Семен Андреевич Ушанов из села Опеченский Посад сделал землякам необычный подарок – разбил дендропарк на берегу реки Мсты. Такого парка нет не только в Великом Новгороде или Питере, но и в самой Москве. …Как-то утром опеченского медведя здорово перекосило. И виною тому была не холодная ночь, потому как медведь был хоть и говорящий, но неживой, деревянный, и простудам по этой причине не подверженный. С мишкой ночью кто-то явно мерился силами, пытаясь его «уложить на лопатки», да не получилось. И за что? Бранных слов от медведя жители села Опеченский посад, что притулилось к берегу норовистой реки Мсты, сроду не слыхивали. Вот и приходилось догадываться, кто и главное, зачем прошлой ночью боролся с мишкой, пытаясь досадить не столько деревянной скульптуре, сколько ее создателю – инвалиду-фронтовику, бывшему санитарному врачу а ныне пенсионеру Семену Андреевичу Ушанову, который и подарил Боровичскому селу Опеченский посад не только говорящего медведя и мужика, беременного пчелами, но целый дендропарк – с зарыбленным прудом, фонтанами, смотровой площадкой, сварганенной из старого стогометателя, островом молодоженов, а главное – с десятками видов диковинных деревьев и растений, которых никогда ранее и не видывали в этих местах. И все – без копейки казенных денег, на свою фронтовую пенсию, своими руками да руками немногочисленных помощников, увидевших в стараниях Семена Андреевича не корысть, не старческую причуду, а великую силу любви к земле и землякам, которые, однако, не всегда воспринимали сделанное для них с должным пониманием. Это не совсем так, что любовь порождает только любовь. Где любовь, там и ненависть. Где добро, там и зло. Другое дело, как к этому относиться. – Есть люди злопамятные. Они обозлены на весь мир, хотят всем отомстить, ну вроде Новодворской, – рассуждает Семен Андреевич. – Или: делаешь человеку добро, а он тебя все равно ругает. Просто все разные… Отец его Андрей Тимофеевич, или Тимохин, как его звали, во времена нэпа взял гектаров пять земли, напилил леса – решил большой дом строить. Трудился, не досыпал, и дела в гору пошли – две коровы завел, овец, лошадь. А тут коллективизация. Гони, говорят, Андрюха, свою живность на общий двор. Не захотел. Стали отбирать силой. Сперва корову. Потом лошадь, она долго затем хлеб из пекарни возила. Потом овец. А там и до имущества дошло…

http://pravoslavie.ru/37414.html

Arhiva La Veliky Novgorod a avut loc o mas rotund dedicat problemelor difuzrii în regiuni a crilor cu coninut moral-spiritual 28 februarie 2013 20:04 27 февраля 2013 года в малом зале областной филармонии в Новгородском кремле, в бывших Митрополичьих палатах, прошел круглый стол «Проблемы распространения книжной продукции, направленной на духовно-нравственное просвещение граждан, в регионах России». В мероприятии приняли участие председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент , митрополит Новгородский и Старорусский Лев , епископ Боровичский и Пестовский Ефрем и заместитель главы администрации Новгородской области Александр Смирнов. Ведущим круглого стола стал сотрудник выставочного сектора секретариата внешних связей Издательского Совета священник Андрей Степанов. На форуме, который собрал более 100 участников, обсуждались проблемы и возможные направления расширения сотрудничества федеральных, региональных властей и Издательского Совета Русской Православной Церкви по созданию условий для сохранения культурно-исторического наследия, духовно-нравственного возрождения страны, популяризации чтения и стимулирования авторской деятельности. Митрополит Калужский и Боровский Климент рассказал об основных программах и проектах Издательского Совета в этой сфере. В дар библиотеке Новгородской митрополии владыка передал комплект книг 287 наименований. Митрополит Лев и заместитель главы администрации Новгородской области Александр Смирнов изложили свое видение проблем и путей сотрудничества светских и церковных организаций в области книгоиздания и распространения духовно-просветительской литературы. Писатели Виктор Николаев и Анатолий Молоканов рассказали о проблемах, с которыми сталкиваются современные авторы. Заведующая отделом редких книг и документов Белорусского государственного университета культуры и искусств Тамара Самойлюк поделилась опытом интеграции православных библиотек в светскую библиотечную систему Республики Беларусь. Руководитель секретариата информационных технологий Издательского Совета Русской Православной Церкви Сергей Буянов познакомил присутствующих с основными направлениями деятельности Издательского Совета в библиотечной сфере и призвал светских и православных библиотекарей к более тесному сотрудничеству, а также рассказал о грантовой поддержке наиболее интересных библиотечных проектов в рамках направления «Культура» международного конкурса «Православная инициатива» . В этот же день в Областной универсальной научной библиотеке состоялась творческая встреча лауреата Патриаршей литературной премии писателя Виктора Николаева с читателями. Издательский Совет /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/2821416...

Лагеря и ссылка Библиотекаря 73-й школы Оболенскую арестовали 14 сентября 1930 года. Об освобождении хлопотала сестра Ленина Анна, знавшая ее до революции как учителя в поселке «Самопомощь» на станции Саблино. Но на допросах Оболенская отвечала прямо: " Я не отношу себя к разряду людей, разделяющих платформу Советской власти...Мои разногласия с Конституцией советской начинаются от вопроса об отделении церкви от государства... Раскулачивание считаю мерой несправедливой по отношению к крестьянству, карательную политику Советской власти, как террор и пр., считаю неприемлемыми для гуманного и цивилизованного государства... Никаких к.р. группировок, организаций или отдельных лиц, активно враждебно настроенных к Советской власти, я не знаю, но одновременно заявляю, что называть какие бы то ни было фамилии, если бы речь шла об их причастности к политическому криминалу против Сов. власти, считаю недостойным себя, ибо знаю, что это в условиях советской действительности навлекло бы для них неприятности, вроде арестов, высылок и т.п.«Ей дали пять лет концлагеря. Пригодилось образование: Смольный институт и Курсы сестер милосердия. На Беломорстрое Оболенская работала в лагерной больнице. Была переведена в Свирлаг. В 1934 году освобождена. В 1936 году поселилась в Боровичах, преподавала немецкий язык в школе. Хронология убийства 23 сентября 1937 года начальник Боровичского оперсектора В.С. Бранинов просил командующего карательной операцией В.Н.Гарина «срочно выслать патроны для револьвера системы „Наган“ в количестве 3500 штук». В ответ получил из Ленинграда 3000 патронов с требованием акта о расходовании.20 октября Оболенскую арестовали.10 декабря члены ленинградской Особой тройки — чекисты Гарин, Л.М.Заковский и прокурор области Б.П.Позерн — вынесли ей заочный приговор в порядке выполнения заданий партии и правительства.18 декабря Бранинов и комендант оперсектора Рогозин оформили по накопившимся предписаниям общий акт о том, что 89 человек расстреляны 17 декабря 1937 года.Всего в Боровичах расстрелян 531 человек. Место погребения не найдено.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/12/8...

«Не ведомо нам, кто он и откуда», говорит Славеницкий. «Мы только благодарим блаженного Иакова. Он просиял Христовой силой чудотворений, подобно древним великим святым. В блаженном отроке сильный и дивный муж пришёл к нам в Русскую страну – охранять и соблюдать веру нашу во Христа» 294 . По слухам, блаженный Иаков был простой, но усердный к делу судовщик и принял на себя суровое юродство; скончался же убитый громом 295 . Самое первое явление прославившегося раба Божия было чудное. Надобно представить себе быстроту течения Меты, особенно страшно бурную силу её в весеннее время, когда самая сильная и ловкая рука гребца с трудом у берега может править ладьёй. По этой-то реке против течения её волн, во время вскрытия её, на третий день Пасхи, в 1540 году, несло громадную льдину (накру). Это было у грозных Боровичских порогов; но льдина неслась, наперекор массам воды, сбрасывающимся с порогов. Густой пар, как бы дым, поднимался со льдины, плывшей между камнями. – На ней увидели дубовую колоду: гроб без крышки, с почившим отроком. Как ни дивно было плавание льдины, крестьяне встретились с мыслью об ответе за мёртвое тело, – и положили проводить помимо селения гроб; принесли шесты и длинными шестами оттолкнули льдину от берега. Льдина однако не слушалась и возвратилась к берегу. Верёвками обмотав колоду, повлекли с льдиной по течению Меты и отвели версты за две от с. Борович. На рассвете следующего дня льдина опять явилась у берега, на прежнем месте. Её вновь отвели по реке; но и в третий раз возвратилась она к тому же месту. Старшинам ночью, не одному и не двум, явился во сне отрок, тот самый, которого видели они в колоде, и с упрёком говорил: «зачем, будучи христианами, немилостиво гоните меня христианина? Если хотите знать моё имя, то я Иаков, единоименный св. Апостолу Иакову». – Старшины поутру передали один другому видение, и вслед за ними народ поспешил на берег, чтобы благоговейно снять гроб со льда. Мощи поставлены в часовне 296 . Когда стали благоговейно лобызать нетленное и чистое тело, то явились чудесные исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Несмотря на пандемию, мы провели сертификацию центров для зависимых: в Георгиевском, в Саперном, в Екатеринбурге. 11 сентября, несмотря на отмену массовых мероприятий, при поддержке Минздрава прошел Всероссийский день трезвости. Мы вместе с Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ провели онлайн пресс-конференцию в ТАСС, федеральные СМИ сделали специальные репортажи к Дню трезвости. Всего по теме Дня трезвости в СМИ было 4044 сообщения. Специалист нашего Синодального отдела непосредственно участвует в написании грантовых заявок для церковных социальных проектов в епархиях. Из 23 поданных в 2020 году заявок, которые помогал составлять наш специалист, 20 победили в конкурсах: 16,2 млн получили социальные проекты в 15 епархиях. Несмотря на пандемию, мы провели конференцию по социальному служению для дальневосточных епархий: сначала в заочном, а потом в очном формате — в Южно-Сахалинске. Также провели конференцию на Камчатке. Там наши сестры милосердия организовали курсы по уходу. Еще до пандемии, в начале года, в Вильнюсе прошла наша вторая конференция по социальному служению для европейских епархий. Наши специалисты провели очные выездные семинары в 11 епархиях: Мурманской, Североморской, Калининградской, Боровичской, Гатчинской, Тихвинской, Рыбинской, Пятигорской, Екатеринодарской, Сочинской, Новороссийской. Ассоциация сестричеств много ездила в этом году, обучая уходу регионы. Наши сестры проводили занятия для представителей местных сестричеств и государственных учреждений в восьми городах: в Калининграде (две поездки), Анапе, Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске, Находке и Хабаровске, Пскове, Тюмени. В Калининграде при нашей поддержке на базе Балтийского университета теперь началась подготовка сестер милосердия. Они уже трудятся в калининградских больницах. В Москве, в больнице святителя Алексия, мы провели тематическую конференцию по уходу. На ней выступили представители Церкви, специалисты паллиативной помощи, руководители благотворительных фондов и представители сестричеств милосердия из разных регионов. Конференция проходила при поддержке фонда Тимченко, Департамента социальной защиты Москвы.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/02/pr...

Пахомий пользовался уважением и любовью Иверских настоятелей, архимандритов Лаврентия и Вениамина, которые сами проходили жизнь подвижническую и сочувствовали его духовному настроению. Он дожил свой век и скончался простым монатейным монахом. В течение 20-ти лет он жил в одной келлии в верхнем этаже братского корпуса, но по распоряжению монастырского начальства под конец жизни своей был перемещен в другую келлию, находившуюся в нижнем этаже, низменную и сырую, которая очень вредно повлияла на его и без того слабое здоровье. Трудно было старцу-молчальнику жить в этой келлии; но он все терпел, редко, когда жаловался близкой к нему Иверской братии на ее неудобство, а только видимо слабел и дряхлел. С наступлением 1886 года, о. Пахомий стал некоторым из друзей своих духовных прикровенно предрекать, что этот год будет последним в его жизни. Все складывал руки на груди, по примеру покойников, указывал на небо, а потом на землю, давая понять, что скоро душа его оставит сей мир, а тело опущено будет в землю. В начале 1886 года впервые был напечатан акафист св. праведному Иакову, Боровичскому чудотворцу, еще во дни настоятельства в Иверском монастыре архимандрита Вениамина. По напечатании этого акафиста положено в Иверском монастыре соборне совершать его еженедельно по вторникам пред ракой мощей св. праведного Иакова. О. Пахомий с великим утешением отнесся к этому молитвенному чествованию и прославлению многочтимого им угодника Божия. Когда акафист читался у раки мощей св. праведного Иакова, старец-молчальник с радостным выражением лица всегда его выслушивал, показывая нередко потом братии рукою, как он рад, что, наконец, и св. Иаков имеет акафист, в честь его составленный, как и прочие великие чудотворцы земли Русской. В августе 1886 года о. Пахомий стал видимо ослабевать в силах телесных и очень изменился. Близкие к нему лица из братии Иверской желали снять с него фотографическую карточку, но старец решительно от этого отказался, замахал рукою и начал плевать, что означало у него крайнюю степень неудовольствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных, и щедрот Своих да сподобит нас Христос Бог , Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Великомученница Ирина Память 5 (18) мая У магеддонского царя Ликиния была дочь Пенелопия, превосходящая красотой всех своих сверстниц. Отцу хотелось, чтобы дочь его выросла вдали от шума житейского, чтобы она не слышала ни одного грубого слова. Он выстроил за городом башню, в которой и поселил свою дочь. Прекрасна была ее жизнь в заботливой любви родителей: она не видела вокруг себя никакого горя, не слыхала о болезни и смерти, между тем сердце ее тосковало о Христе, еще ничего о Нем не слышав. Однажды в открытое окно к ней влетел голубь и положил на стол масличную ветку. Потом влетел орел с венком из различных цветов, а за ним – ворон со змеей. Удивившись, Пенелопия спросила своего учителя Апелиана, который был тайным христианином, что бы это значило. И он растолковал, что голубь знаменует ее благонравие, кротость, тихость и девичье целомудрие; масличная ветвь знаменует благодать Божию, которая будет подана Пенелопии; орел означает Царя и Победителя и предсказывает, что будет девица царствовать над страстями своими, возносясь богомыслием; а венец из цветов есть знамение того воздаяния, которое она примет от Христа в Небесном Его Царстве; ворон же со змеей указывает на врага-диавола, который причинит скорбь, печаль и гонение. В тот же день в башню пришли родители Пенелопии с просьбой назвать из перечисленных ими юношей того, кто станет ее мужем. Девица попросила семь дней на раздумье. Когда родители ушли, она обратилась к идолам с просьбой ответить ей: идти ли замуж или пребывать в девстве. Но идолы молчали. Тогда Пенелопия обратилась к истинному Богу с тем же вопросом. Когда она задремала, ей был ответ: «Больше не называйся Пенелопия, но Ирина: ты будешь прибежищем и мирным пристанищем для многих людей, и многие через тебя спасутся».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Когда ей было пятнадцать лет, захотел ее взять в жены епарх восточных стран Олимврий. Девица же, отличаясь целомудрием больше, чем красотой, кротко ответила, что верует во Единого Бога, Создавшего небо и землю, соединена с Ним сердечной любовью и иного жениха не желает. Услышав, что она христианка, епарх велел своим воинам взять ее и вести в город, где и подверг девицу различным мучениям, убедившись, что она не поддается на его сладострастные и льстивые речи. Марина мудро отвечала ему, исповедуя свою веру, и молилась, чтобы Господь укрепил ее и чтобы перед смертью сподобиться ей святого крещения. Крестной купелью для нее стала огромная бочка с водой, в которой епарх повелел утопить святую мученицу: зримо для всех спустилась с неба голубка, и над святой девой показался светлый столп, достигавший неба. Видя такое чудо, многие обратились в христианство. Марина приняла смерть, будучи обезглавлена. Тропарь, глас 3 Девства добротами преиспешренна, дево, нетленными венцы венчалася еси, Марино: кровьми же мученичества обагрена, чудесы просветившеся исцелений, благочестно, мученице, прияла еси почесть победы твоего страдания. Мученица Агния Память 21 января (3 февраля) Святая мученица Агния родилась в древнем Риме и была воспитана в христианской вере. На тринадцатом году жизни она временной смертью избавилась от смерти вечной и обрела нескончаемую жизнь, так как возлюбила Единого Подателя жизни и привязалась к Нему от юности. Она была юна годами, но совершенна разумом, прекрасна лицом, но еще прекраснее глубиной веры. Сын областеначальника Симфроний, увидев ее, возвращающуюся из женской школы, тотчас воспламенился любовью и начал присылать обильные дары. Святая Агния отвергала все присылаемое, как сор, и говорила, что она обручена лучшему Жениху и имеет от Него лучшие и более ценные дары. Юноша еще более воспламенился к ней любовью и впал в тяжкий недуг от скорби и печали. Тогда разгневанный начальник области стал исследовать, кто смеет унизить знатность его рода. Он узнал, что Агния – христианка, и призвал ее на суд, желая угрозами отвратить деву от Христа, но ему это не удалось. Он повелел обнажить святую и вести ее в непотребный дом, но Бог не допустил посмеяния и посрамления невесты Своей. По Божиему изволению длинные волосы спустились с головы до пят и прикрыли все тело Агнии, как плотная одежда. Господь осиял святую столь светлым блеском, что на нее не могли взирать глаза бесстыдных юношей. По ее молитве угас огонь костра, разожженного для мучения. А смерть Агния приняла от удара мечом в горло. Родители похоронили тело дочери на своем поле, недалеко от города, и здесь верные стали собираться на молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Одна из крупнейших в епархии приходских богаделен, рассчитанная на 12 мужчин и 12 женщин, находилась при ст. Окуловка Николаевской железной дороги (освящена 7 янв. 1908). Каменное здание построено приходским попечительством под председательством И. А. Соина, к-рый внес 4933 р.- 2/3 истраченной суммы ( Н. Из ст. Окуловки Ник. ж. д.//Новгородские ЕВ. 1908. 4. С. 116-117). В период первой мировой войны в Новгороде было открыто 2 лазарета на средства новгородских мон-рей и приходов: в бывш. доме гр. Орловой-Чесменской близ Юрьева мон-ря и в Арсениевском епархиальном доме. В лазаретах велась духовно-просветительная работа, помимо проповедей и богослужений шло обучение грамоте, арифметике, проводились религиозно-нравственные чтения, а в епархиальном доме даже играли на фисгармонии (Новгородские ЕВ. 1914. 44. С. 1423). Кухню и столовую этих лазаретов обслуживали монахини новгородских мон-рей, они же шили одежду для раненых. В Кирилловом Белозерском мон-ре отвели помещение для приема беженцев (в гостинице) и подготовили одно из зданий под лазарет на 20 чел. Созданный в начале войны Епархиальный комитет по призрению больных и раненых воинов с 1916 г. возглавлял еп. Тихвинский Алексий (Симанский). Н. и С. е. оказывала большую помощь защитникам родины и их семьям, отправляя пожертвования на их нужды. Напр., староста Тихвинского собора выдал из средств собора 75 р. в пользу Красного Креста и такую же сумму - в пользу местных семейств запасных солдат; приходское попечительство ольховской Казанской ц. Череповецкого у. пожертвовало 50 р. семьям ушедших на войну и 200 р.- в Череповецкий Комитет Красного Креста; Любытинская ц. Боровичского у. пожертвовала 500 р. в пользу Красного Креста и 100 р.- Новгородскому епархиальному комитету (Новгородские ЕВ. 1914. 37. С. 1180-1181). На Рождество и Пасху из Новгорода отправляли праздничные подарки вместе с поздравлениями и благопожеланиями владыки. А. А. Гаврилова, А. К. Галкин, А. П. П. Святыни и крестные ходы в XVII - нач. XX в. В XVII в. на территории епархии подвизались более 40 подвижников, из них 25 - выходцы из Соловецкого мон-ря, 7 - из Кожеезерского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Указом имп. Александра I от 9 сент. 1801 г. земли, переданные Новгородской губ. в 1796 г., вновь вошли в состав восстановленной Олонецкой губ. По указу имп. Александра I от 24 апр. 1802 г. в Новгородской губ. восстановлены Кирилловский, Крестецкий и Череповецкий уезды. Начиная с 1816 г. на территории Новгородского и Старорусского уездов стала создаваться система военных поселений (в 1817 там произошло крупное выступление военных поселян). По указу имп. Александра I от 7 авг. 1824 г. образован Демянский у. из части Старорусского у. (не вошедшей в округа военных поселений), отдельных волостей Валдайского и Крестецкого уездов и Холмского у. Псковской губ., при этом Старорусский у. был расформирован. После восстания в 1831 г. новгородских военных поселян округа военных поселений были переименованы в округа пахотных солдат. По указу имп. Александра II от 6 янв. 1859 г. на территории ликвидированных в 1857 г. округов пахотных солдат и частей Новгородского и Демянского уездов воссоздан Старорусский у. В сент. 1862 г. Новгород стал центром празднования 1000-летия российской государственности (соотнесено с известием «Повести временных лет» о призвании варягов в 862), в торжествах участвовал имп. Александр II. В хозяйственном отношении Новгородская губ. являлась преимущественно аграрным регионом. В Боровичском, Новгородском и Старорусском уездах развивались садоводство и огородничество. В XIX - нач. XX в. в хозяйстве Новгородской губ. значительную роль играли крестьянские ремесла и промыслы, в т. ч. лесной (рубка, вывоз, сплав леса, выгонка дегтя, заготовка дров, к-рые отправлялись на продажу в С.-Петербург), железоделательный (изготовление гвоздей) (все - в Устюженском и Череповецком уездах), гончарный (Тихвинский у.), косыночный (Кирилловский у.), заготовка сена для продажи в С.-Петербург, а также рыболовство, маслоделие, пчеловодство. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. развивалась промышленность, особенно производство огнеупоров, строительных материалов, лесопильное производство, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, стекольная, спичечная, фарфоро-фаянсовая отрасли. Начиная с последней трети XVIII в. массовый характер приняло отходничество, особенно в С.-Петербург (в 1914 - свыше 241,2 тыс. отходников).

http://pravenc.ru/text/2577771.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010