. Этими условиями является создание семьи. Вообще, был такой хороший общепринятый запрет на половые отношения до брака. Касался он в первую очередь женщин, к мужчинам, как мы знаем, он относился значительно мягче, хотя если мы посмотрим с точки зрения как раз религии и Церкви, там все сказано чин чинарем, что девственными должны в брак вступать и соответственно, сохранять свою чистоту до брака. Теперь с чем мы имеем дело, к большому сожалению? Мы имеем дело с тем, что у нас нет никаких запретов, более того, уже учебные пособия, как подростков, молодых людей, даже до совершеннолетия, учить контрацепции, учить тому, чтобы нежелательная беременность не появилась. Почему такое обстоятельство возникло? Потому что тормозов уже нет. Это же не потому, что взрослые люди прямо хотят, чтобы их дети начали свои половые отношения в 15, 16, и даже 18 лет. Не хотят этого никакие родители. Просто уже общество устроено так, что нет на это реальных мер. Мерами является только воспитание в семье. Поэтому это сейчас реальность нашего общества, когда говорим о том, что до брака чтобы половых отношений не было. Нет, ничего уже не получится. Мы живем в другом мире. Хотя хотелось бы, чтобы на это тоже обращали внимание, это важная позиция, но действительность не такова. Более того, у нас сейчас, когда создается семья, она создается не для рождения детей. Мы ушли от состояния, когда люди, вступающие в брак, особенно молодые люди, которые вступают в брак, они в понимании всех вступали в брак только для одной цели – для того чтобы создать семью, в которой родятся дети, потому что все остальное можно делать и без брака, а это должно быть здесь. Сейчас люди вступают в брак не для этого. У нас в подготовке к родительству появилась такая позиция, которая называется родительский договор, и нам приходится разбираться в семье между партнерами, как они видят друг друга как родители, потому что они об этом вообще не задумывались, когда они создавали эту пару. Они ее для другого создавали – друг для друга, для взаимного удовлетворения своих потребностей, для общей жизни. Но о том, что они потом будут родителями общему ребёнку, они не задумывались совсем, а это совершенно другая жизнь.

http://pravmir.ru/zhenshhina-zadumalas-o...

Патриархальная по своему устройству, ветхозаветная семья, для которой основным «заданием» являлось продолжение рода, с рождением детей получила от Бога еще одно предписание – растить и воспитывать детей в законе Божием. Таким образом, мы видим, что Бог благословил ревностное религиозное воспитание, подчинявшееся строгим законам, для соблюдения которых требовалась столь же строгая религиозная и нравственная дисциплина. Однако не редки были семьи, которым Бог не давал детей, что считалось не только несчастьем, но и великим позором. По этой причине ветхозаветное законодательство допускало и многоженство, и наложничество, что добавляло к прародительскому греху еще и грехи благоприобретенные человеком из-за нарушения им предписаний закона. И хотя человек (правда, все далее и далее все отрывочнее) помнил еще, что «браки заключаются на небесах», порабощенная греху земная его жизнь все бесповоротнее отдаляла его от жизни вечной, пока не сделалась ей прямым противопоставлением. Господь Иисус Христос, когда пришел на землю во имя нашего искупления, Своим присутствием на браке в Кане Галилейской освятил благословенный Богом еще в ветхозаветные времена союз мужчины и женщины. Претворив на брачном пире воду в вино, показал тем самым, что брак отнюдь не формальность, что-то вроде договора, закрепляющего определенные социальные, правовые, имущественные и прочие обязательства сторон (как брак определен, например, римским правом и понимается сегодня на Западе и у нас большей частью вне церковных отношений). Совершение чуда сделало брак таинством, наполненным новым – высоким и небесным – смыслом. Каков же смысл брака? Дело домостроительства совершается Богом с любовью к нам, потому что Бог есть любовь ( 1Ин.4:8 ). И если так возлюбил нас Бог , – продолжает евангелист, – то и мы должны любить друг друга (11). А где, как не в браке, это необходимо более всего? Христианский смысл брака – не просто естественное соединение мужчины и женщины для продолжения рода и воспитания детей, но союз по образу отношений Христа и Церкви.

http://azbyka.ru/semya/brak-semja-deti-i...

Через сто лет семейный уклад будет разрушен, считает протоиерей Димитрий Смирнов 6 июля, 2012. Новостная служба Причину этого священник видит в том, что «во всем так называемом демократическом мире, по большой части в в Европе, безраздельно царят деньги». 6 июля. ПРАВМИР. Протоиерей Димитрий Смирнов считает, что через сто лет в мире останутся только фрагменты семейного уклада. «В каждом народе, некогда христианском, будет какое-то количество семей, но их будут подвергать всяческому остракизму. Как у нас было в первые десятилетия советской власти, когда семья официально была объявлена пережитком. Мы это все проходили», — заявил он в интервью ТК «Россия 2″. Причину этого священник видит в том, что «во всем так называемом демократическом мире, по большой части в в Европе, безраздельно царят деньги». Отец Димитрий считает, что есть очень мощная, успешная тенденция по разрушению семьи. «И, если судить по тому, какие документы подписывают наши власти предержащие, становится ясно, что мы идем тем же путем. Поэтому семья будет испытывать все больший и больший напор, будет подвергнута разрушению — как и везде в Европе», — добавил священник. Протоиерей Димитрий сказал, что воспитание детей в таком обществе будет осуществляться с помощью государственной опеки. «Сейчас у нас, «благодаря» государственной опеке, 90 процентов социальных сирот неизбежно попадают в тюрьму. Наверное, в будущем эффект такого воспитания достигнет ста процентов», — предостерег он. В своем интервью от также отметил, что семья по сути своей не является институтом, поскольку создана Богом, а не человеком. Брак же институциализирован тем, что существует некая регистрация. По мнению отца Димитрия, институциональная часть может меняться и даже может исчезнуть, «но брак для тех людей, которые сохранят свою человечность, всегда останется». «Таких людей все время будут вытеснять. Сначала из общества, а потом вообще с планеты», — подчеркнул священник. Читайте также: Протоирей Димитрий Смирнов: Семья — это не институт (+ ВИДЕО)

http://pravmir.ru/cherez-sto-let-semejny...

Брак имеет место только там, где есть любовь и готовность отдать себя друг другу до конца, навечно, где есть готовность к подвигу самоотверженной любви. Там, где заключается брак без любви, семья возникает лишь по внешней видимости. Научить детей любви родители могут лишь только тогда, когда они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Если ребенок не научится любви в семье своих родителей, то где же он научится ей? НА КОРАБЛИКЕ ЛЮБВИ «Семья – ковчег спасения» – очень правильно сказано. Беру чистый лист бумаги и в центре его синими чернилами пишу слово «семья». Рядом рисую маленький кораблик, двух человечков и подписываю большими буквами: «мама» и «папа». Это два капитана, без которых нет кораб ля. Папа – глава семейства. Он может спокойно взять на себя роль главного капитана, защищать, вести по жизни, наставлять и учить. Мама – это младший капитан, это путеводная звезда для папы и детей на всю жизнь! Наша жизнь – длинная лестница, которая то опускается к земле, то взвивается высоко к небу, делая очень крутые повороты. Но ты, человек, шагаешь твёрдо и уверенно по ней, так как с тобой твой ангел-хранитель – твоя семья! Отвожу от кораблика стрелочки, из которых получается забавное солнце. Над каждой стрелочкой надписываю слова: «любовь близких», «воспитание», «защита», «забота друг о друге», «радость». Посмотрев на мой рисунок, сразу понимаешь: семья без любви – как птица без неба! Ольга Сильчинко, 17 лет, с. Покатеево В НАЧАЛЕ БЫЛИ СТЕНЫ Два года назад мои родители купили недостроенный дом – только крыша и стены высились на пустыре. И мы всей семьей в начале мая переехали из нашего старого, но такого уютного дома в новый. Там не было ни света, ни воды, ни отопления! Все родственники осуждали маму и папу, говорили: «Сумасшедшие! Хоть бы детей пожалели!» Но мои родители были настроены очень решительно: «Мы будем жить в новом, большом и очень красивом доме!» И я нисколько не сомневалась в правдивости этих слов, ведь мои самые родные люди не бросают слов на ветер. И действительно, через три года наш дом стал украшением посёлка. Да, было очень тяжело, но нашу семью трудности только сплотили. Мы с братом теперь знаем, как преодолевать жизненные невзгоды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2295...

– На ваш взгляд, все-таки – что будет сильнее, семья или государство в такой своей неблаговидной роли, в которую оно почему-то себя ставит? – Вы знаете, я много думала на тему семьи. У меня был такой опыт, когда меня попросили провести семинар на тему традиционной семьи. Ну, как юристу, мне всегда надо определение. Я стала смотреть законодательство и поняла, что нет правового определения семьи. Пишут – это социальная, первичная социальная ячейка общества, это то, это сё. И я решила, ну, хорошо, сейчас мы выработаем это понятие семьи. Я посадила участников семинара – студентов, человек 10-15 – и предложила всем дать короткое понятие семьи. Все дали разное понятие. Поэтому, что такое семья? Знаете, как православные говорят, что это богом созданная, богом данная первичная ячейка общества. Поэтому люди любят друг друга, и есть ли государство, нет ли государства, но пока человек жив, инстинкт воспроизведения рода, любовь – это всё будет действовать, конечно же. Но я думаю о том, что пока человечество живо, семья будет существовать. Понимаете, мы должны все-таки возвращаться к тому, чтобы не только в семье, но и в школе воспитание будущих поколений велось с точки зрения основополагающих ценностей. Таких как целомудрие, брак, семья – это основа нравственного и физического здоровья человека. Мы должны требовать от наших министерств образования, здравоохранения разработки таких национальных программ, направленных на укрепление семьи. Это, так сказать, основная цель. Ну и сопротивляться неправильным законам. – Я надеюсь, что все-таки семья победит. Когда-то нас учили, что всё начинается с семьи, но и на самом деле всё начинается с семьи. – Потому что семья – это и есть национальная стратегия России. Если мы сохраним семью и семейные ценности, это и будет нашей стратегией, с моей точки зрения. Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023

http://religare.ru/2_98755.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010