Как писал в своем труде «Земское дело в смутное время» историк-славянофил Павел Дмитриевич Голохвастов: « Иоанн Грозный дал северо-востоку земскую автономию... и когда воцарился Владислав, земская изба, великолепно устроенная, с подоходным налогом, кадастром, денежными раскладками, богатая, независимая и верная Самодержавию, сговорилась по волостям и городам, двинула вперед Минина и покончила с поляками и ворами, выведя, как матка, династию Романовых и крепя их долго земскими соборами » . Таким образом, Иван Васильевич и посмертно смог спасти свою державу от гибели, мудро созданными им механизмами самоуправления . Прекрасно функционировавшими, оказывается в условиях так называемой тирании. И одной из ошибок очень неплохого царя Бориса Годунова, было то, что он не во всем последовал в своем правлении заветам Грозного государя. Наш крупнейший контрразведчик царствования Николая II, генерал Николай Степанович Батюшин, не даром, видно, начинает свою книгу лекций о разведке и контрразведке, следующими словами: « " Gouvernerc " estprevoir " (управлять, значит предвидеть), говорят французы. Даром предвидения, или глазомером как выражался наш великий полководец фельдмаршал Суворов обладает, однако, чрезвычайно ограниченное количество выдающихся людей. Управлять же той или иной областью государственной деятельности приходится многим, подчас заурядным даже лицам. Мудрейшийрусский царь Иоанн Грозный со свойственной ему резкой ясностью в выражениях приводит в разговоре с мудрым правителем Борисом Годуновым следующую грань между этими двумя разрядами людей: Не на день я, не на год устрою Престол Руси, но в долготу веков ; И что вдали провижу я, того Не видеть вам куриным вашим оком Тебя же, знай, держу лишь для того, Что ты мою вершишь исправно волю, А в том и вся твоя заслуга. ( " Смерть Иоанна Грозного " , гр. А.К Толстой)». Дело в том, что одной из причин падения династии Годуновых обычно указывают неурожайные 1601 и 1602 года, вызвавших массовый голод. Причем сам Борис проявил вполне царскую щедрость, открыв царские амбары голодным. Но одни царские амбары насытить всех не смогли и в стране началось массовое недовольство.

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/23/...

Лжедмитрий шел по Святой Руси, принимая присягу восторженно встречавших его городов и весей. " Встает наше красное солнышко, ворочается к нам Дмитрии Иванович! " — кричал народ, счастливый чудесным спасением доброго и законного царя. Ни победы, ни поражения Дмитриева войска ничего не меняли. Даже бунт большей части польской шляхты, ушедшей от Самозванца в Речь Посполитую, никак не сказался на его триумфальных успехах. Русские люди по обе стороны границы с нетерпением ждали избавителя от всех бедствий. Крестьяне и холопы, работные люди и зажиточные горожане, казаки и дворяне равно чаяли прихода спасителя от нищеты и неправды. Посадские люди и стрельцы вязали верных Борису Годунову воевод и присылали их в стан царя Дмитрия Ивановича, священники служили торжественные молебны в освобожденных его именем городах и крепостях. Напрасно патриарх Иов громил Самозванца архиерейским словом, изобличая в нем агента Речи Посполитой и Римского папы, вторгшегося с чужеземной армией для сокрушения православной веры и царства. Напрасно царь Борис омрачил последние свои дни кровожадными приказами карателям: для истребления сторонников Дмитрия приходилось вырезать целые волости, " не токмо мужей, но и жен и без(з)лобливых младенцев, ссущих млека " . Призванные Борисом татары убивали даже скот, жгли все, что могло гореть, зверски пытали мирных жителей, но волна восстания против кровопийственной власти неодолимо катилась по Северской земле к центру Руси. Борисовы войска разбегались — кто к Дмитрию, кто по домам. Патриарх Иов, воспрянувший от многолетнего сна, крепко держал церковную иерархию на стороне Бориса. " Мы судили и повелели, — писал царь московский, — чтобы все патриаршие, митрополичьи, архиепископские, епископские и монастырские слуги, сколько их ни есть годных, немедленно собравшись, с оружием и запасами, шли в Калугу (где собиралась новая рать против Самозванца. — А. Б.); останутся только старики да больные " . Но белое духовенство массой шло вместе с восставшей паствой и вскоре епархиальным архиереям предстояло решать, оставаться им или нет с возмутившимся духовным стадом. Признание законного государя

http://sedmitza.ru/lib/text/439605/

Наместник Свято-Успенского Святогорского монастыря в Пушкинских Горах игумен Макарий очень уважительно относится к поэту Пушкину, называя его исключительно по имени-отчеству, «Александр Сергеевич», и всегда готов защитить Пушкина от нападок тех, кто обвиняет поэта в дурных поступках: — Тем, кто говорит, что Пушкин был пьяницей и балагуром, я советовал бы посмотреть на себя! Ведь в его времена люди грешили гораздо меньше, чем сейчас. Какой-то внутренний стержень в них был, и если они и совершали что-то дурное, то делали это намного элегантнее, чем большинство из нас. Похоже, у великого поэта всегда были хорошие отношения со святогорскими наместниками: по донесениям секретного агента, который следил за Александром Сергеевичем во время его ссылки в Михайловское, «Пушкин иногда приходит в гости к игумену Ионе, пьет с ним наливку и занимается разговорами». В небольшом флигеле монастырской библиотеки, который сохранился до наших дней, Александр Сергеевич работал над своим «Борисом Годуновым». А на вопрос шпика, не возмущает ли Пушкин крестьян, тогдашний игумен отвечал: «Он ни во что не мешается и живет, как красная девка». Впоследствии поэт завещал похоронить себя в Святогорском монастыре, и в свое время это определило судьбу обители: после войны советские власти восстановили взорванный немцами Успенский собор, огородили могилу Пушкина у восточной стены храма, а в одном из приделов храма, где отпевали поэта, выставили на всеобщее обозрение его посмертную маску. Когда в начале девяностых годов прошлого века монастырь возвращали Церкви, монахов прежде всего обязали не препятствовать людям приходить к могиле Пушкина. — Мы до сих пор справляемся с этой задачей лучше музейщиков, — не без гордости говорит игумен Макарий, — судите сами: монастырь открывается полседьмого утра, перед братским молебном. В бытность монастыря музеем-заповедником, ворота открывались не раньше девяти, а в девятнадцать все уже было закрыто. Мы же закрываем монастырь не раньше девяти вечера. А летом порой и до одиннадцати ворота открыты.

http://foma.ru/pervyij-shag.html

Наравне с царем патриарх Филарет носил официальный титул Великого Государя, а не Великого Господина, как предыдущие патриархи. Но Никон, возможно, забывал, что такое высокое и равное царю положение Филарета как главы русской церкви было совершенно исключительным и что оно было результатом того, что он был отцом царя. Не будет преувеличенным сказать, что Михаил Романов был в значительной степени избран царем потому, что его отец, Филарет, не мог сам стать царем после его насильственного пострижения в монахи Борисом Годуновым. Избирая Михаила, земский собор надеялся, что опытный и умный Филарет будет фактически править государством за слабого и молодого царя. И действительно, сейчас же после своего возвращения из польского плена Филарет стал первым лицом в правительстве и соправителем, если не регентом, слабого и болезненного сына, царя Михаила. Никон, видимо, думал, что молодой и податливый в ранние годы своего царствования царь Алексей тоже согласится разделить свою власть с сильным патриархом, и готовился уже при избрании завоевать и обеспечить за собой особое, исключительное по своим полномочиям положение в церкви, которое позволило бы ему позже принять участие и в делах правительства. А как этого достигнуть, он мог научиться от своего греко-арабского приятеля, Паисия, опытного в интригах византийско-оттоманского стиля. На открывшийся 22 июля собор Никон не явился. Этим он показывал, что хотя он и является главным, если не единственным кандидатом, но к власти будто бы не стремится, не хочет влиять на собор и оставляет за собой свободу действий. Собор избрал нескольких кандидатов, представил список на утверждение царю и затем был вынут жребий. Жребий пал на престарелого и всеми уважаемого иеромонаха Антония, который сейчас же категорически отказался от Тогда собор единогласно выбрал в патриархи Никона, и после одобрения царя, за ним на новгородское митрополичье подворье была послана особая делегация. Несколько раз подряд Никон отказывался от избрания и даже не захотел идти на собор.

http://sedmitza.ru/lib/text/439514/

Не исключено, что Н. добирался до мон-ря вместе с людьми, сопровождавшими кн. И. В. Сицкого, сосланного на Кожеозеро в нач. XVII в. царем Борисом Феодоровичем Годуновым . Во вкладной книге Кожеозерского мон-ря зафиксирован вклад Н.: «...дал старец Никодим, Чудова монастыря постриженик, вкладу денег десять рублев» (Вкладная книга Кожеозерского мон-ря. СПб., 2008. Кн. 1. С. 95). Полтора года Н. усердно трудился в хлебне и поварне, а потом ушел в «Хозьюскую пустыню, иже есть от Кожеезерския обители на запад за десять поприщ… в лето 1602/03-е и пребысть в ней 36 лет» (БАН. Арханг. Древлехран. 405. Л. 8-8 об.). За версту от р. Хозьюги Н. построил хижину, в к-рой мог поместиться только один человек. Бесы, желая изгнать старца из пустыни, не раз «пакостили» святому: приходили в виде страшных чудовищ и диких зверей, пугали видением мертвой женщины на берегу Хозьюги, устраивали наводнение, учиняли в келье пожар. Однажды глубокой осенью на Н. напали разбойники, к-рые, угрожая пустынножителю смертью, забрали у него все самое необходимое. Заблудившимся в лесу разбойникам все же пришлось возвратиться к старцу и вернуть награбленное. Усердной молитвой пред чудотворной иконой Божией Матери, подаренной духовником, Н. успешно отражал все бесовские нападения. Питался пустынножитель «саморасленным былием», изредка употреблял в пищу рыбу, но прежде «квасил» ее, пока та не покрывалась червями. Спал подвижник сидя, ночи проводил в молитве. В Великий пост отшельник выкапывал вблизи кельи яму, в к-рой находился 40 дней, ничего не вкушая. В пустыню к отшельнику не раз приходил кожеозерский игум. Авраамий с братией, с к-рыми Н. подолгу вел душеполезные беседы. Всех навещавших старца поражала его прозорливость, «дар благодати Святаго Духа, юже даде Господь своему рабу зрети умныма очима безвестная и тайная». Дикие олени паслись около старца, словно ручные. Пустынножитель помогал Кожеозерской обители своими трудами: выращивал для братии репу и ловил удочкой рыбу. Когда хижина старца обветшала, местные крестьяне построили ему новую.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

Обретение святого В народе ползли слухи: царевич чудом спасся, жив и претендует на престол. Он законный наследник — сын Ивана Грозного, не чета Годунову. Слухи росли, и Димитирий действительно «ожил». Монах Григорий Отрепьев, конечно, знал, какую игру он затеял, провозглашая себя царевичем. Правда, возможно, и не предполагал, как далеко эта игра зайдет. Сам Отрепьев был убит, но грех самозванства оказался очень притягательным: и вот уже «крестьянский вождь» Иван Болотников «самоназывается» Димитрием; очередной Димитрий (так называемый «тушинский вор») идет с польским войском к русской столице; именем несчастного царевича называет себя казацкий атаман Иван Зарудный. Холопы, монахи-расстриги, казаки-разбойники, бояре, польские короли, шляхтичи — все сразу стали Димитриями. Страна оказалась на грани гибели, русские убивали и грабили русских же. Новый царь Василий Шуйский в начале своего правления (май 1606 года) отправил в Углич очередную комиссию во главе с митрополитом Филаретом (Романовым) для дополнительного расследования. Могила царевича в Преображенском соборе была вскрыта, и по храму распространилось необыкновенное благоухание. Тело ребенка оказалось нетленным, в его руке была зажата горсть орехов. Так обрели мощи святого Димитрия Угличского. Торжественная процессия со священными реликвиями двинулась к Москве. На границе Углича был торжественно отслужен молебен (на этом месте позже будет построена каменная церковь царевича Димитрия «в поле»). В столице процессию встречали царь Василий и мать Димитрия — инокиня Марфа. Мощи нового угодника Божия были поставлены в Архангельском соборе Московского Кремля, к ним начали приходить страждущие, у мощей происходили исцеления и чудеса. Явление мощей святого Димитрия было ознаменовано победой царского войска над очередным самозванцем — крестьянским атаманом Иваном Болотниковым. В том же 1606 году царевич был канонизирован Русской Православной Церковью. В составленном позже «Житии» причиной смерти царевича указано убийство от рук наемников, подосланных боярином Борисом Годуновым. Версия убийства стала главной, она и запечатлена в церкви царевича Димитрия на крови в Угличском кремле.

http://pravmir.ru/uglichskij-udel/

Однажды, когда царь и опричники пришли в храм в монашеских подрясниках, одетых поверх оружия и богатых одежд, святитель Филипп не дал им подойти под благословение и сказал при всем народе: – Ни в делах, ни в одежде не узнаю царя... Невинная кровь вопиет к Богу... Царь велел лишить митрополита сана. Опричники ворвались в алтарь, сорвали с него облачение, с бранью и побоями выгнали из храма и, заковав в цепи, отвезли в Отрочь монастырь в Твери, где долго морили голодом. Было это в 1568 г., всего через два года после поставления св. Филиппа митрополитом. Через год, проезжая мимо этого монастыря, царь послал к Филиппу старшего опричника, Малюту Скуратова. Святитель сказал: – Вот пришел мой конец. Он причастился и стал на молитву. Малюта Скуратов ворвался в его келью и сам задушил святителя. Митрополита Филиппа очень скоро стали почитать как святого. Сын Ивана Грозного, царь Феодор разрешил монахам Соловецкого монастыря перевезти к себе тело святителя, а еще через сто лет царь Алексей Михайлович совершил торжественный обряд покаяния перед гробом святого Филиппа. Дополнительные занятия для самоподготовки: 1 . Обсудите в классе следующие вопросы: – Какой характер приобрели государственно-церковные отношения в Московском государстве? – Как вы оцениваете позиции преподобных Иосифа Полоцкого и Нила Сорского по отношению к церковным проблемам их времени? 2 . Дайте характеристику святителю Филиппу, митрополиту Московскому, как пастырю. Глава 5. Московский Патриархат. Начало старообрядческого раскола После смерти Ивана Грозного стал царствовать его сын Феодор (в 1584–1598 гг.). Кроткий, добрый, благочестивый и нерешительный, он не мог и не хотел править сам, и правителем стал брат его жены – Борис Годунов. В народе сложилась поговорка: Борис царством правит, а царь за народ Бога молит. Отношения между Борисом и Церковью были трудные. Он считал, например, что имеет право низложить митрополита Дионисия, который поддерживал князей Шуйских, враждебных Борису. Образование Московского Патриархата . В 1589 г. произошло важное для России и Церкви Российской событие. Уже с середины XV в. Московские митрополиты возводились на престол по настоянию великих князей, без благословения Константинопольского Патриарха. Российская же Церковь помогала бедствующим под турецким игом Восточным Патриархатам и Афону. Царь Феодор собрал в Москве церковный Собор, на котором было решено просить Восточных Патриархов дать Московскому митрополиту титул Патриарха. В Москву прибыл Патриарх Константинопольский Иеремия и поставил Московского митрополита Иова Патриархом всея Руси. В грамоте, подписанной всеми Восточными Патриархами, Московскому Патриарху определялось пятое место, после Патриарха Иерусалимского, и Русской Церкви давалось право избрания Патриарха Собором российских епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Он мечтал и о Ливонии. Иметь операционный базис в Московском Кремле было для него лучшим залогом военных успехов в Швеции и на берегу Балтийского моря. Но Сигизмунд должен был предполагать, что Лжедимитрию не удастся вступить в Москву без сопротивления, и в таком случае пришлось бы вести войну со всеми жертвами, какие она влечёт за собой. Сигизмунд мог ожидать, что эту войну пришлось бы начать без согласия сейма, всегда несговорчивого в тех случаях, когда дело шло о трате денег и крови. Взвешивая все соображения за и против, Сигизмунд содрогнулся при мысли о клятвопреступлении, которая восстала пред ним, как грозный призрак, суливший ему в будущем укоры совести. С Борисом Годуновым было заключено перемирие на двадцать лет. Договаривающиеся стороны подписали его и поклялись соблюдать свято и ненарушимо. Оказать содействие Лжедимитрию значило нарушить этот договор и осквернить священную клятву. Чтобы успокоить свою взволнованную совесть, король думал одно время созвать несколько иезуитов под председательством нунция, которые объявили бы о том, что договор не имеет законной силы, коль скоро претендент есть действительный сын Uoahha IV . Но Рангони отклонил от себя эту честь и не советовал делать этот шаг. У Ивана уже после войн, которые он вёл с нашим предшественником, королём Стефаном, родился сын Димитрий, которого он оставил ребёнком. Он умер при жизни брата своего Феодора, покойного великого князя московского. Одни говорили, что он был убит, другие отыскивали иные причины смерти. Вот он-то, называя себя сыном Ивана, говорит, что наставник его, человек рассудительный, смекнув, что идёт о здоровье вверенного его попечению, когда стали приближаться убийцы, положил другого мальчика, ничего об этом не знающего, на ложе вверенного ему на воспитание. Этого-то мальчика, не рассматривая, и убили в постели. Его же наставник скрыл и отдал на воспитание в верное место. После смерти наставника, когда вырос, он тайно поступил в монастырь и отправился в наши края, а открывшись и назвавшись сыном великого князя, он обратился к князю Вишневецкому, который об этом известил нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Оный же генерал фельдьмаршал междо Швецкою войною, повелением Его Царскаго Величества труд свой чинил в низовых городех, и зачатые от бунтовщиков в Астрахани и других городех ребеллии благополучно успокоил, и самой тот город Астрахань со всеми крепостьми того города чрез штурм взял и в покорность привел, и все те противники из того края до конца искоренены. Да и пред начатием короля Шведскаго с Его Царским Величеством войны, оной же генерал фельдьмаршал в давных летех, будучи воеводою, Украинския и Слободския и иныя принадлежащие городы трудами своими ко охранению привел и опасныя набеги Татарския и впадении в Россию истребил, и из владения Турецкаго городы, именуемыя Казы-Кермень, Нустрет-Кермень, Ак-Кермень, Аслан-Кермень с Российскими войски под высокодержавную Его Царскаго Величества руку взял, и по христианской своей должности все службы и труды со усердием он генерал фельдьмаршал во всем и с ревностию с приношением плода и славы всей России безпорочно оказал и исполнил, и по своему обещанию и вере на сей святый образ он генерал фельдьмаршал из своего имения украшение приложил. 6 б). На передней дске сего образа по полям с правой и левой стороны сделана надпись: Божиею милостию Государь Царь и Великий Князь Феодор Иванович всея России с своею благоверною Царицею и Великою Княгинею Ириною и с болярином своим и конюшим Борисом Федорычем Годуновым велел сделать раку сребреную чудотворцу Сергию на Москве, и принесение бысть в дом Живоначальныя Троицы чудотворца Сергия в лето 7093 (1585) года августа в 14. Тогож году и месяца в 15 день, в праздник пречистыя Богородицы честнаго Ея успения, Государь Царь и Великий Князь и со своею благоверною Царицею повеле молебень пети и преложи мощи чудотворца Сергия из древяныя раки в сребреную. А лежали мощи чудотворцовы в древяной раке 165 лет. И сию древяную раку повеле Государь Царь розняти на образы. И написан сей образ на чудотворцове раке: Видение Сергиево. А писал и окладывал образ сей и положил начало у Живоначальныя Троицы келарь Евстафий Головкин о Государеве здравии и о его Царице и о их чадородии богомолии всем християном, приходящим с верою, на исцеление, лета 7096 (1588) году.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Особенно благоволил Грозный к Афонским монастырям. В 1543 г. дана была грамота старцам Пантелеймонова [монастыря], по которой они везде в областях Московского государства пропускались свободно, не платя пошлин, получая корм и подводы. В 1547 г. митрополит Макарий писал окружное послание о вспомоществовании старцам Пантелеймонова монастыря, пришедшим в Москву за милостынею. Также бил челом Царю Паисий, игумен Афонского болгарского монастыря Хиландаря, что им «от даней султановых истомы великие и от греков обиды большие; Государь бы их пожаловал, послал об них свою грамоту к султану, чтоб тот от даней их пооблегчил и от греков оборонил». Царь просил в 1551 г. султана Солимана I об облегчении дани с Афонских монастырей. Особенно замечательна последняя милостыня Uoahha IV : на помин души Царевича Иоанна роздано было царскими посланными на Афоне и в Константинополе и его окрестностях до 6000 рублей. Царь Феодор Иоаннович (1584–1598) так же был щедр на милостыню, как его отец. Не говоря о множестве монахов, приходивших при нем с Востока за милостынею, в его Царствование посетили Россию Патриархи Антиохийский Иоаким (в 1586 г.) и Константинопольский Иеремия II (в 1588–1589 гг.). Оба они были приняты с величайшим вниманием и получили щедрые подарки. В беседе с Борисом Годуновым Иеремия поведал ему свои скорби. Султан ссылал его на о. Родос, ограбил патриарший храм в Константинополе, превратив его в мечеть. «Тогда, – говорил Патриарх Годунову, – обливаясь слезами, вымолил я у Амурата позволение ехать в христианские земли для милостыни, чтобы достроить новый храм истинному Богу. Слышав о таковом благочестивом Царе, пришел я сюда, чтобы помог нам Царь в наших скорбях». Когда Патриарх Иеремия, после поставления им в 1589 г. митрополита Иова первым русским Патриархом, возвращался в Константинополь, Царь Феодор отправил с ним грамоту султану, в которой писал: «Ты б, брат наш Мурат салтан, Патриарха Иеремию держал в своей области и беречь велел пашам своим так же, как ваши прародители Патриархов держали в береженье, по старине во всем; ты б это сделал для нас». В июне 1591 г. Терновский митрополит Дионисий Ралли привез утвержденную грамоту Восточных Патриархов на Московское Патриаршество. Послание заканчивалось обращенной к Патриарху Иову просьбой помочь построению в Константинополе церкви и патриаршего дома. Иеремия добавлял: «А мы, кроме Бога да святого Царя, надежды ни от кого не имеем, Патриаршества Цареградского не может никто воздвигнуть и устроить по-прежнему, кроме святого Царя». Посланы были тогда богатые дары Государем, Иовом и Годуновым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010