Блок по поводу появления Христа в финала поэмы " Двенадцать " писал: " Страшно то, что опять Он с ними, и другого пока нет, а надо Другого " (Записная книжка N 56. 18 февраля 1918). " Другого " - обратите внимание, с большой буквы. А вот ещё признание: « " Красная гвардия " - " вода " на мельницу христианской церкви. В этом - ужас (если бы это поняли) " (Дневник. 10.03.1918). Да, либералов объял ужас, что Россия упорно вновь возвращается ко Христу, что все усилия по либерализации Росси провалились. Господь услышал мольбу Столыпина - и " заморозил Россию " на 70 лет. Странным и жестким способом " заморозил " , но другого выхода для смертельно больной либерализмом страны, видимо, на тот момент не было... Способствовали этому удержанию России в поле традиционных ценностей наши великие классики. Крылов, Жуковский, Пушкин , Лермонтов, Гоголь, Тютчев, Фет, Полонский, Аксаковы, Киреевский, Хомяков, Достоевский, Гончаров и многие другие поддерживают традиции, народ, веру, государственность, Церковь... Один Пушкин чего стоит. Декабристы спорят о том, надо ли убивать самодержца, - Пушкин отвечает " Борисом Годуновым " , где, следуя за Ветхим Заветом, связывает вопрос власти с нравственной легитимностью. Дворяне все больше отходят от принципа служения государству - он создает " Медного всадника " , в котором герой уже перестает осознавать свое дворянство как служение и потребительски относится к своему государству. Французы упорно доказывают, что прогресс принесет и нравственность - Пушкин отвечает " Сказкой о рыбаке и рыбке " , где старуха, становясь богаче, становится и злее. Все кричат о свободе любви - Пушкин дает целую плеяду русских Татьян и Маш, верных нравственному долгу. Романы и стихи заполняются чувственной любовью - Пушкин в " Сценах из Фауста " дает точное определение такой любви - " бред " и " самообман " . Запад упорно твердит о справедливости - наш поэт отвечает им " Моцартом и Сальери " . Все устремления образованной части дворянства обращены на культурный Запад - Пушкин рисует им Онегина, оторванного от религиозных корней своего народа " скитальца " (как называл его Достоевский), успешного, образованного, креативного, - но несчастного и одинокого. На восторги от Французской революции поэт отвечает " Капитанской дочкой " , где упоение свободой сравнивает с питанием падалью...

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/04/...

Был создан попечительский совет, его почетным председателем стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 19 июля 2015 года Предстоятель Русской Церкви  совершил  чин освящения закладного камня воссоздаваемого ансамбля Костромского кремля.  Перед началом строительства при содействии губернатора и финансовой поддержке председателя Совета директоров Костромской компании КГТС Александра Клещева в очень короткие сроки были выполнены необходимые археологические работы. Это позволило не только значительно сократить сроки начала строительных работ, но и обеспечить возведение Богоявленского собора и 64-метровой колокольни точно в том месте, где они находились до разрушения. Главным архитектором проекта стал Алексей Денисов — архитектор-реставратор высшей категории, академик Российской академии архитектурного наследия. При реконструкции уделялось большое внимание максимальному соответствию форм всего ансамбля проекту архитектора XVIII века Степана Воротилова. В верхнем храме Богоявленского собора смонтировано историческое паникадило, которое, по некоторым данным, было подарено еще Борисом Годуновым. Оригинальный элемент внутреннего убранства кремля удалось сохранить и отреставрировать силами костромских мастеров. На среднем этаже собора расположен музей военного духовенства. По предложению главы региона Сергея Ситникова и по благословению Святейшего Патриарха Кирилла нижний храм Богоявленского собора посвящен воинам-костромичам, в разное время защищавшим свое Отечество. Эскизы мемориальных знаков разрабатывали историки, архивисты и участники военно-исторического общества. Сегодня в храме установлено 28 плит, где перечислены имена 262 Героев Советского Союза и России — уроженцев Костромской области. Также указаны наименования воинских соединений, особо отличившихся в защите Родины. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила.

http://patriarchia.ru/db/text/6062077.ht...

В 1998 году власти города передали верующим участок земли под Каменной горой у южной лестницы для восстановления надколодезной часовни и устройства купальни, проект которых выполнил А.В. Новосельцев. В 2001 году общине Вознесенского собора пыли переданы три домика из числа бывших монастырских келий, в одной из которых была устроена домовая церковь. Но истинное возрождение обители и полномасштабные восстановительные работы начались после 2003 года. В 2004 году была заложена часовня во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», а в стенах монастыря поселились монахини. В этом же году Священный синод, во главе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым благословил открытие Знаменского женского монастыря в городе Ельце. В январе 2005 года обители для совершения богослужений был передан Спасовский-Христорождественский храм, находящийся на другой стороне Ельчика. Он в скорое время был приведён в надлежащий вид внутри, и сегодня в храме постоянно совершаются богослужения. В этом же году завершены работы по восстановлению часовни над святым источником у подножия монастыря. Так же в 2005 году началось восстановление Знаменского собора по найденным архивным чертежам. И уже в 2008 году работы полностью завершились, и собор предстал в своём первоначальном виде. В 2006 году по проекту архитектора А.В. Новосельцева в древней части монастыря, там, где до пожара 1769 года стояла Никольская церковь, построен деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца. В настоящее время ведётся расчистка и благоустройство огромной территории монастыря, окончена реставрации колокольни, восстановлена монастырская ограда, построены новый трапезный и келейный корпуса. Использован переработанный материал из книги: Клоков А.Ю., Найдёнов А.А., Новосельцев А.В. «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» - Липецк, 2006. Комментарии и обсуждение Знаменский монастырь в Ельце основан в 18 веке на Аргамаковой горе на месте расположения древней крепости (после возобновления города Борисом Годуновым крепость была перенесена в район нынешнего центра города). Монастырь стал популярен при монахине Меланьи, духовной дочери Тихона Задонского, в честь неё назван источник у стен монастыря. В XIX веке выполнены большие строительные работы. Построен Знаменский собор по проекту Шарлеманя (впоследствии уничтожен, ныне воссоздаётся), колокольня (уничтожена, ныне восстановлена в прежних формах). Уникален план территории, повторяющей особенности рельефа. Знаменский Красногорский монастырь, 3 класса, общежительный, на горе, в городе Ельце. Существует с 1683 года. В 1764 году был упразднен; в 1822 году восстановлен. При монастыре школа иконописания. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06487

В начале XIX века из двадцати трёх мужских и женских монастырей, существовавших в Псковской епархии, Святогорский был провинциальным, третьеклассным монастырём. Однако он не утратил полностью веса и влияния. Значительные средства поступали в монастырскую казну от крестных ходов, которых было 14 в году - в Псков, Новоржев, Опочку, Велье, Воронич, на озеро Тоболенец и в другие места. Денежные средства поступали также от жертвователей. Отдельную страницу в летописи монастыря занимают вклады и пожертвования. В ризнице монастыря хранилось Евангелие печати 1628 года - дар царя Михаила Фёдоровича. На колокольне висел колокол, подаренный Иоанном Грозным. По неточным данным, был и колокол, подаренный Борисом Годуновым. Царевна Екатерина Иоанновна при посещении Святогорской обители подарила настоятелю богатое облачение. Псковский помещик И.М. Карамышев на свои средства построил церковь Покрова - северный придел Успенского собора, подарил монастырю икону древнего письма и внёс денежный вклад - 1800 рублей. А.А. Орлова-Чеслинская внесла 500 рублей. Иосиф Абрамович Ганнибал подарил монастырю водяную мельницу на речке Луговке и пустошь " Долгую " - 25 десятин. 9 августа 1824 года по велению императора Александра I Пушкин приехал отбывать ссылку в родное имение матери - село Михайловское Псковской губернии. Здесь поэт сразу оказался под тройным надзором - государственной власти, опочецкого дворянства и настоятеля Святогорского монастыря игумена Ионы. Пушкин чрезвычайно любил святогорские ярмарки, где мог вслушиваться в яркую и образную народную речь, запоминать и записывать " с натуры " наиболее интересное и характерное. Посещение этих ярмарок многое дало поэту при работе над исторической драмой " Борис Годунов " . Монастырское кладбище, на котором покоится прах великого поэта и его родных, возникло в XVI веке, одновременно с постройкой самой обители. Основная часть располагалась на западном склоне холма, у главного входа в Успенский собор. Настоятелей монастыря и богатых жертвователей из местных помещиков принято было хоронить у восточной, алтарной стены собора.

http://sobory.ru/article/?object=00276

Возможно, общение с Благим, а также с Вифлеемским митр. Иоакимом, возвращавшимся в это же время из Москвы, подтолкнули И. к решению обратиться за помощью к России. Не позднее осени 1585 г. И. прибыл в Галицию, где принял активное участие в жизни Западнорусской митрополии , как считается с санкции патриарха Феолипта, озабоченного кризисом Православия на этих землях. И. поддержал Львовское братство в конфликте со Львовским еп. Гедеоном (Балабаном) , к-рого члены братства обвиняли в недостойном поведении. Патриарх утвердил устав братства, согласно к-рому оно было освобождено от власти Львовского епископа, получило право наблюдать за образом жизни духовенства и мирян, могло оказывать сопротивление епископу в случае нарушения им церковных канонов. И. опубликовал воззвание к православным западнорус. земель с призывом поддержать львовскую школу и типографию. Из сохранившегося фрагмента послания И. западнорус. духовенству следует, что к патриарху обратились «многие люди духовные и мирские» с жалобами на то, что Киевский митрополит и подчиненные ему епископы - «двоеженцы и блудодеи». Патриарх выступил с резкой критикой недостойного поведения духовенства, которая нашла отражение в 2 его грамотах на араб. языке, адресованных львовской пастве. 12 апр. 1586 г. И. отправил из Львова грамоту царю Феодору Иоанновичу с просьбой о разрешении приехать в Россию. По дороге в Москву или на обратном пути патриарх проезжал через Киев, где местный живописец нарисовал его парсуну, к-рую 70 лет спустя описал архидиак. Павел Алеппский : «Цвет лица у него очень темный, борода с проседью, клином» ( Павел Алеппский. Путешествие. С. 538). В сопровождении архидиакона и 5 старцев из Сирии И. через Смоленск прибыл в Москву, где находился с 17 июня по 11 авг. 1586 г. В России И. принимали со всей пышностью; это был 1-й приезд на Русь правосл. патриарха. И. поднес царю в дар частицы мощей ап. Анании, сщмч. Игнатия Богоносца, вмч. Георгия, сщмч. Киприана и мц. Иустины. Московское правительство во главе с Борисом Годуновым вело с И.

http://pravenc.ru/text/468921.html

Всеми этими мерами Борис создал себе ненавистное положение. Боярская знать с вековыми преданиями скрылась по подворьям, усадьбам и дальним тюрьмам. На ее место повылезли из щелей неведомые Годуновы с товарищи и завистливой шайкой окружили престол, наполнили двор. На место династии стала родня, главой которой явился земский избранник, превратившийся в мелкодушного полицейского труса. Он спрятался во дворце, редко выходил к народу и не принимал сам челобитных, как это делали прежние цари. Всех подозревая, мучась воспоминаниями и страха ми, он показал, что всех боится, как вор, ежеминутно опасающийся быть пойманным, по удачному выражению одного жившего тогда в Москве иностранца. ЛЖЕДИМИТРИЙ I В гнезде наиболее гонимого Борисом боярства с Романовыми во главе, по всей вероятности, и была высижена мысль о самозванце. Винили поляков, что они его подстроили; но он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве. Недаром Борис, как только услыхал о появлении Лжедимитрия, прямо сказал боярам, что это их дело, что они подставили самозванца. Этот неведомый кто-то, воссевший на московский престол после Бориса, возбуждает большой анекдотический интерес. Его личность доселе остается загадочной, несмотря на все усилия ученых разгадать ее. Долго господствовало мнение, идущее от самого Бориса, что это был сын галицкого мелкого дворянина Юрий Отрепьев, в иночестве Григорий. Не буду рассказывать о похождениях этого человека, вам достаточно известных. Упомяну только, что в Москве он служил холопом у бояр Романовых и у князя Черкасского, потом принял монашество, за книжность и составление похвалы московским чудотворцам взят был к патриарху в книгописцы и здесь вдруг с чего-то начал говорить, что он, пожалуй, будет и царем на Москве. Ему предстояло за это заглохнуть в дальнем монастыре; но какие-то сильные люди прикрыли его, и он бежал в Литву в то самое время, когда обрушились опалы на романовский кружок. Тот, кто в Польше назвался царевичем Димитрием, признавался, что ему покровительствовал В.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Должно быть, жизнь его в Риме была не особенно завидна, если он решился навсегда покинуть папскую столицу, и предпринял далёкое, нелёгкое и, пожалуй, не безопасное путешествие в ваше отечество, где, как он слышал, греческих иерархов принимали с почестями и откуда отпускали с дорогими подарками. В России тогда царствовал Феодор Иванович, известный своим благочестием и расположением к греческим святителям. Игнатия приняли в нашем отечестве честно 13 ; впрочем, при жизни царя Феодора (†1598 г.) он не занимал никакого иерархического поста в России и жил, вероятно, щедротами и милостями благочестивого государя. И только при Годунове, которому Игнатий чем-то понравился и угодил, и который, по выражению летописи, «не познал в нём окаянном ереси» 14 , этот заезжий грек получил в управление обширную архиепископию рязанскую. Из кратковременной архипастырской деятельности Игнатия в Рязани ничего не известно. Одно только несомненно, что в его управлении церковью не было замечено ничего такого, что могло бы компрометировать рязанского владыку, как православного архиерея. Летописец прямо замечает, что Игнатий правил тогда вверенной ему паствой, не отступая от постановлений церкви, хотя «втайне и держал веру латинскую» 15 . Очень непродолжительно было архиепископствование Игнатия на Рязани. Неожиданные обстоятельства выдвинули его на высший иерархический пост, на кафедру русского первосвятителя, о которой он, отправляясь в Россию, вероятно и не думал. В конце 1604 года в пределы нашего отечества вступил самозванец, выдававший себя за законного наследника московского престола и объявивший царя Бориса незаконным и дерзким похитителем царской власти. Среди русских людей произошло колебание: одни хотели остаться верными Годуновым, другие шли в ряды их врагов. Игнатий, обласканный Борисом, получивший от него видное иерархическое место, в конце концов, заплатил своему благодетелю чёрной неблагодарностью, перешёл на сторону врагов своего покровителя и первый из русских архиереев признал Лжедимитрия истинным царевичем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В июне 1591 года крымский хан Казы-Гирей двинул свои войска на Москву. Русские пограничные рати не смогли остановить татар, и к началу июля Казы-Гирей оказался на подступах к городу. Москва готовилась к тяжелой осаде. Борис Годунов собрал войско, хотя надежд на победу было немного: татары превосходили русское войско и численностью, и вооружением. Но уступали одним — верой, какой был крепок русский народ. Икона Донской Божией Матери, покровительствующая русским воинам, явила чудо: враг был разгромлен. 4 июля 1591 года передовые части войска Казы-Гирея попытались пробиться к Калужским воротам Земляного города, но были остановлены огнем артиллерии. Целый день продолжался бой, татары отступили, готовясь повторить наступление. И тогда русские прибегли к военной хитрости. В ночь на 5 июля Москва осветилась множеством костров. Они горели везде: на кремлевских башнях, в монастырях, на башнях Белого города. Русские ополченцы стреляли, били в барабаны и литавры. В то же время в татарском стане появился богато одетый безоружный всадник. Он был схвачен и предстал перед ханом. «Что есть тако на Москве великий шум?» — спросили его. И он ответил, что «прийдоша к Москве многая сила Новгородцкая и иных государств Московских, прити ее сее мощи на тебе». Пленника жестоко пытали, но он твердо стоял на своем, повторяя эти слова. Татары поверили ему и бежали в смятении, оставляя лошадей и давя своих людей. На следующее утро войска Казы-Гирея под Москвой уже не было. Его перехватили на переправе через Оку и разгромили русские войска. Это был последний поход крымских татар на русскую землю. В честь иконы Богоматери Донской, спасшей город от нашествия татар, был основан в Москве Донской монастырь. С ним связано много исторических имен и событий. Старейший Малый собор монастыря был основан Борисом Годуновым и построен в 1593 году. Большой собор (1684-1698) заложила царевна Софья, продолжал его строить Петр I. Среди вкладчиков монастыря — боярин Артамон Матвеев, воспитатель царя Алексея Михайловича, основатель Московской оружейной палаты — Богдан Матвеевич Хитрово и... члены семьи Степана Разина. По записи, в числе лиц, за которых следовало молиться, упомянуты преданные анафеме Степан и Фрол Разины!

http://sobory.ru/article/?object=02994

Из местных икон замечательны два образа св. Троицы высокого греческого стиля: один писанный в 1567 году иконником, диаконом Никифором Грабленым и данный сюда царем Иоанном Васильевичем; другой еще древнейший, пожертвованный Борисом Годуновым – Во время осады монастыря поляками, в этом соборе почти беспрерывно молился народ; однажды в литургию , неприятельское ядро влетело в окно алтаря, пробило иконостас, и ударившись в образ Архангела Михаила, отскочило в левый столп, от него в подсвечник пред местною иконою св. Троицы , и тогда уже пало на помост; в то же самое время другое ядро пробило южные железные врата и пролетело сквозь образ Чудотворца Николая; образ и теперь находится в соборной трапезе и над плечом Святителя видно круглое отверстие; в южных вратах также еще остался славный след. – Троицкий Собор занимает самое возвышенное место обители, которое называлось в старину маковкою; от чего и весь Троицкий монастырь именовался иногда монастырем Св. Сергия, иже на маковице. В 1805 году, попечением митрополита Платона, главы и самая кровля над церковью и алтарем покрыты ярко-вызолоченными медными листами, с подзорами кругом из белого железа. – 2) Небольшая, пристроенная к Троицкому Собору, церковь св. Никона Игумена, которого мощи тут почивают под спудом, в бронзовой вызолоченной раке, устроенной тщанием митрополита Платона. Церковь эта сооружена из белого камня первоначально в 1552 году, при царе Иоанне Васильевиче, над гробницею Преподоб. Никона, и перестроена вновь св. Архимандритом Дионисием, в 1623 году; а стенным писанием украшена в 1635, которое возобновлено сначала в 1779, а потом в 1840 годах, а с тем вместе старанием митрополита Платона сделана над ракою Преподобного сень, вызолочен иконостас и устроены серебряные литые Царские врата, весящие более 4 пуд. которые пожертвованы госпожой Салтыковой; в 1805 году глава и кровля на сем храме покрыты золоченною медью. Подле этой церкви есть примыкающая к стене Троицкого собора, так называемая Серапионовская палатка, перестроенная вновь в 1783 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Итак, с достоверностию можно положить, что Годунов не хотел принять короны до приезда выборных из областей и всех лиц, которые на соборах бывают, советных людей, как тогда выражались, хотел быть избран земским собором. Понятно, что в этом только выборе всею землей он мог видеть полное ручательство за будущую крепость свою и потомства своего на престоле. Иностранцы и свои говорят о средствах, употребленных Борисом и сестрою его для привлечения народа на свою сторону: царица призывала к себе тайно сотников и пятидесятников стрелецких, деньгами и льстивыми обещаниями склоняла их убеждать войско и горожан, чтобы не выбирали на царство никого, кроме Бориса. Правитель приобретал приверженцев с помощию монахов, разосланных из всех монастырей в разные города, с помощию вдов и сирот, благодарных ему за решение своих продолжительных тяжб, с помощью людей знатных, которых он снабжал деньгами, обещая дать и больше, когда будет избран в государи. На соборе должны были участвовать 474 человека, из них: 99 духовных лиц, которые не могли противоречить патриарху, да и сами по себе были за Годунова; 272 человека бояр, окольничих, придворных чинов, дворян, дьяков; у Годунова была партия и между боярами тем легче было ему приобресть большинство между второстепенными лицами; выборных из городов было 33 человека только; затем было семь голов стрелецких, 22 гостя, 5 старост гостиных сотен и 16 сотников черных сотен. Все дело решалось, значит, духовенством и дворянством второстепенным, которые были давно за Годунова или смотрели на патриарха как на верховный авторитет; люди неслужилого сословия составляли ничтожное меньшинство; в выборе из городов видим также людей служилых. 17 февраля, в пятницу перед масляницей, открылся собор; патриарх начал речь, объявил, что по смерти Феодора предложено было царство Ирине; когда та не согласилась, просили ее благословить брата, просили и самого Годунова; когда и он не согласился, отложили дело на 40 дней, до приезда выборных: «Теперь, – продолжал Иов, – вы бы о том великом деле нам и всему освященному собору мысль свою объявили и совет дали: кому на великом преславном государстве государем быть?» И, не дожидаясь ответа, продолжал: «А у меня, Иова патриарха, у митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов, игуменов и у всего освященного вселенского собора, у бояр, дворян, приказных и служилых, у всяких людей, у гостей и всех православных христиан, которые были на Москве, мысль и совет всех единодушно, что нам, мимо государя Бориса Федоровича, иного государя никого не искать и не хотеть».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010