– Не скорби об извести: Пречистая даст тебе известь в домовой нашей вотчине, близ монастыря, и постройка каменных зданий в обители Пречистой Богородицы и нашей не прекратится ни при тебе, ни после тебя, и мы в помощь к монастырскому строению будем. И с этими словами они стали невидимы. Чрез три дня приносит игумену крестьянин из монастырской деревни Кочарки, зобенку камней 6913 и рассказывает, что он нашел их на поле поверх земли. Игумен отсылает камни в печь в хлебню. Когда камни обожгли и принесли показать игумену, то оказалась известь, белая как снег. Игумен послал разведчиков, и на указанном месте нашлось достаточное количество извести, как для тогдашних построек, так и для последующих, согласно предсказанию 6914 . Кроме сих храмов, при Феофиле и его ближайших преемниках были воздвигнуты кругом монастыря прочные каменные высокие стены со многими башнями и с двумя воротами со сторон Ростова и Углича, над которыми устроены каменные же церкви во имя преподобного Сергия и Сретения Господня. Все сии величественные и красивые строения существуют и в настоящее время. В соборном храме во имя благоверных князей Бориса и Глеба, в северо-западном углу, почивают под спудом мощи основателей монастыря, преподобных Феодора и Павла. По примеру своего отца, великого князя Василия Иоанновича, показывал великое усердие к сему монастырю и сын его, царь Иоанн Васильевич, сам посещал его и делал богатые вклады селами, деревнями, деньгами и дорогими вещами на поминовение 6915 . В конце шестнадцатого и начале семнадцатого столетия прославился и прославил сей монастырь своими подвигами преподобный Иринарх, особенно в годину смуты, когда этому монастырю, как и другим окружным, грозила опасность разорения от Польско-Литовских хищных отрядов. Мощи сего угодника почивают под спудом в юго-западном приделе соборного храма 6916 . 6900 В основу изложения положена здесь «Повесть о Борисоглебском монастыре от коликих лет и како бысть его начало, еже исперва от древних старец слышахом и мало писания обретохом», написанная в XVI веке в самом Борисоглебском монастыре и сохранившаяся в рукописи XVI-ro века в библиотеке Троице-Сергиевой лавры, в сборнике за 782. – Борисоглебский второклассный монастырь существует и теперь и находится в Ярославской губернии в Ростовском уезде в 18 верстах от Ростова по дороге (теперь шоссейной) из Ростова в Углич, на реке Устье, которая, соединившись в девяти верстах от Ростова с вытекающею из Ростовского озера рекою Версою, образует реку Котрость, впадающую в Волгу в г. Ярославле.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В том же году я нашел писание Афанасия Никитина, купца Тверского (...) (...) Той же зимой, в феврале месяце, на масленицу в заговенье, в первом часу дня наступила тьма по всей земле и опять прошла. (...) В год 6984 (1476) . (...) В том же году Аристотель вывел храм Пречистой до кивотов, окружающих ее. Внутри стен все связями железными проложил, как правила на веретенах, и между столбами, там, где дубовые балки в наших церквях, выковал и положил железные. (...) В год 6985 (1477) . (...) В том же году псковские мастера заложили каменную церковь Троицы в Сергиевом монастыре. В том же году Аристотель сделал колесо, и наверх камни не носили, а цепляли веревками и поднимали, а наверху цеплялись малые колесики, которые плотники называют «белкой», ими поднимают землю на избы, и смотреть на это было удивительно. На столпы Аристотель положил 4 больших камня, и соединив кружала, одно против другого, вытесал по ним по четыре ветви на четыре стороны. И казалось, что на каменных столбах эти камни насквозь соединены. В год 6986 (1478) . (...) Когда же великий князь был в Новгороде, во Псков пришло известие, что немцы хотят напасть на Псков, и жители послали к великому князю. И великий князь позволил желающим идти на немцев. И, пойдя, воины великого князя много повоевали. И пришел против них магистр с воинами, и бились. И Бог помог воинам великого князя, и много немцев убили, много в плен взяли и вернулись. Когда великий князь был в Новгороде, пришло ложное известие в Казань, что великий князь не взял Новгорода, и побили его новгородцы, и он убежал только с четырьмя людьми раненый. И казанский царь послал свое войско на Вятку. Потом к царю пришло правильное известие, что великий князь взял Новгород и посадил своих наместников. И казанский царь послал к своему войску и велел быстро возвращаться, а они, услышав об этом, так быстро бежали, что даже еду, которую варили в котлах, побросали. В год 6986 (1478) . Послал великий князь свое войско на Казань с воеводами Василием Образцом и Борисом Слепцом на судах. И царь казанский послал с челобитьем к великому князю, а великий князь пожаловал его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Также произведено восстановление штукатурки с рустом и междуэтажным пояском в уровне 1 этажа с отделкой наличников окон под замковые камни и объединяющим пояском в уровне 2 этажа на северном и восточном фасадах, вычинка белокаменных профилированных подоконников окон второго этажа на северном и восточном фасадах, обмазка плоскости стен и декора оконных проемов на южном и части восточного фасада южного крыла, восстановление штукатурного венчающего карниза по всему периметру здания. В рамках сохранения объекта также были оштукатурены ротонда, колонны, архитрав с карнизными профилями, выполнены и установлены дверные заполнения в проемы 1 этажа и одна дверь на втором этаже, по фасадам выполнено флюатирование, шпаклевка, грунтование и окраска стен и деталей, установлены водосточные трубы, подоконники окон окрыты металлическими фартуками, белокаменный цоколь зачищен и протонирован, по периметру здания устроена отмостка из булыжника с водоотводящим лотком. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Настоятельский корпус Новоторжский Борисоглебский монастырь – одна из древнейших русских обителей. Монастырь расположен в Тверской области, в городе Торжок. Борисоглебский монастырь основан в 1038 г. Здание Настоятельского корпуса двухэтажное, кирпичное, оштукатуренное, на белокаменном цоколе. Комплекс состоит из " Г " -образного корпуса, над которым возвышается восьмерик церкви с барабаном и луковичной главой. Декор фасадов здания выдержан в духе архитектуры XVII в. С 2010 по 2018 г.г. в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» в монастыре велась реставрация Настоятельского корпуса. Финансирование осуществлялось в 2010-м, 2013-2015-х г.г. и в 2018 г. За этот период была проделана серьезная работа по восстановлению исторического здания. В 2010 г. подрядная организация ООО «Профреставрация» выполнила противоаварийные работы. В этом же году специалисты ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» разработали первый этап проектной документации, в 2013 г. разработка проекта реставрации была завершена. Также в 2013 г. подрядчиком ООО «Профреставрация» был полностью отреставрирован Братский корпус. В 2014–2015 г.г. компанией ООО «Профреставрация» сделан основной объем ремонтно-реставрационных работ. А именно:

http://sobory.ru/article/?object=01139

Отношение русского духовенства к культу камней было двойственным 109 . В грамоте 1534 г. новгородского архиепископа Макария в Водскую пятину предписывалось уничтожать языческие капища: «...многие христиане молятца по скверным своим молбищом древесом и каменью, по действу диаволю, по всем тем чудцким и ижерским местом, в селах, и в деревнях, и в лесах те скверные мольбища, камение и древеса везде разоряти и истребляти в конец, и огнем жещи...» 110 . Борьба с культом камней отражена в одном из эпизодов Жития Иринарха Ростовского. Как рассказывается в памятнике, неподалёку от Борисоглебского монастыря в «бояраке», в камне жил демон, заставляя жителей окрестных весей приходить к нему в день Петра и Павла и воздавать камню почести. Дьякон монастыря повелел камень «вринути в яму, чтобы род христианский тако не творили, и к каменю не приходили» 111 . Идолопоклонные камни церковным следователям предписывалось «как возможно, без упущения времени, искоренить неотложно» 112 . Зачастую камни сложно было уничтожить, «за великостью их и за неимением инструментов», кроме того, «ежели де оное каменье разжигать, то б не учинилось деревьям пожарного случая». Чтобы скрыть каменные великаны от взоров окружающих, повелевалось, «подкопав под те каменья ямы, глубиной как возможно, опустить в землю и засыпать, чтоб никакова им виду не было...» 113 . Следует отметить, вместе с тем, что не подвергалась сомнению допустимость почитания константинопольских и палестинских камней-реликвий, о которых хорошо было известно на Руси 114 . О почитании камней, связанных с Богородицей, Иисусом Христом и библейскими пророками, подробно рассказывается в популярном в древнерусской книжной традиции «Хождении игумена Даниила» 115 . Известна также традиция возведения храмов и обителей на Руси на месте языческих капищ. Отголосок преданий, об основании монастырей и храмов на месте языческих поселений и капищ, некоторые исследователи видят в сюжете об основания монастыря Рождества Богородицы в Житии Антония Римлянина. В нём рассказывается о том, что камень святого Антония пристал в Великом Новгороде в местечке Волховском («И приста камень, на нём же преподобный стоя и моляшеся, при брезе великиа реки, нарицаемой Волхова, в селцы, еже именуемо Волховском» 116 . Ф.И. Буслаев комментирует этот факт следующим образом: «Самое название сельца Волховска может указывать на дохристианские предания о мифическом существе, Волхове, чародее, которого чтили как бога, и который был сближаем с Перуном местечка Перыня или Перынь» 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не пора ли Высшему Церковному Управлению убрать с нашего горизонта эту двусмысленную фигуру? Кстати, не пора ли «Живой церкви» вообще подумать об упразднении [сана] епископа, этого мрачного пережитка церковного средневековья». А пока меры прещения готовились, в Дмитровском викариатстве начались провокации, сначала в Борисоглебской обители, потом в Николо-Пешношском монастыре. 16 июля 1922 года настоятель Пешношского монастыря схиархимандрит Онуфрий скончался. Нужно было выбирать нового. Епископ Серафим отслужил молебен у раки преподобного Мефодия, молясь с братией, да укажет преподобный, кого он желает поставить в игумены своей обители. Братья подавали записки с именами тех, кого желали избрать. Записки клали на раку. Избранником стал иеромонах Варнава (в миру Сергей Жуков). Он поступил в обитель в 1905 году и был духовным сыном и ближайшим послушником старца отца Ксенофонта. После серьезного искушения (оставшегося неизвестным) тогдашний настоятель монастыря игумен Савва для обновления духа послушника тайно постриг его в мантию с именем Варнава, что значит «сын утешения». Девять лет никто не знал о постриге. В 1914 году, когда по летам, прожитым в обители, пришло время пострижения в монашество, архиерею сообщили, что инок уже тайно пострижен. Тогда епископ распорядился облечь его в мантию открыто. После кончины игумена Иувеналия настоятелем монастыря был избран и возведен в сан игумена казначей монастыря и духовник братии иеромонах Ксенофонт 73 . Отец Варнава помогал настоятелю в управлении обителью. Теперь пришла его очередь руководить жизнью монастыря. Тревожно напутственное слово, сказанное отцу Варнаве епископом Серафимом: «Возьми жезл. Прими его. Буря поднимает волны, море волнуется, тебе вручает Господь свой корабль, Пешношскую обитель. Управляй кораблем как добрый кормчий, веди его со всем вниманием и осторожностью. Вот и подводные камни, смотри, не сел бы на мель твой корабль, не разбился бы. Подводные камни – сердца братии обители, тебе врученной. Смотри зорко, зорко смотри... О, если быты знал, какие скорби ждут тебя, ты бы сейчас отдал мне посох обратно, убоялся бы. Но нельзя этого сделать. Ты выбран братией и самим преподобным Мефодием. Прими посох. Но еще раз скажу: не повреди свой корабль».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Как-то теперь она поживает? Проезжаем по центру села, крестимся на новенький пятиглавый храм. По благословению вологодского епископа освятили его не во имя Леушинской иконы, как предполагалось ранее, а в честь Преображения Господня. Многое здесь поменялось... На этот раз к поездке в Мяксу мы лучше подготовились, созвонившись с давней читательницей и другом нашей газеты Идой Александровной Климиной. Она нас и встретила, на ночёвку у себя устроила и в школу проводила - к Галине Борисовне Тиховой. - Галина уже на пенсии, но без детей жить не может, занимается с ними по программе «Истоки», - поясняет по дороге мяксинская старожилка. - Она позже в школу подойдёт, за пирожками к чаю забежала, а мы пока школьный музей посмотрим. В Мяксе два музея - в воскресной и общеобразовательной средней школе. Причём первый не уступает второму. Начало ему положила удивительная находка - сундучок, принадлежавший неизвестной монахине Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря. В нём хранилась книга святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе», которую батюшка сам подписал в дар основательнице обители - игумении Таисии. Лежали в нём и несколько книг со штампом Леушинской женской учительской школы, а ещё фотография последней настоятельницы игумении Агнии, расстрелянной в 1937-м. Затем к этим реликвиям добавился камень, лежавший в основании одного из храмов затопленной обители, портрет св. прав. Иоанна Кронштадтского с дарственной надписью жителям села Ильинское, различные предметы леушинских сестёр, живших после закрытия монастыря в деревне Романово. Но поначалу мы пошли в музей средней школы. Один из залов его также посвящён Леушинской обители и рукотворному «великому потопу». На стене нарисованы храмы, словно всплывшие из глубин Рыбинского водохранилища, а на полу - камни и земля. - Если сесть на пол, то потрясающий эффект, словно на берегу водохранилища находишься, - поясняет Ида Александровна. - Детишкам нравится вот так на полу экскурсоводов слушать. - А камни настоящие?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Колокольня примыкает с западной стороны, каменная в два яруса, крыша железная на четыре ската, крашена медянкою, венчается железным крестом, высота до креста 8 1/2 саж. Колоколов пять: большой в западном пролете 17 п. 35 ф. и четыре весу невзвешенаго. Церковь и около ней кладбище обнесены оградой, с западной стороны тесаные камни и железная решетка, а с остальных деревянным частоколом.  Из описи имущества (10/XII-1928). Каменная в виде продолговатого квадрата. Построена в 1699 году. К южной стороне приделана ризница, а к северной в 1849 году пристроен придел во имя Знамения Божьей Матери. Кровля крыта железом. Окон 9 с железными решетками. Вышина здания у входа около 2-х саженей, с восточной стороны около 4-х саженей. Вход в церковь через каменную пристройку 2 арш. ширины 1 с. 14 в. длины и 2-мя окнами через двери простой работы и далее 2 пары дверей столярной работы 2 арш. ширины и 1 с. высоты. Высота средней части храма 5 1/2 арш., длина 8 1/4 арш., ширина 8 3/4 арш. Пред алтарем железная решетка. Длина главного храма 8 с. 1 арш. Колокольня в связи с церковью, каменная в 2 яруса, крыта железом, высота ея до креста 8 1/2 арш. Церковь и около ней кладбище обнесены оградой, с западной стороны тесаные камни с железной решеткой, а с остальных сторон булыжником. Печей - 3, колокол (17 п. 35 ф.) - 1, колокол (4 п.) - 5, престолов - 2, антимонов - 2, жертвенников - 2. Летопись: 1699 - год постройки (по другим данным - 1630), тщанием князей Путятиных. 1796 - священник Семен Трофимов 33 года, (?) Михаил Романов 24 года, пономарь Семен Емельянов 20 лет. 1849 - устроен придел в честь иконы Знамения Божей Матери помещицей Евдокией Обольяниновой. 1919 - зарегистрирована Захарьинская группа верующих. 1928 - передана коллективу верующих. 1930 - закрыта постановлением Пленума Любецкого с/с. 1930 (декабрь) - передана в бесплатное пользование Захарьинскому религиозному обществу. 511 членов. Населенные пункты - Ямно, Плотишно, Борисово, Н.Быстрица, Ст.Быстрица, Любино Поле, Мясной Бор.

http://sobory.ru/article/?object=07054

«Обратная связь» на встрече тоже работает. — Как к православным дискотекам отношусь? Ни разу не был, — ко всеобщему смеху отвечает на чей-то вопрос архиерей. — Не знаю, что они там делают. Может, на коленях стоят…. Говорит, когда был молодым, бабушки ужасались: танцы?! — упаси Боже — не спасешься! А сейчас? — Все можно, но не все полезно. Каждый человек должен нормально развиваться, я за «живых» людей. Но все нужно в меру. Пока можете владеть собой, воспитывайте себя нормальным человеком. …Следующая записка уже шуршит по столу: «Что делать, чтоб не быть теплохладным?». «Переливание крови», — быстро реагирует владыка. И уже серьезно: — Сам теплохладный, сам ленивый — не могу здесь советовать особенно. Стучите и отворят вам. Не дожидайтесь инфаркта. Все начинается с молитвы, но в одночасье ничего не происходит — чтобы мы поняли, что невозможно спастись без Христа. Репетиция хора духовенства Гродненской области Позади множество встреч, бесед и историй — день пролетает моментально, а сам город, сердцевину епархии, мы почти не видели. На следующее утро нашим временным экскурсоводом по Гродно станет протоиерей Александр Велисейчик, молодой благочинный Гродненского округа, большой любитель и знаток истории. Коложа: мировое наследие ЮНЕСКО «Здравствуйте!», — кричат дети отцу Александру. «Четыре», — мысленно считаю я, сколько раз люди на улице здороваются с нашим новым провожатым. Снова ощущение, что все друг друга здесь знают. Борисо-Глебская Коложская церковь, г. Гродно Отец Александр — из священнической семьи: отец и брат — священники. Из его кабинета, уставленного кубками за баскетбольные турниры православной молодежи, отправляемся в центр города. В любом городе есть своя «Красная площадь», своя «изюминка», особенная гордость. Для Гродно это, прежде всего, Борисо-Глебская Коложская церковь, Коложа, — потрясающей красоты храм XII века на берегу Немана. Больше нигде в мире вы не увидите такой церкви. На Гродненщине в средние века было принято украшать храмы очень своеобразным способом: в стены с внешней стороны помещались огромные обтесанные камни — в нижний ярус, а выше — из полудрагоценных камней выкладывались мозаикой кресты.

http://pravoslavie.ru/43000.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобные Феодор и Павел Ростовские (XV в.) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 22 окт. в день преставления прп. Феодора и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых В середине XV в. в глухом лесу, в 8 верстах от Ростова, поселился в шалаше никому не известный инок Феодор. Он повесил на дереве у проезжей дороги кузов, и прохожие, догадываясь, что неподалеку живет пустынник, клали в него хлеб и милостыню, а пустынник делился всем этим с нищими. Скоро к нему присоединился инок Павел. В 1363 г. Ростов посетил прп. Сергий Радонежский (память его 25 сент.). Узнав об этом, пустынники пришли в город просить разрешения воздвигнуть церковь, а преподобного они просили избрать и благословить для нее место. Прп. Сергий благословил церкви быть во имя свв. страстотерпцев Бориса и Глеба и предсказал новому монастырю славную будущность. Когда отшельники очищали для нее место, явились два светлых воина и сказали: «Трудитесь на сем месте, Бог и Пречистая Богородица не оставят места сего, и мы будем на сем месте в помощь тем, кто будет после вас устраивать место сие!» Отшельники вопросили: «Кто вы, господа наши?» Но воины стали невидимы, и только слышался голос, назвавший их Романом и Давидом (христианские имена Бориса и Глеба). Первым игуменом был прп. Феодор, но в старости он передал монастырь прп. Павлу, а сам основал в Белозерском краю, на берегу реки Ковжи, Свято-Николаевскую обитель. 22 октября 1409 г. он скончался в Борисоглебском монастыре. Прп. Павел тоже скончался в глубокой старости. Святые покровители обители не оставляли ее. Так, при игумене Феофиле в XV в. не хватило извести при постройке. Но ему в церкви во время вечерни явились святые страстотерпцы и обещали, что известь в обители не оскудеет. Через три дня один крестьянин нашел поверх земли какие-то камни, их обожгли, и оказалось, что это известь. Оскудела она только, когда строение обители окончилось. В Смутное время Борисоглебский монастырь прославил прп. Иринарх (память его 13 янв.). • Борисоглебский монастырь был основан в Ростовском княжестве (ныне Ярославская обл.). • Прп. Феодор на Новгородском Севере на р. Ковже, в 40 верстах от Белозерска, основал Свято-Николаевскую обитель, которая по смерти ее основателя находилась в управлении настоятеля Борисоглебского монастыря, игумена Павла, брата преподобного. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437807/

Автор книги Владимир Борисов в середине XIX века регулярно публиковал свои краеведческие заметки в газете Владимирские губернские ведомости на основе своих поездок по Шуйскому уезду. Вероятно, что слова " ...третья над каменным коридором во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи " относятся к данной церкви. Ее архитектура необычна: входные ворота в арке под алтарной апсидой встречаются только в надвратных храмах с каменной оградой. Возможно, этот проход под двухэтажной церковью В.А. Борисов назвал " каменным коридором " . Несколько иные сведения приводятся в 5-м томе " Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии " В.Г. Добранравова и В.Д. Березина, изданного в 1898 г. " При Преображенской церкви имеется другая каменная двухэтажная церковь, построенная усердием потомков вышеуказанного стольника Шилова; но в каком в каком году она построена - неизвестно. Престолов в ней два: в нижнем этаже теплом - в честь Владимирской иконы Божией Матери, а верхнем этаже - холодном - в честь Рождества Предтечи Крестителя Господня Иоанна. Колокольня при церкви каменная, а ограды не имеется " . То есть к концу XIX века в упразденном монастыре оставались лишь две церкви, которые простояли до Великой Отечественной войны. Очевидно, что вторая упомянутая церковь - это и есть церковь Иоанна Предтечи, которая оказалась уже посвященной Рождеству Иоанна Предтечи. Николаевская церковь по сведениям В.А. Борисова была разобрана в 1840-х годах. В публикации городской библиотеки г. Комсомольска так говорится о второй церкви разобранной в 1943 г. " Самым тяжелым и непростым периодом для жителей села Писчугово стали советские времена, когда по всей стране началось массовое закрытие и уничтожение церквей. Не миновала эта учесть и храмы этой местности. В 30-е годы церкви Писчугова были закрыты. В 1943 году одну из церквей – Никольскую и вовсе сломали: кирпичи и камни, оставшиеся после нее, пошли на строительство ферм для скота; колокола переплавили на пушки для фронта. С особым содроганием вспоминали местные старожилы гул, стоящий от удара колоколов о землю. После тяжелой утраты храма, село было переквалифицировано в статус деревни. " В даной публикации Предтечевская церковь названа Никольской, что является ошибкой.

http://sobory.ru/article/?object=61580

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010