Ответственный за молодежную работу – штатный сотрудник приходской, благочиннической или епархиальной структуры, прошедший специальную подготовку для осуществления церковной работы с молодежью 7 . Приход – религиозная община христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме 8 . h8 II. Библейские и исторические основы церковной работы с молодежью Во все времена Церковь свидетельствует о Боге всем людям независимо от возраста. В текстах Ветхого и Нового Заветов присутствуют наставления, обращенные к подрастающему поколению. Сын мой! От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость. Ибо малое время потрудишься в возделывании ее, и скоро будешь есть плоды ее ( Сир. 6:18 ). Веселись, юноша, в юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих: только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета ( Еккл. 11:9–10 ). Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукаваго. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца ( 1Ин. 2:13 ). Священное Предание и агиографическое наследие хранят примеры жизни молодых людей, с искренней и твердой верой отозвавшихся на голос Божий, прозвучавший в их сердцах. Пресвятая Богородица совсем юной отроковицей начинала Свое служение в Храме Господнем. Святой псалмопевец и царь Давид в юности был призван Господом. Святые юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил свято хранили веру в Единого Бога и упование на Его всесильную помощь перед лицом мучителей. Святой апостол Иоанн Богослов был самым юным и любимым учеником Христовым. Святой преподобный Антоний Великий юношей, услышав евангельский глас, оставил все и последовал в благословенную пустыню. Русские столпы монашества святые преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и многие другие в юном возрасте посвятили себя духовным подвигам, служа Богу и ближним. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб в молодости явили верность христианским идеалам, поставив их выше земного благополучия и даже собственной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/kont...

Противоречия здесь никакого нет: когда зло умножается, христианин должен действовать так, чтоб его уменьшать. А уменьшить его можно по-разному. Можно так, как святые князья Борис и Глеб: они не оказали сопротивления убийцам, потому что не хотели пролития братской крови. Можно так, как Серафим Саровский, не противившийся напавшим на него разбойникам. Но здесь необходимо сказать о степенях духовного роста, потому что истинно христианское непротивление доступно далеко не всем нам и не всегда. Нагорная проповедь Спасителя указывает нам на идеал, на вершину христианской жизни. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). Понятно, что чистоты сердца нельзя достичь мгновенно, это долгий, трудный путь. И отказ от противления, обращение другой щеки — это тоже то, к чему нужно прийти, до чего нужно дорасти. Мы находимся на разных ступенях духовного роста. В древнем патерике есть притча о трех монахах, на которых напали разбойники, избили их и ограбили: они понемногу приходят в себя, и младший из них, послушник, со слезами кается в том, что разгневался на этих разбойников; второй благодарит Бога за то, что гнева не испытал, что в этом тяжком искушении сохранил сердечный мир; а третий, старец, просто молится за этих разбойников, просит Бога их простить, ведь они не ведают, что творят. Вот это — три ступени духовного роста, три степени приближения к евангельскому идеалу. И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах — так пишет апостол Павел христианам Коринфа (1 Кор. 3, 1–2). И мы с вами должны иметь трезвое представление о себе. И не путать истинно христианское духовное делание с обыкновенной слабостью и трусостью. Эти вещи нужно различать. К сожалению, я немало случаев могу рассказать из своей священнической практики, когда мужья бьют своих жен, а жены терпят. И оправдывают это свое терпение таким вот образом: «Я же христианка, я должна прощать». На самом деле, словами о христианском прощении эта женщина прикрывает собственную слабость, немощь, безволие, неспособность освободиться от подавившего ее человека, неумение строить свою жизнь самостоятельно. Человеку нужно просто быть честным с самим собой, нужно в глубину своего сердца заглянуть и ответить себе на вопрос: почему я так поступаю? И тогда поймешь, что меж тобою и Серафимом Саровским, который опустил свой топорик и позволил разбойникам делать с ним все, что они хотели, очень большая разница. Он поступил так от духовной силы, а ты — от слабости. В его поступке не было лукавства, а ты лукавишь сам с собой.

http://pravoslavie.ru/119509.html

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Слова Иисуса Христа «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» ( Мф. 5:39 в образной форме выражают заповедь: на зло отвечать не злом, а добром. Суд же и наказание над сделавшим зло должно предоставить Господу. В основе этой заповеди находится непреложная вера во всеведение и всесилие Божие. Один Господь знает меру то, что надо нам претерпеть. «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» ( Лк. 12: 6–7 ). Если мы исполняем эту заповедь, то умножаем в мире добро. «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» ( 1Пет. 2:15 . Достижима ли эта заповедь? Да. Прежде всего Сам Спаситель дал нам величайший образец исполнения ее. Своим искупительным подвигом. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» ( 1Пет.2: 21–24 ). Многие последователи Христа стремились исполнить данную заповеь и побеждали зло. Благоверные князья Борис и Глеб, когда брат их Святополк начал против них борьбу, имели свои дружины и могли ценой кровопролития попытаться взять вверх над ним. Но, как истинные ученики Христовы, они пошли путем жертвенного смирения и стали святыми, а зло вскоре пало. Нельзя думать, что исполнение этой заповеди всегда сопряжено с пролитием крови. Дня не проходит, чтобы от нас не потребовалось явить себя истинными учениками Спасителя и на малые или большие неприятности, причиняемые нам, ответить незлобием и любовью. Как часто обнаруживается наша духовная немощь! Всякая ли власть от Бога? На этот вопрос отвечает Писание. Через все священные библейские книги проходит мысль об абсолютном всемогуществе Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

То, что принесло в мир христианство, невыносимо жестоко « Люби и делай, что хочешь » — прекрасная фраза. И на редкость бессодержательная. Как это «любить»? Как это — делай что хочешь? Можно конкретней? Нам нужны точные инструкции! Продолжим цитировать Павлово Послание к Колоссянам. После того как апостол объявил, что самого важного для нас во Христе нет, он пишет: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол 3:14). Что делать с «любовью»? Можно мне список — что можно а что нельзя делать, кто плохой кто хороший, во что верить во что нет? «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его» (Кол 3:8-9). Вот хотя бы одна черта: отвержение насилия и лжи. Но постойте, разве насилие — не отличительная черта фундаментализма, или вообще всех нехристианских культур? Вот князь Владимир. До крещения — блестящий воин, берет, что хочет: престол, женщин, земли. И это не грех: он норманн, а в скандинавской религии это все — добродетели, война — жертвоприношение богам (это я к тому, как «все религии любви учат», ну конечно). А что после? Казнить никого не хочет, голодных кормит. А дети? Борис и Глеб — их отец брата убил ради престола, а они как овцы под нож пошли — слушать стыдно! Красивая блестящая жизнь настоящих мужчин, благословленная богами: христианство уничтожило её. Насилие — вот что нам нужно. «Я не хочу быть красивым, не хочу быть богатым, я хочу быть автоматом, стреляющим в лица», — читает Хаски. Фундаментализм — злоба, нигилизм — любовь В «Бойцовском клубе» Паланика (обязательная к прочтению книга в моем отрочестве) все это показано с удивительной силой: к черту современную цивилизацию — хочу драться, хочу рушить, хочу взрывать. Экранизация «Клуба», если помните, кончается взрывом небоскребов. И уже через несколько лет после выхода фильма небоскребы и правда взорвались. Хаски и Паланик правы, но негативно: «красота» и «богатство» — пыль, комфортабельная квартира и хорошо оплачиваемая работа — тщета. Но создавать Бойцовский клуб не обязательно, не обязательно становиться «автоматом, стреляющим в лица».

http://blog.predanie.ru/article/vo-hrist...

Первые русские святые, прославленные и Русской, и Греческой Церковью – благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб , младшие сыновья святого князя Владимира. История древней России представляет печальную картину диких раздоров. Удельные князья дрались друг с другом за землю и киевский престол, брат восставал на брата; нередко дети поднимали оружие на отца, а отец на детей. Почти каждый год летопись отмечала: «Бысть сеча зла». Чем ближе ко времени татаро-монгольского нашествия, тем больше лилось крови (поэтому разорение Руси татарами было русским народом осмыслено как наказание Божие за грехи и междоусобицы). На этом фоне удивительным исключением являются святые Борис и Глеб – прекрасный плод новокрещенной русской земли. В отличие от своего родного брата Святополка, бывшего христианином только по имени, Борис и Глеб с глубокой любовью восприняли евангельское учение. Владимир, видя разницу во нравах своих сыновей, хотел, чтобы киевский престол занял Борис, а не Святополк, и ясно это выразил, вызвав Бориса из Ростова в Киев. Но после смерти Владимира Борис отказался занять киевской престол, несмотря на просьбы киевлян, знавших его прекрасные качества и намерение его отца. Свой отказ Борис объяснил нежеланием становиться поперек дороги старшему брату: «Не могу поднять руки на старшего брата моего; отец мой умер, но тот будет мне вместо отца». Святополк, сам изводимый завистью и ненавистью, не понимал Бориса и послал к нему наемных убийц. Даже узнав о его злом намерении, Борис отказался вступить в братоубийственную войну и, кротко молясь за убивающих: «Господи, не постави им греха сего», пострадал как мученик. Та же учесть постигла вскоре и самого младшего брата – Глеба, которого Борис очень любил. Святополк известил Глеба, что отец умирает и хочет его видеть; не зная, что это ложь, Глеб поспешил в Киев. По дороге он узнал, что отец умер, а Борис убит; вскоре и его самого настигли посланные Святополком убийцы. Глеб, как и Борис, предпочел смерть войне с братом; он не оказал убийцам сопротивления и был зарезан.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Владимир, отец страстотерпцев, взошел на трон убив своего брата — а его дети на такое уже не пойдут. Есть в жертве Бориса и Глеба конкретная политическая актуальность для Древней Руси: братоубийственные войны, нескончаемая склока внутри правящего семейства — главная проблема древнерусской политики. Борис и Глеб предостерегали именно от неё. «Власть России» — совершенно замечательная статья Бибихина. Эти двое, Борис и Глеб, оказались слишком вдумчивы, слишком чутки, слишком сердечны чтобы взять власть. Таким образом власть после Владимира не наследовала ему? Борис и Глеб были убиты не превосходящей силой — военной силе они даже не попытались противопоставить свою такую же, — а ненавистью, сражены человеческой злобой. Они не хотели жить в мире, где преступление возможно среди братьев. Что произошло с властью при передаче её в год смерти князя Владимира? Кто должен был её взять (Борис любимый сын), её не взял, отшатнулся в ужасе, не вступил в борьбу с жадным злом. Преклонение перед их поступком в русской церкви и в народе означает: этот народ отшатывается от страшной власти, легко отталкивает её от себя и выпускает из рук, не хочет идти на противление злу, не полагается на силу. Со злом силой рук не справиться. В этом взгляде тоже есть мужество, но для особого сражения, без попытки устроиться так, чтобы по возможности отгородиться от зла, пусть оно потеснится за стены хорошо отлаженного порядка. Тут ощущение, что если не мы, то кто же; что больше некому принять нездешний удар; что зло, если уж оно дотянулось до нас, то от него теперь не уклонишься, не отодвинешь его за горный хребет. Против него только эти, на первый взгляд самоубийственные средства, за которые схватились Борис и Глеб: смирение; молитва; беззащитная чистота. Дружина требовала от Бориса и Глеба мобилизации, решительного сражения, победы, взятия города, изгнания вероломного брата. Борис и Глеб сказали, что бороться за власть не будут даже под угрозой смерти. Поступок законных наследников князя Владимира в год передачи власти определил всю нашу дальнейшую историю. Империя зла? Скорее странное пространство, где зло может размахнуться как нигде, не видя понятных ему противников и потому до времени не замечая, что его власть давно и тайно отменена. Страна до краев полна невидимым присутствием погибших, молча ушедших. Они давно и неслышно стали главной частью нас самих.

http://blog.predanie.ru/article/boris-i-...

Святополковы волки идут. Добежали до Борисовых шатров на реке Альте. Стали ночи ждать – черны июльские ночи. А Борис уже знает. Позвал священника, поют утреню. Сам прочел Шестопсалмие. После службы исповедался и причастился. Помолился о Святополке, вспомнил о Глебе. Где-то сейчас милый брат мой Глеб, с кем мы жили душа в душу в родительском доме? Ах, брат бесценный, кабы ты знал, что приходит мой конец! Борис лег в шатре и стал ждать. Побоялись ворваться к нему. Длинными копьями сквозь шатер, черной июльской ночью прокололи тело смиренного князя. Глеб плывет по реке Смядыни. Уже близок Днепр. Его догоняет вестник от брата Ярослава из Новгорода. Брат Борис убит. Не ходи в Киев, поворачивай ладьи. Всю ночь провел Глеб в смятении, тосковал и плакал. Бледно светили звезды сквозь туманы древлянские. Вода журчала. Жалобно выпь ухала. – Братец мой светлый, взывал Глеб: за что убили тебя? Разве ты не был покорен отцу и старшему брату? Утром бледен поднялся юный Глеб. Но не велел поворачивать людей, той же Смядынью спускались средь лесов и сумрачных болот. Бегут от Киева к северу, спешат, землю нюхают, при устье Смядыни ладьи берут, гребут против воды. Святополковы волки идут. Жара. Леса горят за Смядынью. Сиво-опаловое солнце печально смотрит сквозь туман. Медленно плывут ладьи – Глеб зачерпывает иногда воды рукой и смотрит, как стекают безудержно капли. Близ полудня из-за островка навстречу вышло тоже несколько ладей. Закричали с них: – Эй, муромцы, давайте сюда Глебку, мы его доставим сами в Киев! – Беда, князь, – сказали спутники, – надо драться. Враги идут. И муромские ладьи сплотились теснее вокруг Глебовой, а дружинники вынули оружие. Глеб ответил: – Нет, не надо драться. Я не подыму руки на старшего брата. Пусть подходят его посланные. Ничего худого я ему не сделал. За что он меня обидит? И отошли муромские ладьи. Только Глебова осталась посреди реки. Ее окружили недруги, стали смеяться и поносить Глеба и тоже взялись за оружие. Глеб им сказал: – Я не виновен ни в чем перед братом Святополком. Что я против него сделал? И за что поносите меня?

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЛЕБ ВСЕВОЛОДОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Глеб Всеволодович (+ 1170 ?), князь Городенский , святой благоверный Память 6 июля Второй сын первого городенского князя Всеволод(к)а (не позднее 1117-1141/42) и Агафии, дочери киевского кн. Владимира Мономаха . Княжеский стол Всеволодка в Городне, вероятнее всего, следует видеть в совр. Гродно , в верховьях Немана; другие локализации - например, в низовьях Горыни - не учитывают наличия монументальных остатков древнерусского княжеского центра XII в. в неманском Гродно. Городенское княжество , вероятно, было создано Владимиром Мономахом между 1113 и 1117 гг. в целях военно-политической стабилизации пограничья с Литвой, а также для наступления на турово-берестейские владения его племянника кн. Ярослава Святополчича. Происхождение городенских князей неясно; закрепившееся в науке представление (идущее от В. Н. Татищева ), будто Всеволодко был сыном дорогобужского кн. Давида Игоревича , внука блгв. киевского кн. Ярослава Мудрого, скорее всего является недоразумением (см.: Назаренко; ср. возражения Плахонина). Глеб Всеволодович впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1144 г., когда он вместе со старшим братом Борисом участвовал в походе киевского кн. Всеволода Ольговича на Галич . Это значит, что, как и их отец, они скорее всего находились под верховной властью Киева. Городенским князем в это время был Борис. О месте княжения Глеба Всеволодовича можно строить предположения: возможно, им был Волковыск , позднее определенно входивший в Городенское княжество. Городенский кн. Борис участвовал в борьбе за киевский стол на стороне Изяслава Мстиславича против кн. Юрия Долгорукого (1149-1151), Глеб Всеволодович в этих событиях летописью не упоминается. В 1166 г. городенским князем под рукой блгв. киевского князя Ростислава Мстиславича назван Глеб Всеволодович (по приказу киевского князя он участвовал в походе к Каневу для охраны идущих «из Грек» русских купцов). Как и его младший брат Мстислав , князь Глеб выступил на стороне волынского кн. Мстислава Изяславича в борьбе за Киев (в 1167 и 1170), однако, он не принял активного участия в действиях. Возможно, этим обстоятельством объясняется тот факт, что после взятия Киева в феврале-марте 1170 г. Мстислав Изяславич заключил договор только с младшим братом князя Глеба - Мстиславом Городенским. Другим объяснением может служить предположение, что Глеба Всеволодовича к этому времени уже не было в живых (впрочем, при описании событий лета - осени 1173 летопись упоминает не названных по имени городенских князей - ). После 1170 года Глеб Всеволодович больше не упоминается в летописях.

http://drevo-info.ru/articles/27874.html

Житие сохранило сведения об имени и роде отважного слуги. Звали его Георгий , и родом он был венгр. Борис любил его, и в знак своей любви подарил ему золотую гривну, шейное украшение. Убийцы, чтобы завладеть гривной, срубили голову мертвому слуге. Для чего нужна была эта гривна: для уверения ли Святополка в смерти Бориса, или же убийцы хотели поживиться, — неизвестно. Тело Бориса завернули в шатер. Набег происходил ночью, в спешке, так что убийцы не умертвили Бориса, и он еще какое-то время мучился от боли, завернутый в шатер, трясясь по лесной дороге в телеге. Когда же открылось, что Борис еще жив, Святополк послал еще двоих убийц, чтобы прикончить Бориса. Подобно древним мученикам, князь принял кончину от меча. Кончина князя Бориса не успокоила Святополка. Он задумал убийство брата его Глеба. Душа, однажды совершившая зло, оказывается вовлеченной как бы в омут. Зло вызывает целый водоворот последующих действий, из которого невозможно выбраться без мощнейшего вмешательства Бога. Убийство притягивает к себе убийство, ложь обрастает ложью, а пренебрежение вызывает злобу и ненависть. Кончина Бориса только еще более раздражила Святополка. Убийство князя Глеба совершено почти так же, как и убийство Бориса. Святополк вначале обратился к Глебу с дружеским посланием, с мнимым сочувствием. Все послание Святополка пронизано ложью. Он сообщил о тяжелой болезни князя Владимира и вызвал Глеба к себе. Глеб очень любил отца и был ему послушен. Эта покорность, готовность исполнить просьбу старшего тоже можно назвать свойством святого. Глеб шел в Киев, но когда подошел к Волге, его конь споткнулся и повредил себе ногу. Это посчитали дурным знаком. Однако Глеб не отказался от дальнейшего путешествия и дошел до Смоленска. Там, в Смядыни, он ненадолго остановился. Вскоре Глеб получил вести от Предславы и Ярослава о том, что князь Владимир умер, а брат его Борис убит Святополком. Получив эту весть, Глеб стал ужасаться и плакать, обращаясь к Борису с просьбой забрать его с собою. Глеб понимал, что Святополк снова вышел на охоту — на сей раз он ищет его, Глеба.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

– За тем простившись со всеми, спокойно лег на постели. Какая чудная покорность воле Вышнего! Какая дивная любовь к другим! Какое спокойствие неземное в глазах смерти! Убийцы, как звери, ворвались в шатер, ударили Бориса копьем, и думая, что он уже мертвый, вышли вон. Но рана, нанесенная Борису, не была смертельна: она только доводила его до временного не чувствия. Блаженный вскочил и вышел из шатра с молитвою на устах. Один из злодеев ударил его в грудь копьем. 795 Верный слуга венгерец Юрий хотел прикрыть собою господина своего и был убит. Злодеи остервенились и не могши снять с шеи Юрия золотой гривны, которою почтил его добрый князь его, отрезали голову. За тем обвернув тело Бориса в шатер, они повезли его, еще дышавшего, к Святополку. По приказанию брата-зверя, два варяга докончили убийство. – Тело св. Бориса тайно привезли в Вышгород и схоронили при церкви св. Василия. 796 Так скончался св. кн. Борис, июля 24 д. – «Он был высок и статен, с круглым лицом, тонкий, со взором ясным и веселым с малою бородою и усами, так как быль еще молод. 797 Святополку мало было смерти Борисовой. Он послал убить и Глеба. Действуя везде коварно, отправил он к брату гонца с приглашением: «иди скорее, отец болен и зовет тебя». – Глеб спешил в Киев. 798 Спустившись Окою на Волгу, он Волгою плыл вверх до устья Тмы или Тмаки. Здесь на косогоре, пересеченном рвами, конь его упал в ров, и Глеб повредил себе ногу. Приблизившись за тем Вогузою к Днепру, перевезли ладьи у с. Волочка в Днепр. Наконец Глеб был у Смоленска, плывя по р. Смядыне, как Ярослав по известью, полученному из Киева от сестры Преславы, прислал сказать ему, что отец умер, а брат Борис убить Святополком. Глеб оплакал смерть отца и еще более плакал о брате, которого нежно любил. «Не услышу я более кротких наставлений твоих, любимый брат. Если получил ты дерзновение у Господа: моли, дабы и я пострадал, как ты; лучше быть с тобою, чем в этом злом мире», так говорил горюющий Глеб, рано узнавший пустоту мира. Между тем убийцы, посланные Святополком, при неизбежном тогда водяном пути сообщений, знали, что Глеб не минует Смоленска и приближались по реке к Смоленску.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010