Не оставлялись непрочитанными и наши отечественные путешественники: Коробейников, Барский, игумен Даниил. Вряд ли был о. Антонин тогда близко знаком с подобным ему историком и исследователем Востока, первым начальником нашей Миссии в Иерусалиме архимандритом Порфирием Успенским (впоследствии еписк. Чигиринским), но с памятью его и делами рук его встречался он повсюду на Востоке. Он как бы следом шел за незабвенным автором «Книги бытия моего»: и на Афоне, и в Египте, и на столпах Метеорских, и в самом граде Иерусалиме. А летом, когда нестерпимая жара убивает жизнь в Афинах, когда персонал посольства уезжает на морские купания и в отпуск, тогда и о. Антонин, обычно в сопровождении подобных ему любителей древностей, отправлялся в свои странствия, нагруженный картами, книгами, подзорной трубой, записными книжками и самым скудным запасом существенно необходимого имущества, в котором, впрочем, почти всегда первенствующее место принадлежало ящику с самоваром. Первая дальняя поездка его была в Рим в 1852 году. Манило его, конечно, место первых подвигов и страданий мучеников, Колизей и катакомбы, но, кроме того, влекла его туда возможность свидания с любимым «наставником, хранившим его юность», о. архимандритом Феофаном Авсеневым, тогда занимавшим в Риме то же место, что и о. Антонин в Афинах. О. Феофан пишет ему между прочим 13/25 января 1852 года: «В Санкт-Петербурге о тебе доброе мнение по случаю твоей книжки 100 . Однако в ней есть резкие промашки против догматики. Приими мой прежний совет: церковное красноречие, учительство – не твое поле. Твое – история, церковная археология, а главное твой дар – πνευμα κισερνησεως. Также ошибка, что ты переводишь с славянского на греческий; какая из того польза Русской Церкви, коей ты питомец? Почему не возьмешься исправить пролог по греческому тексту, чтобы сделать ясным, или «Добротолюбие»? Это сокровища, и вот была бы услуга для своей Церкви. Не сделайся ее ренегатом. Свое к ним перенести хочешь или у них побольше забрать для своей Церкви? Искупай получше время твоего пребывания в Греции...» 101 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/o...

   Сила философского учения не в форме ее изложения, не в обилии подстрочных примечаний и не в систематических и методологических разработанностях. Если в философии могут быть достигнуты построения великих и поражающих «Систем», «Критик» и «Сумм», то не в них одних сила, и м. б. и другой подход к философскому ведению, а именно, восприятие его, как дела жизни. Оно может стать задачею жизни, чтобы не сказать драмой жизни. Философия может черпать не из одних Платонов и Аристотелей, но, не отметая, конечно, и их, и из самого бытия, из интуиции жизни, из переживаний. Творчески-познавательный акт философии м б. направлен на внутреннее созерцание своих сокровенных драм, потрясений, откровений. Самоуглубление в смерть, любовь, ревность, испуг, отчаяние, восторг, тревогу, во все вообще несказанные и таинственные переживания человека дает истинный материал для своего философского опыта.    Если для Платона философия есть упражнение в смерти, и настоящие философы только и знали что приготовляться к смерти и умирать, то философия не есть наука, не есть умственная дисциплина, а дело жизни, жизненная задача. Такое платоновское восприятие философии, а это восприятие почти совпадает с нашим теперешним пониманием экзистенциальной философии, очень близко к тому именно значению философии, которое ему придавали отцы и писатели церковные. Это понимание любомудрия, как постоянного умирания и есть та жизненная задача, которой отдавались тысячи человеческих жизней на столпах Метеорских, в дебрях Афона, в зыбучих песках Синая и Заиорданья, словом, всюду в тех монастырях, которые блаженный Феодорит Кирский назвал «подвизалищами философии», где внимали своему внутреннему голосу, созерцая Высшее Благо, Несозданный Свет, неминуемую смерть, непонятный процесс возникновения и исчезания, загадку бытия.    Думается, что при всем наличии интересов к философствованию и при всей богословской напряженности, у византийцев все же нехватало достаточной сноровки и выработанной привычки к ситематическим занятиям в области философии. Это зависело во многом от недостатка систематического философского образования. Кроме того, и не все вопросы, затронутые в XI-XII в. в., и уж, конечно, не самый паламитский спор могли быть разрешены философскими методами. Очень многое в этих богословских проблемах принадлежало области непосредственной мистической интуиции.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

К стр. 66. – 11) Порфирий (Успенский) , епископ Чигиринский. «Восток Христианский». Т. 1. СПБ. 1898 г. Автор – знаменитый археолог. В 1843 г. он командирован был впервые на Восток для изучения нужд православия. В 1858 г. вторично был командирован на Восток и пробыл там так же, как и в первое свое путешествие, три года. По замечанию специалистов, всего древних рукописей и книг на разных восточных языках автором собрано столько, что «целой четверти столетия мало для простого их описания». Рукописи и книги эти в настоящее время составляют собственность отчасти академии наук, отчасти Императорской публичной библиотеки. «Христианский Восток» изображает собою виды, очерки – планы и надписи Египта, Синая, Абиссинии, Сирии. В частности т. представляет сборник материалов, исследований и записок, относящихся до истории Александрийской патриархии. «Восток Христианский» описывает путешествие в Метеорские и Осоолимпийские монастыри в Фессалии. «Восток Христианский» содержит историю Афона. К стр. 74 – Коялович M. И. проф. «История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям». СПБ. 1884 г. Это профессор Петроградской академии сначала сравнительного богословия и русского раскола, а затем – русской и гражданской истории. В названном сочинении автор определяет направление, которому он следовал в своих трудах: так как «в истории область объективных истин весьма невелика, a все остальное неизбежно субъективно, нередко даже в области простейших голых фактов»..., то автор сознается, что он следовал тому субъективизму, который больше всех других «обнимает фактическую часть русской истории и лучше других освещает действительные и существенные ее стороны». Такой русский субъективизм автор находил в сочинениях славянофилов. И к этому субъективизму он пришел, по его словам, «не столько по указанию русского чувства, но и по научным требованиям». В общем же своем виде труд «представляет не что иное, как курс академических лекций автора по литературе русской истории. Беспристрастная ученая критика признала в этой книге не полную историю русского самосознания, а ряд статей, неравномерно разработанных, посвященных вопросам, связанным с историею самосознания; но книга эта все-таки во многих отношениях любопытна, особенно же – как живое отражение оригинальной личности ее автора, собственный строй его мыслей и чувств». (Русский биограф. словарь, изд. Половцова, председ. Имп. Русск. Ист. О-ва СПБ. 1903 г., стр. 396).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Икона Нектарий Метеорский, прп. - обсуждение в форуме Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Нектарий Метеорский, прп. - обсуждение в форуме Notice : Undefined variable: what in on line 65 Эта страничка относится к разделу Нектарий Метеорский, прп. Обсуждений этой иконы в нашем форуме не найдено. Для создания новой темы зайдите в форум " Обсуждение икон, опубликованных на сайте " и создайте тему, начинающуюся со строки " [icon-2501] " (в квадратных скобках без кавычек). Внимание!!! Строго запрещается соединять темы форума с этим сайтом вышеуказанным образом, если они попадают в одну из следующих категорий: - Сообщения, связанные с куплей, продажей, оценкой икон, либо иные какие сообщения, нацеленные на получение личной выгоды. - Сообщения, явной или скрытой целью которых является реклама сайтов или какого-то товара. - Сообщения, распространяющие сомнительную неправославную/раскольническую информацию об иконе. Подобные темы будут удаляться без предупреждения вместе с учетными записями наглых пользователей. Если Вы не уверены, что Ваше сообщение в форуме полезно не только Вам, лучше не соединяйте его с этим сайтом указанным образом, но просто создайте тему с обычным заголовком (без квадратных скобок и номера иконы). Примеры тем, которые полезно соединить с сайтом: вопросы об истории иконы, спорные и противоречивые факты; исправление ошибок, замеченных в опубликованном на сайте житии и обновление устаревшей информации; обсуждение различий в иконографии, каноничность иконы и особенности написания, различия в написании; иные подобные темы. В основной раздел " Нектарий Метеорский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/icon-2501-forum

Метеоры (Μετωρα). Монастырь Святого Стефана. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Адрес: Координаты: 39.709255, 21.638535 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь святого Стефана был основан в 14 веке Антонием Кантакузином и Филофеем Сиатинским. Он расположен в южной части метеорских скал и является наиболее доступным для посетителей по мосту длиной 8 метров. Маленькая церквушка святого Стефана построена в восточной части монастыря в 15 веке. В 1798 году была построена главная церковь монастыря, посвященная святому Харалампию, и с тех пор монастырь упоминали как монастырь святых Стефана и Харалампия. В 1960 году мужской монастырь почти опустел и в 1961 году был преобразован в женский и сейчас процветает. На сегодня монастырь святого Стефана самый зажиточный из всех действующих метеорских монастырей. Женский монастырь Святого Стефана - один из шести сохранившихся доныне Метеорских монастырей, находится на одной из скал Фессалии, основан в XIV веке. Это самый богатый из метеорских монастырей. Он расположен на огромной скале, возвышающейся над городом Каламбака. Вход в монастырь наиболее доступен и осуществляется по единственному пешеходному мосту длиной 8 метров. Монастырь был основан в 14 веке, однако сама скала стала обитаемой в 12 веке. Создателем обители считается потомок семьи Кадакузинос монах Антоний. Реставратором древнего собора монастыря в середине 16 века, а затем и вторым создателем был монах Филофей. В этот же период примерно в 1545 году патриарх Еремей и объявил монастырь патриархальным и независимым - эта привилегия действовала более 200 лет. В конце 18 века был построен новый собор, посвященный Святому Харалампию, который еще с 17 века считался вторым покровителем (после Святого Стефана) обители. На каменной арке над входом в 1927 году обнаружили ранее замурованную плиту с надписью «6770 год. Иеремия», которая означает, что некий отшельник по имении Иеремия жил на этой скале уже в 6770 году от сотворения мира, то есть в 1192 году от рождества Христова. Предположительно, этот отшельник и другие монахи соорудили здесь несколько келий, цистерну для сбора дождевой воды и построили маленькую часовню святого Стефана.

http://sobory.ru/article/?object=06697

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоасаф Метеорский, прп. - житие Преподобный Иоасаф Метеорский После того, как могущественный сербский царь Душан Сильный Неманич (1331- 1355 гг.) подчинил своей власти Албанию и греческую область Эпир, а его воевода Прелюб покорил в 1348 году Фессалию, он провозгласил себя «императором Сербов, Греков и Албанцев» и «деспотом Эпира и комитом Фессалии». Душан отдал Эпирскую область в управление своему брату Симеону-Синише, который женился на дочери греческой правительницы Анны Фомаиде, сестре эпирского правителя Никофора II (1335-1340 гг.). Мать Синиши, гречанка Мария, принадлежала к византийской императорской фамилии Палеологов, и поэтому он стал по матери и жене зваться Палеолог. У Симеона-Синиши и Фомаиды было двое детей – сын Иоанн и дочь Мария-Ангелина. После внезапной смерти царя Душана в 1355 году, в правящем доме Неманичей осталось два мужских главы - молодой двадцатилетний царь Урош и его дядя Симеон-Синиша. Дядя не хотел подчиняться молодому племяннику и, отделившись от него, в эпирском городе Костуре (Кастории) провозгласил себя «царем и самодержцем Греков, Сербов и Албанцев». Он именовался царь Симеон Урош Палеолог (1355-1369). После смерти правителя Фессалии Прелюба, царь Симеон-Синиша взял власть и над этой областью в свои руки и перенес свою столицу в город Фрикалу в центре Фессалии. Он выдал свою дочь Марию-Ангелину за сына Прелюба Фому, и отдал им обоим в управление Эпир. Преподобный и богоносный отец наш Иоанн, в монашестве Иоасаф, родился, как уже говорилось, от отца Симеона-Синиши и матери Фомаиды около 1350 года. Его отец был правителем богобоязненным и по примеру своих предков Неманичей воздвигал церкви и помогал многим монастырям. В своей столице, городе Фрикале в Фессалии, при митрополите Ларисском Ниле, он построил церковь св.Симеона. Благочестивый правитель оказывал щедрую помощь и покровительство Метеорским монастырям, которые в его правление умножались. Воспитываясь в дому своего отца, блаженный Иоанн с детских лет начал стремиться к духовной жизни и отречению от мира и его суеты.

http://pravicon.com/info-2516

Кафоликон Большого Метеорского мон-ря. 1387-1388 гг., реконструкция сер. XVI в. Кафоликон Большого Метеорского мон-ря. 1387-1388 гг., реконструкция сер. XVI в. В мон-рях на севере Г. был распространен афонский вариант крестово-купольной постройки. Храм этого типа с 4-колонным купольным лити возведен в св. Варлаама мон-ре в Метеорах (1541-1542). Этот афонский тип принят за основу при реконструкции кафоликона (1387-1388) Большого Метеорского мон-ря в сер. XVI в. Иконография 2-купольной церкви с экседрами по поперечной оси большого купола, венчающего наос, отражена в архитектуре кафоликона мон-ря св. Стефана в Метеорах (1798). Вост. рукав кафоликона мон-ря Преображения Господня трактован в виде граненой экседры, выступающей из объема алтарной части, а присутствие на ней аркатуры и окон в гранях связывает эту форму с куполом. Крестово-купольный триконх лег в основу композиций и др. мон-рей Фессалии, напр. вмч. Пантелеимона в Айе (1580), где и был создан тип монастырского кафоликона с 3 экседрами, примыкающими к сторонам однонефного купольного зала, как, напр., в ц. Живоносного Источника близ Месениколаса (XVI-XVII вв.). На Афоне традиц. с X в. тип собора возродился при строительстве ряда новых кафоликонов мон-рей: Дохиар (XVI в.), Филофей (1746), Эсфигмен (1806-1810), вмч. Пантелеимона (1812-1821) и др. Монастырские комплексы Афона являются образцами градостроительного искусства той эпохи. Почти независимое развитие этих мон-рей внутри Османской империи, достигнутое благодаря дипломатии афонских монахов, привело в XV-XVI вв. к тому, что территория полуострова застраивалась церковными, жилыми и хозяйственными помещениями с плотным рядом многоэтажных домов вдоль крепостных стен. Живописная застройка вокруг мощенного плитами двора, посреди к-рого кроме собора располагаются и малые формы архитектуры, и неск. древних деревьев - кипарисов, магнолий - определяют художественные особенности замкнутого монастырского пространства, напоминающего снаружи укрепленную крепость с высоким центральным купольным храмом. Важнейшей малой формой архитектуры этих ансамблей являются ротондальные фиалы - водосвятные колодцы, традиция возведения к-рых восходит к средневизант. периоду. Обычным в архитектуре фиалов было использование мраморных резных сполий - плит древних алтарных преград и колонн.

http://pravenc.ru/text/166461.html

6 . доходы и расходы приходских церквей; 7 . надписи во всех Метеорских монастырях; 8 . разные дееписания (acta et documenta) о Стагонском ските; 9 . царские хрисовулы и приказы, патриаршие грамоты и другие дееписания в Метеорских монастырях и в Фессалийских обителях св. Георгия Корбовского и Пресвятой Богородицы Ликусадской; 10 . надписи в Икономийском монастыре св. Димитрия на горе Оссе и в Олимпийских обителях, Дионисийской, Каналонской и Елассонской; 11 . царские хрисовулы, патриаршие грамоты и другие дееписания в этих обителях; 12 . фессалийские живописцы и произведения кисти их; 13 . каталог замечательных рукописей, хранящихся в монастырях метеорских и оссо-олимпийских; 14 . выписки из толкований триккского епископа Икумения. Этот статистический сборник, в котором помещено много списков с подлинных актов на языках греческом и латинском, послужит богатым материалом для церковной истории. Архимандрит Порфирий намерен напечатать его по частям при описании путешествия его по Фессалии и при церковно-гражданской истории этой страны. 5) Взгляд на плавание наших торговых пароходов к берегам святой горы Афонской напечатан в одесской газете, называемой «Листок Русского общества пароходства и торговли». Эта статья, которую архимандрит писал volens-nolens, прилагается к сему отчёту. В течение 1862 года учёные труды отца Порфирия были по большей части обязательные. 6) Приглашённый обер-прокурором Святейшего Синода дать мнение об абиссинских делах, он по этому случаю написал большое сочинение под названием: Состояние Абиссинии с древнейших времён до наших дней. В состав его вошли следующие статьи: 1 . народонаселение, состоящее из галлаев и абиссинов, и образчики разных языков, которыми говорят они; 2 . вероисповедание и литургия в славянском переводе; 3 . иерархия; 4 . толки о вере; 5 . искусства и науки; 6 . земледелие, промышленность и торговля; 7 . политическая история Абиссинии; 8 . такая же история соседнего с нею государства Шойского; 9 . современные политические события в Абиссинии;

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕКТАРИЙ И ФЕОФАН Преподобные Нектарий и Феофан Метеорские. Роспись кафоликона мон-ря Варлаама в Метеорах. XIX в. Преподобные Нектарий и Феофан Метеорские. Роспись кафоликона мон-ря Варлаама в Метеорах. XIX в. [Греч. Νεκτριος κα Θεοφνης] (XV-XVI вв.), преподобные Метеорские (пам. греч. 17 мая), основатели Варлаама мужского монастыря во имя Всех святых в комплексе Метеорских монастырей , расположенного на скале высотой 373 м в 11 км от г. Каламбака. Главными источниками сведений о жизни Н. и Ф., в т. ч. об основании ими мон-ря Варлаама, служат их собственные произведения: «Завещание» (BHG, N 2286; издано С. Лампросом - Λμπρος Σπ. Π. Συμβολα ες τν στοραν τν μονν τν Μετερων//Νος Ελληνομνμων. 1905. Τ. 2. Ν 1. Σ. 107-111) и автобиография (BHG, N 2287; Ibid. Σ. 98-107). Сохранилось также анонимное Похвальное слово Н. и Ф. (BHG, N 2288; Ibid. Σ. 121-130). Н. и Ф. были родными братьями и происходили из знатного янинского (г. Янина, Греция) рода Апсарадов (ο Αψαρδες). Юноши получили блестящее образование, но отклонили все варианты светской карьеры. Их призванием стало монашеское служение. Они удалились на один из островов Янинского оз. (ныне Памвотида) и стали подвизаться там под руководством известного в округе старца Саввы (см. в ст. Савва Янинский , местночтимый святой (пам. греч. 3 февр.)). У него они научились основам аскетической жизни, к-рых придерживались в дальнейшем: Н. и Ф. не употребляли в пищу масла, во время строгих постов ели через день, а Ф. до конца жизни носил вериги. Через некоторое время братья были рукоположены во иереи. Под окормлением старца Саввы они прожили 10 лет, а после кончины наставника отправились на Св. Гору Афон, чтобы получить совет относительно своей дальнейшей жизни. К-польский патриарх свт. Нифонт II , к-рый в то время пребывал в мон-ре Дионисиат (см. в ст. Дионисия преподобного монастырь во имя Иоанна Предтечи), посоветовал Н. и Ф. вернуться в свой мон-рь в Янину и продолжить следование заветам старца. Патриарх прибавил, что если для братьев возникнет к.-л. препятствие, то надо не сопротивляться ему, а перейти в др. место.

http://pravenc.ru/text/2564892.html

чудотворца Дамиана и три посоха от того куста, от которого Моисей взял жезл; Царице образ мученицы Екатерины, мощи Св. мученика Кирика. Архимандрит Синайский Паисий, при представлении получил обычное жалованье, камку смирную, один сорок соболей в двадцать пять рублей и двадцать пять рублей деньгами, и Государь приказал отпустить с ним милостыни на Синайскую гору пятьдесят рублей и двести руб. для вечного поминовения своего родителя. (Связка 14-я) 1637 В 1637 году, в Сентябре месяце, приехали в Путивль Греческие старцы из города Трикалы, Дымнова монастыря Преображения архимандрит Парфений и Метеорского скита архидиакона Стефана архимандрит Гавриил. Парфений привез с собою четыре листа от нового Константинопольского Патриарха Неофита, вступившего в Июне 1636 года на патриаршую кафедру, и от братии монастырской к Государю и Патриарху Иоасафу, а Гавриил еще от бывшего Патриарха Кирилла. Патриарх Неофит отзывался, в грамоте своей, о Преображенском монастыре, что от наругания иноплеменных, от гонения, обид, тесноты и насильства и от всяких убытков впал в великий долг; отцы мучатся и не имеют чем пособить, Агаряне же грабят и чинят всякие обиды. Уже братия хотела покинуть монастырь и разбрестись, и если не будет к ним царской милости и призрения, то в конец погибнут и монастырь опустеет; но слыша о царской щедрой милостыни, послали архимандрита своего Парфения просить помощи. Тоже писал Патриарх и к Московскому Первосвятителю, и игумен Иоаким, со всем монастырским собором, слезно плакались в грамоте своей пред Царем и Патриархом, чтобы не оставили их обители. (Связка 15-я 3) С другой стороны, старцы Метеорского скита писали, с игуменом своим Митрофаном, к Царю: «куда нам бедным прибегнуть, православным Христианам, в нынешния времена? невозможно уже терпеть долее от Агарянских рук; они мучат нас и сего ради молим и покланяемся до лица земли: да сотворите вторую милостыню и освободится святой монастырь, чтобы ему в конец не погибнуть, ибо не имеем чем пособить от умножившихся долгов своих.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010