Надглавный крест Димитриевского собора во Владимире. XII в. (ГВСМЗ) Надглавный крест Димитриевского собора во Владимире. XII в. (ГВСМЗ) Сформировался и особый тип хранилищ для реликвий Животворящего Креста Господня - ставротеки (см. также реликварий , рака ), не только повторявшие форму К., но и напоминавшие о его материале - Древе Животворящего Креста Господня (о его почитании и частицах святыни см. в ст.: Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня ; о частицах святыни, выявленных по письменным источникам и сохранившихся в реликвариях, см.: Frolow. 1961). С XVI-XVII вв. в традиции Европы и отчасти России известна форма архитектурно-пространственного воспроизведения крестного пути, т. н. кальварии, предполагавшие установку К. (в Центр. Европе часто многих К., в качестве знака евангельской топографии, см. ст.: Сакро-Монте ). Особое значение К. получил в погребальной культуре и в обрядах, связанных с ней (последняя исповедь, причащение Св. Даров, миропомазание и похороны), в очистительных и охранительных обрядах (подчас суеверных: известен обычай метить К. дом, чтобы не допустить возвращения умершего). Исключительно важным оказался постепенно развившийся обычай мемориального использования К. в погребальном обряде, от обозначений К. на тессерах рим. локул до установки его на могиле (также см. статьи Голубец , Надгробие , Памятные кресты ). Многообразные функции заставляют подразделять К. вне зависимости от материалов, размеров и форм на богослужебные (воздвизальные запрестольные, напрестольные, для водоосвящения и др.), памятные (надгробные, поклонные, обетные, историко-мемориальные, в т. ч. межевые, и др., см., напр., Борисовы камни ), личные (нательные, наградные и др.), архитектурные ( надглавный крест ), а по неразрывности связи с местом - на переносные (выносные и процессионные (см. в ст. Процессия ), для благословения) и стационарные (напр., алтарные), с учетом обычного совмещения функций, трансформации во времени и различий в традициях. Так, в средневизант. и поствизант. традициях функции служебного К. совмещает напрестольный крест , служащий также выносным, а в русской - как выносной используют запрестольный К. Это сказывается на оформлении: греч. К. обычно 2-сторонний, часто резной, с большим числом многофигурных композиций, установлен на специальном ступенчатом подножии (одновременно символ горы Голгофы и рая), к-рое может быть заменено на высокую ручку-древко, позволяющее нести его как процессионный крест. В рус. практике этот К. обычно лежит на престоле, поэтому рельефная декорация характерна для лицевой стороны, оборотная содержит подписи к вложениям в него.

http://pravenc.ru/text/2459015.html

Мудрая Осень. Осень золотистая ступает по дворам, И пусть она серьезная, не скучно с нею нам. Шагнет своею туфелькой изящной, золотой – И как в волшебной сказке вдруг листопад густой. Шагнет другою туфелькой, ты только посмотри – Послушно расстилаются пестрые ковры. Шагать весьма удобно ей с корзинкою своей, В ней урожай осенний лисичек и груздей, В ней наливные яблочки, а сливы – чистый мед! Старается, красавица, несет весь огород! Как камни драгоценные в ней ягоды лежат, А птицы машут крыльями, на юг они спешат. И дождь, слуга ей верный, мелькает тут и там, А Осень золотистая шагает по пятам. Идет походкой гордою, царица красоты, А следом распускаются осенние цветы. Богатая и щедрая и мудрая она, Раз людям нету пользы – зачем же красота? И пусть немного жаль нам Прошедших летних дней. Грустить мы будем без неё и вспоминать о ней! Делясь позже самыми сильными впечатлениями от поездки, Кирилл Юрьевич признался - стихотворение Юлианы потрясло его до глубины души. Потом, как всегда пикник, викторины, конкурсы, соревнованиями. Не обошлось и без приключений: на пикнике – Сережу Христофорова укусили три злых шершня. Милостью Божьей обошлось без последствий! По приезде, на классном часе, подводили итоги путешествия, делились впечатлениями и готовились к новым. Самые яркие впечатления, блиц-опрос: Юля Першина: - Пикник и родник. Марина Чужинова: - Храм в Абрамцево и родник. Сережа Христофоров: - Это, конечно, шершни, также усадьба в Абрамцево и мостик. Федор Воронков: - Хлеб, курица, храм в Радонеже и монастырь в Хотьково. Наталья Анатольевна (мама Ксюши Кудрявцевой): - Пейзаж, который вдохновляет, очаровывает, главное впечатление – от места, где стоял дом родителей прп. Сергия Радонежского… Это очень будоражит душу. Мама Ксении Щукиной: - Рада возможности приложиться к мощам прп. Кирилла и Марии, здесь особенно понимаешь значение семейных ценностей, любви. Ирина Борисовна (мама Серёжи Христофорова): - Сегодня я остро почувствовала братский дух, общину. Лариса Юрьевна: - День, богатый впечатлениями…я была здесь, когда мощи святых еще были под спудом, счастье, что мы могли помолиться за нас, всех детей, гимназию.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/78....

— Я сказал уже, что важнейшие вехи — Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года, встреча Владимира Владимировича Путина с митрополитом Лавром и Архиерейским Синодом в Нью-Йорке, и приезд делегации Русской Зарубежной Церкви в Россию в 2004 году, когда митрополита Лавра сопровождало 2 иерарха и 18 священнослужителей. Они посетили множество монастырей, множество храмов, их всюду принимали как братьев по вере, которые долго не были в России. Мы много говорили о том, что нужно восстанавливать молитвенное и евхаристическое общение между двумя частями Русской Церкви — Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью. Но молитвенное общение уже было восстановлено приездом в Россию представительной делегации во главе с митрополитом Лавром. Молитва на Бутовском полигоне, на этом и святом и трагическом месте, соединила нас. У нас общее понимание и общее отношение к тем подвижникам веры и благочестия, которые отдали свои жизни, и общее отношение к тем, кто пострадал в годы лихолетий в России. Кроме того, с митрополитом Лавром мы молились и во время освящения храма на Борисовских прудах, посвященного 1000-летию Крещения Руси, и на праздник Вознесения Господня в храме «Большое Вознесение». Знаменательно, что именно в праздник Вознесения Господня через три года после этого исторического визита состоится подписание Акта о каноническом воссоединении. Что касается перезахоронения останков императрицы Марии Федоровны, то здесь принимали участие и представители Московского Патриархата, и Русской Зарубежной Церкви. У нас общее отношение к своей истории, к своим традициям, к своим благочестивым правителям. И, я думаю, что это лишний раз доказывает то, что те разделения, которые были, не имеют глубинного основания, они разрешимы доброй волей и христианской любовью. — Ваше Святейшество, начиная с 17 мая, с праздника Вознесения Господня, любой прихожанин Русской Церкви в Отечестве может посещать храмы Зарубежной Церкви и наоборот. Придется как-то согласовывать традиции, которые, возможно различаются. Вот, например, в России сильно изменилась за последние 20 лет приходская жизнь. Прихожане стали чаще приступать к Таинствам. Как придется это согласовывать одно с другим?

http://patriarchia.ru/db/text/239825.htm...

Вот уже много лет он зовет меня на пасеку. Много лет я только обещаю. В этом году, когда снова пообещал, Д. пригрозил, что перестанет со мной дружить, если нынче не приеду. Значит, надо как-то исхитриться погостить у него до снега – потом к нему только на внедорожнике можно пробраться: он «живет в лесу со зверями»… Как и в прошлом году, на панихиде в Георгиевском оказался рядом с С. Когда у нее умерла мама, С. очень страдала, места себе не могла найти от горя – она тогда еще редко переступала порог храма. Я ее утешал. Правда, не помню, направлял ли в церковь. Скорее, направлял, но не помню. Но С. пришла, и жизнь во дворех Божьих, где все живы, вспыхнула светом несказанным, разогнала мрак скорбный… С. очень хорошо помнит заповедь о любви к ближнему. Увидав, что я крещусь левой рукой, сразу всем сердцем прониклась моей болью. Я это почувствовал и попросил поддержать меня чтением акафиста святителю Николаю. С. до сих пор поддерживает. Каждый день возносит обо мне молитвы угоднику Божию, а от него несметные дары получаешь. Однажды ко мне привязалось искушение, мол, во сне частенько совсем как бы исчезаешь – значит, и в смерти совсем исчезаешь? Значит, после смерти – не жизнь вечная, а исчезновение? Эта мысль в уныние меня смертное вогнала. Однажды читал акафист святителю Николаю, и вдруг словно светом озарило: если бы не было бессмертия, Бога, то и мыслям бы о них неоткуда было взяться. Они взялись из бессмертия, от Бога. Дом нельзя построить из ничего – нужны бревна, камни… Из ничего ничего не построишь. Даже Создатель, могущий творить из ничего, создал нас из персти, а мы воздвигли себе такой великолепный храм веры! Рассеял угодник Божий мое уныние… Давыдово. Фото: Василий Нестеренко/Православие.Ru В селе Давыдово во время крестного хода немало чудес сотворилось. В прошлом году приехали сюда на денек, чтобы пройти до Кондаково, наши младшие друзья, Люся и Миша. Они очень хотели детей, но никак Бог не посылал, хотя прожили в браке шесть лет. Когда вышли из Давыдово, руки у них неожиданно потянулись друг к другу. Так, взявшись за ручки, пролетели на молитве до Кондаково – просили преподобного Иринарха о своем заветном желании. Через девять месяцев появилась на свет дочь Оленька! Люся и Миша убеждены: потому святой услышал их молитвы, что они прошли в крестном ходе, взявшись за ручки; что не случайно, а промыслительно поженились они шестого августа, в день святых страстотерпцев Бориса и Глеба, небесных покровителей обители Борисоглебской, где подвизался преподобный Иринарх затворник. Еще Люся не раз отмечала, что познакомилась с Мариной Ивановной, Маришей моей, на Вознесение Христово, и именно Марина Ивановна пригласила их на крестный ход Иринарший.

http://pravoslavie.ru/118518.html

Им приглашен был для требоисправлений священник грек Афанасий Кондоиди. При втором посланнике устроена была при посольстве домовая церковь во имя преподобных Антония и Феодосии Печерских , существовавшая до 1808 г., когда она со всею утварью сгорела. В 1818 г. при посланнике графе Г.А. Строганове была устроена первая постоянная церковь в загородном посольском доме во имя свв. равноапостольных Царей Константина и Елены. В 1845 г. при посланнике Владимире Павловиче Титове, в сооруженном в предместье Константинополя Пере посольском доме, освящена постоянная церковь во имя святителя Николая. Третья русская, Свято- Николаевская церковь, была сооружена и освящена в 1876 г. при русской Николаевской больнице в пангальдской части города. Создана она усердием посла графа Николая Павловича Игнатьева при содействии игумена русского Афонского Пантелеймонова монастыря архимандрита Макария с братией. Вблизи Константинополя, в Сан-Стефано, освящена в 1898 г. настоятелем посольского храма архимандритом Борисом церковь-усыпальница во имя св. великомученика Георгия Победоносца, в память русских воинов, павших в войне 1877–1878 гг. В усыпальнице под сводами храма погребены останки воинов, которые, насколько было возможно, собраны со всех местностей войны. Сюда же перенесены были и надгробные камни этих воинов. Существование в Лондоне русской церкви относят к 1721 г. Она долго не имела постоянного помещения, для нее снимались внаем здания. Часто менялся причт. В 1866 г. освящен был Успенский храм, примыкавший непосредственно к церковно-наемному дому на Веллбик-стрит. Посольская походная церковь в Мадриде была устроена 1760 г. на синодальные экономические суммы. В 1882 г. она была упразднена и впоследствии передана русской церкви в Буэнос-Айресе. В Неаполе (Королевство обеих Сицилий) по штату положено было открытие церкви русской миссии еще в 1799 г. Но только в 1807 г. она была перенесена из Турина. Последним полномочным министром был князь Александр Никитич Волконский (1860–1862). Миссия и церковь были закрыты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В церкви тверского села Страшевичи впервые за последние 86 лет совершена Литургия 8 августа 2021 г. 16:33 7 августа 2021 года митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию иерейским чином в полуразрушенном храме в честь Рождества Богородицы в селе Страшевичи (Торжокский район Тверской области). За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Торжокского церковного округа Тверской епархии протоиерей Николай Алексеев, настоятель храма протоиерей Сергий Бабак, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве г. Москвы  иерей Александр Волков , протоиерей Димитрий Курдюков, священник Игорь Кучерук, диакон Иоанн Зорин, диакон Алексий Воскольчук, диакон Олег Волошин. Песнопения исполнил хор храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве под руководством Ольги Савушкиной. За Литургией молились глава сельского поселения Н.Г. Баранова, а также паломники-миссионеры из храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве. Со 2 по 12 августа по благословению Святейшего Патриарха Кирилла группа прихожан храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве совершает миссионерскую поездку по отдаленным приходам Тверской епархии. Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий определил для посещения Старицкое и Торжокское благочиния. В планах поездки — миссионерские концерты, включающие духовную и светскую части, беседы об основах веры, ответы на вопросы, раздача духовной литературы. В ряде сел запланировано совершение Божественной литургии силами миссионеров. Десятидневную поездку возглавляет настоятель храма священник Александр Волков. Группа миссионеров уже посетила Старицкий Успенский и Новоторжский Борисоглебский мужские монастыри, побывала в селах Емельяново, Юрьевское, Красное, Гурьево, Степурино Старицкого района. 7 августа местные жители отмечают день села Страшевичи. Сельский храм поставлен на месте старинного деревянного. В 60-70-е годы XVIII века был заложен один ее придел; колокольня появилась позднее. Под церковью был выкопан подземный ход (на случай войны), выводивший к реке Рачайне (место сегодняшнего обрыва у плотины). Вокруг церкви хоронили знатных особ — например, у заднего крыльца был склеп Шахмановых-Давыдовых. Несколько десятилетий назад еще можно было обнаружить возле церкви надгробья — камни со старинными надписями: здесь похоронен бригадир Петровских времен; современница Лермонтова; родственник архитектора Львова и другие. Как правило, у церкви покоился и прах ее служителей. Здесь нашел свой приют и последний священник прихода Ефрем Беневоленский. Церковь славилась в округе малиновым звоном своих колоколов, церковными драгоценностями, которые веками жертвовали купцы, помещики, знатные люди. Автор росписи — церковный живописец бродячей артели Старицкого уезда Петр Ефремович Жуков, самобытный мастер из города Старицы. И колокола, и драгоценности были изъяты советской властью в 1937-1938 годах, когда закрыли церковь. С тех пор церковь разрушается.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Батыево, урочище. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воскресения Христова Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:не позже 1835. Год утраты:Не установлен. Адрес: село как населённый пункт не существует с 50 годов прошлого века. Координаты: 56.29215, 40.482484 Проезд:дорога Владимир-Суздаль, доезжаем до села Борисовское и далее по старой дороге мимо церкви через ручей Чертовик едем до урочища Батыево. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Село Батыево от Владимира в 20 верстах, от Суздаля в 14 верстах, при речке Уловке. О первоначальном основании села Батыева точных исторических данных не имеется. В 1237 г. татары под предводительством Батыя, осадивши г. Владимир, часть своих войск оставили против Суздаля. Место, где ныне село Батыево, по народному преданию, было местом стана войска Батыя, и жители в память потомству о кочевавшем тут татарском войске, нанесшем столько горя им самим и близ лежащему Суздалю, назвали село именем грозного предводителя этого войска – Батыя. Предание весьма вероятно, близ села, по дороге от Владимира к Суздалю, виден насыпной холм, который в народе известен под именем «Батыева Кургана». В XVIII ст. и до 30-х гг. XIX ст. в селе существовала деревянная церковь в честь Воскресения Господня. Об этом свидетельствуют: старинный сребропозлащенный потир 1731 г.; старинный Апостол с надписью по листам: «сию книгу приложил села Батыева в храм Воскресения Христова…подписал поп Андрей Гаврилов 1753 г.»; старинный требник, с подписью по листам того же попа 1769 г. февраля 3 дня. Этого же года и месяца 25 дня вычеканена надпись на полиелейном колоколе. На месте этого древнего храма стоит небольшая каменная часовня, а около нее издавна лежат огромные дикие камни, служившие основанием церкви. Старинный, железный четырехконечный крест с короною наверху и подобием сердца по сторонам, как остаток прежнего храма, увенчивает часовню.

http://sobory.ru/article/?object=28015

Фиораванти взял за образец Успенский собор во Владимире, древний крестово-купольный храм. Принципиальная новизна московского Успенского собора – то, что он выложен из небольших блоков белого камня, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками а крупные главы сближены. Гладь стен подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописцы отметили, что здание смотрится «как един камень». Круглые столпы внутри собора не заполняют собой пространство, а создают впечатление огромного дворцового зала. «Была же та церковь весьма удивительна величеством, и высотою, и светлостью, и пространством», - написано в летописи. В 1513-1515 годах собор впервые расписали. В 1642-1643 годах эту роспись сбили со штукатуркой. Артель из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым выполнила стенопись, которую мы можем видеть сегодня (в отреставрированном виде). А со старых росписей сняли «переводы». Архитектура и стенопись храма воссоздают образ космоса. На столпах - изображения мучеников. Своды символизируют небо. Как столпы несут своды, так и мученики своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь. В 1653 году создан иконостас собора по инициативе патриарха Никона. Шестьдесят девять икон иллюстрируют всю библейскую историю человечества. В 1812 году храм был разграблен и осквернён наполеоновской армией, но не разрушен. Успенский собор сегодня - один из музеев Московского Кремля. Чтобы посмотреть на него и зайти внутрь, нужно купить билет в одной из кремлевских касс или прийти на литургию.   Грановитая палата (1487 – 1491 гг.) Фото  www.wikipedia.org, shakko Приказ о постройке отдал великий князь Иван III. Проект здания принадлежит итальянским архитекторам Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, который отделан особой облицовкой – рустом. Руст получается, когда четырёхугольные, правильно сложенные камни плотно пригоняют один к другому, а переднюю их сторону оставляют неотесанной или отесывают грубо. Стена получается не гладкой, а «граненой». Что и видим в Грановитой палате. Руст характерен для итальянской архитектуры.

http://foma.ru/ne-sgorevshie-v-ogne.html

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Минералогический музей открыл свои двери для наших третьеклассников 6 декабря 2018 года третьеклассники Православной Гимназии Радонеж посетили  интереснейшее место - Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана.   Музей располагается в старинном здании. Он красивый и интересный.  «...Мы зашли в музей, и я чуть не упал от удивления. Там были огромные колонны....»(Куделин Вася)  Как зашли - глаза разбежались: вокруг было столько красоты, а от обилия минералов закружилась голова.  « ...Там было столько всего, что не перечислить....» (Фёдорова Н.)   Насыщенная экскурсионная программа произвела большое впечатление на ребят.  «Нам удалость увидеть осколки метеорита, минералы, перчатки из камня, дерево, которое стало камнем» (Пиганова Настя).  «...соляной столб, который пообнимали всем классом»( Калуцкая Соня ), «...разного цвета камни из кварца.» (Осман Катя),  «В конце экскурсии нам показали, как светятся камни при ультро-фиолетовом свете». © Православная классическая гимназия " Радонеж " , 2000-2024. При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/111...

10 . На 1-й передн. Четырехугольн. колонне икона Иверская Божией Матери (вып. 2, шир- 1 арш. 10 верш.). На ней риза сребро-позлащенная с таковыми же двумя венцами, в которой вес 26 фун. 23 зол. Убрус на этой иконе низан жемчугом. Ценность ризы с украшениями 2040 руб. Вклад прихожан в 1861 году 125 . Над этой иконой малая икона с изображен, явления иконы Иверская. 11 . В 4 прост. образ (2 х ¼ арш.) св. Апостола и Евангелиста Матфея, в ризе серебр. чеканной вызолоч. с камнями и крупными стразами, вес в ризе 24 фун. и 52 золоти. Ценность 3575 руб. Ассигн. Вклад купца Матвея Данилова Борисова. На этой иконе по бокам 4 изображения из жития св. Апостола с надписями. Над 1 изображением: „повеле князь воином ввергнути в огнь святого, он же пребысть невредим, сотвори молитву и предаде дух“. Над вторым внизу: „Князь прода им жену и сына, мучишающих их бесы и они встретели на пути святого: он же исцели их“. Над 3-м вверху: „повеле Князь в ковчеге скованном ввергнуть в море и плыл святой в ковчеге в восточные страны и принял его епископ Платон“. Внизу над 4-м: „святой Апостол Матфей проповедуя в Армении, и явися ему Господь во образе юноши и даде ему жезл“. На верху ея ик. малая без ризы Казанская Божия Матерь. 12– В 5 прост.: образ (2 х 1арш.) св. Иоанна Милостивого, Петра митрополита, великомучен. Екатерины и преп. Анастасии, в ризе серебр.вызолоч. через огонь, в венцах 54 камня разноцв., коронка на велик. Екатерине украшена мелкими стразами, вес в ризе 16 фун. 21 зол вклад ямщика Ивана Петрова Солдатского. На верху её мал. ик. Спасителя, в ризе с венцом. 13 . В 6-м крайнем простенке: образ (2 х ¼ арш.) св. великому. Георгия, в ризе сребр.вызолоч., в венц стразы и француз, камни, веса в ней 8 фун. На этой иконе малое изображение в ризе св. мученицы царицы Александры. На верху этого образа изобр. иконостаса без ризы (12 х 9 верш.). 14 . На 2-й задней четырехугольной колонне (с прав., бок. ст.) шест мал. икон – именуем, „святцами“ без риз, в серебр. окладах. На верху изображение входа Господа в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010