братьями Алфановыми и новгородскими князьями. Судя по перечисленным произведениям, образ Н., как и образ блж. Феодора, был непременной частью развернутого варианта иконографии Собора Новгородских чудотворцев и в соответствии со своими внешними признаками тяготел к лику св. князей. Вероятно, изредка Н. изображали в произведениях с индивидуальной программой. Так, согласно описи 1749 г., в новгородском Софийском соборе находилась настолпная икона избранных новгородских святых - в основном преподобных - с образом Божией Матери «Знамение» вверху. На ней были представлены Антоний Римлянин, Александр Свирский, Савва Вишерский, Варлаам Хутынский, Никандр Пустынножитель (Псковский?), а также прав. Иаков Боровичский и Никола, возможно именно Н. (Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII - нач. XIX в./Сост.: Э. А. Гордиенко, Г. К. Маркина . Новг., 1993. Вып. 2. С. 78; она же без перечисления всех святых упом. в Описи имущества Софийского собора 1833 г./Публ.: Э. А. Гордиенко, Г. К. Маркина//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 528). Если не считать подобных памятников, образы святого по-прежнему были редки, а композиции с парными фигурами Н. и юродивого Феодора, чье почитание оформилось к рубежу XVII и XVIII вв., по-видимому, отсутствовали, следов., новгородская иконографическая традиция не испытала воздействия парных образов московских и устюжских юродивых. Исторические связи Новгорода и долгое время входивших в его епархию сев. земель могли привести к созданию пядничной иконы «Свт. Иоанн Златоуст и Николай Кочанов в молении Нерукотворному образу Спасителя» XVIII в. из Воскресенской ц. в Каргополе (КИАХМЗ; Кольцова Т. М. Иконы Каргополя: Из собр. КИАХМЗ. М., 2014. Кат. 36. С. 78, 129), однако более вероятно, что замысел этого произведения был определен частным заказом и имел патрональный характер. Образ исполнен местным мастером, знавшим об основных признаках иконографии Н., но изобразившим его с крестом в воздетой деснице (возможно, в соответствии с рекомендациями нек-рых иконописных подлинников) и в короткой подпоясанной шубе, с руками, продетыми в ее рукава. Несмотря на явное родство с древними прототипами, этот образ Н. внешне далек от его изображений в привычных княжеских одеяниях.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРЕСТЕЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новгородской епархии, существовало в 1921-1927 гг. Постановлением патриарха Московского и всея России свт. Тихона и Высшего Церковного Совета от 23 мая 1921 г. было образовано вик-ство с центром в г. Крестцы (ныне поселок в Новгородской обл.) для окормления приходов в Крестецком у. 14 мая 1921 г. Новгородский и Старорусский митр. Арсений (Стадницкий) представил кандидата на кафедру - архим. Серафима (Велицкого), к-рый был хиротонисан во епископа Крестецкого 4 июля того же года в Софийском кафедральном соборе Новгорода. 2 июля 1922 г. митр. Арсений по вызову ГПУ уехал в Москву, предварительно поручив временное управление Новгородской епархией еп. Серафиму; в Новгород митр. Арсений не вернулся. С 1922 г. при поддержке местных властей в Новгородской губ. активно утверждалось обновленчество . Делегаты от Новгородской епархии, посетившие Москву, рекомендовали еп. Серафиму признать обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). 19 июля 1922 г. еп. Серафим созвал общеепархиальный съезд духовенства, который постановил «признать ВЦУ как единственный фактически существующий правящий орган, могущий при добром желании довести Церковь до восстановления законной церковной власти». По настоянию ВЦУ 13 авг. Новгородским «епископом» был избран вдовый прот. Александр Лебедев. Его «хиротонию» совершили Крестецкий еп. Серафим, Валдайский еп. Иосиф (Николаевский-Невский) и обновленческий «архиепископ» Иоанн Альбинский. «Хиротонию» не признали Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня , Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы , Юрьев новгородский и др. мон-ри епархии, новгородская Преображенская ц. 4 сент. 1922 г. обновленческое ЕУ предложило еп. Серафиму уехать из Новгорода в Крестцы или в М. Вишеру, куда решением Президиума ВЦИК от 2 мая 1922 г. был перенесен из Крестцов центр уезда (Крестецкий у. тогда же был упразднен). Еп. Серафим отказался; 13 сент. 1922 г. он получил назначение на Боровичскую епархию, от к-рого также отказался. 24 дек. 1922 г. еп. Серафим и Валдайский еп. Иосиф заявили о неповиновении ВЦУ, постановлением ВЦУ от 29 дек. они были уволены на покой.

http://pravenc.ru/text/2459017.html

В мероприятии приняли участие: митрополит Новгородский Лев; епископ Юрьевский Арсений, наместник Юрьева монастыря, руководитель курсов, преподаватель общецерковной истории; архимандрит Митрофан (Письменский), преподаватель истории монашества и аскетики; протоиерей Александр Ранне, методист курсов, преподаватель Священного Писания Ветхого Завета; протоиерей Сергий Золотарев, настоятель храма великомученика Феодора Стратилата г. Великого Новгорода, преподаватель православного вероучения; протоиерей Александр Гринь, клирик храма апостола Филиппа г. Великого Новгорода, преподаватель Священного Писания Нового Завета, основ богослужебного устава и литургики; диакон Андрей Кауров, клирик Софийского собора г. Великого Новгорода, преподаватель патрологии; Т.И. Кошелева, кандидат филологических наук, доцент Новгородского государственного университета, преподаватель церковнославянского языка; Г.Р. Столова, преподаватель истории церковного искусства Новгородского епархиального центра подготовки церковных специалистов; А.С. Смирнов, секретарь курсов, преподаватель основ социальной концепции Русской Православной Церкви. В ходе встречи состоялось обсуждение вопросов организации работы курсов на учебных площадках. Архимандрит Феофилакт (Безукладников) ознакомил преподавателей с единой программой курсов, особенностями преподавания предметов для монашествующих, поделился опытом проведения богословских курсов в других монастырях Русской Православной Церкви. После совещания выездная комиссия осмотрела учебные классы, проверила документацию курсов, библиотеку и компьютерное оборудование для дистанционного обучения. Комиссия отметила высокий уровень базовой учебной площадки богословских курсов для монашествующих Новгородской митрополии. 10 ноября выездная комиссия посетила Боровичскую епархию . Работу комиссии возглавил митрополит Новгородский Лев. В Свято-Духовом Иаково-Боровичском мужском монастыре г. Боровичи членов комиссии принял епископ Боровичский и Пестовский Ефрем . Деятельное участие во встрече также принял руководитель курсов епископ Юрьевский Арсений.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5861754...

В завершение дня гостям была проведена экскурсия по территории Новгородского кремля с посещением Софийского кафедрального собора, древнейшего из сохранившихся храмов на территории России, и Новгородского государственного музея заповедника, который обладает уникальным собранием древнерусской живописи, насчитывающим полторы тысячи икон середины XI — начала XX века.  16 апреля, посетив Иверский Валдайский мужской монастырь, комиссия прибыла в Боровичскую епархию , где встретилась с епископом Боровичским и Пестовским Ефремом . Помолившись у святынь Свято-Духова Иаковлева Боровичского монастыря, аккредитационная группа выехала в Свято-Троицкий Никандров женский монастырь Боровичской епархии для аттестации знаний насельниц. В обители гостей встретила настоятельница монастыря монахиня Варвара (Колосова) с сестрами обители. В Никандрово зачет проводили: митрополит Лев, архимандрит Митрофан (Письменский), секретарь Боровичской епархии, преподаватель дисциплин «Священное Писание Нового Завета», «Православное вероучение и основы Социальной концепции Русской Православной Церкви», «История монашества и аскетики», «Патрология» и «История церковного искусства» — иеромонах Даниил (Яцкин), преподаватель дисциплин «Священное Писание Ветхого Завета», «Общая церковная история», «История Русской Православной Церкви», «Церковнославянский язык» и «Основы богослужебного устава и литургики» — иеродиакон Иаков (Орлов), секретарь аккредитационной комиссии — инокиня Спиридония (Свердленко). Зачет сдали 11 насельниц монастыря. Владыка Лев поблагодарил настоятельницу и сестер за усердную подготовку и отличные ответы. Затем члены комиссии проверили библиотечный фонд и материально-техническую базу обители. Курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих Новгородской митрополии были организованы по благословению митрополита Льва на базе Юрьева мужского монастыря и получили представление Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви в 2021 году. Обучение проходило по очной форме (с использованием дистанционных технологий в период карантина) по единым рабочим программам базовой части, утвержденными Межведомственной комиссией по вопросам образования монашествующих, и индивидуальным программам дисциплин вариативной части: «Патрология» и «История церковного искусства». Основы базового богословского образования за период 2021-2024 уч. гг. получили 35 насельниц двух женских монастырей митрополии: Спасо-Преображенского Варлаамо-Хутынского и Свято-Троицкого Никандрова.

http://patriarchia.ru/db/text/6121732.ht...

2. Епархиальному архиерею Канской епархии иметь титул «Канский и Богучанский». 3. Временное управление Канской епархией поручить митрополиту Красноярскому и Ачинскому Пантелеимону.   ЖУРНАЛ 173 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Новгородского и Старорусского Льва с предложением об образовании новых епархий в Новгородской области. Справка: Архиепископ Лев обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с рапортом, в котором, в частности, сказано: «Архиерейский Собор 2011 года под председательством Вашего Святейшества в своих Определениях четко обозначил, помимо храмостроительства, сосредоточить внимание правящих архиереев на активизации миссионерской, социальной, молодежной, религиозно-просветительской и духовнообразовательной деятельности. На примере Новгородской епархии, административно соответствующей одноименной области и площадью в 54,5 тысяч квадратных километров, я могу сказать, что большая удаленность от епархиального центра и увеличение числа приходов не позволяют архиерею иметь постоянный тесный контакт со своей паствой… Не только уже день сегодняшний, но перспективы будущего подсказывают необходимость образования новых епархий на базе уже существующих». Архиепископ Лев внес на рассмотрение Священного Синода предложение об образовании в Новгородской области одной новой епархии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах Боровичского, Мошенского, Окуловского, Хвойнинского, Пестовского и Любытинского районов Новгородской области, — Боровичскую епархию, выделив ее из состава Новгородской епархии. 2. Епархиальному архиерею Боровичской епархии иметь титул «Боровичский и Пестовский». 3. Епископом Боровичским и Пестовским избрать архимандрита Ефрема (Барбинягра), клирика Новгородской епархии. Место наречения и хиротонии архимандрита Ефрема (Барбинягра) во епископа оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 3. Образовать в пределах Новгородской области Новгородскую митрополию, включающую в себя Боровичскую и Новгородскую епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/1909396.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ (Барбинягра Ефрем Александрович; род. 1 мая 1941 г., с. Гандрабури Ананьевского р-на Одесской обл) , еп. Боровичский и Пестовский. В 1956 г. окончил среднюю школу; работал в колхозе и нес послушание пономаря в Введенской церкви с. Гандрабури. В 1969-1972 гг. обучался в Ленинградской ДС. 1 янв. 1972 г. Никодимом (Ротовым) , митр. Ленинградским и Новгородским рукоположен в сан диакона (целебатом) в Николо-Богоявленском кафедральном соборе г. Ленинграда. 27 фев. 1972 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры рукоположен во иерея. 14 апр. 1972 г. назначен штатным священником Спасо-Преображенской церкви с. Бронницы Новгородского р-на Новгородской обл. 6 авг. 1972 г. освобожден от занимаемой должности и назначен штатным священником церкви св. ап. Филиппа г. Новгорода. 16 фев. 1976 г., согласно личному прошению, почислен заштат Новгородской епархии и принят в клир Одесской епархии. 23 марта 1976 г. митр. Херсонским и Одесским Сергием (Петровым) назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви с. Троицкое Любашевского р-на Одесской обл. 16 авг. 1976 г. переведен в с. Липецкое Котовского р-на Одесской обл. на должность настоятеля Архангело-Михайловской церкви. 21 дек. 1976 г. освобожден от занимаемой должности и назначен настоятелем Свято-Покровской церкви п. Саврань Одесской обл. 1 фев. 1977 г. переведен в Александро-Невский собор г. Ананьева Одесской обл. 14 марта 1977 г. согласно личному прошению почислен заштат с правом перехода в Новгородскую епархию. 30 мая митр. Ленинградским Никодимом назначен штатным священником церкви св. ап. Филиппа г. Новгорода. 12 фев. 1980 г. митр. Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) в Свято-Никольском храме г. Новгорода пострижен в монашество с именем Ефрем в честь прп. Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца. 25 июня 1981 г. назначен настоятелем церкви св. вмц. Параскевы г. Боровичи Новгородской обл. 21 июля 1981 г. митр. Ленинградским Антонием в Князь-Владимирском соборе г. Ленинграда возведен в сан архимандрита. 5 мая 1997 г. указом архиеп. Новгородского и Старорусского Льва (Церпицкого) назначен и.о. наместника Иверского Валдайского мужского монастыря с сохранением должности настоятеля церкви вмц. Параскевы г. Боровичи. 26 июня 2002 г. освобожден от должности и.о. наместника Иверского Валдайского монастыря и определением Свящ. Синода от 7 нояб. 2007 г. назначен наместником Иверского Валдайского монастыря.

http://pravenc.ru/text/1966786.html

Когда мы были в Новгородской области, специально поехали не в центральную епархию, а в сельскую, Боровичскую. Вот, скажем, город Пестово – это самый край Новгородской области, между Вологодской и Новгородской областью. Туда от любого областного центра ехать около 200 км, что от Вологды, что от Новгорода. Настоящая сельская глубинка. И в этой глубинке при храме святого праведного Иоанна Кронштадтского существует своя Православная служба добровольцев «Милосердие»: около 25 молодых, сплоченных людей, которые просто рвутся в бой, у них огромное количество идей! Есть там и центр гуманитарной помощи, в котором собирают, сортируют и раздают вещи. Храму отдали часть дома, в котором располагается муниципальный центр социальной защиты — и они устроили кризисный центр помощи беременным, молодым мамам в трудной ситуации. Там нет приюта: в нем нет необходимости. Но если кому-то нужна коляска, подгузники, продуктовые наборы, можно в этом центре все это получить. — И они не собираются уезжать в областные центры, поближе к культуре, цивилизации? — Я тоже их об этом спрашивал. Говорят: кто хотел, тот уже уехал. А они там живут, их все устраивает. Это их родина. Кто учится, кто работает. Они прихожане местного храма, который очень любят. У них замечательный священник отец Сергий, который это все поддерживает, вдохновляет их. На севере бездомных нет На службе, в храме Святого благоверного царевича Димитрия (Москва)      — Есть ли какая-то разница между югом-севером, западом-востоком по помогательской части? — На севере, например, нет бездомных, поскольку местные зимы ни один человек без жилья не перенесет. Все бездомные либо в Москве, либо на юге. На севере острее стоит проблема пьянства. Возможно, и условия сказываются: долгие полярные ночи, низкая, плотная облачность, серое небо, холод. А вот на юге, в Краснодарском крае, где мы были, действительно очень много бездомных-путешественников, которые попали в трудную жизненную ситуацию и каким-то образом оказались в Сочи. Что с ними делать — большой вопрос. Социальные центры стараются по возможности вернуть их домой. Но иногда приходится с бездомными что-то делать и на местах, устраивать как-то.

http://pravoslavie.ru/134754.html

На площади перед монументом предстоятель совершил молебен, после чего обратился к участникам торжеств и поблагодарил архиеп. Льва за труды по возрождению епархии. К 1 авг. 2011 г. в Н. и С. е. действовали 140 храмов, 7 мон-рей, 42 воскресные школы; в клире состояли 61 священник и 12 диаконов. Рассмотрев рапорт архиеп. Льва об учреждении на территории Новгородской обл. одной новой епархии, 28 дек. 2011 г. Синод постановил образовать Новгородскую митрополию, к-рая включила Н. и С. е. и выделенную из нее возобновленную Боровичскую епархию в составе Боровичского, Мошенского, Окуловского, Хвойнинского, Пестовского и Любытинского районов Новгородской обл. Боровичским и Пестовским епископом определено быть наместнику Валдайского Иверского мон-ря архим. Ефрему (Барбинягре). В тот же день Синод, заслушав рапорт архиеп. Льва об утверждении его в должности настоятеля особо значимых обителей Н. и С. е., утвердил его в должности настоятеля (священноархимандрита) Юрьева и Валдайского Иверского мон-рей. 5 февр. 2012 г. состоялась архиерейская хиротония архим. Ефрема. 7 марта - 5 мая 2015 г. митр. Лев временно управлял Петрозаводской и Карельской епархией в связи с кончиной 7 марта 2015 г. Петрозаводского митр. Мануила (Павлова) . 16 апр. 2016 г. Синод определил быть епископом Юрьевским, викарием Н. и С. е., игум. Арсению (Перевалову). 21 апр. он был возведен в сан архимандрита, 3 мая 2016 г. состоялась его архиерейская хиротония. 8-9 июля 2017 г. проходил 2-й визит Патриарха Кирилла в Н. и С. е. 8 июля он посетил Юрьев мон-рь, древние храмы Вел. Новгорода, осмотрел помещения Новгородского ДУ (возобновлено в 2005), возглавил всенощное бдение в Софийском соборе. После богослужения предстоятель поблагодарил митр. Льва за многолетние труды по духовному окормлению новгородской паствы. Затем Патриарх посетил Хутынский мон-рь, где поклонился мощам прп. Варлаама Хутынского. 9 июля предстоятель побывал в Николо-Вяжищском ставропигиальном мон-ре, откуда отправился на Валаам. Духовное образование и просвещение, издательская и информационная деятельность, социальное служение в нач. 90-х гг. XX в.- 2018 г. В сер. 90-х гг. ХХ в. при Доме-музее Ф. М. Достоевского в Ст. Руссе (входит в состав НГОМЗ) действовали катехизаторские курсы, лекции читали преподаватели СПбДА. Тогда же была разработана программа мероприятий при музее, направленных на распространение знаний о правосл. вероучении, жизни Церкви, церковных праздниках. В соответствии с программой по благословению и под духовным руководством Новгородского архиерея проводятся выставки, конференции, фестивали, конкурсы, праздники. В 2003 г. при музее открылся народный правосл. ун-т, в марте 2015 г. были возобновлены катехизаторские курсы.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В 1955 г. было получено разрешение на расширение деревянной церкви в дер. Бор Маловишерского р-на, в первые годы советской власти перестроенной из часовни. 22 апр. 1956 г. еп. Сергий освятил в ней новый престол во имя прп. Нила Столобенского. 17-18 нояб. того же года епископ служил в Преображенской ц. в с. Леохнове у мощей прп. Антония Леохновского, по преданию, поселившегося в тех местах в 1556 г. (Церковные торжества//ЖМП. 1957. 1. С. 21). На богослужении присутствовало более 800 чел., из них более 300 чел. причастилось. К окт. 1956 г. на территории Новгородской обл. действовали Новгородский, Солецкий, Боровичский и Старорусский благочиннические округа Ленинградской и Новгородской епархии. 22 нояб. 1956 г. Синод по представлению митр. Елевферия постановил выделить Новгородскую епархию в самостоятельную и в связи с этим с 1 янв. 1957 г. освободить митр. Елевферия от управления ею; с этого времени последний титуловался «митрополит Ленинградский и Ладожский». Временное управление Н. и С. е. было поручено Старорусскому еп. Сергию (Голубцову), к-рый переехал в Новгород. 1 янв. 1957 г. Старорусский викарий был назначен епископом Новгородским и Старорусским. В клире Н. и С. е. к моменту ее выделения из состава Ленинградской епархии состояли 56 священников, 7 диаконов, 22 псаломщика. В 1957 г. пост уполномоченного Совета по делам РПЦ по Новгородской обл. занял Г. Е. Капица. С его именем связана резкая активизация антицерковной работы, совпавшая по времени с ужесточением политики Советского гос-ва в отношении Церкви в 1958-1964 гг. (см. в ст. Хрущёв Н. С.). Составленные Капицей справки в отдел агитации и пропаганды Новгородского обкома КПСС о состоянии религиозности в области стали подробнее, рекомендации по ограничению церковной активности - более жесткими и категоричными. Уже в 1957 г. одной из доминирующих линий антирелиг. пропаганды в Новгородской обл. (как и по всему СССР) стала борьба с религ. праздниками и с любыми публичными проявлениями религ. обрядности. Уполномоченный отмечал «вред общему делу борьбы за снижение влияния церкви на население», наносимый частыми богослужениями еп. Сергия в храмах области (за неполный 1956 - 91 архиерейское богослужение, за 1957 - 160) и его проповедническими трудами. Начавшаяся в 1958 г. новая антирелиг. кампания была сопряжена не только с чисто пропагандистским, информационным, но и с жестким адм. давлением на Церковь и с ее экономическим притеснением. Еп. Сергий был вынужден испрашивать разрешение уполномоченного на каждый выезд на приход епархии, готовить ежеквартальные епархиальные отчеты для уполномоченного.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Учреждено как викариатство Новгородской епархии для борьбы с обновленчеством , одним из центров которого были Боровичи. Действовало с 1922 года. В 1934 году викариатство было преобразовано в самостоятельную епархию. В 1936 году скончался правящий архиепископ Никита (Стягов) . В 1937 году безбожные власти репрессировали " контрреволюционную группировку церковников " , созданную почившим архиереем. Епархия пресеклась, в послевоенный период её территория входила в Ленинградскую или, когда та существовала, в Новгородскую епархию. Кафедра была возобновлена 28 декабря 2011 года как самостоятельная епархия в составе Новгородской митрополии , будучи выделена из Новгородской епархии. В её пределы вошли Боровичский, Мошенский, Окуловский, Хвойнинский, Пестовский и Любытинский районы Новгородской области. Исторические названия Статистика Архиереи Викариатство Новгородской епархии Самостоятельная епархия География благочиний Монастыри Недействующие: Учебные заведения Периодические издания Литература Использованные материалы    http://www.patriarchia.ru/db/text/1913081.html   Журнал 35 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви//Официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/6109912.html Редакция текста от: 26.03.2024 13:42:25 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " БОРОВИЧСКАЯ ЕПАРХИЯ " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе: Google в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru - в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/articles/15096.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010