Благоуханию Ливана подобно благовоние риз твоих; но поскольку по некоей причине фимиам ливана установлено было воскурять исключительно в честь Божеству, то посему самому предпочтенная всем ароматам удостаивается уподобления одному аромату, который посвящен Богу». Достоинства Невесты, воспетые в 10–11 стихах, пресвитер Илия Екдик относит к добродетели бесстрастия, о чем он пишет так: «Из уст безстрастия, как соты меда, каплют словеса вечной жизни. Кто убо сподобится к устам онаго прикоснуться своими устами, и посреде сосцев его водвориться, и сладкою вонею одежд его облагоухается? – то есть насладиться плодами добродетелей, коих воня паче всех аромат, известных нам чрез чувства ( Песн. 4:10–11 )?!» Сравнение мед и млеко, естественно, напоминает слова, сказанные об Обетованной Святой Земле, что это земля, «где течет молоко и мед» ( Исх. 3:8 ). Святая Церковь и христианская благочестивая душа уподоблены райскому саду, Небесному Ханаану. Ибо едва ли не важнее, чем душе попасть в рай, то, чтобы рай вошел в нее, чтобы душа стала «землею», где обильно «текут мед и млеко» благодати Божией. Далее из уст Жениха следует новый чудный образ Невесты – образ вертограда или сада Божия. 4:12–15 Вертоград заключен сестра моя невеста, вертоград заключен, источник запечатлен. Леторасли твоя сад шипков (гранатовых яблок) с плодом яблочным, кипри с нардами. Нард и шафран, трость и киннамон, со всеми древами Ливанскими. Смирна алой со всеми первыми мирами. Источник вертограда, и кладязь воды живы и истекающия от Ливана. 4:12–15 Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник; рассадники твои – сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами; садовый источник – колодезь живых вод и потоки с Ливана. Приступим же к этому божественному саду (вертограду) и насладимся видом его, и тенью, и ароматами, и плодами и, вместе с деревьями этого сада, припадем к его запечатленному и живоносному источнику! Святые отцы находят в этом вертограде и образ рая Божия, и образ святой Церкви, и образ благочестивой души, и образ сада, в котором воскрес Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Блаженна мать Иерусалима, блаженна и утроба Марии, увенчавшая столь великого Господа. Она увенчала Его, когда зачала; увенчала Его, когда родила; ведь хотя она зачала Его и без всякого своего участия – ибо Дух Святый сошел на Деву, почему Он сам и говорит: «не соделанное мое видесте очи Твои» ( Пс. 138:16 ), – однако тем самым, что она зачала и родила Его для общаго спасения, она возложила на главу Его венец вечной любви, дабы по вере верующим (в Него) Христос стал главою всякого мужа» [св: Амвросий, «О воспитании девы и приснодевстве святой Марии», гл. 16]. Воскресение Умер распятый, во гроб положен, и нет Его. И одна осталась Пречистая. Нет с Ней Сына, ушел Жених. Одна осталась в скорби голубица Христова, верная и чистая. Бывшие с Ней жены-мироносицы состраждут Ей, готовы помочь Той, что была наречена благословенной среди жен, и вопрошают Ее: Куда пошел возлюбленный твой, прекраснейшая из женщин? куда обратился возлюбленный твой? мы поищем его с тобою (6:1). В тот горький час они были с Ней, они разделяют горечь Ее утраты и готовы искать Его. И отвечает Пречистая: Мой возлюбленный пошел в сад свой, в цветники ароматные, чтобы пасти в садах и собирать лилии (6:2). Христос, испустивший дух Свой на кресте, возлюбленный Пречистой Девы, пошел в сад свой, в цветники ароматные – был положен в саду во гроб Иосифа, богатого человека из Аримафеи. Живому достались тернии, над бездыханным благоухали цветы . Тело Его было положено во Гроб, чтобы пасти в садах , а душой Он сошел во ад, чтобы и там собирать лилии – найти души праведные и чистые, найти древнего прекрасного Иосифа ( Быт. 39:6 ), найти Девору, божественную пчелу, судившею под пальмою, найти Сусанну, ту целомудренную белую лилию ( Дан. 13 гл.), и прочих всех праведников, собрать их там в преисподних местах и вывести оттуда, совоскресив с Собой. А Пречистая, Голубица , Дева-Матерь и Богоотроковица ворковала над гробом и ждала Его там наверху. В тот ранний час первого дня недели искала Его в саду у Гроба, куда ушел Он пасти , бездыханный. Искали Его с Ней и мироносицы, несшие ароматы, а обрела первою Та, Которая Сама в Себе, как в сосуде некоем, содержала ароматы совершеннейших даров Духа Божия и прекраснейших добродетелей. Ей, как верует святая Церковь , первой явился воскресший Христос-Жених и, увидев Ее первою, воскликнул: Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца (благоволение Мое), любезна, как Иерусалим , который отверг Меня, извел вне стана своего, а теперь возвращен Мне во образе Твоем, Пречистая. Теперь светися, Мати Моя, как Новый Иерусалим! Теперь Ты грозна, как полки со знаменами (6:4), ведь Ты теперь «взбранная Воевода», Которой восписуют вси «победительная», под Твоими знаменами полки верных Моих отныне будут вести брани Мои, и не будет уже более поражений. Ты, Мати Моя, первая встретила Меня из гроба и ада исшедшего, Тебе восписуем вси: «Радуйся, Невеста Моя Неневестная!» – ибо навеки воскресе Христос! На гору Елеонскую

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Бог дает ему возможность приобретать земные блага и внешнее процветание и вместе с тем погружаться в еще большее зло: ведь скоро последует смерть беззаконника, за порогом которой – неизбежное осуждение 797 . Святитель Григорий также предлагает нам яркое нравственно-аллегорическое истолкование слов Иова Разве вы не спрашивали у путешественников и незнакомы с их наблюдениями ( Иов. 21:29 ). Под путешественниками он здесь понимает праведников, отечеством для которых является Небо и которые в этой земной жизни с ее чуждыми для них мирскими удовольствиями – лишь странники на пути к Раю. Святитель Григорий пишет: «Путешественником конечно же назван тот, кто полагает, что теперешняя жизнь есть для него только путь, но не родина; кто не прилепляет сердца своего в любви ко всему, что проходит мимо; кто не стремится остаться среди мелькания вещей, а жаждет прийти к вечности» 798 . Иов завершает свою речь словами, описывающими спокойную смерть беззаконников, которой их также – как и других благ в этом мире – не лишает Бог: Кто представит ему пред лицо путь его, и кто воздаст ему за то, что он делал? Его провожают ко гробам и на его могиле ставят стражу. Сладки для него глыбы долины, и за ним идет толпа людей, а идущим перед ним нет числа. Как же вы хотите утешать меня пустым? В ваших ответах остается [одна] ложь ( Иов. 21:31–34 ). Слова Иова Кто представит ему пред лицо путь его, и кто воздаст ему за то, что он делал? ( Иов. 21:31 ) относятся древними толкователями не только «ко всем грешникам» 799 , которым Бог по их смерти воздаст за все, что они совершили, но также пророчески относятся и к личности антихриста, которому Христос воздаст по его делам в Своем Втором Пришествии (об этом пишет Двоеслов 800 ), и даже к самому сатане, которого в Своем Воплощении и через Свое Искупление победит Агнец Божий (об этом говорит пресвитер Филипп 801 ). Разве может человек доставлять пользу Богу? Третья речь Елифаза (Иов. 22:1–30) Далее следует третий круг речей друзей Иова и ответов на них страдальца. Круг этот, в отличие от двух предыдущих, неполный – в библейском тексте отсутствует третья речь Софара: теперь к Иову обращаются только Елифаз и Вилдад. Елифаз в своей речи (22-я глава) стремится в первую очередь доказать Иову, что Бог наказывает человека только по справедливости, а также настойчиво призывает страдальца наконец-то сблизиться с Господом. Речь Елифаза очень резка. В ней он множит различные обвинения против Иова: здесь и упрек в безумии, и обличения в преступлениях, в притеснениях бедных.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Богом Он не сделался, но был; а стал плотью, чтобы, Кого не вмещало Небо, Того приняли ясли. Для того Он и положен был в яслях, чтобы Питающий все принял младенческую пищу от Матери – Девы. Для того Отец будущих веков не чуждается объятий Девы, как грудное Дитя, чтобы сделаться доступным и для волхвов. Ныне и волхвы пришли, сделав начало удаления от мучителя, и Небо хвалится, указывая звездой своего Владыку, и Господь, восседая на легком облаке Своего тела, стремится в Египет, по-видимому избегая козней Ирода, а на самом деле исполняя сказанное Исаией: В тот день, – говорит он, – Израиль будет третьим у Египтян, а у Ассириян (будет) благословленным на земли, Которую благословил Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой, который в Египте и который в Ассирии, и наследие Мое – Израиль ( Ис. 19:24–25 по LXX). Что говоришь ты, иудей? Ты, первый, стал третьим? Египтяне и ассирияне поставлены прежде, а первородный Израиль считается после? Да – и справедливо. Ассирияне будут первыми потому, что они первые поклонились Ему чрез волхвов, и египтяне за ассириянами, потому что и они приняли Его, бежавшего от козней Ирода; израильтяне же считаются последними, потому что уже после выхода из Иордана они признали Его чрез апостолов. Он пришел в Египет и потряс сделанные руками истуканы египетские не без причины, но потому, что некогда запечатлел жилища египетские истреблением первородных. Поэтому ныне пришел Он, как Первородный, чтобы прекратить плач, вызванный древней скорбью. А что Христос называется первородным, об этом ныне свидетельствует евангелист Лука, когда говорит: и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице ( Лк. 2:7 ). Впрочем, по краткости времени, я хочу здесь окончить свою речь, и окончу ее здесь, присовокупив, каким образом Он, будучи безстрастным Словом, стал плотью, причем естество Его осталось неизменным. Что же я скажу или о чем буду беседовать? Я вижу плотника и ясли, Младенца и пелены, Рождение от Девы, лишенное всего необходимого, все в бедности, все в нищете.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Богу было угодно привлечь умы и сердца этих древних ученых людей к Рождеству Господа Иисуса Христа, к родившемуся в их дни во плоти Второму Лицу Святой Троицы – Спасителю мира. О как хотел бы я, чтобы об этом – о древних ученых волхвах, о чудесной звезде, приведшей их в Вифлеем, – вспомнили и нынешние ученые, которые в большинстве своем заменили веру в Бога верой в науку; чтобы помнили они о том, что есть две сферы бытия: бытие материальное и бытие духовное. Чрезвычайно велико могущество науки, все глубже и глубже проникающей в тайны материального бытия, и не видно конца великим достижениям ее. Но да не гордятся ученые своею мудростью! И напомню я живущим только научной верой удивительное слово Господа Иисуса Христа: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию ( Лк. 10:18 ). Падают только сверху вниз, и низвержение сатаны с Неба на землю свидетельствует о том, что небеса – эта сфера духовного бытия – гораздо выше бытия материального. Это же подтверждает нам и искушение Господа Иисуса Христа дьяволом после 40-дневного поста Его в пустыне. Дьявол возвел Господа Иисуса на высокую гору и, показав Ему во мгновение времени все царства земные и славу их, сказал: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое ( Лк. 4:6–7 ). Весьма возможно, что могущественная наука когда-нибудь откроет все тайны материального бытия. Но как дьявол, низверженный с Неба за гордость свою, лишился участия в великих таинствах духовной сферы, так и гордым ученым, потерявшим веру в Бога, недоступно все то, что относится к высшей сфере духовного бытия, в которой существуют и действуют свои особые законы, недоступные человеческому уму. Эти законы доступны только святым, которые стали храмами Духа Божьего, друзьями и даже братьями Господа и Бога нашего Иисуса Христа, ныне снисшедшего с Небес на землю для спасения рода человеческого Своей Божественной проповедью, не только ею, но даже – страшно сказать – Своею Плотью и Кровью.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Более подробное изложение об этом таинственном учении умного делания, о непрестанной сердечной Иисусовой молитве не входит в задачи нашего труда. Но именно оно раскрывает загадочный смысл слов Невесты: аз сплю, а сердце мое бдит. Бл. Феодорит разумеет слова Аз сплю, а сердце мое бдит в значении слов Спасителя, сказанных Им Своим засыпающим ученикам в Гефсиманском саду: «дух бодр, плоть же немощна» ( Мк. 14:38 ). «Хотя, говорит, естество и склоняет меня закрыть очи мои и предаться сну: мыслию однако бодрствую, и сна лености убегаю, когда посещения жениха своего ожидаю и толкущаго его слышу». Господь пришел к душе и стучит. 5:2 Глас брата моего ударяет в двери: отверзи ми, сестро моя, ближняя моя, голубице моя, совершенная моя: глава моя наполнися росы, и власи мои капель нощных. 5:2 (Вот), голос моего возлюбленного, который стучится: «отвори мне, сестра моя, возлюбленная моя, голубица моя, чистая моя! потому что голова моя вся покрыта росою, кудри мои – ночною влагою». Подобным образом слышим мы глас Жениха, пришедшего к душе, в Апокалипсисе: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (3:20). Так и в полунощнице, памятуя о своем исходе, всегда вопием: «День он страшный помышляющи душе моя, побди вжигающи свещу твою, елеем просвещающи: не веси бо когда приидет к тебе глас глаголющий, се жених...» Глас Брата моего ударяет в двери... Когда приходит Господь, самый глас Его, Слово Его, ударяет в двери сердца. Звонит колокол церковный – это глас Брата моего стучит в двери. На ночном ложе лежишь без сна, сон бежит от очей, стучит, стучит сердце – не говори, что это пульс твой, прислушайся, не глас ли Брата твоего стучит в двери. Слышишь ли, душа?.. Бдишь ли?.. Или Слово отходит, не будучи услышано? Так Слово наставляло и провозвестников Своих, святых апостолов: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится» ( Лк. 10:5–6 ). Как часто слово, как мяч от стены, отскакивает от дверей сердца нашего. А потом мы, как те неразумные, опоздавши, будем стоять у дверей Брачного Чертога и с ужасом стучать, говоря: Господи! Господи! Отвори нам. Но услышим в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас ( Мф. 25:10–11 ). Не отворившим не отворится!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Будучи прежде духовно мертвым во грехах, человеческий род воскресает ныне силой и светом излившейся на него Божественной благодати и начинает жить новой жизнью. Как говорит об этом преподобный Иустин (Попович) , «воистину Бог как человек на земле родился! Для чего? Чтобы мы получили жизнь через Него ( 1Ин. 4:9 )». Кроме того, святые отцы в своих праздничных проповедях на Рождество Христово не устают свидетельствовать о том, что плодом явления в мире Бога Слова стала новая встреча и затем новый обновленный союз любви и духовного единства в теле Церкви Христовой Бога и Его верных, их молитвенное общение с Ним и мистическое соединение с Господом в таинствах. И главнейшим из этих церковных таинств, по убеждению святых отцов, является Евхаристия – приобщение за Божественной литургией истинных Тела и Крови Сына Божия. Именно устремленность к Евхаристическому Приобщению, по убеждению святых отцов, и лежала в самом основании Боговоплощения: Бог пришел во плоти, чтобы дать нам ее в снедь, в пищу. На этой мысли решительно настаивает святитель Григорий Великий (Двоеслов) , припоминая, что само название места, где родился Спаситель, – Вифлеем – означает в переводе «дом хлеба». Так на какой же иной хлеб может духовно указывать нам это название, как не на Тот, что за Божественной литургией делается истинным и собственным Телом Рожденного в Вифлееме Хлеба Жизни (ср. Ин. 6:35 )? На Кого оно указывает, как не на Того, Кто свидетельствует: Я есмь хлеб жизни ( Ин. 6:48 )? На Кого, как не на Того, Кто наставляет: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ( Ин. 6:51 )? На Кого, как не на Того, Кто ясно призывает Свою Церковь вкусить Его Евхаристическую Плоть: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин. 6:54–56 )? Как обобщает эту мысль святитель Григорий, «хорошо и то, что Он (Христос) рождается в Вифлееме, потому что Вифлеем значит „дом хлеба“. Ибо Сам же Он говорит: Я есмь хлеб, сшедший с небес ( Ин. 6:41 ). Следовательно, место, в котором Господь рождается, прежде наименовано „домом хлеба“ потому, что совершенно было предназначено к явлению на нем во плоти Того, Кто внутренним насыщением восстановит души избранным».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Быт. 1:1 ), то, как уже было сказано выше, под первоначальным небом в соответствии со святоотеческой экзегетической традицией обычно подразумеваются именно ангельские миры. Вполне вероятно, что и в Апокалипсисе Иоанна также говорится об ангельском «поднебесье»: ведь грядущих перемен нового века с надеждой ожидает не один лишь людской род – ждут их и «вторые светы». Они, совершенно непричастные к бедам и заботам материального мира, тем не менее с нетерпением чают восстания человечества из темных бездн тления и греха. И происходит это потому, что в соответствии с Божественной волей новый – прекрасный и таинственный – будущий век придет для всех вместе, наступит в один миг и для людей, и для ангелов. Только когда все разумные творения в одинаковой мере будут готовы вступить в будущий век, врата горнего Иерусалима распахнутся для обоих родов столь непохожих друг на друга созданий. Но до тех пор, пока мы еще не достигли последней черты обветшавшего от воздействия смерти и греха бытия, ангелы, так же как и мы, не могут войти в свой новый эон: по слову преподобного Исаака Сирина , «...ради нас и им возбранен вход, и они ждут единократного отверзстия двери нового века» 38 . Что же произойдет в тот день, когда «приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним...» ( Мф. 25:31 )? Каково будет то место, что займут в обновленном мире ангелы и люди? Область христианской эсхатологии – область бесчисленных загадок и тайн. Священный Библейский текст доносит до нас только весьма смутные образы, намеки, символизирующие как грядущие страшные бедствия человечества, так и его будущие блага. Мы очень мало знаем о том, что ожидает нас в те дни. И все же мы помним слова Спасителя: «Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» ( Лк. 20:35–36 ). И еще нам известно утверждение Апостола о том, что «не Ангелам Бог покорил будущую вселенную...» ( Евр. 2:5 ). Наконец, он же открывает нам, что людям будет даже даровано право судить падших ангелов – бесов (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

В будущем веке тварь, подчиненная до того «бессмыслию», вновь обретет смысл и умиротворение. Тварный космос, некогда утративший, вслед за нами, цель своего бытия, снова устремится к ней. Цель его проста и скромна – как проста и скромна сама бессловесная тварь: это радость тихого и кроткого служения человеку, сорадование ему в будущем преображении и обожении, независтливое приобщение к торжеству и счастью других 303 . ...Яркие образы, рисуемые пророком Исаией, доносят до нас символическую картину грядущего: волк будет жить вместе с ягненком, теленок не станет более опасаться льва, которого даже маленький ребенок сможет безбоязненно водить на поводке. Лев этот будет есть не мясо, а солому – совсем как вол; ядовитая змея также не станет уже вредить никому. «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море». ( Ис. 11:6–9 ). На горе Господней – на той Святой Горе, куда все мы призваны взойти (или взлететь – вспомним этот образ у преподобного Макария), достигая вершин богопознания, больше не окажется места для зла, ненависти и смерти – ни среди людей, ни среди бессловесных тварей. Плоть Сына Спаситель вочеловечением явил сугубое человеколюбие: и тем, что уничтожил в нас смерть и обновил нас, и тем, что будучи не познан и невидим, явил Себя в делах и показал, что Он – Отчее Слово, Вождь и Царь вселенной. Святитель Афанасий Великий . Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти. Кажется, что завершить эти очерки было бы уместно темой эсхатологического будущего тварной вселенной. Однако не сказать дальнейшего, пожалуй, означало бы не сказать совсем ничего. Ведь ожидаемое грядущее обожение твари не есть лишь далекая перспектива послеантихристовых времен. Оно уже и ныне имеет свой начаток, совершаясь сегодня – в искупленном и прощенном Творцом космосе. И потому необходимо вспомнить и об этом залоге, начатке, полученном нами благодаря приходу в падший мир Второго Адама – Христа, победившего грех и смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

В версии Септуагинты этот стих выглядит совсем иначе: он начинается с очередного упрека Елифаза, обращенного к Иову. Елифаз здесь говорит своему другу, виня его за прежнюю речь: Если бы истина была в словах твоих, то никакое из этих бедствий не постигло бы тебя ( Иов. 4:12 ; Септуагинта), а лишь затем уже переходит к описанию своего видения – Не воспринимает ли ухо мое дивного от Него? ( Иов. 4:12 ; Септуагинта). Далее Елифаз описывает само это «сонное видение», которого он сподобился от Бога: Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне. Он стал, – но я не распознал вида его, – только облик был пред глазами моими; тихое веяние, – и я слышу голос: человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего? ( Иов. 4:13–17 ). Святитель Григорий решительно продолжает обвинять здесь Елифаза в неискренности, развивая сравнение друзей Иова с еретиками. Все сказанное здесь, по убеждению Двоеслова, просто выдумка Елифаза, стремящегося таким образом сильнее воздействовать на Иова. Так, комментируя 14-й стих в версии Вульгаты: Страх объял меня и ужас, и все кости мои содрогнулись, Двоеслов пишет: еретики, «так как они стремятся казаться в своих учениях необыкновенными перед другими, прикидываются, что они как будто страшатся того, что измышляют» 429 . Поясняя стихи 15-й и 16-й (вновь в редакции Вульгаты): И когда дух прошел в моем присутствии, взъерошились волосы плоти моей; кто-то стоял, чье лицо я не узнал, Двоеслов также настаивает на том, что еретики, лишь ради того, «чтобы показать, что они познали непостижимое... говорят, что дух не останавливался в их присутствии, но проходил мимо; они прикидываются, что видели неизвестное лицо, для того чтобы они могли утверждать, что познали того, кого не может познать человеческий ум» 430 . Вместе с тем еретики, по убеждению святителя Григория, все же бывают способны говорить о Боге также и истинное, и возвышенное. Он не забывает и о том, что, будучи прообразами еретиков, Елифаз, Вилдад и Софар «не были бы друзьями такого мужа, если бы не узнали явно нечто от истины, так как они, хотя и ошибаются в оскорбительных нападках, однако в познании истины в целом они не колеблются» 431 . Кроме того, даже и еретики, по свидетельству святителя Григория, зачастую «говорят кое-что истинное и возвышенное, но не потому, что они приняли это по вдохновению свыше, а потому, что они узнали это из [своего] состязания со Святой Церковью. Они приобретают их [эти истины] не для совершенствования совести, но для похвальбы знанием. Поэтому в большинстве случаев бывает, что они знают, как сказать возвышенное, но не знают, как жить по сказанному. Следовательно... из характера друзей Иова... очевидно, что они имеют не [опытное] ведение жизни [в Боге], но ведение [только самих] слов [истины]» 432 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010