Человеку свойственно думать о будущем. И это хорошо. Но если первоклассник видит свое будущее только до окончания школьных выпускных экзаменов, не желая думать о том, что будет после школы, то это неразумно. Так же и в нашей земной жизни, которая является школой для Жизни Вечной. Мы живем не только для того, чтобы питаться, размножаться и в итоге стать куском глины, на котором вырастет лопух. Мы живем, чтобы обрести бессмертие и Жизнь Вечную! Иначе земная жизнь лишается всякого смысла. Начиная Нагорную проповедь, Спаситель обращается ко всем Своим слушателям и утверждает: блаженны, то есть подлинно счастливы, те люди, которые будут исполнять в своей жизни волю Божию ( Мф. 5 ). Да, именно для настоящего и вечного счастья – блаженства – создан человек. Но мир болен грехом, этой болезнью искажена человеческая природа, и телесная, и духовная. Поэтому необходим человеческий подвиг, чтобы с помощью Небесного Врача эту страшную болезнь победить. Эта победа должна совершиться уже в земном мире, в глубине человеческой души, в сердце человека. В течение двух тысячелетий христианской эпохи множество людей вели не на жизнь, а на смерть эту битву, прекрасно понимая, что на войне нейтралитета не бывает и нельзя отсидеться в укрытии: ты или на той, или на другой стороне. И даже близкие люди, братья, оказываются по разные стороны фронта в этой битве за вечность. Яркий пример тому – судьбы родных братьев, Бориса, Глеба и Святополка. Все они дети одного отца – святого равноапостольного великого князя Владимира, просветителя Руси. Все несли одно и то же служение – княжеское. Они и военные предводители, и судьи, и гражданские начальники. Великое служение совершали князья, но вот вопрос: как и для чего они это делали? Братья-князья Борис и Глеб нежно любили друг друга и считали целью своей жизни служение Богу княжеским трудом и личным подвигом. Известно, что Борис, Ростовский князь, был хорошим военачальником. Незадолго до своей трагической гибели он успешно оборонял рубежи Руси от печенегов. Младший брат, Глеб, был еще совсем юн и усердно совершал свое княжение в Муроме. Оба они много сил отдавали духовно-нравственному просвещению народа. Заботясь о проповеди христианской веры, они сами были подлинными образцами благочестивой жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

«Борис Николаевич, вам уже говорили много лестных слов, слов поддержки. Я же хочу донести до вас критическую позицию. Хотел бы остановиться на некоторых болевых точках. Прежде всего, необходимо отдавать себе отчёт в том, что сегодняшняя ратификация является грубым нарушением нескольких ключевых положений действующей Российской Конституции. Либо решение Верховного Совета неконституционно, незаконно, либо перестаёт действовать Конституция. Эта ситуация конституционной революции, переворота. По существу, высшей законодательной властью России стимулируется правовой беспредел». (Теперь и бывшим депутатам очевидно, что тогдашней ратификацией Верховный Совет открыл шлюзы такого беззакония, которое смыло и его в 1993 году). После моего вопроса чинная атмосфера за столом была взорвана. Священник Глеб Якунин: «Мы пришли сюда задавать вопросы, а не читать лекции». Виктор Аксючиц: «Ваша точка зрения была сегодня многократно высказана на Верховном Совете, позвольте изложить другую позицию. Думаю, и это будет полезно». Глеб Якунин: «Аксючиц, мы вопросы задаём, а не лекции читаем президенту». Тельман Гдлян: «Что вы можете предложить, чтобы мы все вышли из этого опасного состояния, крючкотворство или политически выгодное решение?» В. Аксючиц: «Я всё-таки прошу меня не перебивать. Я обращаюсь не к вам, а довожу позицию нашей партии до президента». Т. Гдлян: «Вы уже пробовали выйти со своими лозунгами к народу и видели, какая была реакция. И эту митинговщину вы переносите сейчас сюда». В. Аксючиц: «На наш взгляд поспешный роспуск Союза чреват колоссальными опасностями. Прежде всего, вы сегодня сказали, что стратегическими войсками будут командовать представители всех республик. Это неизбежно создаст колоссальный очаг нестабильности, так как жёсткий, централизованный организм армии требует чёткого централизованного руководства». Борис Ельцин: «Единое командование стратегическими силами, оно и будет осуществлять контроль». В. Аксючиц: «Тогда не следует всё время подчеркивать, что создаются не централизованные органы, а лишь координирующие. Единое командование не является органом координирующим».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Они вдруг поняли, что если долго и упорно чем-то заниматься, результат обязательно будет. И с детской наивностью поставили себе задачу — стать такими же сильными и ловкими, как Джеки Чан. Спустя год упорных занятий дома они отжимались по 300 раз, неплохо подтягивались, лазали по канату. Ну и, конечно, научились эффектно махать ногами и руками в лучших традициях гонконгского кино-каратэ. Борис и Глеб спешат на помощь Тогда я еще никак не связывал эти их занятия с заповедью «подставь другую щеку». В моем представлении мальчишеские стычки до определенного возраста и дракой-то назвать нельзя — так, обычная возня, как у молодых собак или котят. Тем более что сыновья были неконфликтными по натуре и вовсе не стремились реализовать свои новые навыки для самоутверждения в среде ровесников. Лишь где-то к четвертому классу Глеб со своим другом Борисом стали периодически ввязываться в стычки со школьными хулиганами. Мама Бориса (к слову сказать, тогда — руководитель нашей приходской воскресной школы) после очередного вызова к директору жалобно смотрела мне в глаза и спрашивала: — Саш, но ведь надо что-то делать с этим? — Ирина, ты же сама сейчас все слышала. Они заступились за одноклассниц, девочки это подтвердили. Что тебя не устраивает? — Ну… можно же было как-то словами все решить. Они же православные, в конце концов. — Знаешь, Ирин, я себя помню в их возрасте. И точно знаю, что есть в мальчишеской жизни ситуации, которые словами уже не разрулишь. Остается либо пройти мимо, либо драться. Неужели тебя больше устроило, если бы наши ребята прошли мимо? Ирина вздохнула: — Нет, конечно. Но все-таки… как-то нехорошо. И главное, имена-то какие у них — Борис и Глеб. Святые страстотерпцы. А тут… — Да, вот с именами мы как-то не угадали, это точно… Честно говоря, у меня эти инциденты не вызывали особого беспокойства. Конечно, всякий раз я проводил свое собственное, папское дознание, выслушивал не только Глеба, но и других свидетелей или участников «боя». И никогда не было такого, чтобы драку начал или спровоцировал Глеб.

http://foma.ru/papa-i-boytsovskiy-klub.h...

Закрыть itemscope itemtype="" > В чем же подвиг св. Бориса и Глеба? 20.06.2009 615 Время на чтение 7 минут Вопрос этот на самом деле не столь прост, как может показаться на первый взгляд, и недоумение нашего Премьер-министра В. Путина вполне закономерно. Более того, по моим наблюдениям, оно вполне присуще очень многим современным патриотам-государственникам православного вероисповедания. И совершенно не случайно нынче так редко вспоминают об этих святых князьях-братьях. Казалось бы, должно быть всё наоборот: в наше время, время осмысления настоящего и будущего бытия русского племени, уяснения русской идеи и пр., св. Борис и Глеб, как первые, раньше всех прочих подвижников веры христовой, прославленные Богом и Русской Церковью святые, должны быть на устах у всех русских мыслителей. Но факт налицо - их подвиг явно непопулярен. Почему так? Попробуем разобраться. В начале переломных 90-х годов прошлого столетия я работал учителем истории в обычной средней школе большого совхозного посёлка вблизи Санкт-Петербурга. Мне было позволено вносить любые изменения в школьную программу, и я активно этим пользовался. В 8-м классе, в самом начале курса Истории России, отдельный урок был посвящён св. страстотерпцам Борису и Глебу. Сорок минут я, как мог, рассказывал об обстоятельствах того времени, о самом их подвиге, обильно цитируя и древнее житие и наиболее удачные рассказы историков об этих святых. А в конце урока предлагал ученикам на дом тот же самый простой вопрос, который вызвал недоумение нашего Премьер-министра: в чём подвиг св. Бориса и Глеба? Так как ответов было множество (я это задание давал в течение многих лет всем восьмиклассникам, а их в нашей школе тогда было по три полноценных класса), то позволю себе их обобщить. Скажу сразу: ни одно домашнее задание не давало такого громадного количества формального списывания друг с друга, как этот несложный вопрос. Особенно трудно задание давалось мальчикам: большинство соглашались на двойку, лишь бы не отвечать, причём далеко не всегда из-за недостатка прилежания - отвечать-то надо честно, а если честно - то действия, а скорее бездействие кн. Бориса и особенно кн. Глеба, по представлениям обычных мальчишек никак не подпадали под их понятие подвига. Наиболее сознательные из мальчиков в ответах делали акцент на чудесные обстоятельства прославления св. страстотерпцев, справедливо полагая, что раз их Бог прославил такими чудесами, то значит подвиг их того достоин, в целом уходя от прямого ответа, то есть как и В.Путин на выставке у Глазунова (Борис и Глеб - святые, это понятно, но они всё отдали без борьбы).

http://ruskline.ru/analitika/2009/06/20/...

Рубрики Коллекции Радоница: 14 мая в 2024 году Традиционно Радоница празднуется во вторник, который следует сразу после Фомина воскресенья. Именно на нее приходится годовой «пик посещаемости» кладбищ и массовых поминок. Какова главная идея этого праздника? 05.05.2019 Рай и ад Многие думают, что рай — это просто такой прекрасный небесный сад, куда отправляются праведники после смерти, а ад — место, где грешники варятся в закопченных котлах или жарятся на сковородках. Но на самом деле с точки зрения христианского учения все не совсем так. 23.12.2023 Борис и Глеб: история князей, которые отказались убивать жестокого брата и были убиты сами Главная трудность после смерти Великого князя была в том, что 11 его сыновей родились в язычестве, и только двое – Борис и Глеб – были детьми от церковного брака. Возник очень непростой вопрос. Правом на Великое княжение обладает самый старший потомок мужского рода. Но кого именно считать старшим? 06.08.2023 Святой Фёдор Ушаков: праведник в адмиральских погонах В 1804 году на стол высшего военного командования Российской Империи легла записка. В ней, среди прочего, содержались такие строки: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность оного флота под моим начальством на море ни одно судно из оного не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался». В отличие от донесения других генералов, стремившихся выслужиться перед начальством, автор этих слов не лгал – за все годы своей службы на флоте он действительно не допустил ни гибели судов, ни пленения личного состава. Этого великого человека звали Федор Ушаков. 5 августа — день его прославления в лике святых в 2001 году. 05.08.2023 Богослужения Страстной седмицы на каждый день В этом материале мы кратко расскажем о том, как совершаются богослужения на протяжении всего отрезка времени – с Великого понедельника по Великую субботу. 09.04.2023 Что помогло блуднице стать святой Сорок семь лет бывшая блудница провела в пустыне за Иорданом, избегая встреч с людьми и подвергаясь невероятным опас­ностям и испытаниям, которые не смогли заставить отшельницу изменить своей цели — покаянию. С Божьей помощью и огромными личными усилиями она по капле выдавила из себя бесстыдную ненасытную блудницу и стала одной из величайших христианских подвижниц.

http://foma.ru/authors/moiseenkov-aleksa...

Что же там произошло, откуда такой отклик в сердцах людей грубых, необлагороженных еще ни сознательным принятием христианства, ни глубокой культурой? Современный националист, упрекающий Бориса и Глеба в инфантильности, а христианство – в проповеди слабости, просто не знает ни возможностей тех князей, ни реалий той жизни. Он не учитывает, что не только князя, а даже княжеского дружинника готовили к ратному делу лет с пяти, не понимает, насколько мощный уровень подготовки это предполагало. А князя готовили еще и как военачальника, и как правителя. Коль скоро еще и в начале XIX века мальчики бывали к 14–16 годам способны нести службу офицерами (то есть – и военными, и начальниками), то что говорить про те суровые времена? Инфантильность? В конце-то концов! – разве тогда, а не сейчас стало возможно словосочетание «игра для суровых мужиков (мужчин?)» в рекламе компьютерной игры в войну? Игры в солдатиков, братья! Нашему ли поколению рассуждать о чьей-то инфантильности?! Современники Бориса и Глеба знали, что мог, а чего не мог сделать князь. Даже самый юный, он мог призвать под свои знамена большее или меньшее количество воинов и начать усобицу за власть. Проиграв усобицу, он мог уйти со своими воинами в другие земли, под начало какого-нибудь владетельного человека, либо осесть в отдаленной местности, подчинить себе местный народец и ходить за «корыстью» к другим народцам. Всё это, сообразно более поздней поговорке: «паны дерутся, а у холопов чубы трещат», сопровождалось бы горем и разорением для простых людей. Лилась бы их кровь, горели бы их избы, вытаптывались бы их посевы и тянулись бы караваны унылых пленников на невольничьи рынки Востока. Не мог князь умирать за простых людей. Борис и Глеб – смогли... Это и поразило современников А не мог князь – умирать за благополучную жизнь простых людей. За свои княжеские интересы мог, за своё воинское достоинство мог, за ратную славу – трижды мог... А за спокойную жизнь селян-смердов – не мог! Борис и Глеб – смогли... Это и поразило современников. Они прочувствовали, что мальчики отдали свои молодые, царственные жизни за каждого из них – простолюдинов, чья жизнь в глазах тогдашнего общества мало что стоила. И это было самой сильной проповедью Христа – Царя, возшедшего на крест за спасение мира – и самой понятной жертвой, какая только могла смягчить сердце полуязыческого народа.

http://pravoslavie.ru/125176.html

«Власть не приносит человеку ничего, кроме страха ее потерять». Игумен Нектарий (Морозов) Проповедь о святых Борисе и Глебе 20 мая, 2022 Проповедь о святых Борисе и Глебе Святые Борис и Глеб не захотели проливать братскую кровь. За что и пострадали. Игумен Нектарий (Морозов) — о том, чего не может дать человеку власть. Игумен Нектарий (Морозов) Сегодня мы совершаем память святых князей Бориса и Глеба, которых именуем страстотерпцами. Из истории Церкви мы знаем, что страстотерпцами и мучениками мы называем тех верных Христу христиан, которые предпочитали умереть, но не отречься от своего Спасителя. А здесь вроде бы совершенно иное. Никто не требовал, чтобы Борис и Глеб отреклись от Христа.  Но они не захотели пойти войной на своего брата, который вошел в историю под именем Святополка Окаянного. Не захотели оказать ему вооруженное сопротивление. И именно из-за этого — из-за нежелания проливать братскую кровь — оказались сами убиты.  Они воспринимали как неверность Христу, как отречение от Христа — пойти против брата и взять на себя грех братоубийства. Убить ради того, чтобы он не убил их, и ради того, чтобы не делить власть, которую он хотел захватить. Для них оказалось легче умереть, чем на все это пойти: на войну, кровопролитие и братоубийство. Именно поэтому мы их именуем не только благоверными князьями, но и страстотерпцами.  Очень редко кто-то готов страдать ради того, чтобы в своей жизни следовать заповедям Христовым. И обречь себя на мученичество. А между тем — это самый естественный и самый необходимый для христианина подвиг. Сколько существует человечество после грехопадения, и не только в период ветхозаветный, но и в период новозаветный, большая часть трагедии, большая часть страданий рода человеческого сопряжена именно с этой страшной жаждой — жаждой власти. Жаждой ненасытной, жаждой нерациональной и жаждой, разрушающей прежде всего того, кто оказывается ей подвержен.  Потому что власть никогда не приносила и не может принести человеку счастье.  Человек счастлив, когда он любит и когда он любим. 

http://pravmir.ru/vlast-ne-prinosit-chel...

Мы, украинцы, издавна научены этому своей историей. Ведь самые первые святые, прославленные в нашей Церкви после Крещения Руси — это сыновья Крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира — святые князья Борис и Глеб. Эти страдальцы знали о том, что родной старший брат Святополк, желая достичь абсолютной власти, намерен их убить. Однако они выбрали смиренно принять все испытания и даже смерть, нежели вражду против своего брата. С тех пор наши предки стали считать их небесными покровителями Киевской Руси. Знаменательно, что князья Борис и Глеб были прославлены самим народом, который после веков жизни в системе жестоких законов языческой морали, что допускало даже случаи человеческих жертвоприношений, был поражен таким великолепным примером любви. В эти дни тревоги и испытаний нам всем нужно искренне молиться этим святым, чтобы их покровительством Господь подарил мудрость и мир нашему обществу, чтобы украинский народ, который ни разу за свою историю не становился агрессором и не выходил войной против других народов, сегодня бы не поддался спровоцировать себя на братоубийство. — Владыка, наблюдая за событиями в Киеве, сейчас многие впадают в отчаяние, у людей ломается психика. Что Вы можете посоветовать людям, чтобы сохранить душевный покой? — Сегодня мы являемся свидетелями тревожных политических событий. Привычная картина спокойного Киева омрачена сценами уличных баталий, ненависти, единокровные братья оказались по разные стороны баррикад. Такая ситуация не может не огорчать. Мало кто останется равнодушным, увидев, как противостояние разделяет наш миролюбивый народ на два противоположных лагеря. Но мы не должны впадать в отчаяние и поддаваться панике, даже в этой непростой ситуации. Кому как не нам, православным христианам, надо в эти дни явить особую крепость духа, показать пример действенной веры, искренней надежды, искренней любви и засвидетельствовать миру, что Господь рядом и непреложными остаются Его слова: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

http://patriarchia.ru/md/db/text/3537481...

Любопытно, что именно этот год описан в недавно вышедшем документальном фильме Александра Архангельского «Жара» как время обострения духовного поиска среди интеллигенции. Действительно, в обществе, видимо, шли какие-то процессы, и именно тогда, в начале 1970-х, я стал задумываться о том, что есть, наверное, смысл оставить научную работу и перейти туда, где, как мне казалось, происходит нечто более важное. Тогда еще существовала пропасть между наукой и религией, так что, оставшись в науке, я мог оказаться между двух стульев, тем более что занимался я генетикой. Некоторые — например, отец Глеб Каледа — совмещали занятия наукой и пастырское служение. Но отец Глеб был катакомбным священником, и я не был с ним знаком. Я советовался с отцом Александром Менем, и мы с ним говорили именно об официальном служении. О науке, религии и КГБ Но невозможность совмещать науку со служением была не единственной причиной, по которой мне пришлось уволиться из института. Если бы я остался, меня могли не принять в семинарию. Ведь все контролировал КГБ — поступление в духовные заведения, дьяконские и епископские хиротонии и прочее, а моя ситуация была непростая — кандидат биологических наук, сотрудник академического института вдруг идет в семинарию! Так что ректор, у которого были по моему поводу особенные опасения, даже при том что я ушел из института, посоветовал мне подать документы в последний день, чтобы не привлекать особого внимания. Сходная ситуация была и при подаче документов на дьяконскую хиротонию — я также сделал это в последний день. С другой стороны, я мог поставить в неловкое положение директора своего института, академика Бориса Львовича Астаурова. Когда я принял решение уходить в семинарию, я ему об этом сообщил. Он очень обеспокоился, пригласил к себе домой побеседовать. Подали чай. Я ему рассказал, что я верующий человек и вот решил уходить. Борис Львович ответил, что с моим решением совершенно не согласен, но признает право человека поступать так, как тот считает нужным. Астауров был человек очень демократичный. Дружил с биологом и диссидентом Жоресом Медведевым, которого посадили в психушку, и ездил туда его выручать. Борис Львович меня спросил: «Ну а что мне говорить в институте? Как оправдываться за ваше решение?» К этому вопросу меня заранее готовил отец Александр. По его совету я сказал, что, во-первых, поступаю не куда-нибудь, а в легально существующее учреждение. Никаких документов на выезд в Израиль не подаю, никаких писем протеста не подписываю (академик Астауров сам в 1955 году подписал знаменитое «Письмо трехсот» против Трофима Лысенко и лысенковщины. — БГ ). Во-вторых, я сказал, что пришел в Институт биологии развития уже после вуза, а значит, в Академии наук за мое формирование уже никто ответственности нести не должен. И, в-третьих, раз уж идеологически я оказался не совсем правильным, то и хорошо, что я ухожу из советской науки в ту область, которая соответствует моим взглядам. И действительно, эти доводы сработали.

http://pravmir.ru/svyashhenniki-bolshogo...

Но, хотя Новгород и уцелел от грабежа татар, он подвергался, однако же, несчастьям другого рода. Сильные пожары истребляли и опустошали целые улицы в городе; от засух и неурожаев жители часто терпели страшный голод, вследствие которого распространялись повальные болезни; немцы и литовцы каждый день готовы были к нападению на область. Сделавшись князем новгородским, Александр старался по возможности облегчить несчастья народа и защитить его от врагов. Он заботился о том, чтобы судьи давали суд справедливый, увещевал жителей жить в мире и помогать бедным; строил пограничные крепости для защиты против литовцев и немцев. Между тем, король шведский собрал сильное войско и, под предводительством зятя своего Биргера, послал рать свою на ладьях в Неву. Смелый Биргер, надеясь завоевать самый Новгород, велел сказать князю: «ратоборствуй со мною, если смеешь». Ужас объял новгородцев; они никак не надеялись с малым войском отбить сильного врага; но Александр положил упование свое на Бога и на справедливость своего дела. Он помолился в храме св. Софии, взял благословение от епископа и бодро сказал дружине своей: «нас не много, а враг силен; но не в силе Бог, а в правде!» С этими словами вышел он в поход. Ночью приблизился он к берегам Невы, к тем местам, где ныне стоит Петербург, и расположился ночевать. По утру, 15 июля 1240 года, один воин рассказал Александру видение, которое он имел. Всю ночь стоял он на страже в виду моря. При рассвете, вдруг, слышит он шум на море. Обернувшись в ту сторону, он видит, что плывет по морю ладья, а на ладье стоят, обнявшись, святые мученики Борис и Глеб и ведут тихие речи. Святый Борис говорит святому Глебу: «брат мой, Глеб, поспешим на помощь сроднику нашему Александру, ему грозит большая опасность». После этих слов, святые угодники и корабль стали невидимы. Это видение ободрило князя. Около полудня Александр сошелся со шведами на берегах Невы. Бой продолжался долго. Александр сам ранил копьем Биргера и к вечеру совершенно одолел врагов; они сели на корабли и отправились за море, потеряв множество войска; а Александр за славную победу прозван Невским.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010