Изъятие монастырского имущества имело место еще до вступления в силу декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В ночь на 18 янв. 1918 г. в Юрьев мон-рь прибыли конные вооруженные солдаты для реквизиции скота, хлеба, овощей, сена и овса. Согласно предъявленному солдатами предписанию, разрешалось оставить по 1 корове на 5 рабочих, не считая монахов, к-рые «исключены из пользования молоком». После того как братия обители накормила солдат, устроила их в лучшие кельи и позаботилась о лошадях, солдаты забрали 7 коров из 14, а 2 велели срочно продать. Продовольственные запасы не изымались. Во мн. др. мон-рях реквизировали скот. 19 янв. 1918 г. комиссия из 3 членов Боровичского уисполкома описала имущество боровичского Духосошественского мон-ря. После этого для защиты монастырского имущества у ограды обители собралась толпа, члены комиссии были избиты. Впосл. губ. ревтрибунал приговорил участников избиения к штрафам. Настоятель Валдайского Иверского мон-ря архим. Иосиф (Николаевский-Невский; впосл. епископ) докладывал в Новгородскую духовную консисторию, что крестьяне с разрешения волостных земельных комитетов начали рубить лес на монастырских дачах Короцкого во имя свт. Тихона Задонского женского, Успенского женского и боровичского Духосошественского мужского мон-рей, а рыбные ловли на принадлежавшем Валдайскому Иверскому мон-рю Ужинском оз. местный волостной земельный комитет сдал в аренду «помимо монастыря». Протесты монашествующих власти игнорировали. В нек-рых случаях верующим недолгое время удавалось защищать монастырское имущество. 22 янв. 1918 г. еп. Алексий сообщал митр. Арсению, что «в Хутыни народ отстоял и не дал отнять коров». Однако вскоре в Хутынский монастырь прибыли 27 вооруженных солдат и изъяли скот. 29 янв. (11 февр.) 1918 г. еп. Алексий возглавил общее собрание «объединенного духовенства и мирян» для обсуждения вопроса об охране церковных ценностей и о защите интересов Церкви. Оно началось в консистории, но из-за большого числа участников было перенесено в Софийский собор. Собрание постановило защищать святыни и церковные ценности; для этих целей было образовано братство. На собрании также обсуждалось проведение крестного хода с молениями об избавлении Церкви от гонений, но еп. Алексий отклонил этот вопрос. 30 янв. (12 февр.) Тихвинский викарий узнал о том, что 28 янв. (10 февр.) аналогичный крестный ход в Москве «прошел хорошо». 11(24) февр. состоялся крестный ход из Софийского собора в Знаменский, а затем в Никольский. Еп. Алексий отмечал, что в шествии участвовал «весь Новгород», а сам архиерей готовился к крестному ходу без страха, но «как к последнему, и приготовился вернуться домой - или раненым, или убитым…». Однако мероприятие, по словам еп. Алексия, прошло «удивительно хорошо, и величественно и внушительно», при этом удалось избежать эксцессов (Письма Патриарха Алексия своему духовнику. С. 116, 119-120).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В преданиях И. предстает также крестьянином, судовщиком (бурлаком), к-рый «принял Христа ради юродство и был убит громом» ( Голубинский. С. 88; Секретарь. 1998. С. 272-275). Прав. Иаков Боровичский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК) Прав. Иаков Боровичский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК) Свящ. Иоанн и диакон в «обыске чудес» 2 июля 1544 г. писали: «Смотрили умершаго Иакова, а он лежит в мощах: глава вся цела, и плоть его присохла к костем, око левое полно, а правое половина впало, губы обе целы, а ухо левое полно, а правое поизлежало, на обеих странах плоть личная от щек оттянулась и ис(со)хла, и на лице плоть костям прис(о)хла; рука левая по локоть с костью по запястье с телом зас(о)хла, и нохти и персты - все цело... а правая рука по локоть с костью, два перста у ней, а иные поотпали, а на перстех плоть и нохти есть; а по левой стране ребра засохли с плотью; а правыя страны ребра распалися, две ребренных кости держатца с теми грудми, а прочие уды все развалилися - лежат кости обнаженны» (ГИМ. Син. 447. Л. 349-349 об.). В Сказании о чудесах от мощей И. сообщается, как, получив «обыск чудес», архиеп. Феодосий обратился к Московскому митр. св. Макарию . Тот прислал грамоту, в к-рой предписывал создать комиссию для перенесения мощей И. в новопостроенную ц. Сошествия Св. Духа в боровичском Свято-Духовом мон-ре. Второй частью Сказания о чудесах от мощей И. является грамота архиеп. Феодосия от 6 окт. 1544 г., составленная дьяком Третьяком Федоровым, согласно которой игум. новгородского Антония Римлянина монастыря Константину и свящ. Иоанну вместе с др. клириками и жителями Боровичей предписывалось перенести мощи И. из часовни на берегу Мсты в Боровичский мон-рь, положить их в раку у юж. дверей Свято-Духовской ц. и устроить над мощами гробницу. Благословлялось впредь ежегодно отмечать день перенесения мощей панихидой и обедней. Как свидетельствует 3-й документ, перенесение мощей произошло 23 окт.

http://pravenc.ru/text/200241.html

И егда наченшу ми онему творити, видх у лежащего руки, яко благословящия, и отпрятовашеся, яко жив, и руки своя складоваше на перси своя по чину» (л. 62), а узнавание происходит только на следующий день, когда патриарх в присутствии митрополита и монастырских властей вскрывает нетленные мощи Иакова Боровичского и по останкам святого отождествляет его с тем «некоим человком» из своего видения: «В суботу же по совершении святыя литоргии пв молебная и вземше святыя мощи с ветхою древяною ракою, яко да преложим святыя мощи Иякова от ветхия в новую сребряную раку, и открывше, видх святыя руки Ияковли, якоже видх во сн благословящими, и святыя его перси нетлнны. И положих тако, якоже видх во сн по чину на святыя его перси » (л. 62об.). Цель этого видения Никона не только прославить монастырь, но и создать почву для местного почитания и прославления святого Иакова Боровичского. Не случайно сборник «Рай мысленный» открывается гравюрой с изображением святого Иакова Боровичского, Христа ради юродивого (л. 1об.). Дело в том, что достоверных сведений о происхождении и жизни праведного Иакова не сохранилось. По преданию, он сын простых поселян (ремеслом судовщик или бурлак), будучи молодым, принял юродство и погиб от удара грома 476 . На иконах блаженный Иаков изображается в отроческом возрасте со скрещёнными на груди руками 477 – как раз на эту деталь (скрещённые на груди руки) обращает внимание Никон, описывая мощи святого. Тело будущего местночтимого святого в полуразрушенной колоде весной 1540 г. было принесено на льдине по реке Мста к селу Боровичи в Новгородской области. По преданию, местные жители три раза отталкивали льдину от берега, трижды она возвращалась обратно. Праведник Иаков явился во сне нескольким жителям, после чего гроб с телом отрока был перенесён в построенную на берегу часовню. Последовавшие от мощей чудеса тщательно фиксировались при новгородском архиепископе Феодосии. По благословению московского митрополита Макария осенью 1544 г. мощи были перенесены в боровичскую церковь Сошествия Святого Духа 478 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

св. Иоанна Воина в Москве. Ансамбль с собором образует базиликальная Введенская ц. (1762, 1788, перестроена). Близки к Троицкому собору по архитектуре Богоявленский собор в пос. Демянск (1780, не сохр.) и Александро-Невская ц. в с. Яжелбицы Валдайского р-на (1805) с барочно-классицистическим декором. Центрический тип барочного храма с венчающим восьмериком и главкой представляют Петропавловская ц. в дер. Пирусс (1757-1760), Преображенская ц. в дер. Ровное Боровичского р-на (1767, разрушается). Величественный Георгиевский храм в дер. Тельбовичи Боровичского р-на (1779, разрушается) представляет собой провинциальную реплику Воскресенского Смольного собора с упрощенной отделкой и приземистыми пропорциями. Собор в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и во имя Трех святителей в Отенском мон-ре (1808, не сохр.) имел редкую 2-колоколенную композицию над зап. фасадом и завершения основного объема небольшими восьмериками со шлемовидными куполами. Однокупольная ц. во имя св. Иоанна Воина в дер. Миголощи Хвойнинского р-на (1812) сохраняет барочные черты в плане (тетраконх) и в декоре. В деревянном зодчестве выделялись ярусные 3-частные храмы с колокольнями, напр. Преображенская ц. в с. Мошенском (1722, не сохр.), Никольская ц. (1783) из дер. Высокий Остров Окуловского р-на, с шатровой колокольней над притвором (Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы»). Основной объем четверика Георгиевской ц. в дер. Ручьи Крестецкого р-на (1741) был завершен 2 восьмериками и куполом с главкой, 3-ярусную колокольню венчал купол со шпилем (руины). Деревянная Рождество-Богородицкая ц. в дер. Сопины Боровичского р-на (1748, сохр. фрагмент) имела вид ступенчато расположенных 3 восьмериков на четверике. Трехчастные ярусные храмы с колокольнями над притвором представляли собой церкви: Троицкая в с. Поддорье (1772, не сохр.), Духовская в дер. Городцы Волотовского р-на (1832, не сохр.) и, вероятно, Покровская в Муссах (ныне в черте г. Сольцы). Чаще строились клетские 3-частные церкви: Троицкая в дер.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Валдае (1826). Близки к ротондальной композиции церквей Никольская в дер. Волок Боровичского р-на (после 1799) и Успенская в дер. Илемно Солецкого р-на (руины). Выдающимся памятником классицизма являлся ансамбль усадьбы А. А. Аракчеева в Грузине Чудовского р-на, включавший дворец, собор и колокольню, многочисленные памятники и служебные постройки (не сохр.). Собор во имя ап. Андрея Первозванного (1805-1806), вероятно спроектированный архит. Ф. И. Демерцовым, автором др. усадебных строений, был квадратным в плане, 4-столпным, 2-светным, крестово-купольным, с массивным куполом на высоком барабане, с 6-колонными портиками ионического ордера на зап. и вост. сторонах. Ампирная колокольня по проекту Стасова (1822) включала 3 яруса, оформленные дорическими колоннами, лежачими окнами, полуциркульными нишами, колоннадой, шпилем. В архитектуре отдаленной новгородской провинции черты провинциального классицизма доминировали не только в 40-х гг. XIX в., но и позднее, напр. в церквах: центрической Успенской в дер. Свинорд, ныне Невское Солецкого р-на (1848); Скорбященской в дер. Заполье Батецкого р-на (1851, перестроена из часовни столичным учителем А. Соколовым по плану архит. Павлова); Пятницкой в дер. Серафимовке Боровичского р-на (1855); во имя свт. Василия Великого в дер. Болонье Боровичского р-на (1858); Успенской в с. Велилы Марёвского р-на (1875). В классицистических формах была перестроена в Вел. Новгороде Пантелеимоновская (Николо-Кочановская) ц. (1857). Церковь во имя вмц. Екатерины в Валдае. 1793 г. Архит. Н. А. Львов. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя вмц. Екатерины в Валдае. 1793 г. Архит. Н. А. Львов. Фотография. 10-е гг. XXI в. Именно в Новгородской епархии в 20-х гг. XIX в. появились сооружения, достоверно, а не в романтическом духе воспроизводящие древнерус. прототипы, чему содействовало изучение новгородских памятников архит. Н. Е. Ефимовым по поручению А. Н. Оленина в февр.-марте 1827 г. Первым опытом стала масштабная реконструкция древнего новгородского Юрьева мон-ря в 1823-1826 гг.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Валдайский Иверский монастырь Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь   — православный мужской монастырь на Сельвицком острове Валдайского озера в Валдайском районе Новгородской области, в 10 км от города Валдай. Один из трёх монастырей, построенных по инициативе патриарха Никона, — наряду с Новоиерусалимским и Крестным. Содержание История [ править править код ] Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол, Никон высказал своё намерение основать в России монастырь по образу и подобию Иверского монастыря на горе Афон. Царь Алексей Михайлович одобрил предприятие патриарха и выделил из казны средства для устройства обители. По свидетельству Павла Алеппского, монастырь предполагалось строить в «афонских архитектурных традициях», даже монашеские облачения должны были соответствовать греческим образцам. Выбор места для монастыря связан с видением, которое Никон имел во время путешествия на Соловки за мощами митрополита Филиппа. Летом 1653 началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый — во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия. При первом посещении строящейся обители в феврале 1654 года Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест (так гласит местное предание). Сохранилось письмо патриарха царю, где он сообщает о видении над островом знамения в виде огненного столпа. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским». В 1653 году под наблюдением Патриарха началось каменное строительство монастырских храмов и зданий. Никон сам освятил новосозданную обитель; по распоряжению Патриарха в феврале 1654 в монастырь из Боровичского монастыря были перенесены святые мощи Иакова Боровичского.

http://azbyka.ru/palomnik/Валдайский_Иве...

Власти Новгородской области обсуждают вопрос возвращения Церкви здания собора в Боровичах 9 апреля, 2013. Новостная служба Напомним, недавно учащиеся Боровичской школы искусств по религиозным соображениям отказались петь на сцене городского Дома культуры, находящегося в здании собора. 9 апреля. ПРАВМИР. Заместитель Главы администрации Новгородской области Александр Смирнов провел совещание в городе Боровичи по вопросу, связанному с возвращением Собора Святой Троицы Русской Православной Церкви. Об этом сообщается на сайте администрации Новгородской области . В совещании приняли участие представители комитета культуры Новгородской области, Боровичской Епархии, руководители Администраций района и города, районных учреждений культуры. Собор находится в центре города Боровичи и до 1927 года использовался по первоначальному назначению. В настоящее время объект культурного наследия находится в собственности Администрации Боровичского городского поселения и здесь располагается городское учреждение культуры. К рассмотрению возможности возвращения Собора Святой Троицы Боровичской Епархии планируется вернуться на совещании в конце апреля 2013 года. Напомним, недавно учащиеся Боровичской школы искусств по религиозным соображениям отказались петь  на сцене городского Дома культуры, находящегося в здании собора. Школьницы написали письма Президенту РФ Владимиру Путину, Председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву, губернатору области Сергею Митину, главе города Боровичи Борису Преображенскому и главе района – Марине Костюхиной с просьбой перенести мероприятие в любое другое здание. Под письмами авторы собрали более десяти подписей своих сверстниц и надеются на положительное решение. В городе Боровичи действует городская общественная организация «За сохранение здания Боровичского Троицкого Собора и возвращение его Русской Православной Церкви». Она была создана в 2000 году группой православных верующих города Боровичи, которые обращаются в соответствующие инстанции с просьбой вернуть Русской Православной Церкви здание Свято-Троицкого собора, в котором расположился Городской Дом Культуры.

http://pravmir.ru/vlasti-novgorodskoj-ob...

На территории Н. м. находится почитающееся с XVII в. святым оз. Валдай; с того же времени расположенный на одном из его островов Иверский мон-рь носит название Святоозерский. Др. св. озеро, у деревень Менюша и Ст. Веретье Шимско-го р-на, связано с почитанием прав. младенцев Иакова и Иоанна Менюшских. В Н. м. почитаются св. источники: во имя прп. Варлаама Хутынского (в дер. Хутынь Новгородского р-на), во имя прп. Иакова Боровичского в Боровичах, во имя прп. Михаила Клопского (близ дер. Ст. Ракомо Новгородского р-на), в честь Казанской иконы Божией Матери (в дер. Горушка Окуловского р-на и близ дер. Ижицы Валдайского р-на), в честь Иверской иконы Божией Матери (близ дер. Липица Демянского р-на), в честь Тихвинской иконы Божией Матери (близ дер. Фалалеево Мошенского р-на и дер. Ужин Валдайского р-на), в честь иконы Божией Матери «Всецарица» (близ дер. Опарино-1 Хвойнинского р-на), в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (близ дер. Ватагино Окуловского р-на), в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (близ дер. Заполье Шимского р-на, в пос. Хвойная Хвойнинского р-на, в Боровичах), в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (в с. Левоча Хвойнинского р-на), во имя св. Иоанна Предтечи (близ деревень Каменная Гора и Твёрдово Демянского р-на), во имя апостолов Петра и Павла (близ дер. Устрека Мошенского р-на), во имя прор. Илии (близ дер. Носково Хвойнинского р-на), во имя свт. Николая Чудотворца (близ дер. Перетёнка-2 Окуловского р-на), во имя прп. Сергия Радонежского (близ дер. Стегново Окуловского р-на), во имя вмч. Пантелеимона (близ дер. Великуша Окуловского р-на, между деревнями Мутишино, Лезгино и Заделье Хвойнинского р-на, близ дер. Подсосонье Демянского р-на), во имя вмц. Параскевы Пятницы (близ с. Едрова Валдайского р-на, дер. Бор Валдайского р-на, дер. Холова Крестецкого р-на, деревень Серафимовка и Жадины Боровичского р-на, дер. Илемно Солецкого р-на, дер. Абросово Пестовского р-на, дер. Сорокопенно Старорусского р-на), во имя прп. Серафима Саровского (близ г. Окуловка), во имя мучеников Флора и Лавра (в дер. Меглецы Мошенского р-на), во имя вмч. Димитрия Солунского (близ дер. Подол Мошенского р-на), родник «Святой ручей» (близ дер. Селище Любытинского р-на), Свято-Духов источник (близ дер. Львово Мошенского р-на), во имя прав. Феодора Ушакова (близ дер. Молочково Солецкого р-на), во имя всех святых (близ пос. Угловка Окуловского р-на, в дер. Бельково Мошенского р-на), «Ключик» на месте обретения в XVII в. почитаемого списка иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (близ дер. Мышкино Пестовского р-на) и др.

http://pravenc.ru/text/2577769.html

В 1654 г. по инициативе Патриарха Никона грамотой царя Алексея Михайловича с. Боровичи и мон-рь с земельными владениями были приписаны к валдайскому в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рю . Мощи св. Иакова по указу Патриарха были перенесены в собор Валдайской обители, в Святодуховской ц. Б. м. оставили ковчег с ребром святого. Опись Б. м. 1658 г. упоминает 3 обветшавших деревянных храма: соборы в честь Сошествия Св. Духа с шатровым завершением и Покровский, ц. во имя св. Иакова Боровичского над зап. вратами, а также деревянные колокольню, 2 кельи и хлебню. При участии Патриарха Никона в Боровичах, на левом берегу Мсты, был основан Новодухов мон-рь, в 1664 г. там заложили каменный храм. Часть деревянных построек, в т. ч. надвратный храм из Б. м., перенесли во вновь устроенную обитель. После низложения Патриарха Никона строительные работы в Новодуховом мон-ре прекратились. В 1673 г. недостроенную каменную церковь разобрали, кирпич использовали при возведении в 1674-1676 гг. каменного храма в честь Сошествия Св. Духа в Б. м. В строительстве участвовали каменщики из Валдайского мон-ря, оттуда же в новый собор перевезли убранство для алтаря, подаренное кн. Ф. Мстиславским. Из Новодухова мон-ря в Б. м. перенесли деревянные строения, в т. ч. ц. во имя Иакова Боровичского. В 1712 г. Валдайский и Боровичский мон-ри с вотчинами были приписаны к Александро-Невскому мон-рю, в 1730 г. Б. м. вновь значился приписным к получившему самостоятельность Валдайскому мон-рю. После пожара 1732 г. и наводнения 1743 г. в Б. м. были построены новая деревянная ограда с башнями, к востоку от собора -деревянные св. врата с ц. Иакова Боровичского. В описи 1765 г. упоминается также каменная колокольня при соборе Св. Духа. Вместо деревянной, сгоревшей в 1778 г. была построена каменная надвратная церковь с колокольней (1792). Рака с частицей мощей св. прав. Иакова Боровичского в Свято-Духовском соборе. Фотография. 2002 г. Рака с частицей мощей св. прав. Иакова Боровичского в Свято-Духовском соборе. Фотография. 2002 г.

http://pravenc.ru/text/153209.html

В начале XVIII века монастырю принадлежало 78 крестьян мужского пола, 1250 десятин земли, 36 голов крупного рогатого скота, 30 лошадей. В приписных к монастырю пустынях числилось 194 души. Основание церкви Благовещения было заложено в 1706 году и освящено во имя Иакова Боровичского , а через строящийся храм был переименован в Благовещенский, а придел в соборном храме - во имя Иакова Боровичского. При этой церкви была трапеза и кухня с другими службами. Верхний этаж над службами был оборудован под кельи, но епархиальное начальство запретило это и велело кельи разобрать, так как при церкви быть им неприлично, но их не разобрали и они давили на церковь, и от этого начали образовываться трещины в своде, и храм пришлось разобрать (1881). В 1756 году, при игумене Мисаиле, началось строительство Сретенской церкви устроена, закончена в 1757 году, при игумене Феодосии. Длина церкви 6 сажен, ширина 4 сажени. Сретенская церковь не сохранилась. 1 октября 1838 года архиеп. Григорием (Постниковым) освящен Никольский собор. Предполагают, что над росписью работали калязинские живописцы Никифор Степанович Крылов (1802-1831) и Алексей Васильевич Тыранов (1817-1900), будущие ученики художника Алексея Гавриловича Венецианова(1780-1847), который неоднократно бывал в монастыре. В 1875 году в Николаевском пустыни открыт дом для престарелых и больных, а также школа. В 1881 году старая Благовещенская церковь с пристройками была разобрана. 9 мая 1882 года на этом месте была заложена новая Благовещенская церковь с приделом в честь святителя Арсения епископа Тверского . Храм освящен в 1883 году. Здесь размещалась монастырская библиотека, которая насчитывала несколько сотен томов разных книг - и богословских, и художественных. На хоре когда-то пел Фёдор Иванович Шаляпин (1873–1938). К началу XX века в заштатной необщежительной Николаевской Теребенской пустыни в Вышневолоцком уезде были следующие церкви: Закрытие и возрождение монастыря В 1919 году все монастырское имущество было реквизировано. На базе монастыря сформирована монашеская сельскохозяйственная артель. Но она просуществовала недолго. До 1927 года здесь служил священником будущий преподобномученик Анатолий (Ботвинников) . Пустынь закрыта в 1930-е годы. В помещениях пустыни долгое время располагался птицеводческий совхоз.

http://drevo-info.ru/articles/12834.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010