Скачать epub pdf 47. Василий V Иванович Шуйский, царь и великий князь всей Руси прямой потомок в восьмом колене Дмитрия III Константиновича, великого князя владимирского (см. 72), сын боярина князя Ивана Андреевича Шуйского, убитого в деле близ Лоде, в Эстонии, в 1573 г. Родился по одним известиям в 1547, по другим – в 1552 г.; был дружкой жениха на седьмой свадьбе царя Ивана IV Грозного в 1580 г.; стоял на Оке против хана крымского в 1581 и 1583 гг.; считался с прочими князьями Шуйскими виновным и возмущении московской черни против князя Вельского, ознаменовавшем самые первые дни правления царя Федора I Ивановича, но пожалован саном боярским в день коронования этого государя 51 мая 1584 г.; в числе прочих князей Шуйских примирился с Борисом Годуновым, шурином царским и правителем государства, в I585 г.; находился в скопе желавших бить челом царю Федору о разводе его с неплодной царицей Ириной и сослан в Буйгород в 1587 г.; назначенный главным следователем по делу о смерти царевича Дмитрия, приехал в Углич 19 мая, а возвратился в Москву 21 июня 1591 г.; по воцарении Бориса Годунова начальствовал правою рукою в блестящей военной прогулке царя к Серпухову против хана крымского в 1598 г; посланный быть вторым предводителем рати против так называемого Лжедмитрия, участвовал в поражении его 21 января у Добрынич, осаждал с своим первым, князем Мстиславским, Кромы, не трогая Путивль, главный притон врага Борисова, и был отозван преемником Борисовым, царем Федором II, в Москву, где, как пишут, пробовал уговаривать народ в день низложения Федора 1 июня, а по воцарении так называемого Лжедмитрия дерзнул обличать его в самозванстве, за что приговорен к смерти и уже взведен на лобное место, но помилован и только удален в свои галицкие поместья в 1605 г.; явясь оттуда снова в Москву по милостивому призыву того же так называемого Лжедмитрия, был очевидцем его жалкой смерти 17 мая; сам избран в цари 19 мая; короновался 1 июня, взнес на себе в Архангельский собор раку с мощами св. Дмитрия царевича, доставленную из Углича, 3 июня; немедленно начал борьбу с бунтовщиками: князем Шаховским, князем Телятевским и слугой последнего Болотниковым, шедшими от Путивля к Москве; узнал о разбитии ими царской рати в 50 верстах от Москвы; увидел стан их под Москвою в октябре, но утешился разбитием Болотникова под Калугой в декабре 1606 г.; издав знаменитый указ 7 марта, окончательно запрещавший крестьянам переход от одного помещика к другому (Юрьев день), сам в июне выступил к Туле, которую взял 10 октября 1607 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (Аббакумцево) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Первое упоминание о селе Аббакумцеве находим в писцовых книгах 1627 — 1629 гг.: «Село, что была пустошь Обокумцово, за Борисом Григорьевым, сыном Пушкиным, а в селе церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы с приделом святых Верховных Апостолов Петра и Павла, древяна, верх шатров, в церкве образы и всякое строенье вотчинниково и приходских людей, на церковной земле поп Анисим Епифанов, пономарь и просфирница». По свидетельству старожилов эта церковь располагалась на северо-западной окраине села: у пруда и дороги, ведущей в село Путятино. Эти сведения подтверждены архивными документами. Примечательно, что А.С. Пушкин, не являясь прямым потомком данной ветви рода Пушкиных, интересовался одним из ее представителей: дядей Б.Г. Пушкина — Гаврилой Григорьевичем Пушкиным. Его Александр Сергеевич запечатлел в драме «Борис Годунов». О нем поэт собрал подробные сведения в архивах, о чем свидетельствует его письмо к Н.Н. Раевскому-сыну. Самому Гавриле Пушкину в окрестностях Абакумцева принадлежали три деревни: Федорино, Сковородино (Болково) и Лекалово. По сведениям 1646 года, они перешли к Борису Григорьевичу Пушкину. В дальнейшем эта ветвь рода Пушкиных по мужской линии пресеклась. Селом Абакумцевым и близлежащими деревнями в XVIII – XIX вв. владели помещики Елагины, Борятинские, Ватковские, Набоковы. После отмены крепостного права земля отошла к крестьянам, которые окончательно оформили ее в свою собственность в 1871 году и образовали сельское общество. С 1932 года на территории села Абакумцева поочередно располагались колхозы: им. Л.М. Кагановича, «Искра», им. М.И. Калинина; затем совхоз «Аббакумцевский», КСП «Грешнево». Приблизительно с середины XX века название села стали писать с двумя буквами «б», а ударение сместилось с третьего слога на второй. Почему это произошло, выяснить не удалось. При создании справок и статей исторического характера, мы пишем название села Абакумцева с одной буквой «б», которое явно произошло от имени Абакум.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Благовеще...

Чердынь. Часовня Михаила Архангела. Михайловская часовня-сень из с.Ныроб Часовня. Действует.   Освящена в честь: Михаила Архангела Год постройки:2001. Архитектор:Г.Л. Кацко Адрес: Пермский край, г.Чердынь Координаты: 60.40191, 56.483706 Проезд:К северу от Успенской церкви Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 2010 г. перевезена из с.Ныроб, где будет воссоздана историческая часовня над ямой боярина Михаила Романова. См. также Ныроб. Часовня Михаила Архангела . Часовня Михаила Архангела, 2010 г. Михайловская часовня-сень из с. Ныроб Михаило-Архангельская часовня перенесена из Ныроба, в котором заменяла разрушенную дореволюционную часовню над ямой Романова. Теперь в ней размещён текст-посвящение благодарных потомков своим предшественникам. Выглядит постмодернистски. В ней памятный камень, надпись на котором гласит: «Гражданам всех сословий и званий, чьим трудом и попечением стоит город Чердынь. Благодарные потомки. 1451-2011 г.». Она стоит в сквере близ Музея веры и заставы. http://parmaday.ru/starinnye-goroda/cherdyn Часовню Михаила Архангела в 2010 году перенесли из Ныроба, в котором она заменяла разрушенную дореволюционную часовню над ямой Романова. Теперь в ней размещён текст-посвящение благодарных потомков своим предшественникам. «От благодарных потомков. Гражданам всех сословий и званий, чьим трудом и попечением стоит город Чердынь» - так написано на плите. Вид у часовни постмодернистский. Не каждый догадается, что перед ним часовня. Село Ныроб связано с историей рода Романовых. В 1601 году Борисом Годуновым сюда был сослан и вскоре умер Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя Михаила Фёдоровича. После прихода Романовых к власти в 1621 году жители Ныроба за то, что помогали ссыльному вопреки воле тюремщиков, были награждены обельной грамотой, то есть, освобождены от налогов. Объектом поклонения стала яма, в которой был заключен Михаил Никитич Романов. Над ней стояла сначала деревянная, а с 1793 года каменная часовня Во Имя Архангела Михаила (духовного покровителя Михаила Романова). В полу часовни находилось отверстие для спуска в темницу, где Романов принял мученическую смерть.

http://sobory.ru/article/?object=17689

Чтимый образ на протяжении 10 дней, с 1 по 10 февраля, будет доступен для поклонения в Храме Христа Спасителя. 27 января. ПРАВМИР. 1 февраля в Храм Христа Спасителя будет принесена Смоленская икона Божией Матери. Чудотворная Смоленская икона Божьей Матери «Одигитрия» будет принесена для поклонения в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя ко дню 6-й годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, — сообщает СИНФО Смоленская икона Божией Матери, один из наиболее почитаемых образов Пресвятой Богородицы на Руси, после реставрации возвращается в Успенский кафедральный собор города Смоленска. Перед возвращением в Смоленск чтимый образ на протяжении 10 дней, с 1 по 10 февраля, будет доступен для поклонения в Храме Христа Спасителя. 1 февраля, в день интронизации, будет совершена Божественная литургия Святейшим Патриархом Кириллом в сослужении епископата Русской Православной Церкви. После богослужения все желающие смогут совершить молитву и приложиться к чудотворному образу. 10 февраля икона отправится в Смоленск. Икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. Она была принесена на Русь из Греции. По преданию, греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконой дочь свою, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за Черниговского князя Всеволода Ярославича. Сама икона представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию апостолом Лукой. Образ Смоленской Одигитрии – символ заступничества и защиты русских земель на протяжении многих веков. Образ является чудотворным списком одной из почитаемых древнейших икон Одигитрии Смоленской (была перенесена в Смоленск в начале XII века Владимиром Мономахом). По преданию икона была прислана в 1602 году на освящение новой крепостной стены царем Борисом Годуновым, руководившим строительством в Смоленске, и помещена на башне, в нише, над главными городскими воротами. Башня, на которой находился образ, пострадала при осаде Смоленска войсками Сигизмунда III в 1609 — 1611 гг. Однако икона продолжала пребывать на своем месте и после того, как Смоленск оказался в составе Речи Посполитой. Перед ней царь Алексей Михайлович совершил благодарственную молитву после освобождения города в 1654 году.

http://pravmir.ru/v-moskvu-budete-prines...

1 февраля в Храм Христа Спасителя будет принесена Смоленская икона Божией Матери Москва, 27 января 2015 г. Чудотворная Смоленская икона Божьей Матери «Одигитрия» будет принесена для поклонения в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя ко дню 6-й годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сообщает Синодальный информационный отдел . Смоленская икона Божией Матери, один из наиболее почитаемых образов Пресвятой Богородицы на Руси, после реставрации возвращается в Успенский кафедральный собор города Смоленска. Перед возвращением в Смоленск чтимый образ на протяжении 10 дней,с 1 по 10 февраля, будет доступен для поклонения в Храме Христа Спасителя. 1 февраля, в день интронизации, будет совершена Божественная литургия Святейшим Патриархом Кириллом в сослужении епископата Русской Православной Церкви. После богослужения все желающие смогут совершить молитву и приложиться к чудотворному образу. 10 февраля икона отправится в Смоленск. Справка: Икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. Она была принесена на Русь из Греции. По преданию, греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконой дочь свою, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за Черниговского князя Всеволода Ярославича. Сама икона представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию апостолом Лукой. Образ Смоленской Одигитрии – символ заступничества и защиты русских земель на протяжении многих веков. Образ является чудотворным списком одной из почитаемых древнейших икон Одигитрии Смоленской (была перенесена в Смоленск в начале XII века Владимиром Мономахом). По преданию икона была прислана в 1602 году на освящение новой крепостной стены царем Борисом Годуновым, руководившим строительством в Смоленске, и помещена на башне, в нише, над главными городскими воротами. Башня, на которой находился образ, пострадала при осаде Смоленска войсками Сигизмунда III в 1609 - 1611 гг. Однако икона продолжала пребывать на своем месте и после того, как Смоленск оказался в составе Речи Посполитой. Перед ней царь Алексей Михайлович совершил благодарственную молитву после освобождения города в 1654 году.

http://pravoslavie.ru/76812.html

Александр Архангельский: Мы отвели глаза и вместо Христа глядим друг на друга… У нас один путь — стать немножко другими, чтобы, глядя на нас, люди не думали: ‘Ну-у, православные…’ Это сегодня главная и, может быть, единственная защита. 24 октября, 2012 У нас один путь — стать немножко другими, чтобы, глядя на нас, люди не думали: ‘Ну-у, православные…’ Это сегодня главная и, может быть, единственная защита. С некоторых пор Александр Архангельский стал НАШИМ. В 2012 г. его включили в Совет СВФУ по развитию гуманитарного знания. И теперь мы надеемся видеть Александра Николаевича чаще. Хотя он три раза уже бывал в Якутске. Сначала стал гостем Ысыаха, потом приехал с Виталием Манским (оба привезли свои фильмы: Манский — «Иконоскоп», Архангельский — «Жару»), потом взял в попутчики Владимира Мирзоева с его «Борисом Годуновым», а сам показал якутским зрителям фильм «Изгнанник. Александр Герцен». При встрече, когда я просила Александра Николаевича об интервью, пообещала, что спрашивать буду не о политике, а о культуре — только это мне интересно. Но… Жизнь внесла свои коррективы. Думаю, тем, кто хоть немного знаком с творчеством Архангельского, не надо рассказывать о его религиозных убеждениях. Этот человек не относится к числу тех, кто за формулировкой «вера — дело интимное» скрывает свою неустойчивость и неопределённость в вере, он свидетельствует о ней открыто. И делает это ярко, мудро, никому ничего не навязывая, просто делится тем сокровищем, которое обрёл сам. С Александром Архангельским мы поговорим на животрепещущие темы, волнующие всех россиян вне зависимости от их религиозных или атеистических убеждений. Единственная задача — Православная Церковь сегодня попала под прицел не только критики, в неё целятся, в буквальном смысле, кто топором, кто пилой… Акты вандализма захлестнули Рос сию. Я не буду задавать Вам первый из двух сакраментальных вопросов «кто виноват?» Спрошу: что делать-то? — Конечно, нужно защищать Церковь, но в разные эпохи защита должна быть различной. Бывают моменты, когда надо вставать грудью. В революционные и послереволюционные годы люди собой жертвовали, чтобы не только Церковь в целом, но и каждый отдельный храм спасти. Пытались не дать сбросить колокол, разрушить иконостас — и платили за это собственной жизнью. В одну секунду они становились мучениками, сгорало их прошлое, их грехи, и они превращались из обычных людей в святых.

http://pravmir.ru/aleksandr-arxangelskij...

В Храм Христа Спасителя будет принесена Смоленская икона Божией Матери 27 января 2015 г. 13:05 1 февраля 2015 года чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» будет принесена для поклонения в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя ко дню 6-й годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Смоленская икона Божией Матери, один из наиболее почитаемых образов Пресвятой Богородицы на Руси, после реставрации возвращается в Успенский кафедральный собор города Смоленска. Перед возвращением в Смоленск чтимый образ на протяжении 10 дней, с 1 по 10 февраля, будет доступен для поклонения в Храме Христа Спасителя. 1 февраля, в день интронизации, будет совершена Божественная литургия Святейшим Патриархом Кириллом в сослужении епископата Русской Православной Церкви. После богослужения все желающие смогут совершить молитву и приложиться к чудотворному образу. 10 февраля икона отправится в Смоленск. Аккредитация СМИ на Патриаршие богослужения 1 февраля осуществляется Пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси . Для получения аккредитации необходимо оформить заявку согласно образцу . Прием заявок проводится до 15.00 30 января по эл. почте accredit@patriarchia.ru . Тел. для справок (499) 578-03-49, (926) 40-40-621. Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Одигитрия-Смоленская», известна на Руси с древнейших времен. Она была принесена на Русь из Византии. По преданию, византийский император Константин Порфирородный благословил этой иконой свою дочь царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за Черниговского князя Всеволода Ярославича. Сама икона представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию апостолом Лукой. Образ Смоленской Одигитрии — символ заступничества и защиты русских земель на протяжении многих веков. Образ является чудотворным списком одной из почитаемых древнейших икон Одигитрии Смоленской (была перенесена в Смоленск в начале XII века Владимиром Мономахом). По преданию икона была прислана в 1602 году на освящение новой крепостной стены царем Борисом Годуновым, руководившим строительством в Смоленске, и помещена на башне, в нише, над главными городскими воротами.

http://patriarchia.ru/db/text/3967685.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Одигитрия Смоленская (что была над Днепровскими воротами, 1602) " Описания иконы Чудотворная Смоленская икона Одигитрии, написанная в 1602 году Источник: Сайт " Смоленская и Калининградская епархия Русской Православной Церкви " [до 2008] В Успенском кафедральном соборе Смоленска находится чудотворная Смоленская икона Одигитрии, написанная в 1602 году. История ее такова. После окончания строительства крепостной стены икона была привезена в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными, Фроловскими, воротами у Днепровского моста. Списана эта икона с чудотворного образа при царе Иоанне Грозном художником Постником Ростовцем. К началу войны 1812 года находилась в Благовещенской церкви, т.к. построенный для нее новый каменный храм не был освящен. В ночь на 6-е августа русские войска оставили Смоленск, и Чудотворная икона из Благовещенской церкви была взята 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии и икона неотлучно находилась среди войск в 3-й гренадерской дивизии. 25 августа по распоряжению главнокомандующего М.И. Кутузова икона Смоленской Богоматери была обнесена по всем рядам войск, и перед нее был отслужен молебен с колен[...] Смоленская икона над Днепровскими воротами Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В Смоленске есть еще другая икона Божией Матери Одигитрии, пользующаяся также благоговейным почитанием среди жителей города [как и Одигитрия Выдропусская - прим. tol]. Эта икона написана в 1602 году и в 1666 году она вместе с вышеупомянутой иконой Одигитрии была в Москве для поновления живописи. До 1727 года эта икона стояла в башне, над Днепровскими воротами, под нарочито устроенным для этого шатром. В 1727 году правитель губернской канцелярии Длотовский получил позволение на свои средства выстроить над воротами деревянную церковь. Через два года была закончена здесь постройка церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Наступило время для освящения храма. Благочестивый строитель постился, исповедывался и в самый день освящения приобщился Святых Таин. После причащения подошел он к иконе Одигитрии с радостными слезами благодарности и восторга, пал перед нею на колени, сложил крестообразно руки, преклонил до земли голову и тут же тихо скончался, точно уснул. В 1802 году над Днепров[...]

http://pravicon.com/icon-703

Одигитриевская церковь (Смоленск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Надвратная Одигитриевская церковь в городе Смоленск сильно пострадала во время войны 1812 года от неприятеля и была восстановлена в 1814 году по проекту архитектора М. Н. Слепнева. Во второй половине 19 века мастером Леонтьевым был написан иконостас. Содержание История и описание [ править править код ] Надвратная церковь 1910-е годы На месте храма с конца XVI века стояла каменная Фроловская башня с воротами. На ней в нише с 1602 года, по окончании строительства крепости, находился образ Божией Матери «Одигитрии», присланный в Смоленск царем Борисом Федоровичем Годуновым. В начале XVIII века, пришедшая в ветхое состояние башня, была разобрана. В 1727 году над воротами крепостной стены поставлен и в 1728 году освящен епископом Гедеоном (Вишневским), деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В него была перенесена чудотворная икона Божией Матери. При епископе Парфении (Сопковском) в 1793 году на месте деревянного храма был построен каменный. В 1800 году он был освящен. Епископ Серафим (Глаголевский) благословил в 1811 году его перестроить. В храме устроили два престола: южный – во имя Всемилостивейшего Спаса, северный в честь Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская чудотворная икона с 6 августа до 5 ноября 1812 года находилась в действующей армии. Этой иконе молилась русская армия во главе с главнокомандующим М. И. Кутузовым на молебне накануне Бородинской битвы. Во время оккупации Смоленска французскими войсками в здании располагался хлебный магазин. Храм пострадал от неприятеля и восстановлен в 1814 году по проекту архитектора М. Н. Слепнева. Во второй половине 19 века мастером Леонтьевым был написан иконостас. В 1909 году при храме была открыта Смоленская публичная православная библиотека и читальня. В советский период храм несколько десятилетий использовался под учреждения культуры. После революции, в 30-е годы XX века в здании надвратной церкви Одигитрии был рабочий клуб. В годы Великой Отечественной войны верхний ярус ворот был уничтожен, после войны он был восстановлен, однако, проезд через ворота был закрыт (так как мост, ведущий к ним, был уничтожен), а уровень улицы Соболева был поднят выше цоколя ворот.

http://azbyka.ru/palomnik/Одигитриевская...

Реставрация святыни: Смоленская икона «Одигитрия» возвращается домой Москва, 29 января 2015 г. 10 февраля 2015 года чудотворная Смоленская икона Богоматери «Одигитрия» возвращается на свое историческое место в кафедральный Успенский собор города Смоленска после двухлетней реставрации, сообщает Синодальный информационный отдел . Перед этим икона в течение 10 дней будет находиться в Храме Христа Спасителя в Москве. Смоленская икона впервые будет выставлена без оклада. Любой желающий сможет поклониться святыне, перед которой молились М.И. Кутузов и все русское войско на Бородинском поле в 1812 году. В октябре 2012 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Смоленская икона Божьей Матери поступила на реставрацию в темперный отдел Института реставрации (ГосНИИР) из Успенского кафедрального собора г. Смоленска. Историческая справка: Образ является чудотворным списком одной из почитаемых древнейших икон «Одигитрии» Смоленской, которая была перенесена в Смоленск в начале XII века Владимиром Мономахом. По преданию, икона была прислана в 1602 году на освящение новой крепостной стены царем Борисом Годуновым, руководившим строительством в Смоленске, и помещена на башне в нише, над главными городскими воротами. Башня пострадала при осаде Смоленска войсками Сигизмунда III в 1609 - 1611 гг, однако икона продолжала пребывать на своем месте и после того, как Смоленск оказался в составе Речи Посполитой. После освобождения города в 1654 году царь Алексей Михайлович совершил благодарственную молитву перед иконой «Одигитрии». В 1729 г. к башне пристроили деревянную церковь Рождества Богородицы, где и был помещен «годуновский» список, от которого стали происходить исцеления. В начале XIX века деревянная церковь была заменена каменной и освящена в честь иконы «Одигитрии» Смоленской. Во время Отечественной войны 1812 года икона была вывезена из Смоленска отступавшими русскими войсками, а накануне Бородинской битвы, по приказу главнокомандующего М.И.Кутузова, ее торжественно, с крестным ходом, проносили перед рядами всей армии вдоль боевой линии Бородинской позиции и отслужили перед образом молебны, на одном из которых присутствовал М.И.Кутузов со всем генеральским составом. 10 (23) ноября 1812 года, после трехмесячного пребывания в русской армии, получивший особое почитание образ был возвращен в Смоленск.

http://pravoslavie.ru/76879.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010