Старец всегда подчёркивал, что всё, сколько делаем, имеет цену только тогда, когда бывает по любочестивому расположению (души). Он всегда побуждал нас подвизаться по любочестию, а не ради других особых целей. Причём хотел, чтобы и вера наша утверждалась на любочестии. Говорил характерно: «Кто для веры и любви Божией ищет чудес, тот не имеет благородства. Бог , если захочет, может менее чем за две минуты сверхъестественным явлением (некое чудо, видимое всему миру) сделать всех верующими. Но так не делает, ибо некоторым образом будет принуждать самовластный выбор человека: и человек будет веровать в Бога не по любочестию и ради чрезвычайной Его доброты, но из-за сверхъестественной силы Его. Для Бога, однако, имеет цену и «меру»: чтобы человек любил Бога только и только из–за того, что Он – благ. Христос по любви к нам стал человеком, был осмеян, оплёван, заушаем, обнажён, распят, изливая кровь Свою. Всем этим ясно показывает каждому из нас, что Он – сущая любовь. И поскольку «Бог любовь есть» ( 1Ин. 4:8 ), отсюда и только, и мы должны подвизаться Его любить и верить Ему, что Он – Бог наш, «яко благ», кроме Него «другого не знаем». Если кто, видя всю эту жертву Христову и любовь Его, не верует, что Он – Бог наш, и для веры ищет чудес, тот никогда правильно не уверует и никогда правильно не полюбит. И тут Старец рассказал мне случай, происшедший с ним в детском возрасте: – Когда я был малышом и к душе моей ещё не прилипла накипь, я сильно любил Христа и, держа крест в руке, бродил полный радости по лесу, один, пел и молился, и хотел стать монахом. Но мои (родители) говорили, что прежде у тебя должна вырасти борода, и потом пойдёшь. И насмехались надо мной, малышом, говоря: если, мол, спешишь, то нужно расчёской постоянно причёсывать щёки, чтобы скорее появилась и выросла борода. Я спроста верил, поглаживая свои щёки! И когда я находился в этом состоянии, повстречался в лесу с одним односельчанином, агрономом. Я держал крест, и тот, когда увидел меня, сказал: – Что это? И я ответил:

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

В шотландских и древнеанглийских балладах любовь выражается подобными же загадками, напр.: «что длиннее дороги, глубже глубокого моря, громче громкого рога, вострее востраго терну, зеленей зеленой травы? – Любовь длиннее дороги, ад глубже глубокого моря, гром громче громкого рога, голод вострее востраго терна, зелье зеленее зеленой травы», и проч. 24 . Сметливость в разрешении трудных загадок, приписываемая преданиями Эльфам, Вилам, Валькириям и Русалкам, становится вообще достоянием эпической поэзии, которая любит определять мудрость решением загадок. Вот несколько подобных мотивов из одной древнедатской песни о герое Вонведе: «что круглее колеса? где всего веселее пьют на святки? где садится солнце, и где покоятся ноги мертвеца? чем наполняются все долины? что всего лучше украшает царский чертог? кто громче журавля и белее лебедя? у кого борода на затылке? что чернее засова? 25 и что быстрее серны? где самы широкий мост? что всего противнее глазам человека? куда всех выше дорога? и где пьют самое холодное пойло? – Солнце круглее колеса, на небе всего веселее святки, к западу садится солнце, и к востоку ложатся ноги мертвеца. Снег наполняет все долины. Человек самое благородное украшение царского чертога, гром громче журавля, и Ангел белее лебедя. У пиголицы борода на затылке, грех чернее засова, и мысль быстрее серны. По льду самый широкий мост, жаба своего противнее глазам человека, в рай самая высокая дорога, и в преисподней пьют самое холодное пойло» 26 . Любопытно обратить внимание на то, как мифологические намеки скрываются за Христианские идеи и перемешиваются с наивными воззрениями на окружающую природу. и) в Немецких преданиях лебедь – предвещающая птица; остатком этого верования в языке сохраняется глагол: es sehwant mir – предчуствуется. Следовательно, лебяжий образ Валькирий имеет символический смысл. В одной украинской песне (Макс. Укр. нар. песн. 1834, 116) белая лебедка расказывает сизоперому орлу всю щирую правдоньку о битве при Кистрине. Между древними русскими стихотворениями мы имеем драгоценную песню, под названием: Поток Михайло Иванович, служащую доказательством, что предание, выразившееся в Эдде в образе лебединых Валькирий, было туземным и на Руси, и притом в русской песне оно сохранилось первобытнее, нежели в немецком сказании, которое можно признать порчею и подновлением древнейшего мифа, сохранившегося у нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Вторым по значимости человеком в Семинаре был ленинградский филолог Владимир Пореш. Он родом из Смоленска и учился у моей мамы. Затем переехал в Питер и работал в " бане " , т.е. в Библиотеке Академии наук. С Огородниковым они познакомились при следующих обстоятельствах. Стоял Пореш на Невском проспекте: борода, длинные волосы и джинсы. Навстречу идет человек – тоже борода, тоже длинные волосы, тоже джинсы. Подходит и спрашивает Пореша: " Вы антисоветчик? " – " Да " . – " Можно у вас переночевать? " . Это был Огородников. Они с Порешем стали большими друзьями. Это Сашина черта – он умеет находить людей. Просто вот так интуитивно, по внешности? А почему нет? Сегодня труднее, но все равно православного и кришнаита вы выделите из толпы без большого усилия. А в 70-е годы ошибиться было практически невозможно... Если у Огородникова было обрывочное самообразование, то Володя получил прекрасное систематическое образование, закончил ленинградский университет, он настоящий филолог. И когда Огородников предложил издавать журнал, за это, естественно, вплотную взялись именно они – Саша и Володя. Это был второй очень важный организационный момент. Первый – дом, и второй – журнал. Журнал это уже серьезная работа, серьезная заявка. Название журналу очень быстро придумал Саша – " Община " . Многие, помню, тогда были недовольны: как-то некрасиво – " Община " , можно было назвать и поярче. А по сути это название совершенно точно отражало то, что у нас было. Это был никакой не семинар, это, конечно же, была община (просто так уж в историю наша группа вошла как " семинар Огородникова " ). Редактором журнала – помню, тогда это был великий спор – хотел быть Валера Борщев. Среди нас он был единственным профессиональным журналистом. Но Саша, конечно, не уступил ему редакторского кресла. Вернее сказать – табуретки. Никаких кресел у нас и в помине не было. Валера очень обиделся, но жизнь и время лечат любые раны. А литературной частью " Общины " ведал блестящий поэт – Олег Охапкин. В его питерской квартире мы ежегодно проводили " Гумилевские чтения " . Олег отличался от нас – он с детства воспитывался в церкви и был православным " от корня " . В юности на его религиозность сильно повлиял знаменитый астроном Николай Козырев...

http://religare.ru/2_9782.html

Письмо 152. Одному священнику, о внешних «мелочах» Вы, честный отче, считаете священнические одежды, бороду и волосы «мелочью». Вас удивляет, что священноначалие беспокоится о них. Однако далее Вы говорите о важности проведения реформы, касающейся внешности и поведения священника. Как же согласуются «мелочь» и важность реформы? Каждый друг Церкви должен спросить себя: почему офицеры царя земного не протестуют против своей униформы, не протестуют ни таможенники, ни полицейские, ни лесники, ни железнодорожники? Они носят то, что предписывает начальство, без ропота и ведут себя так, как требуют правила. Как это возможно, чтобы одни только «офицеры» Царя Небесного восставали против своей «униформы» и правил поведения? Если народ хочет видеть своего батюшку в рясе, с бородой и длинными волосами, все остальные причины не обсуждаются. Если народу неприятно видеть священника в одежде торговца со стрижкой и без бороды, такую «реформу» нужно любой ценой прекратить, как оскорбляющую благочестие народа. В таком деле, следовательно, критерием является религиозное чувство народа и его суд, а не вкусы отдельных священников. Кроме того, если борода и длинные волосы не мешают поэтам, художникам, даже партийным вождям, почему же они будут мешать священникам Христовым, духовникам и пастырям народным? Блаженный Иероним с иронией писал о священниках своего времени, любящих внешний лоск: «Мне стыдно сказать, но есть люди, принимающие священнический или диаконский сан с той целью, чтобы свободнее общаться с женщинами. Они заботятся исключительно о своем костюме, длине волос, носят драгоценные перстни с бриллиантами; ходят, едва касаясь земли, чтобы не испачкаться. Можно подумать, что это новобрачные, а не священники!». В античные времена борода была отличием философов. Однажды случилось так, что в силу появления множества философов-шарлатанов кесарь издал распоряжение обрить бороды всем философам. Эпиктет 317 , величайший философ того времени, ответил на это: «Кесарь может лишить меня головы, но не бороды!». Вот какое значение он придавал этому внешнему отличию своего звания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В нашей избе не было свету. Бабушка уплыла в город продавать землянику. Возле ворот, на бревне, вдавленном в землю, заслеженном задами, белея исподиной, сидел дедушка Илья. На плечи его наброшена старая шубенка, на ногах катанки, взблескивающие пятнами кожаных заплат. На голове ничего нету. Редко уж в прохладные вечера выползал он за ворота. Сидел неподвижно, забывая отвечать на поклоны проходивших мимо односельчан. Батога он так в руки и не брал, но курить не мог бросить, хотя у него “харчало в груди” и бабушка прятала кисет с табаком. Дед Илья услышал меня, хрустнув костями, стронулся, отодвигаясь в сторону, уступая мне, как это велось у него издавна, нагретое место. Мне захотелось прижаться к деду и поговорить о чем-нибудь. Но мы и раньше-то не больно много разговаривали, теперь и подавно. — Деда, принести тебе табаку? Я знаю, куда прячет бабушка кисет. — Не дожидаясь ответа, сбегал во двор и на лавке, под опрокинутым ведром, нашел старый, залоснившийся кисет с проношенной, пыльной подкладкой. В кисет завернуты бумага и спички. Дед резко дернулся мне навстречу, но тут же тонкий, протяжный стон пронзил старика, отбросил спиной к заплоту. Минуту-другую белел он, распятый на темных бревнах заплота, только борода его мелко-мелко подрагивала от булькающего дыха да дергалось горло. Но вот отвалила, скатилась в кости боль, дед беззубо пожевал, борода его походила сверху вниз, утвердилась на месте, и он начал свертывать цигарку. Долго он ее крутил, усердно, весь ушел в эту работу. Я ждал со спичкой наготове. Совладал дед наконец и с цигаркой. Я чиркнул спичкой, поднес огонек к бороде деда, в которой белел хоботок цигарки. Великим усилием, смирив дрожание в пальцах, дед нащупал цигаркой огонек, ткнулся в него, будто пчелка в цветок, зачмокал по-детски жадно, захлебисто замычал от сладости, и при остатнем свете гаснущей спички увидел я — он пробует мне подмигнуть и улыбнуться, взяла, мол, старая… Тут же тяжкий кашель сразил деда Илью, и долго он бился на бревне, бухая на всю улицу, отплевываясь под ноги, мучительно высвобождая из себя что-то застоявшееся, удушливое, ядовитое…

http://azbyka.ru/fiction/poslednij-poklo...

Священник отметил, что согласно Основам социальной концепции РПЦ, принцип светскости государства не должен пониматься как означающий радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, лишение их права давать оценку действиям властей. " Для верующего человека естественно стремиться устроить общество по законам Божьего царства, которые отличаются от идеалов, исповедуемых господином Прохоровым. Для верующего человека естественно стремиться оказывать нравственное и духовное влияние на общественные процессы – образование, культуру, экономику, формулирование общественных правил и так далее. Какой-либо светский документ никогда не будет для верующего человека более авторитетен, чем нормы его веры " , – сказал РИА Новости представитель РПЦ. Чаплин надеется, что в процессе диалога, который нужно вести без всяких предварительных условий, общество придет к пониманию того, что в нем существуют разные мировоззренческие группы, которые живут по разным правилам, имеют разные представления об идеальном общественном устройстве. " Несмотря на это нам нужно научиться жить вместе, приняв друг друга такими, какие мы есть " , – подытожил священник. Законы уже есть Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода со своей стороны заявил РИА Новости, что инициатива Прохорова ему кажется " несколько странной " . " Я не вижу в создании Религиозного кодекса, как это называется в его терминологии, никакой логики, никакого смысла, потому что вся законодательная база РФ достаточно подробно прописана. В первую очередь, вопросы религии и Церкви как института религии являются отделенной от государства сферой, так как официально Российская Федерация – светское государство, а во вторую очередь, это вопросы духовные, нравственные, которые очень сложно и, наверное, неправильно фиксировать как-то юридически в каких-то кодексах " , – сказал Борода. Как полагает президент ФЕОР, причиной для анализа Прохоровым этой ситуации послужил определенный накал страстей в интернете.

http://religare.ru/2_96690.html

Итак, вот мне бы тоже и хотелось бы у того же Александра Моисеевича спросить, как сегодня современный иудаизм осмысляет свою историю, потому что в предания, которые несутся через многие века, в конце концов, наслаиваются очень многие вещи, некоторые из которых, может быть, и не имело бы смысла вносить в новое тысячелетие? А.Борода : - Что такое на практике еврейский экстремизм? Это понятие несуществующее, нет понятия " еврейский экстремизм " . А.Белов : - Я сам лично знаком с людьми, которые про себя говорят: " Мы, еврейские фашисты " ... А.Борода : - Я не видел таких людей. Они вообще не должны существовать, такие люди. Я не видел и не слышал ни о каких проявлениях, нет даже очагов, зародышей этого. Второй вопрос. Вы совершенно правильно говорите, что в 17-16-й век - колоссальные противоречия, колоссальные там погромы, убийства, даже в количественном соотношении, процентном, убийств евреев было больше, чем преступлений Гитлера. И, когда писались те книги, они писались в том контексте, чтоб просто даже не перейти в ту проблему, которая может из этого выйти. Например, там говорилось, что нельзя принимать роды, потому что тебя обвинят в том, что, если что-то не то произойдёт, то это будет как ритуальное какое-то убийство, которое за собой повлечёт гибель всего населённого пункта еврейского[ 15 ]. Поэтому писалось всё крайне во взаимной ненависти друг к другу, и тексты того времени других конфессий были очень безусловны. Сейчас это не актуально. Нет никаких даже сомнений, что никакой проповеди, вообще, антагонизма, ненависти нету. То, что мы видим, вот, общаясь на межрелигиозном совете - запаха этого нет. Есть, наоборот, желание совместного... Диакон А.Кураев : - Простите, можно Вас спросить следующую вещь? Может быть, нам, православным людям, так трудно понять позицию современных иудеев потому, что у нас есть своя парадигма - мы и наши святые отцы, безусловный образец для подражания и с кем полемика для православного человека немыслима. Каковы отношения у современного иудейского богослова со своими предшественниками? Здесь другая парадигма всё-таки?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

А.Борода : - Знаете, в принципе, каждый современный раввин изучает Талмуд, хасидские книги....всё наследие, которое было от Торы до Мишны. Диакон А.Кураев : - Изучение, да, а вот мера необходимого согласия или, напротив, пространство возможного несогласия и полемики? А.Борода : - Знаете, в каждом поколении те или иные лидеры ставили те или иные векторы. Сразу скажу, что эти векторы не относятся к понятиям межнациональных отношений. В принципе, все века, если возьмём еврейскую историю, еврейское существование не было агрессивным и в большинстве случаев было подавляемым и принимало форму защиты. Исторически так складывалось. Поэтому не было такой философии как наступать и кого-то подавлять. Поэтому на этом поприще не было даже никаких указаний, советов типа " мудрецов " , как себя вести в этой ситуации, как там притеснять или подавлять людей. Была форма философского какого-то осмысления реальности, в которой мы живём и способ духовного поиска в то время. Есть указания, которые относятся, например, к сегодняшнему поколению, как евреи должны смотреть на своё существование, как они должны видеть отношение к другим конфессиям. В этом смысле могу привести пример, вклад [неразборчиво. - Ред.] в американское образование (он родился в России, а потом жил в Америке), день его рождения отмечен как день просвещения, потому что он считал, что каждый народ должен быть ближе к своей традиции, к своей религии, должен приобщаться к духовным корням, к той традиции, в которой он воспитан. И в этом есть залог морали и нравственности общества, которое будет завтра: не опираться на боевики телевидения, а опираться на какие-то духовные ценности. И в этом смысле мы являемся проповедниками того, что каждая религия должна развиваться, укрепляться. В этом смысле иудаизм не является миссионерской религией. Мы говорим, что наш адепт - это иудей по рождению, из тех, кто интересуется этим специально, мы не говорим, чтобы все вступали. И я хочу немножко пооппонировать Михаилу Веллеру, первое:... Диакон А.Кураев (перебивает ещё раз): - Вот я всё-таки сформулирую свой вопрос ещё раз так: вот, если я скажу, приведу слова, святой Кирилл Александрийский в начале V века сказал, что иудеи - это бесы во плоти. Я сегодня, православный человек, к сожалению, при всём почтении к Святому Кириллу, я с ним в этом не согласен. После этого господин Назаров скажет: " Вот эти слова Кураева - ещё один признак безнадёжной апостасии и вероотступничества Московской Патриархии " ...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

– формирования акцентированно-денигративных образов православных святых, религиозно почитаемых православными верующими, в частности – святой Марии Египетской: « С тринадцати [лет] уже можно рассказывать про Марию Египетскую. Они там – нормально так! Первая половина жизни её вообще зайдёт. Там всё серьёзно. Вторая – вряд ли» совершенно неприемлемые оценки звучали от П. Островского в адрес религиозно почитаемой православными верующими святой Марии Магдалины – в этом же ряду – издевательски-ёрническое осмеивание П. Островским священников, у которых «плохо растёт борода», – для этого П. Островский рассказывает явно сочинённую им абсурдную историю, когда на исповеди к священнику подходит бородатый юноша с ёрническим вопросом: « Что, батюшка, борода не растёт?» в принципе, подобного рода эпатирующих и создающих оскорбительный образ священника высказываний содержится очень много в выступлениях П. Островского. Сознательно создаваемый П. Островским образ православного священника во время встреч, бесед с молодёжью, зафиксированных в видеоматериалах, используется им как средство заинтересовать собеседников и других участников встреч, а также пользователей в соцсетях, привлечь и удержать их внимание, даже производя иногда явно комический эффект, существенно принижая смыслы и значение миссии и целей священнического служения; 3) высказывания, направленные на формирование крайне оскорбительного, пейоративно и дисфорически денигративного образа верующих Русской Православной Церкви, в том числе посредством: – манипулятивного метода совмещения сакрального с низменно-профанным – через умышленно-издевательское сравнение внутренних религиозных переживаний православных верующих с наркотическим опьянением от употребления конопли (цитата приведена выше) – посредством манипулятивного наклеивания системе церковных воскресных школ Русской Православной Церкви денигративных ярлыков семантики религиозного сатанизма, использования метафор со специфической семантикой (« адский ад», « нацизм» и др.): « Я очень скептично к воскресным школам отношусь, прям очень скептично. Некоторым это прям хорошо – тусовка для ребят, но некоторым это – просто адский ад» « Нацизм запрещён, поэтому воскресная школа, значит…»

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/24/...

Ст. 2. Восходит дом и Дивон на высоты в плаче над Наво, и над Медавою Моав будет вопить. Не скучай, что я иду путем истории, ибо ты сам хотел, чтобы я делал это. Подразумевается же дом царский и город Дивон, которые восходят к идолам, поставленным на местах возвышенных. Над Наво и над Медавою, знаменитыми горами, будет вопить вся область. Ибо в Наво было капище идола Хамоса, который другим именем называется Веелфегор. На всех головах его плешь, всякая борода будет обрита. У древних обритие бороды и головы было выражением печали. Следовательно этим обозначается величие печали, как и Иеремия тоже восклицает против Моава: «у каждого голова гола, и всякая борода будет обрита; у всех на руках царапины, и на всякой спине вретище» ( Иер. 68:37 ). Ст. 3. На перекрестках его препоясываются вретищем; над кровлями его и на улицах его общий вопль перейдет в рыдание. Плач будет не частный, но общее бедствие отзовется в рыданиях публичных, и не будут оставлены в домах ни матроны, ни девы, ни малый возраст детей, ни расслабленные ноги стариков; бедствия порабощения не будут разбирать ни стыдливости, ни слабости. Ст. 4. Завопит Есевон и Елеала. Это имена городов Моавитской области, из коих Есевон был некогда городом царя Амморейского, о котором тот же Иеремия говорит: «огонь вышел из Есевона, и пламя из среды Сеона» ( Иер. 48:43 ). Есевон же значит замысел и потому Иеремия, делая игру слов, говорит: «против Есевона замыслили злое» ( Иер. 48:1 ). До Иацы слышен голос их. Город Иаца лежит при Мертвом море, где находится граница Моавитской области. Следовательно это показывает, что вопли области будут раздаваться до ее крайних пределов. Поэтому Иеремия говорит: «от вопля Есевона до Елеалы и Иацы издали голос свой» ( Иер. 48:34 ). Кроме того вооруженные Моава будут вопить, душа его будет вопить себе. Еврейское слово eluse, которое Акила перевел ξμους вооруженные и с выдавшимися плечами, а Симмах препоясанные, по мнению некоторых означает не мужей, а название города, который теперь называется Елуза и находится в пределах Моавитских. Можем и то сказать, что падет вся сила воителей, и во всей стране будут раздаваться эхом взаимным рыдания. Если же eluse следует переводить с выдавшимися плечами, то этим дается нам тот смысл, что при плаче все будут обнажать свои перси.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010