Окидывая мысленным взглядом древнюю Русь, мы приходим к следующему выводу: со времени князя св. Владимира. Т.е. со времени признания христианства господствующей религией, новая религия широко и глубок влияла на русскую жизнь. И государство и общество стремилисть устроить свою жизнь на христианских началах. Конечно, это не всегда удавалось, но не вследствие отсутствия искреннего желания русских людей устроить свою жизнь на новых началах. Древняя Русь искеренно хотела быть православно-христианской, но не всегда успевала в этом, так как не умела дать себе отчет в явлениях религиозной жизни, поняв христианство прежде всего, как форму жизни. Духовенство стремилось сделать жизнь народа наиболее совершенной в религиозном отношении. Для этого прежде всего приходилось бороться со старыми привычками и любовью народа к играм, пляскам, песням, против остатков язычества, выражавшихся в почитании старых богов, рода и рожаниц и т.д. Обличения иногда бывали страстными, как, например, в Слове Христолюбца. Но проповедник обыкновенно не исследовал причин известного греховного обычая, ограничивался обличением его. Обыкновенно обличители даже не понимали и не старались понять, на чем зиждестя и где берет начало обличаемый и преследуемый недостаток. Они не могли этого сделать вследствие отсутствия научной подготовки: паства и пасомые были почти на одном умственном уровне. Вследствие этого наравне с явлениями предосудительными преследовались обычаи безразличные и вполне невинные в религиозно-нравственном отношении., например, поднято было гонение на всякого рода песни и развлечения. Несомненно, многие песни и игры были безусловно вреды для чистоты нравственности; но некоторые виды песен и вообще народного творчества проникнуты глубоким нравственным чувством и высокой поэзией, например, былины, песни исторические, одиночные песни и т.д. Коренным религиозным недостатком древней Руси было неуменье отличить существенное и важное от второстепенного и маловажного. Не было широкого религиозного кругозора, результатом чего было то, что догмат смешивался с обрядом. Оттуда мелочность и формализм в делах веры с приобладанием внешних форм над внутренним содержанием. Всеобщий невысокий уровень просвещения не давал возможности заметить истинное положение дела. Вследствие этого древние обычаи и верования обыкновенно видоизменялись, а не исчезали, так как обличения бывали направляемы не на самую сущность греховного обычая, а на его проявление. Итак, причиной относительной успешности борьбы с древним язычеством мы считаем низкий уровень просвещения древней Руси. Но при этом не следует забывать живучести верований и привязанности человека к прошлому. В силу этого свойства человеческой души древние традиции и верования переживают века и тысячелетия. В этом отношении Русь не могла быть исключением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подпишитесь на наш Телеграм 1. Парадокс 17-й год — что поняли мы за эти сто лет между 19.. и 20..? «Идеи убивают». Пресловутый парадокс «идея строительства мира без войн, тюрем и бедности привела к чудовищным страданиям» – известен всем и стал чуть ли не девизом современности. Идеи убивают: но если вы не исповедуете Идею, то у вас нет проекта мира, где нет места злу. Урок этих ста лет согласно либеральному парадоксу: зло непобедимо, борьба со злом – величайшее зло. Чтобы в мире не было страданий, надо отказаться от идеи мира без страданий – вот подлинная суть парадокса. Но если это предположение верно, то нравственному негодованию нет ни причины, ни места. 2. «Будет хуже» Разумеется, этот парадокс, эта нравственная обеспокоенность преступлениями тоталитаризма, это (и)морализирующее смешение тоталитаризма и Идей лучшего мира – лишь идеологическое прикрытие современной стадии капитализма и его преступлений. Войны, бедность, пытки – от всего этого мы отнюдь не избавились с крушением «тоталитаризма». Но не надо бороться с капитализмом: ведь XX век научил нас, что «будет хуже». 3. (Не)религиозные войны Это похоже на атеистическое нравственное негодование «религии несут лишь одни войны и ненависть». На самом же деле религиозных войн никогда не существовало: все – АБСОЛЮТНО ВСЕ – войны шли из-за ресурсов: рабов, земли, нефти и прочего, и продолжают вестись по тем же причинам. Чье-то властолюбие, чье-то сребролюбие гонит человеческие массы на смерть. Грешники вожделеют, обманывая: «мы это делаем (репрессии, войны, эксплуатация) ради христианства, ради ислама, ради нации, ради прав человека, ради социализма». Много ума не надо, чтобы понять: религия – не причина, а идеологическое прикрытие грязных интересов сильных миро сего. И видит Бог – не в нашей стране и не в XXI веке говорить, что атеисты никого не убивали. Атеисты убили ой как много людей. 4. Призрак Наверное, мы все хотим мира без войн, тюрем и бедности. Либеральный парадокс «идеи несут смерть» в марксистском варианте звучит так: идеология – религиозная, фашистская, советская или либеральная – есть прикрытие интересов Господ, а значит, будет существовать до тех пор, пока существует общество, построенное на Господстве, – нам нужно общество без Господ (господ в политике, хозяев в экономике) – вот мы и воспроизвели Коммунистическую Идею (воистину вездесущий призрак).

http://blog.predanie.ru/article/sotnitsa...

поиск:   разделы   рассылка Кира Обухова Стояние на Митрофаньевском уткнулось в забор Источник:  Фонтанка. ру Борьба против строительства АЗС на Митрофаньевском кладбище не прекращается. Защитники захоронений продолжают молитвенное стояние, инвестор твердо занял позицию " ни пяди земли не уступим " . Обе стороны уверены в своей правоте и подтверждают доводы документами. Между тем, конфликта легко могло бы и не быть – для этого следовало отнестись внимательнее к предоставлению земельного участка для строительства автозаправки и сдвинуть его на 200 метров. Молитвенное стояние на Митрофаньевском кладбище продолжается. Однако протесты защитников не помешали застройщику установить вокруг выделенного ему участка строительный забор. В помощь инвесторам, ЗАО " ПТК " , прибыла частная охранная структура, и бойцы в камуфляже вынесли вещи защитников за периметр будущего строительства. За происходящим наблюдали правоохранительные органы – причем наготове стояли сразу две " Газели " . Впрочем, представители застройщика комизма ситуации не ощущали. Наоборот, утром в городские СМИ поступило письмо от компании " ПТК " , в котором сообщалось, что " заказчиком 30.08.2011 было сделано заявление в УМВД Адмиралтейского района Санкт-Петербурга с просьбой оказания содействия в устранении нарушений, указанных в заявлении. К настоящему времени содействие оказано " . " Нас сознательно провоцируют на силовые акции, – заявил корреспонденту " Фонтанки " координатор инициативной группы защитников кладбища Александр Несмеянов. – Но мы не поддадимся. И я обещаю, что будем бороться только молитвой и молитвенным стоянием... И вообще я не понимаю, что происходит, – добавляет он. – Вчера мне по телефону вице-губернатор Роман Филимонов пообещал, что все строительные работы будут остановлены до выяснения всех обстоятельств " . Несмеянов беспокоится, что выставленный строительный забор поможет скрыть от посторонних глаз деятельность компании ПТК. Компания ПТК твердо настаивает на том, что никаких захоронений на предоставленном ей участке нет, и даже прилагает фотографии. Правда, куда с этих снимков исчез поклонный крест, установленный еще два года назад и теперь оказавшийся в центре стройки, инвестор не объясняет, что заставляет заподозрить компанию в некотором лукавстве. Зато компания ПТК горячо доказывает, что никакие законы строительство автозаправки не нарушает.

http://religare.ru/2_88504.html

протоиерей Владислав Свешников Скачать epub pdf 2. Катастрофа и катастрофы Христианское этическое знание исходит из двух фундаментальных фактов. Первый состоит в том, что человек как высшее из творений был создан по образу и подобию Бога – абсолютно высшей, совершеннейшей, духовной и свободной Личности и творческой Первопричины всякого творения. Как подобие Божие он обладал свойствами, которые ему надлежало творчески реализовать. Следы этого высокого богоподобия навсегда остались в человеческих личностях и в человеческой природе. Второй фундаментальный факт состоит в искаженности человеческой природы в результате грехопадения первых людей. Из этих фундаментальных фактов следует: 1) каждый человек несет в себе и отпечаток высокого богоподобия и порочную испорченность; 2) главная задача человека – освободить себя от сути и всех проявлений этой испорченности: порочных склонностей и страстей и вообще всего, что извращает смыслы его бытия – если это только возможно. Борьба с грехом – вот конкретное нравственное наполнение этой задачи. Но прежде чем бороться с грехом, своим главным врагом, человеку нужно его увидеть. Увидеть свой грех – не такое простое дело. Нужно ясное понимание того, что такое грех . Нужен хороший источник света, чтобы с его помощью начать всматриваться в собственную тьму. Нужно иметь перед мысленным взором образец правды и добра, чтобы на его жизненном фоне видней была мертвящая убогость греха. Нужно слышать в своем сердце творческий призыв к добру... ... И вот тебя призывают к добру, и ты слышишь этот призыв, и догадываешься, в какой стороне это “добро” делание – а не делаешь ни шагу. ...Что толку, если, например, тебя призывают взмахнуть руками и полететь, и ты сам чувствуешь, как это было бы тебе полезно и приятно – оторваться от плотности земли и ощутить радость полета. И ты вспоминаешь, что когда-то умел летать, но потом утратил это умение; и все же утратил не совсем – если приложить усилия, его можно вновь вернуть. ...И ты слышишь призыв к добру и знаешь, что не только должен, но и можешь ответить на этот призыв; твоя природа не безнадежно худа. Весь вопрос только в том, какими способностями ты обладал до того, как их утратил; в чем вина этой утраты; что надо делать, чтобы вернуть утраченное. Сейчас ты испорчен. Так пусть покажут, каким был неиспорченный человек (или, что одно и то же – каков должен быть восстановленный). Задача – восстановление. Так пусть дадут увидеть – заданность, а печальна данность более или менее видна. Впрочем, пожалуй, в свете заданности она станет еще виднее... До грехопадения (образ и подобие)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте. Помогите советом, добрые люди. С юных лет я познал грех блуда, пытался бороться, постоянно падал. Эта борьба продолжается почти 20 лет. Сейчас я познакомился с девушкой. Мы договорились не торопясь развивать отношения в течении года и беречь друг друга до свадьбы. Понимаю умом, что это — правильно, готов употребить все силы, но тело не поддаётся. Буквально от легких прикосновений кровь начинает закипать. Я употреблял все возможные способы расслабления — спорт, холодный душ, успокаивающий чай, но как только тело разожжет огонь, он уже не отпускает, крыша начинает ехать. Работать невозможно. Вопрос мой: как мне очистить ум от плотских желаний? Я соглашаюсь умом с Писанием касательно целомудрия, но в сердце у меня любовь к блуду, это надо признать, поставить диагноз. Я не представляю, как можно не любить секс. Планирую возобновить занятия рукопашным боем, договориться с девушкой, что не будем касаться друг друга до свадьбы, загрузить себя работой, одного боюсь — я всё это уже делал, и если внешне удавалось беречь себя от блудных падений, внутри оставалась любовь к блуду и чем больше я держался, тем больше эта любовь к блуду начинала давить на мозг. Как очистить сердце? Как в этом покаяться? Как изменить душевные порывы? Я читаю молитвы, а сам себе отдаю отчет, “молитвы-то ты читаешь, слова там хорошие, а в сердце-то, в сердце, любовь к женской плоти, и эта любовь — настоящая, а молитвы твои — не искренние”. Я боюсь, что блудная моя жизнь повредит будущей совместной супружеской жизни и воспитанию детей. Помогите советом, пожалуйста. Похожие вопросы 6 Ответов Избегайте прикосновений, не думайте о сексе, не возбуждайте себя фантазиями. Побольше физических упражнений, ешьте что-нибудь с мятой. Не вычитывайте молитвы, как заклинания, а от души просите Бога вам помочь. Кроме того, возникает вопрос: а зачем вам тянуть с браком целый год, если все настолько “пригорает”? Женитесь, и займитесь своим любимым делом без греха. Только избегайте извращений, они являются грехом и в браке.

http://azbyka.ru/vopros/kak-berech-sebja...

Религиозное состояние американского народа и искание им истинной Церкви «Ех Oriente lux». I. Теперь и два столетия тому назад. Первые цивилизаторы Северной Америки. Индейцы. Черты их общественной и бытовой жизни. Их умственное, нравственное и религиозное состояние В религиозном отношении американский народ представляет глубоко интересный предмета для исследования, неопровержимое доказательство той истины, что религиозная потребность лежит в самой природе человеческого духа и так же вечна, как вечен человеческий дух. Отрезанный от древних исторических центров религиозных верований необъятным океаном, этот народ не только не подавил в себе религиозных инстинктов, а напротив они получили в нем такое развитие, которого не имеют в настоящее время большинство европейских народов. В то время как последние утомленные прозою обыденной многовековой жизни поддались холодному и бездушному скептицизму, разъедающему народные организмы, американский народ, полный жизни и юношеского увлечения, беззаветно предан своему внутреннему развитию – во всех его силах и отправлениях, как в политико-социальном, так и в религиозно-нравственном отношениях. С самого начала своей истории, переселяясь в неведомую дикую страну, этот народ должен был отрешиться от вековых традиций Старого Света, выработанных многосложным историческим процессом и часто стесняющих свободное отправление народных сил или направляющих их на бесплодную деятельность. Он стал лицом к лицу с природой и с ней только должен был бороться, чтобы обеспечить за собой существование. Эта могучая борьба развивала в нем энергию и самопомощь, уравнивала соотношение его сил, уравновешивала его физическую природу с духовной, и отсюда выработался тот замечательный тип уравновешенного человека, какими представляется американец. Уравновешенность духовных и физических сил составляет самую характеристическую черту американского народа. Благодаря ей он чужд крайностей в мысли и жизни, и в этом отношении ближе всех народов подходить к типу совершенного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/religi...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Горе дракону! 14 мин., 03.11.2014 Борьба со злом совершенно естественным образом входит в круг интересов, более того — обязанностей христианина. Но вот как бороться? А главное, с чем или с кем? Это вовсе не такие простые вопросы, как представляется. И если уж говорить о представлении, то невредно посмотреть, в каком виде зло может выступать в произведениях коллективного или индивидуального словесного творчества, проще говоря — в фольклоре и в художественной литературе. Рассмотрение образов зла в литературе представляется полезным хотя бы потому, что в этом случае зло выступает в чистом, беспримесном, можно сказать, рафинированном виде. Человек может быть сколь угодно грешен, но его бессмертная душа, вложенная Творцом, хранит в себе крупицы даров Божиих — может быть, к неудовольствию его самого. А порождения человеческого творческого воображения тем и отличаются, что не созданы Богом, а сконструированы с некоторой целью; в нашем случае — чтобы показать зло как оно есть. Для начала поговорим об одном откровенном драконе, происходящем из осетинского фольклора. Откровенен он не в том смысле, что говорит правду — напротив, врет без зазрения совести, которой у него нет, как и всякий злодей, — а в том, что на его примере проявлен некий внутренний механизм злодейской сущности. Герой-драконоборец вступает в бой с этим драконом и мечом пригвождает его к земле. Далее стоит процитировать дословно: «Дракон извивался и орал, что мир погибает». На героя это не подействовало, дракона он изничтожил. Но каково самомнение, каков накал эгоцентризма, каков масштаб искажения действительности! Какова, наконец, демагогия! Давайте отметим, что наряду со злом злодеи практикуют крайнюю, выходящую за пределы всякого нормального представления о мироустройстве любовь к себе. Возьмем более знаменитого дракона — из одноименной пьесы Евгения Шварца. Он для нашего рассмотрения полезен во многих отношениях. Во-первых, его происхождение. Автору мало того, что дело вообще-то происходит в сказке и тем самым было бы вроде достаточно, если бы «окаянный, антипатичный сукин сын дракон» вылупился из сказочного яйца, снесенного и высиженного столь же сказочной и столь же малопривлекательной мамашей-драконихой. Но это, на взгляд автора, еще не в должной степени может поспособствовать тому, чтобы въяве предстал не только весь ужас зла, но и вся его вымороченность, его глубинное несовпадение с законами естества. Вот что рассказывает дракон о своем возникновении (рождением это даже он сам не называет):

http://foma.ru/gore-drakonu.html

священник Т.С.Тихомиров II. Пастырь-апологет Пастырю в наши дни необходимо приходится выступать на защиту веры, быть апологетом. Быть апологетом приходится не только среди образованного общества, но и среди крестьян, хотя, конечно, защита веры здесь и там движется в плоскости совершенно разных вопросов. Нужно, прежде всего, сказать, что нужнее, чем с безверием, которое не так часто, «борьба с равнодушием – полной холодностью к вере, в основе, конечно, таящим не заявленное, скрытое, даже неосознанное иногда неверие». Бороться с равнодушием можно, конечно, возбуждением интереса. Но это общее место. Как возбудить его? Среди интеллигентных прихожан, взятых в отдельности или вместе, способ один: показать им, что христианство есть сила и свет; в системе мировоззрения – основа мысли и жизни. Человек большой одаренности, конечно, сумеет положить начало «вниманию» к христианству. Он сумеет прочесть лекцию, сделать реферат по вопросу, который привлечет внимание и далеких от веры, например, о христианстве и жизни, о старом споре между наукой и верой. Но речь не о людях особого таланта. Какие средства борьбы у рядового приходского священника? Думается, они есть. Он может организовать кружки религиозной беседы – с рефератами и обменом мнений. Даровит он или нет – он сможет возбудить первый интерес темами, для всех понятными и доступными. Например: Евангелие в мнениях великих людей; мнения ученых о вере (теперь по этому вопросу такая хорошая литература); бессмертие души; воскресение Христа (по Соловьеву) 195 . Может быть, найдутся и помощники, которые восполнят немощи священника. Пусть деятельность кружков будет неблестящей – она не будет бесплодной, особенно для молодежи. Еще более он может привлечь к вере христианскими организациями во имя Христа, объединением прихода около христианского дела. Где «любовь, там и вера». Всегда и везде священник должен быть готов защитить веру, не дать ее на поругание. Если он подготовлен, то на кощунственную выходку в обществе, на брошенный по адресу веры, Писания и т.п. вызов он найдет ответ, может сказать несколько слов о том, что ходячее мнение о вере и Церкви большей частью держится на невежестве, что христианство вовсе не так беззащитно, как думают. И он должен это делать; если он не повлияет на спорящих, он может оставить добрую мысль в других. Укажу для примера темы, которые могут быть здесь затронуты.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Сегодня для многих стал очевидным тот факт, что разговоры, письма, круглые столы, митинги в защиту прав гомосексуалистов и прочих извращенных меньшинств – признак не взросления или демократизации общества, но процесс совершенно иной природы. Это хорошо заметно именно в России и других «нетолерантных» обществах, в отличие от «толерантных» Европы и США, где борьба за права « сексменьшинств » проходила менее остро. Но обо всем по порядку. Западное общество, как сегодня в России, долгое время убеждали, что защита прав сексменьшинств – элемент демократии и естественный процесс развития общественных институтов и общества в целом. Но, как убедительно доказал в 1990 г. социолог Джозеф Овертон (1960–2003) в своей «теории окон», это совершенно не так. Оказывается, существует целая технология разрушения общественных институтов и легализации морально недопустимых идей. А проделать-то нужно всего-навсего 5 шагов! 1-й шаг. От немыслимого до радикального Неким человеком, группой лиц или организацией предлагается для обсуждения, скажем, в академических кругах, совершенно табуированная тема. Например, педофилия . 2-й шаг. От радикального до приемлемого Параллельно с обсуждением возникает или дает о себе знать партия педофилов, как это было в Голландии. И вот уже СМИ тиражируют эту новость в своих изданиях. Табу снято. При этом педофилов начинают сравнивать с другими радикалами, например, неонацистами. Возникает градация серого. Педофилы страшны, но уже стали реальностью. Они уже часть общества. Главное на этом этапе – эвфемизм. Нужно ввести в оборот новый политкорректный термин. Не содомиты, а «геи», не людоеды, а «антропофаги», не педофилы, а «детолюбы». 3-й шаг. От приемлемого до разумного Поднимается тема любви. «Вы ведь любите своих детей, почему другие не могут любить ваших детей? А если эта любовь взаимная? Люди должны иметь право на счастье. Разумно ли им бороться за свои права? Конечно, да!» В это время американские ученые признают педофилию нормой. 4-й шаг. От разумного до популярного

http://pravoslavie.ru/67684.html

Скачать epub pdf Беседа 22: О борьбе за пребывание умом в Боге 151 Страсть имеет свой образ. Борьба за несосложение ума с помыслом творческой молитвою. Опасность плотских помыслов. Держать ум в Боге можно только силою Самого Бога. Приход Бога как освобождение от рабства материи. Методы борьбы за вырывание ума у помысла. Надо, чтобы сам Бог пришел к нам. Трагедия мира – грех самообожения. Обожение через пребывание умом в Любви Божией. Когда мы говорили о том, как можно победить отдельный помысел, который нападает на нас, пленяет ум, оскверняет все, что в нас, внутри, это было слово только о деталях нашего общего подвига. Я хотел бы найти самую простую формулу для того, чтобы выяснить с вами этот глубокий и чрезвычайно важный для нас вопрос. Получается так: когда мы теоретически излагаем что-либо, то это кажется так просто и так ясно. Но в действительной жизни нашей это совсем не просто. И надо всю жизнь свою пребыть в аскетическом напряжении и, прежде всего, в умном трезвении и в умной молитве. После падения и «вы-падения» Адама из мира Божественного в мир тварный всякая страсть имеет свой образ. И когда нас пленяет какой-нибудь отдельный помысл, мы переходим к мышлению о том, как бороться со всеми страстями, вместе взятыми. Я уже говорил вам о принципе: не отдать ума, когда страсть какая-нибудь прилагается к нам и влечет на грех . Монах должен научиться управлять своим умом и постоянно смотреть – где он, наш ум. Если ум в страстных образах, то это оскверняет всего человека: и ум, и душу, и даже тело. И наоборот, когда ум наш, уязвленный по благодати свыше любовию Христовою, влечется туда, где Он, Христос, тогда происходит обратное: ум наш и все существо наше освящается, возвышается, приближается к Богу и с годами становится способным так освоиться с Богом, что и день и ночь – всегда человек умом пребывает в Боге. При этом есть одна тонкая деталь: никакая страсть не может в нас действовать, если наш ум свободен и не в образах этой страсти. Только тогда приобретает силу над нами страстный помысел, когда мы умом нашим соприкасаемся с образами страстей и живем ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010