Святые благоверные князья Борис и Глеб Когда Борис, выступив в поход и не встретив врага, возвращался обратно, прибыл к нему вестник и поведал ему о смерти отца. Рассказал он, как преставился отец его Василий (этим именем назван был Владимир в святом крещении) и как Святополк, утаив смерть отца своего, ночью разобрал помост в Берестове и, завернув тело в Ковер, спустил его на веревках на землю, отвез на санях поставил в церкви святой Богородицы. И как услышал это святой Борис, стал телом слабеть и все лицо его намокло от слез… 15 мая, 2009 Когда Борис, выступив в поход и не встретив врага, возвращался обратно, прибыл к нему вестник и поведал ему о смерти отца. Рассказал он, как преставился отец его Василий (этим именем назван был Владимир в святом крещении) и как Святополк, утаив смерть отца своего, ночью разобрал помост в Берестове и, завернув тело в Ковер, спустил его на веревках на землю, отвез на санях поставил в церкви святой Богородицы. И как услышал это святой Борис, стал телом слабеть и все лицо его намокло от слез… Борис и Глеб — первые русские святые Князей Бориса и Глеба называют первыми русскими святыми? Борис и Глеб — князья-страстотерпцы, подражавшие подвигу угодников Божиих. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести. Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Борис и Глеб отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

http://pravmir.ru/svyatye-blagovernye-kn...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Мученики Благоверные князья Борис и Глеб, во святом крещении Роман и Давид (+ 1015) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 24 июля в день первого перенесения мощей, 2 мая в день второго перенесения мощей, во 2-ю Неделю Великого поста месте с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших У вел. князя Владимира было 12 сыновей. В Древней Руси долго соблюдался обычай давать новорожденным князьям два имени: одно — славянское, языческое, другое — христианское. Сыновья вел. князя Владимира, Борис и Глеб, носили христианские имена — Роман и Давид. Мать их была родом болгарка. Князь Борис отличался мужеством, силой, красотой, милосердием и щедростью. Отец, бояре, дружина и народ любили его. Он хорошо знал божественные книги, и князь Глеб в детстве любил слушать его чтение. Св. Борису отец дал в управление город Ростов, а св. Глебу, когда он вырос, — Муром. Но в Муроме еще держалось язычество, и св. Глеб не пожелал жить в нем и поселился с дружиной в 2 верстах от него, в палатках. В Суздальской земле есть место, называемое Борисово становище: там братья встречались, чтобы вместе ездить к отцу. В 1015 г. князь Борис приехал к нему один и нашел его больным. В это время под Киевом появились кочевники-печенеги, и отец послал его с дружиной против них. Но князь Борис их не нашел и возвращался в Киев. На берегу реки Альты он остановился, и здесь пришла к нему весть, что отец его умер, а брат Святополк тайно похоронил его в Десятинной церкви, а сам занял престол. Святополк всегда ненавидел Бориса и хотел его убить. Борис знал это. Знал он и то, что весь Киев и вся великокняжеская дружина — 8000 человек, которые были с ним, — хотят видеть вел. князем не всеми нелюбимого Святополка, а его — Бориса.

http://sedmitza.ru/lib/text/437492/

Страстотерпец князь Глеб: плач о пощаде Он был чистый, искренний, далекий от лицемерия. И неважно, что он не был героем-воином 18 сентября, 2015 Он был чистый, искренний, далекий от лицемерия. И неважно, что он не был героем-воином В год 1000-летия со дня преставления святого князя Владимира давайте вспомним и гибель одного из его сыновей – князя Глеба, которая произошла 18 сентября ровно 1000 лет назад Страстотерпец князь Глеб, он ведь – один из первых канонизированных святых на Руси. Не мудрая прабабка его Ольга, не равноапостольный его отец, Владимир-Василий… Он и его старший и любимый брат, родной, единокровный, единоутробный. Они всегда вдвоем – Борис и Глеб, неразлучные воины, всадники на конях, защитники людей. Только Глеб остался из них последним – и осталось у него время для скорби о гибели родных. Что такого героического в этом юноше? Юноше, который произносит буквально следующее: «О, увы мне, Господи! Вдвойне плачу и стенаю, вдвойне сетую и тужу. Увы мне, увы мне! Плачу горько по отце, а еще горше плачу и горюю по тебе, брат и господин мой, Борис. Как пронзен был, как без жалости убит, как не от врага, но от своего брата смерть воспринял? Увы мне! Лучше бы мне умереть с тобою, нежели одинокому и осиротевшему без тебя жить на этом свете. Я-то думал, что скоро увижу лицо твое ангельское, а вот какая беда постигла меня, лучше бы мне с тобой умереть, господин мой! Что же я буду делать теперь, несчастный, лишенный твоей доброты и многомудрия отца моего? О милый мой брат и господин! Если твои молитвы доходят до Господа, – помолись о моей печали, чтобы и я сподобился такое же мучение восприять и быть вместе с тобою, а не на этом суетном свете». Где тут благодарность за страдание, за то, что брат его Борис у Господа, где стойкость, где, наконец, та пресловутая «радость», радоваться которой нам повелевают суровые доморощенные аскеты, воспитывающие в других стоическую деревянность чувств и смиренную улыбку со словами «слава Богу за всё»? Но Глеб был живой. Он был чистый, искренний, далекий от лицемерия. И неважно, что он не был героем-воином. Он был как дитя, что Христос поставил посреди, – словно уже выросшее это дитя, Христов крестник, растерявшийся богатый юноша, который всё-таки решил раздать всё бедным. И Христос возлюбил его…

http://pravmir.ru/strastoterpets-knyaz-g...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Жития Святых Благоверных Князей-страстотерпцев Бориса и Глеба Жития Святых Благоверных Князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (во святом крещении Романа и Давида) (1015 год) День памяти: 24 июля/6 августа Содержание аудиокниги отличается от текстовой версии Жития Бориса и Глеба Святые Благоверные Князья-страстотерпцы Борис и Глеб Краткое Житие  Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в Святом Крещении – Роман и Давид) – первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира († 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев – Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести. Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным. Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Жития избранных святых Свв. благоверные кнн. и страстотерпцы Борис и Глеб Святой Владимир, сын Святослава, внук Игоря, просветивший святым крещением всю землю Русскую, имел 12 сыновей, и младшие были Борис и Глеб, которые родились от царевны Анны, сестры греческих императоров Василия и Константина. И посадил их отец на княжение по разным землям, каждому дав удел: Борису — Ростов, Глебу — Муром. Печенеги, кочевой народ тюркского происхождения, шли ратью на Русь, и Владимир был в великой печали, потому что не имел сил выступить против безбожных. Отец дал Борису много воинов и послал его против безбожных печенегов. С радостью пошел Борис, сказав отцу: «Вот я перед тобой, готов сотворить что требует воля сердца твоего». На возвратном пути к нему прибыл вестник и сказал, что отец его Владимир, нареченный во святом крещении Василием, умер месяца июля 15-го дня 1015 года. А Святополк утаил смерть отца, ночью разобрал пол палат в селе Берестовом, обернул тело усопшего в ковер, спустил его на веревках, отвез на санях в Десятинную церковь Пресвятой Богородицы, построенную и украшенную святым князем Владимиром, и поставил там. Все это было сделано тайно. Идя своим путем, Борис горько плакал; хотел удержаться от слез, но не мог, и все, видя его в слезах, плакались о его благородной красоте и добром разуме. Но святого Бориса укрепляла мысль о том, что, если его брат, по научению злых людей, и убьет его, то он будет мучеником и Господь примет дух его. Святополк же призвал к себе вышегородских мужей и сказал: «Если вы обещаете положить за меня головы, идите тайно, братья мои, найдите брата моего Бориса и, улучив время, убейте его». И обещались они. Блаженный Борис на возвратном пути остался на реке Альте в шатрах (он выходил против печенегов). И сказала ему дружина его: «Иди в Киев и сядь на княжеском престоле отца своего, ибо и воинство отчее с тобою». Он же отвечал им: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца». Услышав сие, воины ушли от Бориса, и он остался только с отроками своими. Был тогда день субботний.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Кто мы, откуда, куда идем? В чем заключается русская национальная идея? В студии директор Научного института стратегических исследований, генерал-лейтенант, кандидат исторических наук Леонид Петрович Решетников. 31.03.2014 12:29:02 Кульков Сергей Андреевич Вернуться в Россию. Кто мы, откуда, куда идем? В чем заключается русская национальная идея? Об этих и других вопросах размышляет в своей новой книге директор Научного института стратегических исследований, генерал-лейтенант, кандидат исторических наук Леонид Петрович Решетников. На основе глубокого исторического анализа, уникального жизненного опыта автор дает всестороннее обоснование необходимости третьего пути для России, его сути и цели. Книга написана простым и доступным языком и предназначена для широкого круга читателей. Слово автору: - Нам надо осмыслить, как развивалась Россия от Руси к России. У нас же было не просто государство, у нас было государство- церковь. И даже в XIX веке. Да, хоть уже и не в полном масштабе и в XVIII веке, но все равно элементы государства- церкви существовали до 17-го года. А до этого мы просто были государство- церковь. Все говорят: особая стать русского народа. Да. Есть такое. В каком-то смысле. У нас особая стать в том, что мы были государство- церковь, у нас была идеалом святая Русь. И из-за этого мы получили благодать. Огромную благодать божью, которая позволила русскому народу, претерпевая все невзгоды, дойти до Тихого океана. Создать огромную страну, выгонять из нашей страны всех иноземных захватчиков. Отбиваться на этом огромном просторе. Вот от США отгородились океаном, двумя океанами- и как-то спокойненько. Мы восприняли христианство, как Борис и Глеб. Я как-то слышал от уважаемого президента Путина. Он сказал, что то, что делали Борис и Глеб - это для нас не пример. Но это абсолютно неверно. Это как раз образец - то, что сделали Борис и Глеб и Николай II. Они восприняли смерть как волю божью. Воля божья, да. Вы не хотите меня, помазанника божьего, ну принимайте другого, а я ухожу. Я не буду биться, если вы не хотите меня. Вы не хотите! А раз вы не хотите меня- значит, вы не хотите Бога. Так Борис и Глеб, так же Николай II. Это же была часть нашего самосознания, нашего мировоззрения, определяющая часть.

http://radonezh.ru/text/kto-my-otkuda-ku...

Подпишитесь на наш Телеграм Литература Древней Руси 24 мая Церковь отмечает день памяти Кирилла и Мефодия — равноапостольных братьев, которые ввели славян в круг христианских народов. В честь этого дня мы вспоминаем то, чего без двух братьев не случилось бы — великую древнерусскую литературу. Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу Самое популярное на Руси и безусловно лучшее с литературной точки зрения произведение о страстотерпцах Борисе и Глебе. Святые Борис и Глеб, первые русские святые (Владимира, Ольгу и других стали почитать намного позднее), освятившие начало христианства на Руси, были сыновьями крестителя Руси Владимира. Они отказались участвовать в братоубийственных играх за власть, которые вели их современники. Братья предпочли умереть. Многих удивляет их «пассивность» в политической борьбе. Они ярко отличаютсятот современных политиков, один из которых сказал как-то, что «Борис и Глеб не могу быть для нас примером». Почему братья не сопротивлялись своим убийцам? Такова вера Христова: христианину должно отречься мира. Наши предки в подвиге Бориса и Глеба нашли для себя непосредственный пример такого отречения. Это характерный радикализм первых христиан – ведь Борис и Глеб как раз «первые христиане», буквально «первое христианское поколение» Руси. И несмотря на все дальнейшие «компромиссы» русской Церкви, история братьев всегда светила русским христианам как пример — или как укор. Этот же подлинно христианский радикализм свойственен и отцу князей-страстотерпцев — Владимиру. Вспомним его попытки евангелизировать всю общественную жизнь по образцу общины, описанной в книге Деяний. Вспомним, что, по свидетельству летописи, только епископы — достаточно традиционные, чтобы не быть радикалами — уговорили его не отменять смертную казнь. На Руси Бориса и Глеба чтили без всякой официальной канонизации. В Константинополе не понимали подвига страстотерпцев и сдались лишь после долгого давления русских. Так, собственно, и появился особый чин «страстотерпцев» — не мучеников за Христа в строгом смысле, но праведников, принявших на себя вольное, невинное страдание. Характерно, что князья Борис и Глеб не были какими-то «мироотрицателями»: приведенное нами «сказание и страдание и похвала» как раз показывает их жизнелюбие, молодость, нежелание умирать — но только не ценой братоубийства, не ценой участия в политических играх.

http://blog.predanie.ru/article/dar_kiri...

Глава 2. Русская Церковь в XI и XII веках. Преподобный Феодосий, игумен Печерский В течение двухсот с половиной лет после Крещения Руси христианство быстро распространялось и углублялось по всей стране. Строились храмы, появлялись монастыри, создавалась замечательная и глубоко христианская по духу литература. И в то же время росло страшное бедствие – разделение Руси на враждовавшие между собой удельные княжества. Первой причиной этого было сложное право наследства – не от отца к сыну, а от старшего брата к следующему брату. Главным и самым почетным княжеством было Киевское, и его князь считался великим князем. Когда он умирал, начиналось передвижение многих князей – его братьев и племянников – с княжества на княжество. Возникавшие при этом ссоры порой переходили в междоусобные войны. Святые страстотерпцы Борис и Глеб. Примером такой междоусобной войны и отношения к ней некоторых князей служит замечательный и трогательный рассказ о святых братьях Борисе и Глебе, записанный в летописи преп. Нестором. Когда княжеская дружина узнала о смерти великого князя Владимира, она предложила одному из его сыновей, Борису, очень всеми любимому, идти на Киев и занять престол, так как весь народ был за него. Но Борис ответил: – Не могу я поднять руки на старшего брата Святополка. Пусть будет он мне вместо отца. Князь Борис тут же распустил дружину и остался с несколькими слугами. Борис был в церкви и сам читал молитвы перед иконой Спасителя, когда явились убийцы, подосланные Святополком, решившим избавиться от возможного конкурента. Они набросились на него и закололи копьями. При этом Борис молился: – Умираю не от врагов, а от брата. Господи, не поставь ему этого в грех. Его младший брат Глеб так оплакивал смерть своего брата: – Если ты получил милость от Господа, молись за меня, лучше мне быть с тобою, чем в этом злом мире. Убийцы, подосланные Святополком, захватили и Глеба, когда он плыл в лодке, убили его, а тело бросили в глухом лесу. Это сказание стало любимым чтением русских людей того времени. Может быть, потому и любил древнерусский читатель такое чтение, что оно утверждало другой, вечный смысл жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Борис-Глеб. Церковь Бориса и Глеба. Борисоглебская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Бориса и Глеба Год постройки:Между 1999 и 2000. Адрес: 215272, Смоленская область, Сычевский район, п/о Дмитрово, с. Борисоглебское (ур. Борис-Глеб) Координаты: 55.748433, 34.4845 Проезд:от о/п Вазуза на ж/д Вязьма - Ржев 12 км на восток (асфальт, затем налево на новый грейдер, 5 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Построена в 2001 г. вместо старой Борисоглебской церкви, сгоревшей в 1997 г. В 1691 г. прихожанами был построен деревянный храм во имя Святых благоверных князей Бориса и Глеба. В 1782 г. вместо него был построен новый деревянный храм с тем же престолом и приделом во имя Преподобного Нила Столбенского, сгоревший в 1883 г. На это место из села Ильинского был перевезен храм во имя иконы Казанской Божией Матери, освященный во имя Святых князей Бориса и Глеба. Иеромонах Даниил (Сычев). Вязьма. Очерки истории. – М., 1997. – С. 142. В 1691 году в селе был построен деревянный храм во имя благоверных князей Бориса и Глеба. Возможно, первым настоятелем храма был священник Каллистрат, умерший 29 марта 1730 года. С конца XVII века по названию храма стало именоваться и село, возраст которого значительно старше. Последним настоятелем старого храма был священник Иродион Артемьевич Лабутин, умерший 16 апреля 1781 года епархиальные ведомости», 1889, В 1782 году вместо него на средства прихожан был построен новый храм с тем же названием, но уже с приделом во имя Преподобного Нила Столбенского. Храм был освящен преосвященным Парфением, епископом Смоленским и Дорогобужским. Первым настоятелем нового храма был священник Петр Кононов (1749-1795). Селом же в это время владел подпоручик Федор Глебович Салтыков и Василий Васильевич Нарышкин. Священника Кононова сменил его зять священник Петр Григорьевич Цветков. Долгое время служил о. Петр в храме и умер в 1854 году, находясь за штатом. А в 1841 году в сельском храме стал служить священник Петр Николаевич Смирнов. Вместе со священником Петром Смирновым в храме еще служил и священник Николай Морозов. В 1848 сын о. Николая Герасим Морозов поступил в Московскую духовную академию.

http://sobory.ru/article/?object=18197

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2018-03-27 13:25:03 Владелец: Elena7311sh Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Добрый день. Помогите узнать икону. Досталась от прабабушки. Ответов: 4. Последний ответ: Спасибо большое. Добавлено на опознание: 2018-03-24 11:31:11 Владелец: sib82 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: икона досталась от отца, он из сельской местности. похоже было крепление для ношения на веревке. Металлическая, написано похоже Сергий Радонежский. Фото делал сам Ответов: 2. Последний ответ: Преподобный Сергий Радонежский Добавлено на опознание: 2018-03-24 08:42:19 Владелец: filov135 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Здравствуйте, бабушка нашла у себя в деревне иконку,помогите опознать. Ответов: 1. Последний ответ: Образ Богородицы Всех скорбящих радость. Добавлено на опознание: 2018-03-21 22:22:36 Владелец: Kostay Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Здравствуйте! Помогите определить икону.Что это за икона? Ответов: 2. Последний ответ: Это икона святителя Николая Чудотворца. Добавлено на опознание: 2018-03-21 14:09:16 Владелец: Buba Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Реверс иконки Глеб и Борис на конях. Ответов нет. Добавлено на опознание: 2018-03-21 14:08:29 Владелец: Buba Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Добрый. Фото сделано мной 21.03.2018 года. Иконка Борис и Глеб на конях. Имена Глеб и Борис написано над каждым святым. Серебро 84, клеймо КФ, именник трудно разобрать год 18 какой то, герб Москвы. Реверс вышлю. Размер 3 на 5 см, вес 26 грамм. Интересует какого рода это иконка, для каких целей она была произведена? Ответов нет. Добавлено на опознание: 2018-03-21 12:30:17 Владелец: Buba Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2018-03-21 12:29:49 Владелец: Buba

http://pravicon.com/unknown/19

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010