История брака ясно нам показывает, что его формы колеблются, меняются, приспособляются у разных народов в разные времена к запросам самой жизни, которая всегда ставила и будет ставить два диаметрально противоположных требования: 1) или – религиозные основы, религиозное осмысление брака и семьи; 2) или – полное освобождение брака и семьи от «ига» религии. Больше всего для этого «освобождения» сделано за последние сорок лет в СССР. См. напр., определение брака в «Большой Медицинской Советской Энциклопедии»: «Брак есть более или менее продолжительная связь мужчины и женщины на основе полового сожительства, создающая для них определенные права и обязанности (по распределению труда, по владению и пользованию имуществом, по воспитанию детей) – и получающая общественно-государственную санкцию». Вот и все? Просто и ясно. Никаких проблем! Прежде всего, отрицается брак как таинство. «Никаких венцов!» Происходит «женская эмансипация», духовные прерогативы мужа и отца (т.е. то, что требуется и религией и биологией!) – упраздняются, христианский брак оклеветан и осмеян. Развод становится привычным. Аборт подлежит ведению только врачей. Семья, которая в христианском браке является органическим целым – превращается в механическую сумму членов семьи. Такая «семья» не может создать здоровой социальной ткани! Социальный организм: общество, государство, человечество начинает разрушаться и превращаться в хаос. Наша несчастная Родина Россия – превращается в СССР. Великие заветы самой целомудренной в мире великой русской литературы – перестают волновать юное поколение современности. Им непонятны и даже смешны – Пушкинская Татьяна с ее ответом Онегину: «Я другому отдана, и буду век ему верна», Тургеневская Лиза – отказавшаяся соединиться с женатым человеком, Толстовская Наташа – руду своей стремительной страстности сублимировавшая в идеальную жену и идеальную мать, Катерина из «Грозы» Островского, которая самоубийством, в состоянии реактивного психоза, заплатила за свое увлечение, и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

- Оправданны ли призывы к половому просвещению, о котором так много говорят в последнее время? – В животном мире нет полового просвещения, тем не менее животные размножаются, плодятся… Это заложено в каждом живом организме, потому что Господь сказал: “Плодитесь и размножайтесь” ( Быт. 1:28 ). Эта сторона развита и в человеке. Но она должна быть облагорожена законами Божественной жизни. Интимные отношения мужчины и женщины допустимы только в браке. А говорить о том, что можно иметь такие отношения вне брака, — это просто развращать. Под видом просветительства происходит разрушение целомудрия. Законный, венчанный брак не нарушает целомудрия, хотя мужчина и женщина вступили в близкие отношения между собой. Святительское наставление. О воспитании юношей в целомудрии Будем воспитывать детей с великой заботливостью и удалять юношей от всякого греха, особенно же от плотского греха; потому что брань тяжкая и ничто так не беспокоит того возраста, как эта страсть. Итак, оградим их со всех сторон советами, увещаниями, страхом и угрозами. Если победят они эту страсть, то не скоро уступят и другой; напротив, выше будут и сребролюбия и сластолюбия, и всячески постараются избегать нетрезвости и порочных обществ, будут и родителям любезнее, и для всех людей почтеннее. Ибо кто не почтит скромного юношу? Итак, чтобы дети наши были и у людей почтенны, и Богу любезны, будем украшать их душу и целомудренными вводить в жизнь брачную. Ни о чем не нужно столько пещись и заботиться в юношах, как о целомудрии и чистоте. Что делаем мы со светильниками, то же будем соблюдать и по отношению к детям. Ничто столько не украшает сего возраста, как венец целомудрия и то, когда юноша вступит в брак чистый от всякого распутства. И жены будут им любезны, когда душа их наперед не узнает блуда и не будет растленна; когда юноша будет знать одну только жену, которая сочеталась с ним законным браком. Оттого и любовь бывает пламеннее, и расположение искреннее, и дружба надежнее, когда юноши вступают в брак целомудренными. А что делается теперь — это не брак, а просто денежный договор и воровство.

http://azbyka.ru/semya/pravoslavnaja-sem...

Поэтому брак, лишенный нравственного элемента, низводил бы человека в ряд остальных животных, подчиняющихся лишь инстинкту. Таким образом, с понятием о браке неразрывно связано понятие о долге и самопожертвовании, которые возлагаются на брачующихся. Юридический элемент брака, выражающийся в трех видах – политическом, экономическом и гражданском, выяснялся и вырабатывался постепенно. Однако, как ни важен этот последний элемент брака, но в основу его должен быть поставлен элемент нравственный, религиозный. Никакие юридические определения не могут охватить сложности семейных отношений, где преобладает элемент нравственный. Бог, сотворив первую брачную чету, тем самым положил начало человеческому роду, и потому физический элемент в браке следует понимать не столько как удовлетворение природного инстинкта, сколько как осуществление воли Творца. Отсюда уже в Ветхом Завете повсюду выражается взгляд на брак, как на дело, благословляемое Самим Богом ( Быт. 24 ; Прит. 19:14 ; Малах. 2:14 )» (18:396, 397).   Прот. Григорий Дьяченко в катехизических поучениях указывает на две цели брака: «Что такое брак? С православно христианской точки зрения “брак есть таинство, в котором, при свободном перед священником Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей” (стр. 70, “Пространного катехизиса” высокопр. Филарета, 61 изд.). Если поглубже вдуматься в это определение брака, то оно указывает на тесно связанные одна с другой две цели брака: а) Во-первых, он имеет целью соединить личности различного пола, восполнить естественную односторонность одного из них тем, что есть в другом, и содействовать их духовному совершенствованию и объединению в совместной их жизни. Мнение о такой цели брака вытекает из слов, сказанных Богом перед созданием нашей прародительницы не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему ( Быт. 2:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

Сверхзанятость родителей на работе, материальные и другие проблемы нередко приводят к безнадзорности детей со всеми вытекающими отсюда последствиями. В таких семьях больше педагогически запущенных детей. Распад семьи создает чувство вины у родителей перед детьми, из-за чего возникает гиперопека, приводящая к избалованности детей, умению манипулировать взрослыми в своих интересах (отсутствие самостоятельности). В других случаях мать вымещает свою обиду за неудачную жизнь на детях (постоянные отношения конфликтности). В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми-подростками. В последнее время можно видеть преобладание женских неполных семей — «бабушка — мать — ребенок», где каждое поколение как бы повторяет судьбу родителя. Ребенок, воспитанный в такой семье, обычно недостаточно подготовлен к семейной жизни и созданию собственной семьи и вероятность распада брака у воспитанных в неполной семье выше, чем у выросших в обычной. В расширенных семьях нет доминирующей роли родителей, воспитывающие детей старики часто больны и плохо адаптированы к современной жизни. Это негативно сказывается на воспитании, особенно подростков. Проблема создания новой семьи Опыт прошлой семейной жизни мешает создать новую семью: разведенным — боязнь повторить ошибку; овдовевшим — память по умершему супругу; одиноким — отсутствие опыта семейной жизни, которые, как правило, очень самостоятельны и не готовы идти на компромисс. Повторный брак приносит душевный комфорт, улучшает материальную сторону жизни, но чаще достигнутое желаемое бывает кратковременным, мешает сравнение с бывшим браком. Иногда происходит «возвратный» брак, когда родители вновь пытаются наладить свою жизнь. Такой брак сохраняет интересы детей. Брачный союз возникает между людьми, хорошо знающими достоинства и недостатки друг друга. Но он может иметь и негативную сторону, когда в семью возвращается отец-алкоголик или мать с асоциальным поведением. У детей возникает проблема отношения к отчиму, мачехе. Повторный брак может изменить жизнь детей; вызвать проблему отношений с новым членом семьи, особенно если в семью входит родитель со своим ребенком; создать проблему отношений между родителями — проблему рождения общего ребенка; обострить проблему отношений родственников с обеих сторон к повторному браку. Проблемы детей

http://azbyka.ru/deti/nepolnaya-semya-so...

Это дети тех, кто погиб во время Гражданской войны, умер во время эпидемий и от голода. Безусловно, было очень много детей, которые потеряли родителей таким образом, но немалую роль в том, что у нас появились беспризорники, сыграло и то, что семья была разрушена. Беспризорникими становились незаконнорожденные, внебрачные дети. Большевики были, конечно же, догматиками. Они считали возможным реализовать коммунизм так, как о нем говорил манифест Маркса и Энгельса, быстро и прямолинейно. Начинается политика военного коммунизма. Мы обычно говорим о ней в связи с экономикой, но ведь эта политика касалась и других сторон общественной жизни. В манифесте говорилось о ликвидации не только собственности, не только религия, но и семьи. Воспитание становится общественным. Ведущие деятели большевистской партии пишут статьи, в которых говорится о необходимости заменить семейное воспитание детей общественным воспитанием. Уже в начале 20–х годов у нас будут строиться дома нового типа. Вспомните известный дом «Слеза социализма» на Троицкой улице (ныне улица Рубинштейна). Он был построен таким образом, что семьи имели лишь спальни. Столовые, гостиные были общими. Практика коммунальных квартир была не только результатом хронического жилищного кризиса, но и попыткой воспитывать нового человека, который создается обществом. Была поставлена задача ликвидировать семью, ликвидировать брак. Коллонтай, человек не второстепенный в большевистском руководстве, писала статьи поразительные. Она писала о том, что буржуазный брак, основанный на религии, должен уступить место свободному союзу любящих друг друга людей, что вступление в брак должно основываться на личной приязни и (очень интересная формулировка) должно способствовать улучшению биологического уровня потомства. Социализм всегда приходит к натурализму, что национал–социализм, что интернационал–социализм. Всерьез ставился вопрос о том, чтобы, когда кончатся гражданские войны, заменить семейное воспитание детей общественным, поэтому семья была не нужна, она должна была отмереть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=794...

Это, в свою очередь, подчеркивает важность данной проблемы, как в целом, так и отдельных ее аспектов. б). Учитывая важную роль семьи в развитии государства и общества, Указом Президента России объявлено о проведении в 2008 году в Российской Федерации Года семьи (Указ «О проведении в Российской Федерации Года семьи» от 15 июня 2007 года). в). Приведем данные социологического опроса о смысле жизни:    «Самой важной сферой жизни для россиян остается семья, утверждает ВЦИОМ, опросив 29–30 мая 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России.   Во всяком случае, в том, что смысл жизни – семья, уверены 97% опрошенных социологами. На втором месте по значимости – дружба (92%). Далее следуют любовь, а также ситуация в стране (по 86%). Несколько менее важны дело, профессия (83%) и свободное время (81%). Замыкают рейтинг секс (70%) и религия (68%)… Как для мужчин, так и для женщин равное значение имеет семья (ее ценность признают 96% мужчин и 98% женщин), дружба (92 и 94% соответственно), любовь (87 и 86% соответственно), ситуация в стране (по 85%)… Семья, бесспорно, является главной ценностью для россиян всех возрастов (96–98%). Дружба также имеет практически равное значение для всех респондентов (91–94%) и несколько меньшее – для пожилых (88%). Любовь – наиболее важная сфера для россиян моложе 45 лет (93–94%), в этой же возрастной группе чаще других признают важность сексуальной сферы (86–89%). Свободное время наиболее значимо для респондентов старше 35 лет (89–91%), а ситуация в стране – для респондентов старше 35 лет (86–89%). Религия является наиболее важной ценностью для 25–34-летних (72%) и 45–59-летних респондентов (71%)» (статья: «ВЦИОМ: россияне нашли ответ на вопрос о смысле жизни» от 26.06.2010 г. Адрес сайта: http://news.mail.ru/society/4025938/). 12 «Беседа о вдовицах, о воспитании детей и о милостыне. Полное Собр. Твор. Св. И. Златоуста. Изд. СПБ. Дух. Академия. 1897. т. 3, кн.1, с. 336» (6. См. «Введение», с. I, сн. 2). 13 «Patrol.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

7 . В цикле бесед о семье предпринята попытка откликнуться на вызовы времени и тревоги общественного мнения по поводу состояния семьи и семейных отношений. Важно было показать древность семьи как священного института, равного по возрасту человечеству, и утвердить читателя в мысли о естественности именно такого образа жизни. Краткий экскурс в историю устанавливает периоды становления семьи (групповая семья, матриархат, кровная семья, родство по крови – “cognatio”, патриархат, юридическое родство по отцу – “agnamio”, полигамия, моногамия и т. д.) и выявляет её непреходящие характерные черты. Уже в глубокой древности в Ассирии и Вавилоне, древней Спарте, Афинах и Риме существует разветвленное семейное право, своей вершины оно достигает в ветхозаветном еврейском обществе, считавшим брак божественным учреждением и разработавшим самый гуманный в древнем мире семейный строй (T.III: 79, 81, 85, 86, 90, 92). 7 . 1. Христианство освящает брак, делает его Таинством Церкви, семья становится домашней церковью и имеет свои особенные черты: внутреннее единство жизни и духа, вера в Бога как норма жизни супругов и детей, жертвенность родителей. Христианская педагогика содержит рекомендации по характеру отношений между родителями и практические советы по воспитанию детей. В их основе лежит нравственность, которая всегда религиозно окрашена, поскольку только религия и может придать ей божественный авторитет. Родители – первые педагоги, и для правильного воспитания детей и искоренения в них дурных наклонностей они должны в себе распознавать и преодолевать главные недостатки, чтобы знать, как они проявляются в детях. В ряде бесед предлагаются приемы постоянного наблюдения за характерами детей (T. III: 97, 99, 115, 129, 130). 8 . Главная проблема воспитания взрослых и детей состоит в преодолении страстей, о существовании которых современный человек имеет самое смутное представление. Между тем, аскетическое предание Церкви содержит подробное описание каждой из них. В нескольких беседах дается определение страсти, описывается её укоренение в человеке и приводится систематизация страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Для укрепления института семьи и профилактики разводов необходимы продуманные государственные программы. Нужно помогать молодым семьям, семьям с детьми. Сейчас у нас самое либеральное в мире законодательство по разводам. Процедура разводов очень легка и скоротечна. Недавно приходила на приём женщина, которую развели с мужем за несколько часов. А у них трое детей! Родители разошлись, а как быть детям, которым в одинаковой степени нужны и отец, и мать? Полноценной семьи уже не будет, полноценного мужского воспитания эти дети уже не получат. Создать второй или третий брак всегда проблематично, и нет гарантий, что он не распадется так же, как первый. Любой развод это тяжелая душевная драма для супругов. Для детей это настоящая психическая травма. Лёгкая доступность и скоротечность разводов должны быть ограничены на законодательном уровне, то есть увеличены сроки для обдумывания, в разумных пределах, госпошлина, обязательное семейное консультирование. Елена Юрьевна, без чего семья не может состояться? Взаимоуважение, самопожертвование, терпение без этих свойств ничего не получится, они необходимы для стабильного состояния семьи. Умение прощать, умение видеть свои недостатки прежде всего. Прекрасно, если влюблённость переросла в любовь, если супруги любят друг друга. Есть выражение: «Любовь это глагол!».То есть деятельность, процесс. Для этого так же надо работать над собой, развивать в себе такие качества, которые помогут пережить любые кризисные моменты. Как правило, они бывают в каждой семье. Если супруги, или хотя бы один из них, верят в Бога, им намного легче быть счастливыми, что тоже проверено веками. Кто-то сказал: женщина должна делать так, чтобы мужчине было приятно приходить домой, а мужчина должен делать так, чтобы женщине было приятно его встречать. Семейные отношения это творчество, искусство, которому надо учиться, в котором надо совершенствоваться ежедневно. Только так можно создать крепкую и благополучную семью. И это потрясающе интересно, это и есть жизнь!

http://azbyka.ru/semya/grazhdanskij-brak...

Человеку становится скучно с человеком. Брак – это стремление к взаимному душевному общению. Один из супругов как бы восполняет другого. Брак – это эмоциональная теплота, которая согревает души людей, а человек превращен в душевного импотента. Что делает семья в свободное время? Чаще всего сидит у телевизора, то есть живет в другом, ирреальном, виртуальном мире, живет жизнью других людей. В ней не остается ни времени, ни сил друг для друга. Только христианская вера и церковная жизнь могут реанимировать, возродить человеческую душу, вдохнуть в нее любовь. Когда человек поймет, что ему нужно человеческое тепло, которое не заменит никакой комфорт и никакая машина, тогда он будет искать в другом не партнера, а друга жизни, тогда семья станет для всех ее членов источником радости, школой любви и горящим очагом в этом холодном мире. О выборе супруга – Как выбрать спутника жизни? Для многих вроде бы нормальных, умных, образованных, воспитанных, внешне привлекательных молодых людей и девушек неожиданно встает проблема одиночества, невозможность найти свою вторую половинку. – Христианский брак – это общность и взаимопомощь в житейском и духовном, во временном и вечном. Поэтому единство веры, образа жизни и шкалы ценностей для супругов имеют здесь первостепенное значение. Может быть одиночество как отсутствие семьи, но может быть трагическое одиночество в самом браке, когда один из супругов становится для другого чужим человеком. Поэтому надо смотреть, прежде всего, не на телесную, а на душевную красоту. Характерно, что слово «супруги» этимологически означает двух волов, запряженных в один плуг. – Из каких источников вы взяли, что до XV-ro века не было Таинства Венчания? Может быть, вы хотите сказать, что современный чин Венчания окончательно сложился в XV веке? Но это разные вещи. На пустом месте Таинства не возникают, они не придумываются и не сочиняются, они существовали в Церкви с самих апостольских времен, только в течение времени могли несколько изменять формы и обогащаться новыми молитвами при одном и том же содержании.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Это только некоторые проблемы практической семейной жизни в Церкви. Протоиерей Алексий Уминский Трудно осмыслить сегодня, что такое брак, что такое христианская семья. Многие молодые люди дезориентированы. Часто они не понимают, что скрывается за названием “христианская семья”. Существует масса нелепых штампов, образов современной модели отношений юноши и девушки. Что из этого приемлемо для христианина? Каким образом достигнуть какого-то компромисса между окружающим миром и христианством? Именно это и является огромной, колоссальной проблемой. На самом деле современным молодым людям очень сложно найти друг друга и создать семью. У нас наличествует разрыв традиции. Есть “Домострой” и есть “Дом-2” на ТНТ. Первое: что происходит на самом деле? Люди, попадающие в приход, смотрят вокруг себя и выискивают, кто из стоящих рядом мог бы войти в некую схему их представления о семье. Мы сталкиваемся с такой установкой: “Как бы мне не ошибиться, ведь православная семья должна быть вот такой, должна воплотить вот такой опыт, все должны быть вот так и вот так”. И это огромная психологическая проблема. Второе, что подбавляет “градус” к этой психологической проблеме — это спутанность понятий: что является природой семьи, а что — смыслом, целью семейной жизни. Вот отец Алексий Мечёв писал: “Целью христианской семьи является деторождение”. Но это очевидно неправильно, а сейчас это стало штампом, который не обсуждается. Безусловно, рождение и воспитание детей является природой любой семьи, но это природное качество, а не цель. Такая же природа у мусульманской, такая же — у буддистской, да и просто у семьи. Цель же — это то, что заложено Богом в отношения мужа и жены. Когда Бог создавал первых людей, Он сказал, что нехорошо быть человеку одному. Это совсем не значит, что имелось в виду деторождение. В Библии мы видим, что у Адама и Евы был истинный брак, я бы даже сказал — христианский брак. Это первообраз брака, образ любви. Именно в Библии мы встречаем первое признание в любви. Се кость от костей моих, плоть от плоти моей — это очень красиво звучит.

http://pravmir.ru/kruglyiy-stol-semya-v-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010