А меня, бив и щучив, велел в кандалы оковати и в тюрьму вкинути... И держали меня в Самборе пять месяцев, и пана Юрия панья да дочи Марина меня выкинули и свободу мне дали»... Эта аудиенция, хотя и не дала самозванцу открытой государственной помощи со стороны Польши, однако имела решающее значение в его судьбе. Он был признан царевичем, мог теперь свободно вербовать себе сторонников и готовить военную экспедицию. Политика Сигизмунда в этом случае была двуличная и лукавая. Открыто перед народом и перед Борисом Годуновым он играл роль строгого блюстителя перемирия с Москвой и интересов своей страны. Но втихомолку он творил совсем иное и благоволил к названному Димитрию, заклятому врагу Бориса, только и помышлявшему о войне с ним. Своё благоволение Сигизмунд простирал так далеко, что не торопился созывать сейм, а решил самостоятельно вступить с Лжедимитрием в секретные переговоры. Успеху переговоров ничто не препятствовало, так как обещания Димитрия далеко превосходили предъявленные к нему требования. Взаимное соглашение их было заключено на следующих условиях. Димитрий обязался тотчас по вступлении на престол доставить королю войско для войны с Швецией. В случае надобности он готов был сам стать во главе армии и учинить расправу в Стокгольме. Сверх того, он обязался не уступить, а возвратить литовцам Северскую область, как собственность литовского народа. Эта уступка прошла бы мирно, не вызвав волнений, так как между Москвой и Польшей был бы заключён вечный мир. Таким образом Сигизмунд приобретал союзника, целую область и военную помощь, не сделав ни одного выстрела и не израсходовав ни гроша денег. Чего же ожидал от него Димитрий? Он просил, чтобы на одного из сенаторов была возложена обязанность оказывать ему содействие, чтобы ему не препятствовали в выполнении его плана и смотрели сквозь пальцы на делаемые им приготовления; поднять казаков он желал сам, польские добровольцы также откликнулись бы на его зов. Так легко распоряжался самозванец не принадлежащим ему достоянием! По этому удивительному договору Польша получала всё, даже больше, чем хотела, а Россия, ни в чём неповинная, отдавала своё, оставалась всецело страдающей стороной и рисковала целиком попасть в польские руки. Как же польскому королю было не благоволить самозванцу!.. Но обязательства самозванца не ограничивались политическими и материальными уступками.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Версия эта не моя, я услышал её в Белозерске, и вот по ней колокол этот за какую-то провинность (возможно, за призыв к бунту) был сослан на Белоозеро государем Иваном IV. Зная крутой нрав Грозного царя, удивляться не приходится. К тому же подобные примеры в истории нам известны: вспомним хотя бы знаменитый колокол из Углича, битый кнутами и сосланный в Сибирь Борисом Годуновым за то, что призвал народ к бунту и самосуду после трагической и до сих пор загадочной смерти царевича Димитрия Иоанновича... Конечно, эта версия более романтическая, чем прозаическая покупка, но она гораздо лучше объясняет и появление колокола на Белоозере, и, самое главное – то, что он никогда не звонил. Так ли, иначе ли, но стоял колокол долгие-долгие годы на паперти Успенского собора, став местной святыней. Прикладывались к нему люди, верили в его чудотворную силу, и есть сведения, что некоторые по вере своей получали исцеление. Ведь предметов чудотворных самих по себе нет —чудеса творит только Господь посылая их людям по их вере, а уж посредством чего посылается чудо — неисповедимы пути Господни... В начале 1990-х годов колокол решили «подлечить» — заварить большую трещину по новейшей технологии — лазерной сваркой. «Операцию» провели в Санкт-Петербурге, колокол вернули в Белозерск и водрузили на колокольню Богоявленского храма. Однако выяснилось, что дело не только в трещине — сильно обломаны края колокола, его «юбка», а ведь она-то и является главным резонатором, голосом колокола. К тому же на колокольне, не рассчитанной на такого великана, колоколу тесно — нет размаха его огромному «языку», он ударяется в ограду. Так что, скорее всего, в ближайшее время вернётся местная святыня и достопримечательность на место, ставшее привычным для поколений белозёров — на паперть Успенского собора. Из книги: К. Козлов " Белозерск. Описание города, его храмов и достопамятностей " . - Москва.: Северный Паломник, 2007. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00250

Июня 1 совершилось Царское венчание в храме Успения, с наблюдением всех торжественных обрядов, но без всякой расточительной пышности: корону Мономахову возложил на Василия Митрополит Новогородский. Синклит и народ славили Венценосца с усердием; гости и купцы отличались щедростию в дарах, ему поднесенных. Являлось однако ж какое-то уныние в столице. Не было ни милостей, ни пиров; были опалы. Сменили Дворецкого, Князя Рубца-Мосальского, одного из первых клятвопреступников Борисова времени, и велели ему ехать Воеводою в Корелу или Кексгольм; Михайлу Нагому запретили именоваться Конюшим, желая ли навеки уничтожить сей знаменитый сан, чрезмерно возвышенный Годуновым, или единственно в знак неблаговоления к злопамятному страдальцу Василиева криводушия в деле о Димитриевом убиении, Великого Секретаря и Подскарбия, Афанасия Власьева, сослали на Воеводство во Уфу как ненавистного приверженника расстригина; двух важных Бояр, Михайла Салтыкова и Бельского, удалили, дав первому начальство в Иванегороде, второму в Казани; многих иных сановников и Дворян, не угодных Царю, тоже выслали на службу в дальние города; у многих взяли поместья. Василий, говорит Летописец, нарушил обет свой не мстить никому лично, без вины и суда. Оказалось неудовольствие; слышали ропот. Василий, как опытный наблюдатель тридцатилетнего гнусного тиранства, не хотел ужасом произвести безмолвия, которое бывает знаком тайной, всегда опасной ненависти к жестоким Властителям; хотел равняться в государственной мудрости с Борисом и превзойти Лжедимитрия в свободолюбии, отличать слово от умысла, искать в нескромной искренности только указаний для Правительства и грозить мечем закона единственно крамольникам. Следствием была удивительная вольность в суждениях о Царе, особенная величавость в Боярах, особенная смелость во всех людях чиновных; казалось, что они имели уже не Государя самовластного, а полу-Царя. Никто не дерзнул спорить о короне с Шуйским, но многие дерзали ему завидовать и порочить его избрание как незаконное. Самые усердные клевреты Василия изъявляли негодование: ибо он, доказывая свою умеренность, беспристрастие и желание царствовать не для клевретов, а для блага России, не дал им никаких наград блестящих в удовлетворение их суетности и корыстолюбия. Заметили еще необыкновенное своевольство в народе и шатость в умах: ибо частые перемены государственной власти рождают недоверие к ее твердости и любовь к переменам: Россия же в течение года имела четвертого Самодержца, праздновала два цареубийства и не видала нужного общего согласия на последнее избрание. Старость Василия, уже почти шестидесятилетнего, его одиночество, неизвестность наследия, также производили уныние и беспокойство. Одним словом, самые первые дни нового Царствования, всегда благоприятнейшие для ревности народной, более омрачили, нежели утешили сердца истинных друзей отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

На тысячу километров западнее перенес границу России. Эта присоединенная им территория исконно-русских княжеств столетие находившихся в составе Литвы носит для России жизнеобеспечивающий характер. До 1571 года эта территория называлась Диким полем, Крымские тататы ходили грабить Россию Изюмским и Муравским шляхом. В 1570 году татары пришли в Москву, разграбили ее и сожгли полностью. Иван Грозный в 1571 году стал создавать в Диком поле станично-сторожевую службу. Этим вопросом занимался боярин Михаил Воротынский. В фильме «Иван Васильевич меняет профессию», есть фраза: «Крымский хан на Изюмском шляхе безобразничает!» А Изюмский шлях — это территория Харьковской области, это нынешний город Изюм. Тогда были поставлены станицы. Одна из них была поставлена в Балаклее, другая в Чугуеве. И я недавно был в Сватово, и оказывается город основан в 1571 году русскими стрельцами. То есть, очевидно, что это территория России. Украиной и не пахло! Битва на Молодях в 1572 году была выиграна, потому, что тогда была организована станично-сторожевая служба. Татарское войско было истреблено практически целиком. Хотя соотношение сил было один к пяти. Впоследствии 20 лет крымские татары не ходили на Русь, потому, что не было мужского населения. Все мужское население погибло в этой битве. Все смотрели фильм «Тарас Бульба». И фильм, и книга заканчивается напутствием Тараса казакам --идти к царю Московскому! Гоголь взял за основу восстание Якова Остряницы 1638-го года. Когда восстание было подавлено поляками, Яков Остряница с остатками казачьего войска пришел на территорию России. Русский царь Михаил Федорович разрешил казакам поселиться на Чугуевском городище. С этого момента появляется первый населенный пункт, сохранившийся до наших дней на территории Харьковской области. И именно с Чугуева начинается организованное заселение всей территории Дикого поля. Еще ранее Борисом Годуновым был построен город Цареборисов. Но тот город не сохранился, он был уничтожен в смутное время. Поэтому именно от города Чугуева распространялся русский культурный код на южные земли.

http://ruskline.ru/opp/2022/09/05/pochem...

Отрепьев – натура поэтическая («мне знаком латинской музы голос»), он, в сущности, не зол, не кровожаден, но его амбиции ведут к смертям многих. Так психологическая реконструкция начинает превращаться у Пушкина в политическую философию. Поэт, разумеется, знал о существовании в России подпольных оппозиционных обществ – в них принимали непосредственное участие многие его друзья. К тому времени отношение к фрондерству у Пушкина приобрело иронический характер. В письме кн. П.А. Вяземскому он признавался: «Давно девиз всякого русского есть чем хуже, тем лучше. Оппозиция русская, составившаяся, благодаря русского Бога, из наших писателей, каких бы то ни было, приходила уже в какое-то нетерпение, которое я исподтишка поддразнивал, ожидая чего-нибудь» [v] . В процессе работы над «Борисом Годуновым» отношение к политической жизни у Пушкина стало более серьезным и четким. Трагедия, кроме всего прочего, оказалась антиреволюционным памфлетом . Царь, вступивший на престол путем убийства одного человека, будет свергнут молодым революционером, многократно умножившим убийство. Борис Годунов соотнесен с Александром I, вступившим на престол после убийства его отца, Отрепьев – с молодыми заговорщиками. Любая борьба за власть подразумевает грех, причем масштабы его лишь возрастают при каждом новом акте насильственной перемены власти. Пушкинский Борис – реформатор, ограничивающий боярство, задумавший отменить местничество, и лишь «смятение народа» временно останавливает его на этом пути. Царь исполнен ответственности, в последнюю минуту жизни он готов давать наставления сыну Феодору. Наследник Бориса, благородный и образованный, – самый светлый в трагедии образ среди всех людей власти, и он же – наследственный властитель и должен царствовать «по праву». Самозванец, наоборот, оторван от корней: именно он, а не старый летописец Пимен, смотрит на родную историю, «добру и злу внимая равнодушно,//Не ведая ни жалости, ни гнева». Поход против Бориса – чистая авантюра. Отрепьев терпит поражение и бежит, и только смерть царя полностью изменяет ситуацию и приводит к власти Самозванца.

http://pravoslavie.ru/46900.html

Повстанцы разделились: одни не хотели идти на радикальные меры, – другие настаивали именно на убийстве императора. Сам выбор сюжета для ответа декабристам представляется нам не случайным. Приписываемое Борису убийство царевича Димитрия есть по существу то же убийство будущего царя. Известно также, что при Борисе Годунове была затея построить Соломонов храм на месте Успенского Собора. Так как масоны называли себя строителями храма Соломона, то и выбор персонажа есть косвенный намек на адресата 76 . В драме Пушкина был поставлен тот же самый вопрос, который ставили декабристы. Но Пушкин ответил на него отрицательно. На примере судьбы царя Бориса, осуществившего такое убийство, Пушкин показал, что убийство не может быть оправдано ничем, – оно приводит к тяжелым нравственным мукам и трагической гибели самого царя и его близких, а также к распаду государственной и социальной жизни. За две недели до декабрьского восстания рукопись «Бориса Годунова» в окончательном варианте лежала на столе Пушкина. «Пиковая дама» связана с «Борисом Годуновым» единой темой. «Борис Годунов», кроме общего масонского адреса, имел и адресата конкретного. Самым радикальным сторонником убийства царя был среди декабристов Пестель. Некоторые исследователи творчества Пушкина находят черты внешнего сходства Германна с Пестелем, и даже полагают, что под именем Германна Пушкин вывел Пестеля 77 . Сам Пушкин был причастен к масонству, – 4 мая 1821 года он вступил в ложу «Овидий», свидетельство об этом он оставил в своем дневнике. Но «идеалы» масонства, особенно «гибкая» нравственность масонства разочаровали его, – и он расстался с ним. В масонстве Пушкин не нашел ответов для выработки христианского самосознания. В сцене из Фауста Пушкин выразил свое отношение к масонству. Фауст спрашивает Мефистофеля: «Что там белеет? Говори». Пушкинский Мефистофель отвечает Фаусту не так, как у Гёте: Корабль испанский трехмачтовый, Пристать в Голландию готовый: На нем мерзавцев сотни три, Две обезьяны, бочки злата, Да груз богатый шоколата,

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/mis...

Повстанцы разделились: одни не хотели идти на радикальные меры, - другие настаивали именно на убийстве императора. Сам выбор сюжета для ответа декабристам представляется нам не случайным. Приписываемое Борису убийство царевича Димитрия есть по существу то же убийство будущего царя. Известно также, что при Борисе Годунове была затея построить Соломонов храм на месте Успенского Собора. Так как масоны называли себя строителями храма Соломона, то и выбор персонажа есть косвенный намек на адресата В драме Пушкина был поставлен тот же самый вопрос, который ставили декабристы. Но Пушкин ответил на него отрицательно. На примере судьбы царя Бориса, осуществившего такое убийство, Пушкин показал, что убийство не может быть оправдано ничем, - оно приводит к тяжелым нравственным мукам и трагической гибели самого царя и его близких, а также к распаду государственной и социальной жизни. За две недели до декабрьского восстания рукопись «Бориса Годунова» в окончательном варианте легла на стол Пушкина. «Пиковая дама» связана с «Борисом Годуновым» единой темой. «Борис Годунов», кроме общего масонского адреса, имел и адресата конкретного. Самым радикальным сторонником убийства царя был среди декабристов Пестель. Некоторые исследователи творчества Пушкина находят черты внешнего сходства Германа с Пестелем, и даже полагают, что под именем Германа Пушкин вывел Пестеля Сам Пушкин был причастен к масонству, - 4 мая 1821 года он вступил в ложу «Овидий», свидетельство об этом он оставил в своем дневнике. Но «идеалы» масонства, особенно «гибкая» нравственность масонства разочаровали его, - и он расстался с ним. В масонстве Пушкин не нашел ответов для выработки христианского самосознания. В сцене из Фауста Пушкин выразил свое отношение к масонству. Фауст спрашивает Мефистофеля: Что там белеет? говори. Пушкинский Мефистофель отвечает Фаусту не так, как у Гете: Корабль испанский трехмачтовый, Пристать в Голландию готовый: На нем мерзавцев сотни три, Две обезьяны, бочки злата, Да груз богатый шоколата,

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/16/...

Поэтическая интуиция поэта дала ему возможность увидеть ещё одну важнейшую черту в личности юродивых: они в совершенстве достигли того идеала, на который указывает Спаситель: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф.18:3-4). Николку в Борисе Годунове поэт изобразил беспомощным ребенком. Он напевает песенку (Месяц светит, Котенок плачет…). Говорит совершенно по-детски: А у меня копеечка есть. Лишившись копеечки, плачет. По контрасту изображен Мальчишка, зараженный пороками взрослых. Юродивый в Борисе Годунове введен не для полноты изображения исторических реалий. Именно благодаря образу блаженного А.Пушкин смог создать не историко-политическую, а духовно-нравственную трагедию. Обличая царя Бориса как убийцу царевича Димитрия, блаженный Николка указывает на главную причину постигших страну бед. Царь Борис обречен – за него нельзя даже молиться. Святой открыл то, что давно мучило Бориса Годунова как страшное предчувствие: Ни власть, ни жизнь меня не веселят; Предчувствую небесный гром и горе (Царские палаты). Работа над Борисом Годуновым неоценима с точки зрения духовного развития А.Пушкина как христианина. Мысли о Небесном Суде, о покорности Божественной воле, о муках совести (Да, жалок тот, в ком совесть нечиста), которые нашли выражение в Борисе Годунове, постепенно формируют мировоззрение поэта. Позже он напишет: Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества… («Путешествие из Москвы в Петербург», 1834 г.). Собственное поэтическое творчество постепенно осмысляется А.Пушкиным как духовно-нравственное служение: Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и землю, Глаголом жги сердца людей. Подлинной христианской настроенностью проникнуты стихотворение, написанное за несколько месяцев до смерти:

http://pravoslavie.ru/6740.html

Предсмертный совет Бориса сыну Федору послать Басманова к войскам послужил в погибель Федору Борисовичу: именно честолюбец Басманов предал младого венценосца, а Шуйский, «уклончивый и лукавый», рекомендованный Борисом возглавить Думу, ничего не делает во время мятежа для спасения династии. И Городничий, желая ублажить грозного «ревизора», своей рукой вводит в свой дом «сосульку, тряпку», лжеца, блудника и жуира. Более того, он приводит в действие механизм разоблачения самозванца, но вместе с тем и собственного поношения, когда просит Почтмейстера распечатывать все подозрительные письма. Крах и в том, и в другом случае происходит после мнимого торжества: победы под Севском – в «Борисе Годунове», «обручения» с Марьей Антоновной – в «Ревизоре». И у катастрофы сходный механизм: и в том, и в другом случае погибель приходит через письмо: послание Самозванца москвичам – в «Борисе Годунове», письмо Хлестакова к Тряпичкину – в «Ревизоре». И в том, и в другом случае происходит гибель семей: физическая – в «Борисе Годунове», моральная – в «Ревизоре». Смертным приговором для репутации Анны Андреевны и Марьи Антоновны звучат слова: «Волочусь за дочкой и матушкой, только не знаю, с кого начать, кажется, с матушки, потому что она готова на всё». С крушением Бориса и Городничего связана такая важная тема, как их отношение к знати и народу. Боярство явно недоброжелательно настроено к Годунову и очевидно ждет его падения: Шуйский …То быть грозе великой. Пушкин Такой грозе, что вряд царю Борису Сдержать венец на умной голове. И поделом ему! он правит нами, Как царь Иван. И как только приходит срок, это недоброжелательство приносит погибель семье Бориса: вначале политическую – устами Гаврилы Пушкина, а затем физическую – руками омерзительных палачей: Мосальского, Голицына, Шерефединова. Городское «боярство» «Ревизора» на первый взгляд более едино и связано с Городничим: их сплачивает общий страх и ожидание возмездия за неправые дела, общая беда – нашествие ревизора. А с другой стороны, у многих чиновников возникают мыслишки: а как бы на этом выслужиться, пусть и утопив ближнего, и тем более начальника? Отношение к Городничему у многих из них явно неблагожелательное: характерны возгласы в сторону во время мнимого торжества Антона Антоновича: «и лезет же этакой свинье в рот счастье», «вот уж кому генеральство пристало, как корове седло».

http://pravoslavie.ru/60056.html

О трудах Иоанна Златоуста я уже говорил. Добавлю только, что как результат его безусловного влияния на моё духовное сознание появилась драма «Иоанн Златоуст». К.Скворцов и патриарший экзарх всея Белоруссии митрополит Филарет, 2009 год      – Вас связывала дружба с архимандритом Петром (Афанасьев), расскажите о ней, что Вам особенно запомнилось? – Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь, вошедший в историю, как «учительский», где служил архимандрит Пётр, был основан Борисом Годуновым в 1600 году. Здесь в прошлые века располагалась Славяно-Греко-Латинская Академия - первое в России высшее учебное заведение. В этих стенах учились Михаил Ломоносов, Антиох Кантемир, Василий Тредиаковский... Настоятелями монастыря могли быть только те священнослужители, что «своими трудами известные». В их ряду был архимандрит Пётр – профессор, заслуженный деятель искусств России, выдающийся дирижёр, основатель известного в мире камерного хора «Благозвонница». Не будучи со мною знакомым лично, архимандрит Пётр прочитал мою тетралогию «Сим победиши!». Написал восторженное письмо в патриархию и пригласил меня и моего друга Владимира Крупина, с которым они были уже знакомы не один год, к себе на чай. Может потому, что мы были ровесниками, или благодаря его вниманию и снисходительности к нам, пишущим книги, беседа была долгой, неспешной, наполненной чувством любви и тревоги за судьбу нашего языка и театрального искусства. Расспрашивая нас, он много рассказывал и о себе. Это было похоже на взаимную исповедь из сердца в сердце. Откровенно и доверительно. Ничто не выдавало его болезни (через несколько недель он умер). Светясь и улыбаясь, он говорил о силе молитвы, помогающей ему переносить все немощи. Несколько слов такого мудрого собеседника стоят многих лет школярского обучения в вузе. Всё определяется масштабом личности и глубиной веры. Жаль, что наше общение было не столь продолжительным. – Вы ощущаете присутствие почившего в Вашей жизни, в творчестве? – Это очень ответственно и интимно. Чувство, если оно есть, должно передаться тому, кто сживается со словом автора. Вбирает его и делает своим.

http://pravoslavie.ru/107314.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010