Таков и последкий день его перед смертью, который он проводит, покинутый всеми, “в тузе и печали, удрученомь сердцемь”. В нем все время идет борьба между двумя порядками чувств: жалости к себе самому и возвышенного призвания к соучастию в страстях Христовых. Постоянные слезы – свидетельство этой борьбы. После вечерни в последнюю ночь “бяше сон его во мнозе мысли и в печали крепце и тяжце и страшне”… Молитва заутрени укрепляет его. Раздирающие псалмы шестопсалмия дают исход его собственному отчаянию. Он уже молит Христа сподобить его “приять страсть”. Но. почуяв “шопот зол вокруг шатра”, он опять “трепетен быв”, хотя его молитва теперь уже о благодарности. После первых ударов убийц Борис находит в себе силы “в оторопи” выйти из шатра (подробность, сохраненная и Нестором). И тут еще он умоляет убийц: “Братия моя милая и любимая, мало ми время отдайте, да помолюся Богу моему”. Лишь после этой последней жертвенной молитвы (“Вмениша мя, яко овна на снедь”), он находит в себе силы, хотя и по-прежнему “слезами облився”, сказать палачам: “Братие, приступивше скончайте службу вашу и буди мир брату моему и вам, братие”. Еще более поражает в “Сказании” своим трагическим реализмом смерть Глеба. Здесь все сказано, чтобы пронзить сердце острой жалостью, в оправдание слов самого Глеба: “Се несть убийство, но сырорезание”. Юная, почти детская жизнь трепещет под ножом убийцы (как характерно, что этим убийцей выбран повар), и ни одна черта мужественного примирения, вольного избрания не смягчает ужаса бойни – почти до самого конца. Глеб до встречи с убийцами, даже оплакав Бориса, не верит в жестокий замысел Святополка. Уже завидев ладьи убийц, он “возрадовался душею” – “целования чаяше от них прияти”. Тем сильнее его отчаяние, тем униженнее мольбы: “Не дейте мене, братия мои милая, не дейте мене, ничто же вы зла сотворивша… Помилуйте уности моей, помилуйте, господие мои. Вы ми будете господие мои, аз вам – раб. Нс пожнете мене от жития несозрела, не пожнете класа недозревша… Не порежете лозы, не до конца возрастшиа…” Однако уже это причитание кончается выражением беззлобного непротивления: “Аще ли крови моей насытитися хочете, уже в руку вы есмь, братие, и брату моему, а вашему князю”.

http://blog.predanie.ru/article/boris-i-...

Очередной сборник, также созданный трудами А. Власенко и М. Талалая, открывает читателю новую грань творчества Ширяева. В нем автор предстает в качестве публициста-историка, посвящавшего свои многочисленные и яркие публикации роли монархии в истории России, русской интеллигенции, и яростно боровшегося с искажениями всего положительного, что было сделано на протяжении веков монархического правления в России, так называемой «прогрессивной» демократической прессой, как в дореволюционной России, так и, позднее, в русском зарубежье. Большую ценность представляют отзывы и рецензии Ширяева на публикации историков-эмигрантов и, в первую очередь, – соратников по Народно-монархическому движению, которых Ширяев особенно ценил и труды которых мечтал увидеть доступными отечественному читателю. Уже вышло в России многое из наследия И. Л. Солоневича, некоторые произведения («История русского масонства» и сборник статей «Русская мощь») Бориса Башилова. Сейчас переиздаются труды самого Ширяева. Даст Бог, дойдет очередь и до других его соратников и единомышленников. Николай Казанцев, редактор газеты «Наша страна», февраль 2017 г., Буэнос-Айрес Статьи о русской истории Подвиг первомучеников за землю русскую (940 лет со дня кончины свв. князей Бориса и Глеба) «Невская победа (1240 г.) была одержана непосредственно помощью свыше», – пишет С. М. Соловьев и приводит далее свидетельство современника, ее летописца: Был старшина в Земле Ижорской именем Пелгусий, которому было поручено сторожить неприятеля на море; Пелгусий был крещен и носил христианское имя Филиппа, хотя род его находился еще в язычестве; он жил богоугодно и сподобился видения: однажды, пробыв всю ночь без сна, при восходе солнечном услышал сильный шум на море и увидел, что гребет к берегу насад (боевой корабль), а посреди насада стоят святые мученики Борис и Глеб в пурпурных одеждах; гребцы сидят, как будто мглою одеты, и слышит он, что Борис говорит Глебу: – Брат Глеб, вели грести, поможем сроднику своему великому князю Александру Ярославичу.

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Георгий Петрович Федотов , замечательный русский философ, культуролог, русский эмигрант, мыслитель русского зарубежья, попытался сопоставить понятие «страстотерпчество» с понятием «кенозис». Это сложный термин греческий, который обозначает что-то вроде самоуничижения. Он предполагает лишение чего-то, он предполагает отказ от чего-то. В данном случае самоуничижение подобно Христу. Христос мог избежать смерти, Он мог уйти из Иерусалима, Он мог не попадать в руки первосвященников, он мог в конце концов сделать то, на что подталкивали его апостолы, начать сопротивляться. Они были вооружены в Гефсиманском саду, как известно. В конце концов, Ему предлагали даже созвать легион Ангелов для того, чтобы бороться за Себя. И тем не менее Христос отказался это делать. Он знал, что Его подвиг находится за гранью смерти, и, соответственно, с победой над смертью, через вкушение этой смерти в тот момент, когда никто не хотел бы ее. Убиение св. Глеба. Селивестровский сборник, XIV в. По всей видимости, ситуация с Борисом и Глебом связана именно с этим моментом, с добровольным претерпеванием страданий, уничижением, самоуничижением, абсолютно добровольным, ради чего-то более высокого, того, что ждет их после смерти. Первый же результат, который мы видим после смерти Бориса и Глеба, это прекращение борьбы за власть. То есть прямой непосредственный результат гибели, преображающий историю. Ни одна последующая гибель князей, сколь бы трагичной она ни была, не приводила к таким быстрым, реальным, долгоиграющим и внушительным, ярким христианским результатам. Соответственно, вот это самое посмертие, причем земное посмертие Бориса и Глеба, это один из главных элементов их особенного подвига. Но не только он. Мы помним, что еще одним страстотерпцем на Руси стал святой князь Димитрий Угличский, который погиб тоже в юном возрасте: может быть, не в столь юном возрасте погибли Борис и Глеб, по всей видимости им было все-таки лет около тридцати. Димитрий Угличский не смог своей гибелью предотвратить Смутного времени. Но и в ситуации с Борисом и Глебом, и в ситуации с Димитрием Угличским мы видим два момента, которые очевидны. Это то, что их посмертие, земное посмертие, оказалось связано с некой политической борьбой, которая в результате привела к преображению. Борис и Глеб были фигурами, которые очень внимательно и даже страстно обсуждались древнерусским обществом. В течение столетия после их смерти, а если быть более точным, примерно через тридцать лет после их кончины началось, и примерно лет через шестьдесят после этого прервалось на подъеме их бурное и осмысленное почитание. И это почитание выразилось в появлении целого ряда памятников, посвященных Борису и Глебу. Это сказание чудес Святым мученикам Роману и Давиду , чтения Бориса и Глеба, сказания Бориса и Глеба, проложное житие, посвященное Борису и Глебу, служба святым Борису и Глебу и несколько более мелких памятников, в основном связанных с летописанием.

http://blog.predanie.ru/article/neozhida...

Соборование, а потом и причащение, как мне показалось, длились долго. Борис Сергеевич не сразу смог проглотить Святые Дары. Было ощущение, что время остановилось и сейчас на свете происходит самое главное, а все мы, стоящие и молящиеся у постели уходящего в вечность человека, - только свидетели. И не просто свидетели, а те, кому в эти минуты дано увидеть и узнать что-то очень важное. Он вдруг протянул руки к кому-то незримому, кого видел перед собой «А вдруг не сможет проглотить Святые Дары? - мелькнуло в голове. - Что тогда? Господи, помоги!» Но он проглотил, запил, и, когда отец Никодим стал читать положенные после всего молитвы, Борис Сергеевич вдруг протянул руки к кому-то незримому, кого видел перед собой, медленно обнял и как бы привлек, прижимая к груди. Руки его мне показались в тот момент - возможно, из-за худобы - чересчур длинными. Два раза очень медленно проделал он это движение. Воистину мы были свидетелями тайны, которая вершилась у нас на глазах. Когда, вернувшись домой, я позвонила, чтобы узнать о состоянии Бориса Сергеевича, Олег сказал, что после причастия отец сразу успокоился и больше не проявлял признаков страданий. Через сутки, 5 августа, когда я пришла в храм на вечернюю службу, то увидела на аналое праздничную икону Бориса и Глеба. Помолившись о воине Борисе этим двум святым воинам, поблагодарила Господа, что явил нам Свою милость. После вечерней службы позвонила Олегу. «Папа умер, - тихо произнес он, - только что. Под свои именины, завтра - Борис и Глеб». И тут до меня дошло, что это они, воины-страстотерпцы, не оставили своим покровительством воина Бориса, который всю свою жизнь отдал служению Родине и людям. Приняли его душу, уходящую в вечность. Вечная память рабу Божию воину Борису! Благодаря таким людям мы и живем на свете. Борис Сергеевич Лихачев с внуком Олегом. 1993 г. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Если напр., старший научился чему-либо доброму, научи тому и младшего, а ты слушайся его. Пример на это дают нам сыновья св. Владимира св. Борис и Глеб. Они крепко любили друг друга и оба учились вместе. Когда старший брат Борис читал священные книги, жития святых, то младший Глеб сидел при нем и слушал. Запомните хорошо пример этот все дети! Кроме родных братьев и сестер, часто в семьях ваших есть и другие родные, напр., жены братьев, мужья сестер, их дети и проч. И тут в семье должны быть тоже любовь, доверие, согласие. Но, к несчастию, тут-то чаще всего и бывают нелады, ссоры, драки. И из-за чего бывают? Опять из зависти, спеси, своенравия, неуменья поделиться общим добром. И часто случается, что ссора и драка поднимается из пустого – какой-либо посудины, полотенца, горсти муки, веревки и т.под. И стыдно, и жалко, и грешно! Пусть подобные вещи для вас и не пустяки, но разве не гораздо, несравненно дороже всякой вещи доброе согласие, взаимная услуга? Если, по несчастию, станет нарушаться у вас согласие, то спешите тушить его, чтоб от искры не взялся пожар. Главное, будьте откровенны, прямодушны друг пред другом; откиньте всякую подозрительность, скрытость. А поссорились – спешите мириться для Христа и своего же добра. Наконец и тут скажу, что любовь братняя, родственная не должна мешать любви к Богу и ближним. Ради брата, сестры, родни не обидь невинно чужого человека, ибо и он твой брат во Христе. Радея брату, родне, не потворствуй какой-либо лжи, неправде, проступку, бесчинию. Помни, что кроме братства телесного, есть у нас духовное. Мы дети одного Отца Небесного, братья во Христе, который и Сам благоволит называться нашим братом. Пусть же сей Брат небесный живет среди нас, в наших домах, семьях. Пусть наши домы будут как бы домашними церквами как то и было у первых христиан. Они будут ими, если, живя вместе, мы будем наставлять друг друга в св. вере, укреплять в христ. жизни, будем собща молиться в духе любви к Богу и друг к другу, чтобы, укрепляясь домашнею молитвою, еще более освятиться молитвою церковною в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Здесь мемуаристу изменяет память. Имеется в виду артиллерии штабс-капитан Петр Назарович Глушков (1780–1849). Здесь мемуаристу изменяет память. Имеется в виду артиллерии штабс-капитан Петр Назарович Глушков (1780–1849). Миткаль — суровая тонкая хлопчатобумажная ткань, неотбеленный ситец. Миткаль — суровая тонкая хлопчатобумажная ткань, неотбеленный ситец. Страсти Господни — страдания Иисуса Христа, описанные в Евангелии. Страсти Господни — страдания Иисуса Христа, описанные в Евангелии. Лестовка — кожаные четки у старообрядцев. Лестовка — кожаные четки у старообрядцев. Ерофеич — водка, настоянная на пахучих травах. Ерофеич — водка, настоянная на пахучих травах. Возможно, имеется в виду книга «Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым», неоднократно издававшаяся в 1830–1840е гг. и содержащая легенды и удалые песни о Стеньке Разине. Возможно, имеется в виду книга «Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым», неоднократно издававшаяся в 1830–1840е гг. и содержащая легенды и удалые песни о Стеньке Разине. Скоропись — тип почерка, возникший в русской письменности в XIV b. для ускорения процесса письма. Скоропись — тип почерка, возникший в русской письменности в XIV b. для ускорения процесса письма. Утка (уток) — нить для тканья. Утка (уток) — нить для тканья. Полуустав — тип почерка, сложившийся в русской письменности во второй половине XIV b., более простой, чем устав, но более сложный для письма, чем скоропись. Полуустав — тип почерка, сложившийся в русской письменности во второй половине XIV b., более простой, чем устав, но более сложный для письма, чем скоропись. Борис и Глеб — младшие сыновья киевского князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 г. после смерти Владимира, были убиты старшим братом Святополком. В 1071 г. причислены к лику святых. Борис и Глеб — младшие сыновья киевского князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 г. после смерти Владимира, были убиты старшим братом Святополком. В 1071 г.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Вот какие идеи о братолюбии и братоубийстве принесли с собою Варяжские дружины в русскую землю. Под влиянием христианского учения эти идеи получили высшее значение в уме и воображении древнерусских писателей, которые доблестно противодействуя княжеским междоусобиям торжественно могли указывать своим современникам на княжеские идеалы братолюбия в Борисе и Глебе, и братоубийства – в лице Святополка Окаянного. В народе живут двоякого рода поэтические предания об этих князьях-мучениках. Духовные стихи, воспеваемые старцами, следуют литературным преданиям известного жития; другие песни и местные сказания отличаются мифологической основой. Мы остановимся только на последнпх. Южно-русское сказание о Змиевом Вале присоединяет память о Борисе и Глебе к какому-то древнейшему дохристианскому преданию о переходе Славян из быта кочевого и пастушеского в земледельческий и оседый. Будто-бы в незапамятные времена казачества Бог послал на казачий народ чудовищного змия. Владетель земли, желая отвратитъ опустошения, заключил со змием договор, по которому обязался давать ему ежегодно по юноше из каждой семьи. (Мотив самый обыкновенный в средневековых сказаниях)! Через сто лет очередь дошла до царского сына, и он, при сетовании родных, отведен был на роковое место. Там является ему ангел и научает его молитве: Отче наш, и велит ему, при появлении змия, спасаться бегством, непрестанно повторяя эту молитву. Ангел скрылся. Вышел змий и погнался за юношею. Юноша три дня и три ночи от него бегал, повторяя молитву. На четвертый день силы его стали ослабевать. Уже змий был от него недалеко, и дыхание из пасти его стало опалять юношу, как вдруг он увидел железную кузницу, в которой Св. Борис и Глеб ковали первый плуг для людей. Юноша в кузницу – и железная дверь за ним захлопнулась. Змий три раза лизнул дверь, а в четвертый раз просадил язык насквозь. Тогда Борис и Глеб схватили раскаленными клещами змия за язык, запрягли в плуг и провели по земле борозду, которая и доныне зовется Змиевым Валом 194 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Училище я закончил с красным дипломом и получил рекомендацию в консерваторию. Пошёл на композиторское, но мой педагог сказала дерзновенно, словно духом прониклась: «Слава, помяни моё слово, ты будешь работать хоровиком». И я действительно четверть века регент и 33 года – концертмейстер в детском хоре, ну а где концертмейстер, там и хормейстер. Как-то мне предложили съездить в Прагу. Мой руководитель, профессор Калмыков, снимал тогда дачу у одной верующей женщины, которая мне сказала: «Слава, ты едешь в Прагу. А ведь твой святой покровитель – Вячеслав Чешский . Постарайся о нём что-нибудь узнать». Ладно. В Праге вышел прогуляться. Вижу, стоит конная статуя. И тут словно кто-то мне говорит: «Глупенький, это Вячеслав Чешский. Ты ведь хотел о нём узнать». Это было совершенно необычно – услышать эти слова, непонятно откуда пришедшие, изнутри, а может быть, извне. Так Господь нас познакомил. А когда отправился посмотреть Праховские скалы, проезжая Стара Болеслав, я увидел ещё одну статую. Сердце снова забилось – кто это? Оказалось, что мы проезжаем то место, где в Х веке святой Вячеслав был убит на ступенях храма родным братом. Согласно летописи кровь не высыхала несколько дней. На Руси святого князя очень почитали, ему молились мученики Борис и Глеб . Так небесный покровитель вошёл в мою жизнь. Но до веры было ещё далеко. Помыслы были посвящены музыке, жизнь была наполнена ею, и нельзя сказать, что мне чего-то недоставало. Я или писал музыку, или занимался пианизмом, или слушал партитуры. Было жгучее желание вступить в Союз композиторов, потому что без этого никуда – зал не снимешь, издавать тебя не будут. Вступил я туда в 84м году, мне было 29 лет. А через год пришёл в храм. – Это было как-то связано с той музыкой, которую вы писали? – В основном я писал камерную музыку: виолончельная соната, вокальная сюита, романсы, прежде всего для хора. Правда, был у меня концерт, который назывался «Борис и Глеб», написанный на духовный стих: «Зря корабле напрасно приставаема,//Возописта прекрасеная два брата Бориса и Глебо://Брате Святополче, не погуби наю,//Ещё бо есми велми млады». Эту музыку отметили как очень своеобразную и посоветовали работать в этом направлении.

http://azbyka.ru/way/vjacheslav-rimsha-o...

Владимир Крупин: Путин сохраняет остатки большевистского мышления Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > Владимир Крупин: Путин сохраняет остатки большевистского мышления Известный русский писатель объяснил, почему премьер-министр не понимает смысла мученического подвига князей Бориса и Глеба Владимир Крупин   12.06.2009 438 Время на чтение 3 минуты " Почему Путин не понимает смысла мученического подвига князей Бориса и Глеба? Этот вопрос одновременно и сложный и простой. Этот вопрос сложный потому, что глава правительства говорит на выставке художника так, как будто мы находимся во времена, когда был запрещен крестный ход. Борис и Глеб - первые русские святые. Они от того и святы, что жили по-Божьи и выполняли Божью волю, подчиняясь старшему в семье. После кончины равноапостольного Великого князя Владимира власть перешла к Святополку, старшему брату Бориса и Глеба. Святополк никогда не был любим Владимиром, который больше любил Бориса и Глеба, сыновей, рожденных от дочери Византийского Императора Анны, поэтому он завещал им свои большие уделы. Борис и Глеб, когда их призвал старший брат Святополк, безропотно пошли, зная, что погибнут, но вместе с тем, исполняя волю Божию. Они понимали, что идут на смерть, но их смирение, их молитвенность были очень высоки " , - сказал в интервью " Русской линии " известный русский писатель Владимир Крупин , комментируя высказывание председателя Правительства России Владимира Путина, сделанное им во время посещения галереи художника Ильи Глазунова. 10 июня Владимир Путин посетил галерею Ильи Глазунова, где поздравил художника, которому исполнилось 79 лет, с Днем рождения, сообщает интернет-портал Правительства Российской Федерации. " Дорогой Илья Сергеевич, позвольте мне Вас поздравить с праздником, Днем рождения! Хотел бы проинформировать Вас о том, что подписано постановление Правительства Российской Федерации о переименовании Федерального государственного высшего образовательного учреждения - Российской академии живописи, ваяния и зодчества в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Глазунова. Поздравляю Вас. Илья Сергеевич, Вы 20 лет назад основали эту академию и все эти 20 лет верой и правдой служили русскому искусству. В Ваших работах, действительно, очень тонко переплетаются и история нашего Отечества, и глубина характера тех людей, которых Вы изображаете. Спасибо Вам " , - сказал Путин в своем приветственном слове.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/06/12/vl...

«Братия моя милая и любимая» – так называет своих убийц Борис, и Глеб, когда наступает его час, разговаривает с ними в том же тоне. Собственно, новозаветные примеры – самого Христа и затем Стефана Первомученика – учат молиться о палачах; они не обязывают к такой ласке; но именно она вносит ноту ни с чем не сравнимого лиризма, выделяющего древнерусские сказания о Борисе и Глебе среди всей сколько-нибудь аналогичной литературы. Пусть религиозное почтение к пролитой царственной крови, чуждое, как мы отмечали в предыдущей статье, Византии, не было чуждо Северу Европы; однако сходство канонизированных убиенных королей Скандинавии и Британии с четой сыновей Владимира Святого весьма ограниченно. Святые Олаф Норвежский, Эрик Шведский были убиты в сражении с оружием в руках, как приличествует викингам; если бы крещение не открыло им христианского Рая, они бы вполне заслужили Валхаллу. Святой Эдмунд, король восточных англов, был убит, попав к неприятелю в плен после проигранной битвы, продолжая и в плену отстаивать территориальную целость своего королевства (за мученичество в данном случае был сочтен героический отказ уступать христианскую землю язычникам-датчанам). Во всех этих случаях отсутствует крайне важный для сказаний о Борисе и Глебе мотив непротивления, добровольной обреченности, экстатического слезного восторга в самой бездне ужаса. Ближе, конечно, славянская параллель – образ святого чешского князя Вячеслава (Вацлава), который тоже гибнет от козней брата, тоже мог бы дать вооруженный отпор и отказывается сделать это («но не хощу»); специалисты давно обсуждают вопрос о соотношении «вацлавской легенды» и «борисоглебской легенды» – генетическая связь сомнительна, но типологическая совершенно несомненна. И все же повествования о святом Вячеславе не дают такого акцента на идее жертвенности; чешский князь предстает как религиозный и политический деятель, а в смертный час, отказавшись защищаться во главе дружины, он все же оказывает некоторое сопротивление. Борис и Глеб с самого начала – не в деятельной, а в страдательной роли.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010