Но, когда рыбаки вещали, всё это обличалось и исчезало, точно лёгкая пыль, неспособная выдержать натиска сильного ветра. Поэтому научимся так разговаривать с эллинами, чтобы мы не были как животные и скоты неразумные, но были готовы дать ответ о нашем уповании (ср. 1Пет. 3:15 ). И будем впредь заботиться об этом главном и немаловажном и говорить им: каким образом слабые преодолели сильных, двенадцать – целый мир, не употребляя оружия, но безоружные сражаясь с вооружёнными?» 31 Нужны ли комментарии? Очевидно, нет! Просто ставим свою подпись, удостоверяя точность воспроизведения. Ο τρες ερρχαι, ноябрь 1959 г. 2. Продолжаем и сегодня без комментариев публикацию отрывков из творений святого Отца, показательных в отношении... его симпатии к «эллинохристианским синтезам»: «Впрочем это известно нам, а неверующим всё ещё нет. Потому апостол и сказал: Слово о Кресте для погибающих безумие 32 , а для нас, спасаемых, – сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну ( 1Кор. 1, 18–19 ). До этого он от себя не говорит ничего обременительного, но прибегает прежде к свидетельству Писания и, от него заимствуя дерзновение, использует более суровые слова и говорит: Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в мудрости Божией, то благоугодно было Богу безумием проповеди спасти верующих ( 1Кор. 1, 20–21 ). Сказав: Написано: погублю мудрость мудрецов, – он прибавляет доказательство на это от дел и говорит: Где мудрец? где книжник? – нападая вместе на эллинов и иудеев. И в самом деле, кто из философов, кто из искусных в силлогизмах, кто из знающих иудейство спас и научил истине? Никто, но всё сделали рыбаки. Итак, покончив с этим и уняв их спесь, сказав: Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? – он приводит и причину, почему это так было. Ибо когда, – говорит, – мир мудростью не познал Бога в мудрости Божией, – то явился Крест. Что значит: в мудрости Божией? В той мудрости, которая является в делах Его, посредством которых Он благоволил открыться.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Но скажи мне, если бы ты захотел прийти в превосходстве слова, мог ли бы? – Я если бы и захотел, не мог бы, а Христос, если бы захотел, мог бы это устроить. Но Он не захотел, чтобы победу сделать блистательнее. Потому и выше, доказывая, что делом Христа и Его волею было, чтобы слово проповедовалось с такой простотой, он говорил: Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в мудрости слова ( 1Кор. 1:17 ). А намного важнее и бесконечно важнее того, чтобы это захотел Павел, то, что так захотел Христос. Поэтому не с помощью красноречия, говорит он, и не вооружившись внешними словами я возвещаю свидетельство Божие. При этом он не сказал: проповедь, но: свидетельство Божие, что и само способно было вызвать отвращение. Ведь он повсюду ходил, проповедуя смерть, потому и прибавил: Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого. А говорил он это потому, что был совершенно чужд внешней мудрости, как и выше он говорил: Я пришёл не в превосходстве слова. Ведь очевидно, что ему можно было иметь и это, ибо душа того, чьи одежды воскрешали мёртвых, а тень отгоняла болезни, тем более могла усвоить красноречие. Ибо последнее свойственно и ученикам, а первое выше всякого искусства. Следовательно, знавший то, что выше этого искусства, тем более был бы способен к тому, что ниже. Но Христос не попустил этого, потому что это не было полезно. Потому Павел справедливо говорит: Ибо я рассудил быть незнающим ничего, так как и я желаю того же, чего Христос. И мне кажется, что апостол беседует с коринфянами гораздо смиреннее, нежели с другими, для того чтобы унять их спесь. Итак, слова: Ибо я рассудил быть незнающим ничего, – сказаны в противопоставление внешней мудрости. Я пришёл к вам, говорит он, не сплетая силлогизмы или софизмы и не говоря ничего другого, кроме того, что Христос распят. Ведь те мудрецы произносят тысячи слов и говорят о бесчисленных предметах, свивая длинные обороты речей, составляя суждения и силлогизмы, слагая тысячи софизмов, а я пришёл к вам, не говоря ничего другого, кроме того, что Христос распят, и всех их обогнал, что и служит неизреченным знамением силы Проповедуемого...

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Однажды он собирался произнести похвальное слово императору. В слове было много лжи, но это слово настроило бы многих людей благосклонно к оратору. Он шел к месту назначения, и изнурительные мысли душили его. На улице он заметил нищего, который, видимо, «подвыпил». Блаженный Августин вздохнул и обратившись к друзьям следующее. Страдая «от собственного безумия; уязвляемые желаниями, волоча за собою ношу собственного несчастья хотим мы достичь только одного: спокойного счастья. Этот нищий опередил нас; мы, может быть, никогда до нашей цели и не дойдем. Он получил за несколько выклянченных монет то, к чему я добирался таким мучительным, кривым, извилистым путем». У нищего, по мнению Августина, не было настоящей радости, но та, которую искал оратор на путях тщеславия, «была много лживее». Нищий веселился, а Августин был в тоске и его глодали заботы. Нищий был счастливее еще и потому, что раздобыл вина, осыпая людей добрыми пожеланиями». «А, я, — признался знатный муж, — ложью искал утолить свою спесь» . Мысль блаженного Августина можно прокомментировать с помощью анекдота. Новый русский приезжает на Гаваи. Покупает бутылку виски, ложится отдыхать под пальмой. Рядом валяется пьяный человек. Новый русский спрашивает: «Ты почему не работаешь?» «А зачем?» — отвечает пьяный. «Ну, как? Будешь работать, будешь зарабатывать деньги. Вот посмотри на меня. Работаю, раз в год езжу в отпуск. В этом году прилетел на Гаваи, лежу, понимаешь, под пальмой». «Так ведь, я и так уже здесь лежу», — отвечает ему гаваец. Ирония ситуации состоит в том, что вне религиозного контекста позиция гавайца неузявима. Общество ничего не сможет доказать ему, если не будет опираться на религиозную традицию. Священное Писание расскажет, что жить так, как живет пьяный гаваец – это плохо. «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином» ( Ис.5:11 ). «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» ( Лк.21:34 ). «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» ( 1 Кор.6:9-10 ).

http://azbyka.ru/zdorovie/mirovozzrenche...

Отложите эту книгу как можно дальше и никогда больше в неё (и в подобные ей) не заглядывайте. А возьмите другую Книгу (к сожалению, гораздо менее популярную и читаемую православными, чем те, что вызывают подобные вопросы), которая называется «Новый завет Господа нашего Иисуса Христа». Прочитайте её, перечитайте, ещё раз перечитайте и вообще читайте всю жизнь… Из этой книги Вы узнаете, что Бог есть спаситель всех человеков, наипаче же (то есть особенно) верных . Если под «верными» мы, не без некоторого основания, понимаем себя, православных, то слова «Бог есть спаситель всех человеков» никуда ведь не деваются. В другом месте той же Книги написано, что язычники, не знающие Бога, будут судимы по закону своей совести . Вот и ответ на Ваш вопрос. Если человек, не знающий Бога, не был богопротивником, но поступал в своей жизни по Божьему, исполнял нравственный закон, данный Богом и свидетельствованный в совести, и тем пусть в малейшей, пусть в несовершенной степени, но уподобился Богу, – то у нас нет никаких оснований прежде суда Божия «записывать» такого человека в адский огонь. Что касается спасения православных христиан, то Сам Бог говорит нам об это т о , что должн о , вообще-то говоря, сбить нашу спесь, наше, увы, нередко встречающееся сознание исключительности и злорадное осуждение на погибель прочих христиан и вообще всех людей. Вот Его слова (из той же Книги): многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов . Если мы, православные, – «сыны царствия», то вот нам явное предостережение: озаботиться мы должны прежде всего нашим спасением (или, что то же – воплощением написанного в упоминаемой Книге в свою жизнь), а участь других людей предать Богу, и не решать за Него, кого Он спасёт, а кого нет. 22. Меня всегда смущала позиция православных христиан, что они носители истинной религии не только в масштабе всего мира, но и среди христианских конфессий. Даже название «православные». Откуда такая непоколебимая уверенность? А вдруг это заблуждение?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Это священномученик патриарх Гермоген – седой, немощный, умирающий от голода в польском застенке старик – своим властным архипастырским призывом поднял с колен погибающую от склок и междоусобиц страну, устыдил малодушных, ободрил растерянных, совокупил воедино всех, жаждущих вызволить Русскую Землю из иноземного, иноверческого плена. Это святой праведный Иоанн Кронштадтский, всероссийский молитвенник и чудотворец, грозный обличитель “либералов” и “демократов”, до последнего своего вздоха не умолкал, предупреждая народ русский о губительности равнодушия к вере, о пагубных последствиях этой духовной заразы для жизни церковной и государственной…/…/… … Лишённое религиозно-нравственных опор, национальное самосознание либо рухнет под напором космополитической нечисти, либо выродится в неоправданную национальную спесь. И то и другое для России – гибель. Не видеть этой опасности может лишь слепой. “Патриоты”, клянущиеся в любви к России-матушке и одновременно отвергающие Православие, - любят какую-то другую страну, которую они сами себе выдумали. “Патриотическая” печать, призывающая к русскому возрождению и одновременно рекламирующая на своих страницах “целителей” и экстрасенсов, астрологов и колдунов, оставляет впечатление отсутствия простейшего национального чутья. В этой ситуации все мы похожи на человека, который разрушает левой рукой то, что с великим трудом созидает правой. Лишь признание той очевидной истины, что вопросы русского возрождения – это вопросы религиозные, позволит нам вернуться на столбовую дорогу державной российской государственности. Здесь – ключ к решению всех наших проблем». Всё сказано, прописано, разъяснено и обосновано. Дополнительно читателю стоит обратить внимание на слова и мысли почти нашего современника, подвижника Православия, выдающегося врача-хирурга, архиепископа Симферопольского и Крымского, святителя Луки (Войно-Ясенецкого), изложенные в аналитическом обзоре автора сего труда «Духовный вирус токсичнее телесного», см. по ссылке: . Имеющий уши, да услышит; очи, да узрит. «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё» (2 Тим. 4:3-5).

http://ruskline.ru/analitika/2020/07/01/...

А. Топорков Гордость, гордыня (общеслав.: глупость, дурь), один из смертных грехов, превознесение над другими, спесь, чванство. Первая ступень гордости – тщеславие, когда гордец еще нуждается в похвале и одобрении других. Развитая гордость презирает чье-либо мнение. Гордость – грех сатаны. «Гордость,– писал Н. О. Лосский, – есть себялюбие, не допускающее никакого превосходства других существ над собою, никакого подчинения чужой воле». В понятиях Руси гордец воспринимался как глупый, недалекий человек, его не любили и даже презирали: «Гордым быть – глупым слыть», «Спесь не ум», «Спесь в добро не вводит», «Спесь не к добру ведет», «Во всякой гордости черту много радости», «Чванство не ум, а недоумье», «Гордый покичился да во прах скатился». На Руси противопоставляли гордости понятия чести (достоинства) и смирения. «Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать», «Честь превыше всего», «Бесчестье хуже смерти». О. П. Горе Состояние, противоположное счастью, бедствие, скорбь, кручина. В понятиях Руси высокое очистительное чувство, возвышающее истинно православного человека. «Больше горя, ближе к Богу», – говорит народная пословица. «Горе с тобой, беда без тебя», «Дальше горе, меньше слез». «Злато плавится огнем, а человек напастями» («Моление Даниила Заточника», XII в). «Только горе открывает нам великое и святое, – писал В. В. Розанов . – До горя – прекрасное, доброе, даже большое. Но никогда именно великого, именно святого». О. П. Горелка (горилка) Крепкая водка в Малороссии, горевшая, если ее поджечь, отчего происходило название. Производилась из зерна, затем из сахарной свеклы или картофеля. Горелки Народная детская или молодежная игра. Игравшие стояли парами друг за другом перед «горящим» и по сигналу, под песню «Гори, гори ясно», разбегались, а «горящий» ловил девушек. Горенка У крестьян: 1) вышка, верх, светелка, теремок, комнатка на чердаке; 2) иногда клеть, сальник, стоящий отдельно, с входом в него из сеней избы; 3) то же, что и горница. Горлатные шапки (боярки)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Жили были два брата Лазаря,//Один богатой, другой убогий...//Пришел убогий» и пр. (Безс. 19 и 22; Варен. 66). «Жили да были два братца,//Два братца, два Лазаря.//Что одна их матушка народила» и пр. (Безс. 21; Вар. 66 ). «Жили мы были//Два брата родных//Да два Лазаря,//Жимши бымши//Разделилися» и пр. (Безс. 20). Равным образом, как обстановка, так драматизм положения нищего, в гною, перед воротами брата-богача – давались и самим содержанием притчи, и книжными текстами, и стихи близки к последним, но в то же время они не только уясняют, но и развивают и, так сказать, углубляют мысль, лежащую в основе целого. Богатство – так концепируют они – само по себе еще не ведет к тем отношениям, в каких представлен евангельский богач и нищий, но богатство не отделимо от высокомерия и гордости, извращающих все благородные чувства в душе человека: «Ходит спесь» и пр. И вот эта-то «спесь», о которой с сокрушением говорит богач, находясь в аду – «во тьме сидючи: спесь моя, гордость моя минулася!» (Безс. I, 60), – эта спесь и выставляется стихами как существеннейший психологический мотив, который человека превращает в дикого зверя, убивая в нем всякие духовные порывы, кроме одного животного и безотчетного себялюбия. И стихи, действительно, делают богача, на этот раз вполне уже независимо от бледных черт, даваемых книжными текстами, – делают его гордо превозносящимся не «богачеством» только своим «несчетныим», а самим собою, знатностью своего рода-племени и, так сказать, недосягаемостью своего положения... «Что ж ты за невежа такой человек: Братом меня нарекаешь! говорит богатый Лазарю. Да как ты смеешь братом называть?.. У меня брата Лазаря в роду не было... Есть у меня братцы получше тебя... У меня-то братья каков я сам: Князья да бояре – те братья моя, Гости торговы – те друзья мои; Попы – те церковны, – хлеб-соль с ними одна у меня»... Вот мои – братья... А ты – что?.. (Безс. I, 73). И затем продолжает, превозносясь собою: «Ни боюсь богатой никем никого, Ни боюсь богатый ничим ничего:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Шапка-то на нем во целу сажень, Пузо-то его все в жемчуге, Сзади-то у него раззолочено А и зашел бы Спесь к отцу к матери, Да ворота не крашены! А и помолился б Спесь во церкви Божьей, Да пол не метен! Идет Спесь, видит: на небе радуга; Повернул Спесь во другую сторону: Не пригоже-де мне нагибаться! (Гр. А. Толстой). 25. Дурное употребление богатства I. У одного крестьянина близ Москвы был только небольшой участок земли с садом, но он жил счастливо и семью свою содержал своими трудами; он был добр к людям, набожен, здоров и доволен. У него не только хватало на прежние и на все необходимые нужды, но он ежегодно мог еще откладывать несколько денег в запас на детей. II. Однажды, при чистке своего колодца, он нашел в илу большой медный сосуд с золотыми и серебряными деньгами, Находка обрадовала его и он вообразил, что добыл истинное счастье. III. С этой минуты он передал все полевые работы прислуге, стал одеваться богаче, чем позволяли его занятия, стал роскошно есть и пить, а наконец и играть; забыл Бога, не заботился о будущей жизни, тратил без толку деньги на все прихоти и пустые удовольствия и вовсе не думал, что он может когда-либо обеднеть и что такая жизнь и вредна, и грешна. Скоро случилось то, чего и нужно было ожидать. IV. Через дурное употребление богатства он стал нищим. Все, что он имел, было продано с молотка. Здоровье его расстроилось от беспорядочной жизни, и в сердце его не осталось искры благочестия. В заключение, он утопился в том же колодце, в котором нашел клад. Все гоняются за богатством, а оно губит многих. 26. Не завидуй чужому счастью Тимофей пас чужих овец и получал за это такую гро­шовую плату, что не на что было купить сапог. Однажды, под вечер, когда он босой стоял у ворот постоялого двора, к дому подъехала господская карета. «Ведь бывают же такие счастливцы, что в карете разъезжают!» сказал Тимофей, с завистью поглядывая на богатый экипаж, – а наш брат не только пешком, изволь ходить босиком. Чем я, сиротинуш­ка, прогневал Господа, что вечно должен маяться и по чу­жим людям скитаться? И за что такая милость Божья вот хоть бы этому барину?... Кабы с ним хоть на час поме­няться, то-то бы счастье!» Едва он это сказал, как дверцы кареты растворились и из нее, с помощью двух слуг, вышел безногий калека. «С нами крестная сила!» воскликнул оторопелый Тимофей, перекрестился и без оглядки побежал в поле. С тех пор он не только никому не завидовал, но и на босоту свою более не жаловался.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Художественная литература Вход Пожертвовать В.И. Даль Пословицы русского народа - Смирение – Гордость В Избранное ( 35  голосов:  4.1 из  5) Оглавление Смирение – Гордость Смиренье – Богу угожденье, уму просвещенье, душе спасенье, дому благословенье и людям утешенье. Смиренье девичье (молодцу) ожерелье. Конь налогом берет, человек – смиреньем. Аще обрящеши кротость, одолееши мудрость. Не ищи мудрости, ищи кротости! Смирное дитя одну руку, а блажное обе отымает. Смиренных Господь духом спасает. Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его! Напитай, Господи, душу малым кусом! Тихо не лихо, а смирнее прибыльнее. Тише едешь – дальше будешь. Потише – к делу поближе. Журавлиная походка не нашей стати. Лучше низом, нежели горою. Не поклонясь до земли, и гриба не подымешь. Не кичись, лучше в ножки поклонись! Не всех поименно, а всем по поклону. Не смотри высоко: глаза запорошишь. Не гляди высоко: запорошишь око. Не подымай носу (Не закидывай головы): спотыкнешься. Себя жалеючи, кверху не плюй. Выше носа плюнешь, себя заплюнешь. Кверху плевать – свою бороду заплевать. С высо ка полета вскружится голова. Не суйся, ижица, наперед аза. Не лезь наперед отца в петлю! Говори: “Господи Иисусе”, а вперед не суйся! Бритва остра, да кому ж сестра? Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать. Буду богат, буду рогат: кого захочу, того и сбоду. Гордым быть – глупым слыть. Спесь не ум. Спесивый высоко мостится (летает), да низко ложится (садится). Гордому кошка на грудь не вскочит. Спесь в добро не вводит. Спесь не к добру ведет. У спесивого кол в шее. Спесивый дома обедает. Возносяся смирится. Возносяся, смиришься, а смиряясь, вознесешься. Смирение поборает гордыню, аки Давид Голиафа. Во всякой гордости черту много радости. Чванство не ум, а недоумье. Гордый покичился, да во прах скатился. Чванством черт пахву подмотал. Ему в хвост перышко воткнули (зазнался) . Соломку жуем, а душок не теряем. При сытости помни голод, при богатстве – убожество. Пирог ядучи, помяни и сухую корочку.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

А потому они были преданы самозаконию осуждения 31 , в котором никоим образом невозможно обнаружить [признаков] внутреннего расположения [души, хоть как-то] схожего с благочестием и страхом Божиим, но [в котором проявляется] одна лишь жёсткая и сухая воля 32 . Её характеризует спесь — проклятая страсть, возникшая из сочетания двух пороков: гордыни и тщеславия 33 . Причем гордыня отрицает Причину добродетели и естества, а тщеславие прелюбодеянием развращает саму добродетель и естество. Схолия: “Он говорит, что гордыне свойственно отрицать Бога — Родителя ( genšthn) добродетели и естества, а тщеславию свойственно разделять естество, низводя его до низшего состояния. А поскольку спесь есть порождение обеих [страстей], то она обладает сложным свойством порока: содержит в себе и добровольное отрицание Бога, и неведение относительно соответствующего естеству равночестия”. Ведь ни один гордец не делает [ничего] по Богу и ни один тщеславный [человек] не поступает в соответствии с естеством. Из смешения [этих пороков, как говорилось] и возникает спесь. По отношению к Богу ей свойственно презрение, из которого проистекает богохульное отвержение Промысла [Божиего], а по отношению к естеству ей свойственно отчуждение, которое ведёт к тому, что естественное, через злоупотребление [им] 34 , превращается в противоестественное, губя благолепие естества. И чтобы кратко сказать: мысль иудейского народа, вследствие [его] неверия во Христа, была, по попущению [Божию], скована разрушительным бесом [гордыни] 35 и [иудеи] равным образом возненавидели как Бога, так и людей. [Они возненавидели] Бога, поскольку считали Его ниже плотского наслаждения, вследствие чего отвергли [всякое] служение в Духе; людей же [возненавидели], поскольку считали, что [прочие народы] не ведут свой род от Иакова, а потому являются чуждыми для Творца. [Ещё они полагали, что] пролитие крови христианской есть радение о благоугождении Божества. Суетный [сей народ], вследствие несмысленности [своей], не ведал, как кажется, что не столько тело и [телесное] происхождение ведут к близости с Богом, сколько душа, заботящаяся о том, чтобы все прочие люди обладали тем же самым характерным свойством веры и внутренним тождеством со всеми относительно добра, [достигаемым усилием] воли.

http://pravmir.ru/voprosootvetyi-k-falas...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010