Ворота дошли до нашего времени в руинах, к тому же они были воссозданы в 1982 г., что затрудняет исследование. Возведение парадных врат при въезде в город имело длительную традицию и носило знаковый характер. Однако наименование врат – Золотые – скорее всего, вызвано апелляцией к Константинополю, где стены города имели целый ряд триумфальных проездных врат, в том числе знаменитые врата Халке с образом Христа – Халкитиса, осенявшего главный вход в Большой императорский дворец. Вместе с тем, несмотря на огромное число прообразов, начиная едва не с вавилонского времени соединение врат и церкви, осуществленное в Золотых воротах Киева, – явление уникальное. О церкви на Золотых воротах сообщает летопись, свидетельствуя, что надвратный храм Троицы в Киево-Печерской Лавре (1108) был возведен по образцу церкви Благовещения на Золотых вратах. Еще одно повторение значимого образца – надвратный храм на Золотых воротах во Владимире (1164). Храм Золотых ворот в Киеве посвящен Благовещению. Символическая связь этой постройки с Софией несомненна. Именно там, ниже триумфальной арки алтаря, появляется композиция Благовещения, фиксируя значение алтарного проема в алтарь как врат Слова. Дублирование той же символики в Золотых воротах должно было сделать смысл града как места благого вещания евангельской истины, как места христианского слова еще более значимым. Врата Киева отныне не просто архитектурно оформленный въезд в город (тем более что через Золотые ворота не въезжали), а сакральный знак «присутствия» в городе христианства. Золотые ворога с церковью Благовещения – символ осенения Руси благой вестью новой веры, но одновременно и образ высшей защиты града и державы. Оригинальность замысла, его явное корреспондирование с символикой Св. Софии не позволяют предполагать «вторичности» возникновения храма, хотя не исключено, 62 что строительство проводилось в два этапа: сначала возвели сами врата, затем на них церковь . Во всяком случае, митрополит Илларион уже в конце 40-х годов пишет «о вратах и церкви над ними».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Давида; в алтарной преграде были помещены часть плаща и пояс прор. Илии и богато украшенный щит Константина. В отдельной часовне находились стол, за к-рым сидел Авраам с явившимися ему 3 ангелами, а также крест, воздвигнутый Ноем после потопа; в нартексе была помещена мраморная колонна, с к-рой вышел из моря св. Исидор Хиосский (пам. 14 мая). Большинство реликвий утрачены после 1204 г. В XIII в. во время правления латинян эта церковь была одной из «дворцовых капелл» - Сен-Мишель-де-Буколеон; в эпоху Палеологов оставалась одной из немногих построек центрального комплекса Б. д., к-рая использовалась до тур. завоевания. В 1436 г. в храме был проведен Церковный Собор под председательством имп. Иоанна VIII Палеолога. Храм разрушен, вероятно, в 1490 г. Церковь Богородицы Фара (το Θρου - при Маяке). Названа по маяку, построенному в VI в. имп. Юстином II возле дворцовой гавани Вуколеон; входила в архитектурный комплекс дворца Вуколеон и в то же время находилась неподалеку от Хрисотриклина и жилых имп. покоев дворца Дафна; возможно, стояла между храмами прор. Илии и св. Димитрия Солунского. Построена, вероятно, имп. Константином V в сер. VIII в.; перестраивалась спустя столетие при имп. Михаиле III, и позднее в Византии считалось, что храм был основан именно им. Внешний облик известен по описаниям у Продолжателя Феофана и в 10-й гомилии Патриарха Фотия. Церковь была небольших размеров, крестово-купольного типа; имела атриум, огороженный стеной; была богато украшена мозаиками с изображением событий из евангельской истории (видимо, созданными в IX в.) и оконными витражами. Церковь имела большое значение в VIII-XI вв.: в 768 г. в ней состоялось обручение имп. Льва IV Хазарянина со св. Ириной, и впосл. здесь совершались имп. венчания. В 920 г. в храме был убит имп. Лев V Армянин. В трактате «О церемониях» церковь предназначена для повседневной литургии в присутствии императора и его семьи, а также для торжественных служб в 1-й день года, 1 мая, в день поминовения прор. Илии (в присутствии синклита), в Чистый четверг, в Великую субботу и Великий четверг.

http://pravenc.ru/text/149715.html

Евфимии в Халкидоне. Обе стороны обеспечили клятвой свою личную безопасность. 500 Под угрозой взять Константинополь силою Гайна потребовал выдачи ему его личных врагов, каковыми он считал префекта Аврелиана, бывшего консула, занимавшего пост магистра армии, Сатурнина, и интимного друга Аркадия – комита Иоанна. Страх перед готами был так велик, что император согласился на выдачу этих своих верных слуг. Их сопровождал к Гайне патриарх Иоанн, чтобы воздействовать на варвара. Гайна ограничился тем, что приложил к шеям выданных ему сановников лезвие меча, и они были затем отправлены в изгнание. 501 Префектуру Востока получил теперь Кесарий, действовавший, по-видимому, в соглашении со Стилихоном. Готы перешли через Босфор, и Гайна вступил в город. Население столицы чувствовало себя в большой опасности и тревоге. Гайна потребовал, чтобы его соплемениикам-арианам для отправления богослужения на готском языке была предоставлена одна из больших церквей города. Император готов был согласиться на это, но патриарх Иоанн воспротивился и не отдал церкви еретикам. 502 Среди готов, находившихся в столице, были и православные, вероятно, преимущественно из Таврического полуострова, той части племени, которая давно уже обособилась от главной массы народа, будучи оторвана от него гуннским нашествием. С этими готами Иоанн находился в близком общении, поставил им епископа Унилу и сам проповедовал в их церкви в Константинополе. 503 Между местным населением и готами Гайны усилилось взаимное раздражение и недоверие, и ходили слухи о коварных замыслах Гайны, который, пользуясь властью магистра армии, высылал из Константинополя под разными предлогами войска и свел их число до самых незначительных размеров. Трибигильд со своими готами переправился также на европейский берег Босфора и находился поблизости от Константинополя. Впоследствии враги готов рассказывали, что Гайна имел намерение овладеть Константинополем и направил свои виды сначала на меняльные лавки, а затем и на дворец императора. Два раза по ночам готы делали попытку осуществить планы своего вождя; но оба раза, совершенно для них неожиданно, являлось войско защитников, которое отражало их нападения.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Если выбросить из рассказа Франдзия об обстоятельствах избрания явные несообразности, то известия этого византийского историка и автора «Historia Politica» вполне совпадают, что не может не служить к подтверждению достоверности повествования этого последнего автора. Кто писал «Historia Politica» — сам ли Дамаскин Студит или же он нашел это в готовом виде и присвоил себе, — во всяком случае нужно благодарить судьбу, что она сохранила до нашего времени такой памятник седой старины, как «Historia Politica». Что же последовало далее, после того, как Геннадий был избран патриархом и ему возвещено от имени султана, что он будет иметь такие же права, какие имели его предшественники по кафедре? Последовало представление Геннадия Магомету II. Это обстоятельство всеми более авторитетными древними писателями описывается почти одинаково. Но лучше всех изобразил его Георгий Франдзий. Его повествование производит сильное впечатление на читателя своей ясностью, правдивостью и прямотой. Вот что говорится у Франдзия. Желая в отношениях к христианам показать себя подражателем византийских христианских императоров, Магомет тотчас по избрании Геннадия на Константинопольскую кафедру пригласил его во дворец. Когда он прибыл к султану, новый властелин Византии принял его с большой честью, разделил с ним трапезу и много беседовал. В разговоре султан наобещал ему много хорошего. Автор «Historia Politica» прибавляет к этому, что Магомет, между прочим, сказал Геннадию: «Да будет патриаршество твое благополучно, охотно буду исполнять твои желания, даю тебе храм Свв. Апостолов, где ты и станешь жить». Когда окончилась трапеза, а с ней и беседа двух глав — мусульманской и христианской — греческого мира, тогда султан передал Геннадию многоценный жезл, как это делали и византийские императоры при первом представлении им новоизбранного патриарха; наконец, он проводил его до выходных дверей дворца,  здесь уже приготовлена была прекрасная лошадь, богато разукрашенная; она назначалась в подарок новоизбранному святителю столицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

За определенную плату с разрешения епископа можно было купить себе место захоронения при монастыре. Иногда в обитель помещали перед смертью, как это было с Константином IX Мономахом, когда его здоровье стало быстро сдавать, или с умиравшим от подагры, инфаркта и сердечной недостаточности Алексеем I Комнином. И тот и другой были доставлены в палаты монастыря Мангана, где за ними мог быть уход. Эта обитель являлась одним из самых роскошных сакральных сооружений, которые когда-либо видел Константинополь. Михаил Пселл писал о ней следующее: «Здание все было украшено золотыми звездами, словно небесный свод... Там были фонтаны, наполнявшие водоемы; сады, некоторые из них – висячие, другие отлого спускались, переходя в горизонтальную плоскость, и купальня, настолько красивая, что не поддается никакакому описанию». К слову, в этой купальне, спасаясь от жестоких постоянных болей, Конатантин Мономах получил воспаление легких, которе окончательно и свело его в могилу, заранее устроеную в этом же монастыре. Но не всем удавалось умереть столь возвышенно и среди подобных красот. Мир мертвых, как и мир живых не был единым. Преступников, самоубийц, чужестанцев, безвестных странников хоронили отдельно. Даже Св. Стефан Новый, бесприютный скиталец, умер в VI в. в захудалом придорожном птохионе и был похоронен в простой общей могиле – коллективном кимитирии. Случаи суицида в Византии были в целом редки: останавливало христанское сознание большой греховности этого рокового шага перед Богом, который заповедовал терпеть до конца любые, самые страшные невзгоды. Но иногда доведенные до предела нервы не выдерживали, особенно в ожидании ареста по тяжкому обвинению, неотвратимого сурового наказания по закону или стремления скрыть имена других соучастников преступления. Тогда в ход шел яд, принятый тайком, ночью, или смертельный прыжок из окна, как это случилось в 1031 г. с замешанным в заговоре патрикием Константином Диогеном, когда его привели на допрос во Влахернский дворец. Одинокая, безвестная могила или даже свалка за городом становились местом, которое принимало прах такого страдальца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зашевелились и арабы. Известный ренегат и арабский пират Лев Триполийский во главе большого флота выступил к острову Лесбос, но в 923 г. был разбит римскими моряками под командованием патрикия Иоанна и друнгария флота Радина. А тем временем патриарх Николай Мистик продолжал сколачивать коалицию для защиты Византии. Еще в 920 г. он направил послание Армянскому католикосу Иоанну, в котором предлагал тому прекратить все распри и объединиться в борьбе с мусульманами. Это письмо ободрило католикоса, который отвечал в таких выражениях: «За надежной стеной вашей силы и страха, который вы внушаете врагам, и под защитой императорских крыльев, мы находимся как бы в укрепленном лагере или среди прекрасного города». Император Роман I выделили Армянскому царю Ашоту II (922–929) значительные средства, а также дал большой военный отряд, при помощи которого тот сумел упрочить свою власть и оборониться от сарацин 337 . Но сами греки в ближайшие годы терпели фатальные поражения в столкновениях с сарацинами. В 923 г. полководец Мунис-аль-Музаффар разгромил их на море и на суше, а весь 924 г. арабы почти безнаказанно – все наличные силы были брошены против болгар – разоряли спорные территории, захватив множество пленных, золота и скота. В сентябре 924 г. Симеон в очередной раз с большим войском подошел к стенам Константинополя и пригласил к себе в ставку патриарха Николая и сановников для переговоров о мире. Встретившись с ними, Болгарский царь неожиданно выразил желание переговорить непосредственно с самим Романом Лакапином, о котором слышал много доброго. Роман обрадовался такой возможности – он надеялся, используя свои опыт и хитрость, склонить Симеона к миру. По его приказу слуги соорудили надежную пристань, к которой могла бы подойти царская триера. Пока шло строительство, болгары спалили храм Пресвятой Богородицы в Пиге – варварское напоминание о своем присутствии. Ситуация была почти безнадежная – оставалась только надежда на Божью милость и помощь. Прибыв накануне встречи с Симеоном во Влахернский дворец, император вместе с патриархом Николаем пали ниц перед омофором Приснодевы и долго со слезами на глазах молили Пресвятую Богородицу даровать их стране мир с болгарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иерей – см.: священник. Иерихон – один из древнейших городов Палестины к северу от Мертвого моря; в ранневизантийское время – резиденция епископа в провинции Первая Палестина. Иерокл – византийский географ конца V – первой половины VI в. Его географическое сочинение «Путеводитель» – Синекдим было составлено до 535 г. Содержит указание о более чем 1200 городах Византии. См.: география. Иерия – 1) императорский дворец на мысу на малоазийском берегу пролива Босфор (совр. турец. Кади-Кей); 2) порт на малоазийском берегу Босфора (совр. турец. Фенер-бахчи). Выполнял таможенные функции для судов, направлявшихся в Черное море (Понт) и обратно, как и Авидос на юге, а также служил местом панигира. См.: Дафнусий. Иеродиакон – монах с саном диакона. Ср.: церковная иерархия. Иеромонах – монах, который получил сан священника. Ср.: церковная иерархия. Иерусалим – самый большой город паломничества в Византийской империи, центр патриархии (см.: Патриарх) с главной святыней христиан – Гробом Господним. В 614 г. захвачен персами, в 638 г. – арабами. В 975 г. отвоеван василевсом Иоанном Цимисхием. После Первого Крестового похода, с 1099 г. стал центром Иерусалимского королевства крестоносцев. Был вновь захвачен мусульманами в 1187 г., что послужило причиной Третьего Крестового похода. Измаилиты – название арабов по имени библейского сына Агари (см.: агаряне), Измаила, который считался родоначальником арабских племен. В XV-XVI вв. И. называли также турок-османов. Изокодик – налоговая книга в Византии. Иисуса Навина книга – ветхозаветная историческая книга Священного Писания (Библии), содержащая повествование о завоевании евреями земли Ханаан – земли Обетованной, о разделении ее между коленами – племенами Израилевыми и о последних деяниях и смерти предводителя евреев – Иисуса Навина, служителя Пророка Моисея. Иканаты – особый корпус императорской гвардии, созданный в 809 г. лично для Ставракия, сына василевса Никифора I Геника (802–811 гг.), из детей самых знатных семейств (по другим данным – для Никиты, сына будущего василевса Михаила II Рангави). И. обычно базировались в Константинополе. В походе командующий тагмой И. в случае необходимости мог осуществлять обязанности друнгария виглы. Младшими офицерами (архонтами) в тагме И. были вандофоры, симиофоры и дукиниаторы. Ср.: тагмы схол, экскувитов, арифм.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

икон Богородицы - Влахернитисса, Елеуса, Одигитрия. Они приобретают роль символа идеологии правящих фамилий, становятся определенным средоточием имп. благочестия и религиозности. В литургический календарь входят пышные шествия в честь икон, напр., в кон. XII в. икона Одигитрии приносилась из мон-ря Богородицы Одигон в Б. д. Из многочисленных произведений монументального искусства Б. д. единственными сохранившимися являются напольные мозаики перистильного двора в р-не дворца Дафна (предположительно VI в.). Они выполнены в обычном для ранней Византии эллинизирующем стиле, играют декоративную роль и лишены к.-л. образов христ. тематики. Об искусстве Б. д. приходится судить по средневек. описаниям, а также по нек-рым сохранившимся лицевым рукописям, создававшимся по заказу императоров или их приближенных и отразившим идеи и эстетические вкусы той или иной эпохи. Из описания Евсевия Памфила известно, что имп. Константин на потолке «самого большого» зала Б. д. поместил мозаичное изображение креста. Такой же крест и поверженный дракон рядом с ним были изображены на мозаичной панели в вестибюле дворца ( Eusebius. Vita Constantini. III 48). Источники эпохи ранней Византии (Прокопий Кесарийский, Иоанн Эдесский, Пасхальная хроника и др.) сообщают о великолепии дворца, о постройках тех или иных императоров. В «Хронографии» Феофана (нач. IX в.) есть рассказ о том, как в 726 г. по приказу имп. Льва III Исавра был уничтожен мозаичный образ Христа на воротах Халки ( Theoph. Chron. P. 405), и это стало началом иконоборческой эпохи. Однако неизвестно, когда эта мозаика была создана, и даже достоверность рассказа Феофана ставится под сомнение совр. исследователями. Еще один рассказ о снятии образа с Халки относится к 814 г., к правлению имп. Льва V (Scriptor Incertus de Leone/Ed. I. Bekker. P. 354-355). После возвращения к иконопочитанию в сер.- 2-й пол. IX в. в Б. д., как и по всей империи, реализуется обширная программа по украшению зданий в соответствии с новыми эстетическими принципами.

http://pravenc.ru/text/149715.html

Император Балдуин недолго помышлял о сопротивлении. Выйдя из Влахернского дворца, а по другим известиям – из Пантократорского монастыря (ныне Зейрек-джами), бросив свои регалии – корону и меч, он поспешил сесть на венецианский корабль; последний немедленно отплыл на остров Евбею, бывший в латинских руках. Примеру Балдуина последовали латиняне, вернувшиеся из Дафнусия поспешно, но слишком поздно: на стенах Константинополя стояли греки. Мало того, они увидели в огне венецианский квартал по Золотому Рогу и бросились спасать свои семейства, свои сокровища, чтобы покинуть греческую столицу, бывшую в их руках 57 лет. Сам царь Палеолог, находившийся в Лидии, лишь через несколько дней узнал об изгнании латинян из Константинополя. Влиятельная сестра его Евлогия первая получила об этом донесение. Ночью она разбудила Михаила, повторяя: «Царь, ты взял Константинополь! Христос даровал его тебе!» Михаил не сразу понял, в чем дело. Не сразу поверил и двор, но через день было получено и официальное донесение. Царь держал речь перед сановниками, радуясь предстоящему изгнанию всех латинян из греческих земель. Вскоре царь с супругою Феодорою и с 2-летним сыном Андроником собрался в древнюю возвращенную столицу; на Успение был назначен торжественный въезд по особому церемониалу. Перед Золотыми воротами шествие остановилось; митрополит Кизикский, за отсутствием патриарха, прочел с высоты городских стен составленный Акрополитом акафист из 13 молитв; после каждой молитвы царь со всем двором падал ниц и возглашал сто раз «Господи, помилуй». Въезд был подобен крестному ходу; перед царем несли чудотворную икону Одигитрии; служили перед Студиевым монастырем, молились в Софии, и затем Михаил Палеолог въехал в Большой дворец. Немедля он послал за Арсением Авторианом и убедил его вернуться на патриарший престол, обещав обогатить новыми вкладами св. Софию, ограбленную латинянами, и, вероятно, возобновил обещания, данные до вступления на престол, о соблюдении прав патриарха и Церкви. Вслед за тем патриарх Арсений вторично помазал Михаила на царство при торжественной обстановке в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Иоанн VI Кантакузин, приняв монашеский постриг с именем Иоасаф. В 1370 г. игум. мон-ря Феодосий стал митрополитом Трапезунда. В XV в. о богатстве Манганского мон-ря упоминают путешественник Клавихо и анонимный рус. паломник. Они сообщают, что мон-рь был окружен обширными садами, имел нек-рое число жилых зданий; его собор был украшен мозаиками с изображением Вознесения в куполе, разноцветными мраморными плитами. Перед храмом находились баптистерий и бассейн. В 20-х гг. XV в. перестраивалась алтарная часть собора св. Георгия на средства имп. Иоанна VIII Палеолога и августы Марии. В те же годы диаконом мон-ря был известный ученый Марк Евгеник, он занимался богословием и собрал вокруг себя группу учеников, одним из к-рых был буд. К-польский Патриарх Дионисий I (1466-1471). В 1437 г. Марк Евгеник занял митрополичью кафедру Эфеса. В 1431 г. иером. и катигумен мон-ря в Манганах Макарий Курунас был включен в свиту имп. Иоанна VIII для поездки в Рим. Из-за смерти папы Мартина V путешествие было отложено, а позднее, когда Иоанн VIII действительно отправился на запад, Макарий Курунас отказался его сопровождать. В 1200 г. в мон-ре хранились шлем св. Георгия и рука мч. Прокопия, в нач. XIV в. сюда перенесли святыни из ц. Богородицы Фара - орудия Страстей Христовых (посох, пурпурный плащ, копие, губку). В описании Клавихо отмечено, что в нач. XV в. эти святыни были перенесены в мон-рь Христа Человеколюбца в К-поле, в то время как орудия Страстей находились в Манганах до 1453 г. Сохранилось неск. рукописей из монастырской б-ки, большинство из них XIV в. Среди древнейших рукописей - кодексы Heidelberg. Pal. gr. 398 (сочинения Арриана; 2-я пол. IX в.), Monac. gr. 356 (Гомилии Иоанна Златоуста; 2-я пол. X в.), Vindob. hist. gr. 20 («История» Иосифа Флавия; 2-я пол. X в.), Scorial. gr. III-8 (комментарии Василия Великого на прор. Исаию; кон. XII в.). В 1453 г. мон-рь прекратил свое существование и был занят общиной тур. дервишей, однако, вероятно, уже через неск. лет его земельный участок был включен в состав Сераля - новой резиденции Мехмеда II.

http://pravenc.ru/text/149715.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010