Не подымай носа, споткнешся. Себя жалеючи, кверху не плюй . В данных пословицах содержится сема «верх». Превозносящийся человек попадает в опасные для духовного и телесного здоровья ситуации, автор текста указывает на это как на нечто неотвратимое.  Вторая пословица так же содержит сему «верх», однако в ней актуализируется другая ситуация: человек, который занимается саможалением, начинает роптать на Бога, тем самым считая себя невиновным в происходящих с ним бедах. И именно в этом проявляется человеческая гордыня, отсутствие смирения и веры. Мы посчитали возможным выделить еще одну группу пословиц, в которых актуализируется сема «превозношение»: Был рог, да сбил Бог. Мужик богатый, как бык рогатый . В Большом толково-фразеологическом словаре Михельсона выражение сбить рога интерпретируется как «смирить, сбить силу, спесь». С помощью пословицы, в которой метафоризируется образ богатого человека ( как бык рогатый), гордый человек предстает как спесивый, сокрушающий все на своем пути. На наш взгляд, в данном случае актуализируется сема неудержимости (бык, охваченный яростью). Следующую группу составляют пословицы, указывающие на характер взаимоотношений между горделивыми людьми с их ближними: Залез в богатство, позабыл о братстве . Кому повезло, тот и зазнался. Чванится, как холоп на воеводном стуле . В первой пословице раскрывается отношение богатого человека к родственникам. Проповедник предупреждает, что неразумное отношение к богатству может спровоцировать жадность, стремление сохранить полученное и, как следствие, неприятие ближних, надменное отношение к ним. С помощью второй пословицы описывается состояние человека: «зазнаться — возомнить о себе, стать высокомерным, хвастливым; важничать» . И, наконец, третья пословица более наглядно представляет перед слушателями и читателями проповеди нелепость возгордившегося человека. Имплицитно здесь подразумевается, что холопу рано или поздно придется уступить место воеводе. Таким образом, владыка последовательно сравнивает возгордившегося человека с пузырем, быком, холопом (сравнение идет по нарастающей: неодушевленные предметы – животные – люди). Помимо этого, с помощью пословиц раскрывается состояние души гордеца: зазнаться, чваниться. Наконец, преосвященный проповедник предупреждает о последствиях: гордость может привести к тому, что человек «споткнется», а спесь и ретивость смирит Господь.

http://bogoslov.ru/article/5295954

Гораздо обстоятельнее и интереснее характеризует рассматриваемый памятник нравственное и нравственно-общественное положение епископов начала 18 века. Здесь автор вооружается против той же несимпатичной черты в облике тогдашних вождей церкви, которая замечалась и в их интеллектуальном положении – разумеем спесь. Регламент особенно настойчиво приглашает русских архиереев к смирению и предостерегает их против высокомерия и самомнения. Нельзя не видеть, что эти последние недостатки слишком бросались в глаза в поведении рассматриваемых лиц. Регламент внушает: «Ведал бы всяк епископ меру чести своей и невысоко бы о ней мыслил, и хоть дело убо великое, но честь никаковая почитай в Писании (т. е. священном писании) знатная определёна» (стр. 40). Затем в регламенте в частности указывается, каких поступков должны избегать архиереи, как несообразных с их смирением и характером их призвания. «Се же того ради предлагается – читаем здесь – чтобы укротити оную вельми жестокую епископов славу (т. е. чрезмерное тщеславие), чтобы оных под руки (донележе здрави суть) не вожено и в землю бы оным подчиненная братия не кланялись. То правда, что дело пастырское, (т. е. епископское), немалое есть, яко посольство Божие; и заповедует Бог , да прилежащии добре пресвитеры (под которыми у ап. Павла здесь разумеются, очевидно епископы), сугубой чести сподобляются, паче же труждающиися в слове и учении ( 1Тим. 5 ). Обаче честь оная умеренная есть, а лишняя, и почитай равно царская, да не будет». Значит спесь простиралась так далеко, что епископам хотелось стоять чуть не на равной ноге с царями. «Да и умеренной чести», – внушает автор, – «не самим пастырям (т. е. архиереям) искать и от подручных истязовать, но свободно подаваемою довольствоватися. Следует из того и сие», – раскрывает автор, – «чтобы епископ не был дерзок и скор, но долготерпелив и рассудителен», в особенности в пользовании принадлежащею ему властью налагать эпитимии (стр. 41–42). В регламенте допускается даже возможность и таких случаев, когда епископы злоупотребляли этой своей властью «ради какой-то прибыли своей или много коего собственного интереса». Регламент по этому поводу поучает архиереев: «Искали б они в столь важном деле не яже своя, но яже Господа Иисуса» (стр. 49).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

13. Верно сказано, что человек, который внимает одновременно и языческим, и отеческим наставлениям, оказывается словно посреди двух противников. Тот, чья религия противоположна еврейскому учению, вступает в борьбу и стремится оказаться сильнее израильтянина. Многим верхоглядам кажется, что противник на самом деле сильнее, и они, оставив веру отцов, переходят на сторону врага и становятся предателями отеческого учения. Но кто действительно велик и благороден душой, как Моисей, тот сам нанесет смертельный удар выступающему против благочестия. 14. Впрочем, подобное противоборство можно обнаружить и в нас самих. Человек, словно приз за победу, стоит между противоборствующими сторонами, и к кому он примкнет, того и сделает победителем. А сражаются, словно египтянин с евреем, идолослужение с благочестием, разнузданность с целомудрием, праведность с несправедливостью, спесь со скромностью, да и вообще все, что считается противоположным. 15. Моисей собственным примером учит нас встать на сторону добродетели, как на сторону соотечественника, и уничтожить противника, восстающего на нее ( Исх.2:12 ). Ибо победа добродетели оборачивается гибелью и исчезновением идолослужения. Точно так же праведностью уничтожается несправедливость и скромностью убивается спесь. 16. Но в нас также происходит и борьба между единоплеменниками ( Исх.2:13 ). Ведь у нас не было бы придуманных лукавыми ересями догматов, если бы строй ошибочных рассуждений не вступал в борьбу с более верными рассуждениями. Если же мы немощны и не можем придать сил правой стороне, поскольку зло своими ухищрениями взяло верх, и власть истины оказалась ниспровергнутой, то надо как можно скорее бежать прочь (как и предлагает пример Моисея) к лучшему и высшему учению о таинствах. 17. И если вновь приходится селиться у иноплеменника, то есть если мы вынуждены обратиться к языческой философии, мы можем сделать это только после того, как отгоним лукавых пастухов, не по праву пользующихся колодцем ( Исх.2:15–17 ) – то есть после того, как мы обличим лжеучителей в лукавом использовании внешней образованности.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Прослушать басню «Лев и комар» 2:46 Бессильному не смейся И слабого обидеть не моги! Мстят сильно иногда бессильные враги: Так слишком на свою ты силу не надейся! Послушай басню здесь о том, Как больно Лев за спесь наказан Комаром. Вот что о том я слышал стороною: Сухое к Комару явил презренье Лев; Зло взяло Комара: обиды не стерпев, Собрался, поднялся Комар на Льва войною. Сам ратник , сам трубач пищит во всю гортань И вызывает Льва на смертоносну брань . Льву смех, но наш Комар не шутит: То с тылу, то в глаза, то в уши Льву он трубит! И, место высмотрев и время улуча, Орлом на Льва спустился И Льву в крестец всем жалом впился. Лев дрогнул и взмахнул хвостом на трубача. Увертлив наш Комар, да он же и не трусит! Льву сел на самый лоб и Львину кровь сосет. Лев голову крутит, Лев гривою трясет; Но наш герой свое несет: То в нос забьется Льву, то в ухо Льва укусит. Вздурился Лев, Престрашный поднял рев, Скрежещет в ярости зубами И землю он дерет когтями. От рыка грозного окружный лес дрожит. Страх обнял всех зверей; всё кроется, бежит: Отколь у всех взялися ноги, Как будто бы пришел потоп или пожар! И кто ж? Комар Наделал столько всем тревоги! Рвался, метался Лев и, выбившись из сил, О землю грянулся и миру запросил. Насытил злость Комар; Льва жалует он миром: Из Ахиллеса вдруг становится Омиром , И сам Летит трубить свою победу по лесам. Примечания Спесь – надменность, высокомерие. Ратник – здесь: воин, военный человек. Брань – здесь: война, битва, сражение. Крестец – у кошачих отдел позвоночника между поясницей и хвостом. Отколь – откуда (устар.). Ахиллес – в греческой мифологии один из храбрейших героев, осаждавших город Трою, единственным уязвимым местом которого была пята. Герой поэмы Гомера «Илиада». Омир (Гомер) – легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиада» и «Одиссея».   Время написания: не позднее конца 1808 г. Первая публикация: 1809 г. Источник: И.А. Крылов. Полное собрание сочинений в 3х томах. Т. 3: Басни, стихотворения, письма и деловые бумаги. Книга третья. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. литературы. 1946 Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2688  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/basnya-lev-i-ko...

Между тем, если бы Он пожелал, мог бы придти, потрясая небо, колебля землю, посылая молнии, - и зачем я го­ворю об этом? - если бы Он показал Свою божественность только в наготе, то какого блеска и светлости она не была бы больше? Но Он не сделал так, потому что желал не погу­бить, а спасти, не устрашить, а исправить, попрать сначала спесь человеческую и уничтожить безумие. Потому именно не просто человеком Он делается, но даже нищим человеком, и избирает Себе такую матерь и простое убежище, приветствуя с самого начала, с Своего рождения, крайний предел бедности. Какая, скажи мне, жена, хотя бы она была беднее все ех людей, хотя бы нищенка, не имеет кровати, чтобы положить родив­шееся дитя? Но Он не возлежал и на кровати, а просто в яслях, как случилось, и в шатре, не в гостинице. Таково начало Его входа, так оно блестяще и славно; а когда слышишь о входе, не думай о перемене места, но - о снисхождении для домоправления . 3. И Павел, когда говорит: " … когда вводит Первородного во вселенную … " (Евр. 1:6), - возвещает нам о домоправлении, - потому что присутствующий всюду и всё исполняющий куда бы, мог входить? Так он назвал явление (Его) по домоправлению. Итак, входя во все еленную, Он входил в уничиженном виде, попирая спесь, останавливая безумие, убеждая, чтобы все умеряли себя, не бесчестили бедность, ни презирали нищету, не очаровывались  богатством, не думали, что человеческая пышность есть великое (дело), но - что она слабее тени, ничтожнее листьев, обманчивее сновидений. Итак, вошедши, Он призвал иноземцев, и не просто иноземцев, но даже волхвов, рас­пространенный вид нечестия. Когда всё во вселенной было в худом состоянии: нечестие властвовало всюду, и тук, и дым, закон не имел силы, пророки не исправляли, не приносили пользы ни увещания, ни чудеса, ни наказания, ни мщения, земля осквернялась кровью человеческою, и самая природа не призна­валась, - " … приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам " (Пс. 105:37), - алтари до основания разрушались, пророки избивались, храм благочестия сделался развалиной и вместилищем идолов, народ, выведенный на сцену, чтобы воспитать других, сделался для иных основанием богохульства, - " постоянно " , - сказано, - " всякий день имя Мое бесславится " (Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

385 Софрон да Мирон побили всех ворон. Спасибо в карман не кладут. Спасибо здешнему дому! пора к иному. Спасибо куме, что до кума добра! Спаси Бог всякого от пристрастья пьяного. 390 Спаси Бог того, кто поит да кормит, а вдвое тому, кто хлеб-соль помнит! Спать долго, жить с долгом. Спать да лежать не утеха, а только лишь веку помеха. Спекли про попа, а съел, кто попал. Сперва не прытко, а там и тише. 395 Спереди лижет, а сзади царапает. Спереди печать, а сзади мыши точат. Сперва повинуйся господину, а потом рассуждай! Спи, да лежи, да богатства жди! Царь денежки пришлет, а не пришлет, и нас не сыщет. Спи до обеда, пеняй на соседа, что рано встает, а в гости не зовет! 400 Спичка в нос, закорючка в рот. Спора полушка из-за мужниной краюшки. Споро и помаленьку прясть, да за Бога класть. Спорь до слез, а об заклад не бейся! Спорынья в квашню, а тесто в шляпу. 405 Спор (не) бывает, кто сам что видает. Справит горбатого могила, а упрямого дубина. Спрашивают Варвару на расправу. Спрашивают старого, а старый прячется за малого, а от малого ответу нету. Спросили б у гуся, не зябнут ли ноги? 410 Спустя лето, да в лес по малину. Спесивому хвала лучше дара. Спесивый не взглянет, а слепой не рассмотрит. Спесь в добро не вводит. Спесь дворянская, а ум крестьянский. 415 Спешить хорошо лишь блох ловить. Ссуда лишняя остуда. Ссуды пишут на железной доске, а долги на песке. Ссылались цыгане на своих детей. Станешь ворожить, как нечего на зуб положить. 420 Станешь гадать, как девку замуж отдать. Станешь и дурака бояться. Станешь на людей лапти плесть, как нечего есть. Станешь умирать, забудешь о деньгах горевать. Станешь есть и мед, когда голод проймет. 425 Стань торопиться, из рук все повалится. Старина с мозгом. Старина, что диво. Старого воробья на мякине не обманешь. Старая кобыла борозды не портит. 430 Старая любовь долго помнится. Старая плетка под лавкой лежит, а новая на стопке висит. Старая погудка на новый лад. Старая пословица не мимо молвится. Старец старца осуждает, а сам в угол лезет.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

Схолия: “Близость [к Богу существует] в душе через Дух, а связь произволения [с Богом] расторгается плотью. [Ещё следует знать, что] душа накрепко пригвождается к Богу узами любви”. Согласно этому [тождеству] полностью угасает закон плоти; наоборот, одно лишь Слово Божие со всей очевидностью обнаруживается через Дух, приводя к единообразию всех верующих в [их] умном начале для единого познания Божия и для единой [для всех] любви и согласия друг с другом. И хотя [верующие] телесно и пространственно находятся далеко друг от друга, но, пребывая в этой [любви], они духовно не отделяются один от другого. Итак, ветер знойный есть спесь — страсть одновременно и богоненавистническая, и человеконенавистническая. Ведь эта страсть иссушает сердца неверующих и, наподобие зноя, жаром своим уничтожает [в душе] благочестивые помыслы о Божестве и приводит к увяданию правильные смыслы естества. Говорят, что такой знойный ветер возникает из смешения восточного и южного ветров, а поэтому он иссушает влагу, рассеянную по земле. Этот ветер называется Эвроклидон, или Тифони­чес­кий 36 : первое название происходит из того [обстоятельства], что он повсюду — как на земле, так и на море — вызывает смятение, а второе название — потому что этот ветер производит пыльный мрак. То же делает и спесь, ибо она наводит великое смятение на душу, а мысль преисполняет мраком неведения. Бог пробуждает этот знойный ветер после бесчинств [иудеев] на Христа, то есть Он [не препятствует тому], чтобы душевное расположение, подобающее такому бесчинству, нашло на иудеев и чтобы для всех стал очевиден выбор их, касающийся Бога и людей. Вследствие чего они, теснимые мраком неведения, добровольно ушли в удел, противоположный Богу. И им не оставалось ничего другого как мучиться и терзаться, видя спасение по вере и славу, которые выпали на долю язычников, а также [скорбеть об] уничтожении законнических [установлений] по плоти, говоря: И ныне, Владыко Господи, приими душу мою от мене, яко уне ми умрети, нежели жити (Иона 4:3). [Их скорбь объясняется тем, что] была иссушена тыква, то есть упразднено служение закона, бывшее в тенях; служение это происходило под покровом ночи, пришедшей и ушедшей, и оно ограничивалось одними загадками и образами символов, не содержа в себе никакого умного света, могущего просветить свет души.

http://pravmir.ru/voprosootvetyi-k-falas...

Пред тобою превозносятся? Ты не превозносись. Не огорчайся на людей, выражающих свою гордость, спесь или злобу, изнеженность и нетерпение в отношении к тебе или другим, но вспомнив, что и сам ты подвержен тем же и большим грехам и страстям, помолись за них и кротко обойдись с ними... Тебя осыпают ругательствами? Не отвечай виновным против тебя. Страсть горяча, смутна, необдуманна, зла, стремительна и потому человек в страсти (в гневе) говорит много необдуманного, неверного, вымышленного, злого, чего не сказал бы в спокойном состоянии. Поэтому, зная сам по опыту такое свойство страстей, извиняй горячих и раздражительных людей, когда они сыплют ругательствами и укоризнами несправедливыми или справедливыми. Тебя смущают недостатки ближнего твоего, но ты не смущайся. Ты озлобляешься на ближнего, презираешь его, говорить мирно с ним не хочешь за то, что он имеет нечто грубое, небрежное, неприятное тебе в своем характере, в своей речи, в своих манерах, за то, что он сознает свое достоинство, быть может и больше надлежащего, или что он несколько горд и непочтителен. Но ты виновнее его, врач и учитель ближнего: «Врачу, исцелися сам», «Учитель, научися сам». Злоба твоя есть горшее зло всякого зла; злобою разве можно исправить зло? Имея бревно, разве можно вынимать у других спицу? Зло, недостатки исправляются любовью, ласкою, смирением, кротостью, терпением. Признай себя первым из грешников, которые тебе кажутся грешниками или на самом деле грешники, считай себя хуже и ниже всех; исторгни из сердца всякую гордость и злобу на ближнего, нетерпение и ярость, и тогда врачуй других и покрывай снисходительною любовью грехи других. «Аще все беззакония назриши» в ближнем, что будет? Вечная вражда и нестроение, ибо кто без греха? За то и повелено нам оставлять должником нашим. Когда видишь в ближнем недостатки и страсти, молись о нем; молись о каждом, даже о враге своем. Если видишь горделивого, молись о нем: «Господи, научи раба Твоего, в диавольскую гордость впадшего, кротости и смирению и отжени от сердца его мрак и бремя сатанинской гордыни!» Если видишь злобного, молись:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Продолжим наш перевод. «Такое же стремление бежать в город замечается у сельских учителей, что объясняется тем обращением, которому они иногда подвергаются. Один молодой инспектор, совершил недавно первый объезд своего округа. Едва только он появлялся в школе, как учитель стремглав бросался освобождать его от верхнего платья и снимать с него калоши; и это повторялось в каждой школе. «Да, послушайте, – восклицал инспектор, – что, вы лакей мой, что ли?» И бедняки объясняли ему, что его предшественники требовали от них этих унизительных услуг». Спесь, чванство и грубость многих из администраций низшей удел не одной России. Во всяком случае и здесь нахохлятся «молодые инспектора», которые понимают, что грубость позорна прежде всего для того, кто её проявляет. Но какое отношение всё это имеет к «русским духовным делам», о которых рассуждает газета? Рассказав затем известный случай с богомолкой, у которой в Кронштадте выманили 200 р. под тем предлогом, будто этого требует Св. Дева Мария, газета рассуждает: «Сколько найдется в России добрых людей, которые поступили бы так же, как эта простодушная богомолка! Пусть русский народ вырождается благодаря пьянству, дурным нравам и невежеству (в чём следует видеть последствия схизмы); но он обладает верой и при том верой, готовой ко всяким пожертвованиям; у него есть вера, и беспредельное почитание Пресвятой Девы. Если бы ему был известен догмат беспорочного зачатия (l’immaculée Conception), то – я убежден в этом, – он принял бы его с пламенной верой, и тогда ничто не удержало бы его на дороге в Лурд. И не хватило бы казачьих полков, чтобы сторожить русские границы!» Высокое одушевление автора, подвигнувшее его на пророчествования, свидетельствует, что чувства его возбуждены чем-то важным, очень важным. Оно так и есть. Дело идет, действительно, о таком предмете, от которого всякий воинствующий член западного клира необходимо приходит в непреодолимое трепетное волнение. Только подумайте: русский народ обладает верою, и при том верою готовой на всякие жертвы! Только бы внушить этому доброму народу веру в Лурд и лурдские чудеса, – и вслед за «верой» неоскудевающие «жертвы» потекут широкой, быстрой и неиссякаемой рекой в места, для этой цели уже приуготовленные.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Проституция, таким образом, у евреев была принята. В городах проститутки принимают клиентов у себя: Раав продает свои прелести Иерихону во времена Иисуса Навина ( Нав.2:1 ) и является при этом уважаемой личностью. Иеффай, сын Галаада, Самсон в Газа без стеснения посещают женщин легкого поведения, и хронист расценивает это как самую естественную вещь. Две блудницы, затеявшие судебный процесс, имеют свободный доступ к залу заседаний царя Соломона. На протяжении всего царского периода «зонот» и «кедешот» составляют существенную часть городской жизни: они прогуливаются по улицам, могут посещать зал судебных заседаний, ходят в городские бани, стоят на перекрестках, на порогах своих домов, подзывая прохожих откровенным жестами или словами или, нежно аккомпанируя себе на арфе, услаждают слух клиентов песней. Проституция осуждается законом, но реально продолжает существовать. Законодательство запрещает священникам жениться на женщинах легкого поведения и приговаривает к сожжению дочь священника, ставшую блудницей ( Лев.21:7–9 ). Признанные моралисты пытаются проповедовать чистоту, описывая цинизм, спесь, грубость, лицемерие и притворство некоторых подобных женщин ( Ос.5:3 ). Предосторожности, принятые для ограничения недозволенных форм проявления сексуальности, выявляют отношение к любви и сексу у евреев. В целом, это стремление к демифизации, демистификации, освобождению и сакрализации сексуальной активности пары. Чистота Забота о чистоте нравов отразилась не только в Библии – о ней свидетельствуют материалы многочисленных археологических раскопок, подтверждающие эти данные. Библия требует, чтобы человек помылся, прежде чем он обретет состояние ритуальной чистоты (Лев. в разл. местах; Чис.19:7–8–19 ): речь идет о полном погружении мужчины или женщины в проточную воду или ритуальный водоем – этот обычай является истоком христианского крещения. Это очищение, часто происходившее в форме омовения, требовалось во многих случаях повседневной жизни – когда человек был болен и, соответственно, нечист, после совершения любовного акта и заражения, прикосновения к умершему или чему-то нечистому и так далее. Нааману омовение помогает излечиться от проказы ( 4Цар.5:10–14 ), что имеет не только религиозное, но и магическое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010