Закрыть itemscope itemtype="" > «Возвращение слов в песню» Размышление над фильмом «Таинственная страсть» (режиссёр В. Фурман, 2016 г.) 16.02.2017 897 Время на чтение 6 минут Очень часто, читая талантливую книгу или, как в данном случае, смотря талантливый фильм, а фильм Влада Фурмана я считаю именно таким, мне видится борьба между автором и... его талантом. Я люблю в таких случаях вспоминать слова Александра Сергеевича: «Пока не требует поэта к священной жертве... меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он»... Я совершенно не считаю это только красивой фразой. Занимаясь психологией художественной литературы и поэзии, мне не раз приходилось наблюдать разрыв между уровнем творческого проявления таланта в произведении и уровнем способностей рассудка писателя. Поэтому при прочтении действительно талантливых книг может возникать ощущение двойственного подтекста, практически внутреннего конфликта смыслов в книге или её части. Особенно часто я наблюдал это в творчестве Льва Толстого, который искренне пытался навязать своё мнение своему таланту вместо того, чтобы последовать за ним. Но это отдельный огромный разговор. После просмотра фильма «Таинственная страсть» у меня возникло впечатление, что талант режиссёра не дал ему осуществить свой перво-замысел по возвеличиванию шестидесятников. Если таковой был. А может подозрение об этом замысле родилось у меня после знакомства с критикой сериала Владимира Николаевича Крупина . Правда, сразу оговоримся, это критика не столько сериала, сколько отношения к шестидесятникам и их времени у определённой части населения, превозносящей их. Да и не смотрел, по его собственному признанию, Владимир Николаевич этот фильм, а зря. Пора бы нам уже прекратить осуждать то, что мы не читали или не смотрели. Ведь чего-чего, а возвеличивания поэтов-шестидесятников в фильме нет. Зато есть демонстрация человеческой слабости (кое-кто из моих менее сдержанных друзей назвал это человеческое качество - «ублюдочностью», ну что ж, если не работать над слабостями, не бороться с потаканием своим страстям, то всё к этому и приходит). И продемонстрирована эта человеческая слабость очень талантливой игрой актёров, соединённой замечательной режиссёрской и операторской работой.

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/17/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Неоельцинизм во внешней политике 17.12.2010 564 Время на чтение 7 минут Любой, имеющий опыт вождения, знает, как трудно, попав в колею на разбитой или заснеженной дороге, из нее выбраться. Судя по всему в аналогичную колею под названием «перезагрузка» угодила нынешняя кремлевская администрация. И виной тому развернувшаяся внутриполитическая борьба в России. В ЗАЛОЖНИКАХ У ПЕРЕЗАГРУЗКИ Почему хорошее дело улучшения отношения с Западом у нас почти всегда заканчивается потерей лица? Почему Соединенным Штатам кнопка переза­грузки не мешает пачками вылавливать российских «шпионов», по-гангстерски вывозить из Таиланда наших граждан и как ни в чем не бывало планировать кольцо ПРО вокруг России, а российские политики, подержав ту же кнопку в руках, словно забывают, какой стране служат и готовы выворачиваться наизнанку перед всем миром? Можно, конечно, объяснить этот феномен низкой исторической культурой наших политиков, продолжающих грезить «общеевропейскими домами», «цивилизованными сообществами» и прочими сказками о единых простран­ствах, однако это будет полуправдой. Вся правда раскроется, если мы разбе­ремся, в чьих конкретно интересах нынешняя внешняя политика России? Для этого зададимся вопросом, что делать президенту, которого назна­чили править страной года этак на четыре, приблизительно с таким напутствием: дерзай, если покажешь себя, сделаешь что-нибудь путное, может быть и останешься на второй срок, если нет - вернется мускулистый и сильный. Оглянулся вновь назначенный президент и прослезился: вокруг коррупция, преступность, межнациональные проблемы... Где тут себя проявишь? Тут не проявлять себя, тут жизнь положить надо. С коррупцией начал было бороться, но быстро понял, что она не где-то там за долами, за морями, а в соседних кабинетах. Да, и с харизматическими качествами проблема. Нет, это задача для Петра I, Столыпина, Пожарского... Однако ответ, что делать, нашелся. Запад! Вот опора для всех честолюбивых либеральных российских политиков, не имеющих серьезной опоры в самой России. Последний пример по времени - Ельцин; но можно вспомнить и про смутное время, и про Курбского, и про политиков времен Александра Невского... Не все исторические аналогии годятся для данного случая, но пример с Ельциным, думается, в точку! Зажатый оппози­цией в своей стране, имеющий мизерный рейтинг он шел на беспрецедентные геополитические уступки ради поддержки западных лидеров. Министра Козырева мы еще долго будем вспоминать.

http://ruskline.ru/analitika/2010/12/18/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Хроника одного трибунала Первое в советской истории публичное судилище над духовенством провели в 1918 году саратовские большевики 22.10.2009 432 Время на чтение 10 минут Почти сразу после прихода к власти в октябре 1917 года большевики приступили к реализации своей антирелигиозной политики. Говоря о первых декретах как ее составляющей части, в том числе о самом известном из них - январском декрете " Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви " (он же - декрет " О свободе совести, церковных и религиозных обществах " ), необходимо понимать, что самым важным проявлением антирелигиозной настроенности новых властей являлось все же не " законотворчество " , а физическая борьба с духовенством, верующими и вообще всеми несогласными. Методы красного террора Уже в самом начале 1918 года в советской России началось формирование системы революционных трибуналов, которые должны были судить " врагов революции " , опираясь не столько на большевистские декреты и принятую в 1918 году Конституцию, сколько на классовые понятия и партийные директивы. Несмотря на наличие трибуналов, большая часть людей, погибших за веру в первый год властвования большевиков, были убиты во внесудебном порядке. Их уничтожила либо ЧК, либо Красная армия, либо откровенные уголовники, выдававшие себя за власть на местах. Скоро в недрах складывавшегося государственного аппарата созрело понимание того, что одними убийствами без суда и следствия бороться с Церковью невозможно. Не могли повлиять на массовое сознание и закрытые, недоступные для широкой публики судебные разбирательства. Нужно было создать видимость народного, пролетарского " правосудия " , выносящего суровые приговоры " контрреволюционерам в рясах " . Однако если даже такое понимание и возникало, осуществить его на практике было не так-то просто. Следственные комиссии созданных на местах трибуналов с первого дня своей работы стали собирать материал для обвинения священников в антисоветских деяниях. Но такого материала либо было недостаточно, либо инициативу ведения подобных дел перехватывали чекисты - как в случае с московским трибуналом, когда крупное дело по обвинению известного проповедника и миссионера протоиерея Иоанна Восторгова до суда доведено не было и он вместе с другими страдальцами был расстрелян в первый день красного террора, 5 сентября 1918 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

К еретикам с любовью? Мы знаем, что в нашей стране большинство ее граждан – крещенные в Православие люди. Но можно ли сказать, что каждый из этих 60, 70 или 80 процентов россиян является христианином? Безусловно, нет, потому что если бы это было так, то жизнь нашей страны складывалась бы совершенно иначе. Мы удивляемся, видя подчас в истории Церкви, да и в современной реальности, действия со стороны верующих людей, совершенно от христианства далекие. Помню, когда я только начинал вести церковную жизнь и многое узнавал о христианстве, меня совершенно потрясли некоторые эпизоды из отечественной церковной истории. В Православной Церкви не было инквизиции, но даже если взять, например, произошедшую при патриархе Никоне трагедию раскола, то станет очень больно: очевидно, что всё это было хоть и закономерным, но недоразумением, которое можно было уврачевать, – и наверное, здесь не хватало христианской любви с обеих сторон. Или такой сравнительно недавний – начала ХХ века – эпизод, как борьба с ересью имяславия . Это было некое течение среди монашествующих Святой Горы Афон, которые не совсем правильно понимали и свой, и чужой молитвенный опыт: для них имя Божие было как бы Самим Богом. Когда в России было принято решение с этим течением бороться, к Святой Горе подошел наш военный корабль и даже произвел залп в сторону полуострова. И многим тогда казалось, что это совершенно нормальные меры для борьбы за чистоту веры. Потом эти монахи были выдворены с Афона – и, конечно, для них это стало страшной трагедией. А самое главное – в решении этого, безусловно, важного церковного вопроса опять-таки совершенно очевидно не хватало любви: о ней будто забыли, и совсем другое вышло на первый план. Я говорю об этом не затем, чтобы судить историю. Но у нас должно быть достаточно мудрости, чтобы, имея в виду и этот опыт, смотреть на нашу сегодняшнюю жизнь. Может ли человек, пришедший в Церковь и прочитавший Евангелие, поступать совершенно не по Евангелию? Может, в том числе и даже если он носит священный сан. Проблема нехватки любви касается и Церкви. Но самое главное, с чем сталкивается человек, всерьез решивший по Евангелию жить, – это, конечно, точно такая же нехватка любви в нем самом. И здесь самое время не удивляться, не ужасаться прочитанному в учебнике по истории Церкви или увиденному в интернете, а разобраться во внутренних причинах.

http://pravoslavie.ru/108335.html

Кто продвигает нестабильность? 10 января 2015 г. 12:02 Очередной выпуск авторской передачи председателя  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества   протоиерея Всеволода Чаплина  «Комментарий недели» вышел в эфир на  телеканале «Союз»  3 января 2015 года. Возлюбленные о Господе братья и сестры, поздравляю вас с наступившим новолетием, с преддверием Рождества Христова — с днями, которые используются обычно людьми, чтобы разделять общение друг с другом, готовиться к великому христианскому празднику, вспоминать прошедший год, думать о том, что следует сделать в уже начавшемся 2015 году. Впрочем, тему сегодня хотелось бы поднять не совсем праздничную. Эта тема волнует многих людей как в России, так и в других странах постсоветского пространства, особенно в таких странах как Казахстан, Азербайджан, государства Центральной Азии. За последнее время люди, которые прикрываются исламом и исповедуют экстремистские идеологии, стали достаточно серьезной угрозой стабильности многих стран нашего общего пространства — общего в культурном смысле, в языковом, в смысле единства нашей истории. Речь идет о государствах, в полном смысле независимых, но чувствующих во многом свое родство и общность с Россией, с Украиной, Белоруссией. Надо отметить, что российский, украинский, белорусский, молдавский народы также чувствуют свою общность с этими странами. Россия в Центральной Азии и на Кавказе сегодня воспринимается уважительно — не в последнюю очередь потому, что эта страна в течение долгого времени вносила достаточно серьезный вклад в экономику стран Центральной Азии, Азербайджана и Казахстана; вместе происходила борьба с неприятелем в годы Великой Отечественной Войны. Нас очень многое роднит. Сегодня наши народы переплетены. Люди из Азербайджана, Казахстана, Центральной Азии работают в России. Русские люди живут в перечисленных странах в том или ином количестве. Значит, у нас есть действительно высокая степень близости. Угроза для упомянутых государств достаточно очевидна. Есть люди, которые находятся отчасти в самих этих странах, отчасти за их пределами и считают, что нужно бороться за смену власти в этих странах, за то, чтобы там установился некий отличный от нынешнего режим.

http://patriarchia.ru/db/text/3921631.ht...

Не суди другого за то, что он грешит не так, как ты Три призыва этого Великого поста 27 февраля, 2017 Три призыва этого Великого поста «Этим постом попробуем следить за собой более внимательно…» — советует епископ Обуховский Иона. Что мы должны в себе увидеть, и как именно это сделать — попробуем разобраться, чтобы ответить на три призыва Великого поста. Бороть грех, пока он ещё «немощный младенец» К этому дню Церковь подводила нас несколько недель. В том числе, удивительным песнопением, которое исполнялось на Всенощном бдении, и мне очень жаль тех, кто, не приходя на вечернюю службу, его не слышал и таким образом сознательно обделил себя. Это «На реках Вавилонских» — один из псалмов царя Давида, в котором он описывает состояние евреев, уведенных из Израиля в вавилонский плен. Там, в печали, сидя на берегах рек, они со скорбью воспевали тот Иерусалим, которого лишились, с болью вспоминали свое Отечество. Песнопение заканчивается призывом: «Дщи Вавилоня окаянная… Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень». Наверняка у тех, кто слышал эти слова, возникал вопрос: почему блаженны те, кто разбивает о камень младенцев? Святые отцы толкуют этот псалом так: Иерусалим – это наше небесное отечество, это Рай, которого когда-то лишил себя Адам, и которого лишены все мы, потомки Адама. Вавилон – символ греха. Вавилонские младенцы – символ греха в зародыше. В Великий пост Церковь вновь и вновь призывает нас к борьбе с грехом. Но эта борьба весьма сложна: преодолевать грех, когда он уже овладел нами, крайне тяжело и зачастую бывает невозможно. Если он уже пленил наше сердце, война с ним может продолжаться до самого последнего дня нашей жизни. Поэтому Церковь призывает разбивать о камень веры грех в самом его зародыше — пока он еще слабый и немощный «младенец». Только когда научимся отсекать страсти на уровне помыслов, мы сможем вернуться в наше небесное отечество. Поэтому этим постом попробуем следить за собой более внимательно. Будем контролировать себя: если только возникают греховные мысли – осуждения, гнева, раздражения и других страстей, постараемся всеми силами давить их – молитвой, переключением на благие помыслы, призывая в помощь Благодать Божию.

http://pravmir.ru/ne-sudi-drugogo-za-to-...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Симеон Афонский, О борьбе        О борьбе    Симеон Афонский (публикуется впервые) Святая гора Афон            Бороться хотя бы с одним человеком, считая его своим врагом – значит, стать злее своего врага.      Бороться с врагами Православия – значит самому стать его врагом и врагом Евангелия.      Никогда еще не было так, чтобы тот, кто боролся с людьми или нациями за свою веру, стал добрым и смиренным.      За веру не борются – борются за святость и чистоту сердца, если вера истинна – она сумеет постоять за себя.      Рядом с тем, кто борется за святость, стоит Христос, рядом с тем, кто борется за веру – диавол.      Самая лучшая борьба – стяжать святость и обрести во Христе чистоту сердца и смирение – именно такая вера сокрушает всех врагов и остается во веки непобедимой для любых происков и злоухищрений. Комментарии Всего комментариев: 15 2016/07/12, 21:19:30 Уважаемый, Борис Подолинский! Вы затронули очень важный вопрос, вопрос покаяния. Скорее всего, вы тоже родились и выросли в СССР. Уникальном государстве, занимавшем 1/6 часть суши, где на протяжении почти века торжествовало безбожие. Безбожие было идеологией насильственно насаждавшейся и в странах-сателлитах. Тогда вы знаете, что в 20 веке к началу страшной войны в огромной стране оставалось около 200 приходов РПЦ, сотни тысяч искренне верующих и почти все духовенство было подвержено гонениям, не имевшим аналогов в человеческой истории. Не случись страшной войны, богоборческая власть довела бы дело уничтожения церкви и веры до конца в ближайшее десятилетие. Война " спутала карты " , но и последующие поколения росли без Бога, а тот церковный " ренессанс " , который мы наблюдаем в стране с конца 80-х, это причудливая диалектика мышления, сформированного у целого народа в советскую эпоху. Разрыв с прошлым столь велик, что едва ли может быть полноценно восстановлен. Самое простое решение для воспаленного безбожием " коллективного ума " - поиски врагов вокруг и по всему свету. Сама мысль о покаянии перед Богом за содеянное в 20 веке, да и ранее: такие бедствия не приходят просто так, покаяние за атеизм, пионерию, комсомол, взорванные храмы, глумление над иконами, не была востребована, когда формально советская власть рухнула. " духовное возрождение " оказалось прежде всего внешним. Строительство, показное благолепие церквей и монастырей.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=18&iid=898

О некоторых гонимых «измах» Содержание Психологизм Эмоционализм Сентиментализм Рационализм Что значат эти измы?     Каждая эпоха имеет свои лозунги, свои любимые словечки. Борьба идей и стилей, ведущаяся тяжелыми, регулярными армиями ученых, критиков, философов, богословов, заостряется в нескольких крылатых формулах, – употребляемых одними, как оружие, другими, как знамя. Легкая кавалерия публицистов пользуется почти исключительно этим оружием, которое для широких масс кристаллизует духовное содержание века. Изменчива судьба слов; некоторые из них способны навести на элегическое раздумье не хуже похвальных надписей на гробницах древних, некогда славных, но ныне угасших фамилий. Символы, которые для наших дедов были знаком совершенства, бросаются нами для выражения презрения. Мы убиваем словом, которое некогда было увенчивающим лавром: так Локки убивает Бальдура веткой омелы. Давно ли говорили о чувствительности, как о высоком строе души? В следующем  поколении таким патентом на культурное благородство служило слово «позитивизм». Можно ли придумать что-нибудь более компрометирующее, чем эти титулы в наши дни? «Идеализм» и «реализм» по очереди, в вечной смене боевого счастья, то поднимаются, то падают на весах культуры. Я говорю об этом не от усталости душевной, не для того, чтобы вывести из этой неустойчивости оценок урок релятивизма или иронии. Я убежден, что лежащая за поверхностью словесно-литературной борьбы человеческая драма истории полна глубокого  смысла, хотя и трудно уловимого. Изучение судьбы слов, в которых эпоха выражает себя, дает ключ к ее глубине, невыразимой в слове. Я хотел бы предложить взиманию читателя несколько крылатых словечек нашего времени, чтобы за ними уловить дух «времени». Не только для того, чтобы узнать его, но и для того, чтобы с ним бороться. Почему я выбираю не положительные, а отрицательные лозунги века? Потому, что наше время лучше находит себя в отрицании старых, чем в утверждении новых ценностей. В борьбе со старым объединяются чуть ли не все; в поисках нового  начинается разброд. Конечно, можно было бы найти несколько слов, в которых новое поколение пробует утверждать свой идеал жизни: порядок, единство, собранность, дисциплина, строительство, конструктивность... Но ни одно из них не приобрело священного  смысла знамени, за которое борются и умирают. Умирают за революцию, за нацию, за Церковь , за вождя. Но все эти идеалы разделяют, а не соединяют. Объединяющие  врагов боевые или практические добродетели еще не получили освящающих имен. Зато в общей ненависти к отходящему веку все различая исчезают. Атеист-комсомолец и православный фашист подают друг другу руку.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

От издателя Пять месяцев тому назад мое издательство выпустило первую книгу о церковной смуте: «Возбудители раскола». За это время произошло именно то, что предсказывали лица, сохранившия каноническое подчинение Архиерейским Собору и Синоду. Церковь зарубежная была подведена под удары большевиков. Сделали это и продолжают эту работу те же самые масоны, которые разрушили Великую Российскую Монархию. Совершая эту сатанинскую работу, они вынолняют волю своего господина – дьявола. Их действиям удивляться не приходится, но, что сказать о безсознательной массе, которая, нежеланием понимать происходящее, помогает своим врагам, проделывая то же, что делала в темные годы 1916–1917, подготовляя революцию. Неужели русские в изгнании не чувствуют и не замечают, что приемы масонов в борьбе с Церковью те же, что и в их борьбе против монархии: ложь, клевета, злоба... Не оставляя надежды открыт глаза досросовестно заблуждающимся, я и решил выпустить в свет настоящий труд. Князь М. Горчаков . 14/27 сентября 1927 г. Воздвижение Креста Господня. Патриарх Тихон запрещает духовенству борьбу с большевиками Патриарх Тихон 25 сентября 1919 г. обратился к духовенству, предлагая ему прекратить борьбу с большевиками, потому что борьба эта безцельна и только умножает кровопролитие. Да кроме того, говорилось в послании, всякая власть от Бога и бороться с нею не следует. Этим посланием Патриарх Тихон нарушал волю высшей русской церковной власти – Всероссийского Церковного Собора 1917–1918 г.г. Собором было опубликовано в январе 1918 г. воззвание к «Православным Христианам», в котором грозно обличались «люди, ставшие у власти и назвавшие себя народными комиссарами», желающие сделать «поганою» Русь Святую, обратить ее «в землю антихристову 1 , в пустыню духовную, в которой смерть лучше жизни». Собор звал к борьбе. «Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание», – говорилось в том же воззвании. Церковнымь Собором установлено было общее правило, что Церковь не признает государственных законов, противоречащих канонам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

поиск:   разделы   рассылка Игумен Виталий (Уткин) Подвиг приснопамятного Патриарха Сергия (Страгородского) – в сохранении иерархического единства Церкви Источник:  Былое. История и современность Когда-то Алексей Степанович Хомяков выдумал термин " соборность " . Этот термин потом активно использовался в либерально-богословских построениях и стал лозунгом свержения иерархии в ходе епархиальных революций весны-лета 1917 года. Соборность – это совершенно не то, что " соборная Церковь " в Символе веры. Соборная – значит Кафолическая, Вселенская. Соборная Церковь – значит везде, всегда, во все времена в ее Таинствах – Один и Тот же Христос. Соборная, по сути – значит Универсальная, Христос в Церкви везде, где есть сама Церковь, где есть Евхаристия. Соборность же по Хомякову предполагает некое равенство мирян, пресвитеров и архиереев, размывает и, по сути, упраздняет первичность иерархии в Церкви. Два протопресвитера – Николай Афанасьев и Александр Шмеман – присовокупили сюда евхаристическую экклезиологию, провозгласив первичность общины в качестве, по факту, грубо говоря, источника Евхаристии. Все эти теоретические построения наложились на историческое доминирование пресвитеров в жизни Русской Церкви, их стремление к эмансипации, обособлению от архипастырей. У нас протопопы даже храмы освящали. Огромные епархии просто не охватывались реально властью архипастыря. Достаточно вспомнить всевластные духовные консистории в епархиях, коллегии пресвитеров, решавшие все вопросы жизни епархий. С ними предпочитали не связываться архиереи, пребывавшие в 19 веке на кафедрах от силы года по три и большую часть времени посвящавшие простому объезду своей епархии. Вся борьба " за соборность " с середины 19 века была борьбой за полноту власти настоятеля над приходом, полную его административную и финансовую независимость от архиерея. Плодом такой борьбы во многом стали советские расстрельные рвы. Ведь нельзя безнаказанно бороться против основы церковной жизни. За такую борьбу приходится духовно отвечать, в том числе – и своей жизнью.

http://religare.ru/2_113093.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010