В Москве будет воссоздан Заиконоспасский монастырь 17 ноября 2006 г. 12:13 Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь будет воссоздан на Никольской улице в центре Москвы, сообщили в городской администрации. Мэр столицы Юрий Лужков подписал постановление столичного правительства о передаче в безвозмездное пользование подворью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II храмов и строений бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе. В настоящее время Патриаршее подворье в этих строениях арендует часть нежилых помещений, а часть занята арендаторами. Они по мере завершения сроков договора аренды будут выводиться из строений бывших монастырей. Так, в настоящее время часть помещений общей площадью 4,4 тыс. кв. метров занимают Российский государственный гуманитарный университет, ресторан «Годунов», почтамт, ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», ряд других арендаторов. Согласно постановлению, Патриаршее подворье в течение двух лет по согласованию с Москомнаследием произведет полный комплекс ремонтно-реставрационных работ помещений храмов и строений бывших монастырей. Заиконоспасский монастырь был основан в 1600 году царем Борисом Годуновым. В 1665 году по указанию царя Алексея Михайловича при монастыре была открыта школа для обучения «латыням», которую возглавил Симеон Полоцкий. В конце XVII-haчaлe XIX веков Заиконоспасский монастырь являлся одним из центров Русского просвещения. В 1687-1814 годах здесь располагалась Славяно-греко-латинская академия, ставшая первым высшим учебным заведением в России. Академия имела статус духовного училища, а её ректор являлся одновременно и настоятелем монастыря. Здесь давалось и самое широкое общее образование. Впоследствии в Заиконоспасском монастыре размещалась Московское духовное училище. Заиконоспасский монастырь много раз перестраивался. Здание Славяно-греко-латинской академии не сохранилось. В 1924 году была снесена колокольня монастыря, возвышавшаяся над домом 9. Во внутреннем дворе находится главная достопримечательность Заиконоспасского монастыря — собор Спаса Нерукотворного, построенный в 1660-61 гг. и перестраивавшийся в 1717-20 и 1742 гг. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/162241.htm...

Ивановская колокольня После соборов и монастырей, находящихся в Кремле, взор посетителя устремляется и на Кремлёвскую колокольню, называемую Иван Великий. По огромной высоте своей она есть замечательнейшая в России колокольня. Она называется Иваном Великим, вероятно, потому, что устроена была первоначально зодчим Иваном Вилье, или же потому, что под колокольнею находится храм Иоанна Лествичника . Из надписи под главою колокольни что она устроена была Борисом Годуновым в 1600 г. При Царе Михаиле Феодоровиче к Ивановской колокольне, с северной стороны её, приделано ещё здание, в котором размещены большие колокола. В здании колокольни находится храм во имя святителя Николая Чудотворца Гостунского. Ещё со времени освобождения России от татар, против нынешнего Николаевского дворца, стояло некогда Ордынское подворье, где живали ханские послы. Супруга Великого Князя Uoahha III -го видела сон, в котором получила извещение от святителя Николая о сооружении на сем месте храма во имя его; поэтому она испросила у Ахматовой жены место сие. Тогда здесь и поставлена была церковь во имя святителя Николая. После, когда обветшала эта церковь, Великий Князь Василий Иоаннович соорудил новую, каменную, в которую перенёс чудотворный образ святителя Николая из села Гостуни (Лихвинского уезда Калужской губернии). С того времени эта церковь стала называться Николо-Гостунскою. В 1812 г. неприятели эту церковь разграбили и разрушили; после того она снова была возобновлена, но, когда оказалась неуместною на площади, то перенесена была на Ивановскую колокольню, где и доныне находится. Всех колоколов на Ивановской колокольне находится более 30-ти. Самый большой колокол весит 4 тысячи пудов, второй 2 тысячи, третий 1 тысячу пудов и т. д. Звон, который бывает на Ивановской колокольне, представляется необыкновенно торжественным, особенно, когда производится во все колокола, что бывает в самые большие праздники и при торжественных случаях. Звон Ивановской колокольни служит предначинательным для звона во всех храмах Москвы.                         И. Иосиф Читать далее Источник: О московских соборах и монастырях, находящихся в Кремле/[И. Иосиф]. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Москва : Тип. С. Орлова, 1874. - 70, с. (Авт. указан в конце текста). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Беседа журналиста Елены Александровны Смирновой с реставраторами на выставке «Искусство реставрации», которая проходила в Сергиево-Посадском музее-заповеднике с 17 мая по 10 августа 16.08.2017 23:00 Елена Смирнова побывала на выставке «Искусство реставрации», которая проходила в Сергиево-Посадском музее-заповеднике с 17 мая по 10 августа 2017 г., и побеседовала с его реставраторами о традициях и тайнах ремесла на примерах уникальных экспонатов. А среди них получившие второе рождение святыни и редчайшие реликвии Лавры. Например — фелонь и кадило преп. Никона Радонежского, или такие шедевры прикладного искусства, как дарованные Лавре царем Борисом Годуновым короны на икону Андрея Рублева «Троица» и непревзойденного ювелирного мастерства покровец-сударь; или же изящная водосвятная чаша от царя Михаила Романова и дивной красы кандило от Марфы Старицкой, украшавшее алтарь Троицкого храма. Не говоря уж об удивительных иконах 13-17 веков с драгоценными окладами, коронами, цатами и привесками. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2017/08/16/23-0...

Чудотворная Смоленская икона Одигитрии, написанная в 1602 году Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Чудотворная Смоленская икона Одигитрии, написанная в 1602 году Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Одигитрия Смоленская (что была над Днепровскими воротами, 1602) В Успенском кафедральном соборе Смоленска находится чудотворная Смоленская икона Одигитрии, написанная в 1602 году. История ее такова. После окончания строительства крепостной стены икона была привезена в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными, Фроловскими, воротами у Днепровского моста. Списана эта икона с чудотворного образа при царе Иоанне Грозном художником Постником Ростовцем. К началу войны 1812 года находилась в Благовещенской церкви, т.к. построенный для нее новый каменный храм не был освящен. В ночь на 6-е августа русские войска оставили Смоленск, и Чудотворная икона из Благовещенской церкви была взята 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии и икона неотлучно находилась среди войск в 3-й гренадерской дивизии. 25 августа по распоряжению главнокомандующего М.И. Кутузова икона Смоленской Богоматери была обнесена по всем рядам войск, и перед нее был отслужен молебен с коленопреклонением в присутствии главнокомандующего и всей армии. Икона находилась в войсках до 5 ноября. После победы над французским корпусом генерала Нея под Красным икона по распоряжению Кутузова была перенесена в новую Надвратную Богоматерьскую церковь, где находилась до 1941 года. Источник: Сайт " Смоленская и Калининградская епархия Русской Православной Церкви " [до 2008] Статья опубликована участником [ tol ] 2012-06-28. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Одигитрия Смоленская (что была над Днепровскими воротами, 1602) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1546

Дионисий, митрополит Московский и всея Руси О митрополите Дионисии сохранилось немного сведений. Известно, что в 1577 году он был игуменом Хутынского монастыря. В феврале 1581 года хиротонисан во епископа и возведен в сан митрополита Московского и всея Руси. 20 июля 1584 года председательствовал на Соборе знатнейшего духовенства по вопросу о церковных имуществах. В 1587 году лишен кафедры и сослан в Хутынский монастырь за обличения царского шурина Бориса Годунова. Скончался в 1587 году в Хутынском монастыре. Митрополит Дионисий был умный, образованный и красноречивый человек своего времени, за что получил название «премудрого грамматика». Архипастырское служение преосвященного Дионисия проходило в напряженной обстановке, когда шла борьба за царский престол между Борисом Годуновым и князьями Шуйскими. Митрополит стремился примирить враждующие стороны и на некоторое время он достиг успеха в этом. Но затем при подстрекательстве различных лиц борьба разгорелась с новой силой, и сам митрополит Дионисий явился жертвой этой борьбы. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 2. – С. 540–542, 544–545, 557, 653, 757. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 4. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1405. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 6, 50. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. – М., 183 2–1891, 1883. – С. 97. Голубинский E. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 535. Сергий (Спасский) , архиепископ. Полный месяцеслов Востока. – 2-е изд. – Владимир, 1901–1902, т. 2. – С. 557. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914, т. 1. – С. 253. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 14. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М.. 1896–1913, т. 6. – С. 422. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь Дата создания: 1600 г. Описание: Монастырь основан в 1600 г. царем Борисом Годуновым. Первое упоминание в исторических документах относится к 1635 г. Наименование «Заиконоспасский» объясняется его расположением за иконным рядом, находившимся вдоль Никольской улицы. С 1665 г. в монастыре была устроена школа, которую возглавлял Симеон Полоцкий. Школа готовила чиновников для правительственных учреждений. В 1685 г. в помещениях обители была открыта Славяно-греко-латинская академия, во главе которой встали братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Среди выпускников академии — многие деятели Церкви, ученые, литераторы. В 1814 г. академия была преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру. Главный храм монастыря — Спасский собор — был заложен в 1660 г. по повелению царя Алексея Михайловича. Средства на строительство дал боярин Ф.Ф. Волконский. Храм был освящен 20 ноября 1661 г. В 1737 г. собор пострадал от пожара, но был восстановлен И.Ф. Мичуриным и освящен летом 1742 г. На следующий год ворота, выходящие на Никольскую, были увенчаны колокольней. Заиконоспасский монастырь сильно пострадал во время нашествия Наполеона.  Луковичная главка-ротонда на куполе собора появилась в 1851 г. во время очередного поновления. На рубеже XIX-XX вв. монастырь принял свой окончательный облик. В 1929 г. обитель была закрыта. В храме размещались различные государственные учреждения. В 1960-х гг. здание закрытого собора было отреставрировано. Храм был возвращен Церкви в 1992 г. Богослужения возобновились в июле 1992 г. 5 марта 2010 г. Священный Синод постановил ( журнал 29 ) открыть Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе г. Москвы. Наместником монастыря в 2010-2016 гг. был  архимандрит Петр (Афанасьев) . В 2016 г. указом Святейшего Патриарха Кирилла и.о. наместника Заиконоспасского монастыря был назначен  благочинный обители иеромонах Даниил (Константинов). Страна: Россия Город: Москва Адрес: 103012, г. Москва, ул. Никольская, д. 7-9 Телефон: +7 (495) 698-35-38 Web-caйm: http://zspm.ru E-mail: contact@zspm.ru Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4142744.ht...

Краснораменье. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Краснораменье, село принадлежащее г. А. Булатову, в 45 верстах от Ростова; состоит из 27 дворов, 87 душ и стольких же наделов. Это древняя родовая отчина бояр Лешуковых, предку коих стольнику Матвею Лешукову, она была пожалована в конце XVI в. царем Борисом Федоровичем Годуновым. Одноглавый каменный, с двухэтажной колокольнею, храм имеет два престола: во имя Казанской Пресвятой Богородицы и во имя св. Николая. Он построен в 1845 г. на средства владельца А. М. Булатова и его жены Марии Андреевны, урожденной княжны Голицыной, и находится на том месте, где был господский дом прежних помещиков Лешуковых и князей Голицыных. Через дорогу от храма находится кладбище, где до 1828 г. существовали две деревянные (XVI в.) церкви, выстроенные прежними владельцами Лешуковыми, но в означенном году во время пасхальной заутрени они сгорели, при чем сгорела вся усадьба и все село. Под сенью настоящего каменного храма погребен храмоздатель А.М. Булатов, а близ церкви похоронены князья Голицыны, Крапоткин, дворяне Хитрово и прежние владельцы села Лешуковы. При Краснораменской церкви числится 37 десятин земли и приход из двух селений. Крестный ход существует один, он совершается 14 июля вокруг села и в д. Савино, и установлен в память прекращения холеры 1853 г. А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Кирпичная церковь, выстроенная в духе русско-византийского стиля в 1846 г. на средства надворного советника А. М. Булатова. Двусветный пятиглавый четверик, притвором связанный с трёхъярусной колокольней. Второй престол Никольский. Закрыта в 1934 г., занята под склад. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=12383

11 июля И. прибыл в Москву, где был встречен с большими почестями и размещен на Рязанском подворье. Через 5 дней И. был принят царем Феодором Иоанновичем и царицей Ириной, одарен серебром, деньгами, соболями. И. передал царю и царице привезенные в Москву святыни, в т. ч. шуйцу ап. Иакова, перст свт. Иоанна Златоуста, часть мощей равноап. имп. Константина. После торжественного приема состоялись переговоры И. с Борисом Годуновым, во время к-рых выяснилось, что И. не готов обсуждать договоренности 1586 г. рус. правительства с Антиохийским патриархом Иоакимом об учреждении Патриаршества на Руси и приехал только «ради милостыни на церковное строение». И. настаивал, что без соборного обсуждения он такой важный вопрос решить не может. Оказавшись фактически под домашним арестом на Рязанском подворье, И. пошел на уступки, предложив Москве автокефалию, подобную той, что имела Охридская архиепископия. При этом необходимо было поминать К-польского патриарха за богослужением и получать от него св. миро. Но к этому времени Русская Церковь полтора века была фактически автокефальной. Советник И. митр. Иерофей Монемвасийский осудил патриарха даже за эту уступку русским. Однако И. продолжил поиски компромисса: он был готов сам, устав от бесконечных невзгод в К-поле, остаться патриархом на Руси. Рус. сторона предложила И. в таком случае резиденцию во Владимире, в Москве при государе останется митр. Иов . И. соглашался стать рус. патриархом только при условии размещения его в Москве. Переговоры Годунова с И. продолжались почти полгода. После 13 янв. 1589 г. И. дал обещание поставить на Руси патриарха из русских и благословить дальнейшее поставление патриарха на Руси Собором рус. архиереев; царь же должен был отпустить его в К-поль. 17 янв. 1589 г. Феодор Иоаннович созвал боярскую Думу вместе с церковным Собором: в Москву прибыли 3 архиепископа, 6 епископов, 5 архимандритов и 3 соборных монастырских старца. Царь объявил, что И. не желает быть патриархом во Владимире. Феодор Иоаннович решил просить у И. благословения на поставление Иова в патриархи града Москвы. В тот же день была собрана Дума с Освященным Собором и государь обратился к Иову, испросив у митрополита мнение относительно учреждения Патриаршества. Иов ответил, что он вместе со всеми архиереями и Освященным Собором «положили на волю благочестивого государя царя и великого князя». Процедура избрания и поставления патриарха была утверждена на основе чина Патриаршего поставления в Византийской Церкви и рус. чина митрополичьего поставления 1564 г. В греч. чине рус. сторону не устроило отсутствие повторной (а в случае с патриархом Иовом третьей) епископской хиротонии (повторение хиротонии принято на Руси при перемещении архиерея с кафедры на кафедру). 19 янв. И. был представлен чин наречения и поставления, и в тот же день И. определил датой наречения 23 янв., а поставление должно было совершиться в ближайшее воскресенье - 26 янв.

http://pravenc.ru/text/293660.html

3 июля) и Константин Всеволодович (1257 г., пам. 3 июля), князья Ярославские; четвертый правнук того же Большого Гнезда Роман Владимирович (1285 г., пам. 3 февр.), князь Углицкий, замечательный широкою благотворительностью и попечением о своем народе; пятый правнук его же Михаил Ярославич (1318 г., пам. 22 нояб.), князь Тверский, замученный в орде, – его супруга есть та блаж. Анна Кашинская, церковное чествование которой по недоуменным и недостаточным причинам было прекращено в 17 веке и теперь имеет быть восстановлено. В лике святых состоят следующие лица из иных княжеских родов. Потомок Ярослава Мудрого в восьмом колене Рязанский князь Роман Ольгович (1270 г., пам. 19 июля), замученный в татарской орде за верность Христу. Из Литовских князей Довмонт Псковский (1299 г., пам. 20 мая), женатый на внучке св. Александра Невского Марии Дмитриевне. Царевич Петр Ордынский (1290 г., пам. 29 июня), сын татарского хана Беркая, принявши христианство и свято проживший в г. Ростове. Благоверная княгиня Евдокия Дмитриевна Московская (1407 г., пам. 7 июля), супруга Димитрия Ивановича Донского, замечательная своею привлекательною семейной жизнью. Благов. княгиня Иулиания Вяземская (1406 г., пам. 21 дек.), супруга князя Симеона Мстиславича, пострадавшая от великого князя за свое строгое соблюдение супружеской верности и чистоты. Из Углицких князей – Иоанн Андреевич (1523 г., пам. 19 мая), которого вместе с его родными продержали в тюрьме 32 года, чтобы отстранить от притязаний их на великокняжеский престол. Царевич отрок Димитрий Иоаннович (1587 г., пам. 15 мая), за тоже пострадавши в Угличе от подосланных Борисом Годуновым убийц. Царевичем Димитрием Углицким замыкается ряд святых мирского чина, прославленных Господом из среды русского великняжеского рода. Мы представили в этом ряду и тех князей и княгинь, которые непосредственно перед смертью приняли иночество, но у которых вся жизнь протекла в мирских условиях, у которых нравственный облик всецело определился и установился в условиях обычной мирской жизни, как например у св.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

XVII в.//РД. 2001. Вып. 7. С. 108. 39). Стремясь к прекращению вражды между фактическим правителем государства боярином Борисом Феодоровичем Годуновым (впосл. царь) и его противниками во главе с боярами Шуйскими, Д. добился формального примирения сторон. Однако в мае 1586 г., во время волнений среди посадского населения Москвы, Шуйские, заручившись поддержкой митрополита, обратились к Феодору Иоанновичу с челобитной, в к-рой просили царя развестись с бесплодной Ириной Феодоровной, сестрой Годунова, «царскаго ради чадородия» (РИБ. Т. 13. Стб. 1279). Следствием стало лишь то, что сторонники Шуйских из купечества были казнены или сосланы. 13 окт. 1586 г. Д. был сведен с кафедры и выслан в Хутынский мон-рь. При этом Годунов «и прочых чинов всякых митрополичьих… аки буря зельная, размета» (РИБ. Т. 13. Стб. 1279-1280), Крутицкий архиеп. Варлаам был сослан в новгородский Антония Римлянина мон-рь . По сообщению «Нового летописца» (30-е гг. XVII в.), Д. и архиеп. Варлаам протестовали против гонений Годунова по отношению к политическим противникам: «Видя изгнание бояром и видя многое убивство и кровопролитие неповинное и начаша обличати и говорити царю... Борисову неправду Годунова, многие его неправды» (ПСРЛ. Т. 14. С. 37). Впрочем, гонение на Шуйских началось уже после смещения Д.- видимо, весной 1587 г. ( Зимин А. А. В канун грозных потрясений: Предпосылки первой крестьянской войны в России. М., 1986. С. 138). О дальнейшей судьбе Д. известно из послания Лжедмитрия I царю Борису Феодоровичу, написанного в 1604 г. из Речи Посполитой. Самозванец обвинял своего адресата, в частности, в том, что он «митрополита Дионисия сослал в монастырь, сказавши брату нашему Феодору, что он внезапно умер, а нам известно, что он и до сих пор жив и что ты облегчил его участь по смерти брата нашего» (цит. по: Соловьёв. История. Кн. 4. Т. 8. С. 401). Т. о., можно предположить, что после кончины царя Феодора в 1598 г. условия пребывания Д. в Хутынском мон-ре были смягчены и бывш. митрополит был жив в первые годы XVII в.

http://pravenc.ru/text/178349.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010