Как можно видеть из самого содержания перечисленных постановлений первого и второго боннских синодов касательно брака, большинство этих постановлений те же самые, которые существуют и в православной церкви: и она, как известно, запрещает брак в кровном родстве до четвертой степени, брак между христианином и язычницей, или, наконец, брак между такими лицами, которым государственным судом запрещено вступление в него. И она – далее – повелевает совершать предварительно каждому браку оглашение в храме в три воскресные или вообще праздничные дня и проч. К только что рассмотренным постановлениям первого и второго боннских синодов касательно брака отчасти примыкают но своему характеру постановления пятого боннского синода относительно погребения, сделанные также в немецком старокатолическом обществе. Упомянутый синод распорядился, чтобы «старокатолические священники не совершали отпевания над лицами, которые при жизни не принадлежали формально к старокатолическому обществу, ни разу не присутствовали при богослужении его и которым по смерти отказало в отпевании духовенство других вероисповеданий, отказало по каким-либо основательным причинам». 468 Это определение пятого боннского синода в 1880 году было дополнено распоряжением старокатолического епископа касательно погребения самоубийц. Рейнкенс указом от 20 июля вышеуказанного года издал такое определение: «так как древнее запрещение совершать похороны над самоубийцами еще в средние века ограничивалось лишь теми случаями, когда самоубийство было совершаемо в полном сознании, то в силу этого, если врачом установлен факт невменяемости (Unzurechnungsfähigkeit) лица, наложившего на себя руки, священник того прихода, к коему принадлежит самоубийца, может без всякого замедления (Weigerung) совершить похороны над покойником. В случай же невозможности для этого священника по каким-либо причинам совершить погребение, оно может быть совершено другим ближайшим священником по просьбе родственников самоубийцы или по назначению церковных властей». 469

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Не смотря на многочисленность всех этих адресов, поступивших на третий боннский синод, опасения, как бы уничтожение целибата не отразилось вредным образом на жизни не совсем окрепшего нового общества, были еще настолько сильны среди немецких старокатоликов, что большинство вождей их и на этом синоде решительно высказалось против всех вышеуказанных предложений. Так как среди этого большинства противников новой реформы были такие выдающиеся личности, как Дёллингер, епископ Рейнкенс, проф. Фридрих, Рейш и некоторые другие, то консервативная партия, предводимая такими вождями, одержала и на третьем боннском синоде решительный верх над партией прогресса; все предложения, направленные к уничтожению целибата, были отвергнуты и синодом была наложена по этому вопросу следующая резолюция: «1) синод обходит (übergehen) все касающиеся закона о целибате предложения и поручает синодальному представительству предложить решение этого вопроса, когда оно найдет это возможным. 2) К прежним постановлениям касательно данного вопроса синод присоединяет, что недопустимо даже обручение (Verlobung) духовного лица; дозволяется только церковное благословение брака, который старокатолический священник заключил пред светскими чиновниками по прекращении своей духовной деятельности». 430 Таким образом третий боннский синод не только не подвинул вперед решение вопроса о целибате в положительном смысле, а напротив, можно сказать, отодвинул такое решение назад, запретив даже обручение лицам духовным. Положительное решение вопроса об уничтожении целибата имело за собой однако столько уже сторонников в немецком старокатолическом обществе, что его, это положительное решение, не могли остановить никакие отрицательные меры. Поэтому и упомянутый синод не только не прекратил розни среди германских старокатоликов по данному вопросу, а напротив, подобно второму, даже усилил её, породив между двумя партиями, партией консервативной и партией прогрессивной, обширную литературную полемику. Консервативная партия, литературным выразителем голоса которой явился проф. Рейш, соглашаясь даже, что уничтожение целибата было бы действительно спасительной реформой в церкви, доказывала однако же несвоевременность проведения этой реформы. «Я, писал Рейш после выхода сочинения Шульте Der Cölibatszwang und dessen Aufhebung, безусловно принимаю положение Шульте, что если в церкви действительно должна воспоследовать... радикальная (fest) и спасительная (heilsam) реформа, то основным условием её должно быть то, чтобы пастырь церкви опять чувствовал себя, как человек, как гражданин и как патриот; я не желаю оспаривать этого положения.., но уничтожение закона о целибате одним из ближайших старокатолических синодов, т. е. почти для 70 старокатолических духовных лиц, было бы реформой церкви вообще в настоящее время не желаемой: вернее всего (vielmehr) эта, предпринимаемая ныне старокатоликами реформаторская попытка, была бы, по моему убеждению, началом конца самой же реформы». 431

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Главными распространителями этой молвы выступили иезуиты, которые, после восстановления их ордена в 1814 году («по желанию всего христианского мира», как, с почти невменяемою наивностью, выразился папа Пий VII в своей знаменитой булле Sollicitudo от 1814 года), решили оправдать возлагавшуюся на них надежду, как на лучших стражей «правоверия». И открыто и тайно иезуиты успели составить довольно сильную партию, которая была недовольна Гермесом и его богословствованием. Тайные доносы полетели и в Рим, и оттуда уже послышались довольно явственные выражения недовольства. Мюнхенскому нунцию поручено было расследовать это дело. К счастью для Гермеса, архиепископом кельнским, которому подведомствен был боннский богословский факультет, был граф Шпигель, весьма образованный и просвещенный человек, который сам интересовался богословскими лекциями Гермеса и неоднократно лично беседовал с ним по богословским вопросам. Он не находил ничего опасного в воззрениях Гермеса и в этом смысле не раз отписывался в Рим, успокаивая зилотов уверением, что он и сам дорожит истиной, и первый подавил бы заблуждение, но такового не находит ни в учении самого Гермеса, ни его учеников. Тем не менее, оппозиция не успокаивалась и все настойчивее стала распространять молву, что Боннский богословский факультет сделался очагом новой опасной ереси – Гермесианизма! Можно себе представить, сколько огорчений и неприятностей доставила эта подпольная вражда иезуитов знаменитому богослову, так глубоко принимавшему к сердцу интересы богословской науки, которой он посвятил лучшие годы своей жизни, трудясь над разрешением существеннейших для всякого христианина вопросов. Наиболее неприятная и опасная сторона этой оппозиции новому направлению состояла в том, что она в полном смысле была подпольная: какие-то темные силы, несомненно, работали над тем, чтобы сокрушить и задушить новое богословско-философское направление, повсюду распространялись разные темные слухи и толки, летели доносы к архиепископу и в Рим; но кто такие были эти враги, оставалось в сущности неизвестным.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

На Люцернском конгрессе один из наших православных гостей Г. Киреев представил реферат, результатом которого было появление «Богословского международного Обозрения». Ст.-католики Швейцарии были бы очень счастливы, если бы дружественно расположенные к ним церкви, посылающие своих молодых богословов за границу для окончания своего образования – не обходили бы Бернский богословский факультет. 2135 —132— На том же конгрессе профессор Фридрих заметил, что добрые отношения между восточными церквами и церквами старокатолическими установились уже давно, что они довольно прочны, что поэтому можно бы уже было сделать дальнейший шаг в смысле соединения; он обратился к ст.-католическим епископам, находящимся на конгрессе, с просьбою позаботиться о том, чтобы этому делу дан был надлежащий официальный ход. Еще в 1875 году, после успешных боннских конференций, Дэллингер заявил, что ст.-католикам остается лишь ждать «известий с Востока». В том же смысле говорил и архиепископ Утрехтский Гюль; он тоже выражал желание, чтобы сношения с Восточными церквами были установлены на прочных основаниях и доведены до желанного конца. Результатом этих переговоров и заявлений со стороны ст. католиков, о которых был поставлен в известность св. Синод Российской церкви, было назначение комиссии русских богословов, которой было поручено рассмотрение настоящего положения дел, (la situation) а нынешним летом о. Протопресвитер Янышев, член этой комиссии, препроводил уже к ст. католическим епископам её отчет. Документ этот не есть ответ самого св. Синода, а лишь выражение мнений некоторых православных богословов. Старокатолические богословы, на конференции в Роттердаме (27-го с. мес.), тоже назначили комиссию, которая должна будет со своей стороны еще более выяснить вопросы, поднятые в отчете русской комиссии, назначенной Св. Синодом; таким образом дело подвинулось. Может быть, на первых порах и под первым впечатлением, мы могли бы пожаловаться на такой медленный ход дела. Но нет; избави Боже жалеть об этом; мы видим в этом указание самой судьбы, указание необходимости усиленной совместной работы над теми вопросами, которые еще не для всех и не в одинаковой степени разъяснены, но которые должны быть разъяснены совершенно, дабы впредь не было уже никаких недоразумений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В качестве редакторов к работе над томами были привлечены крупные ученые международного масштаба: историк права, член Баварской академии наук, профессор ряда немецких и Венского университетов Леопольд Венгер (1950–1953); профессор ряда университетов, член Гейдельбергской академии наук, специалист по Новому завету и иранист Карстен Кольпе [р. 1929] и известный филолог-классик Альбрехт Диле [р. 1923] (оба в 1964–2004 гг.); известный католический церковный историк, специалист по патристике и христианской археологии Бернхард Кёттинг (1964–1990); Эрнст Дассманн (1972–2001; в 1984–2001 гг. – главный редактор); австрийский филолог-классик и историк религии, профессор Зальцбургского университета Вольфганг Шпейер [р. 1933] (с 1972 г.); специалист в области христианской археологии Йозеф Энгеманн [р. 1926] (1984–2006); Клаус Трэде (с 1984 г.), Хайнцгерд Бракманн и Карл Хохэйзель (с 1995 г.), католический богослов и церковный историк, член Академии наук и искусств Северного Рейна-Вестфалии Георг Шёлльген [р. 1951] (главный редактор с 2001 г.); швейцарская исследовательница в области классической филологии, профессор во Фрайбурге-на-Брайсгау и с 2008 г. – в Свободном университете в Берлине Тереза Фурер [р. 1959] и профессор церковной истории университетов Гамбурга и Гейдельберга, специалист в области истории догматики и истории древней Церкви Винрих Лёр [р. 1961] (с 2004 г.), Сибле де Блау (Sible de Blaauw, c 2007 г.) 610 . Работа над Лексиконом стала базой для основания в 1958 г. Теодором Клаузером, Эдуардом Штоммелем и Альфредом Штуйбером периодического издания Jahrbuch für Antike und Christentum (журнал готовится Институтом Франца Йозефа Дёльгера и Боннским университетом и выпускается в Мюнстере издательством Ашендорффа; к 2006 г. вышло 47 томов журнала и целый ряд дополнительных томов, содержащих монографические исследования и эссе) и серии монографических исследований Theophaneia. В 1986–1997 гг. третьим изданием вышел Evangelisches Kirchenlexikon (англ. пер.: The Encyclopedia of Christianity) под ред. Эрвина Фальбуша (1926–2007) 611 , длительное время бывшего почетным профессором систематической теологии Франкфуртского университета. Отметим также издание Evangelisches Lexikon für Theologie und Gemeinde.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

26 . Старокатолические синоды Боннский в Германии и Бернский в Швейцарии. Ibid. 1877, II (отд. I), 8, 295–310. 27 . Старокатолический конгресс в Майнце. Ibid. 1877, II (отд. I), 11. 634–641. 28 . Генеральный синод протестантов Баварии в Анебахе. ibid. 1877, II (отд. I), 12, 744–746. 29 . Обзор современных церковных событий в главнейших религиозных обществах Запада. Ibid. 1877, III (отд. II), 3, 106–114; 4, 172–187; 6, 226–257; 9, 315–320; 10, 321–332; 11, 333–340. 30 . Протестантство и церковная политика в Пруссии. Ibid. 1878, I (отд. I), 1, 142–159. —15— 31 . Энциклика папы Льва XIII. Ibid. 1878, 1 (отд. 1), 5, 625–636. 32 . Страничка из современной истории Франции. Ibid. 1878, I (отд. I), 5, 636–639. 33 . Пятый синод немецких старокатоликов. Ibid. 1878, I (отд. I), 5, 639–640. 34 . Обзор современных церковных событий в главнейших религиозных обществах Запада. Ibid. 1878, III (отд. II), 1, 31–39; 3, 171–181. 35 . Пий IX. Ibid. 1878, III (отд. II). 2, 83–99. 36 . Париж и Парижская Всемирная выставка. Париж, 31 июня н. ст. (Иностранное обозрение. От нашего корреспондента.). Ibid. 1878, III (отд. II), 7, 7–10. 37 . Отчет о занятиях заграницею в течение 1878–79 учебного года. Журналы Сонета Московской Духовной Академии 1880 года. Москва, 1880. Стр. 1–50 (в приложении). 37а. Тоже. Отдельный оттиск. Sine tit. Стр. 50. 38 . Из наблюдений над религиозною жизнью в современном германском протестантстве. Чт. О. Л. Д. И. 1881. I (отд. I), 1, 98–122. 39 . Мысли Горация о поэзии и условиях совершенства поэтических произведений в «Послании к Пизонам». Речь на публичном акте в Московской Духовной Академии 1 октября 1885 года. Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе за. 1886 год. XXXVII, 2, 443–473. 39а. Тоже в книге: Годичный Акт в Московской Духовной Академии 1 октября 1885 года. Москва, 1886. Стр. 5–35. 40 . Гимны Пруденция в русском переводе. Вера и Разум, отд. церк. 1887, I, I,3,226–238; 8, 649–652; 10, 792–801; 11, 858–864: I. II, 13. 49–60; 14, 87–100; 16, 216–225; 17, 274–280 (ошибочно 574–580); 1888, I. I, 9, 625–641; 11, 762–768; 12, 818–826; I, II, 15, 189–204; 16, 269–275; 17, 346–352; 18, 398–414; 19, 469–476; 20, 537–552; 21, 624–634; 23, 787–790; 24, 869–876.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1575 г. иезуиты выпросили у папы Григория XIII цензуру книг и перечистку библиотек. Юрий Радзивил, вступив после Протасевича в управление виленской епархией, начал свое служение торжественным сожжением запрещенных книг. В 1581 г. целые костры книг сожигаемы были на площади пред Свентоянским костелом рукой палача. Николай Сиротка истратил более 5000 червонцев на то, чтобы скупить экземпляры Библии , изданной отцом его и предать их пламени. 161 В то же время иезуиты уничтожали православные и реформатские храмы или обращали их в свою собственность. 162 VII. Образование в Польско-Литовском государстве до иезуитов и при иезуитах Первые школы в Польше, после распространения в ней христианства западного исповедания, были, как на всем западе, монастырские и кафедральные (при епископских кафедрах). Монастырские учреждались при монастырях бенедиктинцев – первого монашеского ордена, вызванного в Польшу еще при Болеславе Храбром в первой половине XI века. Кроме монастырских школ, были школы при епископских кафедрах. В XI–XII в. были такие школы в Познани, в Гнезне, в Тынце у бенедиктинцев, 163 в Смогоржеве и Кракове. В XIII в. было уже несколько таких школ. С XIII в., с введения в Польше города магдебургского права, появились школы местные или приходские (парохиальные). Кроме предметов, обозначавшихся техническими названиями trivium и quadrivium, в них преподавались катехизис и латинская обрядность. Преподавание шло на латинском языке, а в местных школах обучали, сверх того, уже в XIV в. языкам польскому и немецкому. Не нужно прибавлять, что высшее управление и наблюдение над школами принадлежало духовенству. С XIII в. молодежь польская начала посещать заграничные академии и университеты – парижский и итальянские – боннский и падуанский. В половине XIV в. основана была в Польше собственная академия. Краковская академия. – В 1364 г. Казимир Великий основал академию в Кракове, по образцу Пражской в Богемии, учрежденной императором Карлом IV в 1347 г. Папа Урбан V утвердил основание этого училища, наименовав краковского епископа постоянным его канцлером. Король построил для академии великолепные здания, дал важные преимущества как профессорам, так и студентам, и обеспечил содержание этого рассадника просвещения. Но преемник его, Лудовик Угорский, не поддержал юного училища, а невежество со всех сторон ставило ему преграды. Академия быстро склонялась к упадку и лучшие из молодежи направились, по-прежнему, в заграничные университеты. Честь возобновления академии принадлежит внучке Казимира Великого, королеве Ядвиге. В 1397 г. она выпросила у папы Бонифация XI подтверждение прав академии; обеспечила ее содержанием и на собственные бриллианты купила для нее дом и исходатайствовала у короля – супруга привилегию новому университету. Ягайло подарил ему значительные имения и пригласил в него профессоров – Иеронима из Праги и других преподавателей. С той поры краковская академия стала во главе образования в Польше и великом княжестве Литовском. 164

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Paris. 1874. Хотя в этом исследовании старокатоличеству отводится сравнительно небольшая часть (183–271 стр.), тем не менее то, что содержится в ней, заслуживает полного внимания, особенно вследствие того, что автор рассматривает старокатоличество главным образом с внутренней стороны, стараясь дать различным явлениям из исторической жизни последнего оценку. В виду особого интереса, который представляет старокатолицизм для православия, и русская литература относилась к нему со вниманием. При обозрении её необходимо прежде всего указать на протоколы С.-Петербургского отдела общества любителей духовного просвещения, в которых содержится множество сообщений преимущественно о первоначальной истории старокатолического движения. Отсюда напр. можно получить очень подробные сведения об одном из важнейших периодов этой истории, 1874–1875-х годах, когда происходили знаменитые боннские конференции, на которых были сделаны первые попытки к сближению старокатоликов с православными; 1 отсюда же далее можно получать сведения и о кёльнском конгрессе, также имевшем важное значение в истории старокатолического движения. 2 В тех же протоколах далее есть некоторые сообщения о первоначальной истории старокатолического движения во Франции, о старокатолическом движении в Италии, о церковной организации итальянского старокатолического общества, о сношениях этого общества с русским св. Синодом по поводу избрания епископа 3 и проч. Нужно впрочем заметить, что содержащееся в вышеуказанных протоколах в большинстве случаев представляет из себя сырой материал, так как вопросы о старокатолицизме решались в обществе без строгой системы, нередко в связи с другими вопросами, к старокатолическому движению не имевшими отношения. Такое же значение, значение сырого материала в русской литературе, посвященной старокатолическому движению, имеют отчеты, большею частью краткие, о некоторых старокатолических конгрессах и синодах, – отчеты, напечатанные в наших духовных журналах, преимущественно в Чтениях в обществе любителей духовного просвещения и в Христианском Чтении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Молитве в теплом кресле не научишься " Католический монах-отшельник перешел в Православие 04.10.2010 411 Время на чтение 12 минут Известный богослов иеромонах Габриэль Бунге нечасто дает интервью. Он ведет отшельнический образ жизни в маленьком скиту в Швейцарии, не пользуется интернетом, а единственное средство связи с ним - телефон. Да и тот стоит на автоответчике в далекой комнате. Хотите дозвониться - оставляйте сообщение с указанием времени, когда собираетесь перезвонить, и если отец Габриэль готов разговаривать, то в указанное время он будет рядом с телефоном. Нам, однако, удалось обойтись без такой сложной операции, потому что с отцом Габриэлем мы встретились в Москве. 27 августа он перешел из Католичества в Православие. Присоединение совершил митрополит Волоколамский Иларион. В нашей беседе отец Габриэль рассказал о мотивах такого решения, о том, чем Валаам принципиально отличается от Швейцарии, и о многом другом. «Мы похожи на чудиков» - Если человек переходит из одной христианской традиции в другую - то значит, чувствует, что ему в его духовной жизни чего-то существенно не хватает... - Да, и если этому человеку семьдесят лет, как мне, то такой шаг вряд ли можно счесть поспешным, не правда ли? - Правда. Но чего же не хватало Вам - монаху с таким огромным духовным опытом? - Здесь приходится говорить не об одном решении, а о жизненном пути в целом, где есть своя внутренняя логика: в какой-то момент случается событие, которое вся предыдущая жизнь в каком-то смысле подготавливала. Как и все молодые люди в подростоковом возрасте, я был в поиске, что называется, своего пути. Поступил в Боннский университет, стал изучать философию и сравнительную теологию. А незадолго до этого впервые побывал в Греции, два месяца провел на острове Лесбос. И там я впервые своими глазами увидел настоящего православного старца. К тому моменту я уже внутренне тяготел к монашеству и успел прочитать кое-что из православной литературы, в том числе русской. Этот старец поразил меня: он стал воплощением того монашества, о котором я раньше читал только в книгах. Я вдруг увидел перед собой ту монашескую жизнь, которая сразу стала казаться мне подлинной, настоящей, наиболее близкой к практике первых христианских монахов. С этим старцем мы потом всю жизнь переписывались. Так у меня появился идеал монашеской жизни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

«Возможно, кто-то мог подумать, — пишет Э. Трапп, — что созданием печатных конкордансов, которые имели место, в особенности, после Второй Мировой войны, как в Европе, так и в США, эта работа может быть доведена до своего окончательного завершения в ближайшем будущем». Однако такая мысль очень далека от действительности. Как бы то ни было, новые примеры подобных изданий все еще появляются, наиболее значимым из которых является Thesaurus Patrum Graecorum [xv] . Этот проект, который берет свой материал из TLG, имеет следующие преимущества: в нем используются исправленные тексты изданий, он содержит список редких или «проблемных» слов, в нем приводится исчерпывающая информация по именам собственным, в нем даются полноценные словарные статьи (т.н. полная лемматизация) и в нем представлена словарная статистика. Единственное, что, по мнению исследователя, в указанном лексиконе вызывает сомнение, это использование микрофишей, содержащих конкордансы имен собственных, вместо самих печатных версий. Резюмируя все вышеизложенное в первой части своей статьи, Э. Трапп задает риторический вопрос: «Наверное, среднестатистический пользователь предпочтет работу с TLG возможности добывания недостающей информации каким бы то ни было механическим путем»? Во второй части статьи боннский профессор Э. Трапп излагает главные проблемы лексикографии в следующих пунктах: А) Несмотря на то, что античные и средневековые греческие ученые и грамматики интересовались этимологией так же мало, как и классической лексикой, тем не менее, современная лингвистика сейчас — это достаточно развитая наука. Если для современного греческого языка мы имеем лексикон F. Adrados, то византийские исследования все еще находятся на стадии разработки. При рассмотрении источников формирования византийской лексики мы должны иметь в виду два главных аспекта: с одной стороны эволюцию античной греческой лексики в более современные формы, а с другой — влияние языкового окружения и по времени контакта, и по его локализации. Наибольшее влияние на формирование византийской лексики оказала латынь, из которой были заимствованы слова традиционной римской терминологии (юридической, военной, административной). За латынью, по степени влияния, следуют арабский и славянский языки, а затем более поздние — итальянский, французский и турецкий языки.

http://bogoslov.ru/article/423989

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010