Кондак, глас 8 Изволи Господеви от юности работати, отче Боголепе, Крест Христов на рамо взем, и понесе, молися Пресвятей Троице с верою просящих в скорбех исцелений и в напастех свобождений, всей Российстей земли похвало и утверждение. Преподобный Иаков Боровичский Новгородский Чудотворец Память 23 октября (5 ноября) О происхождении блаженного Иакова, его жизни и кончине нет достоверных сведений. По местному преданию, он в отрочестве принял на себя суровый подвиг юродства Христа ради. По церковным песнопениям, святой Иаков «от младенства Богу прилепився, Того стопам последовал», победил «плотския страсти воздержанием», «благодать духовную восприял», своим «жестоким житием на земли ... Ангели удиви, демоны же устраши и человеки просвети» и «ныне на небесех предстоя всех Царю Христу». Прославил Господь святого подвижника после его кончины. В 1540 году на третий день Пасхи к селению Боровичи (в Новгородской области) по реке Мсте против течения приплыла большая льдина, на которой стоял гроб без крышки, а в нем лежало тело юноши. Боясь ответственности, крестьяне шестами оттолкнули льдину к середине реки, но она возвратилась к берегу. Так повторилось трижды. Ночью старейшинам села явился во сне юноша, виденный ими на льдине, и сказал: «Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Мое имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня». Мощи святого отрока были сначала помещены в часовне, а спустя четыре года – в храме. Господь, прославляя Своего угодника, даровал мощам святого Иакова целительную силу. Тропарь, глас 1 Божественною благодатию просветився, и по смерти даруеши исцеление притекающим к раце мощей твоих, премудре Иакове! Темже и мы ныне чтим честных мощей твоих пренесение, веселяще вкупе души и телеса. Тем вси вопием: слава Давшему ти крепость! Слава Венчавшему тя! Слава Действующему тобою всем исцеления! Кондак, глас 8 Верою и любовию твое честное пренесение празднующих, блаженне, сохрани и соблюди от всякия злобы и соблазна змиина, имаши бо дерзновение ко Владыце всех Христу Богу. Егоже моли спасти православныя люди, молящия тя, да вси вопием ти: радуйся, Отче Иакове, всей Российския земли удобрение. Преподобная Макрина

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Но в это самое время один из них, суконщик, схватив скалку, на которую накатываются сукна, ударил праведного по голове, и он скончался около 63 года по Рождестве Христове. На этом же месте и погребли его; над его могилой подле храма и доселе стоит памятник. Таким образом Иаков был верным свидетелем для Иудеев и язычников, что Иисус есть Христос. Иакову до того все удивлялись и за праведность столько уважали его, что беспристрастные из Иудеев именно мученическую его смерть почитали причиной немедленно открывшейся осады и разрушения Иерусалима от Римлян. Вот что известно об Иакове, который, говорят, написал первое из соборных так называемых «посланий». Это послание святой Апостол Иаков написал около 59 года по Рождестве Христове к рассеянным Иудеям, о спасении коих ему вверено было архипастырское попечение. Ему же принадлежит и Божественная литургия, известная под именем Апостола Иакова, которая доселе совершается в Иерусалиме в день памяти сего Апостола, и на основании которой изложены литургии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоустог о. Мученическая кончина св. Иакова, брата Господня, последовала в 63 году по Рождестве Христове. Если при жизни своей Апостол Иаков пользовался всеобщим уважением, то память праведного без сомнения по смерти его сохранилась с похвалами в Церкви Христовой. В IX веке Феофан Никейский и впоследствии Византий написали многие песнопения в честь Иакова, брата Господня, ныне поемые в день его памяти. В своих песнопениях Церковь прославляет св. Апостола Иакова, брата Господня по плоти, яко ученика Господня, восприявшего Евангелие; яко мученика, стяжавшего неизреченное блаженство; яко брата Божия, имеющего дерзновение; яко иерарха, молящегося за нас. Называет его первым пастырем и учителем Иерусалимлян и верным строителем таинств. В Москве, на Старо-Иерусалимском подворье, сохраняется часть мощей св. Апостола Иакова с 1853 года 23 октября, полученная от патриарха Александрийского Иерофея. † Память о праведном Иакове Боровичском Кто был сей угодник Божий? Точных сведений не отыскано.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Значит, патриарх Никон писал царю из строящегося Иверского монастыря, где от очевидцев он и узнал о чудесном явлении. Согласно литературным и документальным источникам, в конце февраля 1654 г. 85 Никон приезжал в Иверский монастырь, к строительству которого он приступил годом раньше 86 . Посещение валдайского монастыря Никоном было связано с перенесением туда в это время мощей святого Иакова Боровичского, чудотворца из Духова монастыря. Мощи святого были привезены в Иверский монастырь 24 февраля (ещё в январе патриарх Никон отправил за ними архимандрита Иверского монастыря Дионисия I, архимандрита новгородского Вяжицкого монастыря Евфимия и игумена Спасского монастыря из Старой Руссы. В селе Едрове процессию с мощами святого встречал новгородский митрополит Макарий) 87 . В тот же день патриарх Никон привёз в валдайский монастырь частицы мощей трёх московских святителей и чудотворцев – Филиппа, Петра и Ионы, которые были положены в специально изготовленный для них серебряный ковчег 88 . 25 февраля, в субботу, в соборной церкви патриарх Никон сам переложил святые мощи Иакова Боровичского чудотворца в новоустроенную сребро-позлащённую раку 89 . Таким образом, можно заключить, что второе письмо царю Никон написал 27 февраля 1654 г. 90 . Ещё два письма – о проезде через Можайск и прибытии в Москву – относятся к 1655 г. В письме о проезде ночью через Можайск сообщается о прибытии Никона днём 2 февраля в село Кубенское, находившееся в 56 вёрстах от Москвы 3, л. 1). А в другом письме Никон говорит о своём прибытии 3 февраля в Москву после морового поветрия 4, л. 1, 2). В июле 1654 г. эпидемия моровой язвы охватила Смоленские земли и Москву. По воле царя Алексея Михайловича, находившегося в то время в польском походе, 24 июля 1654 г. патриарх Никон выехал из Москвы с вверенным ему царским семейством сначала в Троице-Сергиев монастырь 91 , а в конце августа в Калязинский монастырь 92 . К началу 1655 г. эпидемия начала ослабевать 93 , и в начале февраля по Смоленской дороге патриарх Никон вернулся в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Владыка разрешил и болезненный вопрос обеспечения преподавателей духовной семинарии квартирами (им предоставляли жилье от казны по месту работы, а в Антониевом мон-ре они, как люди семейные, проживать не могли): на строительство деревянного жилого дома на участке, приобретенном под ДС в 1871 г., он пожертвовал из личных средств 3 тыс. р. 4 июня 1897 г. архиеп. Феогност освятил устроенную в здании Боровичского ДУ домовую ц. во имя св. Иакова Боровичского, значительные вклады на устройство которой внесли архим. Димитрий (Сперовский), прот. Е. И. Мегорский, бывш. смотритель уч-ща прот. В. Ф. Никитин. С 1893 г. при покровительстве архиепископа стали создаваться об-ва вспомоществования нуждающимся ученикам духовных уч-щ и духовных семинарий. Смотрителем Тихвинского ДУ в 1903-1905 гг. был иером. прмч. Неофит (Осипов ; впосл. архимандрит). Во 2-й пол. XIX в. было положено начало жен. духовному образованию в Новгородской губ. В открытом в 1869 г. в имении Званка Знаменском жен. мон-ре по завещанию Д. А. Державиной было создано уч-ще для 30 бедных девиц духовного звания ( Никитина. 2011. С. 48), которое получило название «Державинское». Программа Державинского ДУ соответствовала программе епархиального уч-ща, но поскольку образовательное учреждение было частным, то окончившие его не получали никаких прав. Впосл. уч-ще утратило сословный характер. 28 сент. 1875 г. состоялось открытие жен. уч-ща «для сирот беднейших» в Деревяницком мон-ре, к-рое возглавила игум. Валентина (Ивановская; 1875-1888). В 1882 г. член Учебного комитета при Синоде Зинченко инспектировал Деревяницкое и Державинское жен. духовные уч-ща. По его докладу и ходатайству митр. Исидора в 1883 г. уч-ща в учебном плане были объединены и преобразованы по уставу епархиальных жен. уч-щ, при этом первые 3 класса оставались в Званке, а 3 старших - в Деревяницах. После игум. Валентины уч-ще возглавляли мон. Серафима (1888-1889), мон. Флорентия (1889-1894), игум. Смарагда (Михайлова; 1894-1909), игум. Нина (Тимофеева; с 1909).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

XVII в. иконография святого приобрела окончательный вид и способствовала восприятию И. как одного из рус. юродивых или близкого к юродивым подвижника. Прав. Иаков Боровичский. Икона. Кон. XVIII - нач. XIX в. (ГИМ) Прав. Иаков Боровичский. Икона. Кон. XVIII - нач. XIX в. (ГИМ) Изображения И. с теми же иконографическими признаками присутствуют и на нек-рых других складнях такого типа, связанных с семейством Строгановых, напр. на складне 1-й четв. XVII в. письма Никифора Истомина Савина из собрания Рахмановых (на правой створке в 3-м клейме сверху, в верхнем ряду, среди московских юродивых) и на 3-створчатом складне («Походном иконостасе») сер. (?) XVII в. (оба в ризнице старообрядческого Покровского собора на Рогожском кладбище в Москве) - на левой створке в нижнем ряду, позади прп. Феодора Трихины, симметрично фигурам рус. юродивых на правой створке (Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церк. убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005. С. 82-84, 104-107. Кат. 47, 64), а также предположительно на 2 складнях 1-й четв. XVII в. (ГТГ) с изображением Владимирской иконы Божией Матери, праздников и святых (Богоматерь Владимирская: К 600-летию Сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве 26 авг. (8 сент.) 1395 г.: Кат. выст. М., 1995. Кат. 19, 21). Поздним вариантом той же традиции является складень XVIII в. с композицией «Покров Пресв. Богородицы, с избранными святыми» (ГИМ): И. в рубахе, со скрещенными на груди руками представлен в нижнем клейме левой створки вместе с юродивыми Василием Московским и Прокопием Устюжским (на правой створке напротив - образы 3 пустынников). Есть основания полагать, что далеко не все иконописцы обладали информацией об иконографии Боровичского чудотворца. Так, на 2-сторонней минейной иконе на окт. из собрания Покровского собора на Рогожском кладбище, относящейся к нач. XVII в. и связываемой со строгановскими мастерами (Древности и духовные святыни старообрядчества.

http://pravenc.ru/text/200241.html

апостолу Иакову, брату Божию, отрок православно чтущий имя Христово и что приплывшее тело не есть труп утопленника, но мои нетленные остатки». После сего, приплывшие честные мощи с подобающим приличием были взяты из воды и, впредь до открытия о них воли Божией, были погребены на берегу реки Мсты, на том самом месте, куда приплыли в устроенном для сего обрубе. После многих знамений и чудес, совершившихся при гробе праведного Иакова, мощи его в 1543 году были свидетельствованы Новгородским архиепископом Феодосием и 23-го октября того же года, по благословению митрополита Всеросийского Макария, были внесены в новоустроенный каменный храм Боровичского Свято-Духова монастыря. В 1657 году патриарх Никон перенес мощи св. Иакова в Иверский монастырь, что близ города Валдая, и 23 февраля того же года переложил их в серебряную, позолоченную раку. В церкви же Боровичского монастыря осталась одна часть (ребро) от святых мощей его, которая и сохраняется поныне на прежнем месте в особенной раке. В настоящее время мощи св. праведного Иакова почивают открыто в серебряной, вызолоченной раке, находящейся в соборном храме Иверского Богородицкого первоклассного монастыря. Монастырь же сей состоит на острове Валдайского озера между другими двумя островами оного Березиным и Рябининым, в з-х верстах от уездного города Валдая к северо-востоку и в 150 верстах от Новгорода. Построен монастырь сей патриархом Никоном при царе Алексее Михайловиче. По штатам 1764 года Иверский монастырь положен в I класс с оставлением учрежденной еще патриархом Никоном архимандрии, с предоставлением права архимандритам сего монастыря служить в шапке, т.е. митре, с сулном, рипидами и осенением свещным на ковре. Монастырь Иверский, несмотря на превратность судьбы, которой он подвергался, особенно по низложении патриарха, и бывшие пожары, находится в благоустроенном состоянии. Память св. праведного Иакова совершается 23 октября. Кроме сего, отправляется местное празднество 21-го майя, в каковый день, по окончании Литургии, совершается торжественное обнесение мощей св.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

23/5 Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Преподобного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок. 1540). Преподобного Елиссея Лавришевского (ок. 1250). Тропарь апостолу Иакову, брату Господню по плоти, глас 2 Яко Господень ученик, восприял еси, праведне, Евангелие,/яко мученик, имаши еже неописанное дерзновение,/яко брат Божий, еже молитися, яко иерарх;/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 4 Отчее Единородное Бог Слово,/пришедшее к нам в последняя дни,/Иакове Божественне,/перваго тя показа Иерусалимлян пастыря и учителя/и вернаго строителя таинств духовных./Темже тя вси чтим, апостоле. Величание Величаем тя,/апостоле Христов Иакове,/и чтим болезни и труды твоя,/имиже трудился еси/во благовестии Христове. Тропарь преподобному Иакову Боровичскому, Новгородскому чудотворцу, глас 1 Божественною благодатию просветився,/и по смерти даруеши исцеление/притекающим к раце мощей твоих, премудре Иакове;/темже и мы ныне чтим честных мощей твоих пренесение,/веселяще вкупе души и телеса./Тем вси вопием:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас 8 Верою и любовию/твое честное пренесение празднующих, блаженне,/сохрани и соблюди от всякия злобы и соблазна змиина,/имаши бо дерзновение ко Владыце всех Христу Богу,/Егоже моли спасти люди,/молящия тя, да вси вопием ти:/радуйся, отче Иакове,/всея Российския земли удобрение. Величание Ублажаем тя,/святый праведный Иакове,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарьпреподобному Елиссею Лавришевскому и святителю Лаврентию, епископу Туровскому, глас 3 преподобне отче наш Елиссее,/с Лаврентием чудным подвизался еси, учителю своему подражая,/земную славу и честь стопам Христа повергли есте,/темже Господь увенча вас/нетленным венцем славы Своея. Кондак, глас 2 Вечная память ваша,/преподобнии Елиссее и Лаврентие,/темже поминайте чтущих свято ю/и испросите земли нашей благочестие/и душам спасение. Читать далее Источник: Полный тропарион : Тропари, кондаки и величания на праздники Господни, Богородичны, святых угодников Божиих и икон Божией Матери на каждый день года/[Сост.: Т. С. Олейникова]. - М. : Ставрос (Тип. АО Мол. гвардия), 2003-./Кн. 1. 2003. – 429 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Боровичи. Свято-Духов Иаковлев Боровичский монастырь. Собор Сошествия Святого Духа. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор во имя Сошествия Святого Духа построен в 1673 г. на месте древних Покровской и Свято-Духовской церквей. Обновлялся после пожара в 1732 году, в 1802 г. и 1832 г. С приделами: правым – пророка Илии, левым – Покрова Пресвятой Богородицы, приделы построены одновременно с храмом в 1673 г. перестроены в 1732 году. Храм повторно освящен после подновления в 1803 году. Л.И. Денисов  " Православные монастыри Российской империи " , 1908 г. На берегу Мсты в городе Боровичи стоит один из древнейших русских монастырей - Свято-Духов. Он был основан монахами-отшельниками и подвижниками, искавшими уединения, в очень древние времена. Место это было тихое, красивое, уединённое, за то и выбрали его будущие насельники. С трёх сторон равнину, на которой стали строить монастырь, закрывали холмы, поросшие хвойным лесом. Они укрывали местность от сильных ветров, а с юго-западной стороны река Мста защищала от нежеланных " гостей " . Точная дата основания обители неизвестна. В 1732 году архивы монастыря погибли при пожаре, но то, что он является одним из древнейших на Русской земле, сомнений не вызывает. На древней раке с мощами святого Иакова указано, что Свято-Духов монастырь был основан в 1327 году, от этой даты и отталкиваются исследователи. Прославился же монастырь в XVI веке, когда сюда, в 1544 году, были перенесены мощи святого Иакова. Дубовая колода, в которой лежало тело юноши, на льдине пристала к берегу в 1540-м году. Жители Боровичей, не разобравшись, оттолкнули её от берега на середину реки Мсты. Но льдина вновь прибилась к берегу, после этого мощи были отнесены в часовню, а в 1544 году - в Свято-Духов монастырь. После того как в 1572 году были документально зафиксированы первые исцеления от мощей Иакова Боровичского (а скорее всего, подобные исцеления происходили и раньше, просто в летописях они не фиксировались), дела монастыря пошли в гору. Царь Иван Грозный, который весьма почитал новоявленных святых, наделил обитель угодьями и землями.

http://sobory.ru/article/?object=05290

Свято-Троицкий кафедральный собор в Боровичах Новгородской области передан Церкви 29 мая 2018 г. 16:56 27 мая 2018 года, в праздник Святой Троицы, в верхнем храме Свято-Троицкого кафедрального собора в Боровичах Новгородской области была совершена первая с 1927 года Божественная литургия. Богослужение возглавили митрополит Новгородский и Старорусский Лев и епископ Боровичский и Пестовский Ефрем . По окончании Литургии архиереи митрополии и губернатор Новгородской области Андрей Никитин подписали грамоту о передаче собора Русской Православной Церкви. Собор был построен в 1835-1862 гг. (архитектор Е.И. Марин). В 1930-1931 гг. собор был переоборудован в городской театр. В 1932 г. была взорвана колокольня и снесен находящийся рядом Введенский собор. В 1935 г. разобраны башни соборной ограды. В 1936 г. на месте колокольни был установлен памятник С. Кирову. Место, где стоял Введенский собор, в настоящее время является частью проезда Гагарина. Кирпич от разрушенных церковных зданий был использован на строительстве двух жилых четырехэтажных зданий на ул. Подбельского. До последнего времени в здании Троицкого собора размещался Дом культуры. Вопрос о передаче собора Церкви поднимался еще в 2000-2002 гг. Тогда была создана городская общественная организация «За сохранение здания Боровичского Троицкого собора и возвращение его Русской Православной Церкви». 31 мая 2013 г. верующим был передан нижний придел собора Святой Троицы. Нижние помещения и северный придел собора в те годы были арендованы под кафе, но владелец добровольно отказался от них в пользу Церкви. Тогда же в администрации района было принято решение о возвращении здания Православной Церкви в безвозмездное пользование во исполнение Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Перед этим необходимо было построить новый Дом культуры. К его возведению приступили в 2015 г., завершилось строительство в конце прошлого года. Первое богослужение в возрождаемом соборе было совершено в 2013 г. 24 июня, в день Святого Духа, епископ Боровичский и Пестовский Ефрем отслужил в храме молебен Святой Троице. Первая Литургия в нижнем храме Свято-Троицкого собора была совершена 25 января 2014 г. 13 июля 2016 г. был освящен престол в честь св. блж. Ксении Петербургской, а 27 декабря — в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. По материалам сайтов Троицкого кафедрального собора и Новгородской епархии Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5212284.ht...

Валдай. Иверский монастырь. Церковь Иакова Боровичского. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Архимандрит Феодосий в 1670 году просит митрополита Новгородского Питирима, построить церковь во имя Св. Иакова Боровичского, так как с 1654 года в монастыре находятся мощи святого, а церкви во имя его нет. Был построен деревянный храм, на северо-восточной границе монастыря, в саду. В 1700 году деревянная церковь Иакова Боровичского с больницею сгорела и на ее месте в 1702 году был построен каменный храм с больничными кельями и трапезной палатой. Корпус больницы и трапезной первоначально, видимо, были одноэтажными. Впоследствии, был достроен второй этаж. Церковь во имя св. Иакова Боровичского одноэтажная, квадратная в плане, перекрытая коробовым сводом, с полукруглой апсидной частью. Над кровлей возвышается высокий широкий купол с круглым барабаном и шаровидной главкой. Вход в храм со стороны южного фасада, из сада. Иконостас в храме был трехъярусным, оформленным пилястрами и резными изображениями херувимов. Комплекс перестаивался в XIX веке. В течение ХХ столетия церковь потеряла купол, так как использовалась как жилое помещение. В комплексной реставрации 2005-2007 годов церковь во имя св. Иакова Боровичского с больницею и трапезною была восстановлена на XIX век. Информация с сайта монастыря http://www.iveron.ru/61/ Во время комплексной реставрации (2005-2007 гг.) церковь во имя св. Иакова Боровичского с больницею и трапезною восстановили. 17 июля 2014 года Митрополит Лев освятил здание церкви во имя новомучеников и исповедников Российских. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=09108

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010