Камисий 2 , как это можно судить по изображениям святых чтецов и вообще низших клириков в известном лицевом Месяцеслове византийского императора Василия II Македонянина (1025) и на основании описания одеяния певцов Софийского храма, сделанного очевидцем, нашим путешественником в Константинополь в конце XIV века диаконом Игнатием Смолняниновым, который сопутствовал туда русскому Митрополиту Пимену, представлял из себя длинную широкую белую или пурпурную одежду на подобие рубашки, покрывавшую все тело носящого ее от головы до пят и имевшую широкие и длинные рукава, стягивавшиеся у самых кистей руки 3 . «Певци же стояху украшени чюдно, пишет диакон Игнатий, ризы имеяху, яки стихари, широци и долзи, а вси опоясани, рукава же риз их широци и долзи, ови камчати, ови шидны (вариант: шидяны), наплечши с златом и круживом. Старейший их бе красен, аки снег бел... На главах их оскрилци (воскрыльцы остры 4 со златом и с бисером и с круживом» 5 ). Но это камисий позднейшего времени и, быть может, парадный, надевавшийся в исключительных случаях, как напр., при коронации императоров, как это было в 1390 году при короновании императора Мануила, в приезд наших русских путешественников Митрополита Пимена и диакона Игнатия, но в большинстве случаев камисий был простою льняною нижнею одеждою без всяких украшений, как это ясно можно видеть и из лицевого Месяцеслова Василия II Македонянина 6 и из памятников византийской придворной жизни. По Обряднику императора Константина, в камисиях приглашались певцы и анагносты во дворец 7 на обед в числе прочих гостей; это же одеяние в подобных случаях имели на себе и диаконы 8 . Доместики певцов, появлявшиеся во дворец, чтобы вместе с певцами дивным пением стихир услаждать слух приглашенных на обед, надевали на себя не только камисии, но и фелони 9 белого цвета (λευκν φελωνων или λευχημονοντας). Г. Кодин в «De officiis», описывая обряды императорского двора своего времени, говорит также о том, что певцы во дворец императоров являлись за царский стол для исполнения своих обязанностей в камисиях поверх иматия и в покрывалах на главах, при чем доместик и протопсалт были одеты в камисии белые (λευκ καμισια), а прочие все певцы в камисии багряного цветга (πορφυρ) 10 . Несомненно, камисий имеют в виду и литургические памятники южно-славянского происхождения XVI века. В «последовании на поставление чътца и певца и вьсакого книгочиа или инии кои премудрости» говорится, что, по пострижении епископом и клириками «вь седалищи церковне», поставляемый в это звание «пакы приводитсе кь превьсщенникоу иеть и вьземь льненоу одеждоу и одевает иего» 11 . Эта белая льняная одежда в других чинах поставления низших клириков называется ,,τν τετυπωμνην στολν» 12 – уставленным одеянием» 13 или «проображенною одеждою» 14 . Едва ли, впрочем, можно отрицать и то, что к XVI веку «льняною одеждою», или «лъненица» южно-славянские чины называют уже и малую фелонь, в которую облекали в это время не только низших клириков, но даже и иподиаконов 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Иоанн IV, патриарх Константинопольский (ум. в 595 г.) Прозванный «Постником» константинопольский патриарх Иоанн происходил из бедной семьи и в молодости готовил себя к ремеслу резчика. Однако, познакомившись с монашеской средой, он увлекся идеей аскезы, принял обет поста, стал монахом, а затем дьяконом храма св. Софии. В течение нескольких лет Иоанн был сакелларием – блюстителем мужских и женских монастырей в столице. В обязанность ему вменялись не только заботы о внешнем состоянии монастырских зданий, но и наблюдения за внутренней дисциплиной в монастырях. Когда его избрали в патриархи (582 г.), он хотел избежать этого и скрылся в одном из предместий Константинополя, но был насильно приведен во дворец, где и состоялось его посвящение. Лишенный с молодых лет систематического образования, Иоанн писал по внутреннему побуждению, под влиянием непосредственных впечатлений от окружающего. Его занимали вопросы покаяния, исповеди, бессмертия души. Овладев наиболее простым стихотворным размером, ямбическим триметром, Иоанн, в расчете на легкое усвоение, изложил таким образом отдельные положения монастырского устава. ПРЕДПИСАНИЯ МОНАХУ 347 Блюдя прилежно скромность добронравную, Как должно, инок, взор держи потупленным: По сторонам бесчинно не мечи очей. Умей молчать, умей сказать ко времени. В одежде, сколь возможно, ограничь себя, А что до яств, ты должен на одно смотреть: Чтоб только немощь поддержать телесную. Что на столе поставлено, вкушать не грех, Но беса берегись чревоугодного. Не смей одними кушаньями брезговать. Другие выбирать себе по прихоти. А кто брезглив, таким и мы побрезгуем. По большей части вовсе избегай вина. Лишь занедужив, пригуби во здравие. На людях скромно руки под плащом держи; Да попусту за трапезой не важничай И будь готов собрату услужить во всем. Болтливости и сплетен, как бича, беги: Они ввергают сердце в скверну смертную. Не смей плеваться посредине трапезы. А коль нужда припала так, что мочи нет, Сдержись, скорее выйди и откашляйся. О человече, есть и пить желаешь ты?

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Император Константин VII Багрянородный. «О церемониях Византийского двора». Отрывок: О приеме княгини Ольги. Сочинение императора Константина VII Багрянородного «О церемониях византийского двора» содержит ценнейшие сведения о пребывании в Константинополе св. княгини Ольги. Иператор повествует о том, как он принимал в своем дворце Ольгу, перечисляет дары, поднесенные ей и членам ее посольства. Текст и примечания приводится по изданию: Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX — начало XII в.) Приложение 1. С. 360. О времени и обстоятельствах пребывания Ольги в Константинополе см. Литаврин Г.Г. К вопросу об обстоятельствах, месте и времени крещения княгини Ольги. Текст Другой прием — Ольги Росены. Девятого сентября, в четвертый день [недели], состоялся прием, во всем подобный вышеописанному, по прибытии Эльги, архонтиссы Росии. Сия архонтисса вошла с ее близкими, архонтиссами-родственницами и наиболее видными из служанок. Она шествовала впереди всех прочих женщин, они же по порядку, одна за другой, следовали за ней. Остановилась она на месте, где логофет обычно задает вопросы. За ней вошли послы и купцы архонтов Росии и остановились позади, у занавесей. Все дальнейшее было совершено в соответствии с вышеописанным приемом. Выйдя снова через Анадендрарий и Триклин кандидатов, а также триклин, в котором стоит камелавкий и в котором посвящают в сан магистра, она прошла через Онопод и Золотую Руку, т. е. портик Августия, и села там. Когда же василевс обычным порядком вступил во дворец, состоялся другой прием следующим образом. В Триклине Юстиниана стоял помост, украшенный порфирными динисийскими тканями, а на нем — большой трон василевса Феофила, сбоку же — золотое царское кресло. За ним же, позади двух занавесей, стояли два серебряных органа двух партий, ибо их трубы находились за занавесями. Приглашенная из Августия, архонтисса прошла через Апсиду, ипподром и внутренние переходы самого Августия и, придя, присела в Скилах. Деспина между тем села на упомянутый выше трон, а ее невестка — на кресло. И [тогда] вступил весь кувуклий, и были введены препозитом и остиарием вилы: вила первая — зосты, вила вторая — магистратиссы, вила третья — патрикииссы, вила четвертая — протоспафариссы-оффикиалы, вила пятая — прочие протоспафариссы, вила шестая — спафарокандитатиссы, вила седьмая — спафариссы, страториссы и кандидатиссы.

http://sedmitza.ru/lib/text/443901/

ВИЗАНТИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА IV–VI вв. I Период с IV по VI в. н. э. был тем временем, в течение которого восточная часть Римской империи превратилась в Византийскую империю. Этот процесс шел в трех направлениях: развитие элементов феодальных отношений в экономике, укрепление абсолютной императорской власти в политике и рост влияния христианства в идеологии. Все эти моменты отчетливо намечаются уже в правление Константина I (306–337 гг. н. э.). Имя Константина связано с двумя крупнейшими событиями эпохи – с основанием новой столицы Римской империи и с легализацией христианства. Первое событие было вызвано тем, что Рим уже к III в. утратил прежнее значение: он был открыт для надвигающихся с севера варваров, торговые связи его ослабели. Императоры стали избирать своей резиденцией то Милан, то Трир, то Никомедию. Константину удалось найти для новой столицы наиболее удачное место – это был греческий город Византий 1 , находившийся на торговом пути из Европы в Азию, между восточной и западной половинами империи. Закладка новой столицы состоялась в 324 г., освящение – 11 мая 330 г. И те и другие торжества происходили в присутствии коллегий языческих жрецов и христианского духовенства. Новая столица получила официальное название «Нового Рима» – так говорилось о ней в эдикте, вырезанном на мраморной колонне в день освящения. Несколько позднее к этому названию прибавилось и второе, по имени основателя города – Константинополь (Κωνσταντνου πλις), которое осталось и для последующих веков. За короткое время город достиг внешнего блеска и великолепия. Были построены роскошный императорский дворец, украшенное античными статуями здание для заседаний сената, термы, библиотека, большой ипподром; для украшения Константинополя со всех концов империи были свезены лучшие произведения античной скульптуры. Второе событие было вызвано теми изменениями в идеологии, которые стали наиболее заметны на рубеже III–IV вв. Зародившееся в Палестине I в. н. э. христианство , несмотря на двести с лишним лет полулегального существования и периодические преследования, к началу IV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Глава 1. Разорение Константинополя Выше было изложено, при каких обстоятельствах в пасхальный понедельник 1204 г. латиняне ворвались в Константинополь. Впервые пала гордая, богохранимая столица преемников Константина Великого . Твердыня, некогда устоявшая перед полчищами персов и победоносного калифата, была захвачена сборною дружиною в 20 000 человек. Как только рыцари захватили стены, громадное греческое население до 400 000 человек было охвачено паническим страхом, сопротивлялись немногие, без системы. Без боя были захвачены отчасти укрепленные великолепные дворцовые кварталы: Влахерны с остатками царской гвардии, Большой дворец верхний и нижний, приморский Вуколеон. Богатые жители заперлись в своих домах; простой народ, женщины и дети при виде рыцарей складывали пальцы крестом, крича: «Да здравствует святой царь маркиз», т. е. вождь крестоносцев Бонифаций Монферратский. Вооруженные греки толпой загородили улицы, тесня и давя друг друга, они спешили покинуть город; часть их, как Ф. Ласкарь, переправлялась на азиатскую сторону. Кровопролитие было не так велико, как можно было ожидать от разъяренных рыцарей, погибло всего около 2000 греков. Притом убивали, по словам очевидца, преимущественно бывшие с крестоносцами латинские купцы, изгнанные греками из их кварталов во время осады. Рыцарей привлекала неслыханная добыча. Убит был из них всего один, и тот случайно. Участник похода парижский каноник Гюнтер, прерывая свой рассказ лирическими отступлениями в стихах, сохранил нам во всей свежести настроение благочестивых грабителей: Вторгнись, доблестный воин Христов, Вторгнись в город, Христом данный победителю. Смотри: царь миролюбивый Христос на осляти Предшествует тебе с радостным лицом. Ты воюешь за Христа, исполняешь приговор Судии Христа, твое желание впереди твоего оружия. Вторгнись, грози, гони робких, наступай сильнее, Голосом греми, потрясай оружием, но не проливай крови! Вселяй страх, но помни, что братья Те, кого ты теснишь, это они заслужили своею виною. Христу угодно обогатить тебя добычею виновных,

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

После того как император Маврикий был убит (601 г.) , Фокой, осуществившим это, была захвачена императорская власть. Дела христиан были доведены им до таких бедствий, что многими распевалось, что, в то время как персы извне опустошают державу ромеев, Фока прилагает к этому еще более силы изнутри. 1 Это сделалось невыносимым для ромеев. Поэтому тогдашние правители Ливии, которые набрались смелости благодаря большому расстоянию, а также и потому, что им была вручена Маврикием стратигия (это были два брата – Ираклий и Григорий), договорились послать совместно сыновей (610 г.) с обоюдным условием, чтобы тот из них, который прибудет вперед, если сможет, захватил бы императорскую власть. И вот они послали морем Ираклия, сына Ираклия, снарядив большой флот из судов, заполненных командами из афров и маврусиев. 2 Никиту же, сына Григория, с многочисленным конным войском послали сушей. Ираклий, сопутствуемый счастливым жребием и нагруженный самыми благоприятными ветрами, опередил Никиту, благополучно приплыл в Византию и уже приблизился к захвату города. Крисп же, это был зять Фоки, который тогда занимал пост эпарха города ( τον του υπαρcου τηv πολεωv Jρονου) и был могущественным среди императорских людей, был враждебно настроен по отношению к Фоке, потому что был им всячески оскорбляем по причине низвержения его, Криспа, статуи. Дело в том, что как-то димоты из партий противоположных цветов 3 незаконно поставили ее наравне со статуей Фоки. 4 И он вступил на путь коварства. Уверяя обманным образом Фоку, что он трудится в его пользу, и подтверждая, что Ираклий пришел на собственную погибель, он в то же время содействовал Ираклию к лучшему осуществлению [его целей]. И окружающие Фоку зрители 5 сколь и граждане ( και οσον πολιτικον) восстали, ибо уже димоты из партии зеленого цвета [прасины] подожгли императорские помещения [кесарий] и возглашали о чужом царствовании. Но узнав о сильном наступлении на них войск Ираклия, они покинули императора и перешли на их сторону. Некто по имени Фотий, который был оскорблен Фокой, так как его жену император некогда обесчестил, проникнув во дворец с множеством войска, тотчас же захватил Фоку, снял с него императорское облачение, закутал его в черные одежды, скрутив руки, связанные за спиной, и на судне вручил пленника Ираклию. Ираклий, увидев его, сказал: «Так-то несчастный, ты правил государством». Тот же ответил: «А ты намереваешься лучше управлять?» И сразу же Ираклий еще на корабле приказал подвергнуть Фоку казни мечом, затем отсечению членов, в тою числе правой руки от плечевого сустава, и повесить их на копья, а тело его протащить к так называемому форуму Быка 6 ( την του βοοv λεγομενην) и там его предать сожжению. [Ираклий] приказал. и Доментиола, брата Фоки, и Воноса, и Леонтия, хранителя императорской казны (ton twn basilikwn crhmatwn tamian), до конца поддерживавшего Фоку, казнить. Так это и произошло.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Скачать epub pdf Память святого Каллиника, патриарха Константинопольского Память 23 августа Святой Каллиник первоначально был священником и сосудохранителем Влахернского 5209 храма во имя Пресвятой Богородицы. Когда же патриарх Павел отошел ко Господу, святой Каллиник был возведен на патриаршеский престол. Это было в царствование Юстиниана II 5210 , – царя злонравного и не богобоязненного, который притеснял весьма многих (христиан), не уважал духовного чина и не чтил храмов Божиих. Сей царь строил для себя большой и прекрасный дворец, который хотел назвать своим именем. По близости от того дворца находился храм, воздвигнутый во имя Пресвятой Богородицы; храм сей назывался митрополичьим. Так как одну из стен дворца, строившегося по приказанию императора Юстиниана, нужно было вести мимо упомянутого храма, то император задумал разрушить его, дабы храм не был помехой воздвигаемому дворцу, тем более, что именно на том самом месте должны были быть построены ступени и крыльцо перед входом во дворец. Император приказал патриарху преподать молитву благословения для разборки упомянутого храма. Но патриарх воспротивился царю, сказав: – Я не имею молитвы на разорение храма; напротив того, у меня есть молитвы на основание и созидание храма, ибо Бог сотворил мир для бытия, а не для разрушения. Тогда посланники царя начали с силою упрашивать патриарха и даже принуждать его исполнить повеление императора. Он же, прослезившись, воскликнул: – Слава Тебе, Христе, терпящему всё! И тотчас храм разрушился. Спустя непродолжительное время, по праведному суду Божию, и самого царя постигло разорение: ибо он был с бесчестием изгнан из своего царства, а выстроенный им дворец стал жилищем других. Совершилось всё это таким образом. Когда император узнал, что жители Константинополя ропщут на него, так как не любили его за частые притеснения и за беззаконную жизнь его, и услышал, что в городе все дурно отзываются о нем, то преисполнился гнева и ярости на весь город; потом приказал патрицию 5211 и воеводе Стефану, мужу жестокому, без милосердия проливавшему кровь человеческую, родом персу, скрытно от всех приготовить вооруженных воинов и в ближайшую ночь неожиданно напасть на благороднейших граждан и умертвить их всех без пощады.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ В этой статье неполная разметка Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Св. великомученик Димитрий Солунский Димитрий Мироточивый, Солунский (+ ок. 306 ), чудотворец , великомученик Память 26 октября Один из наиболее чтимых святых в православном мире. Греки именуют вмч. Димитрия Мироточивым, т.к. его мощи источали миро , а в византийских текстах великомученик часто называется Победоносцем, поскольку большинство чудес вмч. Димитрия связано с оказанием военной помощи. На Руси особо почитается как покровитель воинов и защитник отечества. После Куликовской битвы установился обычай поминовения погибших воинов в ближайшую субботу перед празднованием памяти вмч. Димитрия. Позже эта традиция распространилась на всех усопших православных, и день стал называться Димитриевской родительской субботой . Сохранившиеся «Мученичества св. Димитрия» дошли до нас в текстах не ранее IX в. Болландист К. Биэй (де Би) , а затем И. Делеэ разделили их на 3 редакции, представляющие собой разные стадии формирования агиографической традиции вмч. Димитрия, каждая из которых развивает и обогащает предыдущую. В основе т. н. Passio prima вмч. Димитрия («Первого Мученичества»), относящегося к IX в., лежит древнее несохранившееся сказание о великомученике. Это описание мученичества, ставшее источником всех последующих, представлено в 3 версиях: в «Библиотеке» Константинопольского патриарха Фотия Cod. 255 , в лат. переводе Анастасия Библиотекаря 876 г. вместе с рядом посмертных чудес вмч. Димитрия. , в кратком «Мученичестве» . Согласно Passio prima, вмч. Димитрий был ревностным учителем христианской веры в Фессалониках . С прибытием в город рим. имп. Максимиана начались преследования христиан. Перед началом гладиаторских боев Максимиан повелел арестовать вмч. Димитрия, проповедовавшего недалеко от стадиона. Святой был заключен в находящихся неподалеку термах (общественных банях). Любимец Максимиана гладиатор Лий, обладавший сверхъестественной силой, был побежден юным простолюдином по имени Нестор . Разгневанный император вернулся во дворец и, когда ему сказали, что вмч. Димитрий напутствовал Нестора на поединок, он приказал пронзить святого копьями. Ночью благочестивые христиане взяли тело вмч. Димитрия и похоронили его среди развалин рядом с термами, где он был убит. Позднее здесь стали происходить чудеса и эпарх Иллирии Леонтий построил на этом месте часовню-мартирий во имя вмч. Димитрия. Passio prima не содержит никаких указаний ни на социальное положение вмч. Димитрия, ни на духовную дружбу Нестора с великомучеником как в более поздней агиографической традиции (в версии патриарха Фотия связь между победой Нестора и казнью вмч. Димитрия вообще отсутствует).

http://drevo-info.ru/articles/7689.html

Иоанн IV Постник Иоанн IV Постник , патриарх константинопольский с 12-го апреля 582 г. до 2 сентября 595 г. Сын небогатых родителей, Иоанн в молодости сделался рещиком. Но природное влечение к аскетической жизни вскоре направило его на иной путь. Он стал сближаться с лицами монашествующими и у них именно искать пищи, которой требовала религиозно настроенная натура. Его первоначальным учителем был палестинский монах Евсевий, который долгое время проживал у него в доме. Под внешним воздействием врожденные наклонности Иоанна к аскетизму обнаруживались сильнее, а это обстоятельство дало повод Евсевию сообщить о подвигах своего ученика тогдашнему патриарху Евтихию. Евтихий, сам замечательный подвижник, обратил внимание на Иоанна, постриг его в монахи и посвятил в диакона при храме св. Софии. Патр. Иоанн III Схоластик поручил ему должность сакеллария. В ведении сакеллария находились все как мужские, так и женские монастыри константинопольской епархии. Он наблюдал не только за внешним благосостоянием их, но и за их внутренним порядком: был уполномоченным от патриарха блюстителем монастырской дисциплины и поведения лиц монашествующих. Молва об аскетических подвигах Иоанна, а равно его пастырская опытность, выказанная в управлении монашеством константинопольского округа, остановили на нем внимание царя и столичного духовенства, как на достойном кандидате на патриаршую кафедру по смерти Евтихия. Когда было сделало ему предложение в этом смысле, он решительно отверг его, считая себя недостойным. Импер. Тиверий нашелся вынужденным сделать распоряжение – привести его во дворец. – Вступив в управление обширною паствой, несмотря на увеличение забот и обязанностей, Иоанн остался верен своей прежней подвижнической жизни. Иногда он по целым дням повергался ниц и молился. А насколько велико было его воздержание в пище, об этом достаточно говорит уже одно название «Постника», указывающее, что подвиги его в этом отношении были необычайны и вызывали удивление у современников и потомства. К этому присоединялся крайне незначительный отдых: Иоанн спал большею частью сидя; а для того, чтобы проснуться в положенное время, он свечу прикреплял к веревке, протянутой над сосудом с водою; свеча, догорая, сжигала веревку, которая падала в воду и этим будила подвижника.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Храмы в честь праздника Похвалы Богородицы в Московском Кремле Похвала Богоматери с Акафистом. Середина XVI в. Фрагмент В 625 году от Рождества Христова в субботу 5-й недели Великого поста Константинополь осадили иноверцы персияне. Император с войском вышел врагам навстречу, но те коварно напали на беззащитную столицу с моря. Весь город пал в слезной молитве пред образом Пресвятой Богородицы. И после того, как патриарх опустил в море край иконы, поднялся шторм и потопил вражеские корабли. Так в чудесно спасенном Константинополе утвердился новый церковный праздник во славу Божией Матери, именуемый «Похвалой Богородицы». Именно с этого праздника в далеком XII веке началась история Москвы и самого Кремля. «Похвалився, на Русь пошли…» Праздник Похвалы Богородицы стал историческим днем рождения Москвы. В канун этого церковного праздника, в пятницу 4 апреля 1147 года, суздальский князь Юрий Долгорукий (сын Владимира Мономаха, правнук Ярослава Мудрого и византийского императора Константина Мономаха) принимал у себя в гостях князя новгород-северского Святослава Ольговича – отца того самого князя Игоря, который потом был воспет в «Слове о полку Игореве». В те годы Русь раздирали междоусобные войны за киевский великий престол. Князь Святослав Ольгович, союзник князя Долгорукого, потерпел сильную неудачу, бежал от недругов в Суздальские земли, но потом с поддержкой Долгорукого несколько укрепил свое положение и получил от него знаменитое приглашение: «Буди, брате, ко мне на Москву». Приняв приглашение, Святослав прибыл с малолетним сыном Олегом и с малой дружиной. Эта встреча состоялась примерно на том месте, где потом расположился великокняжеский двор в Кремле близ Боровицкой башни и где позднее был построен Большой Кремлевский дворец. Встречен гость был очень радушно: хозяин подарил его сыну «пардуса» – вероятно, ценную шкуру барса, но может быть, и живого зверя, а самого князя щедро угостил. Однако шел Великий пост, к тому же была пятница, а оба князя были православными христианами. И потому великий пир, знаменитый «обед силен» в честь дорогого гостя был благочестиво дан на следующий день, в субботу, на праздник Похвалы Богородицы. Это событие попало в летопись, словно в предзнаменование русской столице. Уже в 1156 году то место на Боровицком холме было обнесено деревянными крепостными стенами. А потом в нем появились и храмы, посвященные празднику Похвалы Богородицы – «престольному празднику» Москвы.

http://pravoslavie.ru/765.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010