Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ Прп. Иоасаф Метеорский. Роспись кафоликона мон-ря Преображения Господня (Великие Метеоры). 1552 г. Прп. Иоасаф Метеорский. Роспись кафоликона мон-ря Преображения Господня (Великие Метеоры). 1552 г. [в миру Иоанн Урош; греч. Ιωσαφ; серб. Joacaф] (ок. 1349/50-1422/23 или 24.02.1423), прп. (пам. греч., серб. 20 апр.), 2-й ктитор Большого Метеорского монастыря . Последний представитель династии Неманичей , потомок визант. императоров и эпирских деспотов, от которых унаследовал родовое имя Палеологов и Дук-Ангелов-Комнинов. Сын правителя Эпира и Фессалии Симеона Уроша (младшего сына серб. кор. Стефана Уроша III Дечанского от брака с Марией Палеологиной) и Фомаиды Орсини (дочери эпирского деспота Иоанна II Орсини и Анны Палеологины). Деспот Симеон Урош покровительствовал Метеорским мон-рям . В 1359/60 г. Иоанн Урош был провозглашен соправителем отца, а после его смерти ок. 1370 г. стал правителем Фессалии. В кон. 1372 или в 1-й пол. 1373 г. он принял постриг в Большом Метеорском мон-ре, передав власть кесарю Алексею Ангелу Филантропину. Это событие датируется исходя из содержания документов: в 2 простагмах (нояб. 1372) своему духовному отцу, проту Стагийского скита Нилу, И. еще фигурирует как светский правитель, а из вкладной грамоты мон. Феодулы Котеанидзены в Большой Метеорский монастырь следует, что в июне 1373 г. у власти уже находился Алексей Ангел Филантропин. Согласно Житию прп. Афанасия Метеорского, этот святой незадолго до смерти пожелал передать управление основанным им мон-рем И. Однако по неизвестной причине И. отправился в Фессалонику и на Св. Гору (1379/80). Вскоре после смерти прп. Афанасия Метеорского И. вернулся в Большой Метеорский мон-рь и принял на себя управление монашеской общиной. В дек. 1384 - янв. 1385 г. И. совершил путешествие в Янину в связи с убийством мужа его сестры Марии, янинского деспота Фомы Прелюбовича, и со вступлением во 2-й брак Марии с флорентийцем Эсавом Буондельмонте. Сохранилось письмо Марии к И. (1386) относительно драгоценностей, переданных ей Большому Метеорскому мон-рю.

http://pravenc.ru/text/578046.html

(SynCP. Col. 258-260); на полях рукописи Paris. gr. 1589, XII в., память мученика указана под 24 нояб. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. и его списках, а также в Минологии имп. Василия II, в нек-рых визант. Синаксарях и греч. печатной Минее (Венеция, 1593) память М. и сказание о нем на основе 2-й редакции Мученичества М. содержатся под 25 нояб. ( Дмитриевский. Описание. С. 26; Mateos. Typicon. T. 1. P. 114; Laurent. S. Marco. 787, 1050 г.; Ambros. D. 74. Sup., XII в.; Bodl. Auct. T. 3. 16, 1307 г.). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца память М. и сказание о нем помещены под 25 нояб. На то, что М. широко почитался не только в Византии, но и в поствизант. пространстве, указывает его упоминание в душеполезной «Повести о недостойном иерее» (сохр. в рукописи XVI в.); М. фигурирует в ней как реальное лицо, с к-рым был знаком главный герой повести - священник, наказанный за неканонический проступок невозможностью умереть в свой срок. Прожив неск. сотен лет, он рассказывает, что был соседом М. и свидетелем его страданий ( Afinogenov D. The Story of an Unworthy Priest in Cod. Parisinus gr. 1632//Scrinium. СПб., 2011. N 7. P. 91-102). По нек-рым неподтвержденным сведениям, частицы мощей М. также хранились в К-поле: «В той части [города] покоится святой Меркурий, убивший Юлиана Отступника» (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 454). Под «той частью» следует понимать мон-рь мч. Диомида рядом с Золотыми воротами. Частицы мощей М. хранятся в Большом Метеорском монастыре и в мон-ре св. Варлаама в Метеорах (Фессалия), в обители Св. Лавра (Агия-Лавра), близ Калавриты, в мон-ре 40 Севастийских мучеников в Спарте, в монастыре Успения Пресв. Богородицы в Кинурии, в ц. св. Андрея в Ахее, в мон-ре Кехровуниу на о-ве Тинос, в мон-ре Пресв. Богородицы Платитеры на Керкире (Корфу), в мон-ре свт. Николая и мон-ре Агиас на Андросе, в мон-ре Св. Троицы, мон-ре Св. Креста и мон-ре Вронда на Самосе, в Иоанна Богослова апостола монастыре на Патмосе , в мон-ре святых Таксиархов на Серифосе ( Meinardus O.

http://pravenc.ru/text/2563008.html

От гробницы И. М. в Амафунте происходили чудеса, затем мощи И. М. были перенесены в К-поль: ок. 1200 г., по сообщению архиеп. Антония Новгородского, они находились в ц. св. Платона и в одной из церквей в Испигасе (Пиги) (Книга Паломник. С. 30, 33; Janin. Églises et monastères. P. 405), в сер.- кон. XIV в.- в ц. св. Марфы (Ibid. P. 324; Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Centuries. Wash., 1984. P. 43, 153, 165, 308. (DOS; 19)). Частицы мощей И. М. были увезены участниками 4-го крестового похода (Contemporary Sources for the 4th Crusade/Ed. A. J. Andrea. Leiden; Boston, 2000. P. 262) в Хальберштадт и в Париж, после чего почитание И. М. распространилось и в Зап. Европе: к XIII в. относится включение главы о святом в «Золотую легенду» Иакова из Варацце (Cap. 27) и появление стихотворного Жития И. М. на старофранц. языке. И. М. является св. покровителем г. Казарано (обл. Апулия, Италия). Согласно католич. традиции, в 1249 г. мощи И. М. были перенесены из Александрии в венецианскую ц. св. Иоанна Предтечи (Сан-Джовании ин Брагора). Возможно, речь идет о мощах свт. Иоанна Калоктена , прозванного Новым Милостивым, привезенных в Венецию крестоносцами. По др. зап. традиции во 2-й пол. XV в. мощи И. М., остававшиеся в К-поле, были переданы венг. кор. Матьяшу Хуньяди, который поместил их в дворцовой капелле в Буде. Оттуда в 1530 г. реликвия была перенесена в Талль близ Пресбурга (Пожонь, ныне Братислава), а в 1632 г.- в пресбургский кафедральный собор св. Мартина ( Sauget. 1965. Col. 753-754). В наст. время в Греции хранятся честная глава И. М. (в Большом Метеорском монастыре ), за исключением неск. фрагментов, к-рые находятся в мон-рях Пресв. Богородицы Прусиотиссы и Пантократора на Афоне, десница И. М.- в Дионисия преподобного монастыре , а также др. частицы мощей святого в мон-рях: Великая Лавра, Ксенофонт, Мега-Спилеон, в митрополичьем соборе г. Лимасол и др. Кроме того, частицы мощей И. М. находятся в Гроба Господня храме в Иерусалиме, в Киккском монастыре на Кипре ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 197-198), в Будапеште и в Кракове (КатЭ. Т. 2. С. 368).

http://pravenc.ru/text/469614.html

Мон-рь Сретения Господня Мон-рь Сретения Господня М. м. являлись центрами просвещения и поддерживали развитие образования; в мон-рях еще с поздневизант. периода были богатые б-ки, в нек-рых действовали скриптории. В 1845 г. игумены мон-рей Большого Метеорского, Варлаама и первомч. Стефана внесли по 500 грошей на строительство школ Трикалы. Постепенно некогда многолюдные М. м. стали приходить в запустение, в них подвизалось все меньше насельников; если, напр., в нач. XIX в. в Большом Метеорском мон-ре было 30 чел., то в 1859 г.- 4 чел. М. м. сильно пострадали во время второй мировой войны и гражданской войны в Греции. Мон-рь свт. Николая Чудотворца Анапавса Мон-рь свт. Николая Чудотворца Анапавса Первоначально в М. м. не было жен. мон-рей, однако во 2-й пол. ХХ в. некоторые запустевшие обители были заселены жен. общинами (мон-рь первомч. Стефана с 1961; мон-рь Русану с кон. 40-х гг. ХХ в. по 1955 игум. Кассианией с неск. монахинями, затем до 1970 г. там жила старица Евсевия, в 1988-1989 - община игум. Филофеи). Закон 1921 г. объявил М. м. выдающимися памятниками визант. архитектуры, по закону 1962 г. эти обители стали охраняемыми историческими памятниками, в 1988 г. были внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как природный и культурный памятник. В 1995 г. М. м. были включены законом N 2351/1-11-1995 в число священных мест Греции. Этот закон не противоречит соглашению о защите архитектурного наследия Европы, заключенного в 1985 г. в Гренаде, где говорится об охране окрестностей М. м. «как памятника, места и архитектурного комплекса». В 1995 г. был также принят закон, устанавливающий зону А, в которой запрещено к.-л. строительство. Местность Метеоры упомянута в этом законе, а ее мон-ри защищены изданным в 2002 г. археологическим законом N 3028/2002, согласно к-рому гос-вом охраняются все памятники, построенные до 1830 г. В наст. время действует 6 из М. м.: Большой Метеорский мон-рь, Варлаама, первомч. Стефана, Русану, Анапавса и Св. Троицы. Число подвизающихся в них насельников невелико; жизни монахов, стремящихся к уединению, мешает массовый поток туристов, большинство из которых не являются правосл. верующими.

http://pravenc.ru/text/2563068.html

Его игумен Вавила принимал участие в соборе 518 года и в V Вселенском Соборе в Константинополе в 536 году. Судя по его подписи «игумен святой обители блаженной памяти Даниила, что в Столпе, Святого Иоанна Предтечи и Крестителя в Малой Глуби и Святого Андрея близ Столпа», ученики преподобного Даниила (как и, например, акимиты) создали подобие монашеского «ордена» вокруг Анапла. Монастырь Святого Даниила Столпника существовал как минимум до XII века, когда упоминается Савва, «игумен обители преподобного Даниила в Анапле». Примечательно, однако, что русский паломник Антоний Новгородец, приложившийся в 1200 году к мощам преподобного Даниила, указывает, что храм в Анапле, где они лежали, носил имя святого Симеона. Долгое время шли споры, где находился этот монастырь, пока Р. Жанен не указал на свидетельство «Жития святого Луки Стириота», согласно которому преподобный поставил свой столп на высоком холме (что совпадает с указанием Антония Новгородца) около Сосфения (современный Истинье, портовый город на Босфоре)8. Впрочем, дальше Константинополя почитание преподобного Даниила распространилось незначительно, хотя его мощи сейчас почитаются в Греции: глава — в Большом Метеорском монастыре, а отдельные частицы — в Великой Лавре на Афоне и монастыре Агиа-Лавра близ Калавриты9. Интересна история почитания преподобного Даниила Столпника в славянских странах и на Руси. Во-первых, на церковнославянский было переведено не только синаксарное (проложное), но и полное древнее житие святого10 (перевод не учтен при критическом издании греческого текста). Во-вторых, со Студийско-Алексеевским Типиконом служба святому Даниилу Столпнику попала на Русь уже в XI веке11. В-третьих, преподобного часто изображали в росписях русских храмов: как и в Византии, он нередко представляется вместе с другими святыми столпниками (Симеоном Старшим, Симеоном Младшим Дивногорцем, Алипием). Например, в Троицком приделе храма Спаса Преображения на Ильиной улице в Новгороде, расписанного Феофаном Греком в 1378 году.

http://e-vestnik.ru/history/prepodobnyy_...

С. «на горе»; Жанен предполагает, что речь идет о ц. прп. Симеона Столпника. В наст. время часть мощей Д. С. находится в Греции: череп - в Большом Метеорском монастыре (Метеоры), нек-рые частицы - в Великой Лавре (Афон) и мон-ре Агия-Лавра (близ Калавриты). Ист.: BHG, N 489-490; Delehaye H. Les Saints Stylites. Brux.; P., 1923. P. 1-147. (SH; 14); SynCP. P. 299-300; Festugière A. J. Les moines d " Orient. Vol. 2: Les moines de la région de Constantinople. P., 1961. P. 87-171; St. Daniel the Stylite//Three Byzantine Saints: Contemporary Biographies of St. Daniel the Stylite, St. Theodore of Sykeon and St. John the Almsgiver/Transl. by E. Dawes; introd. and notes by N. H. Baynes. L., 1948. P. 1-84; The Life of [the monk] St. Daniel the Stylite/Transl. by M. R. Vivian and T. Vivian/California State Univ., Bakersfield [готовится к изд.]; Книга Паломник. С. 36, 66, 92; ЖСв. Дек. С. 293-324. Лит.: Delehaye H. Une épigramme de l " Anthologie //REG. 1896. Vol. 9. P. 216-224; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 500-501; Baynes N . H. The Vita S. Danielis Stylitae//EHR. 1925. Vol. 40. P. 397-402; idem//Byzantine Studies and Other Essays. L., 1955; Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 167-168; Miller D. The Emperor and the Stylite: a Note on the Imperial Office//GOTR. 1970. Vol. 15. P. 207-212; Janin R. Δανιλ Στυλτης//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 952-954; idem. Églises et monastères. P. 86-87, 338-340 [о ц. архистратига Михаила в Анапле]; Laurent V. Daniel le Stylite//DHGE. T. 14. Col. 73; Becquet Th. Daniele di Costantinopoli//BiblSS. Vol. 4. P. 470-471; Kazhdan A. , Ševchenko N. P. Daniel the Stylite//ODB. Vol. 2. P. 582; Mango C. Bosporos//Ibid. P. 312-313; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 107; Fox R. L. The Life of Daniel//Portraits: Biogr. Representation in the Greek and Latin Literature of the Roman Empire/Ed. M. J. Edwards, S. Swain. Oxf., 1997. P. 175-225. Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова Гимнография Память Д.

http://pravenc.ru/text/171316.html

Дракоса 62 , но сделаем замечания лишь о наиболее выдающихся из них. Во главе нынешних монастырей Греции нужно поставить монастыри Метеорские (τ Μετωρα μοναστρια) в Фессалии, в митрополии ларисской. Они возникли в византийскую эпоху, расположены на диких и величественных Метеорских утёсах причудливой формы, представляют дивную картину и производят сильное впечатление на путешественников своим необычайно красивым и редким видом. Монастыри отличаются строгим подвижничеством обитающих в них монахов и некогда владели богатыми собраниями древних рукописей и книг, которые потом были переданы в национальную библиотеку в Афинах. В настоящее время на Метеорских утёсах существуют следующие монастыри: св. архидиакона Стефана, Св. Троицы, Преображенский, Всесвятский или Варлаама, Русанский, св. Николая Анапавсийского и Агиа Мони. В монастырях подвизается немного иноков. В 1859 году, когда их посетил известный русский путешественник епископ Порфирий Успенский , в каждом из них жило от 3 до 6 монахов 63 . В последующее время число метеорских подвижников увеличилось. Наряду с Метеорами, знаменитым монастырём Греции считается и монастырь – Μγα Σπλαιον или Великая Пещера, находящаяся в епархии калавритской в Пелопоннесе. Монастырь возник в IV веке, посвящён Успению Богородицы и находится внутри пещеры. В византийскую эпоху он находился в большом процветании. И теперь число его монахов простирается до 120, а вместе с послушниками до 170. Монастырь имеет большие имения, с коих получает ежегодно дохода до 120 тысяч драхм; в нём находится прекрасная библиотека древних рукописей, а монастырский храм богат древней утварью и драгоценностями. Монастырь имеет большое нравственное влияние на окрестных жителей строгостью исполнения в нём иноческого устава. В епархии калавритской существует и другой выдающийся монастырь во имя Успения Богоматери, называемый Лавра. Он основан в X веке, но во время греческого восстания был разрушен египетскими войсками и восстановлен только в тридцатых годах XIX столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Частицы мощей Л. включены в ковчеги, находящиеся в Даниловом монастыре, в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге и в Кийский крест патриарха Никона в ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках. Иконы с мощами Л. известны в позднем средневековье. Они восходят к к-польским образцам эпохи Палеологов, в к-рых списки почитаемых в визант. столице икон Божией Матери или Спасителя сопровождались полуфигурами избранных святых на полях и выемками-ковчегами, в которые вкладывались мощи именно этих святых (напр., диптих Марии Палеологины в соборе Куэнки или икона Божией Матери в Большом Метеорском мон-ре). Из личной иконной казны царицы Прасковьи Иоанновны Салтыковой, супруги царя Иоанна V Алексеевича (выявлено Т. Е. Самойловой), происходят 3 иконы-реликвария (кон. XVI в., ГММК), образующие своеобразный «деисус» по сторонам иконы «Не рыдай Мене, Мати». На иконе скорбящей Богоматери в верхнем левом углу находится полуфигура Л., ниже к-рой - отверстие неправильной формы, напоминающее небольшую кость ( Самойлова Т. Е. Царские иконы-мощевики кон. XVI в.//Московский Кремль XVI в.: Сб. ст. М., 2014. Кн. 2. С. 264). Подобного же типа икона с изображением крылатого Иоанна Предтечи, с мощевиками и избранными святыми на полях (в т. ч. Л.) хранится в Национальном музее в Бухаресте. Лит.: Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858-1860. 2 т.; Успенский А. И. Церковно-археологическое хранилище при Моск. дворце в XVII в.//ЧОИДР. 1902. Т. 202. Кн. 3. Отд. 1. С. III-VI, 7-92; Massi P. Luca, Evangelista: Il Culto//BiblSS. 1966. T. 8. Col. 196-201; Woods D. The Date of the Translation of the Relics of Saints Luke and Andrew to Constantinople//VChr. 1991. Vol. 45. P. 286-292; Христ. реликвии в Московском Кремле. М., 2000; Костина И. Д. Серебряные напрестольные кресты XVIII в. с вкладными надписями в собр. Музеев Моск. Кремля//Ставрографический сб. 2003. Вып. 2. С. 257-281; она же. Произведения моск. серебряников 1-й пол. XVIII в.: Кат. М., 2003. С. 90-92, 104-105, 134-135, 153-154, 160, 203, 244-245, 260, 335, 339, 439.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

В числе томов этого отдела находится и 2-е отделение III-й части истории Афона, которую преосвященный Порфирий имел в виду из не напечатанных своих сочинений прежде всего издать в свет для окончания написанной им истории Афона, две части и I отделение III-й части которой изданы еще в 1877 г. В этом отделе имеется также несколько трудов преосвящ. Порфирия, весьма важных для истории христианского востока, а именно: афонские акты, описание синайских и афонских рукописей греческих и арабских и путешествие по Метеорским монастырям. 4)Описательный или, вернее, географический, имеющий до 30 томов, и наконец 5)Искусство – отдел заключающей в себе 25 картонов больших и малых с видами и снимками: афонскими, метеорскими, палестинскими, сирийскими, малоазийскими, египетскими, три коллекции разных фотографических снимков и этнографических видов Балканского полуострова и одну коллекцию гравированных икон, числом до 23, в большом количестве экземпляров, часть которых предназначена по желанию преосвящ. Порфирия в продажу, один ящик с выпуклым планом Иерусалима, другой ящик с несколькими свинцовыми оттисками древних римских и византийских монет и наконец большой портрет преосвящ. Порфирия, писанный красками, в золоченой раме. Все это было изложено комиссией в ее донесении общему собранию Академии 7 ноября 1887 г. В заключение члены комиссии заявили, что бумаги преосвященного Порфирия в настоящее время приведены в такой порядок, что уже является возможность приступить в непродолжительном времени к исполнению его завещания, а именно: 1) к составлению его жизнеописания, для чего имеется богатые материалы; 2)к выпуску в свет собрания изображений древних икон, что составляло, так сказать, предсмертное желание преосвященного Порфирия; 3) к обнародованию II отделения III тома истории Афона, совершенно приготовленного преосвящ. Порфирием к печати; 4) к обнародованию материалов и других ученых трудов жертвователя и 5) к постепенному приготовлению полного собрания сочинений преосвящ. Порфирия, начиная с разбросанных по разным повременным изданиям мелких его статей, имеющих и до сих пор научное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Десница свт. Иоанна Златоуста (мон-рь Филофей на Афоне) Десница свт. Иоанна Златоуста (мон-рь Филофей на Афоне) Афонскими монахами для успокоения паломников была сложена легенда, что в Москву вместо главы И. З. была послана глава свт. Андрея Критского. Однако еще в 1709 г. в перечне ватопедских святынь значилась глава свт. Андрея Критского и не упоминалась глава И. З. ( Ипполит (Вишенский), иером. Пелгримация, или Путешественник... во Святый град Иерусалим. М., 1877. С. 111). Версия о замене нашла отражение в печатных проскинитариях монастыря Ватопед. Однако в откровенных разговорах ватопедцы отрицали напечатанное ( Григорович-Барский В. Г. Второе посещение Св. Афонской горы. СПб., 1887. С. 199-200). Вопрос о святынях остается открытым. В настоящее время в Ватопеде выставлена для поклонения глава, почитаемая как глава И. З. (с нетленным левом ухом). Глава же, привезенная Алексею Михайловичу, была возвращена РПЦ в 1988 г. музеями Московского Кремля и передана в Богоявленский (Елоховский) собор, а затем - в храм Христа Спасителя. В февр. 2010 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эту главу возили для поклонения в Знаменский Синодальный собор в Нью-Йорке. По кипр. преданию, часть главы И. З. хранится в мон-ре Пресв. Богородицы Троодитиссы . В др. греч. мон-рях также хранятся части мощей И. З.: кисть десницы - в Филофея мон-ре , др. часть десницы - в Большом Метеорском монастыре , 2 части левой руки - в Великой Лавре (плечо - дар императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII), еще одна часть левой руки - в мон-ре Варлаама (Метеоры), 2 небольшие частицы руки - в монастыре св. Таксиархов на о-ве Серифос, персты - в мон-рях Дохиар , Успения Пресв. Богородицы на о-ве Идра и вмч. Георгия близ Эдипсоса на о-ве Эвбея. Колено находится в мон-ре Варлаама (Метеоры), большая часть голени и еще 4 частицы - в монастыре Пантократор , палец ноги - в мон-ре Вознесения Господня в Гераки (Ераки) близ Амальяды. Небольшие частицы мощей имеются в храме Гроба Господня в Иерусалиме, в Богословской школе на о-ве Халки в Мраморном м., на Кипре - в Киккском мон-ре , мон-ре Хрисорройятисса и в архиепископской резиденции в Никосии, на Афоне - в Иверском мон-ре , Ксенофонта монастыре , Ксиропотаме , Григория преподобного мон-ре , Ставрониките, Павла святого мон-ре , Дионисия преподобного мон-ре , Русском вмч. Пантелеимона мон-ре , Кастамоните , румын. скиту св. Иоанна Предтечи, скитах Новая Фиваида, Ксилургу (Пресв. Богородицы) и ап. Андрея Первозванного. Частицы мощей И. З. хранятся во мн. местах в Центр. Греции: в каталоге О. Мейнардуса указаны 25 мон-рей и 6 храмов (церквей и соборов), в т. ч.- мон-ри Прусу , Дусику , св. Стефана (Метеоры), Иоанна Богослова мон-рь на Патмосе .

http://pravenc.ru/text/541598.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010