8:6–7 Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее – стрелы огненные; она пламень весьма сильный 62 . Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем. С сими словами Жених обращается к Невесте, Христос к Церкви Своей искупленной, Бог к душе, Его возлюбившей. Беспредельна сила любви! Бл. Феодорит толкует о печати на сердце и печати на мышце ( перстне на руке ) 63 : «Положи мя яко печать на сердце твоем, яко печать на мышце твоей. Под сердцем разумеется здесь умозрительное свойство души, а под именем мышцы деятельная ея сила. Посему-то в законе Моисеевом велено от приносимыя жертвы отделять священникам правое рамо (мышцу, плечо) и грудь ( Чис. 18 ). Хощет убо Спаситель наш, дабы Его как при умозрении, так и в делопроизведении имели вместо печати, и знамение его изображали на всех словах, и на всех делах наших». Таким образом, Тот, Кто по существу Своему есть Любовь, возбуждает в нас любовь к Себе и людям через умозрение тайн Божиих и делание добра людям. В сих двух заповедях любви – весь Закон и пророки. Зане крепка яко смерть любы. Бл. Феодорит: «Ибо как смерть, по произнесении от Бога осуждения прародителям нашим, всеми обладает: так и любы вся превозмогает, и даже самую побеждает смерть». Объятия любви сравнены с объятиями смерти по крепости своей. Как ничто в нынешнем мире не может избежать смерти, так ничто не может победить и любви. Любовь – всесильна. Любовь ведет к верности и преданности даже если это дается ценою смерти. Как смерть отымает всё, так любовь отдает всё и требует всецело. Как требовательна смерть, так требовательна любовь, не терпя никакого лукавства, никакого подлога, никакой половинчатости. Любовь побеждает, по слову бл. Феодорита, и саму смерть. Пасха и воскресение – это торжество любви. В этом мире нет силы, могущей победить смерть – ей подвластны тираны и властители, богатые и премудрые и даже вообще всякая тварь от небесных светил и до мельчайших первокирпичиков мироздания (атомов и элементарных частиц).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

8:8–10 Сестра наша мала, и сосцу не имать: что сотворим сестре нашей в день, в оньже аще глаголатися будет ей? Аще стена есть, соградим на ней забрала сребряна: и аще дверь есть, напишем на ней дску кедрову. Аз стена, и сосцы мои яко столпи: аз бех во очию их аки обретающая мир. 8:8–10 Есть у нас сестра, которая еще мала, и сосцов нет у нее; что нам будет делать с сестрою нашею, когда будут свататься за нее? Если бы она была стена, то мы построили бы на ней палаты из серебра; если бы она была дверь, то мы обложили бы ее кедровыми досками. Я – стена, и сосцы у меня, как башни; потому я буду в глазах его, как достигшая полноты. В ч. III, гл. 4 показано, что верен перевод сестра наша мала, а не есть у нас сестра . То есть речь идет не о младшей сестре Суламифи, а о ней же в отроческие годы и в совершенных летах. На этом и основывается толкование этого текста. В отношении Церкви эти два возраста Невесты означают времена ветхозаветные и новозаветные. День в оньже аще глаголатися будет ей, то есть когда будут свататься за нее, означает День Мессии, день воплощения Слова, первое пришествие Христово. Тогда предвечное Слово глаголатися будет ей, то есть говорить с народом Своим устами Богочеловека. Тогда Господь пришел свататься за нее , то есть обрести Себе Церковь – деву чистую. Сестра наша мала, ибо мала еще была вера израильтян, более живших по Закону, как и дети живут по предписаниям и наказаниям родительским. И сосцу не имать «ниже млека учения, ни твердой пищи может подать требующим оной» (бл. Феодорит). Глубина догматов еще не была открыта. Ветхозаветная Церковь еще не была стеною, а потому и не могли быть сооружены на ней забрала сребрена, «то есть словеса мудростию сияющия... дабы она на них стоя, врагов своих стрелами поражала, и отгоняла нападающих на нее» (бл. Феодорит). Не была ветхозаветная Церковь еще и дверию, а потому неприложимы еще были к ней дски кедрови «греховнаго тления избегнути могущыя: ибо кедр не подвержен есть тлению» (бл. Феодорит). Всему этому придет время в Новом Завете. Тогда она уже не будет сестрой малой, но будет в глазах его (Христа-Жениха) как достигшая полноты . Церковь Нового Завета «есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф. 1:23 ). Она в очах Его, аки обретающая мир, ибо в ней примиряется Бог и человек и все люди между собою. Господь определил в Церкви, как «в одном теле примирить обоих (иудеев и язычников. – Г.Ф.) с Богом посредством Креста» ( Еф. 2:16 ). Тогда Церковь скажет: Аз стена, непреоборимая и страшная врагам. И сосцы мои яко столпи, «то есть учение нравственное и богословное на высоту вознес (Господь. – Г.Ф.): вместо столпа его поставив, да воюя с онаго врагов его поражу» (бл. Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

8:9–10 Если бы она была стена, то мы построили бы на ней палаты из серебра... Я – стена, и сосцы у меня, как башни; потому я буду в глазах его, как достигшая полноты. Песнь Песней показывает нам путь и высоту восхождения девства. Рабская и далекая от совершенства скиталица, ищущая своего пастыря и жениха, предстает перед нами в конце Песни как достигшая полноты и совершенства, как стена и башня . В начале Песни она еще только ищет Его, в конце же входит в полноту обладания Им. Сначала она сестра, которая еще мала, и сосцов нет у неё , – и подруги в переживании – что нам будет делать с сестрою нашею, когда будут свататься за неё? В конце же она величественна и в полноте красы: Я – стена, и сосцы у меня, как башни, потому я буду в глазах его, как достигшая полноты (8:8.10). Св. Амвросий: «Начав с поцелуя, (песнь) доходит до (упоминания) о ложнице... Та, которая забавлялась поцелуями, уже воздвигает башни; дабы огражденная драгоценными подвигами святых, как башнями, она (могла) не только сделать тщетными вражеския нападения, но и устроить безопасное место убежища для добрых заслуг» [«О девственницах», кн. II, гл. 6]. Это путь духовного совершенствования девственной души. От первого желания прикосновения ко Христу до совершенного возрастания и обладания Им. Таковые становятся башнями или столпами в Церкви Христовой. Их нетленная красота, обретенная во Христе, есть краса Церкви. Ими красуется, ликует и радуется Новый Иерусалим, Царя Христа узрев из гроба, яко Жениха, происходяща (2-я стихира Пасхи)! 3. Эпилог к духовно-аскетическому прочтению книги Песнь Песней Соломона Песнь Песней – гимн девству, брачная песнь души, сочетающейся Христу. На земных браках воспевают песни. А девственно сочетающаяся Христу душа – воспевает Песнь Песней. Девство – жизнь будущего века «Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах» ( Мф. 22:30 ). Потому девственники «земные ангелы» и «небесные человеки», что уже здесь живут жизнью будущего века, презрев век сей преходящий. Монашество – ангельский чин.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

8 . Шея твоя – как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных; шея твоя – как столп из слоновой кости. Шея, как столп... для оружий указывает на красоту, грацию, мощь. Слоновая кость – на необычайную крепость. Богородица – столп и утверждение христиан. Она – их ограждение и щит . Тысяча щитов висит на этом столпе – все щиты сильных . Сильные – суть святые апостолы и праведники, щиты веры ( Еф. 6:16 ) которых утверждались Богородицей. Цвет слоновой кости указывает на святость и чистоту Пречистой. Святая Дева – столп Давидов , ибо родила Сына Давидова. О Сыне возвестил Ей святой архангел, что «даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лк. 1:32–33 ). 9 . Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда. Два сосца твоих – как два козленка, как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями. Сколько нежной любви в сих словах Жениха-Христа к Невесте Своей Неневестной! Сколь прекрасна Она, сколь достойна высокой любви Своего божественного Сына! Проходили века и тысячелетия – и не было той, от которой бы мог Он воплотиться. И вот, наконец, узрел Он в Назарете Свою Суламиту, Деву простую и чистую. И говорит Он: Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее , то есть возжелал воплотиться от нее, возжелал младенческими руками объять Ее и ухватиться за Нее, ухватиться за добродетели и непорочную чистоту Ее. Подумал он и решил – вот Та, с Которой надлежит сочетаться без истления девства Её; вот Та, ухватившись за Которую, можно прийти спасти мир. Пречистая Дева – Млекопитательница Богомладенца. Два сосца Твои – как два козленка, как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями. Архангел Гавриил принес Деве райскую ветвь лилии – и вот проросла эта божественная Лилия от Нее, и святой Младенец на пречистых руках припадает к груди Ее и напояется молоком Её. И два сосца , питавшие Младенца, – как два козленка, как двойни молодой серны, пасущиеся там, где процвел Нарцисс Саронский и проросла божественная Лилия долин (2:1). И превечное Слово в Младенце изрекает Деве-Матери: влез бы я (Логос) на пальму (Деву Пречистую), ухватился бы за ветви ее (добродетелей); и груди твои (Пречистая) были бы вместо кистей винограда . Напояя Младенца телесным молоком, Она же и напояет рожденного от Нее крепостью и сладостью кистей винограда духовного совершенства Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

9]. В доме вина Где Жених девственной души? В истинной Кане, в доме вина. Там истинный Галилеянин брачуется с целомудренной Невестой. Там дом вина Крови Нового Завета. Там пресная вода суетных удовольствий и печалей этого мира обращена в божественное веселье любви Христовой. Шесть каменных водоносов ( Ин. 2:1–11 ) пресной воды на пире в Кане Галилейской – суета, радости и печали мира сего, в шесть дней созданного. А Небесный Жених в доме пира и доме вина предлагает Чашу вина Своей Крови, напояя Невесту – деву Своей любовью и вечным весельем. Евхаристия и Христова любовь, вот он дом вина. Св. Амвросий: «Пусть скажет Церковь : Введите мя в дом вина, вчините ко мне любовь (2:4). Любовь не может быть без веры; в самом деле, существуют как бы три поручителя Церкви: надежда, вера, любовь. Если надежда будет предшествовать, то явится (вместе с этим) основание для веры, положится начало любви, и Церковь укрепится» [«О девстве», гл. 9]. Туда, в Дом Божественного вина, на таинственный пир спеши, девственная душа. Там Возлюбленный твой! Узнав о том, где обретается Жених, узнай, о, девственная душа, образ взыскания Его В третьей и пятой главах Песни Песней, а также в некоторых текстах других глав описано ночное искание Невестой своего Жениха. В этих образах дано представление об искании девственной душой Христа, Который по немощи и греховности нашей так часто исчезает. Душа остается одна и ищет Его… На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его. Встретили меня стражи, обходящие город: «не видели ли вы того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его» (3:1–3). Но и Жених ищет и зовет ее: Со мною с Ливана, невеста! со мною иди с Ливана! (4:8) Ищут оба друг друга: Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой, – и польются ароматы его! – Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладких плодов его. Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста; набрал мирры моей с ароматами моими...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

А вот для пресвитера Филиппа сказанное здесь Иовом свидетельствует о страданиях Самого Христа. Так, комментируя 11–13 стихи 16-й главы и приводя слова самого Иова, интерпретируемые одновременно в двух смыслах – историческом и типологическом, – пресвитер Филипп пишет: «Предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня ( Иов. 16:11 ). Это значит [что Иов был предан для испытания] дьяволу и ангелам его. Но это следует понимать и в отношении Христа, когда Он предан был в руки иудеев. Я был спокоен, но Он потряс меня; взял меня за шею и избил меня и поставил меня целью для Себя ( Иов. 16:12 ). То есть из богатого стал бедным; и Христос, будучи Богом, стал Человеком. Окружили меня стрельцы Его; Он рассекает внутренности мои и не щадит, пролил на землю желчь мою ( Иов. 16:13 ). Упоминаемые здесь стрелы надо понимать [не только] как переносимые Иовом мучения, но и как богохульства, которые Христос претерпел от иудеев...» 730 А вот, по святителю Григорию, слова Иова молитва моя чиста ( Иов. 16:17 ), также изъясняемые в типологическом смысле, прообразуют моление Христа за мучителей на Кресте к Богу Отцу: Отче! прости им, ибо не знают, что делают ( Лк. 23:34 ) 731 . Далее ( Иов. 16:18–19 ) Иов выражает желание, чтобы вопль его мучений не оказался сокрыт на земле, но вознесся к самому небу. Он жаждет, чтобы вышний Свидетель и Заступник предстал за него пред Богом. Иов говорит: Земля! не закрой моей крови, и да не будет места воплю моему. И ныне вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних! ( Иов. 16:18–19 ). По мысли святителя Амвросия Медиоланского , эти слова Иова свидетельствуют о силе молитвы страдальца, которую не в силах удержать в себе земля и которая возносится и прямо «устремляется к Господу подобно фимиаму»; ведь «молитва святых пронзает облака...» 732 Вместе с тем, как уже говорилось, Иов именно здесь делает еще один – новый – шаг к постижению тайны Христовой. Он молит о том, чтобы у него нашелся небесный, по сути Божественный Заступник и Свидетель безвинности его страданий перед Самим Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

А вот святитель Григорий Великий , комментируя вторую часть этого же стиха Обманете ли Его, как обманывают человека? ( Иов. 13:9 ), вновь настойчиво обращается к теме явленных в библейских образах друзей Иова типов будущих еретиков: «Еретики являют обман Бога в том, что они измысливают такие положения, которые не могут оказаться подобающими подлинно Сущему, от имени Которого они говорят. И хотя они как бы стремятся Его защитить, они лишь оскорбляют Его тем, что приносят на землю против Него вражду – против Того, Чьими проповедниками они стремятся казаться» 686 . Продолжая свою речь ( Иов. 13:13–14:6 ), Иов вновь обращается непосредственно к Богу, предупредив сначала друзей, что он намерен говорить к Самому Господу. Еще раз возвращаясь к рациональному поиску причины собственных несчастий, Иов опять молит Бога показать ему его грех. Он вопрошает Господа о том, за какие грехи Тот столь беспощадно теснит его. Иов признается, что плоть его от переносимой им муки вот-вот распадется подобно изъеденному червем дереву и подобно источенной молью ветхой одежде. Иов говорит о слабости всякого человека, о краткодневности земного срока нашей жизни. Он вопрошает Бога, почему Тот хотя бы перед смертью не даст ему изведать покоя земной жизни подобно наемнику, заслужившему собственными трудами краткий законный отдых. Иов призывет друзей к молчанию и ко вниманию: Замолчите предо мною, и я буду говорить, что бы ни постигло меня. Для чего мне терзать тело мое зубами моими и душу мою полагать в руку мою? Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицом Его! И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдет пред лицо Его! ( Иов. 13:13–16 ). Комментируя слова Иова о Боге Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться ( Иов. 13:15 ), преподобный Ефрем Сирин с удивлением восклицает: «О удивительный человек! – будучи обреченным на убиение, он восхваляет своего убийцу и смотрит на него. Иов твердо знал, что если Он заберет его жизнь, то Тот, Кто есть Господь Авраама, ему же ее и вернет.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

«А жена его (Иоакима) Анна, – продолжает свой рассказ автор апокрифа, – плакала плачем и рыданием рыдала, говоря: „Оплачу мое вдовство, оплачу мою бездетность». Но вот настал великий день Господень (еврейский праздник ветхозаветной пасхи), и сказала ей Юдифь, служанка ее: „До каких пор будешь ты терзать душу свою? Ведь настал великий день Господень, и нельзя тебе плакать. Возьми головную повязку, которую мне дала госпожа за работу: не подобает мне носить ее, ибо я слуга, а повязка несет знак царственности» Анна ответила: „Отойди от меня, не буду я этого делать; Господь унизил меня. Не соблазнитель ли внушил тебе прийти, чтобы и я совершила грех вместе с тобою?» И ответила Юдифь: „Зачем я буду тебя уговаривать? Господь закрыл твое лоно, чтобы у тебя не было потомства в Израиле» И огорчилась очень Анна, но сняла свои одежды, украсила свою голову, надела одежды брачные и пошла в сад, гуляя около девятого часа, и увидела лавр, и села под ним и начала молиться Господу, говоря: „Бог моих отцов, благослови меня и внемли молитве моей, как благословил ты Сарру и дал ей сына Исаака». И, подняв глаза к небу, увидела на дереве гнездо воробья и стала плакать, говоря: „Горе мне, кто породил меня? Какое лоно произвело меня на свет? Ибо я стала проклятием у сынов Израиля, и с осмеянием меня отторгли от храма. Горе мне, кому я подобна? Не подобна я птицам небесным, ибо и птицы небесные имеют потомство у Тебя, Господи. Не подобна я и тварям бессловесным, ибо и твари бессловесные имеют потомство у Тебя, Господи. Не подобна я и водам этим, ибо и воды приносят плоды у Тебя, Господи. Горе мне, кому подобна я? Не подобна я и земле, ибо земля приносит по поре плоды и благословляет Тебя, Господи». И тогда предстал пред ней ангел Господень и сказал: „Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». И Анна сказала: „Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь». И пришли вестника два и сказали ей: „Муж твой, Иоаким, идет со своими стадами: ибо Ангел явился к нему и возвестил: «Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей. Иди отсюда, ибо жена твоя Анна зачнет во чреве своем». И пошел Иоаким, и приказал пастухам своим, сказав: «Приведите десять чистых без пятен агниц, будут они для Господа Бога моего, и приведите мне двенадцать молодых телят, и будут они для жрецов и старейшин, и сто козлят для всего народа " ». И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: „Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну!» И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

А под «поздним дождем», о котором пророчески свидетельствует не только Моисей во Второзаконии, но и собственно Иов. (ср.: Иов. 29:23 ), Двоеслов понимает Божественное Откровение о тайне новозаветного Воплощения. При этом Иов здесь вновь говорит как бы от лица Церкви Христовой, прообразуя ее и предвещая скорое явление в мире ее Главы Христа. Святитель Григорий пишет обо всем этом, комментируя указанные библейские тексты, так: Бог «дал дождь ранний, потому что в прежние времена дал избранным Своим знание закона. Но дал и поздний дождь, потому что определил быть проповеданной тайне Своего Воплощения в последние дни. И поскольку Святая Церковь изо дня в день не перестает возвещать эту тайну, то Она, словно поздним дождем, орошает уста сердец слушающих Ее...» 888 Вторая часть монолога Иова (в 30-й главе) содержит рассказ о том, как вместе с началом его лишений и страданий былая слава праведника обратилась в его уничижение. Здесь же он рассказывает и об ужасающей мере своих нынешних бед, а также прямо винит Бога в жестокости и безразличии к стенаниям его, Иова. В первом разделе 30-й главы ( Иов. 30:1–15 ) Иов жалуется на то, что ныне он, поражаемый Богом, сделался объектом насмешек со стороны самых презренных и безнравственных людей, которые издеваются над ним, клевещут на него, унижают его – того, чьи былые счастье и величие рассеялись безо всякого следа. Иов говорит: А ныне смеются надо мною младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих. И сила рук их к чему мне? Над ними уже прошло время. Бедностью и голодом истощенные, они убегают в степь безводную, мрачную и опустевшую; щиплют зелень подле кустов, и ягоды можжевельника – хлеб их. Из общества изгоняют их, кричат на них, как на воров, чтобы жили они в рытвинах потоков, в ущельях земли и утесов. Ревут между кустами, жмутся под терном. Люди отверженные, люди без имени, отребье земли! ( Иов. 30:1–8 ). Святитель Григорий Великий при рассмотрении данного отрывка возвращается к противопоставлению праведного Иова как образа Вселенской Церкви и его друзей, о которых праведник здесь как раз и говорит – ныне смеются надо мною младшие меня летами ( Иов. 30:1 ) и под которыми прообразовательно следует понимать борющихся против Церкви еретиков. Ведь еретики младше Церкви, ибо вышли из нее, хотя ее и предали. В связи с этим святитель Григорий припоминает слова апостола Иоанна Богослова о еретиках: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши ( 1Ин. 2:19 ). В понимании Двоеслова именно еретики, которых здесь столь резко обличает прообразующий Церковь праведник, – это и есть ее младшие... летами враги. Они дерзают ныне насмехаться над Телом Христовым, подобно тому как некогда неверные друзья – Елифаз, Вилдад и Софар – насмешничали над Иовом 889 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

А те, кто хотят в точности узнать, о каких доспехах идет речь, обратитесь к святому Апостолу Павлу. Он, богатырь духа, умевший быть всем для всех , обошедший вселенную ради проповеди Евангелия Царства и покорения вере народов, сам расскажет вам о вооружении христианина. “Наша брань, чада Божии, – ведет речь Апостол, – не против плоти и крови, но против мироправителей тьмы, против духов злобы… Для сего приимите, возлюбленные, всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолевши, устоять. Итак, станьте, препоясавшись истиной и облекшись в броню правды и любви. Обуйте ноги в готовность изрекать мир. Защитите чело шлемом надежды на помощь Божию. В левую руку возьмите щит веры, которым отразите все стрелы лукавого. А правой рукой твердо сожмите рукоять обоюдоострого духовного меча, который есть ведение заповедей Божиих и молитва. Молитесь на всякое время: ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ! ГОСПОДИ, БЛАГОСЛОВИ. ГОСПОДИ, ПОМОГИ. СЛАВА ТЕБЕ, БОЖЕ! ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ (МЕНЯ), ГРЕШНОГО! и вы пожжете огнем благодати всех супостатов, и выйдете из битвы победителями, и получите венцы во Царствии Христовом” Благодарим тебя, о всехвальный Апостоле, за духовное назидание! Итак, друзья, – вперед, ибо с нами и впереди нас Сам Христос, возглашающий Своим ученикам: “Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. Аз есмь, не бойтеся!” Кто из наших маленьких, но мужественных читателей хочет идти за Господом, тот пусть отвергнется всего нехорошего в себе, возьмет крест свой и следует за Ним в Его Царство узким путем покаяния и дерзновенной веры в милость Божию. О неверии и невежестве духовном Нет, наверное, на земле никого несчастнее человека, не знающего и не желающего знать Господа и Его заповеди. Произвольно отвергнув спасительный дар благодати, неразумная душа неизбежно попадает в плен к злому духу, который крепко держит ее в темнице неведения Живого Бога. Вот почему неверие всегда идет рука об руку с невежеством. Поэт XIX столетия Михаил Юрьевич Лермонтов, живший во времена оскудения веры среди так называемого светского общества, вглядываясь в лица современников, писал: “Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…”. Слава Богу, что ныне русские люди вновь потянулись к вере отцов своих, потянулись к Церкви! Но все же, друзья, давайте вместе с вами покаемся и за себя, и за своих близких в грехах отступления от Православной веры в Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/deti/moya-pervaya-ispov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010