Смоленск. Церковь иконы Божией Матери " Одигитрия " . Одигитриевская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Около восьми столетий местом пребывания Смоленской святыни, чудотворной иконы Богоматери Одигитрии, был Успенский кафедральный собор. Сначала древний храм, заложенный князем Владимиром Мономахом в 1101 году и достроенный его внуком князем Ростиславом. Затем сменивший его ныне существующий собор, строительство которого продолжалось с перерывами и переделками почти сто лет - с 1677 по 1772 год. Однако культ иконы, ставшей Покровительницей и Заступницей Смоленска, не мог не найти отражения в строительстве храмов во имя чудотворного образа. Тем более что город стал обладателем еще одной реликвии - иконы Богоматери Одигитрии, подаренной Смоленску царем Борисом Годуновым на освящение крепостной стены в 1602 году. Во второй половине XVIII века в Смоленске было уже две Одигитриевские церкви. О первой известной в Смоленске Одигитриевской церкви сообщает Н.В.  Трофимовский: " на этом месте, именно на верхнем рынке, стояла деревянная церковь еще в 1655 г., когда Божия Матерь (древняя икона Богоматери Одигитрии Смоленской - В.А.), по присоединении Смоленска к России, возвращена была из Ярославля в Смоленск " . Поскольку мономахов Успенский собор пострадал от взрыва, а большинство православных храмов Смоленска во время осады 1609-1611 годов и польского владычества было разрушено или обращено в костелы, древняя чудотворная икона некоторое время находилась в деревянной Одигитриевской церкви. Тогда же, по сообщению Трофимовского, царь Алексей Михайлович в обеспечение духовенства этой церкви причислил к ней 1000-й полк стрельцов и грамотой своей определил жалованье двум причтам, положенным при церкви. Грамота эта с царской печатью, " написанная на столбце " , хранилась в Смоленском губернском архиве до 1812 года. По свидетельству священника Никифора Мурзакевича, в 1764 году " Вместо деревянной каменная церковь Одигитрии Богородицы устроена с приделом Иоанна Воина и колокольнею иждивением прихожан " . Построена она была в стиле европейского барокко и представляла собой сложившийся в Смоленске ко второй половине XVIII века тип одноглавого храма - восьмерик на четверике, с примыкающими с запада трапезной и колокольней. Последняя, в отличие от большинства смоленских храмов, отличалась высотой и массивностью. Колокольня и часть западного фасада Одигитриевской церкви, открывающиеся в перспективе улицы Козловская Гора (ныне восточный участок улицы Ленина), запечатлены на городских открытках конца XIX - начала XX веков.

http://sobory.ru/article/?object=35035

Смоленск. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Одигитриевская церковь Карта и ближайшие объекты Днепровские ворота (церковь Одигитрии), начало 19 века, ул. Соболева, 1. Находятся на берегу Днепра, северный фасад выходит на линию крепостной стены вдоль реки, южный обращен к ул. Соболева. Выстроены на месте Фроловской (Днепровской) крепостной башни, через которую выходила к реке Большая Благовещенская улица. Башню разобрали в начале 18 века, в 1728 году на ее месте возвели деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы и поместили икону Смоленской Божией Матери Одигитрии, привезенную в Смоленск в 1602 году Борисом Годуновым. В 1793-1800 гг. церковь перестроили в камне. Существующее здание ворот сооружено в 1811-12 гг. После Великой Отечественной войны проезд сквозь нижний этаж был закрыт, уровень ул. Соболева поднят и оказался значительно выше цоколя. Кирпичные стены двухэтажной постройки в формах классицизма оштукатурены. Прямоугольное здание покрыто на четыре ската,  в центре увенчано деревянным четвериком со срезанными гранями, с куполом и шпилем. Сводчатый проезд находится на поперечной оси нижнего этажа, второй этаж является церковью. Две одинаковые колокольни, поставленные по верху крепостной стены симметрично зданию, повышают представительность фасада со стороны реки. На главном речном фасаде арка проезда на подчеркнутой средней оси вписана в ризалит под тосканским портиком с фронтоном. На западном торцовом фасаде основного объема в три яруса расположены ложные окна, на восточном – центр выделен четырехпилястровым тосканским портиком. Узкие угловые грани верхнего четверика декорированы парами ионических колонн, между которыми стояли статуи евангелистов. Арки звона в колокольнях фланкированы парами пилястр. Крупный масштаб сооружения сочетается с изяществом деталей – консолей, триглифов, фронтонов над окнами, веерных заполнений полукружия ниш, балюстрад под окнами, решеток в ложных круглых окнах барабана и т.д. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. - Москва, “Наука”, 2001 г.

http://sobory.ru/article/?object=04121

События сразу и круто повернулись в сторону Лжедимитрия. В Москве, по рассказам очевидца, после смерти Бориса повсюду начало распространяться волнение, и народ становился всё более и более требовательным. Толпы бежали ко дворцу: одни кричали о сосланных при Борисе боярах, другие – чтобы мать Димитрия, старую царицу, посадить у городских ворот, дабы каждый мог узнать от неё: жив её сын или нет. Между вельможами была сильная вражда. Несмотря на то, что Годуновы были почти низвергнуты, они продолжали завидовать немногим, ещё оставшимся в живых лицам знатных родов, опасаясь, что они высоко поднимутся, если Димитрий сделается царём. Так, Симеон Никитич Годунов, называвший Мстиславского изменником московским, убил бы его, если бы кто-то не помешал. Народ ежедневно роптал и требовал возвращения прежней царицы и старых вельмож, скитавшихся в изгнании в разных местах. На это принуждены были обещать, что все оставшиеся в живых вельможи будут в скором времени возвращены в Москву. Относительно же матери Димитрия царица ничего не хотела слышать. Она, напротив, приказала крепко сторожить её, опасаясь, чтобы она, из желания избавиться от заточения и отмстить своим врагам, не сказала бы, что Димитрий жив. Народ, однако, угрожая силой, продолжал очень твёрдо настаивать на возвращении матери царевича. Явный страх овладел двором. Тогда вышел к народу князь Василий Иванович Шуйский и обратился к нему с прекрасной речью. Он сначала говорил о том, что Божий гнев тяготеет над народом в наказание за его грехи, что поэтому он ежедневно несёт тяжкие наказания, затем он высказал удивление тому, что все остаются ещё закоренелыми в своей злобе, склоняются к такой перемене, которая поведёт к распадению земли, к искоренению святой веры и к разрушению святилища московского. В подтверждение того, что Димитрий умер, Шуйский произносил страшные клятвы и показывал свои руки, которыми он полагал во гроб тело царевича, похороненного в Угличе. Далее Шуйский говорил, что человек, выдающий себя за Димитрия, расстрига, беглый монах, действующий по внушению дьявола, что расстрига послан в наказание за тяжкие грехи. Шуйский просил народ исправиться, сообща молить Бога о милости, оставаться твёрдым до конца, тогда, как говорил Шуйский, всё ещё может окончиться добром. Эта речь немного поуспокоила народ. Сосланные Борисом получали прощение и ежедневно возвращались в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

сост. Александр Ратшин Тверской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ТРОИЦКИЙ-КАЛЯЗИНСКИЙ, муж. 1 класса, в уездном городе Калязине, находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Тверской Семинарии. Он основан около 1450 года Преподобным Макарием – и как монастырь, так в последствии и город, получили свое наименование по прозвищу прежнего владельца этой земли, никоего Иоанна Каляги, который подарил Преподобному Макарию место для сооружения обители. – В 1610 году литовцы взяли Калязинский монастырь приступом, умертвили воеводу Давида Жеребцова, защищавшего обитель, также игумена и иноков, разорили и выжгли здания; а серебряную раку Преподобного Макария, сделанную вместо деревянной царем Борисом Годуновым в 1599, рассекли на части, и св. мощи низринули. По освобождении России от мятежей, здания монастырские возобновлены и все приведено в прежний вид. Ныне здесь четыре церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, где почивают мощи Преподобн. Макария в богатой серебряной позолоченной раке, сооруженной в 1700 году иждивением монастырским и доброхотных дателей, в которую переложены они Сергием архиепископом Тверским, того ж года сентября 18. При сем храме придел Рождества Богородицы. 2) Трапезная, Бориса и Глеба. 3) Больничная, Алексия Человека Божия. 4) Макария Калязинского, над св. вратами, устроенная Архимандритом Варлаамом в 1752 году. Ограда сего монастыря с башнями, построена в 1648 г. а колокольня в 1650. В этой обители вступил в иночество, в XV веке, Преподобный Паисий Угличский, который занимался здесь списыванием разных Божественных книг: еще и теперь хранится в ризнице его трудов книга Иоанна Богослова. Монастырь этот известен в истории русской подвигами знаменитого князя Михаила Скопина-Шуйского. ОТРОЧЬ-УСПЕНСКИЙ, муж. 2 класса, в губернском городе Твери; на устье реки Тверцы, при впадении ее в Волгу, состоит под управлением архимандрита. Он основан в 1265 году, при в. к. Ярославе III Тверском, отроком его Григорием. Здесь три церкви: 1) Соб. Успения Богородицы, нынешнее здание коей существует с 1722 года. 2) Митрополитов Московских Петра и Филиппа. 3) Введения Богородицы, в которой погребены тверские архиереи XIII и XIV века, Андрей и Феодор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Томск. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский Старо-Кафедральный собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1790 и 1806. Год утраты:1930 Адрес: г. Томск, переулок Батенькова (ранее переулок Благовещенских) Координаты: 56.484228, 84.952167 Проезд:Томск, площадь Батенькова Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В самом начале XIX века на современной площади Батенькова был построен один из красивейших соборов Томска — Благовещенский. Здесь хранилась главная городская святыня — икона Троица Ветхозаветная. Согласно легенде, именно этой иконой Борис Годунов благословил основателей Томской крепости. Икона хранилась в городе с момента его основания и бесследно исчезла после Революции. Давно нет и собора. Сохранилось лишь небольшое здание в самом начале улицы Советской, которое продолжает служить городу. Благовещенский собор был построен в 1806 году в центральном районе Томска, получившем название «Уржатка». Ранее на этом месте размещался деревянный храм, первые упоминания о котором датированы еще 1639-м годом. В 1864 здесь разместили кафедру архиерея, и в течение более чем 30 лет Благовещенский собор был главным собором города. В его честь даже был назван проходящий неподалеку переулок. В 1900 году архиерейская кафедра переехала в новый Троицкий кафедральный собор, который был построен в центре современной площади Новособорной. После установления советской власти в Томске, как и по всей стране, развернулась активная борьба с «пережитками царизма». Со временем очередь дошла и до Благовещенского собора. В 1926 году Благовещенский переулок получает новое имя — в честь декабриста Гавриила Батенькова. А еще через четыре года исчезает и сам собор. Единственное, что от него осталось, это здание церковного склада. http://obzor.westsib.ru/article/403464 Деревянный собор на Уржатке был построен в 1649 году. К 1790 году собор обветшал, и на его месте начали возводить кирпичную церковь того же названия в стиле русского барокко. Работы завершились в 1804 году. Переулок, ведущий к храму, и площадь, где он стоял, получили название Благовещенских (теперь Батенькова). Достопримечательностью " старого " собора являлся резной деревянный иконостас середины XVIII века, в котором помещалась томская реликвия-икона Святой Троицы, врученная царем Борисом Годуновым основателям Томска. В 1930-м году храм снесли. Иконостас с реликвией бесследно исчезли.

http://sobory.ru/article/?object=34854

Между царем и народом Восстание Болотникова В первый период патриаршества Гермогену вообще было не до иноверцев. Едва он освоился в патриарших палатах близ Успенского собора, как пришлось посылать духовенство в районы, восставшие против власти Шуйского: «всенародство», поставившее на престол «царя Дмитрия Ивановича», не потерпело, чтобы его знамя было втоптано в грязь стареньким подслеповатым узурпатором. Крестьяне, закрепощенные при Иване Грозном, холопы, восстание которых было разгромлено Борисом Годуновым, казачество, по большей части состоявшее из людей, вынужденных бежать из Центральной России, обнищавшее дворянство и даже аристократы, не склонные быстро менять свои убеждения, — то есть огромные массы людей просто отказывались верить в смерть «царя Дмитрия Ивановича». В самой Москве 15 июня случились народные волнения; их подавили, но на улицах продолжали появляться листовки с пророчеством возвращения Димитрия и наказания изменников к Новому году, 1 сентября. Нужен был только вождь — и волнения вылились в мощное народное восстание, подкрепленное бунтами в разных городах и весях. Духовенство было в смятении — многие, особенно приходские священники, благословляли единодушную с ними паству и даже шли в ополчение; многие колебались, видя целые города и уезды поднимающимися на борьбу, часто вместе с законными воеводами; кто-то просто отсиживался. Митрополита Крутицкого Пафнутия с духовенством, направленных Гермогеном для утишения Северских земель, не приняли в восставших городах. Посланные патриархом священники оказались бессильны даже в царском войске, отступавшем и разбегавшемся под ударами бывшего холопа Ивана Исаевича Болотникова, ставшего выдающимся полководцем народной армии. Местное духовенство не удержало, а может, и не думало удерживать Истому Пашкова, поднявшего дворянское ополчение в Туле, Веневе и Кашире, Григория Сумбулова и Прокофия Ляпунова, устремившихся на помощь Болотникову с рязанским дворянством. Один-единственный из епархиальных архиереев — архиепископ Феоктист с помощью духовенства, приказных людей и собственных дворян сумел подвигнуть жителей Твери стоять за крестное целование царю Василию. Это ли не показатель состояния священства в начале патриаршества Гермогена? Стойкость Феоктиста неоспорима, что же касается успеха его проповеди, то, отбивая от города небольшой отряд болотниковцев, тверичи, вполне вероятно, более заботились о своих домах и пожитках, нежели о верности пастырю.

http://sedmitza.ru/lib/text/439406/

Кратко восстановим исторический фон. Царем был Феодор Иоаннович (1557 – 1598). Он отличался набожностью, благочестием, но имел слабую волю. Страной фактически правил Борис Годунов – конюший и глава Земского приказа. Его родная сестра Ирина Федоровна была царицей. Детей у царской четы не было. Необходимо поставить вопрос: хотел ли Годунов царской власти? Факты это подтверждают. Годунов пытался объявить Димитрия незаконнорожденным как сына седьмой супруги Иоанна Васильевича. Он повелел не молиться о нем и не поминать его имя с царской фамилией за богослужением. Цель была ясна - лишить его возможности наследовать престол в случае кончины царя, который был слаб здоровьем. В 1586 году произошло событие, которое еще больше показало намерения Бориса Годунова. Иван Шуйский и другие бояре стали бить челом царю о разводе его с царицей Ириной. Их поддержал митрополит Дионисий. Годунов воспротивился. Он сказал, что царица отличается здоровьем и добродетелью, потому у них могут быть дети. Если нет, то жив царевич Димитрий. Факт примечательный! С целью расстроить планы Шуйского и бояр, гибкий в политике Борис, идет на уступки и признает права за Димитрием. Попытка с разводом не удалась. Митрополит Дионисий просил Бориса не мстить. Но в следующем году Шуйского и близких к нему бояр обвинили в измене. Одних сослали, других казнили. «А гостей Московских Феодора Нагая да с ним шти [шести] человек казнил на Москве» (Полное собрание русских летописей, М., 2000, т. X, с. 37). Митрополит Дионисий и архиепископ Варлаам обратились к царю, чтобы заступиться за преследуемых и сказать о неправдах Бориса. Правитель победил. Архиереи были свергнуты и сосланы в новгородские монастыри. Место преосвященного Варлаама занял архиепископ Геласий. Позже он будет послан Годуновым вместе с Василием Шуйским в Углич для дознания. В «Новом летописце» говорится о попытке Бориса Годунова отравить царевича: «Борис посла на Углич, чтобы сего праведного окормити зелием. Ему же праведному царевичу Димитрию даваху смертоносное зелие овогда в естве, овогда в питие, Бог же храняй праведника, не хотя втайне ево праведную душу вести приятии, а хотя ево праведную душу и неповинную кровь объявити всему миру» (ПСРЛ, m.XIV, с. 40). В этой же летописи подробно повествуется об убиении невинного царевича людьми, посланными Борисом Годуновым: Михайлой Битяговским, сыном его Данилой, племянником Никитой Качаловым, Данилой Третьяковым. К ним присоединился сын мамки царевича Осип Волохов. Совершили они злодеяние в Угличе 15 мая 1591 года. Царевич утром был в Спасо-Преображенской церкви на литургии, которую он посещал ежедневно. Дома ему дали Богородничную просфору. «А обычай у него, государя, царевича был таков: по вся дни причащался [т.е. вкушал] хлебу Богородничну» (Повесть об убиении царевича князя Димитрия. – Чт. в Об-ве ист. и древн. росс., 1864, кн. IV, окт.-дек., отд. V). Ему дали пить, и после этого нянька Василиса Волохова увела его гулять.

http://pravoslavie.ru/6453.html

В сентябре 2012 года " Одигитрия " находилась в Спасо-Бородинском монастыре. Фото Алексея Реутского. 28 января 2015 г. 15:30 Москвичи смогут поклониться чудотворному образу Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» В Храме Христа Спасителя с 1 по 10 февраля после реставрации будет выставлен для поклонения образ  Смоленской иконы Божией Матери " Одигитрия " . О том, какое значение эта икона имеет для России и как проходила ее реставрация, рассказали епископ Смоленский и Вяземский Исидор и художники-реставраторы. Как рассказал директор ГосНИИ реставрации Дмитрий Антонов, Смоленская икона Божией Матери была передана в ГосНИИ на реставрацию в 2012 году. «Над ее восстановлением в течение двух лет работало десять высокопрофессиональных специалистов, - сказал он. – Исследования подтвердили  дату создания образа – конец XVI, начало XVII века. То есть это тот самый образ, который был прислан Борисом Годуновым в 1602 году на освящение новой крепостной стены в Смоленске». Смоленская Богородица – это защитница Западных рубежей России, отметил епископ Смоленский и Вяземский Исидор. Образ является чудотворным списком одной из почитаемых древнейших икон Одигитрии Смоленской, которая была принесена в Смоленск в начале XII века Владимиром Мономахом. «Она воодушевляла жителей Смоленска в годы литовской и польской интервенций, в годы эпидемий и внутренних нестроений, - уточнил он. – Когда ее забрали на реставрацию, смоляне переживали, что она к ним больше не вернется. Это не так, после посещения Храма Христа Спасителя икона вернется на свое прежнее место в Успенском кафедральном соборе Смоленска, перед ней будут регулярно служить молебны. Она будет помещена в специальную капсулу без оклада. Серебряный оклад, изготовленный на средства верующих в 50-х годах ХХ века, будет выставлен в соборе отдельно от иконы». Можно также считать промыслом Божием, чудом, что икона оказалась не тронутой немецкими захватчиками после взятия ими Смоленска во время Великой Отечественной войны. «Божия Матерь являет себя, когда мы все нуждаемся в Ее защите и покровительстве, поэтому можно считать, что сегодня Она явила себя православном народу Святой Руси, чтобы укрепить в вере и напомнить всем нам о необходимости нашего народного единства»,- добавил архиерей.

http://e-vestnik.ru/news/odigitriya_v_mo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Андрей; † до 1575), митр. Московский и всея Руси. Род. в Переславле-Залесском, был женат, служил священником; его духовным отцом был прп. Даниил Переяславский († 1540), предсказавший, что Андрей будет духовником московского государя. В 1550 г. Андрей стал протопопом Благовещенского собора Московского Кремля и духовником царя Иоанна IV Васильевича Грозного . В 1552 г. во время казанского похода сопровождал Иоанна Грозного и совершал богослужения о даровании победы рус. оружию. На пути в Казань, во Владимире, получил исцеление у мощей св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского . После взятия Казани участвовал в закладке ц. в честь Благовещения. В 1553 г. к протопопу Андрею обращался дьяк И. М. Висковатый со своими недоумениями об иконах. В 1554 г. протопоп Андрей крестил в Чудовом мон-ре царевича Иоанна Иоанновича (восприемником был митр. Московский свт. Макарий ), в 1555 г. присутствовал при хиротонии первого архиеп. Казанского свт. Гурия (Руготина) . В том же году в Москву был перенесен с Вятки чудотворный образ свт. Николая Великорецкого, к-рый «поновляли» митр. Макарий и протопоп Андрей. В 1561 г. протопоп Андрей сделал вклад в Троице-Сергиев мон-рь (его род записан в монастырском пергаменном синодике). В 1562 г. принял монашество в Чудовом мон-ре с именем А. После кончины митр. Макария, 9 февр. 1564 г., был созван Собор, на к-ром митрополит Московский и всея Руси получил право носить белый клобук, подобно архиепископу Новгородскому, и скреплять грамоты печатями красного воска, подобно архиепископу Казанскому. 24 февр. 1564 г. А. был избран и 5 марта поставлен митрополитом Московским. При избрании А. получил от царя грамоту (подтвержденную царем Борисом Феодоровичем Годуновым Патриарху св. Иову в 1589), в к-рой сказано, что все люди, служащие митрополиту (Патриарху) и живущие на его землях и землях его мон-рей, подлежат только суду митрополита (Патриарха), кроме дел о душегубстве; кроме того, митрополичьи (Патриаршие) крестьяне освобождались от ряда повинностей. При А. прекратилось участие Главы Рус. Церкви в решении вопросов гос. управления. В 1564 г. вместе с царской семьей А. посетил Переславль и освятил соборный храм в переславль-залесском во имя вмч. Никиты мон-ре , построенный на пожертвования Иоанна Грозного. Затем царь и митрополит отправились в Троице-Сергиев мон-рь, где молились у мощей прп. Сергия Радонежского . Среди поставленных А. архиереев можно назвать архиеп. Казанского свт. Германа (Садырева-Полева) , хиротонисанного 12 марта 1564 г.

http://pravenc.ru/text/76870.html

Сапожок. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Богородицкий собор, Успенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичный храм с декором в формах классицизма, построенный в 1798-1810 гг. Трехсветный пятиглавый четверик с трапезной, расширенной в 1849 г., и трехъярусный колокольней. Приделы в трапезной Казанский и Димитрия Ростовского. Закрыт не позже 1930-х гг. Снесен в начале 1950-х гг. http://archive.is/sgUSL Сапожок, основанный в 1605 г. Борисом Годуновым и входивший в состав укрепленной украинской линии, упоминается в писцовых книгах письма и меры Григория Киреевского 1627-28 гг., где показан острог дубовый, а в нем шесть башен, под двумя башнями двое ворот, на одной башне колокол вестовой, да четыре башни глухих; около острога ров, за острогом соборная церковь Успения Пречистой Богородицы, деревянная, в той церкви образа, колокола и ризы – строение мирское и попа Лаврентия… В 1758 г. Сапожок был истреблен пожаром, от прежних укреплений сохранился один только земляной вал, имеющий форму неправильного четырехугольника, внутри коего стоит соборная церковь. Вместо упоминаемой в XVII ст. и современной основанию Сапожка соборной Успенской церкви, в 1734 г. в сентябре, как видно их приходной книги Казенного приказа, по челобитью соборного попа Романа и диакона Макария, дана была благословенная грамота на построение в г. Сапожке новой соборной церкви во имя Успения Божией Матери, которая в пожаре 1758 г. вместе с прочими церквами сгорела. В январе 1759 г. соборные иереи Роман Афанасьев и Кирилл Романов с приходскими людьми просили о выдаче благословенной грамоты на построение, вместо сгоревшей, вновь церкви Божией, вследствие чего 30 апреля того же года и выдана была грамота на «построение вновь церкви Божией во имя Успения Божией Матери с приделами Казанской Божией Матери и св. Димитрия Ростовского… а когда оная церковь по построении всем удовольствована будет, об освящении ее просить архипастырского благословения». 1762 г. 4 марта те же иереи Роман и Кирилл доносили преосвящ. Палладию, что «церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы совершенно построена и убрана местными св. иконами… к освящению состоит в готовности, и просили, чтобы соблаговолено было пожаловать дать об освящении церкви на иерея Романа благословенную грамоту».

http://sobory.ru/article/?object=40256

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010