– А ложь во спасение, что это такое? Вообще это когда-нибудь уместно? – Во-первых, это ложная цитата. Псалтырь говорит: «Ложь – конь во спасение», не в смысле, что на лжи можно ускакать, а напротив – лжива надежда на коня. То есть если ты против Господа согрешил, не думай, что на быстром коне или колеснице ты от Божьей кары сможешь умчаться. В этом смысле – «ложь конь во спасение». А если говорить о популярном понимании этих слов псалма, то хотя ложь ко спасению привести не может, но порой она может помочь разрешению некоторых земных конфликтов. Тут нужна некая тактичность и нравственная опытность, чтобы понять, где и когда уместна даже ложь, а где – нет. У той же Марины Цветаевой есть стихи, посвященные женщине, которая была с Александром Блоком последние месяцы его жизни, его болезни. Цветаева, обращаясь к этой женщине, говорит: Ты, заповеди растоптавшая спесь, На хрип его: Мама! солгавшая: здесь! Скажем, есть три подружки, и две из них ужасно поссорились, а третья контактирует с обеими. Так вот если Таня спрашивает Машу: «Скажи, ты с Галей давно не виделась?» – «Вчера виделась». – «И что эта Галка про меня говорит?», то честное слово, лучше соврать и придумать несуществующий отзыв этой Гали о первой подруге, нежели с точностью диктофона воспроизвести то, что на самом деле было сказано. – Понятие меньшего греха, да? – Да. Примеры такой лжи мы знаем. Во-первых, почти любой комплимент – это ложь. Особенно комплимент начальнику, особенно речь протоиерея, приветствующего архиерея на пороге своего храма. Это ложь, и зачастую архиерей знает, что ему в лицо лгут. Но интересно, что наша византийско-русская православная культура очень терпима к такому греху. Вроде бы: «не лги, не лжесвидетельствуй», а вот такой формы лжесвидетельства как подхалимство почему-то я ни в одном сборнике грехов не встречал и гневных проповедей об этом не слышал. – Это наверно такое выстраивание отношений, которое необходимо в обществе. – Это беда общества, если ему необходимо такое облизывание, идущее снизу-вверх. Недавно скончался архиепископ Лонгин. Несмотря на титул Клинского, реально он жил в немецком Дюссельдорфе. И он рассказывал мне, что когда в 1981 году состоялось его архиерейское рукоположение, епископ Иаков, один из наших епископов в Голландии, сказал ему: «Дорогой владыка, я тебя поздравляю с хиротонией, но хочу тебя предупредить. Итак, имей в виду: во-первых, с этого дня и до конца твоей жизни у тебя всегда будет готов вкусный обед (это важно, в те годы в условиях русского зарубежья приходы и епархии были маленькими, бедными, и почти все священники работали), во-вторых, с этого дня и до конца твоей жизни ты больше не сможешь до конца прочесть ни одной книжки. И, в-третьих, с этого дня и до конца твоей жизни тебе никто в лицо больше не скажет правду о тебе самом».

http://pravmir.ru/protodiakon-andrey-kur...

Спокойна ночь. (Ложится, кладет седло под голову и засыпает.) Пушкин. Приятный сон, царевич! Разбитый в прах, спасаяся побегом, Беспечен он, как глупое дитя; Хранит его, конечно, провиденье; И мы, друзья, не станем унывать. МОСКВА, ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ БОРИС, БАСМАНОВ. Царь. Он побежден, какая польза в том? Мы тщетною победой увенчались. Он вновь собрал рассеянное войско И нам со стен Путивля угрожает. Что делают меж тем герои наши? Стоят у Кром, где кучка казаков Смеются им из-под гнилой ограды. Вот слава! нет, я ими недоволен, Пошлю тебя начальствовать над ними; Не род, а ум поставлю в воеводы, Пускай их спесь о местничестве тужит; Пора презреть мне ропот знатной черни И гибельный обычай уничтожить. Басманов. Ах, государь, стократ благословен Тот будет день, когда разрядны книги С раздорами, с гордыней родословной Пожрет огонь. Царь. День этот недалек; Лишь дай сперва смятение народа Мне усмирить. Басманов. Что на него смотреть; Всегда народ к смятенью тайно склонен: Так борзый конь грызет свои бразды; На власть отца так отрок негодует; Но что ж? конем спокойно всадник правит, И отроком отец повелевает. Царь. Конь иногда сбивает седока, Сын у отца не вечно в полной воле. Лишь строгостью мы можем неусыпной Сдержать народ. Так думал Иоанн, Смиритель бурь, разумный самодержец, Так думал и – его свирепый внук. Нет, милости не чувствует народ: Твори добро – не скажет он спасибо; Грабь и казни – тебе не будет хуже. (Входит боярин.) Что? Боярин. Привели гостей иноплеменных. Царь. Иду принять; Басманов, погоди, Останься здесь: с тобой еще мне нужно Поговорить. (Уходит.) Басманов. Высокий дух державный. Дай бог ему с Отрепьевым проклятым Управиться, и много, много он Еще добра в России сотворит. Мысль важная в уме его родилась. Не надобно ей дать остыть. Какое Мне поприще откроется, когда Он сломит рог боярству родовому! Соперников во брани я не знаю; У царского престола стану первый… И может быть… Но что за чудный шум? (Тревога. Бояре, придворные служители в беспорядке бегут, встречаются и шепчутся.)

http://predanie.ru/book/221008-evgeniy-o...

Ср. Стром., I, 87. 881 Тимон из Флиунта был учеником основателя скептицизма Пиррона. Приведенный Климентом отрывок (Timo Phliasius, fr. 795–96 L. Lloyd-Jones-Parsons, Suppl. Hell.) является пародией на Илиаду (V, 518; VI, 440–443). 893 Возможно, здесь речь идет о Федре, 246а. Однако в этом месте Платон рассуждает о душе, а не об истине. 897 Этот отрывок представляет собой парафраз, приписываемый различным авторам. Ср. Poet. Lyr. Gr., 86 b (959 Page, PMG). 904 Cf. CAF III, ii 518. Автор неизвестен. Возможно, здесь содержится указание на «открытое голосование», когда решение принимается в пользу тех, чье «мнение» звучит громче. 910 Это предложение является платонической реминисценцией. Ср. Государство, 475е5, Федон, 69с5, Федр 247а7–8. 924 Ср. Porphyrius, Vita Pythagorae, 42; Plutarchus, Quest. conv. VIII, 7, 727 с. Jamblichus (Protrepticus 21) дает следующий комментарий: «... то есть будь сдержан на язык перед другими, следуя богам». 925 Гомер, Илиада, IX, 311. τρξετε – от τρυϒν горлица. То есть, буквально, «докучать воркованием и нашептыванием». 926 Имеется в виду миф о Филомеле, убийце собственных детей. Ср. Plutarchus, Quest. conv., VIII, 727d; О мифе о цикадах см. Платон, Федр, 259bd. 927 Автор этого текста неизвестен. Th. Bergk (PLG III, adesp. 87, р. 1341) считает, что автором может быть Пиндар. Ср. fr. inc. 960 Page (Poet. Mel. Gr.). 929 Ср. Plutarchus, Quest. conv. 728 с. Греческое слово τφος означает одновременно чад, дым и гордость, спесь. Аналогично, ναζσασα πασηται означает «перестать кипеть, бить ключом» и «вспыхивать гневом». Это проясняет смысл изречения. 930 Ср. Plutarchus, Quest. conv. 728 b: «Не следует супругам оставлять неубранным ложе, как напоминание о проведенной ночи». 933 Имеется в виду храм Изиды. Впрочем, греческие храмы Афины и Зевса также были «лишенными кровли», открытыми. 935 Вероятно, имеется в виду пифагореец Эврит, живший в четвертом веке до н.э., однако пассаж, который цитирует Климент, взят им из другого (псевдо-пифагорейского) трактата «О царстве», который принадлежит некому Экфанту (Thesleff, Introd., р.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Таким образом, говорит он, руководствуясь этими изречениями отцов, мы признаём, и при том совершенно справедливо, итальянцев благочестивыми, равно как и их догмат, так как не стыдимся мнения божественных отцов, говорящих, что Дух Святый исходит снова повторю для ясности происхождение по ипостаси имеет от Сына, и того же Сына имеет [Своим] виновником: виновником имеет Его потому, что от Него [имеет] происхождение; а от Него [имеет] происхождение потому, что и через Него естественно (υ), будучи совершенным через совершенного, каковое происхождение и называется личным (ο). А через Него [имеет] происхождение, поскольку через Него исходит, исхождение же бесспорно [обозначает] способ происхождения. А поскольку для одного и того же [субъекта] на одном и том же основании нельзя допустить двух причин, то, всеконечно, Отец и Сын составляют единого виновника Духа, единство же происхождения обеспечивается безразличием того и другого. Вот это и многое другое в том же роде говорит Векк, стараясь оправдать себя в своих неправдах и убедить [в своей невинности] других устно и письменно. Но ответ на всё это изложен в свитке, как сказано выше там достаточно сбиты его необузданная спесь и задор, так что нет уже нам нужды возвращаться снова к нему теперь мы поведём речь исключительно к наветнику свитка. Этот говорит, что только набитый дурак и невежда может не хвалить и не признавать превосходным в свитке всё, за исключением одного пункта, который кажется ему не только не безупречным и не бесспорным, а, напротив, нуждающимся в тщательном исправлении. Вот этот пункт: опровергая положение Векка, будто из изречения святых [отцов], что " Дух исходит от Отца через Сына " необходимо должно следовать, что, по их представлению, Он через Сына имеет и происхождение, ты в своём свитке, с целью опровергнуть вместе с этим положением и нелепые выводы, которые из него делаются, сказал, что это изречение означает прохождение (οο) в вечное воссияние Духа через Сына, а не просто в бытие, так как Он имеет совершенное происхождение от Отца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/699/...

Книга вторая I. Предварительные замечания (1, 1) Поскольку Писание назвало эллинов ворами ( Ин. 10:8 ) варварской философии, то следующей нашей задачей будет краткое прояснение этого обстоятельства. Мы покажем, что в своих сочинениях они не только копируют удивительные истории, которые открывает наше предание, но также и заимствуют важнейшие из наших учений и искажают все, что касается веры и мудрости, гносиса и научного знания, надежды и милосердия, раскаяния и воздержности и, наконец, страха Божьего, который является воистину средоточием добродетелей, ведущих к истине. (Тот же факт, что наши Писания намного древнее, уже было доказано; 196 (2) и мы привлечем в наших заметках все необходимое и подходящее для демонстрации этого факта.) Мы проникнем во мрак варварской философии, всмотримся в ее символизм и загадочные образы, о которых особенно заботились ревнители древних преданий. И все это полезно, а лучше сказать, совершенно необходимо разобрать в целях познания истины. (2, 1) Далее, исходя из предыдущего и опровергая возражения, выдвигаемые против нас эллинами, мы обратимся к анализу отдельных пассажей из Писания таким образом, что и иудей, если придется ему соприкоснуться с нашим словом, имел бы шанс перейти от того, чему он уже верит, к тому, чему еще не верит. (2) Затем совершенно естественно будет критически, но с любовью рассмотреть жизни известнейших философов и созданные ими новые доктрины. Наша цель не отмщение нашим обвинителям. Ни в коем случае. Мы научились благосклонно относиться к проклинающим нас, даже если они распространяют о нас беспочвенные слухи. Наша задача состоит в том, чтобы обратить их. Может быть, критика со стороны варвара заставит устыдиться всех этих ученых мудрецов, и даст им возможность понять, какова действительная цена всем их хваленым учениям, из-за которых они оставляют отечество и, переплывая море, обходят далекие страны. (3) Дабы поубавить их спесь, следует показать им, что же именно они украли. Обсудим мы и то, что они якобы открыли «вглядываясь в себя» 197 . Следовательно, нам надлежит перейти и к тому, что называется стандартным эллинским образованием, выяснив насколько и до какой степени оно полезно, коснувшись, далее, и таких наук, как астрология, математика, магия и искусство заклинания, (4) то есть всего того, чем эллины хвалятся как величайшими познаниями. «Тот, кто обличает с дерзновением, бывает миротворцем» ( Притч. 10:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Нравственность их мало различествует от нравственности Итальянок, – но Сицилиянки сладострастны, а не развратны. Чижезбеизм здесь также царствует, как и в Италии; здесь часто молодая девушка, выходя за муж – по приличию, требует от своего мужа контрактом, чтоб тот, которому принадлежит ее сердце, был ее кавальером сервенти. Хотя матери строго наблюдают здесь за своими дочерями, но собственный пример сих первых, рано пробуждает пламенное воображение детей. Здесь почти все девицы в переписке с молодыми людьми. Они передают одна другой куплеты, получаемые ими от своих обожателей, питая тем, между собою, беспрестанное соревнование. Дворянство в Сицилии весьма многочисленно. Привязанность к титлам нигде, я думаю, не обнаруживается так сильно, как здесь. Почти все дворяне носят звания Князей, Графов, или Маркизов; титла сии получаю они обыкновенно при покупке владений и очень часто от своих жен. Многие кавальеры, терпящие бедность в семейственном кругу своем, разъезжают во время прогулки в блестящем экипаже, и с наступлением ночи сопровождаются до своего дома несколькими факелами. Привязанность к титлам, ведет за собою неминуемо пышность и неуместную спесь, и вы это найдете в Палермских дворянах; но они обнаруживают свойства сии более между собой и особенно перед Неаполитанцами; с иностранцем же приветливы и гостеприимны. Все показывают большое соперничество в преимуществе древности своего благородства; мне часто случалось слышать, как они называли с иронией иных известных своих Графов: мелким дворянством; это еще неизгладившиеся следы средних веков. Судя вообще, Сицилийцы рождены с острым умом и с пламенным воображением, и – что более всего, с твердым и благородным характером, делающим их способными к великим предприятиям; но они очень отдалены просвещением от прочих Европейцев: – это более происходит от тяжкого ига, под коим они находились в разные времена у разных народов. Сказанное мною о Палермском дворянстве, есть рассуждение общее; но вы всегда найдете здесь вельмож с обширными познаниями и коих круг общества стоит на ряду с первыми обществами всякой столицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Нет, не все эти дети желают всю жизнь приспосабливаться к атмосфере елейного подхалимажа или же неприкрытого, ложного лицемерия. Что еще отличает элитных детей – вероятно, отсутствие зависти, социальной, конечно, ведь, как правило, все же завидуют им. Еще также – хорошее образование, и не только в России, но и за рубежом. Безусловно, отличный старт в будущее. То, что «золотая молодежь» не может жить без тусовок вовсе не значит, что они какие-то ненормальные. Среди них много вполне образованных и достойных личностей. Но, несмотря на большие возможности, они не могут ничего в своей жизни контролировать. Им все уже дали их богатые и высокопоставленные папы – и деньги, и рамки существования. Им ни к чему стремиться доказывать свою состоятельность. Эта безысходность сродни безысходности деревенских жителей, которые находят выход в том, чтобы водку пить и морды бить. Наши «мажоры» живут в неизведанном поле. Их родители – элита в первом поколении, в отличие от западной аристократии понятия не имеют, как готовить детей к богатой жизни. Поэтому детям и остается самовыражаться с помощью ночных клубов. Но такое взросление – через прожигание жизни – может превратиться в наркотическую зависимость. Борис Новодержкин, психотерапевт. «Папы за них все решили. Диагноз» Им открыты дороги в Гарвард или Оксфорд, если кроме валюты есть еще интеллект и желание его использовать. Они могут без всяких препятствий продолжить династию и трудиться во благо общего дела. Им везде помогают протекции, им везде помогают знакомства, им везде помогает фамилия. Чем известнее она, тем больше. Хотя некоторые страдают из-за громких фамилий, мешающих им прожить жизнь по собственным своим сценариям, как, к примеру, старший сын Альберта Эйнштейна Ханс Альберт. Что мешает общаться простому ребенку с причисляющим себя к элитным? Если он уже понял, что он – высшая каста, его спесь и заносчивость, высокомерие и презрение к тем, кто живет не как он. Вседозволенность, пренебрежение, наглость, психология, что все возможно купить. Поклонение почти уже до абсурда золотому тельцу, ублажение им бесконечных желаний. Знание всех своих привилегий, хотя их заработали для них отцы.

http://azbyka.ru/deti/ultrasovremennyj-r...

В отличие от Марты, Барбара сумела вобрать в себя лоск и некоторую английскость поведения. Дом в богатом районе, светские привычки и престижная профессия диетолога привлекли к ней желанных английских клиенток и подруг, но цену одной ее подруги мне пришлось случайно проверить. Клэр спросила меня: «А вы тоже из Польши?» Ответив отрицательно, я в свою очередь спросила ее (мне показалось на секунду, что она говорит с польским акцентом): «А вы из Польши?» Какой взгляд, исполненный негодования, она метнула в меня! «No way!» («Еще чего не хватало!») Больше подруга Барбары со мной никогда не заговаривала.      Когда Алекс учился во втором классе, Барбара была исполнена радужных надежд, она вся была сгусток энергии, и верилось ей, что она покорит гордую Англию. В 40 выглядела на 27, идеальная фигура, идеальная кожа – она была рекламой своего бизнеса. Ближе к десятому классу сына она как-то потускнела и осунулась. Сын доставляет ей массу неприятностей и отказывается признавать ее авторитет, открыто хамит и всячески старается поддеть. Она еще не до конца потеряла задор и всё время пытается настоять на своем, но парень решил твердо: заканчивает школу и сматывает в Германию, где она его не достанет. Несколько лет назад я заменяла преподавателя на курсах изучения английского, и одна дама из Латвии в упор не хотела меня видеть, а встретив в городе, никогда не здоровалась. Надо отметить: случай нетипичный – обычно у нас со студентами складываются теплые отношения. И вот вновь заменяю преподавателя в ее группе. На перемене пьем чай, Ильзе – сама любезность. И чаю мне налила, и сахар размешала, и, подав на блюдечке, сказала: «Думала: выучу язык за четыре месяца – а не выучила и за четыре года. Кругом на фабрике одни латыши и русские, а англичане нас, оказывается, не любят. Я раньше не понимала, что они говорят, а сейчас в глаза улыбка, а в спину – мат». И смотрит на меня печальными глазами. Да, иммиграция сильно сбивает спесь, и люди тянутся к теплу и забывают счеты. Как-то в аптеке, в офтальмологическом отделе, увидела нового сотрудника-африканца. Веселый, умный, грамотный профессионал, очень обаятельный, как страстно он хотел быть принятым, стать своим в доску. Из аптеки пришлось выйти на полчаса по учебной пожарной тревоге, и полчаса я наблюдала его, единственного африканца в английском коллективе. Как он шутил, как он зажигал, как он отвлекал внимание от своей внешности и стремился завоевать симпатии всех без исключения. Коллеги благосклонно принимали его шутки и его усердие, а я думала: «Надолго ли тебя хватит?» «Никогда не представляюсь как доктор Хныш, а просто – Брахим.

http://pravoslavie.ru/70892.html

И когда восстание заключенных давят танками, кричат «ложись», он продолжает стоять и там идет комментарий: «Гонор – это честь и долг». Слово гонор заимствовано из польского языка, в польском языке «хонор» - это такая важная культурная ценность. Но по-польски есть и слово «чесчь» (18:23). А гонор – это такое чувство собственного достоинства , которое не позволяет человеку склониться и пойти на какие-то уступки, сделки с совестью, даже если ему грозит смертельная опасность. Вот это «хонор». Но в русском это воспринимается как чрезмерная спесь, кичливость, оттуда отчасти возникает стереотип излишне гордого поляка. В современном языке прежнее противопоставление гордость-смирение сменилось новым противопоставлением: гордость-стыд. Опять пример из Александра Солженицына. «Надо так перестроить совесть человечества, чтобы люди гордились только трудом собственных рук и стыдились быть надсмотрщиками, руководителями, партийными главарями». Гордились – стыдились. Это новое противопоставление. Было: гордились – смирялись. А теперь: гордились – стыдились. Вот пример уже из Натальи Солженицыной: «Подлинный патриотизм – это не только любовь и гордость за свою страну, но и стыд в тех случаях, когда страна делает что-то не так. Вот опять – гордость-стыд. И это совершенно другое представление о гордости, связанное с другим представлением о стыде. В современном языке что такое гордость? Это не отсутствие смирения, а скорее – это положительная эмоция, когда человек думает, что с ним связано нечто хорошее. А что такое стыд? Это неприятное чувство, которое испытывает человек вопреки своей воле попавший или могущий попасть в ситуацию в каком-то отношении отклоняющуюся от нормы из-за чего другие люди думают или могут думать о нем хуже. Вообще говоря, слова со значением стыд имеют аналоги в западных языках, английское shame, французское honte. Но эти слова переводятся на русский язык двумя способами – как стыд и позор. Само сочетание стыд и позор вполне характерно для русских текстов. Пример из стихотворения Самуила Маршака: Стыд и позор Пустякову Василию Он нацарапал на парте фамилию Вот стыд и позор – естественное сочетание.

http://foma.ru/taynaya-zhizn-russkih-slo...

Другой вопрос, почему Вы смешиваете гордыню и гордость? В современном языке это два разных слова. Возьмем словарь Ожегова: «Гордость. 1. Чувство собственного достоинства. самоуважения. Национальная г. 2. Чувство удовлетворения от чего-нибудь. Г. победой. 3. кого или чья. О том, кем, (чем) гордятся. Этот студент — гордость института. 4. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь (разг.). Из-за своей гордости ни с кем не дружит». А во слово «гордыня»: «Гордыня (устар.). Непомерная гордость (в 1 и 4 значении). Обуздать свою гордыню». Возьмем еще слово «гордый»: «Гордый. 1. Исполненный чувства собственного достоинства, сознающий свое превосходство. 2. Заключающий в себе нечто возвышенное, высокое. 3. Испытывающий чувство гордости (во 2 знач.). 4. Чересчур самоуверенный, надменный самолюбивый». Как мы видим, в слове «гордость», «гордый» атеисты (словарь издан в советское время) видели и положительное и отрицательное наполнение. Вот Вы, к примеру, производя суд над коммунизмом, над коммунистами разве не делали это опираясь на чувство собственного достоинства христианина, на осознание своего превосходства, то есть на гордость? Если Вы лично это не замечаете, то со стороны это очень даже заметно. И весь вопрос лишь в том, в положительном ли ключе Ваша гордость или нет. Судя по тому, что Вы не удержались от осуждения да к тому же «внешних», то речь в данном случае идет о Вашей гордыни. Наталья 9 апреля 2009, 08:23 Кстати, все старообрядчество держится вовсе не на любви к старому обряду. Неправда. Старый обряд, вернее, чин содержит всю полноту Православия. Лично меня именно он привлек к Старой Вере. Неиспорченная чистота древних текстов. Но Вы лукаво не разместите мой постинг. Георгий 8 апреля 2009, 23:06 Спасибо Вам за всю заботу, За Ваше время, доброту, И нужную для нас работу, Поклон мой Вашему труду! Виктор 8 апреля 2009, 23:03 Большое спасибо за прекрасные статьи!Очень полезно читать их ежедневно!Так человек может себя контролировать во исполнении воли Божией!Необходимо издать эти статьи одной книгой!А пока хочу распечатать статьи на принтере.С уважением,Виктор.

http://pravoslavie.ru/29970.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010