Скачать epub pdf О первейшей заповеди и подвиге любви 191 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Один из книжников, видя, что Господь Иисус Христос хорошо отвечал саддукеям на их вопросы, и желая испытать Его, подошел и спросил, какая первая из всех заповедей? Иисус же отвеща ему: яко первейши всех заповедий: слыши, Израилю, Господь Бог ваш Господь един есть ( Мк. 12, 29 ). Эта древняя заповедь, данная евреям через пророка Моисея, до сих пор повторяется сынами Израиля по плоти с благоговением и религиозным энтузиазмом. По-еврейски слова слыши, Израилю звучат как «шма, Исраэль». Но понимают ли иудеи значение этой заповеди? Если бы они это понимали, то должны были бы последовать за Христом. Ныне мы являемся чадами новозаветной Церкви, нового Израиля, истинного духовного Израиля, и эти слова обращены к нам. Однако и мы понимаем ли их как должно? Даже самые первые слова этой возвышеннейшей заповеди остаются для нас неясными, мы толкуем их буквально, а значит, поверхностно. Мы воспринимаем слова слыши, Израилю как обращение к собственно израильскому народу. Но вспомним: когда было дано патриарху Иакову имя Израиль? Тогда, когда он боролся с Богом и сказал Ему: Не отпущу Тебя, пока не благословишь ( Быт. 32, 26 ). Отныне, – ответил Господь, – имя тебе будет не Иаков, а Израиль, потому что ты боролся с Богом, потому что ты зрел Бога (см. Быт. 32, 28 ). Патриарх Иаков ушел из родного дома с одним посохом, имея при себе только благословение своего отца, праведного Исаака. Спустя много лет он возвращался с детьми и имуществом в землю обетованную. Промыслительно случилось так, что он отправил спутников вперед и остался на берегу реки Иавок один. Именно тогда он и познал общение с Богом, тогда и получил имя Израиль. Столь великое благо было даровано Иакову, находившемуся в уединении, – это является для нас образом того, как нужно дерзновенно «бороться» с Богом и удерживать Его в своей молитве, пока Он нас не благословит. Это действительно борьба, потому что по нашим грехам мы недостойны общения с Богом, недостойны прикасаться к Нему своим нечистым умом. Но мы дерзаем, боремся с Ним, удерживаем Его в молитве. И Бог благоволит к нам за наше дерзновение, благословляет нас и делает нас истинными израильтянами, то есть людьми зрящими Бога. К человеку, который зрит Бога (зрит в прямом смысле слова: то есть видит Бога умом яснее, чем, например, вещественные предметы телесными очами), и обращены слова: Слыши, Израилю. И только такой человек может постичь значение этих слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Слово в день Усекновения главы Святого Иоанн Крестителя. О стыде и стыдливости. Есть стыд наводяй грех , и есть стыд слава и благодать. ( Сир. 4, 25 ). Это изречение древнего библейского мудреца разъясняет нам одну нравственную черту, выразившуюся в обстоятельствах мученической кончины святого Иоанна Крестителя. Стыд Ирода сознаться пред своими придворными в безрассудности клятвы, данной угодившей ему танцовщице – исполнить всякую ее просьбу, довел его до преступного повеления предать смерти величайшего праведника, против собственного его убеждения. Это внутреннее его убеждение в невинности и благотворном влиянии св. Иоанна на его собственную загрубевшую в преступлениях душу возбуждало в нем смущение и стыд пред самим собою. Но в порочном его сердце проблеск стыда истинного пред своею совестью был подавлен стыдом ложным перед людьми. Для выхода из затруднительного положения путем сознания в безрассудстве данной клятвы и раскаяния, у него не достало честности и мужества, – и преступление совершено. Так есть один стыд наводяй грех , и есть другой стыд слава и благодать. Конечно, не без особенной цели св. Евангелистом Марком с такою ясностью раскрыта в печальном опыте эта борьба между стыдом ложным и истинным, и эта несчастная победа первого над последним. Цель эта, – общая всем евангельским повествованиям, – преподать нравственный урок верующим на все времена. А этот урок о внимании к стыду истинному и о хранении себя от стыда ложного особенно нужен христианам нашего времени. Нет надобности много объяснять, какую страшную силу получил в наше время стыд ложный, т. е. стыд перед людьми и их мнением, становящийся на место стыда истинного пред Богом и совестью. Возобладали в ученом мире враждебный христианству учения, нельзя не следовать им, или по крайней мере неудобно бороться с ними: стыдно показаться врагом современного просвещения; хотя с чужого голоса, хотя наобум, а надобно повторять современные так называемые либеральные мысли. Вводятся обычаи, разрушающие нравственный порядок церковной и семейной жизни, – нельзя не следовать им, хотя совесть и восстает против них: стыдно идти против общего направления века, когда все так восхваляют современные усовершенствования во всех родах жизни – частной и общественной.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Слово митрополита Варсонофия на собрании игуменов и игумений монастырей ноября 2022 Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на отчётном собрании игуменов и игумений монастырей Санкт-Петербургской епархии (1 ноября 2022 г., 11:00, кабинет правящего архиерея) Ваше Преосвященство, досточтимые отцы игумены, матушки игумении, дорогие старшие сёстры монашеских общин! Сердечно приветствую вас на отчетном собрании игуменов и игумений обителей епархии, которое в таком составе проходит во второй раз. Прошлая встреча была два года назад. Прежде всего хочу вам представить и.о. наместника Троице-Сергиевой пустыни - игумена Варлаама (Переверзева). Его кандидатура находится на утверждении Священного Синода. Архимандрит Николай (Парамонов) по состоянию здоровья отошёл от управления и будет заниматься духовничеством в обители. Желаю вам, отец Варлаам, трудиться не покладая рук, чтобы обитель процветала и духовно, и материально. Сегодня непросто заниматься монашеским деланием, современный мир полон вызовов, ставящих под сомнение ценности и образ жизни православного человека, особенно, если он избрал монашеский путь. Но эти вызовы могут помочь укрепить монашество в верности избранному пути, если мы будем постоянно обращать внимание на свой внутренний мир, бороться с той самой самостью, о которой говорят святые отцы-аскеты. Поэтому необходимо все принимать спокойно, как средство, чтобы стать духовно сильнее и опытнее. В сложное нынешнее время, " радуясь с радующимися и плача с плачущими " (Рим. 12,15), не следует забывать, что главное делание тех, кто ступил на путь иноческой жизни - " брань не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной " (Еф. 6,12) - то есть борьба с грехами, в первую очередь, собственными, и духовное совершенствование для стяжания благодати Святаго Духа и спасения души. Дай Бог, чтобы в обителях нашей епархии этот великий труд совершался " со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением " (Еф. 4,2).

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-mitr...

Содержание Предисловие    «Ничто столь не губительно для греха, как его обличение и осуждение, соединенное с покаянием и слезами». — Святитель Иоанн Златоуст.    Почему необходимо покаяние? Что такое грех, какова природа его происхождения? Какие добродетели помогают бороться с грехами? Как подготовиться к исповеди? — на эти и другие вопросы можно найти ответ в этой книге, составленной на основе сборника «Уроки и примеры христианской веры (под ред. прот. Г. Дьяченко)».    Дьяченко Григорий Михайлович (1850—1903) родился в Витебской губернии, в семье дьякона. В 1877 году окончил Московскую Духовную Академию, в 1885 году защитил магистерскую работу «О приготовлении рода человеческого к принятию Спасителя» и принял сан, а в 1899 — стал протоиереем. Служение проходил в Москве, в храме св. мч. Трифона, где скоро приобрел известность как талантливый писатель и проповедник.    Большинство работ отца Григория носят гомилетический (проповеднический) характер. Одна из самых популярных: «Полный годичный круг кратких поучений» — проповеди на темы Священного Писания (по церковным чтениям), которые служили ценным пособием не одному поколению пастырей. Также известны «Проповедническая энциклопедия», «Уроки и примеры христианской надежды» — опыт катехизаторской хрестоматии.    Катехизация (греч. Κατηχσις — поучение, наставление) — изучение членом церкви, либо человеком, готовящимся стать членом церкви основ христианской веры и вероучения церкви.    Катехизические поучения являются самым важным из видов проповеднической литературы, поскольку они разъясняют основы и суть вероучения. Именно эти назидательные тексты позволяют принявшим Православие приобщиться к христианскому учению и не уклониться в ересь. Если в первые века христианства катехизация предшествовала Крещению и могла занимать длительное время, то сейчас в современной России ситуация обратная — многие люди, принявшие Крещение в детстве, живут вне Церкви и, формально причисляя себя к православным, часто относятся к христианству как к некой народной традиции, переплетающейся со множеством языческих суеверий. И чаще всего это происходит по элементарному незнанию, неосведомленности в основах веры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3069...

Степени Иисусовой молитвы Три степени молитвы: устная, умная и сердечная. – О значении устной молитвы. – Пути перехода к умной молитве. – Приемы делания сердечной молитвы и действие благодати. – Мы молимся, постимся и исполняем заповеди ради вечного спасения. – Как избежать крайностей при занятии Иисусовой молитвой. – О смирении, понуждении себя и ревности к молитве. – Две причины, движущие молитву: борьба с греховными помыслами и память смертная. – Как бороться с видениями во время умной молитвы? – Можно ли молиться своими словами? Тема сегодняшней беседы – степени Иисусовой молитвы. Непрестанная покаянная молитва – сильнейшее средство в борьбе с грехом, но оттого что мы не различаем степеней молитвенного развития, у нас бывают ошибки, приводящие иногда из-за нашей неопытности к серьезным последствиям. То, что я сегодня скажу, наверное, общеизвестно, но, во-первых, повторение – мать учения, а во-вторых, кто-то, может быть, отметит для себя какую-то деталь, на которую раньше не обращал внимания. Молитва, как известно, делится на три степени: устную, умную и сердечную. Это самое первое, так сказать, элементарное деление. Святитель Игнатий (Брянчанинов) , многоопытный подвижник, справедливо разделяет устную молитву еще на два вида: на собственно устную – произносимую устами беззвучно и гласную – произносимую в голос. Скажу немного об устной молитве. Есть такие неразумные ревнители Иисусовой молитвы, которые считают, что нужно всегда молиться вслух, несмотря ни на что и ни на кого. На самом деле это, конечно, не всегда возможно. Если мы на работе или в общественном транспорте начнем вслух произносить молитву, то этим так или иначе будем либо искушать людей и смущать их, либо даже мешать молиться – например, в церкви. А вот, допустим, в монастыре на послушании читать молитву в голос полезно, особенно новоначальным, чтобы таким образом напоминать себе о необходимости молиться постоянно. Потому что если они, не имея еще ни достаточного опыта, ни достаточной благодати, будут стремиться к молитве, творимой одним умом, то в результате оставят молитву вообще. Поэтому для новоначального, если есть возможность, весьма уместно творить молитву гласную, а если нет возможности – устную, то есть творимую устами беззвучно.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

СТРАСТИ В том-то и состоит весь наш подвиг, чтобы побеждать страсти, а они многоразличны. Главных святые отцы полагают восемь (св. Кассиан, св. Нил Сорский ), а св. Иоанн Лествичник , соединяя гордость со тщеславием, считает их семь. Сии же святые отцы научают нас, как против какой страсти бороться и чем их побеждать. Читай оные показанные тебе места и принимай их себе в руководство. Но надобно знать, что все страсти от гордости нашей получают силу нас побеждать, а, напротив, смирение их низлагает. Однако бывает, по слову св. Иоанна Лествичника (в 26 Степени), и то, что от некоторых все страсти удаляются, кроме одной гордости, которая заменяет собою все прочие страсти; и потому надобно иметь осторожность, чтобы вместо плодов не принести плевел. Потому-то и нужно нам отсечение своей воли и разума, что от сего рождается смирение; да и борьба со страстьми нас смиряет (III, 54,138). …Страсти не могут нами господствовать, когда мы противляемся им и призываем на них помощь Божию. Укрепляет же на нас страсти и подает им над нами победу наше самолюбие и гордость. Против сих-то наиболее должна ты вооружиться и противляться им, тогда и другие удобно побеждены быть могут. Когда же мы падаем какою-нибудь страстью, то явно предварила оному падению гордость, по слову св. Лествичника. Посему надобно всего больше поучаться смирению… (IV, 232, 519). Внутрь лежащие страсти обнаруживаются смотрением Божиим Удивляешься, откуда берется: зависть, злость, нетерпение и все, что только можно себе представить дурное! Все это суть твои страсти, внутрь тебя лежащие, но до времени утаивающиеся; а когда чуть явится какая вина, страсть и воздвизает свою главу и шипит; тут-то и надобно на них ополчиться, не убегая вин , а сопротивляясь и укоряя себя, – также призывая помощь Божию; а Господь силен подать тебе оную… (VI, 26, 42). Точно, для истребления страсти не нужно желать, чтобы никто не трогал; но обличения полезны; а когда будешь себя укорять и смирять, то исцелишься. Конечно, причина искушению оному – гордость, ибо от нее ревность и зависть происходят (III, 165, 292).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Теперь ситуация изменилась: в ряде регионов приняты законы, ставящие под контроль миссионерскую деятельность. Но, как и прежде, основная работа по разъяснению угроз духовной стабильности России лежит на общественных деятелях. В Архангельске с недавних пор действует центр «Гражданская безопасность». О том, как сегодня ведется борьба за души людей, с его руководителем Денисом Даниловым беседуют председатель регионального отделения общероссийского движения «Народный Собор» писатель Александр Тутов и журналист Анатолий Беднов. Бороться и убеждать Денис Данилов: - В современной православной миссионерской традиции существует два основных направления в области профилактики сектантства и противостояния распространению ересей. Зародились они не сегодня, и даже не вчера. В России их можно персонифицировать. Первое направление представляет известный православный священник Олег Стеняев, второе - президент РАЦИРС (Российской ассоциации центров изучения религий и сект) профессор Александр Дворкин. Их специфика восходит к таким понятиям как миссия и контрмиссия. Миссионерский подход восходит к очень древней апостольской традиции. Он проверен временем, проникнут евангельским учением о любви и милосердии к сектанту. В то же время отношение миссионера к ереси и её внешнему выражению - сектантству бескомпромиссно. Это грех, который может привести к гибели души. В Послании к Римлянам апостол Павел пишет: «...возмездие за грех есть смерть» (Рим. 6:23). Смерть вошла в мир через грех. В свете Священного Писания, первой ересью, первым уклонением от заповеди, стал разговор жены со змеем. Символическим выражением ереси стал подлог. Центром рая, древом вожделенным, жена увидела не Древо Жизни - символ Самого Бога, а другое - Древо познания хорошего и лукавого. Следствие подлога - сам грех и совращение в него самого близкого человека. Так и с любой ересью, от «атеизма до деизма». Ересь неминуемо влечет нравственное искажение, как мышления, так и поступков человека. Пример миссионерского отношения к еретикам и сектантам мы видим Евангелии. Это путь Господа через Самарию и диалог с самарянкою. Когда ученики Христа увидели, что самаряне с небрежением относятся к Господу, то вознегодовали и подобно древнему пророку Илии, были готовы призвать гнев Божий на «нечестивцев». На это Господь ответил, кротко, но с твердостью: «Не знаете, какого вы духа...». Традиционный подход Православной веры -доверительное отношение к людям, поиск пути для заблудших. Это есть прямое следование уроку, который Христос дал нам в беседе с самарянкой. Напомню, увидев во Христе великого пророка, знающего сердце и жизнь человека, самарянка благовествовала и очень многие в той земле уверовали.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/31/...

Горе дракону! Борьба со злом совершенно естественным образом входит в круг интересов, более того — обязанностей христианина. Но вот как бороться? А главное, с чем или с кем? Это вовсе не такие простые вопросы, как представляется. И если уж говорить о представлении, то невредно посмотреть, в каком виде зло может выступать в произведениях коллективного или индивидуального словесного творчества, проще говоря — в фольклоре и в художественной литературе. 12 мая, 2010 Борьба со злом совершенно естественным образом входит в круг интересов, более того — обязанностей христианина. Но вот как бороться? А главное, с чем или с кем? Это вовсе не такие простые вопросы, как представляется. И если уж говорить о представлении, то невредно посмотреть, в каком виде зло может выступать в произведениях коллективного или индивидуального словесного творчества, проще говоря — в фольклоре и в художественной литературе. Борьба со злом совершенно естественным образом входит в круг интересов, более того — обязанностей христианина. Но вот как бороться? А главное, с чем или с кем? Это вовсе не такие простые вопросы, как представляется. И если уж говорить о представлении, то невредно посмотреть, в каком виде зло может выступать в произведениях коллективного или индивидуального словесного творчества, проще говоря — в фольклоре и в художественной литературе. Рассмотрение образов зла в литературе представляется полезным хотя бы потому, что в этом случае зло выступает в чистом, беспримесном, можно сказать, рафинированном виде. Человек может быть сколь угодно грешен, но его бессмертная душа, вложенная Творцом, хранит в себе крупицы даров Божиих — может быть, к неудовольствию его самого. А порождения человеческого творческого воображения тем и отличаются, что не созданы Богом, а сконструированы с некоторой целью; в нашем случае — чтобы показать зло как оно есть. Для начала поговорим об одном откровенном драконе, происходящем из осетинского фольклора. Откровенен он не в том смысле, что говорит правду — напротив, врет без зазрения совести, которой у него нет, как и всякий злодей, — а в том, что на его примере проявлен некий внутренний механизм злодейской сущности. Герой-драконоборец вступает в бой с этим драконом и мечом пригвождает его к земле. Далее стоит процитировать дословно: «Дракон извивался и орал, что мир погибает». На героя это не подействовало, дракона он изничтожил. Но каково самомнение, каков накал эгоцентризма, каков масштаб искажения действительности! Какова, наконец, демагогия!

http://pravmir.ru/gore-drakonu/

Рабоче-христианское Как быть, как бороться с этим, когда суета и на самом деле вездесуща? 11 ноября, 2014 Как быть, как бороться с этим, когда суета и на самом деле вездесуща? Трудно назвать что-то настолько разрушительное для внутреннего мира христианина, как суета и то смятение, в которое, словно в какую-то страшную, гибельную воронку она то и дело нас вовлекает. Точнее, нет — не вовлекает, нет у нее такой силы и власти. Вовлекаемся мы сами, по вполне свободному, хотя и далеко не всегда по-настоящему осознанному выбору. Преподобный Исаак Сирин называет смятение «колесницей диавола», ибо именно посредством смятения врывается он в душу человека, в его жизнь и рушит в ней все, что только успевает, обнуляя уже, казалось бы, исполненное, отбрасывая далеко назад, помрачая и опустошая. И не удивительно: борьба со страстями требует внимания, требует концентрации душевных сил, невозможна без постоянной (насколько это удается) обращенности ума и сердца к Богу. А когда мы даем суете — по важному или же, наоборот, какому-то мелкому, ничего практически не значащему поводу — захватить нас, когда мы приходим в смятение и в состоянии смятения живем, действуем, говорим, мыслим и чувствуем, то где тут место вниманию, откуда взяться концентрации, как молиться? Тут и происходят все преткновения, все падения, тут и совершаются наиболее серьезные, трудно поддающиеся порой исправлению ошибки. Тут мы и растрачиваем, теряем тот мир, то тепло, тот покой, которыми наделила нас благодать. И остаемся фактически ни с чем, с единственным очередной раз подтвержденным знанием своей никчемности, никуда не годности, ни на что не способности. Что, может быть, и не так уж плохо, поскольку способно привести нас в конце концов к самому важному — смирению. Способно… Если и оно, знание это, не окажется совершенно поглощено суетой. Как быть, как бороться с этим, когда суета и на самом деле вездесуща? Мы постоянно находимся в потоке ни на минуту не прекращающихся попечений, требующих нашего внешнего и внутреннего участия дел, постоянно же происходит и что-то, нами не запланированное, не предусмотренное, выбивающее нас своей неожиданностью из колеи, расстраивающее, возмущающее, заставляющее то гневаться, то недоумевать, то унывать. Как тут не теряться, не спотыкаться, не сбиваться раз за разом с пути?

http://pravmir.ru/raboche-hristianskoe/

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» Пестов Н.Е. Православное воспитание детей " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 61  голос:  3.9 из  5) Оглавление Духовная жизнь находящихся в миру христиан идет в трудной обстановке, полной соблазнов, нехристианских обычаев, вдалеке от носителей Духа Божия, уединившихся от мира. Борьба трудна еще потому, что семейный христианин должен духовно бороться не только за себя, но и за свою семью — супругу и детей. В отношении последних он несет ответственность — все ли возможное он сделал для того, чтобы направить их по пути к Царствию Божию. Предисловие Се аз и дети, которых дал Мне Бог. Евр.2:13 Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева. Пс.126:3 Духовная жизнь находящихся в миру христиан идет в трудной обстановке, полной соблазнов, нехристианских обычаев, вдалеке от носителей Духа Божия, уединившихся от мира. Борьба трудна еще потому, что семейный христианин должен духовно бороться не только за себя, но и за свою семью — супругу и детей. В отношении последних он несет ответственность — все ли возможное он сделал для того, чтобы направить их по пути к Царствию Божию. Некоторые могут думать, что вдвоем легче идти по пути ко спасению. Да, но только в том случае, если они единодушны. Тогда лишь оправдывается изречение премудрого Соломона: «Двоим лучше, нежели одному» ( Еккл.4:9 ). Но так бывает не всегда, и в жизни довольно часто можно видеть случаи, о которых говорит Господь: «Враги человеку — домашние его» ( Мф.10:36 ). Есть и еще одна особенность жизни в миру, которая для христианина делает ее более трудной, чем жизнь в монастыре. О последней повествует богатая святоотеческая литература, которая с исчерпывающей полнотой описывает путь иноков. Духовный опыт мирян, отраженный в литературе, значительно беднее. Конечно, Священное Писание и прежде всего Евангелие содержит всю полноту истины, необходимой для спасения мирян. Но истины евангельские и правильное приложение их к практике нашей жизни открываются нашим духовным очам через предание и разъяснение их св. отцами. К сожалению, приложение евангельских истин к разрешению вопросов о духовном воспитании детей освещено сравнительно слабо в духовной литературе.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010