Село Остров впервые упоминается в завещании великого князя Ивана Калитыв 1328 году, и с тех пор на протяжении многих поколений оно передавалось по наследству от отца к старшему сыну. Это указывало на особое значение великокняжеской вотчины в Острове. История села и великолепной Преображенской церкви связаны с именами Бориса Годунова, графа Алексея Орлова-Чесменского, его дочери тайной монахини Агнии, преподобного Пимена Угрешского и святителя Иннокентия Московского. В 1380 году накануне Куликовской битвы великий князь Дмитрий Донской остановился с дружиной на отдых в шатрах недалеко от села Остров. Во время отдыха князю явился образ Николая Чудотворца, который чудесно парил в воздухе над сосной. На месте этого чуда впоследствии был основан Николо-Угрешский монастырь, который, таким образом, появился здесь благодаря соседству с дворцовым селом Остров – вотчиной всех великих князей и царей вплоть до XVIIIcmoлemuя. В царствование Алексея Михайловича в селе Остров уже стоял великолепный каменный шатровый храм Преображения Господня. Точная датировка и авторство церкви многие годы вызывала споры среди археологов и церковных историков. В метрике конца XIX века указывалось, что храм построен при Иване Грозном. Согласно другому свидетельству, храм появился раньше и был посвящен избавлению от нашествия на Москву хана Мехмед-Гирея. В настоящее время считается, что Преображенский храм был воздвигнут в начале XVII века Борисом Годуновым, который пытался обстроить собственную подмосковную резиденцию по образцу царского села Коломенского. Отсюда и перекличка с обликом церкви Вознесения в Коломенском и сходное расположение в природном ландшафте на холме у реки. Часовня св. Димитрия Донского и вид на Угрешский монастырь Облик храма в селе Остров поражал путешественников, писателей и любителей старины во все времена. Один из них – Н. Д. Иванчин-Писарев – предположил, что архитектором такого выдающегося храма мог быть итальянский мастер Алевиз Новый – автор проекта Архангельского собора московского Кремля. Преображенский храм в Острове также ставили в один ряд с признанными церковными шедеврами XVI столетия: храмом Василия Блаженного, церковью Вознесения в Коломенском, храмом Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Несмотря на кажущееся сходство с памятниками этого ряда, церковь в селе Остров не похожа ни на один из них. Она будто собрана из трех разнородных частей: «европейского» центрального столпа, «московских» шатра и кокошников, и двух «псковских» боковых приделов. Разнообразие форм подмосковной церкви породило интересную версию, что ее одновременно строили два архитектора – русский и иноземец.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Тобольск. Церковь Спаса Преображения. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Спасская церковь - четвёртая кирпичная приходская церковь города (три первые не сохранились). Деревянный храм на этом месте появился в 1587 году, когда завершилось строительство первого острога и первой тобольской церкви - Троицкой - на территории малого города. На колокольне Спасской церкви некоторое время висел Угличский колокол, сосланный в 1593 году в Тобольск Борисом Годуновым (1552-1605). Первым сибирским митрополитом Филофеем Лещинским (Рафал Богуславович Лещинский) (1650-1727) возле востановленной после пожара деревянной церкви заложена каменная, выстроенная с помощью купца С. Третьякова. Во второй половине 18 века к её западному фасаду пристроена колокольня. В 1772 и 1791 годах сооружены два придела. С.П. Заварихин " В древнем сердце Сибири " . М., 1987 Сохранившаяся доныне в полуразрушенном виде Спасская церковь (церковь Спаса Нерукотворного Образа) – одна из самых ранних каменных приходских церквей г. Тобольска. Одноименный деревянный храм на этом месте был построен в 1587 году, в год основания города. В этот храм в 1593 году был прислан из Углича тот самый колокол, в который там били в набат по случаю убиения св. царевича Димитрия. Храм этот 1 июня 1701 года сгорел, а в 1702 году был заложен и в том же году построен и освящен новый деревянный. Но он не долго существовал, нашелся благочестивый и усердный жертвователь, местный купец Стефан Третьяков, и «в 1706 году на горе была заложена церковь каменная Всемилостивого Спаса, подле деревянной». Интересно, что храм этот созидался с благословения и молитвенной помощью двух величайших сибирских святителей: митрополитов Филофея (Лещинского) и Иоанна (Максимовича), занимавших последовательно в то время Тобольскую кафедру. В 1706 году основание этого храма освятил святитель Филофей, а освящение уже выстроенной церкви совершил святитель Иоанн в 1713 году. Во второй половине XVIII века к западному фасаду храма была пристроена колокольня. В 1772 и 1791 годах сооружены два придела.

http://sobory.ru/article/?object=03061

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Дата основания: 1600 г. Статус: действующий. Заиконоспасский монастырь основан царем Борисом Годуновым в Москве в 1600 г. Первое упоминание о нём в исторических документах относится к 1635 г. Известно, что располагался Спасский монастырь на Никольской улице за иконным рядом, где можно было выменять икону - отсюда название " Заиконоспасский " . Позднее монастырь стал известен как «учительский» благодаря созданной в его стенах просветительской школе, реорганизованной затем в Славяно-греко-латинскую академию - первое высшее учебное заведение в России, давшее начало Московской духовной академии. Содержание История [ править править код ] Заиконоспасский монастырь (Спасский за иконным рядом) был основан Борисом Годуновым в 1600 году. Менее чем через тридцать лет на Никольской улице случился большой пожар, от которого пострадала и обитель. В результате часть земли под сгоревшими монастырскими постройками была отписана земскому приказу... Заиконоспасский монастырь, Спасский собор. Фото XIX в. Новый, на этот раз каменный двухэтажный, Спасский собор заложили в 1660 г. по повелению царя Алексея Михайловича. Нижний этаж — во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа, верхний — во имя иконы Богородицы, Всех скорбящих Радости. Средства на строительство дал боярин Ф.Ф. Волконский. Храм вскоре был построен и освящён осенью 1661г. Но не прошло и ста лет, снова случился пожар... И снова нашлись силы и деньги на восстановление собора. Храм был восстановлен И.Ф. Мичуриным и освящен летом 1742 г. А на следующий год, ворота, выходящие на Никольскую, увенчались колокольней. Однако не за горами было очередное разорение, теперь от нашествия Наполеона... Обитель восстанавливалась и поновлялась, и каждый раз в результате только хорошела. Так в 1851 г. появилась луковичная главка ротонда на куполе собора... К началу XX в. храм принял свой окончательный облик. Судьба этой обители пусть будет в пример нашей собственной жизни. Когда нас охватывает пожар неуёмного ритма, душевной усталости от отсутствия вокруг доброты и милосердия, безысходности от осознания невозможности спастись, жить по законам Божьим, а не по хотению этого мира, надо помнить: пока есть человек, пока он жив - всё возможно. Нужно верить. С Божьей помощью возможно восстать из любых руин, обновиться, и тем самым обновить свою жизнь, выпрямить путь, обрести человеческое счастье. Из доброты, любви, заботы о ближних, из всего того доброго, что есть в каждом от рождения воздвигнуть храм души и расточать, как нам расточает Господь. Тогда главка на нашем соборе будет сиять, подобно золотой в солнечный день. Тогда и мы обретём свой окончательный облик. Просветительская роль обители [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Заиконоспасски...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРОХОВЕЦКИЙ СЕРГИЕВ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МУЖСКОЙ СКИТ (Владимирской и Суздальской епархии), находится в Гороховецком р-не Владимирской обл., на левом берегу р. Клязьмы. Приписной к гороховецкому во имя Святой Троицы и святителя Николая Чудотворца мужскому монастырю . Гороховецкий Сергиев во имя вмч. Георгия Победоносца скит. Фотография. 2005 г. Гороховецкий Сергиев во имя вмч. Георгия Победоносца скит. Фотография. 2005 г. На месте Г. с. не позднее 2-й четв. XV в. был основан мон-рь («пустынька») во имя вмч. Георгия Победоносца. Согласно жалованной подтвердительной грамоте вел. кн. Иоанна III Васильевича 1462-1466 гг. игум. Троице-Сергиева мон-ря Вассиану (см. Троице-Сергиева лавра ), Георгиевская обитель «поставлена» троицкой братией (АСЭИ. Т. 1. С. 224). По преданию, изложенному в актах кон. XVI-XVII в., она была основана в 1365 г. прп. Сергием Радонежским на пути в Н. Новгород, куда преподобный отправился по просьбе св. кн. Димитрия Иоанновича Донского примирять братьев князей Бориса и Димитрия Константиновичей. Достоверность этого известия оспаривается совр. историками ( Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 59-60). В 1-й четв. XVI в. разоренный казанскими татарами и их вассалами Георгиевский мон-рь запустел, с нач. 90-х гг. XVI в. возрожден по инициативе близкого к царской семье троицкого старца Варсонофия (Якимова). Переписные книги со 2-й пол. XVII в. называют его вотчиной Троице-Сергиева мон-ря. Постройки обители были деревянными. В 1627 г. упоминается клетского типа ц. во имя вмч. Георгия Победоносца. Не позднее 1642 г. был построен теплый храм во имя прп. Сергия Радонежского, на месте к-рого в 1-й пол. XVIII в. возведена новая одноименная церковь. В 1627 г. имелось 8 келий, в 1646 г.- 15 келий, мон-рь был огорожен. К 1678 г. ни ограды, ни келий не существовало. В XV в. обитель владела 2 деревнями и неск. озерами. В кон. XVI в. царями Феодором Иоанновичем и Борисом Феодоровичем Годуновым мон-рю были пожалованы запустевшие земли в Закудемском стане Нижегородского у., покосы и ловли в Муромском у., всего 2626 четв. «в поле». С 20-х гг. XVII в. земли в Закудемском стане стали вотчинами непосредственно Троице-Сергиева мон-ря. Георгиевская пуст. владела лишь угодьями в Муромском у., подмонастырской слободкой и 3 деревнями в Гороховецком у. К 1678 г. и эти земли стали вотчиной Троице-Сергиева мон-ря. К 1763 г. обитель владела лишь подмонастырской слободкой.

http://pravenc.ru/text/166265.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАИКОНОСПАССКИЙ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ЗАИКОНОСПАССКИЙ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Патриаршее подворье), на Никольской ул. в Китай-городе. Основан, вероятно, на рубеже XVI и XVII вв., до 1614 г. Наименование мон-ря отражает посвящение главного престола и топографическое положение обители до нач. XIX в. (за Иконным торговым рядом вдоль Никольской ул.). В документах XVII в. З. м. именовался как «Спасский», «Спасский за Иконным рядом», «Спасский Училищный», в «Привелегии...» Симеон Полоцкий высокопарно называл его «Всемилостивого Спаса иже в Китае на Песках, нарицаемый Старый». Возможно, именно со 2-й пол. XVII в. появлялись версии о древнем происхождении монастыря и наименования: «Спасский на Никольском крестце, на Песках, на Старом месте». В XVIII в. мон-рь чаще именовался Заиконоспасским Училищным, в XIX-XX вв.- Заиконоспасским. Вид на Заиконоспасский мон-рь со стороны Китайгородской стены. Фотография. Нач. ХХ в. (ЦАК МДА) Вид на Заиконоспасский мон-рь со стороны Китайгородской стены. Фотография. Нач. ХХ в. (ЦАК МДА) Архим. Леонид (Кавелин) датировал основание З. м. 1380 г. (в связи с победой на Куликовом поле) на территории монастыря Николы Старого - московского Греческого во имя свт. Николая Чудотворца монастыря (учреждение к-рого он также относил к XIV в.). Он полагал, что З. м.- это отделившийся зап. участок Никольской обители с расположенной на нем Спасской ц. По мнению архимандрита, именно самостоятельный Спасский мон-рь упоминается в документах с кон. XV в. как «Спас на Старом», «Спас Старый». Однако приведенный архим. Леонидом корпус летописных известий является спорным, а анализ их содержания - не вполне убедительным. Не подкреплена документами и гипотеза об основании З. м. в 1600 г. царем Борисом Годуновым. Менее распространенная версия, по к-рой датой основания З. м. считается 1660 г., видимо, связывает этот факт со временем постройки в мон-ре собора в честь Нерукотворного образа Спасителя.

http://pravenc.ru/text/182479.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАССИАН († после 1573), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Муезерский, основатель (?) Муезерского муж. мон-ря во имя Св. Троицы (существовал на о-ве Троица на Муезере (Беломорский р-н Карелии)). Сведений о житии святого нет. К. назван в списке с закладной 1573 г., хранившейся в Муезерской пуст. (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 991. Л. 2, 1572-1699 гг.). Согласно местному преданию, зафиксированному в краеведческой и агиографической лит-ре XIX - нач. XX в., К. был иноком Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и приплыл на о-в Троица на каменной плите (до 70-х гг. XX в. почитаемая каменная плита находилась рядом со входом в часовню в честь Нерукотворного образа Спасителя в бывш. Муезерской пуст.). Прп. Кассиан Муезерский. Фрагмент иконы «Собор Соловецких святых». Нач. XXI в. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Яндове, Москва) Прп. Кассиан Муезерский. Фрагмент иконы «Собор Соловецких святых». Нач. XXI в. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Яндове, Москва) Троицкий Муезерский мон-рь был основан, по всей видимости, в 70-80-х гг. XVI в. Первое упоминание о нем содержится в «Описной книге Кемской волости», составленной в 1591 г. сотником Семеном Юреневым при передаче части пограничных земель Поморья Соловецкому мон-рю: «Да на Маслозерской же земли, на Муезере на острову монастырек, а в нем храм Троицы Живоначальные, пустынька, а в ней пять братов; а питаюца от своих трудов лешею пашенкою и на озере рыбу ловят» ( Досифей (Немчинов). 1836. С. 283-284). В 1600 г. в пустынь по челобитной игум. Фирса была послана жалованная грамота царя Бориса Феодоровича Годунова, в к-рой упоминается жалованная грамота, данная в 1587 г. царем Феодором Иоанновичем игум. Фирсу и братии новоучрежденного Муезерского монастыря: «Били нам челом из Вотьцкие пятины с Каянскаго рубежа, из пустыни Троицы Живоначальные с Муезера игумен Фирс с братьею, а сказал. Стоит-де тот их монастырь Соловецкого монастыря в вотчине Кемские волости, на угодье на Муе озере, и к тому-де их монастырю пашни немного; а пашут-де сами и питаютца своими трудами... Тот монастырь стал ново, и нашие денежные и хлебные руги в тот их монастырь нейдет ничего. И в прошлом-де в 95 году по его (игумена Фирса.- Авт.) челобитью дана им блаженные памяти государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии грамота». Копии грамот, данных муезерской братии царями Борисом Годуновым (12 июня 1600), Михаилом Феодоровичем (5 марта 1616), которые освобождали пустынь вместе с др. соловецкими владениями от уплаты всех сборов и от повинностей, хранились в архиве Соловецкого монастыря (Там же. С. 385-387).

http://pravenc.ru/text/1681251.html

В Пермской области открываются Дни памяти боярина Михаила Романова Пермь, 17 сентября 2004 г. Памятный знак-часовня в память боярина Михаила Романова в Ныробе. 18-19 сентября поселке Ныроб Чердынского района Пермской области состоятся дни памяти Михаила Никитича Романова. В сентябре 1601 года Московский боярин М.Н.Романов, дядя Михаила Федоровича - первого русского царя из династии Романовых, был выслан Борисом Годуновым по ложному доносу в северную деревню Ныробка, сообщает «Новый Регион – Пермь». Место его страданий и трагической гибели стало объектом паломничества верующих еще в XVII веке. Михаила Никитича, закованного в трехпудовые кандалы, привезли в Ныробку. На окраине деревни стрельцы выкопали для него в земле яму. Почти целый год в голоде и холоде томился он в земляной темнице в ужасных условиях. Только могучее здоровье да вера в Бога помогали ему переносить нечеловеческие муки. Истомленные ожиданием его смерти, стрельцы перестали давать ему пищу. Но, питая сострадание к узнику, местные жители подкармливали его, давая своим детям подбрасывать ему трубочки ягеля с молоком, закупоренные хлебными катышками. За помощь узнику пятеро ныробских крестьян были сосланы в Казань, где провели в тюрьме шесть лет. Один из них, не выдержав пыток, скончался. Предание доносит до нас и правду о мученической кончине боярина Михаила Романова, которого в один из августовских дней задушил начальник охраны – пристав Тушин. За «усердную службу» впоследствии он был назначен Борисом Годуновым воеводой в Туринск. На протяжении всей истории Дома Романовых жители села Ныроб искали и находили поддержку у членов этой семьи. Память об этом хранят многие поколения ныробцев. Во время дней памяти Михаила Никитича Романова состоятся выступления местного исторического театра на ландшафте: Исторические сцены «Ныробский узник» и спектакль «Государева милость: праздник Великопермского воеводы». Зрителями театральных представлений будут местные жители и пермские туристы, которые совершают путешествие по маршруту «Династия Романовых и Пермская провинция». В рамках праздника состоится областной научно-практический семинар «Событийный туризм как направление формирования имиджа региона». В мероприятиях примут участие ученые Уральского региона, практики в области туризма, представители органов Законодательного Собрания Пермской области, главы администраций районов области и их заместители. 17 сентября 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/11117.html

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XV — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. В 15-й алфавитный  том  «Православной Энциклопедии», изданный в 2007 г., вошли статьи 399 научных статей и более 434 иллюстраций. Том открывает статья «Димитрий (Ростовский)». Завершается том материалом «Дополнения к «Актам Историческим»».Основными и наиболее объемными статьями нового  тома  являются богословские статьи. Особо следует отметить блок статей относящихся к термину «догмат». Догматическое богословие – раздел богословия, имеющий целью раскрытие, обоснование и систематическое изложение христианских догматов. В 15-й том энциклопедии вошли статьи «Догмат», «Догматического развития теория», «Догматическое богословие». В томе также опубликована статья «Доказательства бытия Божия». Доказательства бытия Божия – разработанные в философии и богословии теоретические аргументы, обосновывающие средствами человеческого разума необходимость признания существования Бога. В статье «Добродетель» рассматривается понятие добродетели с разных точек зрения: как понятие в философских учениях, в свете Священного Писания, в патристическкой традиции и агиографической литературе. Из статей, посвященных монастырям и храмам, выделяется материал, посвященный Донскому монастырю. Донской иконы Божией Матери Московский мужской монастырь основан царем Феодором Иоанновичем и боярином Борисом Феодоровичем Годуновым в 1591 – 1592 гг. в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея, во славу чудес совершившихся при этом от Донской иконы Божией Матери. В 15-м томе также присутствует большая статья «Добротолюбие». Добротолюбие — получившая широчайшее распространение в православном мире антология святоотеческих творений (IV – XV вв.), по преимуществу посвященных молитвенно-созерцательному опыту монашеской жизни. В 15-й  том включена статья, посвященная жизни и творчеству великого мастера русского иконописания Дионисия. Дионисий (ок. 1430/40 — между 1503 и 1508) — знаменитый русский художник, работал в области монументальной живописи, иконописи, книжной миниатюры. Известен по своим фрескам Феропонтова монастыря, иконе «Спас в силах», иконе Божией Матери «Одигитрия» из Вознесенского собора Вознесенского монастыря в Московском Кремле.

http://pravenc.ru/shop/657816/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Москве планируют восстановить храмы Николая Явленного и Преображения Господня МОСКВА. Столичные власти подготовили проект распоряжения, по которому планируется восстановить утраченный храм Святителя Николы Явленного, сообщили в понедельник в Москомнаследии. Согласно постановлению, по адресу ул. Арбат, 16 начнется строительство этой церкви и двухъярусной шатровой колокольни. Местному приходу под культовые цели планируется передать расположенное там нежилое здание площадью 3000 кв. метров после окончания срока действия договора пользования этим зданием следственным управлением Следственного комитета РФ. По преданию, церковь Николы Явленного была построена Борисом Годуновым в 1593 году. Храм был закрыт в 1929 году и сломан в 1931-м. Сохранился лишь фрагмент кладки колокольни. В Москомнаследии сообщили также о планах завершить воссоздание храма Преображения Господня на Преображенской площади (1768 год) на востоке Москвы в 2011-2012 годах. Найденные же при археологических раскопках фундаменты храма Преображения планируется музеефицировать. В Москомнаследии рассказали, что воссоздание храма будет проводиться за счет средств городского бюджета. " В настоящее время ГУП " Моспроект-2 " имени Посохина разработал проектную документацию на воссоздание надземной части храма " , - отметил собеседник агентства. Храм, разрушенный в 1960-е годы, находился в центре села Преображенское, где в середине XVII - начале XVIII вв. размещался Полковой двор гвардейского Преображенского полка, а в 1883 году проводились главные торжества с освящением новых боевых знамен Преображенского полка в присутствии императора Александра III. Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/1734574.html

В Архангельске обнаружено место затопления части соловецких колоколов 17 октября 2006 г. 17:07 Участники подводно-поисковой экспедиции обнаружили на дне озера Банное (акватория Белого моря) пропавшие в 1920-е годы колокола Анзерского скита Соловецкого монастыря. Как сообщили «Интерфаксу» в штабе экспедиции, «с помощью современных приборов под толщей озерной воды и донных отложений были обнаружены так называемые «материальные объекты» из предметов монашеского быта, а также один из колоколов». «Часть находок мы извлекли, а когда попытались поднять колокол, выяснилось, что рядом, на дне озера, покоятся останки людей. Возможно, это были тела монахов, возможно, заключенных Соловецкого лагеря. Так или иначе, но дальнейшие работы было решено прекратить», — сказали в штабе. Однако члены экспедиции решили вернуть анзерские колокола на звонницу местного скита, организовав сбор средств на отлив новых колоколов. В сентябре на Воронежском заводе им. Анисимова мастера отлили десять колоколов, на каждом из которых присутствует слово «Архангельский». На днях колокола были переданы в дар Голгофо-Распятскому храму . В следующем году подводная экспедиция намерена продолжить в Белом море поиск соловецких колоколов. По данным архива, всего на Соловках было 55 колоколов: 42 висели в Кремле, пять — в Троицком скиту, восемь — на Голгофе. В период становления советской власти на секретном заседании ВЦИК был озвучен план по заготовке колокольной бронзы — каждая республика и область получала ежеквартальную разверстку на ее заготовку. В течение нескольких лет плановым порядком было уничтожено почти все, что православная Русь создавала несколько столетий. Соловецкие колокола — 50 штук — исчезли при чрезвычайно таинственных обстоятельствах в начале двадцатых годов прошлого века. Некоторые документы утверждают, что, когда колокола пытались вывезти на материк, во время шторма их поглотило Белое море. В научных исследованиях составлены подробные описания всех исчезнувших колоколов. Сейчас в Соловецком музее — только два колокола, в том числе легендарный «Благовест». История соловецких колоколов берет свое начало с каменного «клепала» — творения одного из основателей монастыря Зосимы. При знаменитом Филиппе Колычеве, начавшем строительство исполинских сооружений, которые дожили до наших дней, были отлиты «великие» колокола. Самый большой из них весил 173,5 пуда. В 1600 году из 600 пудов меди, пожалованной Борисом Годуновым, с добавлением 100 пудов меди монастырской был вылит колокол «Борисович». В 1762 году он был перелит, весил уже 995 пудов и был назван «Преображенским», а в 1774 году с прибавкой монастырской меди его вес был доведен до 1100 пудов. Вторым на Соловках был колокол «Литийный» в 527 пудов, затем — «Полиелейный» весом в 284 пуда и «Вседневный Соборный» — в 283 пуда. Обрывается история колоколов 1923 годом. С тех пор о соловецких колоколах ничего не известно. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/152410.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010