Борняков Иван Иванович, в 1596 г. – новик по Галичу, в 1625 г. – воевода на Белоозере, в 1626 г. – дьяк; Афанасий Лукьянович, 1596 г., Галич Боров, Боровлевы : Иван Тимофеевич Боров-Щелепин [см. Щелепин], дьяк вел. кн. Василия III, 1510 г.; от него – Боровлевы-Щелепины; Боровлевы в конце XVI в. и позже в Новгороде; Боровлев Савва, посадский человек, 1612 г., Нижний Новгород [Ср. Буровлев] Боровитин, Боровитиновы : кн. Василий Дмитриевич Боровитин-Мещерский, конец XV в.; Дмитрий Боровитинов, помещик, 1564 г., Новгород; Боровитиновы,, XVI–XVII вв., Новгород Боровков Михаил, послух, 1697 г., Москва 27 Боровой Василий Микулич, 1597 г., Арзамас Боровок Григорий, крестьянин, 1606 г., Арзамас Боровской Шестак [см. Шестак] Захарович, 1586 г., Москва Борода, Бородины : Данило Давидович Борода Бибиков [см. Бибик], вторая половина XV в.; Василий Иванович Борода Аничков [см. Аничковы], 1495 г.; в XVIXVII вв. несколько фамилий Бородиных разного про исхождения; Бородин Яков Борисович, умер в 1578 г., Торжок [см. Поной] [Ср. Долгая Борода] Бородавица, Бородавицыны : кн. Иван Васильевич Бородавица Мещерский, 1550 г.; Иван Федорович Бородавица Старков [см. Старко], 1566 г.; Евстафий Бородавицын, городовой приказчик, 1577 г., Кострома Бородавка, Бородавкины : кн. Федор Федорович Бородавка (ср. Бородавица) Мещерский, 1550 г.; Василий и Дементий Бородавкины, конец XV в., Новгород Бородатый : Степан Ростовец, дьяк вел. кн. Василия Темного; кн. Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин [см. Дурак, Засека], конец XV в.; Семен Бородатый, княжеский слободчик в Угличе, вторая поло вина XV в. Бородуля, Бородулины : Бородуля, крестьянин, 1545 г., Новгород; Ермак [см. Ермак] Бородулин, крестьянин, 1608 г., Юрьев Борозда, Бороздины : Иван Васильевич Борозда, первая половина XV в., Тверь; от него – Бороздины [см. Дитя, Жемчужный, Жито, Кашинцев, Машутка, Медведица, Оманка, Ошурок, Пусторосль, Трясава, Челей, Яря] Бороздинцев : Лева Бороздинцев, крестьянин, 1580 г., Арзамас; Михаил, подьячий, 1613–1625 гг., Москва

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

— А Синяя Борода почему? — Как-то подруга пригласила меня к себе на дачу. Она многодетная мать, взяла с собой двух младших. Мы гуляем, дети шумят! Она очень устала, уговаривая их читать книги из списка на лето: «Миша, ты не прочитал „Синюю Бороду“». Миша откровенно: «Мама, не хочу я читать».  Тут подключаюсь я: «Миш, ну как ты не читал?» — «А что мне читать, у него борода становится синей, когда он хочет убить жену». — «Неправда. Он так любил своих жен, что по ночам писал им письма, а тогда были только чернильницы с синими чернилами. Но он так уставал писать, что волей-неволей его борода окуналась в чернильницу и окрашивалась в синий цвет». — «Правда?!» Миша все-таки прочитал. Да, я нафантазировала. Но как бы я еще смогла его уговорить? И вот с тех пор я Синяя Борода, на уроках тоже часто рассказываю байки, чтобы детям было интересно.  Лежачая картина под диван — Обычно дети любят расслабиться и развлечься на изобразительном искусстве. На ваш взгляд, что этот предмет дает в школе?  — Нет, пусть расслабляются дома, а это урок. Знаете, как-то раз я продавала свои акварели в Измайловском парке. Зима, снег, холодно! Наблюдаю картину. В роскошной шубе в пол идет крупная женщина, за ней — доходяга в пальтишке — муж — и карапуз, мамина уменьшенная копия. «Мама, мама, ну пойдем домой». «Дорогая, ну сил нет, холодно». А она: «Подождите, я еще не нашла лежачую картину под диван!» — Какую?! — Лежачую. Она имела в виду, что картина горизонтальная. Все, кто стоял рядом, хохотали. Чтобы не попасть в такую ситуацию, и нужно изобразительное искусство. Его смысл — в культурном развитии. Мы рисуем, пишем, лепим на уроках, но моя задача не научить рисовать, это задача студий и художественных школ. У меня всего один час в неделю, а не 16. Погружение в мир художественных образов — вот одна из задач. Я рассказываю и показываю, что такое изобразительное искусство, какие бывают виды и жанры, как их рассматривать и читать, знакомлю с мастерами живописи, скульптуры, графики. А дети начинают разбираться в цветах, понимать, чем живопись отличается от графики, как выразить свои мысли, чувства, впечатления и так далее. 

http://pravmir.ru/my-s-uchenikom-kidalis...

Борода в глазах иконописца была знаком большей зрелости и духовного совершенства и, следовательно, высшей красоты. По крайней мере, наши предки вполне усвоили себе это художественное воззрение. В слове о брадобритии, приписываемом в рукописях патриарху Адриану, между прочим, приведено следующее эстетическое различие мужчины от женщины именно по бороде: «Бог Всеблагий, в Троице поемый, Отец и Сын и Святый Дух мудростию Своею несказанною сотвори мир и созда человека по Образу Свому и по подобию, украсив его всякою внешнею добротою, еще же внутреннею, разумом, глаголю, и словом, паче прочих животных. Мужа и жену сотвори, положив разнство видное между ими, яко знамение некое: мужу убо благолепие, яко начальнику – браду израсти, жене же яко несовершенной, но подначальной, онаго благолепия не даде, яко да будет подчинена, зрящи мужа своего красоту, себе же лишену тоя красоты и совершенства, да будет смиренна и всегда покорна». Борода, занимающая такое важное место в греческой и русской иконописи, стала, вместе с тем, и символом русской народности, русской старины и предания. Ненависть к латинству, ведущая начало в нашей литературе даже с XI века, и потом, впоследствии, ближайшее знакомство и столкновение наших предков с западными народами в XV и особенно в XVI веке способствовали русскому человеку к составлению понятия о том, что борода, как признак отчуждения от латинства, есть существенный признак всякого православного. Считалось, что бритье бороды – дело неправославное, еретическая выдумка на соблазн и растление добрых нравов. В цитированном выше слове о брадобритии сказано: «О велие зло! Человецы, создании по Образу Божию, измениша доброту здания его, и зрак свой мужеский обругаша, уподобляющееся женам блудовидным, ради угождения сквернаго, или паче рещи – подобящеся безсловесным неким, яко скотом или псом и подобным им: тии бо усы простерты имут, брад же не имут. Тако и человецы малоумнии, или паче свойственнее рещи, безумнии, изменивше образ мужа богозданный, бывающе псообразни, усы простирающе.»

http://azbyka.ru/znachenie-borody-v-reli...

Печора! В эти места мы собирались в начале лета на пейзажи. Собиралась группа, в ней и Варюха. Собирался ехать нами всеми любимый художник и педагог Сергей Михайлович Ивашев-Мусатов — чудесный педагог, зажигающий сердца, наполняющий силой творчества, окрыляющий души мощной силой духа как человеческого, так и творческого. Собирались ехать, чтобы творить первозданную красоту этих мест. Я мечтал, я грезил, я с нетерпеньем ждал того часа. И я стою на ее берегу , замерзший, обессиленный ЗК — зэк. «Кто за судьбой не идет, того судьба тащит». Вот она — моя судьба! Кто бы думал? Ноги как култышки, руки — их словно и нет. Пляшешь, дуешь, топчешься. Наконец! Вышло начальство в валенках, в овчинных полушубках, розовые, сытые. На носилках уносят в зону павших в бою. Их много! Остальным команда: «Кругом, шагом марш к вагону». Это смерть! Белая смерть! Я не дойду , нет сил, нет ног. Но есть второе дыхание! Надо, надо, надо. Я не помню, не знаю, откуда оно пришло, кто дал силы! Дошли все обмороженные, еле живые, но дошли. Вагон! Милый желанный вагон. Теплый вагон. Тюрьма, клетка стала желанной, необходимой для спасения жизни. В зоне, на берегу, этап не приняли: слишком большие сроки, в зоне побоялись. Взяли только обмороженных и не могущих идти — как гуманно, как демократично! Остальных — на Воркуту! Ехали, ехали и въехали в кромешную ночь, круглосуточную, многомесячную. Плывут по темному небу, как огромные удавы, спазматически сами себя проиатывающие, светящиеся бледным свечением фосфора сияния, возникающие и пропадающие, внезапно рождающиеся и медленно умирающие. Они бродят по темному небу средь звезд и Млечного Пути, как страшные призраки неумолимой безысходности! Воркутинская пересылка. Прожарка, вшей навалом — хоть греби. Баня — отрада «дней моих суровых». —    Эй, Борода! Давай, валяй в прожарку , принимай шмотки! Валяю, принимаю, куда-то сую. Этап вымылся. —    Эй, Борода! Валяй мыться! Валяю, раздеваюсь. —    Эй, Борода! Валяй сюда, давай, давай. Не пойму, что давать и что валять.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Печора! В эти места мы собирались в начале лета на пейзажи. Собиралась группа, в ней и Варюха. Собирался ехать нами всеми любимый художник и педагог Сергей Михайлович Ивашев-Мусатов – чудесный педагог, зажигающий сердца, наполняющий силой творчества, окрыляющий души мощной силой духа как человеческого, так и творческого. Собирались ехать, чтобы творить первозданную красоту этих мест. Я мечтал, я грезил, я с нетерпеньем ждал того часа. И я стою на ее берегу, замерзший, обессиленный ЗК – зэк. «Кто за судьбой не идет, того судьба тащит». Вот она – моя судьба! Кто бы думал? Ноги как култышки, руки – их словно и нет. Пляшешь, дуешь, топчешься. Наконец! Вышло начальство в валенках, в овчинных полушубках, розовые, сытые. На носилках уносят в зону павших в бою. Их много! Остальным команда: «Кругом, шагом марш к вагону». Это смерть! Белая смерть! Я не дойду, нет сил, нет ног. Но есть второе дыхание! Надо, надо, надо. Я не помню, не знаю, откуда оно пришло, кто дал силы! Дошли все обмороженные, еле живые, но дошли. Вагон! Милый желанный вагон. Теплый вагон. Тюрьма, клетка стала желанной, необходимой для спасения жизни. В зоне, на берегу, этап не приняли: слишком большие сроки, в зоне побоялись. Взяли только обмороженных и не могущих идти – как гуманно, как демократично! Остальных – на Воркуту! Ехали, ехали и въехали в кромешную ночь, круглосуточную, многомесячную. Плывут по темному небу, как огромные удавы, спазматически сами себя проглатывающие, светящиеся бледным свечением фосфора сияния, возникающие и пропадающие, внезапно рождающиеся и медленно умирающие. Они бродят по темному небу средь звезд и Млечного Пути, как страшные призраки неумолимой безысходности! Воркутинская пересылка. Прожарка, вшей навалом – хоть греби. Баня – отрада «дней моих суровых». – Эй, Борода! Давай, валяй в прожарку, принимай шмотки! Валяю, принимаю, куда-то сую. Этап вымылся. – Эй, Борода! Валяй мыться! Валяю, раздеваюсь. – Эй, Борода! Валяй сюда, давай, давай. Не пойму, что давать и что валять. – Бороду давай!

http://azbyka.ru/fiction/miloserdiya-dve...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Все » Новости В еврейской общине Москвы выявлено еще два случая COVID-19 06.04.2020 14:52 Версия для печати Москва, 6 апреля. Еще у двух членов еврейской общины Москвы были выявлены положительные тесты на коронавирус, однако у обоих болезнь протекает легко, сообщил журналистам президент ФЕОР Александр Борода. «Мы еще раз обращаемся ко всем с просьбой строго соблюдать самоизоляцию, это единственный способ избежать инфицирования», - заявил Борода. Кроме того, одна прихожанка общины переведена из реанимации в обычную палату и чувствует себя гораздо лучше, а еще двое пациентов - мужчина 64 лет и женщина 62 лет - выписаны из больниц, но продолжат находиться под наблюдением специалистов. Всего на данный момент 26 членов еврейской общины находятся в больницах с подтверждённым COVID-19 или с подозрением на него. Ранее Борода отмечал высокий уровень самодисциплины в общине, благодаря которому иудеям Москвы практически удалось победить распространение пандемии в своих рядах. На днях от коронавируса вылечились раввин московской синагоги на Большой Бронной Ицхак Коган и его супруга Ханна.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Божественное просветление таких страждущих личностей могло быть предоставлено искусству художника, согласно высокому учению живописца Иосифа; но составитель нашего Подлинника, не находя светлых красок в своих источниках, ограничивается только мрачными тенями и очертаниями резкими, не смягченными светом надежды на небесное возмездие за страдания на земле. Впрочем, там, где предание повествует о красоте телесной, он никогда не упускает случая тем воспользоваться: чем также отличается его Подлинник от старинных, не приписывавших особенной важности таким указаниям. Например: Декабря 1 дня. В Подлиннике гр. Строганова, в Толковом древнем: «Филарет Милостивый: брада и власы Дмитрея Прилуцкого, поуже; риза преподобническая». В Сборном: «сед, борода и волосы, как Димитрия Прилуцкаго: борода мало поуже и подоле, риза преподобническая, а инде – княжеская; на голове шапка». В Подлиннике г. Долотова: «подобием стар, сед, борода, как у Афанасия Великого , подоле; волосы просты, риза княжеская. В Минее пишется: преставился стар, имея девяносто лет; но и в такой старости не изменялось лицо его, но благолепно и прекрасно видением, как яблоко доброродно казалося». Декабря 4 дня. В моем Подлиннике: «Св. мученица Варвара: около головы плат бел, на голове венец царский, риза празелень, испод бакан». В древнем Толковом Подлиннике графа Строганова: «на главе венец царьской по обычаю, риза празелень, пспод киноварь». В Сборном почти то же. Но у г. Долотова: «Подобием млада, лицом прекрасна, волосы прекрасны, на голове покров; риза празеленная, испод киноварь; предобре устроенная; в руке свиток, а в нем написано: три ипостаси» и проч.; и далее в Минее и Прологе пишется: «Св. мученица Варвара дочь Диоскора, некоего Еллина, на высоком столпе отцом хранима, цветения ради телесныя красоты ея; была дева и весьма прекрасна». Мая 4 дня. В моем Подлиннике: «Св. мученица Пелагея: риза празелень, испод бакан». В Сборном Подлиннике гр. Строганова то же, с прибавкою: «в руке крест», и только. Но у г. Долотова: «подобием молода, лицом прекрасна, зрением весела, власы предобре распущены, на голове наметка травчатая; риза зеленая, исподняя багряная светлая».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Как уже сообщалось, недавно созданная государственная структура, Федеральное агентство по делам национальностей, совместно с Центром толерантности 16 ноября этого года «отметили» международный день толерантности, проведя в средних школах России урок толерантности. А до этого, 27 октября 2015 года руководитель агентства Игорь Баринов и генеральный директор Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности Александр Борода подписали соглашение о долгосрочном сотрудничестве в разработке образовательных, научно-исследовательских программ. Борода А.М. - президент ФЕОР (федерация еврейских общин России), он же - один из основателей Еврейского музея и Центра толерантности, он же - директор Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности. Итак, усилиями руководителя ФЕОР для всей страны будут разрабатываться (если уже не разработаны) образовательные и научно-исследовательские программы по толерантности. «Центр толерантности (Еврейский музей и Центр толерантности) активно взаимодействует с образовательными учреждениями Москвы , а ФЕОР договорилась с ЮНЕСКО о реализации на международном уровне разрабатываемых Еврейским музеем и Центром толерантности программ, направленных на повышение уровня терпимости в обществе», - из официальной информации о прошедшей 16 декабря 2015 года пресс-конференции главного раввина России Берл Лазара и Александра Бороды. «Это большой прорыв, те программы по толерантности, которые будут производиться и уже производятся нашим центром, будут востребованы не только у нас в России, но и за рубежом, ЮНЕСКО видит нас своим партнером по реализации программ толерантности, в том числе, в Европе» , - сказал Борода. Вот так: «заграница нам поможет». В данном случае - уже помогает. Судя по всему, ФЕОР не единственная еврейская организация, озабоченная «толерантностью». Из официальных сообщений известно, что в октябре этого года крупнейшие еврейские организации в России ФЕОР и ФЕНКА (федеральная еврейская национально-культурная автономия) договорились о сотрудничестве. Сотрудничество ФЕОР и ФЕНКА будет направлено на взаимодействие общин с властью, общественными организациями, совместную разработку и реализацию проектов по популяризации еврейской культуры. От имени ФЕОР документ подписан Александром Бородой, от имени ФЕНКА - президентом этой еврейской организации Владимиром Штернфельдом. «Стороны обязуются объединить усилия в работе по повышению уровня культуры, образования, просвещения и еврейского самосознания среди еврейского населения нашей страны», - говорится в документе. «Подписание данного соглашения - большой шаг к сближению и единению», - заявил Владимир Штернфельд.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Тунис: Православным угрожают не впервые, охранять храм будут круглосуточно — прот. Димитрий Нецветаев 25 марта пришел человек, по виду – салафиит (традиционная арабская одежда, борода), и стал бить по крестам на воротах. Я вышел и обратился к нему. Он мне заявил: Это мусульманская страна, вы обязаны снять кресты. 11 апреля, 2012 25 марта пришел человек, по виду – салафиит (традиционная арабская одежда, борода), и стал бить по крестам на воротах. Я вышел и обратился к нему. Он мне заявил: Это мусульманская страна, вы обязаны снять кресты. В начале недели пришли тревожные новости из Туниса: стало известно, что православный священник получил угрозы от исламиста — неизвестный мужчина попытался сбить кресты с ворот храма и потребовал от священника снять кресты и либо принять ислам, либо платить налог за право исповедовать другую религию. Как сообщил ПРАВМИРу настоятель православного храма в Тунисе протоиерей Димитрий Нецветаев, 10 апреля храму выделили помощь от государства в виде круглосуточной охраны. По словам отца Димитрия, этот конфликт стал для православного храма в Тунисе не первым. Протоиерей Димитрий Нецветаев — Еще 25 ноября икону на территории храма святого Киприана Карфагенского измазали человеческими экскрементами. Мы тогда тоже обратились за помощью, но виновника не нашли и никто в этом действии не признался. Потом ночью кто-то ходил вокруг храма, — рассказал священник. Отец Димитрий поделился подробностями последнего инцидента: — 25 марта пришел человек, по виду – салафиит (традиционная арабская одежда, борода), и стал бить по крестам на воротах. Я вышел и обратился к нему. Он мне заявил: «Это мусульманская страна, вы обязаны снять кресты. Мы даем вам три дня – если за это время вы не снимите кресты, вам же хуже». Мы это всерьез не восприняли – мало ли, может, ненормальный. Но прошло четыре дня, и какие-то люди завязали кресты черными мусорными пакетами – сбить, видимо, не удалось. Мы мешки сняли, а в следующее воскресенье пришел тот же человек и принес отпечатанное письмо, в котором говорилось, что он представляет «партию Аллаха» («Хезболла» по-арабски) и что мы обязаны снять кресты с храма и должны принять ислам. Я спросил его, что будет, если мы не примем ислам. Он ответил: «Тогда вы обязаны платить нам деньги». – «А если мы не заплатим?» — «Тогда мы будем применять к вам силу».

http://pravmir.ru/protoierej-dimitrij-ne...

С легким трепетом продолжая описание отпечатков мы можем утверждать, что Умерший является взрослым, хорошо физически развитым мужчиной, структура тела Которого анатомически совершенно естественна. Тело крепкого, совершенного телосложения, без каких-либо дефектов. Смерть произошла за несколько часов перед тем, как тело было положено на одну половину плащаницы и покрыто второй ее частью. Ткань была в контакте с телом не более 2–3 дней (не более 40 часов). Подробно осматривая область Головы замечаем, что волосы лежат в беспорядке, имеется небольшая борода и усы. Говоря более точно – длинные волосы сплетенные в косичку и короткая борода, раздвоенная посредине. Правый глаз закрыт, левый слабо приоткрыт. Над левой бровью капля крови. Нос ориентальной (восточной) расы. Глаза близко стоят друг к другу. Подбородок ярко очерчен, особенно слева. Справа на нем пятно от крови или глубокой раны. Изображение лица асимметрично. На лице находятся многочисленные повреждения, перечисляемые Willis следующим образом: раздувшиеся разбитые брови, порванное праве веко, большое вздутие находящееся ниже правого глаза, распухший нос, ушиб на правой щеке, вздутие на левой щеке и на левой стороне подбородка. На кончике носа имеется ссадина, а правая щека имеет отчетливую припухлость по сравнению с левой (вероятно следствие сильного удара). При ближайшем рассмотрении мы видим на правой щеке длинный кровоподтек. Этот удар, по-видимому, был нанесен палкой толщиной примерно в 4,5 см человеком стоящим с правой стороны, что привело к повреждению щеки и носового хряща ниже кости. Оба глаза закрыты, но при ближайшем рассмотрении на их верхней части видны посторонние круглые объекты. Carleton Coon описывает этническую принадлежность Запечатленного на плащанице, как «человека, принадлежащего к семитскому типу, который в настоящее время может быть найден среди родовитых евреев и благородных арабов». Да, действительно, облик с плащаницы соответствует семитскому типу лица. Борода и волосы разделенные посредине, ниспадание длинных волос к плечам, маленькая косичка из волос – все это показывает, что Тот Кто запечатлен на плащанице не был греком или римлянином. Незавязанная косичка в волосах «является наиболее поразительной еврейской особенностью», и ее наличие было обязательно для мужчин еврейской национальности в эпоху античности.

http://azbyka.ru/turinskaya-plashhanica

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010