П.В. Безобразов Графу А. П. Толстому от 27 мая 1859 г. 224 Путешествие мое в Фессалии продолжалось 56 дней (с 31 марта по 26 мая). Оно было благополучно. Тамошние архиереи, ларисский, гардикийский, триккский и стагонский, настоятели Метеорских и Олимпийских монастырей и христиане в городах и селениях принимали меня искренно, почтительно и доверчиво. Все они любят Север и оттуда ожидают избавления от вялого владычества турок, решаясь к прежним жертвам своим присовокупить новые, лишь бы соединиться с расцветающими свободно эллинами. Это ожидание их усилено было знаменательным пребыванием в Афинах нашего маленького моряка с Августейшими родителями его. На метеорских столпах, в Темпейской долине, в лесистых ущелиях Олимпа, на цветущих равнинах Фессалии, всем отрадно было видеть в этом отроке будущее политическое спасение свое. Общая расположенность к нему пособляла мне достигать целей путешествия моего в этой малоизведанной стране. Мне открыты были ризницы, библиотеки и те тайники, в которых хранятся царские и патриаршие грамоты и разные деловые записи. Тут я почерпнул верные сведения о прошедшем и настоящем состоянии митрополии, епископий, монастырей и училищ в Фессалийской области. Кроме сего приобретены мною одиннадцать древних рукописей на пергамине. Самые драгоценные из них суть: 1) Минеи в двух огромных фолиантах с нотами и чтениями из Ветхого и Нового Завета, XII–XIII века, и 2) такие же чтения во весь круглый год в особой книге того же века. В библиотеке главного Метеорского монастыря я нашел неизданное творение царя Льва Мудрого σκητικ ψυχν ποτπωσις, о совершенстве (врачевании) душ, и рукописную Библию на греческом языке, содержащую исторические книги и пророчества, кроме Даниила. Текст ее переписан был в XIV или XV веке с древнего ученого издания Библии. На полях его указаны разные чтения Акилы, Симмаха и других толковников; а после каждого пророчества написано краткое житие составившего оное пророка. За эту рукопись я давал в монастырь большой вклад деньгами, но игумен не уступил ее мне и даже не решился выдать под расписку нашего консульского агента в Лариссе сроком на один год.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 После смерти братьев — Феофана в 1544 году, а Нектария в 1550 году - монастырь продолжал процветать, получая от верующих земельные угодья, виноградники, оливковые плантации и деревни. В конце XVI - начале XVII в. в монастыре функционировала наиболее организованная из всех метеорских монастырей книгописная мастерская, где работали каллиграфы киприот Лука, еп. Бузэуский , Матфей Миреон из Эпира (+ 1624), монахи Арсений и Иоанникий; в золотошвейной мастерской работал монах Арсений Вышивальщик (1583-1620). C начала XVII века в монастыре оставалось всего несколько монахов. Шведский путешественник Й.Бьернстааль, посетивший монастырь в 1779 году, оставил следующее описание монастыря: «Здесь имеются две церкви … С момента основания монастыря ни одна женщина не поднималась наверх, так же как и в Метеор. Игумен проводил меня в церковь, которая не так велика, как в Метеоре, но намного красивее. Она имеет два небольших красивых свода и довольно светлая. Повсюду внутри ее видны настенные росписи, сделанные в манере этого края, без перспективы, без светотени. Монастырь Святого Варлаама был построен в 2044 от сотворения мира, что соответствует 1535 году от Рождества Христова, о чем свидетельствует надпись на камне, находящемся у лебедки с помощью которой Вас втаскивают наверх " . Метеоры. Монастырь святого Варлаама. Церковь Всех Святых, 2015. Фото Ю. Булкина Метеорский храм Всех Святых (схема с сайта www.gometeora.gr) Преп. Сисой над могилой Александра Македонского (с сайта patriarchia.ru) Редакция текста от: 02.09.2020 21:21:55 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/22796.html

П.В. Безобразов Константинопольскому посольству от 8 мая 1859 г. По благословению святейшего правительствующего синода путешествуя по Востоку и отыскивая в тамошних библиотеках рукописные экземпляры Священного Писания Ветхого Завета на греческом языке для крайне надобного сличения их как с славянским текстом сего писания, так и с теми греческими текстами оного, которые напечатаны на Западе, хотя не совсем верно, однако распространены на Севере и Востоке, я нашел в книгохранилищах афонских монастырей несколько таких экземпляров и уведомил об этом духовное начальство. Но все они, к сожалению, не полны. В них нет самой важной и существенной части ветхозаветного писания, именно, всех пророчеств (Προφητολγιον). Эта часть отыскана мною в другом месте, именно, в ставропигиальном и патриаршем монастыре Преображения Господня, называемом Метеоро и находящемся в епархии стагонского епископа, подведомого ларисскому митрополиту, в Фессалии, близ города Стагона (ныне Калабака). Метеорский текст пророчеств и исторических книг Библии, писанный на бумаге in folio в два столбца, инде красными чернилами, немного подмоченный, в чернокожаном переплете, этот текст есть завидная редкость и неоцененное сокровище. Он переписан был в XIV или XV веке с древнейшего ученого издания Библии. Я просил игумена Метеорского монастыря отца Каллиника выдать его мне под расписку сроком на год и поставлял ему на вид, что наш агент в Лариссе Григорий Хаджи Лазару поручится в том, что эта рукопись по истечении года будет возвращена в свое место в неповрежденной целости. Достопочтенный игумен этот соглашался на мою просьбу с тем условием, чтобы ларисский митрополит, как епитроп Метеорского монастыря, письменно дозволил ему выдать мне просимую рукопись на определенный срок. Но этот митрополит, несмотря на усердное ходатайство помянутого агента нашего, не решился кончить это дело домашним образом и объявил, что если угодно мне или г. Хаджи Лазару, то он будет писать об этом вселенскому патриарху, от которого непосредственно зависит Метеорский монастырь, и как скоро получит от него разрешение выдать нам желанную рукопись, немедленно представит ее в нашу агенцию в Лариссе.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Монастырь Святой Троицы (Метеора) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Мужской монастырь Святой Троицы  — один из шести сохранившихся доныне Метеорских монастырей, основан в XV веке. Находится на одной из скал Фессалии в номе Трикала, Греция. Содержание История [ править править код ] Не существует достоверных свидетельств о дате основания обители. Один из неподтвержденных переводов свидетельствует, что монастырь был основан монахом Дометием в 1438 году. Однако существует историческое упоминание о монастыре Святой Троицы вместе с монастырем Мегала Метеора, датированное 1362 годом в приказе Симеона Уреша Палеолога. Достоверно известно, что возведение собора состоялось в 1476 году, на это указывает надпись на южном фасаде храма. Сейчас комплекс обители состоит из часовни, балконного замка, алтаря, монашеских келий, покрытых низкими сводами. Настоящим украшением является Собор, посвященный Святой Троице. Позади собора расположен балкон, с которого открывается живописная панорама на монастырь Святого Стефана , монастырь Русану , монастырь Святого Варлаама и Мегала Метеору , а также две скалы — Алисы и Святого Модеста. На этих скалах тоже когда-то действовали монастыри: на скале Святого Модеста — одноименный монастырь, на скале Алисы — монастырь Святого Петра. Монастырь Святого Модеста, построенный в 12 веке, был самым древним среди Метеорских, второй был основан около 1400 года. Современное состояние [ править править код ] Собор Святой Троицы Собор был возведен около 1475—1476 гг., сводчатый, двухколонный. Неф храма традиционна — крестообразная в плане, под трехсторонним куполом, как и храм монастыря Святого Николая Анапавсаса. На куполе единственное двупольные окно и с трех сторон имитационные арки. Вход в неф оборудован через низкую дверь с южной стены. Связь нефа с основным храмом осуществляется через три прохода. Алтарь расположен рядом с ризницей, достроенной в 1648 году. Собор монастыря Святой Троицы украшен настенными фресками, нанесёнными в два этапа. К первому относится иконопись нефа, а фрески основного храма относятся ко второму этапу отделки храма покрывают более древние покровы. Среди живописных украшений сохранились две надписи создателей. Согласно первой, отделка нефа началась в 1692 году при митрополите Стагоне Арсении и по инициативе Михо Курика Кириака из города Велоны, иеромонаха и священника Иоанна Дамаскина . Собственно иконопись выполняли два мастера: Димитрий Ризос и Афанасий.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Свят...

Кроме того, ему принадлежат: «Описание Есфигмено–Вознесенского монастыря» (не напечатано); «Палестинские записки» (не обработаны окончательно и частью затеряны или подарены); «Русские иноки на Святой Горе Афонской с 10 до 19 века» (труд доведен до 16 в.; не напечатан). 1126 Труды преосвященного Порфирия интересны, в первую очередь, тем, что он соединил в них два жанра: собственно путевые заметки, представляющие собой, благодаря таланту автора, великолепные зарисовки быта местностей, которые посещал путешественник, особенно ценные ввиду присущей ему здравой критичности восприятия многих событий и явлений, сочетаются в них с черновыми тетрадями исследователя, приоткрывающими секреты его творческой лаборатории – здесь содержатся его соображения касательно методологии датирования памятников материальной культуры и исторических событий, представлены примеры текстологических исследований и археографического анализа, содержатся образцы еще не отшлифованной для дальнейшей публикации научной полемики и т.д. См.: Порфирий ( Успенский). Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты архимандрита, ныне епископа, Порфирия (Успенского) . М., 2006 (репринт); он же. Второе путешествие по Святой Горе Афонской архимандрита, ныне епископа, Порфирия (Успенского) в годы 1858, 1859 и 1861 и описание скитов Афонских. М., 1880; он же. Описание монастырей Афонских в 1845–1846 годах. [СПб., 1848]; он же. Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 году архимандрита Порфирия (Успенского) . СПб., 1856; он же. Второе путешествие архимандрита Порфирия (Успенского) в Синайский монастырь в 1850 году. СПб., 1856; он же. Александрийская Патриархия: Сб. мат–лов, исследований и записок, относящихся до истории Александрийской Патриархии/Под ред. Хр.М. Лопарева. СПб., 1898; он же. Восток христианский: Египет. Состояние Апостольской, Православно–Кафолической Церкви Египетской в первой половине девятнадцатого столетия. Киев, 1868; он же. Восток христианский: Египет и Синай. Виды, очерки, планы и надписи: К путешествиям архимандрита Порфирия. Б.м., 1857; Восток христианский: Сирия. Киев, 1874–1876; он же. Путешествие архимандрита Порфирия Успенского в нитрийские монастыри в Ливии в 1845 г. Киев, 1868; он же. Отрывки из путешествия в египетские обители (преподобных Антония Великого и Павла Фивейского) [СПб., 1855]; он же. Путешествие по Египту и в монастыри святого Антония Великого и преподобного Павла Фивейского в 1859 году. СПб., 1856; он же. Отрывок из путешествия в Метеорские монастыри в Фессалии в 1859 году. Киев, 1866; он же. Путешествие в метеорские и олимпийские монастыри в Фессалии архимандрита Порфирия (Успенского) в 1856 году/Под ред. П.А. Сырку. СПб., 1896; он же. Рас–эль–айнские водометные колодцы у города Тира: Отрывок из путешествия по Святой Земле. [СПб., 1855]; и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если принять во внимание предположение иеромонаха Амфилохия (Радовича) о том, что преподобный Афанасий Метеорский был ближайшим учеником святого Григория Молчаливого с. 132], то житие преподобного Афанасия может дать нам ряд дополнительных сведений о жизни и подвигах преподобного Григория Молчаливого. Из этого жития видно, что святой Григорий Молчаливый стал учеником преподобного Григория Синаита , когда тот был на Святой Горе Афон. После ухода учителя безмолвия с Афона преподобный Григорий остался там и долгое время подвизался с Моисеем – одним из учеников святого. К ним иеромонах Каллист направил преподобного Афанасия, с именем которого впоследствии будет связан расцвет знаменитого монашеского оазиса на Метеорах в Фессалии. Преподобный Афанасий Метеорский, лично знавший святого Григория Синаита и получивший от него первые наставления исихастского делания с. 298], дальнейшие свои духовные подвиги продолжал под руководством преподобного Григория Молчаливого с. 132], от которого и принял монашеское пострижение. Совместным подвигам Моисея и Григория Молчаливого препятствовали частые нападения на Афон разбойников, в особенности на то место, где они находились. Они вынуждены были расстаться. Моисей, взяв одного из послушников по имени Стефан, отправился в Иверский монастырь, в котором закончил свой земной путь. А святой Григорий Молчаливый с учениками Афанасием и Гавриилом отправился в Солунь и далее в Сербию, к ученику Синаита митрополиту Иакову Серскому. По совету и благословению митрополита они поселились в Метеорских горах в западной Фессалии на одной высокой и отвесной скале, где, кроме птиц, никто не обитал. Первое время преподобный Григорий Молчаливый жил с Афанасием. Вскоре к ним стали приходить люди, желавшие подвижнического жития. Видя духовный рост Афанасия, преподобный Григорий освободил его от обычного послушания и дал благословение на молитвенное уединение с. 302]. Место подвигов преподобного Григория Молчаливого представляло своего рода столп, на котором со временем образовался монастырь. Множество иноков проходило подвиги под мудрым руководством старца. Когда в новой обители установился строгий устав и стал не менее строго соблюдаться, Господь перевел Своего верного раба в другое место для создания новых духовных центров. Ими стали монастырь Григориат на Афоне и позднее обитель Горняк в Сербии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

Второе. Мы, монахи, стремились к истокам. У нас не было глубоких корней. Единственное, что было – это наш блаженный святой отец-наставник митрополит Триккский и Стагонский Дионисий, о котором я упоминал в храме. Он время от времени пытался вложить в наши сердца святогорский образ жизни. Особенно когда мы после обеда приходили в митрополию и оставались наедине с ним. Не расставаясь со своими четками, он с простотой малого дитяти начинал говорить нам дивные речи. Мы стремились к корням. Их у нас не было. Мы желали отыскать древние традиции. Но не было и их. Метеора, как известно, – отпрыск Афонской Горы. Монах Афонской Горы святой Афанасий Метеорский 7 перенес святогорское устроение монашеской жизни в тот монастырь, где подвизались мы, – в Болыние Метеоры. Святой царь Иоасаф, Иоанн Уресис Ангел Комнин Дука Палеолог тоже был монахом на Святой Горе и перенес в Метеоры из Ватопеда Устав и сделался игуменом нашего монастыря. Видите, каковы святогорские корни. Но постепенно монашество в прямом смысле было выжито из Метеор. Не оставалось ничего, что могло бы нам напомнить о безмолвии и покое, за единственным исключением. Не смейтесь, пожалуйста, прошу вас, но кроме нашего храма с его дивными росписями и иконами, у нас были еще ястребы, которые с древних времен обитали в Метеорах. Их увидел, придя сюда в XIV веке, святой Афанасий Метеорский. Застали их и мы. Но с внедрением звука и света они покинули Метеоры. И не осталось ничего, ни одного ястреба, который мог бы напомнить о безмолвии. Мы говорили: «Надо бежать». Дети понимали, что нельзя долыле оставаться на Метеорах, и тогда мы невозможное сделали возможным. Понадобились годы сражений. Мы выдержали непонимание и возражения. И, слава Богу, отныне пребываем в месте с тысячелетней традицией, даже двухтысячелетней, ибо нить афонского монашества неотделима от суровой нити всего православного монашества. Третье. Позвольте мне упомянуть то, что, быть может, вам покажется малозначительным, однако для нас это решительно важно. Читая Святых отцов Церкви, мы видели, что все те, кто вел внутреннюю жизнь и имел мистический опыт откровения Бога и обгцения с Ним, пребывал в особом, не сентиментальном, но глубоком сердечном общении с Пресвятой Богородицей, был с Ней связан неразрывно.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАСАФ МЕТЕОРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иоасаф Сербский, Метеорит. Икона Прп. Афанасий и Иоасаф Метеорские. Роспись собора Преображения Господня в мон-ре Большие Метеоры. XVI в. При мудром игумене Иоасафе Метеорские монастыри процветали как никогда. В попечении о монастырях ему много помогала его родная сестра Мария Ангелина , правительница Эпира, оставившая большую часть своего имения в управление и распоряжение брата. На эти средства преподобный построил в своём монастыре множество келий, монастырскую больницу, резервуары для воды и другие необходимые постройки. В 1394 году, когда турки захватили Фессалию , преподобный Иоасаф был вынужден на некоторое время удалиться на Афон , где провел несколько лет в монастыре Ватопед . Около 1401 года он снова вернулся на Метеору и продолжил там свои подвиги, живя в непрестанных молитвах в небольшой келии. В 1422 - 1423 годах, после 40 лет монашеского жития, великий подвижник отошел ко Господу. Его святые мощи были положены в Метеорском монастыре Преображения Господня , вместе с мощами преподобного Афанасия Метеорского . Там же они пребывали на начало XXI века. Преподобным Иоасафом завершился славный и богатый святыми род Неманичей . Почитание святого Иоасафа рано распространилось в Метеорских и Святогорских монастырях. Его лик сохранился на фреске Лозы Неманичей в славонском монастыре Ораховице , а в Кркском монастыре хранится его икона работы Спиридона Рома XVI века, на которой преподобный Иоасаф изображен со святыми Феодосием и Афанасием. Молитвословия Тропарь, глас 3 Сердцем и душею возлюбив Христа Господа,/вся красная мира сего оставил еси,/изволил же еси паче в смирении и послушании Богу служити,/нежели на престоле царстем владети./Сего ради благочестно восхваляем тя/и, святую память твою совершающе, вопием ти:/отче Иоасафе Богоблаженне,/моли Христа Бога о спасении рода нашего христианскаго.

http://drevo-info.ru/articles/22275.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ МЕТЕОРСКИЙ (1302-1380), прп. (пам. греч. 20 апр.). В миру - Андроник, род. в Нов. Патрах (совр. г. Ипати) во Фтиотиде в богатой и знатной семье, рано осиротел и воспитывался дядей. Во время захвата города каталонцами (1319) он был пленен, однако ему удалось бежать. Прп. Афанасий и Иоасаф Метеорские. Роспись собора Преображения Господня в мон-ре Большие Метеоры. XVI в. Прп. Афанасий и Иоасаф Метеорские. Роспись собора Преображения Господня в мон-ре Большие Метеоры. XVI в. Юноша отправился в Фессалонику, где был принят в дом писца царских указов, к-рый взял его под свое покровительство. Он получил блестящее светское образование, занимаясь с лучшими учителями Фессалоники. Желая получить также и духовный опыт, Андроник посетил Афон и К-поль, где познакомился с выдающимися богословами, сторонниками и противниками исихазма : прп. Григорием Синаитом , Даниилом Исихастом, Исидором I (впосл. Патриарх К-польский), Григорием Акиндином . Затем он отправился на Крит, где нек-рое время подвизался в безмолвии в уединенном месте. Ок. 1335 г. возвратился на Афон и поселился в ските Магула, принадлежавшем Иверскому мон-рю. Там от иером. Каллиста он узнал, что в месте, называемом Милея (Μηλα), живут 2 старца, Григорий и Моисей, к-рые достигли вершин добродетели. Андроник пришел к ним и после долгих просьб был принят ими, пострижен в монашество с именем Антоний, а затем в схиму с именем Афанасий. Келья старцев находилась на вершине Афонской горы. В качестве послушания Афанасий доставлял в келью все необходимое, поднимаясь с ношей по горным тропам, где не могли пройти вьючные животные. Однажды, когда выдалась особенно суровая зима и выпало много снега, он едва не погиб в горах. Из-за частых пиратских набегов монахи были вынуждены оставить свою келью: Моисей переселился в Иверский мон-рь, Григорий и Афанасий - в Фессалонику, а затем в Веррию. Желая найти уединенное место, они по совету Иакова, архиеп. Сервийского, ушли в Фессалию и поселились около г. Стаги на высоких голых скалах, где, по словам жития, «жили только орлы и коршуны». Первоначально они обосновались на ближайшей к городу скале, называвшейся Стилос (ныне скала Св. Духа), где находилась заброшенная ц. Архангелов, высеченная пастухами в скале. Узнав об их иноческих подвигах, многие стали приходить к ним за духовным советом и благословением. Ок. 1340 г. Афанасий в поисках уединения и более суровой аскезы переселился в пещеру на самой высокой скале Платилифос, к-рой он дал название Метеорон (Μετωρον), т. е. «парящий в воздухе». Позже это название распространилось на всю гряду скал, а Платилифос стала именоваться Б. Метеоры. Старец Григорий же остался жить на прежнем месте, затем вернулся в Фессалонику.

http://pravenc.ru/text/77008.html

Изображение иконы Иоасаф Метеорский, прп. #6868 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Иоасаф Метеорский, прп. #6868 Эта страничка относится к разделу   Иоасаф Метеорский, прп. Скачать или распечатать изображение 6868.jpg 563x1476, 0.83 MPix, 86 Kb. 4.8x12.5cm @ 300DPI (7.2x18.7cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 2 (153) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2009-12-14) Происхождение изображения: Загружено 2009-12-14, анонимно. Описание: [Метеоры. XVI.] Прп. Иоасаф Метеорский. Фреска. Метеоры. Греция. XVI в. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Иоасаф Метеорский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-6868

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010