42. Кириллин Владимир Михайлович, профессор Московской духовной академии; 43. Кырлежев Александр Иванович, научный сотрудник Синодальной библейско-богословской комиссии; 44. Литвинова Лариса Владимировна, заведующая редакцией богословия Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»; 45. Малер Аркадий Маркович, председатель «Интеллектуального клуба " Катехон " » при Институте философии Российской академии наук; 46. Малков Петр Юрьевич, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии; 47. Мартинович Владимир Александрович, председатель Центра сектоведения имени преподобного Иосифа Волоцкого Белорусского экзархата; 48. Светозарский Алексей Константинович, профессор Московской духовной академии.   ЖУРНАЛ 99 СЛУШАЛИ: Рапорты Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, председателя Синодальной богослужебной комиссии, и Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, о представлении на утверждение Священного Синода ряда богослужебных текстов и текстов акафистов. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить к общецерковному богослужебному употреблению представленные тексты служб: а) Всем святым, в земле Карельской просиявшим; б) священномученику Митрофану, пресвитеру Пекинскому ; в) преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским ; г) преподобной Елене Дивеевской ; д) преподобному Паисию Святогорцу ; е) преподобному Поликарпу Брянскому ; ж) блаженному Василию Кадомскому . 2. Одобрить для употребления за богослужением и в домашней молитве предложенные тексты акафистов: а) Божией Матери в честь иконы Ее «Жировицкой» ; б) Божией Матери в честь иконы Ее «Калужской» ; в) святым благоверным страстотерпцам князям Борису и Глебу ; г) святителю Макарию, митрополиту Московскому и всея Руси ; д) преподобному Варсонофию Оптинскому . 3. Утвердить к общецерковному богослужебному употреблению: а) тропарь, кондак и молитву священномученику Серафиму, архиепископу Смоленскому ;

http://patriarchia.ru/db/text/5730334.ht...

Стрельчатые окна, аркатурный фриз ротонды и угловые граненые пилоны-контрфорсы очень просты и не играют главной роли в формировании художественного художественного образа памятника " . Возле храма стояли две каменные сторожки, которые были обнесены каменной оградой. При храме имелась приходская земская школа. К приходу принадлежали деревни:Латынино, Андреево, Михалково, Пименово и Устиновка.В годы советской власти храм был закрыт, а в здании разместили склад,затем мельницы. http://korolev.msk.ru/ Название села Барятино (Борятино) происходит от имени второго сына князя Юрия Тарусского и Оболенского Всеволода Юрьевича, внук которого князь Александр Андреевич именовался Борятинским. В XVI-XVII вв. вотчина числится за родом князей Барятинских. Затем усадьба являлась вотчиной князей Голицыных. В 1697 году имение было продано воспитателю Петра I князю Борису Алексеевичу Голицину (1654-1714). После него усадьба досталась Н. В. Голицину, а уже от него, в 1835 году, имение перешло внучатому племяннику Д. С. Горчакову (1828-1907), воспреемником которого он был. Князь Дмитрий Сергеевич Горчаков, флигель-адьютант Александра II, принимавший участие в севастопольском сражении в 1855 году, с женой Верой Ивановной (Бек)(1841-1912), дочерью Михаила Аркадьевича Столыпина и падчерицей П. П. Вяземского, уехали из столицы и обосновались в своём имении, вложив множество сил в создание архитектурного ансамбля и коллекции живописи. Поселившись в имении, Дмитрий Горчаков со своей супругой сделали его райским местом. Давая простор своим художественным наклонностям, они стали собирать картины, гравюры, предметы искусства. В это время Барятино превращается в уникальный культурный уголок Тарусского уезда. Художественные взгляды Горчаковых определили не только подбор коллекций произведений искусства, но и ту образную символику, которая закладывалась в основу нового этапа строительства усадебного ансамбля в 1850-70-е годы. Из пёстрой палитры исторических стилей для главного дома и других строений был выбран " русский стиль " . Рядом с усадебным домом был разбит обширный парк с прудом.

http://sobory.ru/article/?object=04781

Примирение Василия II Тёмного с Шемякой. Виктор Муйжель Некоторое время спустя Василий II возобновил борьбу за великое княжение. Он направился в Тверь к союзнику — князю Борису Александровичу. Союз с Тверью был скреплен обручением семилетнего сына Василия, будущего Ивана III, с пятилетней дочерью Бориса Марией. По пути Василий посетил Кириллов монастырь, где был освобожден игуменом Трифоном от крестного целования, тем самым аннулировав договор с Дмитрием Шемякой. Дальнейшая борьба за престол проходила в маневрах и перегруппировках сил, причем силы ослепленного князя росли, а зрячего князя — таяли. К Василию II стекались князья, бояре, служилые люди, татарские царевичи, Шемяка старался им помешать, но безуспешно. В Рождественскую ночь конный отряд, посланный Василием II и Борисом Тверским, не больше ста человек, ворвался в Москву через открытые Никольские ворота. Даже этого отряда хватило, чтобы занять столицу и привести жителей к присяге Василию Васильевичу. В феврале следующего года великий князь въехал в Москву. «Шемякин суд» — сатирическая фольклорная повесть о неправедном судье, по имени Шемяка, принимающем парадоксальные и явно несправедливые решения в пользу бедняка, в надежде получить от него крупную взятку. С историческим Шемякой незадачливого судью объединяет лишь одно: взятку он не получил — посул, который показывал бедняк, оказался камнем, а Дмитрий Юрьевич тоже не преуспел в борьбе за престол. 6 Пушки и яд Почти всеобщая лояльность князей, служилых людей, высшего духовенства к слепому князю, допустившему несколько серьезных ошибок в отношениях с Ордой, не кажется нелепой, как и неприязнь к более энергичному и удачливому сопернику. Дмитрий Шемяка вряд ли был персонально неприемлем для элиты. За ним не числилось одиозных злодейств, даже ослепление Василия II стало реакцией на ослепление брата. Шемяка был харизматичен и убедителен: например, пристав, стерегший его в Коломне, вошел в его свиту. Дело было не в личности, а в принципах. Система, за которую боролся Василий II, — наследование великого княжения — предлагала определенную, хоть и не всегда приятную самодержавную предсказуемость. Удельные традиции, за которые боролись Юрий Дмитриевич и Шемяка, были чреваты новыми междоусобными войнами. Князьям, боярам, служилым людям, да и вообще всей Руси хватало кровопролитного противостояния с Ордой. Зачем добавлять к нему бесконечные внутренние войны? Поэтому сторонники Шемяки переходили к слепому правителю. Когда Василий добился от Шемяки, чтобы тот прислал его мать — Софью Витовтовну, то бояре, сопровождавшие вдову-княгиню, предпочли остаться на московской службе.

http://sever.foma.ru/shemjakina-vojna-je...

182 ...И сей же бысть пожаръ в лтъ 6957. – Β Тверской летописи упоминаются виновники пожара 1449 г. – «Ростопчины дти, Иванко да Степуря», казненные по приказу Бориса Александровича. 187 ...домъ Святого Спаса... – Речь идет ο Спасо-Преображенском соборе, патрональном храме Твери, по которому и само Тверское княжество именовалось «домом Святого Спаса». 188 ...король великопольский и краковьский и великий князь литовъский Казимиръ... – Казимир Ягеллон, литовский великий князь с 1440 по 1492 г; в 1447 г. был избран польским королем (Казимир IV). 189 ...недругъ бысть великому князю Борису и князю Дмитрею, зовомому Шемяц. – Дмитрий Юрьевич Шемяка, удельный князь галицкий, занимавший в 1446–1447 гг. московский великокняжеский престол. 192 ...мученика Христова Дмитриа, и какъ ο своихъ си людехъ глаголаше... – Речь идет ο византийском святом Димитрии Солунском; согласно житию, Димитрий Солунский, встав из гроба, отказался покинуть город Солунь (соврем. Солоники), где находились его мощи, и оставить без зашиты жителей, которым грозило нападение врагов. 193 ...брата по своего по молодшаго, по князя Ивана Андревича. – Удельный князь Иван Андреевич Можайский, активный участник войны 1446–1447 гг. между Дмитрием Шемякой и Василием II, в июле 1447 г. заключил перемирие, а в сентябре – «докончание» с Василием Темным, в котором признавал себя «братом молодшим» московского великого князя; Борис Александрович выступил с Василием Темным «за один человек». Именование Ивана Андреевича «братом молодшим» Бориса связано, возможно, и с тем, что в сентябре 1447 г. Ивану Андреевичу был передан Бежецкий Верх, примыкавший к владениям тверского князя. 194 ...от Шаврукова царьства... – Царство Шахруха, сына Тимура, бывшего с 1409 по 1447 г. номинальным властителем всей территории, находившейся под властью Тимура перед его смертью. Столицей этого обширного царства (включавшего Среднюю Азию, Афганистан, Иран и Пенджаб) был Герат. 195 ...от лтописца вкратц... – Летопись, используемая далее в Слове, не совпадает с так называемой Тверской летописью или Тверским сборником (ПСРЛ, т. XV) и во многом расходится с нею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И к сему нашему уложению ни прибавити, ни убавити, ниже всяко пременити ни едину точку или запятую. Аще ли кто прибавит, или всяко пременит, да будет по святых отец преданию проклят, иже предавших сия и утвердивших. Аще ли кому неврно мнится, то прочти прежде бывших святых жития, и увсть, яко бысть много в прежняя времена сего. Слава иже в Троицы славимому Богу и пречистй его Богоматере, соблюдающей и хранящей мсто оно, и всм святым. Аминь. 244 ...великий князь Георгий Всеволодович...– великий князь владимирский (ок. 1187–1238), сын великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, внук Юрия Долгорукого. 245 ...великому князю Всеволоду, а во святом крещении наречен бысть Гавриил, псковский чудотворец.– Всеволод-Гавриил Мстиславич, князь новгородский с 1117 г., в 1136 г. был изгнан новгородцами. В 1137 г. был приглашен во Псков на княжение, умер в 1137 или 1138 г. 247 ...равно апостолом великому князю Владимиру Киевскому...– Владимир I Святославич, великий князь киевский, при котором произошло крещение Руси, поэтому он и назван «равным апостолам». 249 ...князю Михаилу Черниговскому.– Князь Михаил Всеволодович Черниговский был шурином князя Георгия Всеволодовича. 250 ...княгин, христолюбивой Олг...– жена князя Игоря Рюриковича (ум. в 969 г.), бабка Владимира I Святославича; после смерти Игоря (945) управляла Киевской землей. Еще до крещения Руси князем Владимиром приняла крещение. 252 ...Святополк, иже восхот владти и уби братей своих благоврных и великих князей. Бориса повел копием пробости, Глба же ножем заклати...– Князья Борис и Глеб, сыновья киевского князя Владимира Святославича, были убиты по приказу своего брата Святополка Окаянного, см. «Сказание о Борисе и Глебе». 253 ...яко мати при смерти есть наша.– Круг памятников, посвященных Борису и Глебу, говорит о том, что Святополк сообщил братьям о приближающейся смерти их отца, а не матери. 254 ...великий князь Андрей Боголюбский.– Андрей Юрьевич Боголюбский, великий князь суздальский и владимирский (ок. 1111–1174 гг.), сын Юрия Долгорукого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впоследствии епископ Черниговский (1113–1123), См. выше, стр. 24 и прим. 2; стр. 70, прим. 5. Поп Семеон – в. кн. Ростислава Мстиславича. Ипат, Л., 1168 г., 362–364 стр. II. С. Р. Л. VII, 80. См. выше, стр. 17. Адриан. игумен Выдубецкого Михайловского монастыря – в. кн. Рюрика Ростиславича. Ипат. Л., 1190 г, 448 стр. Впоследствии епископ Белгородский. См. выше, стр. 70, прим, 5. Иоанн – в. кн. Всеволода III Юрьевича. Лавр. л,, 1190 г., 387 стр. II. С. Р. Л. VII, 101. Впоследствии епископ Ростовский (1190 т.–1214 г.). XIII век Симон, Игумен Рождественского монастыря во Владимире на Клязьме – княгини Марии, супруги Всеволода III. Лавр. Л 3 ., 1206 г., стр. 403. Лет. Пересл. Сузд., стр. 108. Впоследствии епископ Вдадимирский (1214–1226), автор известного Послания к монаху Поликарпу. Пахомий, Игумен ростовскогомонастыря св. Петра – Константина Всеволодовича, князя Ростовского. Лавр. Л 3 . 1214 г., стр. 416. Впоследствии епископ Ростовский (1214–1216). Кирилл, игумен владимирского Рождественского монастыря – Василька Константиновича, князя Ростовского. Лавр. Л 3 ., 1231 г., 433–34 стр. Потом епископ Ростовский Кирилл II (1231–1262). Иоанн из Чернигова, неизвестно инок или белый священник. 1246 г. – св. Михаила Всеволодовича, князя Черниговского, пострадавшего в Орде. Повесть о страданиях св. кн. Михаила и боярина Феодора. Об ее списках см. Ключевского, Жития святых, 146–147; Пономарева Памятники, II, 172–175. Издана Макарием, История, V, 409 сл.; в Летоп. Новг. 1, 263–271. И в том и в другом списке духовник князя Михаила не назван по имени; в летоп. I Софийской, Воскресенской, Никоновской и в Степенной книге называется Иоанном. П. С. Р. Л. V, 182; VII, 153; X, 131; XXI, 1 пол., 270. Неизвестный по имени. – Бориса Васильковича, князя Ростовского. П. С. Р. Л. X, 154 стр., 1277 г.: «Бывшу же ему (кн. Борису) у отца своего духовного во исповедании, и в покаянии, и во умилении на многи дни». Иаков черноризец, автор Послания к кн. Димитрию Борисовичу (вероятно, в 1281 г.) – Димитрия Борисовича, князя Ростовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Борисоглебская церковь в Кидекше Построена ростово-суздальским кн. Юрием Долгоруким в 1152 г. в своей загородной резиденции, в 4 км от г. Суздаля Владимирской обл. Возможно, село принадлежало его сыну, кн. Борису Юрьевичу , к-рый был похоронен здесь в 1159 г. В 1239 г. церковь ремонтировали (был настлан новый пол) и освятили на праздник св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба «великым священьем» (ПСРЛ. Т. 1. Ст. 469). Церковь 4-столпная, с 3 апсидами; размеры снаружи - 15 ´ 18,9 м, сторона подкупольного квадрата - 4,9 м. особенности строительных приемов и архитектуры храма (очень широкие ленточные фундаменты из речного булыжника на белом известковом растворе; кладка стен из гладкотесаного известняка с внутренней забутовкой; сдержанный декор в виде пояса 2-уступчатых арок на гладких консолях и поребрика) позволили О. М. Иоаннисяну отнести ее к произведению мастеров из Галицкой земли, знакомых с романским зодчеством Польши. В зап. части церкви были хоры, под ними 2 ниши - аркосолия (в 1947 в сев. нише Н. П. Сычёв обнаружил фреску 80-х гг. XII в.). Первоначальное здание сохранилось не полностью: в 60-х гг. XVII в. были заново сложены своды и вост. часть храма, стены сохранились в основном до аркатурного пояса. В 1851 г. во время раскопок вокруг храма гр. А. С. Уваров нашел «обломки колонн и баляс». В последние десятилетия XX в. в храме проводились реставрационные работы и раскопки (В. П. Глазов), была обнаружена плинфа, на нижних частях стен - остатки фресок. Ист.: ПСРЛ. т. 1. Ст. 349, 417; Т. 2. С. 493; Т. 24. С. 77, 78. Лит.: Сычёв Н. П. Предполагаемое изображение жены Юрия Долгорукого//СИИИ. Т. 1. С. 51-62; Раппопорт П. А. Русская архитектура X-XIII вв.: Кат. памятников. Л., 1982. 85; Глазов В. П. Археологические исследования памятников зодчества XII-XIII вв. в Кидекше и Суздале//Археол. открытия 1994 г. М., 1995. С. 81-82 ; Иоаннисян О. М. К истории польско-рус. архитектурных связей в кон. XI - нач. XII в.//ДРИ. СПб., 2002. [Вып.:] Русь и страны визант. мира: XII в. С. 206-230.

http://pravenc.ru/text/153189.html

Но дело обошлось без войны: Орден требовал перемирия, заключенного потом с согласия Великокняжеского на пять лет в Новегороде, куда приезжали для того Послы Архиепископа Рижского и Дерптские; а Князь Юрий вслед за родителем возвратился в Москву, получив в дар от Псковитян 100 рублей и вместо себя оставив у них Наместником Иоанна Оболенского-Стригу. гг.] Нет сомнения, что Василий в последние годы жизни своей или совсем не платил дани Моголам, или худо удовлетворял их корыстолюбию: ибо они, несмотря на собственные внутренние междоусобия, часто тревожили Россию и приходили не шайками, но целыми полками. Два раза войско Седи-Ахметовой Орды вступало в наши пределы: Воевода Московский, Князь Иван Юрьевич, победил Татар на сей стороне Оки, ниже Коломны; а сын Великого Князя, Иоанн, мужественно отразил их от берегов ее: после чего Ахмат, Хан Большой Орды, сын Кичимов, осаждал Переславль Рязанский, но с великою потерею и стыдом удалился, виня главного Полководца своего, Казата Улана, в тайном доброхотстве к Россиянам. – Царь Казанский также был неприятелем Москвитян: Великий Князь хотел сам идти на Казань; но, встреченный его Послами в Владимире, заключил с ними мир. Василий еще не достиг старости: несчастия и душевные огорчения, им претерпенные, изнурили в нем телесные силы. Он явно изнемогал, худел и, думая, что у него сухотка, прибегнул ко мнимому целебному средству, тогда обыкновенно употребляемому в оной: жег себе тело горящим трутом; сделались раны, начали гнить, и больной, видя опасность, хотел умереть Монахом: ему отговорили. Василий написал духовную: утвердил Великое Княжение за старшим сыном, Иоанном, вместе с третию Московских доходов (другие же две отказал меньшим сыновьям); Юрию отдал Дмитров, Можайск. Серпухов и все имение матери своей, Софии (которая преставилась Инокинею в 1453 году); третиему сыну, Андрею Большому, Углич, Бежецкий Верх, Звенигород; четвертому, именем Борису, Волок Ламский, Ржев, Рузу и села прабабы его, Марии Голтяевой, по ее завещанию; Андрею Меньшему Вологду, Кубену и Заозерье; а матери их Ростов (с условием не касаться собственности тамошних Князей), городок Романов, казну свою, все Удельные волости, которые бывали прежде за Великими Княгинями, и все, им купленные или отнятые у знатных изменников (что составляло великое богатство); сверх того клятвою обязал сыновей слушаться родительницы не только в делах семейственных, но и в государственных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Новопостроенная церковь в селе Мелтихине была обложена данью и записана за 1648 г. в приходные книги Патриаршего Казенного Приказа: «по книгам Радонежской десятины десятильника Матвея Облезова, да старосты поповского села Братошина Благовещенского попа Григория прибыла вновь церковь Казанской Пресвятой Богородицы в вотчине князя Федора Юрьевича Хворостинина в селе Мелтихине; дани 6 алтын, 4 деньги, заезда гривна». За последующие годы в приходных книгах того же Казенного Приказа Казанская церковь писалась под Загородскою десятиною с обозначением дани 6 алтын, 4 деньги, заезда гривна, а с 1712-1740 гг. 20 алтын. По смерти князя Ф. Ю. Хворостинина его имение перешло в 1656 г. к его вдове княгине Елене Борисовне с детьми Семеном и Иваном, которые потом отдали село Мелтихино своему зятю князю Борису Алексеевичу Голицыну. В селе Мелтихине в 1678 г. находились: «двор вотчинников, в нем 15 чел., и 22 двора крестьянских и бобыльских, в них 84 чел., в 1704 г. – 22 двора, в них 83 чел. крестьян. При Казанской церкви в 1703 г. состояло в приходе 32 двора, сена церковного 60 копен волоковых. Имение князя Бориса Алексеевича после его смерти досталось его сыну князю Сергею Борисовичу, женатому на Марье Александровне Нарышкиной. В 1758 г. князь Сергей Голицын продал село Богородское Мелтихино с находившеюся в нем деревянною церковью во имя Казанской Пресвятой Богородицы жене Ивана Ивановича Нарышкина Настасье Александровне. В 1780 г. куплено Александрою Алексеевною Хитрово у Александра Ивановича Нарышкина. Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г. «Церковь Казанская, кирпичная, построена в 1762 — 1764 гг. в вотчине А. А. Нарышкиной «тщанием» сестры кн. М.А. Голицыной. Разоренная в 1812 г. неприятелем, церковь стояла «без пения» до 1879 г., когда в ней был сделан ремонт и устроено духовое отопление. Небольшая трапезная и колокольня в два яруса пристроены в 1903 г. по проекту Н.

http://sobory.ru/article/?object=00954

Се бо на ны бог попусти поганым, не яко милуя их, по нас кажа, да быхом ся востягнули от злых дел, сим казнить ны нахоженьем поганых, се бо есть батог его, да негли встягнувшеся вспомянемся от злаго пути своего " . Подобное рассуждение повторяется и впоследствии. Таково же воззрение летописца и на все другие бедствия: " Бог бо казнит рабы своя напастьми различными, огнем и водою и ратью и иными различными казньми, хрестьянину бо многыми напастьми внити в царство небесное, согрешихом, казними есмы, яко створихом, тако и прияхом, но кажеть ны добре господь наш. Но да никто ж можеть реши, яко ненавидит нас бог; не буди " . Болезни, всякого рода страдания, напрасная смерть очищают человека от грехов; по свидетельству летописца, князь Ярополк Изяславич молился: " Господи, боже мой! приими молитву мою, и дажь ми смерть, яко же двема братома моима Борису и Глебу, от чюжю руку, да омыю грехы вся своею кровью " . Сказавши о смерти князя Святослава Юрьевича, летописец прибавляет: " Си же князь избраник божий бе: от рожества и до свершенья мужьства бысть ему болезнь зла, ея же болезни просяхуть на ся святии апостоли и святии отци у бога: кто бо постражеть болезнью тою, якоже книгы глаголют, тело его мучится, а душа его спасается. Такоже и тъ во истину святый Святослав, божий угодник избраный в всех князех: не да бо ему бог княжити на земли, но да ему царство небесное " . Ту же мысль выражает летописец и в рассказе о смерти Андрея Боголюбского. Мстислав Ростиславич Храбрый говаривал дружине своей перед битвою: " Братья! ничто же имете во уме своем, аще ныне умрем за хрестьяны, то очистимся грехов своих и бог вменит кровь нашю с мученикы " . Летописец держится того же мнения, даже относительно христианских воинов других исповеданий, например крестоносцев. Успех, избавление от опасности приписывается, обыкновенно после милости божией и молитв святых, также молитве предков умерших, отца и деда и прадеда; например, описавши торжество Юрьевичей над племянниками, летописец прибавляет: " И поможе бог Михалку и брату его Всеволоду, отца и деда его молитва и прадеда его " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010