Иер. 48 :34. Вопль от Есевона и даже до Елеалы и Иаса, города их, от Сигора до Оронаима, и юница трехлетняя 1111 , издадут голос свой, ибо и воды Немрима пересохнут 1112 . Иер. 48 :35. И погублю 1113 Моава, говорит Господь, приносящого жертву 1114 на горах 1115 и кадящого богам своим. Иер. 48 :36. Посему сердце Моава будет петь, как гусли, и сердце мое о мужах скорбящих 1116 будет звучать как гусли, ибо что приобретено, то погибнет от людей. Иер. 48 :37. Всякая голова будет острижена на всяком месте, и всякая борода обрита будет, и всякая рука будет иметь нарезы 1117 , и на всяком чресле вретище. Иер. 48 :38. И на всех домах Моавитских и на улицах его всюду 1118 плач, ибо Я сокрушил Моава, как негодный сосуд, говорит Господь 1119 . Иер. 48 :39. „Как он изменился!“ зарыдали (говоря): „как Моав обратил тыл!“ 1120 . И посрамился, и стал Моав посмешищем и ненавистным всем окружающим его. Иер. 48 :40. Ибо так говорит Господь: вот, как орел, полетит и распрострет крылья свои над Моавом 1121 . Иер. 48 :41. Взят Кариоф и крепости его заняты, и будет сердце сильных Моавитян в тот день, как сердце жены раждающей. Иер. 48 :42. И погибнет Моав из (числа) народов, ибо стал величаться пред Господом. Иер. 48 :43. Страх и пропасть, и сеть на тебя, житель Моава, говорит Господь. Иер. 48 :44. Кто убежит от страха, упадет в пропасть, а кто выйдет из пропасти, будет взят сетью, ибо наведу это на Моава, в день посещения его, говорит Господь 1122 . Иер. 48 :45. Под 1123 тенью Есевона стали убежавшие от войска 1124 , ибо огонь вышел из Есевона и пламя из среды 1125 Сеона, и пожег часть 1126 Моава и темя сынов мятежных 1127 . Иер. 48 :46. Горе тебе, Моав! погиб народ Хамоса, ибо отведены сыновья твои и дочери твои в плен. Иер. 48 :47. Но возвращу плен Моава в последние дни, говорит Господь. Доселе суд на Моава. Глава 49 1128 Иер. 49 :1. О сыновьях Аммона так говорит Господь: ужели у Израиля нет сыновей, или наследника нет у них? Зачем же Мелхом завладел Гадомом 1129 и народ его в городах их живет?

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Из-за неправильного понимания текста пророка Даниила в западной церкви (Римо-католической) возникло представление, что пророк Даниил видел Бога Отца. Затем это символическое изображение, вопреки постановлениям VII Вселенского собора, под западным влиянием появилось в Русской Церкви. Миссионер должен уметь объяснить, почему эта практика возникла. Почему возникла ошибка? В наше время много икон пишут неканонически. Это делают раскольники. Вопрос изготовления кем-то незаконных изображений – это вопрос скорее церковной дисциплины, чем вопрос догматики. Бог не имеет физического облика. Была такая ересь антропоморфитов, которые утверждали, что у Бога есть в прямом смысле ноги, голова, живот, руки, борода, крылья и т. д. Она была осуждена еще в IV веке. Этой ереси сейчас придерживается такая секта, как Адвентисты седьмого дня. Свидетели Иеговы разделяли эту точку зрения, но сейчас уже от нее отказались. Как опровергнуть представление о том, что у Бога есть физический облик? «И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» ( Рим. 1, 23–25 ). Это проявление язычества. Они образ нетленного Бога изменили в образ, подобный человеку. Нетление – неизобразимость. Природное нетление предполагает неизобразимость. Бог бессмертен. Природное нетление обозначает бессмертие. Нетленный – значит не подверженный смерти. Принципиальная невозможность смерти означает, что существо не имело начала. Возможность смерти связана с изменениями. Все, что изменяется, может умереть. Что имеет начало, должно иметь и конец, что не имеет начала, конца иметь не может. Наши души могут иметь конец. Души бессмертны по дару Творца, а не по природе, как ангелы бессмертны не по дару Творца, а по природе. Бог подарил нашим душам бессмертие, это свойство, которое базируется на силе Бога, а не на нашей природе. Возможность исчезнуть заложена в факте возникновения. Бог – Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Ис.7:20 . В тот день обреет Го­с­по­дь бритвою, нанятою по ту сторону реки, царем Ассирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду. Пророк указывает здесь, что гораздо больше зла, чем египтяне, причинят Иудее ассирийцы – о египтянах здесь пророк как бы совсем забывает. «Волосы» – символ силы и мужества. «Борода» – у восточных людей считалась едва не священным украшением каждого мужчины, и лишиться ее – было позорно. Ис.7:21 . И будет в тот день: кто будет содержать корову и двух овец, Ис.7:22 . по изобилию молока, которое они дадут, будет есть масло; маслом и медом будут питаться все, остав­шиеся в этой земле. Ис.7:23 . И будет в тот день: на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребре­ников, будет терновник и колючий кустарник. Ис.7:24 . Со стрелами и луками будут ходить туда, ибо вся земля будет терновником и колючим кустарником. Ис.7:25 . И ни на одну из гор, которые расчищались бороздниками, не пойдешь, боясь терновника и колючего кустарника: туда будут выгонять волов, и мелкий скот будет топтать их. Здесь описывается опустошение Иудеи, дошедшее до крайней степени. В ней повсюду растет колючий кустарник и терновник, – кустарники, в которых водятся даже дикие звери. Ясно, что здесь пророк предвидит то опустошение Иудейской стороны, в каком она очутилась после отведения в плен иудеев при Навуходоносоре, который мог бы назваться царем ассирийским, как владевший прежней территорией Ассирийского государства. Новейшие критики полагают, что в 7-й главе есть некоторые части, не принадлежащие пророку Исаии. Так надписание главы (ст. 1) тожественно почти с 4Цар.16:5 . Сам Исаия не имел никакой надобности давать генеалогию Ахаза и напоминать о нем как о царе иудейском. Можно поэтому согласиться, – говорит Condamin, – что эти слова прибавил к 7-й гл. издатель речей Исаии. Слова 8-й стиха: еще 65 лет... большая часть критиков также считает позднейшей вставкой на том главным образом основании, что утешение, в них заключающееся, не могло иметь никакого значения для Ахаза в то именно время, когда Исаия с ним беседовал. Но эти замечания касаются второстепенных мест в 7-й главе и, кроме того, не заключают в себе доказательной силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда письмо это было прочитано пред лицом царя, он повелел собрать всех своих вельмож, и мудрецов, и волшебников, и книжников царства своего и сказал им: – Кто из вас пойдет в Египет и даст ответ фараону? И ответили вельможи царю, и сказали ему все: – Ты знаешь, владыка царь, что во дни твои и во дни отца твоего все вопросы такого рода разрешал Ахикар, писец; ныне же Надан, сын его, наследовавший ремесло писца и наученный им мудрости его, должен заняться делом этим. Глава 18 И когда услышал Надан слова эти, возопиял он пред лицом царя воплем великим и сказал царю: – И боги не могут сделать таких дел, как же смогут это люди? При словах этих царь опечалился и удручился, и сошел с престола своего, и облачился во вретище, и сел « на землю, и возрыдал, и говорил с плачем: – Увы тебе, Ахикар, писец мой, что я велел погубить тебя по слову отрока, и не осталось никого, кто был бы тебе подобен и равен! А ныне кто вернет тебя мне? Я заплатил бы за тебя, оценив тебя на вес золота! Глава 19 И когда услышал Набусемак от царя таковые слова, он простерся ниц, и поклонился царю, и сказал: – Царь, вовеки живи! Презирающий слово владыки своего повинен смерти; повели же распять меня на древе, ибо ослушался я слова твоего; ведь Ахикар, которого повелел ты мне умертвить, жив доселе. И ответил царь Набусемаку: – Говори, о Набусемак, ибо ты человек добрый и справедливый и не можешь совершить зла. Если дело и вправду так, как ты сказал, и если ты мне представишь Ахикара живым, я дам тебе дары великие: серебра мириаду талантов и пурпура Сотню риз. Когда Набусемак услышал, что царь говорит это, он начал говорить: – Я молю владыку моего царя сказать мне одно лишь, что он забывает за мною эту вину и не держит гнева на меня. И царь поклялся ему в этом с радостию. Глава 20 И взошел тогда Набусемак на колесницу, и примчался так быстро, как ветр могучий. И отворил он мне, и я вышел на свет. И не была посрамлена надежда моя на Бога. Глава 21 И отвел меня Набусемак к царю, и повергся я на землю. Волосы мои спадали на плечи мои, и борода моя

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Мученичество святых Климента, еп. Анкирского, и Агафангела. Миниатюра из Имп. минология на январь. 2-я четв. XI в. (Cod. Walters. 521. Fol. 207v) Мученичество святых Климента, еп. Анкирского, и Агафангела. Миниатюра из Имп. минология на январь. 2-я четв. XI в. (Cod. Walters. 521. Fol. 207v) Мученичество святых К. и Агафангела, как наиболее яркий пример страданий ради Христа и упования в немощи на Бога, стало одной из тем иллюстраций Псалтири. Так, в Лондонской (Феодоровской) Псалтири (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 163r, К-поль, 1066) маргинальная миниатюра с изображением К. и мч. Агафангела отнесена к тексту Пс 118 (92-95): «Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня. Твой я, спаси меня; ибо я взыскал повелений Твоих. Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои». Имена мучеников подписаны киноварью. Они изображены в 3/4-м повороте, руки протянуты в молении, головы обращены вверх к благословляющей их из небесного сегмента деснице Спасителя. К. облачен в красно-коричневую с золотой разделкой фелонь, у него недлинная клиновидная борода и короткие гладкие седые волосы. Подобно Лондонской Псалтири проиллюстрирован 59-й псалом в Киевской Псалтири (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 806, 1397), где фигуры святых расположены на полях возле строф 13-14: «Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческа суетна. С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших». К. изображен с едва проявившейся проседью в темных волосах, с густой клиновидной бородой, облачен в охристо-золотистую фелонь. Предположительно К. представлен на созданном в К-поле Арбавильском триптихе (резные пластины из слоновой кости, кон. X - сер. XI в., Лувр, Париж), где помещен рядом со свт. Иоанном Златоустом на внешней стороне правой створки в верхнем ряду. Образ К. входит в обширную программу шитых изображений Большого саккоса митр. Фотия (10-е гг. XV в., Византия, ГММК), он представлен в числе др. святителей на оборотной стороне левого рукава (2-й ряд сверху), в паре со свт. Анфимом Никомидийским. Частица мощей К., закрытая металлической пластиной с гравированным изображением святого, включена в состав Кийского креста-мощевика (1656, ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва).

http://pravenc.ru/text/1841335.html

Мы видим, как сегодняшние люди похожи на греховное допотопное человечество: есть и свои исполины, есть и свои извращенцы, есть и те немногие, которые ходят путями Господними, есть и те, которые ходят путями своими. А как же будет во дни Пришествия Сына Человеческого? Мы часто задаем себе этот вопрос, желая наперед знать, какое бедствие ожидает нас. И учеников Господа интересовал этот же вопрос. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят ( Мф.24:3–5 ). Как это похоже на наше с вами время! Сколько лжехристов появилось! Еще сто–двести лет назад невозможно было представить, что человек может такое сказать о себе. Теперь же лжехристы говорят с телеэкранов. Возьмите, например, лжехриста Виссариона. Некто Сергей Тороп, бывший работник ГАИ города Минусинска, объявил себя Иисусом Христом. У него огромные толпы последователей, которые бросают родных и близких, продают свои дома и квартиры, отдают ему все свои средства, а сами живут в бараке. Сам же лжехристос из Сибири ездит по всему миру. Но в Евангелии говорится не об одном лжехристе, а о многих. Так и Сергей Тороп – это лишь один из многих. Вспомните «преподобного» Сёко Асахару – главу секты Аум Синрикё. В своей книге «Провозглашаю себя Христом» он пишет, что никогда не читал Нового Завета, но, прочитав пять лет назад Откровение Иоанна Богослова, понял, что является Иисусом Христом. В подтверждение этого он заявил, что о нем говорил Нострадамус, да и борода у него волнистая, что, на его взгляд, достаточно для провозглашения себя Христом. Последователи этого человека есть во многих странах – и в Японии, и в России, и в Америке, и в Австралии. Начав с философии, с рассуждений о совершенствовании человека, последователи этой секты перешли к чудовищным террористическим актам и поставили себя вне закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

На помощь иконописцам пришла античная традиция жестов. Простертая рука означала прямую речь оратора: именно эту длань Бога Отца мы часто и видим на иконах. С тех пор простертая из облака длань стала символизировать незримое присутствие Господа. Это не есть икона в узком смысле, это символическое изображение, которое применимо для ограниченного круга сюжетов. Однако приземленное человеческое сознание ищет более конкретного воплощения духовного мира. И здесь на первый план вышло древнее символическое изображение Господа в виде старца, так называемый Ветхий днями. Иконография основана на двух библейских видениях. Пророк Даниил описывает явление Бога в виде старца – воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и  волосы главы Его – как чистая волна (Дан. 7:9). О  схожем образе пишет Иоанн Богослов в своей книге Откровения: Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, … глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег… (Откр. 1:12–14) Нужно иметь в виду, что это символическое изображение у христианских экзегетов обычно толковалось именно как видение Христа. Но несколько туманные слова пророка Даниила: вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему (Дан. 7:13). Это шествие Сына Человеческого до Ветхого днями трактуется обычно как духовный путь Спасителя: «восшедшаго на Небеса и седяща одесную Отца». Но некоторые понимают эти слова буквально и в образе Ветхого днями видят Бога Отца. Именно такая трактовка возобладала в западной Церкви, а оттуда проникла со временем и в позднюю православную иконографию. Атеизм, который в  качестве идеологии возник именно на Западе, принял из местной традиции образ старца как символ Бога Отца и стал использовать в различных карикатурных изображениях. Доморощенные безбожники тоже ничего нового не придумали. Нам же стоит помнить, что иконой Бога в полном смысле этого слова может быть лишь изображение воплотившегося Сына Божия – Господа нашего Иисуса Христа.

http://pravmir.ru/boroda-v-tumane-pohozh...

Но если они встретят человека с красивой бородой, но с дурным поведением, или произносящего неприличные слова, то обыкновенно тотчас говорят: „Ах, какой это стыд для такой бороды... можно ли наносить подобное оскорбление такой бороде. Какой это стыд и срам для его бороды“. Если они что-нибудь выпрашивают у других, то просят их, заклиная бородой: „ради вашей бороды... ради жизни вашей бороды сделайте для меня то-то и то-то». А когда благодарят за что-нибудь, то употребляют такие выражения: „Бог да соделает вашу бороду длиннее». „Бог да изольет свое благословение на вашу бороду». Почтение к большой бороде у арабов простирается до того, что человек, у которого борода не меньше фута ширины, а длиною до пояса–считается весьма почтенным человеком во всей стране, и его свидетельство перед судом значит более чем свидетельство 30 обыкновенных людей. Жилища древних евреев В самый древний период своего существования, в период доисторический, когда народ не достиг еще никакого развития и не может устроить себе жилища, он живет обычно в пещерах и в дуплах больших деревьев. У евреев такого доисторического периода не было. Уже Каин, по свидетельству Библии, строит город. „И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал по имени сына своего: Енох» ( Быт. 4:17 ). Правда, пещер в горах Палестины было множество, и древние хананейские народы селились в них. Так, например, близ Иерусалима, на средине пути от Эль Бире в Вифлеем, влево от дороги, видны заваленные древние жилища хананеев, иссеченные в скале. Св. Писание упоминает о народах, живущих в пещерах Идумеи, о так называемых хорреях, первоначальных жителях Идумеи. Они так перечисляются в Библии: „Сии сыновья Сеира Хорреянина, жившие в земле той: Лотан, Шовал, Цивеон, Эцер и Дишан. Сии старейшины Хорреев, сынов Сеира, в земле Едома» ( Быт. 36:20 ): Исав взял себе жену из этого племени. Потомки Исава, впоследствии, прогнали хорреев и поселились на их местах. „А на Сеире жили прежде Хорреи, но сыны Исавовы прогнали их и истребили от лица своего, и поселились вместо них“. ( Втор. 2: 12 ). Затем много было в древнее время обитателей пещер в заиорданской области, в земле Аммореев, Амминитян и Моавитян. Много было их на юге Иудеи, близ Хеврона и близ филистимских городов Газы, Гефа и Азота. Остатки этих жителей пещер были и во времена Иова. Иов так описывает их: „Бедностью и голодом истощенные, они убегают в степь безводную, мрачную и опустевшую. Щиплют зелень подле кустов, и ягоды можжевельника хлеб их. Из общества изгоняют их, кричат на них, как на воров, чтобы жили они в рытвинах потоков, в ущельях земли и утесов. Ревут между кустами, жмутся под терном. Люди отверженные, люди без имени, отребие земли!“ ( Иов. 30: 3–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Отец Клеопа любил иногда пошутить, разумеется, в рамках благочестия, чтобы отвлечь нас, как сказали бы по-современному, от «стресса». Однажды, когда он ужинал вместе с отцом Варсануфием, были с ними и двое его учеников. Один из них был молод, и у него еще не было бороды, а у второго борода была немного рыжеватая. Тут слышим, отец Клеопа говорит: – А знаете, что говорит народная пословица? «Сохрани тебя Бог от человека безбородого и от рыжебородого». И посмотри ж ты, каких учеников дал мне Господь! Да к ним еще и плешивый! (Отец Варсануфий был лысоват.) И хоть мы и были уставшие и подавленные «стрессом», вмиг забыли обо всех неприятностях. Батюшка умел использовать и внешнее, чтобы помочь нам в духовном. Господи Царю, даруй мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего Когда я был помоложе, мне нравилось во время каникул ездить по стране, и особенно в места с впечатляющими пейзажами: горы, долины, ущелья рек Биказ и Великой и так далее. Позже я убедился, что для души намного полезнее посещать монастыри. Так я открыл для себя сначала отца Паисия из Сихлы, а затем отца Арсения из Текиргёла 120 и отца Клеопу из Сихастрии, с которым у меня связано много воспоминаний. Случилось так, что до революции на работе у меня сложилась очень тяжелая ситуация: соответствующие органы тех времен стали требовать от меня, чтобы я подавал донесения об одной особе. Если бы я согласился, этот человек пострадал бы, а если бы не согласился, у меня были бы большие неприятности. Выбор был очень тяжелый, и я не мог решить, как мне поступить. Наконец я пришел к отцу Клеопе и спросил его, что мне делать, потому что эта ситуация в любом случае не могла закончиться добром. А отец Клеопа мне сказал: – Сначала вспомни о слове Спасителя из Священного Писания: не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? ( Мф. 7, 1–3 ). Затем другой пример, известный тебе очень хорошо, – это три стиха святого Ефрема Сирина , которые священник произносит по многу раз в день Великим постом, когда все в храме кладут земные и поясные поклоны. А именно: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». А третий стих – твой: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Поступай так, и не случится ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Варавва Роман «Варавва» — открывающий «новозаветный цикл» Лагерквиста, послужил решающим аргументом в пользу присуждения ему нобелевской премии. Лагерквист пытается представить, что было бы с Вараввой после, описанных в Евангелии событий. Образ Распятого вместо него Незнакомца, не может оставить Варавву в покое, исподволь меняя его. В  конце, он всё-таки будет готов взойти на крест. Пер Лагерквист ВАРАВВА Всем известно, как они висели тогда на крестах и кто собрался вокруг него — Мария, его мать, и Мария Магдалина, и Вероника, и Симон Киринеянин, и Иосиф из Аримафеи, тот, который потом обвил его плащаницей. Но ниже по склону, чуть поодаль, стоял еще один человек и не отрываясь смотрел на того, кто висел на кресте и умирал, от начала и до конца он следил за его смертными муками. Имя человека — Варавва. О нем и написана эта книга. Ему было лет тридцать, он был крепок, но желт лицом, борода рыжая, волосы черные. Брови тоже были черные, а глаза запали, словно для того, чтоб получше упрятать взгляд. Под одним глазом начинался глубокий шрам, шел вниз и терялся в бороде. Но не так уж важно, как выглядит человек. Он следовал за толпой по улицам от самой претории, но отстав от других, и, когда измученный равви упал вместе с крестом, он замедлил шаг и переждал, чтоб с ним не поравняться, и крест заставили нести того самого Симона. Мужчин в толпе было мало, не считая, конечно, римских солдат; провожали осужденного больше женщины, да еще стайка мальчишек — эти сорванцы всегда были тут как тут, если кого-то вели по их улице на распятие. Уж они не пропустят забавы. Но они скоро уставали и возвращались к обычным играм, глянув на человека, который шел позади толпы, у которого на щеке был шрам. И вот он стоял на лобном месте и смотрел на того, кто висел на среднем кресте, и не мог оторвать от него глаз. Он не хотел сюда подниматься, все здесь было нечисто, все полно заразы, говорили, что всякий, кто ступит на это окаянное, проклятое место, оставит здесь часть души и вернется сюда, да здесь и останется. Черепа и кости валялись повсюду и сгнившие кресты, они уже ни на что не годились, но их не убирали, чтобы ни до чего не дотрагиваться. Зачем он тут стоял? Он не знал этого человека, ему не было до него никакого дела. Зачем Варавва пришел на Голгофу, ведь его отпустили?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010