Скачать epub pdf § I. В новой истории нет ничего более существенного и значительного, чем борьба за свободу. Во имя свободы, за ее утверждение и осуществление боролись и будут бороться самые различные группы, народности; во всех сферах жизни и творчества мотив свободы играет самую важную роль, определяя собой и задачи, и формы деятельности. Дух свободы проникает всюду, нередко разрушая сложившиеся формы жизни, но победное шествие свободы ничем не может быть остановлено. Все страхи относительно реакции, могущей подавить начало свободы, как бы ни были они обоснованы в данной исторической обстановке, не могут закрыть того основного и существенного факта, что свобода держится не на внешних установлениях, а на возросшей внутренней силе личности, на невозможности для нее жить вне свободы. Кто вырос из детства, кто вкусил самостоятельной жизни, может быть, конечно, заперт в тюрьме, но никогда не может внутренне перестать требовать свободы, перестать нуждаться в ней. Есть разные ступени свободы, есть разные ее стили, но европейское человечество, вкусившее однажды свободы, от нее никогда не откажется. Отдельные люди в той или иной фазе своей жизни могут отказываться от свободы, добровольно подчинять себя чужой воле, но фактически даже такой отказ от свободы сам является свободным, чем свобода утверждается во всей силе. Проблематика свободы однако очень сложна и запутанна. Дело стоит совершенно ясно, когда тема свободы обращена к внешним сторонам жизни, когда встает вопрос о политической свободе, об освобождении народов от чуждой власти, об освобождении от экономического рабства, от социального давления и т. п. Но если обратиться к внутренней жизни личности, к культурному творчеству, то положение представится гораздо более сложным и неясным. Я думаю, что это связано с тем, что в мотиве свободы, как он зазвучал в европейской истории, сплелось две совершенно различных темы, никакого отношения одна к другой не имеющие. С одной стороны, искание свободы и борьба за нее были выражением наступавшей духовной зрелости европейских народов, и тут есть полная параллель между историческим и индивидуальным развитием.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Скачать epub pdf ЖИЗНЬ ЗЕМНАЯ Земная жизнь – борьба между жизнью и смертью Земная жизнь есть не собственно жизнь, но непрестанная борьба между жизнью и смертью: попеременно мы уклоняемся то к той, то к другой, колеблемся между ними, оспариваемся ими. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 110, 171 ). Жизнь человеческая – непостоянное море, зыбкий воздух, неуловимое сновидение, утекающий поток, исчезающий дым, бегущая тень, воды, колеблемые волнами. И хотя буря страшна, плавание опасно, однако же мы, пловцы, беспечно спим. Страшно и свирепо море жизни, суетны надежды, надмевающие, подобно бурям. Скорби вздымаются, как волны, злоумышления скрываются, как подводные камни; враги лают, как псы; похитители окружают, как морские разбойники; приходит старость, как зима; наступает смерть, как кораблекрушение. Видишь бурю – правь искуснее, смотри, как плывешь, не затопи ладьи своей, перегрузив ее или богатством, приобретаемым неправдою, или бременем страстей. Святитель Василий Великий ( 7, 344 ). Не море ли жизнь наша и дела человеческие? И в ней много соленого и непостоянного. А ветры – это не постигающие ли нас искушения и всякие неожиданности? Об этом, кажется мне, досточудный Давид говорит: «Спаси меня. Боже, ибо воды дошли до души моей... вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня» ( Пс. 68, 2–3 ). Что же касается искушаемых, то одни, рассуждаю я, как самые легкие бездушные тела, увлекаются и нимало не противостоят напастям, потому что не имеют в себе твердости и веса, доставляемых разумом целомудренным и готовым бороться с встретившимися обстоятельствами; а другие, как камень, достойны того Камня, на Котором мы утверждены и Которому служим. Таковы все, которые, руководясь мудростью и стоя выше людей бездуховных, все переносят твердо и непоколебимо и посмеиваются над колеблющимися или жалеют о них, – посмеиваются по любомудрию, жалеют по человеколюбию. Сами же для себя вменяют в стыд будущие бедствия не считать бедствиями, но уступать победу над собою настоящим, как будто они постоянны, мудрствовать безвременно, а в случае нужды оказываться немудрыми. Это подобно тому как если бы стал считать себя отличным борцом тот, кто никогда не выходил на поприще, или искусным кормчим, кто высоко думает о своем искусстве в тихую погоду, а в бурю бросает из рук кормило ( 12, 300 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Участие Смоленской епархии в борьбе за трезвость. (Из опыта социального служения Русской Православной Церкви во второй половине XIX – начале ХХ вв.) Источник: Смоленская и Вяземская епархия Русской Православной Церкви Иеромонах Рафаил (Ивочкин) Одним из приоритетных направлений социальной работы Русской Православной Церкви была борьба с пьянством. Православие всегда считало пьянство тяжким пороком, и на протяжении всей своей истории пыталось с ним бороться. Обычно борьба велась с помощью обычных для Церкви способов – молитвой и проповедями. Духовенство рассматривало пьянство, прежде всего, как нравственное зло и для его искоренения в первую очередь старалось воздействовать на душу. Однако не всегда эти усилия увенчивались успехом, тем более что иногда указанному пороку были подвержены сами священнослужители, в основном – младшие члены причтов. В рассматриваемый период необходимость борьбы с нетрезвой жизнью начала осознаваться и в правительственных кругах. За эти десятилетия государство провело несколько компаний по борьбе с пьянством, в которых самое активное участие приняло и духовенство. В 1859 г. Святейший Синод предписал епархиальным архиереям содействовать возникавшей в городах и селах страны решимости воздерживаться от крепких напитков. В тоже время, Синод не разрешил духовенству использовать меры, не вытекающие напрямую из пастырских обязанностей священнослужителей 1 . Благое начинание подхватило духовенство Смоленской епархии. Так, 20 марта 1859 г. крестьяне прихода с. Нового Вяземского уезда (2144 чел.), воодушевленные проповедями местного священника, постановили не употреблять «хлебного вина». Нарушителей общественного приговора сход постановил наказывать – подвергать «телесному и платежному штрафам» 2 . Такое же решение приняли крестьяне с. Ярыгина указанного уезда 3 . Однако подобные постановления крестьян противоречили циркуляру Министерства Внутренних Дел «О воспрещении принудительных мер к сохранению трезвости и воздержания». Распоряжение министра не запрещало составлять приговоры к организации обществ трезвости, но не дозволяло определять штрафов и наказаний за нарушение определений организуемых обществ. Полиция получила указание о недопущении в ее работе «ни притязаний, ни послабления» 4 . Это привело к тому, что благие начинания, в числе которых было возникновение на основании добровольных приговоров обществ трезвости мало-помалу прекратили свое существование. На это косвенно указывали члены Святейшего Синода, подчеркивая, что «по причинам, от духовенства не зависящим» общества трезвости бездействовали 5 .

http://pravoslavie.ru/38062.html

172. Новая порция яда отрицания Давно это было: лет двадцать назад. Ехал я из Петербурга по железной дороге; спутником моим оказался известный, теперь уже покойный, художник М. Какая-то грусть, разочарованность, почти безнадежность отражались на его усталом лице. Мы разговорились. Я, между прочим, заметил, что художники по самой профессии своей близки к духовному, идейному миру, и эта близость сама по себе может доставлять мир душе и нравственное удовлетворение. Мой собеседник как-то тяжело вздохнул и отрицательно покачал головой. Из беседы с ним для меня стало ясно, что его душа отравлена современными лженаучными бреднями, сердце опустошено, что он переживает духовное сиротство, одиночество, пустоту. Жаль было видеть человека, духовные потребности которого не заглохли благодаря художественному таланту, но и не находили себе удовлетворения. Бережно касаясь больной души, я пытался указать ему путь к Богопознанию, но он как-то безнадежно махнул рукой, сказав: “Поздно!” И – замолчал. Этот случай пришел мне на память, когда на днях я прочитал “научное письмо” почтенного Эльпе в “Новом Времени”, под заглавием: “Сорок лет в поисках за истиной”. Всему ученому миру известный наш соотечественник, профессор И. И. Мечников издал сборник своих статей, “соединенных одной общей мыслью и направленных к установлению рационального миропонимания, к выработке и уяснению основ общего воззрения на человеческую жизнь”. Так определяет смысл этого сборника сам автор. Видно, борьба света со тьмою не кончится в мире сем грешном дотоле, пока не придет Свет неприступный, чтобы окончательно сразить князя тьмы и низвергнуть его в вечную тьму кромешную. Видно, сынам света, чадам Церкви придется до скончания века бороться с той ложью, которая силится затмить учение Христово и закрыть чистую истину Божественного Откровения туманом всяческих мудрований якобы научного, да еще – положительного знания. Что такое “рациональное миропонимание?” Это попытка слепорожденного написать сочинение о художественной картине Рафаэля, попытка глухого от рождения сочинить трактат о музыке и пении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

I Я хочу, отцы и юноши, познакомить вас с современным направлением протестантской богословской науки. Это знакомство я считаю не только полезным для вас в смысле приобретения некоторого научного знания, но и необходимым с точки зрения тех задач, которые даны для вашей пастырской деятельности. Объяснимся. На нашу богоспасаемую Русь надвигаются грозные тучи с двух противоположных сторон: Востока и Запада. Такова судьба нашего дорогого отечества, что оно вынуждено всегда вести борьбу не только политическую, но и духовную на два фронта: с Востока на нас надвигается буддизм, который несут всё ближе и ближе придвигающиеся к нам огромной стеной восточные народы, а с запада бурным дыханием устремляется на нас «дух отрицания», являющий себя в самых разнообразных видах. Что для нас опаснее? Я лично склоняюсь к мысли, что большая опасность угрожает нам с Запада и вот почему: борьба с врагом всегда бывает успешнее в том случае, когда знаешь силы врага, его вооружение, расположение и проч., и, наоборот, весьма трудно бороться с врагом, который наступает на вас под всевозможными прикрытиями, а таков именно враг, угрожающий нам с запада. Он идёт на нас, то прикрываясь личиной благодетеля человечества, обещающего ему на земле чувственный рай (социалисты), то в образе смелого поборника естественных прав человека, попранных де насилием власти (поборники всевозможных свобод), то в скромной тоге учёного, отрицающего всякие авторитеты в области веры и науки и проч. На этом последнем представителе «духа отрицания» я и хочу остановить ваше внимание. Знаменитый профессор Берлинского университета, известный либеральный протестантский богослов, Отто Пфлейдерер (Otto Pfleiderer) в одном из своих многочисленных сочинений пишет: «die Arbeiten der besten und weisesten... Theologen unseres Jahrhunderts... alle in der Richtung auf das eine Ziel hin lagen. das Christentum seiner dogmatischen Hüllen und Fesseln sich entledige» 2 В настоящее время, когда немецкий религиозный рационализм вызывает к себе живой и глубокий интерес не только у русских православных богословов, но и в русском интеллигентном обществе, и составляет предмет научных исследований в православных духовных семинариях и академиях, небесполезно будет, полагаем, сказать несколько слов по поводу этого смелого, чтобы не сказать более, заявления знаменитого профессора, сгруппировав около него мнения некоторых других протестантских богословов по тому же предмету. Пусть читатель не ищет в нашей статье ничего другого, кроме кратких, совершенно объективных и чуждых всяких полемических намерений, цитат из сочинений протестантских богословов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_88504.html 05 сентября 2011 Кира Обухова Стояние на Митрофаньевском уткнулось в забор Источник:  http://www.fontanka.ru/2011/09/02/159/Фонтанка. ру Борьба против строительства АЗС на Митрофаньевском кладбище не прекращается. Защитники захоронений продолжают молитвенное стояние, инвестор твердо занял позицию " ни пяди земли не уступим " . Обе стороны уверены в своей правоте и подтверждают доводы документами. Между тем, конфликта легко могло бы и не быть – для этого следовало отнестись внимательнее к предоставлению земельного участка для строительства автозаправки и сдвинуть его на 200 метров. Молитвенное стояние на Митрофаньевском кладбище продолжается. Однако протесты защитников не помешали застройщику установить вокруг выделенного ему участка строительный забор. В помощь инвесторам, ЗАО " ПТК " , прибыла частная охранная структура, и бойцы в камуфляже вынесли вещи защитников за периметр будущего строительства. За происходящим наблюдали правоохранительные органы – причем наготове стояли сразу две " Газели " . Впрочем, представители застройщика комизма ситуации не ощущали. Наоборот, утром в городские СМИ поступило письмо от компании " ПТК " , в котором сообщалось, что " заказчиком 30.08.2011 было сделано заявление в УМВД Адмиралтейского района Санкт-Петербурга с просьбой оказания содействия в устранении нарушений, указанных в заявлении. К настоящему времени содействие оказано " . " Нас сознательно провоцируют на силовые акции, – заявил корреспонденту " Фонтанки " координатор инициативной группы защитников кладбища Александр Несмеянов. – Но мы не поддадимся. И я обещаю, что будем бороться только молитвой и молитвенным стоянием... И вообще я не понимаю, что происходит, – добавляет он. – Вчера мне по телефону вице-губернатор Роман Филимонов пообещал, что все строительные работы будут остановлены до выяснения всех обстоятельств " . Несмеянов беспокоится, что выставленный строительный забор поможет скрыть от посторонних глаз деятельность компании ПТК.

http://religare.ru/2_88504_1_21.html

XXIII. Оригинальный приём полемики. Сектантство появилось как-то сразу. Никто его не предвидел, никто не ожидал. Посему, как только сектантские агитаторы начали свою пропаганду, как только стали критиковать все установления и обряды православной церкви и осуждать жизнь духовенства и мирян, – все растерялись. Православные не знали, как им быть, что делать и какими мерами бороться с таким страшным и опасным для них врагом. Этим замешательством и воспользовались сектанты. Они, как нельзя лучше, учли благоприятный для них момент. Видя всеобщую растерянность и неподготовленность к борьбе, они нападали на нас со всех сторон, теснили дружно, энергично, не давая опомниться нам, не позволяя собраться с силами. Они хорошо знали, что, вступая в открытую борьбу с духовенством и православными людьми, они ниоткуда не встретят себе сопротивления, потому что прежде чем оказать сопротивление, нужно было познакомиться с сектантством, узнать их быт, нравы, изучить культ и вероучение. А всё это сектанты старательно укрывали от глаз православных людей, в особенности духовенства. Вот почему первое шествие сектантов было так победоносно и славно. Вот почему чуть ли не каждый сектант, едва ознакомившийся с азами сектантского катехизиса, вступал тогда в спор с православными, со священниками и громил, на чём свет стоит, всех и вся. Вот почему православные христиане становились в тупик пред таким дружным и энергичным натиском своих врагов и шаг за шагом отступали, сдавали свои боевые позиции и начинали сомневаться в истинности православия и в его превосходстве пред сектантством. Теперь же совсем не то. Теперь обстоятельства значительно изменились к лучшему. Разумеется, для нас. Теперь присмотрелись к жизни сектантов, изучили их вероучение, ознакомились с их полемическими приёмами, и потому при встречах с „религиозными отщепенцами” все чувствуют себя бодро, уверенно. Теперь никто не уклоняется от бесед. Теперь все рвутся в бой с врагами Христовой веры. И при помощи Слова Божия разят их направо и налево.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

     На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Письмо в редакцию Здравствуйте! У меня есть такая проблема — я слишком самокритичный человек и постоянно себя ругаю. Причем ругаю не только за очевидные ошибки, грехи, а практически за каждый шаг. Особенно это касается моего общения с людьми. Мне постоянно кажется, что я на кого-то не так посмотрела, что-то не так сказала, пытаюсь заранее скрупулезно проработать все предстоящие диалоги, чтобы не сказать человеку то, что в моем понимании является глупостью. Придираюсь к своему поведению по мелочам, начинаю твердить себе, какая я глупая, как можно было так посмотреть/сказать/поступить. Как научиться бороться с этим и отделять такие надуманные мелочи от настоящих ошибок? Почему так со мной происходит? Что это за искушение? Елизавета На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко Чем больше себя ругаешь, тем ближе к Богу? Человеку свойственно оценивать самого себя — свои слова, поступки, мысли. И неудивительно, что такая оценка не всегда бывает со знаком плюс, ведь ошибиться может каждый. Однако бывает так, что самооценка у людей начинает сильно «зашкаливать» в сторону негатива. Мысленное осуждение себя становится постоянным фоном, любой пустяк вроде ненароком разлитого на столе чая вызывает гневные обличительные тирады в свой же адрес. А уж если какое-то досадное недоразумение произошло на глазах у других людей, тогда вообще хочется провалиться сквозь землю, даже если твоей ошибки никто не заметил. Внутренний голос тут же начинает объяснять тебе, кто ты есть, уже не выбирая выражений и интонаций, порой переходя в откровенную брань. Такие самообличения, даже при всей их формальной правоте, исподволь отнимают уверенность в своих возможностях, лишают сил и радости. В той или иной степени с этим странным явлением знаком каждый из нас. Но объяснить его природу бывает непросто даже для людей, внимательно относящихся к своему внутреннему миру.

http://pravoslavie.ru/116187.html

     Трудно назвать что-то настолько разрушительное для внутреннего мира христианина, как суета и то смятение, в которое, словно в какую-то страшную, гибельную воронку она то и дело нас вовлекает. Точнее, нет — не вовлекает, нет у нее такой силы и власти. Вовлекаемся мы сами, по вполне свободному, хотя и далеко не всегда по-настоящему осознанному выбору. Преподобный Исаак Сирин называет смятение «колесницей диавола», ибо именно посредством смятения врывается он в душу человека, в его жизнь и рушит в ней все, что только успевает, обнуляя уже, казалось бы, исполненное, отбрасывая далеко назад, помрачая и опустошая. И не удивительно: борьба со страстями требует внимания, требует концентрации душевных сил, невозможна без постоянной (насколько это удается) обращенности ума и сердца к Богу. А когда мы даем суете — по важному или же, наоборот, какому-то мелкому, ничего практически не значащему поводу — захватить нас, когда мы приходим в смятение и в состоянии смятения живем, действуем, говорим, мыслим и чувствуем, то где тут место вниманию, откуда взяться концентрации, как молиться? Тут и происходят все преткновения, все падения, тут и совершаются наиболее серьезные, трудно поддающиеся порой исправлению ошибки. Тут мы и растрачиваем, теряем тот мир, то тепло, тот покой, которыми наделила нас благодать. И остаемся фактически ни с чем, с единственным очередной раз подтвержденным знанием своей никчемности, никуда не годности, ни на что не способности. Что, может быть, и не так уж плохо, поскольку способно привести нас в конце концов к самому важному — смирению . Способно... Если и оно, знание это, не окажется совершенно поглощено суетой. Как быть, как бороться с этим, когда суета и на самом деле вездесуща? Мы постоянно находимся в потоке ни на минуту не прекращающихся попечений, требующих нашего внешнего и внутреннего участия дел, постоянно же происходит и что-то, нами не запланированное, не предусмотренное, выбивающее нас своей неожиданностью из колеи, расстраивающее, возмущающее, заставляющее то гневаться, то недоумевать, то унывать. Как тут не теряться, не спотыкаться, не сбиваться раз за разом с пути?

http://pravoslavie.ru/75038.html

архим. Кирилл (Павлов) Чем же я могу быть вам полезен? Ответы на вопросы учащихся московских духовных школ архимандрита Кирилла (Павлова), духовника Троице-Сергиевой Лавры – Прежде всего хочу сказать вам, что для меня такие встречи – дело новое. Я впервые нахожусь в такой обстановке, встречаюсь с такими людьми, как вы. Когда я сюда шел, то сам себя спрашивал: куда я иду и что буду делать? Я, собственно, и не знаю, чем я могу быть вам полезным. Если это касается знаний, образования, то вы сами люди образованные, академики. Мы, монастырские люди, по отношению к вам, конечно, невежды, занимаемся только с простыми людьми, людьми простого сословия. Сейчас жизнь сложная и тяжелая, люди испытывают большие переживания, неприятности как в семейной, так и в духовной жизни. Поэтому приходится утешать людей, как-то их увещевать, чтобы они уповали на милость Божию... Вот, собственно, и все, чем мы занимаемся. Так чем же я могу быть вам полезен? Что делать, если чувствуешь, что во всем повинуешься греху? Подчас мы повинуемся греху, раболепствуем ему: не хотим делать, а тем не менее грех, страсти, худые наклонности, они сами по себе уже влекут на худое дело. Это объясняется растлением нашей природы. Греховность глубоко пустила в нас корни. Что делать? Только один путь – работать над собой, бороться со своими худыми наклонностями и пороками и стараться встать на путь добродетельной христианской жизни. Это должна быть борьба... Не знаю, правильно ли я изъясняюсь... Нас часто смущают помыслы тщеславия, превозношения над другими, убеждение, что ты лучше и достойнее ближних, особенно когда видишь серьезные недостатки в ком-то и какие-то добрые дела у себя. Объясните, пожалуйста, как избавиться от подобной прелести, как при усиленной работе по стяжанию добродетелей не оставаться уверенным в своей греховности. Это присуще каждому из нас. Каждый о себе думает высоко, каждый хочет считать, что он не хуже другого. Все мы заражены тщес­лавием и самовозношением. А этот недостаток очень опасный. Апостол Павел заповедал: каждый из нас должен стремиться испытывать такие же чувствования, какие были во Христе Иисусе. Он, будучи Богом, умалил, уничижил Себя, приняв образ раба. Каждый в своем сердце должен ближнего своего считать лучше себя, а себя – худшим, смиренно о себе помышлять, не превозноситься – вот чувство христианина, каким оно должно быть. Тогда уже не будет ни ревности, ни жадности, ни соперничества. Но эти чувства надо воспитывать трудом, наживать.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010