2:1–2 Аз цвет польный и крин удольный. Якоже крин в тернии, тако искренняя моя посреди дщерей. 2:1–2 Я нарцисс Саронский, лилия долин! Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами. Ягве, возлюбленный Жених – роза или нарцисс Саронский, Он – лилия долин! Иногда это сравнение относят и к невесте – Израилю, который далее именуется лилией между тернами. Раввин Раши: «Этими словами Соломон изображает цветущее состояние Израиля своего времени, уподобляя царство свое прекрасному цветку, распустившемуся подобно пышному розану. Он (Соломон) как бы сказал: «Я, а в лице моем и со мною весь Израиль, теперь блаженствуем, процветаем как роза, растущая в долине, которую солнце не опаляет; живя среди народов окружающих нас, мы невредимы, никто из них не в силах обидеть нас, ибо Сам Ягве защищает нас» Возлюбленная сравнивает себя с нарциссом и лилией , а Возлюбленный идет еще дальше: она – лилия между тернами , Он любит только ее. Девицы , уподобленные тернам – языческие народы вокруг Израиля Божия. Ему говорит Ягве: «Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» ( Втор. 7:6 ). «О, Владыко Господи! ...из всех цветов во вселенной Ты избрал Себе одну лилию… из всех многочисленных народов Ты приобрел Себе один народ, и возлюбил его, дал ему закон совершенный» ( 3Езд. 5:23.24.27 ). Нарциссом Саронским, прекрасной лилией, по сравнению с которой все остальные цветы, что тернии, – таково было чудное и славное время Давидо-Соломонова царства. Но далее Соломон видит и будущее бедственное состояние Израиля: 2:3 Яко яблонь посреде древес лесных, тако брат мой посреде сынов: под сень его восхотех и седох, и плод его сладок в гортани моем. 2:3 Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей. Как яблоня, растущая в лесу, бывает мало заметна для людей: так и возлюбленный мой Израиль не будет знаменит между иноплеменниками, среди которых будет обитать. После Соломона Израиль как государство явно померк между другими народами. Незаметная яблоня среди лесных деревьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

2:4 Введите мя в дом вина, вчините во ко мне любовь. 2:4 Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною – любовь. Мидраш объясняет это так: «Общество Израилево говорит: Бог ввел меня в великое виноградное точило, на Синай, и там дал мне мое знамя – закон, заповеди и добрые дела, – и я приняла их с великою любовию» Иначе еще дом вина или дом пира означает, как и чертоги (1:3), Иерусалимский храм, да и вообще Святую Землю. После всех лишений «придут они (израильтяне), и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа, к пшенице и вину, и елею, к агнцам и волам; и душа их будет как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться» ( Иер. 31:12 ). Дом вина, ибо вино – символ любви, крепкой и сладостной. Вокруг знамени любви ко Святой Земле и к Ягве, Возлюбленному своему, соберутся пленники и изгнанники иудейские в вавилонском плену. Эта любовь к Ягве и Его святому храму в Иерусалиме (дому вина и пира) увлечет их от рек вавилонских назад в Землю Обетованную. Тогда Ягве «поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли» ( Ис. 11:12 ). Теперь Невеста (Израиль) переживает некую болезнь любви, уязвлена любовью к Ягве. 2:5–6 Утвердите мя в мирех, положите мя во яблоцех: яко уязвлена (есмь) любовию аз. Шуйца его под главою моею, и десница его обимет мя. 2:5–6 Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня. Невеста уязвлена и изнемогает от любви. Мидраш относит это не только к внутреннему состоянию уязвленности любовью, но и к внешним язвам, которые получал израильский народ за любовь к единому Богу Ягве. «Община Израилева говорит пред Богом: все страдания, какие причиняют мне народы, происходят только от того, что я люблю Тебя» Шуйца его под главою моею, и десница его обимет мя. Об этом изъявлении любви Ягве к своему народу так пишет раввин Раши: «Господь, подобно нежному отцу, никогда не оставит первенца Своего Израиля. Спасая его от египетского плена, Бог водил его как бы за руку; то же говорит и приведенный текст: десница его обимет мя; точно так он будет и впредь поддерживать Израиля. Соломон не мог не предвидеть будущее бедствие Израиля, например плен вавилонский; не мог не предвидеть, конечно, и того, что Бог избавит Израиля и пошлет Мессию, который обимет Израиля своими спасительными дланями, – и шуйцею и десницею. Предвидя все это и радуясь о будущем, как бы о настоящем, он и воспевает заранее в священных песнях своих: шуйца его под главою моею, и десница его обимет мя»

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

2 . Но ангел возвещает о родившемся Царе, гласу его вторят хоры ангелов и, сорадуясь, взывают: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! ( Лк. 2:14 ). Ибо прежде, нежели Искупитель наш родился плотью, мы имели разногласие с ангелами, от славы и чистоты которых мы далеко отстояли виновностью первородного греха и ежедневными беззакониями. Поскольку за согрешения мы были устранены от Бога, то и ангелы, граждане Божии, устраненных нас отвергали от своего общения. Но поскольку мы признали Царя своего, то и ангелы опять признали нас своими согражданами. Ибо, когда Царь Неба принял на Себя землю плоти нашей, тогда уже и эта ангельская высота не презирает нашей низости. Ангелы опять восстанавливают мир с нами, не обращая внимания на прежнее разногласие; и тех, которых прежде презирали, как слабых и отверженных, опять уже почитают товарищами. Поэтому-то Лот (см. Быт. 19:1 ) и Иисус [Навин] (см. Нав. 5:14–15 ) почитают ангелов и не слышат от них запрещения на почтение; но Иоанн в своем Апокалипсисе хотел сделать поклонение ангелу; однако же этот самый ангел запретил ему делать недолжное почтение, говоря: но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись ( Откр. 22:9 ). Что же это значит, что до пришествия Искупителя ангелы принимают поклонение от людей и молчат, а после избегают поклонения, если не то, что страшатся видеть пред собою поверженным естество наше, которое прежде презирали, после того, как видят оное превознесенным выше себя? Они как бы не смеют презирать той слабости, которую в Царе Неба чтут выше себя. Не считают недостойным иметь человека товарищем те, которые поклоняются Богочеловеку Итак, возлюбленнейшие братья, постараемся, дабы не оскверняла нас никакая нечистота, если мы, по вечному предведению, граждане Бога и равны ангелам Его. Усвоим свое достоинство нравам; да не располагает нас к себе никакая роскошь; да не осуждает нас никакой гнусный помысл; да не грызет душу злоба; да не истребляет ржавчина зависти; да не напыщает гордость; да не терзает честолюбие земными утехами; да не воспламеняет гнев. Ибо люди наименованы богами. Итак, защищай себя, человек, против пороков честью Бога, потому что ради тебя Человеком соделался Бог, Который живет и царствует во веки веков. Аминь. Преподобный Феодор Студит

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

2. Что значит «произошло по замыслу Господа»? Выслушай вкратце. Когда Лазарь естественным образом оставил жизнь, то Господь хотя не присутствовал в Вифании видимым образом, но Божеством присутствовал везде и все Собою наполнял. Поэтому спустя четыре дня, как погребли Лазаря, пришел Иисус в Вифанию, чтобы совершить воскрешение друга. Когда Марфа, сестра Лазаря, услышала, что Господь пришел в Вифанию, она выбежала, поспешила, припала с просьбой, оказывая подобающее почтение. Потому что, припав, говорила Господу: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего ни попросишь у Бога, даст Тебе Бог ( Ин. 11: 21–22 ). Но Господь, Сам будучи бездной долготерпения, сказал в ответ: «Что ты говоришь, Марфа? Господом называешь Меня и не считаешь за Господа? Разве Я не был здесь? Прояви немного терпения, потому что вскоре ты узнаешь об этом от своего брата. Воскреснет брат твой ( Ин. 11: 23 ). Прощаю тебя, Марфа, потому что ты вне себя от печали». Все равно как если бы Он ей сказал: «Всякий ошибается, будучи в таком состоянии; когда придешь в себя, тогда уразумеешь, ибо воскреснет брат твой». И после этого Марфа, в соответствии с тем, как обычно говорят люди, ответила Господу: Знаю, что воскреснет… в последний день ( Ин. 11: 24 ). На что Господь ответил ей: «Что ты малодушествуешь, Марфа? Что ты удаляешь воскресение на долгое время? С тобой говорит Само Воскресение, а ты рассуждаешь о воскресении. Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет ( Ин. 11: 25 )». 3. В то время, как Господь говорил это, едва не весь город Вифания сбежался туда, куда пришел Господь. Сбежались они не для того, чтобы стать свидетелями чуда, а чтобы посмеяться, потому что они не имели надежды, что воскреснет четверодневный мертвец. А что Господь? Когда Он увидел такое множество сошедшегося народа, и что они достойны и способны свидетельствовать о том, кого Он воскресит, обращаясь к ним, сказал: «Где положили Лазаря?» Неужели не знал место Владыка каждого места? Знал Он место, но сделал так, чтобы все были вынуждены вновь последовать за Иисусом, чтобы, увидев воочию воскресение, стать неложными вестниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

3:1–4 На ложи моем в нощех, исках, егоже возлюби душа моя, исках Его, и не обретох Его: воззвах Его, и не послуша мене: востану убо, и обыду во граде, и на торжищах, и на стогнах, и поищу, егоже возлюби душа моя: поисках Его, и не обретох Его: звах Его, и не послуша мене. Обретоша мя стрегущии, обходящий во граде: видесте ли, егоже возлюби душа моя? Яко мало егда преидох от них, Дóндеже обретох, егоже возлюби душа моя: удержах Его, и не оставих Его, Дóндеже введох Его в дом матере моея и в чертог заченшия мя. 3:1–4 На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его. Встретили меня стражи, обходящии город: не видали ли вы того, которого любит душа моя? Но едва я отошла от них, как нашла того, которого любит душа моя, ухватилась за него, и не отпустила его, доколе не привела его в дом матери моей и во внутренние комнаты родительницы моей. Ночное искание Жениха Суламифью, бесплодные поиски, встреча со стражами, внезапное обретение Жениха, введение его в материнский чертог – вдохновляли различных святых отцов на глубокие, таинственные размышления, отмыкали самое внутреннее их сердечных и духовных переживаний. Основная суть их размышлений об этом – это ночное, во тьме и мраке, искание Господа, бесплодность при этом всех человеческих усилий самих по себе, ангельская помощь и нечаянная радость внезапного обретения Господа, введение и хранение Его во внутреннем святилище сердца своего. Песнь Песней дважды описывает ночное искание Невестой Жениха своего: 3:1–4 и 5:2–8. Если сопоставить эти два ночных искания, то в первом преимущественно изображено изначальное искание душой Господа, совершаемое во мраке неведения. Во втором искании изображена душа, имевшая Господа, и потерявшая Его, и в ночи сей утраты ищущая Его. Св. Кирилл Иерусалимский , как и в прочих местах, дает буквальное истолкование слов Песни Песней к соответствующим евангельским событиям, относящимся к смерти и воскресению Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

3:7–11 Вот одр его – Соломона: шестьдесят сильных вокруг него, из сильных Израилевых. Все они держат по мечу, опытны в бою; у каждого меч при бедре его ради страха ночного. Носильный одр сделал себе царь Соломон из дерев Ливанских; столпцы его сделал из серебра, локотники его из золота, седалище его из пурпуровой ткани; внутренность его убрана с любовью дщерями Иерусалимскими. Пойдите и посмотрите, дщери Сионские, на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день, радостный для сердца его. Здесь изображено таинственное сочетание, брак горнего и дольнего мира в лице Христа и Церкви, Бога-Слова и человечества. В образе славы Соломонова царства явлена слава Царства Божия на земле. Св. Афанасий Великий : «Итак, когда соединились оба народа (иудеи и язычники. – Г.Ф.), повсюду послано было проповедание, и служителями для него делаются ангелы, говоря: изыдите, и видите в царе Соломоне, в венце имже венча его мати его в день обручения его и в день веселия сердца его. Кто выйдет из зла, тот увидит непреложное соединение Слова с телом. Ибо когда совершалось обручение Слова с нами, чрез соединение тела, тогда оно и сотворило над смертью победу, по причине коей все наполнилось веселием». Таким образом св. Афанасий Великий в Боговоплощении видит этот спасительный для падшего человечества Брак Христов. Св. Кирилл Иерусалимский , как и в прочих текстах, находит здесь пророчества на конкретные евангельские события, связанные со страданиями Иисуса Христа, посредством которых Христос приобрел Себе Невесту, деву чистую, святую Церковь . «...Спаситель, о котором сказано: одр сотвори себе Царь от древес ливанских. Столпы его сотвори сребряны, восклонение его багряно, внутрь его камение постлано. Это – знамения страдания, представленныя в брачных песнях, и трезвенных, и целомудренных... Так и о кресте сказано: одр, то есть древо крестное 27 , подъемлющее на себе Господа. Столпы его сотвори сребряны; началом креста было сребро – предательство. Как в преукрашенном доме распростерт вверху золотой потолок 28 , все же это убранство возносят на себе столпы; так сребро было началом и распятию, и воскресению Христову. Если бы не предал Иуда, Христос не был бы распят. Посему, как начало славное страдания, столпы его сотвори сребряны.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

3 . Итак все мы, единодушно, в чистых помыслах и святых чувствованиях, да празднуем день Рождества Господня, – день, в который, как в начале мы сказали, Истина произошла от земли. Но совершилось также и то, о чем затем сказано в том же псалме: Тот, Кто воссиял от земли, то есть родился по плоти – как бы с Неба Пришедший и Превысший всего, – потом вновь восшел ко Отцу; тогда-то, без сомнения, и правда приникла с небес (ср. Пс. 84:12 ). Ибо об этой правде Он Сам воспоминает, когда обещает Святого Духа. Он говорит, что обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня ( Ин. 16:8–10 ). Вот правда, которая приникла с небес. От края неба исход Его, и сретение Его до края неба ( Пс. 18:7 по старолатинскому переводу Библии). Но дабы кто-либо не стал презирать Истину за то, что Она произошла от земли, когда, как Жених, изшла от чертога Своего, то есть от утробы Девической, в которой Слово Бога, неким неизреченным союзом, соединилось с природой человеческой, – дабы, говорю, кто начал презирать Его, и дабы о Христе, хотя и чудесно рожденном, чудном учением и делами, никто бы не подумал (по причине [воспринятого Им] подобия плоти греха) [лишь] как о человеке, – для того, после слов: как жених, выходящий из чертога своего, как исполин, с радостью стремится пройти свой путь ( Пс. 18:6 по старолатинскому переводу Библии), тотчас добавлено: от края неба исход Его. Значит, если истина произошла от земли, это – [Его добровольное] снисхождение, а не необходимое положение, – благость, а не бедность. Истина, дабы произойти от земли, сошла с небес; Жених, дабы выйти из чертога Своего, исходит как бы от края неба. Посему и рожден Он в этот день, наименьший и наикратчайший из дней земных, от которого, однако же, начинается приращение дней. Так, Преклонившийся к нам и Возвысивший нас избрал день наименьший, но такой, от которого начинается возрастание света. Этим самым Своим пришествием, без слов, но как бы трубным гласом, пробуждает нас Господь, чтобы в Нем, обнищавшем нас ради, мы нашли наше богатство; чтобы в Нем, принявшем нас ради образ раба, приняли освобождение; чтобы в Нем, нас ради произошедшем от земли, унаследовали небо. Аминь. Святитель Прокл, патриах Константинопольский

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

3 . Соломон – создатель храма, и «Премудрость созда себе дом...» ( Прит. 9:1 ). 4 . Соломон – царь Израиля. Над распятым Христом – табличка: «Иисус Назорей Царь Иудейский». Он Царь не тех, «которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы» ( Откр. 2:9 ), а Царь истинного Израиля, нового. 5 . Соломон – сын Давида, и Господь Иисус – Сын Давидов ( Мф. 1:1 ). Так звали Его в земной жизни. С наименования Его Сыном Давидовым начинается святое Евангелие. 6 . И, наконец, как обращает внимание св. Григорий Нисский , посещением Соломона царицей Савской, царицей Эфиоплян, предуказуется, что «Эфиопия прострет руки свои к Богу» ( Пс. 67:32 ). Черна была как эфиоплянка царица, но принесла премудрому Соломону богатые дары. Черны во грехах идолопоклончества были языческие народы, но пришли к истинному Соломону и к истинной Премудрости и принесли богатые дары своих сердец, уверовав во Христа. 7 . И еще был знаменит Соломон за праведный суд в народе. Об этом так пишет св. Григорий: «И заботливость Соломона о правдивом суде означает истинного Судию всего мира, Который говорит: «Отец не судит никомуже, но суд весь даде Сынови» ( Ин. 5:22 )». Се одр Соломонь... Одр сотвори себе царь Соломон. Речь идет о переносном носильном одре . В повествовательных книгах Царств и Паралипоменон нет дополнительных упоминаний и сведений об этом одре. Что же означает духовно сей носильный одр , на котором носили при царских шествиях царя Соломона? «Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне: впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами: в церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых» ( Пс. 67:25–27 ). Последние слова являются входным стихом, велегласно возглашаемым диаконом, на малом входе Божественной литургии во дни святой Пасхи, когда все духовенство входит Царскими вратами в алтарь, а диакон при этом вносит святое Евангелие. На ком или чем почиет Господь в этом дивном шествии? Действие малого входа открывает двоякий одр Его – с одной стороны само святое Евангелие, а с другой священнослужители, и в их лице все святые Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

4:16 Поднимись (ветер) с севера и принесись с юга, – и польются ароматы его! Ветры приглашаются, чтобы разнести повсюду чудные ароматы сада Суламифи. Мессианские пророчества не должны были остаться в запертом саду Иудеи. Сад оставался заперт, но ветры разносили его ароматы. Ветры исторических потрясений от севера : ассирийское и вавилонское пленение, покорение Александром Македонским и войны с Сирией; от юга – тесные сношения с Аравией и Египтом, с эллинистической Александрией. Рассеяние повсюду иудеев разлило ароматы мессианских пророчеств по всему тогдашнему миру. Вот два свидетельства об этом римских историков: Тацит: «Многие верили древним свидетельствам жрецов, что в это самое время Восток приобретает новые силы, и что имеющие придти из Иудеи сделаются властелинами мира». Светоний: «По всему Востоку распространено древнее и твердое мнение, будто судьбою определено, что в тогдашнее время из Иудеи должны выдти те, которые приобретут себе владычество над миром». В Аравии, Эфиопии, Персии ждали царя Иудейского. Гряди, юже и повей – от Александрии. От юга потекли ароматы Септуагинты. На языке эллинистического мира повсюду повеяли ароматы мессианских пророчеств. Иначе этот текст можно уразуметь, обращая внимание на то, что северному ветру сказано ξεγρθητι, то есть «воспряни, поднимись, унесись». Севере прогоняется. А южному ветру сказано: ρχου, то есть «принесись». Юже призывается. Тогда указанным словам можно придать такое значение. Прогоняется опасность с севера, кончается страшный вавилонский плен. Призывается благотворный южный ветер – истинное богопочитание и благочестие наполняет ароматами цветник Израилев. Глава 5 5:1 Да снидет брат мой в вертоград свой и да яст плод овощий своих. Внидох в вертоград мой, сестро моя невесто: обимах смирну мою со ароматами моими, ядох хлеб мой с медом моим, пих вино мое с млеком моим. Ядите, ближнии, и пийте и упийтеся, братия. 5:1 Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его. Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста; набрал мирры моей с ароматами моими, поел сотов моих с медом моим, напился вина моего с молоком моим. Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь, возлюбленные!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

4:1–5 О, Ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими! волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской; зубы твои – как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними; как лента алая губы твои, и уста твои любезны; как половинки гранатового яблока – ланиты твои под кудрями твоими; шея твоя – как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных; два сосца твои – как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями. Господь любит обретенную Им Невесту, восхищается ею, ибо в ней отражена Его красота. Он восхищается каждым членом прекрасного тела ее. Однако «не почитай сих песней выражением плотской и страстной любви, принимая речения по понятию многих, и нимало не углубляясь в их силу. Напротив того, сии брачныя изречения исполнены целомудрия. И если не понимаешь песней, то обратись к притчам и от последних восходи к первым в порядке и постепенно» (св. Кирилл Иерусалимский ). Описание каждого члена прекрасной невесты исполнено духовного иносказательного смысла. Семь частей прекрасной Невесты воспеты Женихом (глаза, волосы, зубы, уста, ланиты, шея, сосцы). Семь – число божественной полноты в этом тварном мире. 7=43. Четыре – число этого мира (четыре конца света, четыре стихии), а три – число Божие. Полнота в этом мире седмерична – седмица дней во времени, семь цветов в красках мира, семь тонов в звуках. И в Церкви – семь даров Духа Святого, являемых в семи таинствах ее. Учение св. Церкви было раскрыто на семи Вселенских Соборах. Если под Невестою разуметь Церковь , то семь воспетых Женихом частей ее тела означают семь различных видов духовного подвига: праведников, составляющих славу ее. Если же под Невестою разуметь душу человеческую, то это семь ее различных духовных дарований. Сначала Жених восхваляет ее всю, восхищаясь ею: Се еси добра ( прекрасна ) ближняя Моя, се еси добра (прекрасна)! Божественна и небесна красота святой Церкви. И даже видимо, кто не созерцал эту небесную красоту в облике святых храмов Божиих! Белоснежные церкви, златоверхие купола, уносящиеся в небо кресты, таинственный полумрак внутри, строгие лики над мерцающими лампадами, сокровенная красота алтаря, являемая через просветы царских врат...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010