В Боровичской епархии издана книга «Некрополь Боровичского уезда Новгородской губернии» 8 октября 2020 г. 15:15 Боровичской епархией издана книга «Некрополь Боровичского уезда Новгородской губернии». Над изданием объемом 1155 страниц в течение пяти лет по благословению епископа Боровичского и Пестовского Ефрема работали сотрудники епархиальной комиссии по канонизации Н.Н. Пожарнова и М.В. Алексеева. Выход приурочен к празднованию 250-летия города Боровичи (Новгородская обл.). Тираж — 150 экземпляров. На страницах книги — сведения о жителях г. Боровичи и прилегающих районов, захороненных на 65 кладбищах (погостах). Это купеческие, дворянские, мещанские, крестьянские захоронения, а также захоронения священнослужителей. Сведения о погостах сопровождаются фотографиями церквей на них. Авторы издания побывали на 22-х погостах Боровичского района, шести — Любытинского, семи — Мошенского, семи — Окуловского и восьми — Хвойнинского районов. При обследовании было выявлено, что памятников и надгробных плит осталось ничтожно мало, надписи на сохранившихся — трудночитаемы. В книге показано, как много утрачено безвозвратно храмов и монастырей на территории Боровичского уезда. Большинство кладбищ также уничтожено: не стало Успенского и Спасского кладбищ в Боровичах, погостов в селах Осиновец, Серафимовка и многих других. При работе в Новгородском государственном архиве были просмотрены сотни метрических книг с середины XIX века по 1918 год, а также «Церковные ведомости» 1806-1919 гг. При этом о погостах сел Ручейки, Вашнево, Кострицы данные не обнаружены. Очень мало найдено метрических книг по Старухинскому и Теребенскому погостам. Отсутствуют метрические книги за некоторые годы по Спасскому кладбищу г. Боровичи. Тем не менее, исследовательская работа позволила выявить около 35 тысяч захоронений; из них только на Боровичском Успенском кладбище — более 3,3 тысяч. Это известные купцы и дворяне Горшечниковы, Маринины, Митрофановы, Мухины, Звонарёвы, Кожевниковы и другие. По каждому усопшему указаны фамилия, имя и отчество или (у крестьян) имя и отчество; сословие, даты рождения и смерти (количество прожитых лет), место проживания. Отдельно приводится список жертв политических репрессий 1918-1938 гг. Для удобства пользования приложен перечень гражданских, военных и придворных чинов, существовавших в России в XVIII-XX веках. Приведены григорианский и юлианский календари для расчета дней памяти усопших. Книга «Некрополь Боровичского уезда» создавалась с целью сохранения исторической памяти и молитвенного поминовения погребенных на кладбищах Боровичского уезда. Издание можно приобрести в Свято-Духовом монастыре города Боровичи. По материалам епархиального сайта . Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Ап. Иаков, брат Господень, прав. Иаков Боровичский. Фрагмент Минеи на окт. Нач. XVII в. (старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище, Москва) Ап. Иаков, брат Господень, прав. Иаков Боровичский. Фрагмент Минеи на окт. Нач. XVII в. (старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище, Москва) Поскольку первые изображения И. появились во 2-й пол. XVI в., можно предположить, что на них оказали влияние распространившиеся к тому времени иконы московских, ростовских и устюжских юродивых, о чем свидетельствуют тексты иконописных подлинников, в которых И. именуется юродивым и уподобляется блж. Иоанну Устюжскому (существенно отличается иконография И., сформировавшаяся в новгородских землях, от образов новгородских же юродивых Николая Кочанова и Феодора в боярских одеждах - Преображенский. 2005. С. 196, 198. Примеч. 75). Вероятно, вариант с изображением ризы и портов возник сравнительно поздно вне основных центров почитания И., в русле общей эволюции рус. иконографии юродивых и под влиянием изображений прав. Артемия Веркольского (нельзя исключить и обратную зависимость, а также влияние изображений И. и прав. Артемия на иконографию др. прав. мирян, прославленных позднее). Однако выводы о развитии иконографии И. во многом остаются гипотетическими из-за утраты большинства его ранних изображений. Прав. Иаков Боровичский. Фрагмент креста-мощевика. Кон. XVIII в. (Богоявленский собор Богоявленско-Анастасина мон-ря в Костроме) Прав. Иаков Боровичский. Фрагмент креста-мощевика. Кон. XVIII в. (Богоявленский собор Богоявленско-Анастасина мон-ря в Костроме) Наличие достоверных сведений о раннем этапе почитания И. позволяет датировать сложение его иконографии временем после 1544 г., когда по повелению Новгородского архиеп. Феодосия мощи И. были освидетельствованы и перенесены в боровичский Свято-Духов монастырь. В грамоте архиеп. Феодосия содержится предписание об изготовлении раки для мощей и надгробного покрова, однако на них скорее всего еще не было изображений святого. Древнейшим известием об иконах И.

http://pravenc.ru/text/200241.html

Основной объем часто был оформлен боковыми портиками, массивный восьмерик венчался главкой, колокольня - шпилем. Аналогичная архитектура встречается и в более ранних по времени постройки деревянных храмах, таких как Димитриевская ц. в урочище Кострицы Боровичского р-на (1711, не сохр.); Никольская ц. в дер. Мроткино Батецкого р-на (1753). Такого типа церкви: каменные Духовская в д. Подмошье Шимского р-на (1756, руины); Покровская в с. Мошенском (1764, полностью перестроена); Успенская в с. Опеченский Посад Боровичского р-на (после 1764); деревянная Преображенско-Сретенская в дер. Оксочи Маловишерского р-на (1767, не сохр.); Екатерининский собор в пос. Крестцы (1777, перестроен); деревянная Ризоположенская ц. в дер. Шарья Любытинского р-на (1782, не сохр.); Никольская в дер. Осиновец Боровичского р-на (1795, разрушается); Благовещенская в с. Молвотицы Марёвского р-на (1797, не сохр.); Успенская в дер. Нальцы Боровичского р-на (1798, с ярко выраженной барочной отделкой, разрушается); Флоро-Лаврская в дер. Вел. Порог Боровичского р-на (1798); 3-престольная Успенская в дер. Сабле Батецкого р-на (1804); Троицкая в с. Подгощи Шимского р-на (1805); Благовещенская в дер. Порожки Волотовского р-на (1807). Два ступенчато расположенных восьмерика и луковичная главка венчали Преображенскую ц. в Боровичах (1797, разрушена в 1953), 3-частную, 2-этажную, с колокольней, и Пантелеимоновскую (блж. Николая Кочанова) в Новгороде (вероятно, 1772-1773, перестроена). Четверик Никольской ц. на Рождественском кладбище (1768, не сохр.) имел скругленные углы и завершался относительно малым световым восьмериком, над притвором была построена колокольня (1779) с круглыми в плане ярусами, декор был характерен для переходного периода от барокко к раннему классицизму. Троицкий собор в г. Валдае (1744, расширен в 1802-1803, колокольня - 1838, архитекторы Л. Руска, Д. Висконти (?)) по композиции - четверик с восьмериком и луковичной главкой на глухом барабане, с трапезной и колокольней над притвором - восходит к типу ц.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Боровичи. Свято-Духов Иаковлев Боровичский монастырь. Свято-Духов монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно не ранее 1327. Ссылки:     Адрес: Новгородская область, Боровичский район, г. Боровичи, ул. Александра Невского Координаты: 58.393386, 33.897084 Проезд:Добраться до города можно рейсовыми автобусами от автовокзала Великий Новгород, либо от автостанции Окуловка. Можно также доехать от Окуловки на такси. На а/м можно добраться свернув с трассы Е95 в Валдае (если из Москвы) или в Крестцах (из СПб). Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Точная дата основания монастыря не установлена, т.к. монастырские архивы погибли во время пожара в 1732 г. Достоверно только то, что Свято-Духов монастырь принадлежит к числу древнейших Российских монастырей. Основан он в начале XIV века, во время царствования великого князя Московского Ивана Калиты. На древней раке св. Иакова сохранялась надпись, из которой следовало, что Свято-Духов монастырь основан в 1327 г., а соборная церковь построена в 1345 г. Большую известность монастырь получил во второй половине XV века, в связи с перенесением в него мощей св. Иакова (1545). Царь Иван Грозный, имея большую любовь к новоявленным святым и чудотворным иконам, наделил монастырь пахотными землями и угодьями. В 1613 г., в период смутного времени, Свято-Духов монастырь был разграблен шайками шведов и поляков. В 1654 году Патриарх Никон, основав Иверский монастырь на Валдае - " Русский Афон " , повелел перенести в новую обитель боровичскую святыню. Свято-Духов монастырь, в котором была оставлена частица мощей св. Иакова, был приписан к Иверскому-Валдайскому. В 1724 в монастыре некоторое время находились мощи св. блг. влк. кн. Александра Невского при торжественном перенесении их, по указанию Петра I, из Владимира в Санкт-Петербург. С 1741 г. Боровичский Свято-Духов монастырь был приписан к Александро-Невской Лавре. Во время Первой мировой войны часть зданий монастыря использовалась под лазарет.

http://sobory.ru/article/?object=01908

Боровичский Свято-Духов мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Боровичский Свято-Духов мужской монастырь Боровичский Свято-Духов мужской монастырь находится в городе Боровичи, что в Новгородской области. Содержание История [ править править код ] Предполагают, что Бовичский Свято-Духов мужской монастырь был основан в очень древние времена благочестивыми монахами-отшельниками, которые выбрали для молитв и спасения своей души тихое и очень красивое место. С трех сторон небольшую низменную равнину закрывали холмы, поросшие хвойным лесом, которые укрывали ее от сильных ветров. С юго-западной стороны чистым и тихим потоком несла свои воды река Мста, сменив здесь свой буйный нрав. Сама природа на этом месте как бы смирялась и умолкала. Точной даты основания монастыря установить не удалось, т.к. монастырские архивы погибли во время пожара в 1732 г. Достоверно только то, что Свято-Духов монастырь принадлежит к числу древнейших Российских монастырей. Основан он в начале XIV века, во время царствования великого князя Московского Ивана Калиты. На древней раке св. Иакова сохранялась надпись, из которой следовало, что Свято-Духов монастырь основан в 1327 г., а соборная церковь построена в 1345 г. Большую известность монастырь получил во второй половине XV века, в связи с перенесением в него мощей св. Иакова. Царь Иван Грозный, имея большую любовь к новоявленным святым и чудотворным иконам, наделил монастырь пахотными землями и угодьями. Это дало возможность монастырю построить новый соборный храм в честь Святого Духа. Следующий после Троицы день называется Духовым и посвящен прославлению Святого Духа, который дает человеку разум и мудрость, помогает его сердцу любить и понимать Иисуса Христа, открывает мир духовной жизни. Храм был деревянный, шатровой архитектуры. В XVI в. храм имел очень богатый четырехъярусный иконостас. Деисусный ряд его иконостаса, кроме большого образа Спасителя, имел еще 19 икон. В первом ярусе находились иконы, написанные на золоте, это являлось большой редкостью для того времени. На золоте была написана храмовая икона, две иконы Богородицы, св. Иакова в житии. В храме находились две древние иконы св. Параскевы в житии, св. Николая и др.

http://azbyka.ru/palomnik/Боровичский_Св...

Кстовский район. Ленинская Слобода. Михаила Архангела, часовня Дивеевский район. Онучино. Воскресения Христова, церковь Нижний Новгород, город. Нижегородский район. Спаса Всемилостивого на Полтавке, церковь Семёновский ГО. Семёнов. Николая Чудотворца, церковь Шарангский район. Щенники. Александра Невского, церковь Перевозский район. Сунеево. Казанской иконы Божией Матери (?), церковь Городецкий район. Зиняки. Алексия, митрополита Московского, церковь Арзамасский район и г. Арзамас. Арзамас. Казанской иконы Божией Матери, церковь Нижний Новгород, город. Нижегородский район. " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери, церковь Шарангский район. Большая Рудка. Василия Великого, церковь Володарский район. Решетиха. Николая Чудотворца, церковь Арзамасский район и г. Арзамас. Арзамас. Богоявления Господня, церковь Дзержинск, город. Желнино. Часовня-усыпальница Солиных Бор, ГО. Владимирово. Николая Чудотворца, церковь Лукояновский район. Лукоянов. Тихоновский женский монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы Воскресенский район. Шурговаш. Николая Чудотворца, церковь Павловский район. Рыбино. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь Новгородская область Боровичский район. Боровичи. Свято-Духов Иаковлев Боровичский монастырь. Церковь Иакова Боровичского Окуловский район. Торбино. Троицы Живоначальной, церковь Старорусский район. Старая Русса. Спасо-Преображенский монастырь. Собор Старорусской иконы Божией Матери Демянский район. Демянск. Воздвижения Креста Господня (старая), церковь Великий Новгород, город. Великий Новгород. Десятинный монастырь. Колокольня Боровичский район. Боровичи. " Умиление " иконы Божией Матери, церковь Боровичский район. Перёдки. Антония и Феодосия Печерских, церковь Маловишерский район. Льзи. Екатерины, церковь Старорусский район. Старая Русса. Николая Чудотворца при вокзале (старая), часовня Великий Новгород, город. Великий Новгород. Зверин монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы Чудовский район. Большая Любунь. Рождества Иоанна Предтечи, церковь (координаты не указаны)

http://sobory.ru/mapsearch/?style=39

Церковь вмц. Параскевы Пятницы (Боровичи) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь великомученицы Параскевы Пятницы была построена в конце XVIII века, была главным храмом Боровичского Пятницкого погоста. Престольный праздник: 10 ноября, день памяти вмц. Параскевы Пятницы. Содержание История [ править править код ] В северной стороне от Свято-Духова монастыря стояла выстроенная из дерева церковь, освященная во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы — древней покровительницы обширного Боровичского края. К церкви от соборного храма святого Иакова ведет березовая аллея, высаженная на протяжении 1868-1870 годов, по обеим сторонам от которой располагались просторные монастырские поля. Церковь Параскевы Пятницы стала главным храмом Боровичского Пятницкого погоста. Неподалеку от храма находился святой родниковый источник, также освященный во имя Параскевы Пятницы, который с того времени всегда почитался как чудотворный. В середине 1613 года храм был безжалостно сожжен шведскими войсками, после чего погост в качестве административного центра больше никогда не возобновлялся. На месте ранее существующего храма на протяжении нескольких лет стояла выстроенная из дерева часовня во имя святой Параскевы. На протяжении 1796 года в часовне был приспособлен престол, а освящена она была как храм в честь святой Параскевы Пятницы — именно эта дата стала датой основания храма, который сохранился до современного времени. Архитектурная составляющая церкви даже сегодня сохранила в себе элементы той старинной часовни. Здесь достаточно редко проводились богослужения, но всегда службы осуществлялись в праздник святой Параскевы, а также по всем пятницам, начиная с девятой пятницы от праздника Пасхи и до самой Ильинской пятницы. У ворот храма всегда сидел монах, ведь чтобы пройти к святому источнику, нужно было попасть на территорию церкви. В те времена церковь стояла на высоком фундаменте, выстроенном из красного кирпича. В центральной части кровли разместился световой восьмигранный барабан, оснащенный полушаровым куполом. Со стороны запада над храмом имелась набольшая звонница. Имеющиеся над звонницей и куполом кресты были воздвигнуты на небольших главках. С наружной стороны храм и звонницу украшали красивые иконы, расписанные на досках.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_вмц._П...

Слово архимандрита Ефрема (Барбинягры) при наречении во епископа Боровичского и Пестовского 3 февраля 2012 г. 18:00 3 февраля 2012 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре Предстоятель Русской Церкви возглавил чин наречения архимандрита Ефрема (Барбинягры) во епископа Боровичского и Пестовского. При наречении архимандрит Ефрем обратился к Святейшему Владыке и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыко и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри и Отцы! Изволением Божиим, решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и определением Священного Синода Русской Православной Церкви я призываюсь быть епископом Церкви Христовой. Родившись в простой крестьянской семье в Одесской области, был я воспитан благочестивыми родителями в православной вере. Учился и нес послушание пономаря в сельской церкви. С детских лет я имел желание стать монахом и священником. Какова была моя радость, когда я, несмотря на все препятствия со стороны безбожной власти, в 1969 году стал воспитанником Ленинградской духовной семинарии, а затем студентом духовной академии. Это были самые лучшие и счастливые годы моей жизни. Здесь я, приобретая богословские знания, возрастал духовно. Всегда храню в сердце добрую память о моих наставниках и воспитателях — в первую очередь о приснопамятном и богомудром владыке Никодиме, митрополите Ленинградском и Новгородском, который был для всех нас отцом. От него рукоположен в сан диакона, а затем в пресвитеры. Благодарю Вас, Ваше Святейшество за годы Вашего ректорства в Ленинградской духовной академии. Вы были нашим классным наставником четыре года и как отец воспитывали нас духовно, уча богословским наукам. Ваша ревность в служении Богу и преданность Церкви Христовой была для нас образцом для подражания. После окончания духовной академии мое священнослужение проходило на Новгородской земле. Вспоминаю приснопамятного митрополита Ленинградского и Новгородского Антония, от рук которого принял монашеский постриг. Молюсь о почившем в Бозе Святейшем Патриархе Алексии II, по благословению которого назначен наместником Валдайского Иверского мужского монастыря. Выражаю особую благодарность Высокопреосвященнейшему Льву, митрополиту Новгородскому и Старорусскому, за его любовь, отеческое окормление и поддержку. Сердечно благодарю всех и вся, кто помогал мне и поддерживал в священническом служении, молился за меня и молится.

http://patriarchia.ru/db/text/1996087.ht...

В неделю о мытаре и фарисее Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме Спаса Преображения на Песках и возглавил хиротонию архимандрита Ефрема (Барбинягры) во епископа Боровичского и Пестовского 5 февраля 2012 г. 14:54 5 февраля 2012 года, в неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Спаса Преображения на Песках в Москве. Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Новгородский и Старорусский Лев; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Воскресенский Савва , наместник Новоспасского ставропигиального монастыря ; архимандрит Иаков (Тисленко), избранный и нареченный во епископа Нарьян-Марского и Мезенского; архимандрит Амфилохий (Бондаренко), избранный и нареченный во епископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Отдела внешних церковных связей ; игумен Савва (Тутунов) , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; игумен Исидор (Тупикин) , ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии; настоятель Спасо-Преображенского храма на Песках протоиерей Александр Туриков; духовенство города Москвы. За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви и сослужившие Его Святейшеству иерархи совершили хиротонию архимандрита Ефрема (Барбинягры) во епископа Боровичского и Пестовского. Во время богослужения Святейший Патриарх Кирилл вознес молитвы «о упокоении усопших рабов Божиих, в годину гонений за веру Христову и правду пострадавших и убиенных, от болезней, глада и хлада в темницах и узах скончавшихся архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян». За богослужением пели хор Данилова монастыря (регент Георгий Сафонов) и хор Спасо-Преображенского храма на Песках (регент Ангелина Турикова).

http://patriarchia.ru/db/text/1999537.ht...

Из рассказов боровичан-сторожилов известно, что уничтожение колокольни главных соборов было запрещено, так как она являлась архитектурным памятником. Тогда, по указанию местной власти на негативе её фотографии была проведена линия, которая на отпечатанном снимке сошла за трещину. Таким образом, городские власти добились разрешения на разрушение колокольни. И в 1932 г. она была взорвана, но, упав на землю, не развалилась. С большим трудом колокольню разобрали на кирпич. Тогда же был снесён и Введенский собор. В 1935 г. в результате «благоустройства» центральной части города, были разобраны башни соборной ограды. В 1936 г. на месте колокольни был установлен памятник С.М. Кирову. Место, где стоял Введенский собор, в настоящее время является частью проезда Гагарина. По этому святому месту проезжают машины, проходят люди, многие из которых даже не знают о том, что когда-то здесь стоял православный храм, около которого были похоронены многие поколения боровичан, т.к. около собора находилось старинное кладбище. Кирпич от разрушенных церковных зданий был использован на строительстве двух жилых четырехэтажных зданий на ул. Подбельского (Богородицкой). 31 мая 2013 года Боровичской епархии был передан нижний предел собора Святой Живоначальной Троицы (ныне здание Городского Дома Культуры г. Боровичи). Предприниматель Андрей Васильев, многие годы арендовавший нижние помещения ГДК под кафе «Сказка», добровольно отказался от них в пользу Церкви. А в сентябре он освободил ещё северный придел собора, которое занимал под кафе «Карамелька»… 24 июня 2013 года, в День Святого Духа, после престольного праздника в Боровичском Свято-Духовом монастыре, Правящий архиерей Боровичский епархии — Преосвященнейший Ефрем, епископ Боровичский и Пестовский, и сослужившее ему духовенство епархии совершили первое богослужение после долгих лет запустения — молебен Святой и Животворящей и Нераздельной Троице. 25 июня 2013 года, в попразднство Святой Пятидесятницы, Преосвященнейший Ефрем, епископ Боровичский и Пестовский, посетил подвальное помещение Троицкого кафедрального собора г. Боровичи, где совершил Водосвятный молебен с чтением акафиста Пресвятой и Животворящей и Нераздельной Троице.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Святой_Ж...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010